Американское воспитание: от пуританства к узаконенной свободе. Некоторые особенности семейного воспитания в сша

В США принято приветствовать новую жизнь. Громко, шумно, весело, а главное - самой широкой из всех улыбок

Чтобы понять, откуда берутся взрослые американцы, как они есть, нужно пройтись по улицам с младенцем и пару часов провести на городской детской площадке. А затем заглянуть в ближайшую школу. Поскольку здесь тот же принцип: США, как и другие страны, начинаются в условной песочнице.

Каждый день я с ней (в коляске или в слинге) иду к океану, на детскую площадку, в парк или в ресторан. Благодаря чему получила бесценный опыт, и обросла миллионом подсмотренных и подслушанных историй. Об отношениях между родителями и детьми. Об отношениях между детьми и детьми. И вообще - о воспитании в США.

1. Младенцы, или "Самый прекрасный малыш в мире". Младенцы здесь - предмет культа, восторга и интереса вообще всех. Завидев маму с младенцем, практически любой прохожий набирает больше воздуха, приближается и обязательно заглядывает в коляску, чтобы с неподдельным восторгом сообщить, что младенец прекрасен, что он - самое красивое дитя на свете. Спросит, сколько младенцу отроду и, реже, но все же, попросит подержать.

В кафе недалёко от меня официантка, заметив Оливу, натурально смахнула слезу. Затем убежала внутрь (мы были на террасе) и вернулась с коллегой. «А можно и она посмотрит, - спросила меня официантка, подталкивая коллегу вперёд. - Она страшно сентиментальна». Я, безусловно, разрешаю. И ещё разрешаю подержать ребенка на руках. Обе находятся в состоянии практически аффекта. Улыбаются от уха до уха. Не только мне, но и младенцу.

И тут дело не в Оливе (хотя, как нормальная мама, я её считаю самым прелестным ребёнком в мире), дело в культуре. Точнее в культе. Здесь принято приветствовать новую жизнь. Громко, шумно, весело, а главное - самой широкой из всех улыбок.

Вот именно из этого восторженного отношения к новой жизни вырастает, мне кажется, американская невыносимая лёгкость бытия и умение праздновать жизнь.

2. Дошкольник, или "Какой ты молодец". В США нет детских садов в нашем понимании. То есть места, куда бы детвору сдавали в промышленных масштабах. И институт бабушек тут тоже не очень развит (кроме недавно переехавших "наших"). И неработающих мам тут тоже немного. Так что детей сдают в небольшие детские сады или нанимают бебиситтеров. А вне работы их повсюду таскают с собой: на футбольные матчи, в рестораны, в музеи и в гости. Вы никого не удивите годовалым ребёнком в слинге на светском рауте. И не просто не удивите - ребёнку там будут рады: ему станут улыбаться, с ним будут здороваться и разговаривать, и нахваливать даже за самые банальные штуки. Поощрять попытки маленького человека сделать что-то правильно.

Вы никого не удивите годовалым ребёнком в слинге на светском рауте. И не просто не удивите - ребёнку там будут рады: с ним будут здороваться и разговаривать

Во время обеда сын моих приятелей шести лет отроду от скуки заполз на высоченный барный стул. Он начал болтать с барменами, а затем принялся помогать симпатичному официанту, который его всячески подбадривал. Помощь - проще не придумаешь: отнести счёт, забрать меню, подать салфетки. Мы собрались уходить, и официант выдал мальчишке в качестве платы за помощь доллар: "It is your tips". Нужно было видеть сияющие от счастья и гордости глаза мальчишки. Этот официант сделал совершено незнакомому ребенку прививку нужности, самостоятельности и предпринимательства.

Детям всячески дают понять: ты важный, твоя помощь нужна, твои попытки что-то сделать - ценятся, ты не лишний, главное - действуй. Причём не только родители, но и окружающие. Своего рода "инклюзивная система воспитания детей", когда во взрослом мире их ценят в любом возрасте и не вытесняют в "специально отведённые места".

Я ни разу не видела, чтоб мамы одёргивали своих чад, требовали от них "вести себя прилично", пугали их "злыми дядями" или ругали за опрокинутую еду "что ты наделал, выпачкал новую футболку, весь в отца". Я ни разу не видела, чтобы посторонние люди одёргивали чужих детей или встревали в разборки пятилеток на детских площадках.

Более того - я ни разу не видела, чтобы американские мамаши вползали за своими чадами на все горки. И контролировали каждый шаг. Напротив - они обычно сидят где-то рядом, наблюдают за происходящим и в какие-то моменты громко хвалят своих детей (как по мне - по поводу и без).

Именно так, мне кажется, самоуважением воспитывается и свобода у американских детей. Когда человек не боится пробовать, не боится показаться лишним, не боится оказаться наказанным. И отсюда же - вот это предпринимательство как национальная черта. Хотя иногда эта абсолютная детская свобода кажется мне чрезмерной, и руки чешутся, хоть немного уместить её в рамки.

