Беседа с детьми на тему «Лето». Средняя группа

Сценарий развлечения

« ЛЕТО КРАСНОЕ ПРИШЛО»

для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Шумилова.Н.П.

Лясковская.Г.В.

МБДОУ ЦРР№21

Программное содержание: Развивать интонационную выразительность речи. . Упражнять в отгадывании загадок. Вызывать эмоционально - положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, иллюстраций на тему: «Лето», «Вот и лето пришло», «Времена года».

Беседа на тему: «Времена года», «Лето красное пришло», «Каким бывает лето», «За что я люблю лето», «Весна и лето сходство, различие»,

Чтение: К. Ушинский «Четыре желания», М. Пришвин «Золотой луг», Бианки «Синичкин календарь

Цель праздника:

  • Активизировать детей.
  • Объединить творческие проявления ребят.
  • Выявить их инициативу.
  • Вызвать эмоциональный отклик и доставить радость.

Атрибуты:

  • машины,
  • мыльные пузыри,
  • корзинка,
  • полевые цветы (ромашки, колокольчики) с загадками на обратной стороне,
  • игрушки - шишки,ягоды,фрукты.

Маски:медведь.

  • угощения на каждого ребёнка.

Действующие лица:

Клоун АП.

Сценарий развлечения

Развлечение лучше проводить на свежем воздухе, на физкультурной площадке. Дети рассаживаются по периметру площадки.

— Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Лето красное идёт,
Веселиться нас зовёт!

Под фонограмму «Бибика» вбегает клоун АП, держит в руках корзинку и надувает большие мыльные пузыри. Увидев детей, удивляется.

— Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки,

— Скажем вместе мы «П-Р-И-В-Е-Е-Т»!

Дети: — П-Р-И-В-Е-Е-Т!

Клоун здороваются за руку с детьми.

Клоун: — Кто позвал сюда вас, дети?

Ведущий: — Собрались мы лето встретить!

АП: — Лето? Что это за фрукт?

: — И кого же так зовут?

Ведущий: — Расспросите детвору Вы про летнюю пору.

Звучат стихи в исполнении детей про лето.

— Лето — чудная пора,
Рада лету детвора,
Можно в салочки играть,
Плавать в речке, загорать.
Я открою вам секрет,
Что прекрасней лета нет!

— Летний дождь стучит по крыше,
Только мы его не слышим.
Мы на улицу бегом
И по лужам босиком.
Брызги в стороны летят,
Тёплым каплям каждый рад.
— Дождик, дождик! Лей сильней!
Чтобы было веселей!

— Лето - это время года,
Летом радует природа:
Распускаются цветы,
Наливаются плоды.
В поле ягоды поспели,
Соловей выводит трели.
Тёплым дням, от всей души,
Очень рады малыши.

— Лето нас зовёт играть:
На скакалке поскакать,
Поиграть зовёт в футбол
И забить в ворота гол.
Куличи зовёт лепить,
Кукол ими угостить.
Только лето лишь начнётся -
Всем занятие найдётся!

— Удивили вы, ребятки!
Ну, а любите зарядку?

Дети: — Да-а-а.

— Значит, дружно все вставайте,
Вместе с нами повторяйте!

Проводится весёлая зарядка под фонограмму «Эй, лежебоки, ну-ка вставайте…».

— Молодцы! Вот это клёво!
Будут все теперь здоровы!

— Я с корзинкою не зря
К вам пришёл сюда, друзья.
В ней лежат мои загадки,
Отгадайте их, ребятки!

Звучат загадки про лето.

— Расцвели в саду цветочки,
Есть грибы уже в лесочке,
Гром грохочет где-то,
Наступило… (Лето.)

— Полосатая хозяйка
Закружилась над лужайкой.
И, усевшись на цветок,
Достаёт она медок. (Пчела.)

— Катится по небу мячик
Жёлтый, круглый и горячий.
И планете целый год
Он тепло и свет несёт. (Солнце.)

— В небе белые комочки:
Вот собачки, вот цветочки.
Мимо нас издалека
Проплывают… (Облака.)

— Этот мостик разноцветный
И имеет семь цветов,
Он раскинулся по небу.
Кто его назвать готов? (Радуга.)

— Не похожи на иголки! Но упали тоже с ёлки!(шишки)

— Отгадали все загадки,
Ну и умные ребятки!

АП: (заглядывает в корзинку)

— Кроме полевых цветочков,
Есть в корзинке шишки.
Эй, ребята, не зевай,шишки быстро собирай!

Несколько раз проводится подвижная игра «Кто больше соберёт шишек».

Ведущий:А сейчас поиграем в игру «У медведя во бору» «Солнышко и дождик»

— А сейчас мы отдохнём,
Песню звонкую споём!

Дети поют песню: «Есть у солнышка дружок»

— Ух, ребята, молодцы,
Вы такие удальцы!

— А сейчас я вас проверю, насколько вы сильные и ловкие,бодрые и здоровые.