3. Школьники, или "Вы имеете право". В школах США, точнее в младшей школе, обучение - это эдьютеймент. Практически вся учеба проходит в игровой форме. Здесь по любому поводу поют песни, и тексты для них есть на все темы - от алфавита до правил безопасности. Я была поражена тому, как много детей приходит в нулевой класс, не зная алфавита, не умея читать и писать. Больше! Многие на Юге не говорят по-английски (только по-испански). Но никто не делает из этого трагедию и к концу подготовительного класса ситуация выравнивается. Зато именно в школе детей учат их правам и обязанностям. Знакомят с законом, учат азам бизнеса.

Ещё одни мои знакомые (в прошлом - киевляне) в Штатах живут второй год. Их дочь сейчас в выпускном классе и в первый учебный день я стала свидетелем семейного совета. Девочка выбрала довольно сложные предметы из-за преподавателей (то есть, выбирала педагогов, а не предметы) и по двум предметам получила других тьюторов. Но сам факт выбора предметов вызывал у нее восторг, ее потрясло, как много появилось возможностей и как много ее прав. А вот необходимость самой "разруливать" результаты своего не совсем удачного выбора оказались для неё большой и неприятной неожиданностью. Как и то, что в школе особо никто её не контролировал: учиться или не учиться - тоже было её право и её выбор. Педагоги - тема для отдельного поста. Скажу одно: в любой муниципальной школе немало учителей, которых дети любят, дружат с ними и в определённой степени ими восхищаются. И это, на мой взгляд, дорогого стоит.

Кстати, девочка в такой системе очень быстро научится принимать ответственность за свои решения. И исправлять свои ошибки тоже. И это - отличная прививка от патернализма, я считаю.

4. И последнее - безопасность. Американцы помешаны на безопасности детей и на защите их прав и интересов. Знакомые как-то рассказали, что наказывают своего сына. Но мера наказания всегда согласовывается с ним. Как это работает, понятия не имею, но факт остаётся фактом, как и то, что социальные службы в США действительно могут забрать из семьи ребёнка за то, что у нас считается нормой. Возможно, это одна из причин, почему детей в США не наказывают физически. Даже по попе не шлепают. Чревато.

Я не идеализирую отношение американцев к их детям. Я просто хочу сказать вот что: все успехи и проблемы Америки рождаются из их отношения к детям. Как все успехи и проблемы Украины - родом из украинского детства. И нет никакой конкретной науки в том, чтобы воспитывать наших детей как-то правильно. Всего-то и нужно помнить, что воспитывать их бесполезно - они все равно вырастут похожими на нас.

Говорят, что в Америке нет культуры — она есть, просто нашим народам с историей в сотни тысяч лет сложно понять новоиспеченную многорасовую толпу потомков изгнанников, рабов и преступников.

Настоящие Американские дети — это не оплот и будущее нации, а сливки потребительского общества.

Для того, чтобы понять, почему настоящих американских детей становится всё меньше и меньше, стоит рассмотреть демографическую ситуацию в стране , которая включает в себя уровень образования, наплыв эмигрантов и экономическое ущербное положение среднего класса в США.

Поскольку людей со счастливым детством становится всё меньше, они превращаются в некий элитный избалованный класс людей, которые не привыкли работать, но…

У этих детей с самого детства есть отличное обучение разным способам выживания в условиях капитализма и рыночной экономики. Эти дети прекрасно знают как надо сформулировать предложение, чтобы их просьбу даже не подумали принять за приказ и тем более отказать в ней. У детей поколения Х или Y уже с детства выработан менталитет, что бесплатным может быть только сыр в мышеловке. Ещё в детстве, чтобы заработать первое место среди участников соревнований они не соревнуются командами, они выживают каждый за себя. Тот кто первый выкрутится — получит приз, и не просто какой-то, а денежный. Этот ребёнок уже почувствовал вкус первенства.

В юношестве, работая в ресторане официантом, каждый зарабатывает чаевые себе. Никто не складывает их в общий котёл, чтобы поделить в конце смены на всех (как например у Китайцев). Как поработал — так и получил. Отсюда и безукоризненный сервис в местах общепита и в других похожих заведениях.

Поскольку с детства привиты права и обязанности человека как единицы в обществе эти люди знают, что за всё надо платить и любое отступление от правил и закона строго наказуемо. Если не учитывать регионы где гетто малоимущих и эмигрантов, нигде не встретишь граффити на стенах, подпалённые кнопки в лифте и не услышишь громкую разговорную речь с матом. Закон работает вне зависимости от социального статуса наказуемого. Этот факт отрезвляет. Как бы плохо не говорили о системе развития в этой стране, факты говорят сами за себя.

Приезжие дети эмигрантов вливаются в уже хорошо слаженный поток поведения и устоев общества продвинутой молодёжи и в некоторых вещах чувствуют себя несколько отсталыми в развитии, хотя академически почти все они подкованы намного сильнее.

Система образования

У меня сложилось такое впечатление, что система образования в этой стране изначально притуплена дабы создать физически окрепшую ватагу юнцов (как это было в Спарте). В обычных школах присутствует поразительный и поголовный уклон на физическую подготовку. Уже в 80-ых годах средняя продолжительность жизни в Америке была значительно дольше, чем в любых других странах.

Начнём с того, что дети здесь учатся (если это так можно назвать) по индивидуальному расписанию, что исключает стадное развитие отношений, видимо поэтому списывать не принято (это ниже твоего достоинства, ты же сам зубрил, а тут бесплатно знаниями делись) и бартерный обмен информацией попросту отсутствует — помните на что заработал, то и получил. Присутствует вполне достойная система обучения для детей, которые жаждут продвинутся в знаниях и ходят на более усиленный курс предметов, который всё равно слабо дотягивает до знаний нашей средней школы, но подготавливает желающих к поступлению в ВУЗ. Здесь всё рассчитано на личное желание человека, хочешь — учись, не хочешь — не учись. Насильно никто заставлять не будет.

И система-то у них слаженная такая, всё организовано и под присмотром, и так до 18-ти лет. Только уровень образования заставляет ново -испечённых эмигрантов других стран рыдать. Представьте себе, что у вас было такое детство до 18-ти лет…

С точки зрения родителей — это конечно дополнительные расходы. Если хочешь усиленную программу — учись на дому с частными учителями, есть частные школы, разные субсидированные заведения и программы дополнительного обучения, за хорошие результаты этим и стоит воспользоваться. Эти программы становятся доступными через программы меценатства, спонсорства — крупные компании, заинтересованные в будущем и сильных кадрах спонсируют данные программы. Нужно потратить много времени, чтобы изучить этот вопрос и найти подходящие варианты для своего детища. Как вы думаете, кто преподаёт в данных учебных заведениях? Правильно, лучшие из лучших, которые приехали работать в эту страну по контракту (известная как рабочая виза H1). Вот так и работает коммерческая система образования.

Борьба с алкоголизмом

В рамках борьбы с алкоголизмом в США не продают алкоголь людям до 21 года. Не продают, и очень строго это дело контролируют. Спрашивают удостоверение личности везде, в ресторанах, кафе, магазинах, барах. Приехав с визитом в США первый раз, моя мама всё удивлялась, что в этой стране только водителям наливают. Типичное и общепринятое удостоверение личности в США, как ни странно не паспорт, а водительские права. Водительские права в Америке выдают аж в 16 лет в некоторых штатах, не во всех.

В принципе всё ясно, сначала наберись знаний, окрепни, научись как минимум водить машину, а теперь как взрослый человек решай, пить или не пить. Как и в любой системе программа даёт сбой.

Вы видели, когда-нибудь Американского дитятко в 21 год? Среднестатистический подросток 15 лет выглядит весьма солидно. И вот, такому “ребенку”, который больше походит на шкаф, не продают пиво, сигареты, на дискотеки не пускают и собственно живут они как в детском саду — взрослый — принеси, взрослый — помоги, взрослый — подвези. Детишки не особо расстраиваются, они другого-то не знают, - малыши курят марихуану, глотают ЛСД, устраивают групповой секс и заражают друг дружку всякими венерическими заболеваниями, но пива не пьют.

Русскому человеку не понять, как до 21 года не ходить на дискотеки, не пить спиртное. У нас в 21 год уже пить бросают, а он только начинает, причем сразу с места и в карьер. Вернее не в карьер, а с места и в пол. Стоит заметить, что стойкий запах марихуаны стоит в воздухе на любом концерте. Курить-то, в принципе, можно уже во многих штатах, продавать с рук нельзя.

Говорить и обсуждать можно долго

Проживши здесь уже не один десяток лет, сложно определиться, что правильнее. Может и хорошо, что эти детки задумываются о смысле жизни только к 30-ти годам, у них ведь и проблем-то особых нет. Только корни и какие-то задатки смекалки, применение знаний на опыте жизни всё-таки надо прививать в более раннем возрасте. Что случится со всеми этими продвинутыми маркетологами развались вся их система в одночасье, остаётся только гадать. В этой стране в общей массе (есть, понятно, исключения) понятия не имеют о том, что воду можно набрать из колодца, а чтобы пить молоко, надо сначала корову подоить, только жизнь всё равно научит, случись не дай Бог несчастье. А пока, уровень знаний и квалификации навыков целиком и полностью зависит от желания, способностей найти инвесторов и кошелька родителей. Всё доступно, на разных уровнях — никакой поток информации не запрещен. Люди сами выбирают, а как известно от переизбытка возможностей и выбора рождается полное игнорирование проблем остального мира и просто лень. Им и так хорошо, зачем же стремиться к большему?

О своей новой американской жизни, об особенностях менталитета местных жителях о школах и детских садах, медицине и многом другом в США семья Тарановых поделилась с читателями 4mama.

О своем переезде в США

В Америку мы приехали 2 марта 2015 года. Скоро два года, срок совсем небольшой. Мы хотели дать детям лучшее, и Америка - это номер один была для нас. И когда случился резкий скачок доллара - наш бизнес рухнул, в тот момент мы и начали планировать переезд в другие страны (Чехия, Израиль). Нас уже пригласили на собеседование в консульство Израиля, когда мы узнали о выигрыше гринкард-лотереи. В этом плане нам повезло.

Насколько вы верили в выигрыш гринкарты?

Если честно, то мы не сильно верили, что можем выиграть. Но мы хотели увезти детей и дать им больше свободы и спокойствия. Играть в гринкард-лотерею США мы начали после рождения детей, именно они заставили нас взглянуть на вещи под другим углом. Играли 4 раза, но выиграли тогда, когда сомнений о переезде не осталось совсем.

С какими сложностями столкнулись в момент переезда и уже на месте?

Самой главной сложностью был языковой барьер. Английский язык здесь очень отличается от того, что мы учили школе. И если можно было в магазине справиться с нашим уровнем, то в поликлинике это было очень тяжело.

Получить хорошую работу тоже является большой трудностью для людей, которые не являются специалистами высокого класса в чем-то. У нас был свой бизнес, по сути мы торговцы. А в Америке востребованы профессии в других направлениях, таких как IT, бухгалтерия, медицина. Нужно получать американское высшее образование.

Об автомобилях в США

Машина нужна сразу по приезду. Без машины здесь очень тяжело, так как общественный транспорт ходит 1 раз в час, и в некоторых местах маршрут не проложен в принципе. Первое время в магазин ходили с чемоданом на колесиках.

Как дети восприняли переезд?

Дети, конечно же, скучают по своим друзьям в Санкт-Петербурге. Иногда общаются по скайпу, но уже редко. В маленьком возрасте адаптация и привыкание к новой жизни проходят быстро. Наши дети очень коммуникабельные и дружные. В школе их сразу полюбили и окружили вниманием и улыбками.

Сложнее всего было нашей дочке Алисе. В России она еще не закончила программу садика, а в Америке ее сразу взяли в первый класс. В России она всегда была позитивным лидером и пойдя в школу в США столкнулась с проблемами общения. Для нее это стало сильным стрессом. Но мы ей помогли справиться. Мы все: семья и школьные сотрудники.

Какие особенности образования в США

К сожалению, мы не посещали дошкольные учреждения в Америке. Детские сады здесь очень дорогие от 600$ в месяц за одного ребенка. Мы решили подождать полгода до начала обучения в обычной школе. Дети начинают ходить в школу с 5 лет в подготовительный класс. Большую часть времени они играют друг с другом, учатся общению и совместным играм с другими детьми. Начинают проходить цифры и буквы. И все настолько в непринужденной форме, что дети не ощущают дискомфорта или давления.

В американский школах объем знаний внедряют постепенно. Это не выглядит как снежный ком на голову ребенка. Из года в год ребенок начинает получать больший объем знаний. Постепенно подходя к высоким нагрузкам в университетах.

У маленьких детей здесь есть детство, до средней школы так точно. Они свободны. Мои дети могут полдня посвятить себе и играм. Это очень важно в их возрасте. В американской начальной школе нет перемен, их график построен так, что после одного урока у них перерыв на легкий завтрак, затем еще перерыв на прогулку и обед. Иногда математика просто сменяется музыкой, где дети могут немного подвигаться и потанцевать. Ведь в маленьком возрасте им нужно много двигаться, так уж устроен их организм. И мы рады, что в американских школах детям не нужно сидеть полдня за партой.

Раз в полгода детей возят на экскурсии. А также в школе с 3-го класса можно бесплатно научиться играть на музыкальных инструментах. Моя дочь занимается игрой на скрипке.

Плюсы жизни в Америке

Отношение к детям, инвалидам, пожилым людям на высоком уровне. А также работа государственных служб, таких как полиция, скорая, пожарная. Полицейский не имеет права остановить машину, если водитель не нарушил. Не придумывают правила, за которые можно взять деньги. Водители всегда пропускают машины с мигалками, отъезжая с дороги в сторону.

В Америке принято улыбаться всем, если вы встретились глазами. Несколько улыбок в день и настроение повышается, даже если они не совсем настоящие в нашем понимании. Но это намного приятней, чем тебя встречают хмурью.

В больших и маленьких городах одинаково развита инфраструктура. Можно жить в маленьком городе и иметь такие же магазины, продукты, банковские системы, уровень образования, как и в крупном городе. Очень хорошая социальная защищенность. Если кто-то потеряет работу и не сможет найти быстро новую, государство может помочь с питанием и медицинской страховкой. Действует очень много программ для многодетных семей.

Минусы жизни в Америке

Медицинское обслуживание очень дорогое, и не всегда хорошее. Американцы хоть и любят пообщаться, но общение далеко не заходит. Тяжело выстроить глубокие дружественные отношение с кем-то. Они не подпустят слишком близко.

Нет отпуска по уходу за ребенком, допустим, когда дети начинают болеть. В многодетных семьях болезнь может затянуться надолго, переходя от одного члена семьи к другому. Работодатели не будут ждать, пока ваш ребенок поправится и сможет пойти в школу.

Дорого стоят и разного рода страховки, услуги, связь, интернет, по сравнению с Россией. Хотя и заработки здесь выше.

О медицине

О медицине приходят двоякие мысли. С одной стороны она, конечно, качественная и с новейшим оборудованием, и вылечат тебя однозначно быстро, но при этом весьма дорого. Страховая система требует кардинальных реформ и, даже уже все Американцы сильно негодуют по поводу страховок и того, как это все устроено. Хотя если честно, мы особого дискомфорта пока не почувствовали, так как пока, к счастью, серьезно не болели.

Пару раз с дочкой обращались в травм пункт, и проходили регулярные обязательные обследования по аллергии и общему состоянию. Также разнится и качество услуг стоматологов. В том числе и качество обслуживания, а также цена, и общий уровень поликлиник.

В общем, что нам нравится в США, что у здесь есть всегда большой выбор сервиса. А не нравится то, что идешь к одному, потом к другому, к третьему и так далее. Перед тем как страховаться советую ознакомиться с местными терминами уровней-пакетов страховки, у американцев они очень специфические. Многие лекарства не купить без рецепта врача, а каждый прием у врача стоит денег.

О людях и отношении американцев друг к другу и к приезжим

Тема многогранная. Это зависит от того, в каком вы слое общества общаетесь. Но, как правило, все приезжие начинают с нуля, скажем 90 %, поэтому будем говорить об этих людях. Общаться вам придется с рабочим и простым классом в первое время, а возможно и всю оставшуюся жизнь, что поверьте не страшно и даже где-то интересно. Так как эти люди откровенны, просты и свои чувства они показывают сразу, не скрывают от тебя своего отношения. Если тебя человек сторонится, он тебе явно даст это понять, своим видом, взглядом и молчаливостью.

Но если же Американец к тебе проявляет интерес, то готовься быть изученным с ног до головы в хорошем смысле этого слова! Общения тебе предстоит по самое не хочу. Даже будешь прятаться от него по углам - все равно тебя найдет и будет обнимать и шутить, и расспрашивать, и рассказывать далеко не всегда смешные шутки. Одна из особенностей американцев, они любят шутить и подкалывать друг друга. Шутки везде и над всеми.

Сложилось впечатление, что Американцы не относятся серьезно к каким либо отношениям. Вчера с соседом мило беседуешь, а завтра он и не поздоровается. И наступает паника. Чем обидел его, что сделал не так. А по сути, они просто легко относятся к этому.

Чужаком ты в любом с лучшее будешь себя чувствовать в глубинках Америке, где уже на 100 % сформированы традиции и образы, и ты конечно никак не можешь соответствовать этим всем устоям. Ты - Чужак, но и с этим можно жить, если ты относишься к этому легко.

Отношение к детям в Америке

Отношение к детям на высоком уровне. В магазинах мамы не чувствуют дискомфорта приходя с 2-3 детьми, есть специальные тележки. Все двери открываются автоматически, нет бордюров и можно спокойно довезти все товары до машины. Поликлиники, банки, библиотеки оборудованы небольшими детскими зонами. Поэтому можно без труда отвлечь детей и решить важный вопрос со счетами в банке или занять ребенка в ожидании на прием к врачу.

Пешеходных зон в нашем городе мало, так как все передвигаются на машинах. Мамы с детьми обычно едут в парки, где дети могут покататься на горках, а мамы насладиться природой и озером. В нашем городе есть 5 музеев для детей, а также научный центр, где они могут не только весело проводить время, но и полезно в плане познаний чего-то нового.

Очень часто можно увидеть семьи, катающиеся вместе на велосипедах. Специальная дорога для велосипедистов проходит по городу и не пересекается с проезжей частью. Можно выехать в одном парке и добраться до другого. Бассейны и спортивные занятия, тематические мероприятия под праздники не дают скучать в нашем маленьком городе.

Совет тем, кто хочет, но боится (играть в лотерею, решиться на переезд)

Переезд это сложно, а переезд в другую страну сложнее в двойне. Но это приключение, приключение вашей жизни. Вернуться можно всегда, но попробовать стоит. Почувствовать себя в другом мире и изменить свой взгляд на мир.

Сейчас мы работаем с коучем в Америке, и нам очень понравилась тема ее работы «Лягушка в кипятке», суть которой заключается в следующем: «Если лягушку положить в прохладную воду и медленно ее нагревать, лягушка не будет воспринимать опасность и медленно погибнет. Но если лягушку опустить в кипяток, она выпрыгнет». Так же и с людьми: переезд это тот “кипяток”, который заставит вас выпрыгнуть из замкнутого круга, бремени, трясины.

Фото из личного архива семьи Тарановых



После рождения ребенка все родители хотят дать ему все самое лучшее - от памперсов до университета. Все мы хотим, чтобы наши дети росли умными, послушными, развитыми. Сейчас стало модно заимствовать разные методы воспитания за границей. Но все ли они подходят для нашей страны? Что же можно позаимствовать у самых развитых стран?


Япония: «царь», «раб» и «друг»

Сейчас много говорят о японской традиции воспитания. Ведь много людей, посетивших эту страну, заметили, что в Японии трудно увидеть капризного ребенка и нервную маму. Какая же тайна у родителей Страны Восходящего Солнца?

Все просто. Огромную роль в жизни малыша играет мама. С рождения и до трех лет японская женщина старается все время находиться со своим ребенком. Она носит его с собой повсюду, кормит по первому желанию, кладет спать возле себя. Японская мама добрая, нежная и терпеливая. Она не кричит, не читает нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Мама не говорит «нет». Она лучше заменит это слово на: «опасно», «можно порезаться», «будет больно».

Давно доказано, что именно с мамой младенец ощущает полную безопасность. В Японии в садик самых маленьких детей отдавать не принято, хотя ранние ясли существуют. Но чтобы устроить туда ребенка, нужно аргументировать, почему есть такая необходимость.

В Японии детство ребенка условно разделено на периоды. До пяти лет малыш - «царь», от пяти до десяти - «раб», от десяти до пятнадцати - «друг».

Удивительно, как из периода вседозволенности ребенок без проблем переходит в период жестких правил и ограничений. Такой способ воспитания напрямую связан с традициями и особенностью менталитета. С раннего детства малыш видит, что очень важно быть принадлежащим к обществу, находиться «в группе». Ребенок видит, как опасно остаться изгоем, огорчить дорогих людей, разочаровать маму. В школе для детей настает период острой конкуренции в учебе, причисление себя к какой-то группе, понимание важности быть одобренным.


Китай: родителям виднее

В Китае детей любят, но не спешат их баловать. Дети должны полностью подчиняться родителям. Послушание во всем. Дисциплина и покорность . Вот некоторые черты характера, которые прививают родители детям с раннего возраста.

Китайские мамы рано прекращают кормить ребенка грудью, отдают в ясли даже с трехмесячного возраста, дорожат работой, но няням доверять малыша не спешат. Очень большое значения для родителей имеет воспитание и учеба ребенка. Так сложилось, что Китай - страна с огромным перенаселением. Власти были вынуждены издать так называемый "закон одного ребенка". Ну а если ребенок один, хочется дать ему только все лучшее.

Все же с раннего детства китайские малыши придерживаются режима дня. Родители не дают спуску в учебе, никаких поблажек в занятиях спортом или музыкой. Так уж принято, что родители лучше знают, что нужно их детям. В ребенке воспитывают любовь к труду, привязанность к семье и почтение национальных традиций.


США: у детей прав больше

США - страна эмигрантов. Здесь сплелись десятки культур, и каждая имеет влияние одна на другую. Но все же можно выделить некоторые особенности воспитания детей, которые присущи этой стране.

В США нет декретных отпусков, собственно, место работы женщине никто не сохраняет. Потому выписывают маму и младенца с роддома как можно скорее. Некоторые женщины выходят на работу уже на третий день после родов . Куда же девают малыша? Конечно, оставляют с няней. Американские родители не бояться оставлять детей в яслях. Хоть и в США семья стоит на первом месте, бабушкам и дедушкам сидеть с ребенком не принято . Они - часть семьи, но не воспитатели.

Много моих друзей живет в Америке. Некоторые традиции воспитания, о которых они рассказывают, для меня, по крайней мере, странные. Ну и что, если у малыша температура, а мама хочет почитать журнал или посмотреть шоу, она же дала ему таблетку? Ну и что, если закутанный папа несет полураздетого сына по снежной улице? С ребенком ничего не случится за полчаса.

Дети с раннего возраста должны знать, что у родителей тоже есть личная жизнь . Малышей с первых дней жизни укладывают спать в отдельной комнате, не бегут по первому крику, практически не кормят грудью.

Но все же американские родители принимают активное участие в школьной жизни детей. Вся семья сопровождает малыша на выступлении или соревновании. Вспомните, когда папа вашего ребенка последний раз был в школе на собрании или празднике?

В США не принято ругать детей, законодательно запрещено бить. Они разговаривают с ребенком, дают понять, как он огорчил родителей. Если разговор не помогает, лишают любимых сладостей или развлечений. Хотя для меня остается загадкой, как заставить ребенка слушаться, если у него прав больше, чем у родителей?


Германия

Германия всегда ассоциировалась у меня с порядком. Да, это страна чистоты и правил. Это касается и детей. Рождаемость в Германии очень низкая, поскольку молодые люди не готовы жертвовать карьерой и свободой. И прежде чем заводить детей, подумают много раз. Но если решились становиться родителями, подойдут к этому с полной ответственностью.

Ребенок с раннего детства приучен к порядку. У малыша есть личное пространство - своя комната. Там можно делать все что угодно, но не во всем доме. С раннего детства малышу дают небольшие карманные деньги, таким образом, приучая распоряжаться собственными финансами. Родители имеют право на работу и личную жизнь. В Германии за детьми либо ухаживает няня, либо их отдают в детский сад.

Основная задача дошкольных заведений - не учить, а развивать ребенка, воспитывать в нем личность. Большое значение имеют развлечения ребенка со сверстниками.

Бабушки и дедушки также не принимают большого участия в воспитании внуков. В Германии не принято оставлять детей с кем-то, кроме родителей или няни.

Какие методы мы можем перенять

Конечно, в каждой традиции воспитания есть то, что нам мило, и то, что нам чуждо. Надо помнить, что успешное воспитание детей в определенной стране так работает благодаря менталитету ее жителей.

Много слышу о заимствовании методов воспитания детей у японцев . Но стоит помнить, что там эти способы работают благодаря тому, что так поступают все семьи, независимо от статуса и счета в банке. И богатые, и бедные дети боятся оказаться изгоями. У нас, к сожалению, вряд ли можно напугать ребенка состоятельных родителей тем, что он огорчил учителя.
Мне нравится то, японская что мама может быть мамой. Она не тревожится за карьеру и получает удовольствие от материнства.

Прельщает китайская дисциплинированность и выдержка. Но я бы не хотела решать за ребенка, сколько кружков ему посещать, сколько часов играть на ненавистном музыкальном инструменте.

Одна моя знакомая всегда говорит: «Не крадите у детей детство». В немецкой традиции воспитания мне нравится то, что детей начинают учить в школе, сады же предназначены для общего развития детей. И немецкие дети ничем не глупее остальных.

В американском стиле воспитания детей многое для меня остается странным. Детей до 12 лет нигде не встретишь без сопровождения взрослых. Дочь моих друзей в Украине с первого класса ездила в школу одна, разогревала себе обед и ходила в магазин. Когда семья переехала в США, девочка никак не могла привыкнуть к круглосуточному контролю над детьми.

Хоть юные американцы могут подрабатывать несколько часов в день, в доме они не убирают, посуду после себя не моют, одежду не стирают. Все делают нанятые работники. Как же родители воспитывают самостоятельность в детях?

Как бы красиво не выглядело воспитания детей в больших и развитых странах, нужно знать, что не все методы подходят нам, и важно помнить об особенностях своего менталитета и национальных традиций.

Разорвина Анна Сергеевна, аспирант УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Россия, г. Ульяновск

Некоторые особенности семейного воспитания в США

Исторически сложилось так, что Россия – страна, находящаяся между востоком и западом, во многих сферах жизни перенимает черты, свойственные как восточному, так и западному укладу жизни. В данной статье рассмотрим некоторые значимые аспекты семейного воспитания в США, выявим различия и, возможно, черты, которые можно было бы перенести в новую российскую действительность, поскольку формирование целостной системы семейного воспитания в нашей стране еще продолжается .

Ведущее место в семейном воспитании отводится США как стране с современными концепциями в этой сфере, поэтому сегодня с целью дальнейшего использования в нашей стране целесообразно изучение идей и достижений американской педагогической мысли семейного воспитания.

Главной тенденцией современной американской педагогики стала активизация взаимодействия школы с родителями и семьей вообще. Заметным признаком деятельности многих социальных работников и педагогов США является их стремление придать совместной деятельности школы и семьи системный характер. Современная американская исследовательница Лилиан Кац (L. Katz) выделяет 7 основных разногласий между матерью и учителем в восприятии ребенка. Например, она отмечает, что «родители, безусловно, любят своего ребенка как индивидуальность, в свою очередь, учителя имеют возможность рассматривать этого же ребенка и его индивидуальные особенности в условиях группы». То есть они видят ребенка по-разному, с разных сторон, а чтобы увидеть его в целом, следует объединить усилия родителей и учителей.

Говоря о родительском просвещении в США следует отметить, что на данный период оно достигает очень высокого уровня. Социальные и педагогические работники проводят специальные курсы семейного воспитания для родителей, на всех уровнях (школа, микрорайон, город и др.) действуют родительские ассоциации, организуется благотворительная деятельность, проводится работа с неблагополучными семьями. Также в США действуют родительско-учительские ассоциации, работа которых включает лекции для родителей, групповые и индивидуальные беседы, встречи с родителями, посещение детей на дому и так далее .

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Привязанность здесь – скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и для себя – самое главное, поэтому у детей поощряется агрессивность, напористость и умение активно отстаивать свою позицию. Считается, что такими качествами обладает настоящий лидер, а это качество приветствуется в американских воспитательных учреждениях. Детям разрешается спорить и с родителями, и с учителями, но для индивидуалистов-американцев это всего лишь форма выражения собственного мнения и активного восприятия того, что слышишь, так же как и способ утвердиться в своих правах . Общеизвестным является факт того, что уровень требований в американской школе ниже, чем в российской, сами программы значительно сокращены (американские школьники отстают от российских на 2-3 года в математике и естественно-научных знаниях, хуже знают литературу и историю). Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) не сильно беспокоят американских родителей, считается, что когда придет время, ребенок всему научится. Неуспевающим в школе уделяется меньше внимания, учителя больше занимаются с хорошими учениками, между ними развита сильная конкуренция. Позиция такова: изначально в классе равные условия для всех, но одни пользуются ими сполна и добиваются успехов, а другие не могут или не хотят, зачем же учителю тратить на них лишнее время? Главное, чтобы они не чувствовали себя неудачниками, учителю нужно помочь им выбрать специальность, не требующую высокого уровня образования. Набор предметов в американской школе может удивить наличием таких курсов как искусство общения, убеждающая аргументация, сексуальное просвещение, искусство упаковки вещей и других.

Воспитание в семье – важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. Непременной составляющей культа семьи в Америки являются дети, но, несмотря на это, родители не становятся их заложниками. Кардинальное отличие американской семьи от русской заключается в том, что в русской семье главой является не женщина и не мужчина, а ребенок – все подчинено ему, особенно когда ребенок маленький, а в американской семье «главой» является семейная пара.

Забота американских родителей о физическом здоровье ребенка является заботой номер один, при этом они достаточно равнодушно относятся к прогулкам на свежем воздухе, очень редко можно увидеть в парках женщин с колясками, практически нет детей, гуляющих самостоятельно, исключения составляют игровые площадки с детскими спортивными сооружениями. Там дети получают первые навыки физических упражнений, которые помогают им плавно перейти к настоящим спортивным занятиям. Спорт – это образ жизни в американской семье, можно даже сказать, что спорт – это Бог в американской системе воспитания.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению, все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры . В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, и чтобы их дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений, конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания. В США нет системы дошкольного образования с программой воспитания и обучения, обязательной для всех регионов, но есть отдельные Дневные центры ухода за ребенком– Day Care Center, которые имеют самый разный статус (частные, муниципальные, университетские, принадлежащие крупным корпорациям или фондам и т.д.), плата за их посещение различна, но, как правило, высока. Тем не менее, есть 2 важных черты, присущие всем этим центрам – внешняя неприглядность и даже аскетичность внутреннего устройства и крайне доброжелательная атмосфера и терпение воспитателей. Воспитатель обязан создать у ребенка стойкое уважение к самому себе, он не боится перехвалить воспитанника, а вот создавать у ребенка чувство вины – очень плохой путь воспитания.

Бабушки в США, как правило, не отягощены заботами о внуках, во многом такое отношение происходит из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети – это проблемы родителей, и т.к. они сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы – очень мобильная нация, по некоторым подсчетам средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому часто внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году. Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит очень дорого, и большинство семей просто не может себе этого позволить. Но и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих детей тепличные условия. Детям предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому их нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США – женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегальные), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение .

Американские родители на каждом шагу советуются со своими детьми, обсуждая с ними разные вопросы, детей с раннего возраста приобщают к семейным делам, чтобы и они могли сказать свое слово, например, какие булочки или спагетти будут сегодня на обед или куда поехать отдохнуть. Американские дети, в отличие от своих зарубежных сверстников, рано привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и как разнообразить свой досуг. Трудовой этике детей обучают с малых лет, путь к ней обычно начинается с помощи в работе по дому, за что ребенок получает вполне заслуженное вознаграждение (карманные деньги) и ребенок, из какой бы семьи он ни был, познает прелесть финансовой независимости. Уже в 13-14 лет школьник совершенно официально поступает на работу, где он занят несколько часов в день (чаще всего это официант в кафе или продавец, посудомойка в ресторане или мойщик машин, помощник в библиотеке или компьютерном зале). Как только дети подрастают, они уезжают из родительского дома и чем дальше, тем лучше. Они должны один на один встречаться с трудностями и уметь их преодолевать, сами зарабатывать на жизнь и лишь в чрезвычайных обстоятельствах обращаться за помощью, и совсем не обязательно получат эту помощь – родители могут отказать из педагогических соображений. Нам такие методы кажутся достаточно жесткими, спартанскими, но они дают результаты – молодые американцы вырастают уверенными в себе, независимыми и способными самостоятельно решать большинство своих бытовых проблем, т.е. приспособленными к жизни. Здесь мы наблюдаем резкий контраст с Россией – в нашей стране родители не спешат отпускать своего ребенка из-под своей опеки достаточно долго, стараются помогать им на протяжении всей жизни насколько это возможно, а совместное или близкое проживание родителей и детей для большинства является желательным.

Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию. Много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников, любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью запретны.

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе преобладает мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны родителей, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и. т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и других удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). Таким образом, лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей. Именно этим и отличается американская система воспитания от русской, где до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка .

В заключение нужно сказать, что американская система воспитания может дать обществу творческих личностей, способных мыслить нестандартно, но в то же время данная система зачастую не способна воспитать послушных работников, непреклонно следующих приказам начальника.

Литература :

    Валеева, Н.Ш., Шубович, М.М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. // Вестник Казанского технологического университета. 2009. №4.

    Жуков, В.И. Семья и семейное воспитание. Кросс-культурный анализ на материале России и США,РГСУ , 2009 г.

    Петров,C. Воспитание по-американски: от пуританства к узаконенной свободе. // Мама и Малыш. 2005. №5. с. 10-16.