Проводится подвижная игра «перенеси фрукты» «Кто быстрее перевезёт»

— Есть чудесные мелки
У меня в корзинке.
Выходите, нарисуем
Летние картинки!

— Раз, два, три, четыре, пять,
Будем солнце рисовать.

Дети рисуют на асфальте «Веселое солнышко», пока звучит музыка. Рассматриваются и оцениваются рисунки детей. Как вариант, можно провести конкурс рисования на мольбертах.

— Сколько солнца, сколько света,
Много солнца - это лето!
Расчудесная пора,
Любит лето детвора!:

— Любит лето детвора!
Жаль, но мне уже пора!
Чтоб запомнить праздник яркий -
Подарю я вам подарки!
дарит мыльные пузыри

— Это вовсе не игрушка,
Не машина, не хлопушка.
Просто баночка, внутри…
Притаились пузыри.

— Раз, два, три
Раз, два, три -
Запускаем пузыри.

Звучит весёлая музыка, дети пускают мыльные пузыри, клоун прощается и уходит.

Программное содержание: Формировать представление о празднике 1 июня «День защиты детей». Развивать интонационную выразительность речи. Закрепить знания о цветах и животных. Упражнять в отгадывании загадок. Вызывать эмоционально – положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, иллюстраций на тему: «Лето», «Вот и лето пришло», «Времена года».

Беседа на тему: «Времена года», «Лето красное пришло», «Каким бывает лето», «За что я люблю лето», «Весна и лето сходство, различие»,

Чтение: К. Ушинский «Четыре желания», М. Пришвин «Золотой луг», Бианки «Синичкин календарь».

Заучивание: Стихи о лете.

Дети входят под музыку Крылова «Про Лето». Садятся на стульчики.

Порядок свой имеет все на свете:

Недавно мы Весну встречали, дети,

Была она хозяйкою на славу:

Поля зазеленели и дубравы,

Природа, словно к празднику, одета.

Теперь пришло Весне на смену Лето!

Опять смеется лето

В открытое окно.

И солнышка и света

Опять полным – полно.

Чтоб звенел веселый смех,

Детвора не плакала,

Светит солнышко для всех,

Светит одинаково!

Любуемся мы все твоим нарядом,

Нам можно постоять с тобою рядом

И прикоснуться пальчиком чуть – чуть…

Тебе мы рады, Лето, с нами будь!

Воспитатель: Наступило лето. Самая прекрасная пора. Дети вы любите лето?

Воспитатель: Лето любят все. Но вы знаете, что первый день лета особенный, не простой день. Много лет тому назад взрослые всего мира решили, что 1 июня будет праздником «Днем защиты детей!»

Почему взрослые так решили?

От чего надо защищать детей и почему?

Дети: Потому что, они маленькие.

От болезней.

Дети всего боятся.

Дети ничего не знают.

Воспитатель: Этот день 1 июня празднуют все. В этот день поют песни, читают стихи, танцуют, играют. И мы с вами тоже будем праздновать этот праздник.

Ветерок ласкает, веет,

Аромат цветов бодрит,

Травка в поле зеленеет,

В небе радуга горит!

Воспитатель: Сегодня праздник лета. Будем славить лето красное да Зореньку ясную. В гости к нам обещалась, давайте ее позовем: Зоренька – заря! (дети зовут Зореньку хором).

Воспитатель:

А вот и она – Заря – заряница,

Красная девица.

Летом рано встает,

Будит солнцем народ!

Заря: Здравствуйте, дорогие мои!

Вот и Лето наступило.

К вам спешила я не зря,

Знаю: всем вам лето мило,

Люба алая заря.

Будем радоваться лету,

Теплым ласковым ветрам!

Будем радоваться свету

Солнцу, бабочкам, цветам!

Проводится подвижная игра: «Светит солнышко в окошко».

(дети идут по кругу проговаривают слова, выполняют движения).

Воспитатель: Сели дети, отдыхайте, и загадки отгадайте.

(дети садятся на стульчики).

Он на зорюшке проснется

И от ветра чуть качнется.

Слышат бабочки и мушки-

Звон идет по всей опушке. (колокольчик).

Красавица наших полей,

На радость пчеле и букашке,

Нет русскому сердцу милей

Ресничек любимой…. (ромашки).

В поле ржи он приютился

И на зорюшке раскрылся.

Он совсем не одинок,

Ярко – синий …..(василек).

Он весной – красной родился

И в снегу не простудился,

Самый первый, самый нежный,

Удивительный ….(подснежник).

(На фланелеграфе висят ответы на загадки, дети подходят и выбирают правильный ответ)

О цветах мы не раз говорили,

Красотой они радуют нас,

Мы цветы нашим мамам дарили

В самый радостный праздничный час.

Но хочу вам сказать:

«Берегите природу планеты,

Понапрасну не рвите цветы!»

Психогимнастика: «Спал цветок!»

(Дети встают в круг и выполняют движения согласно тексту).

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте отгадаем загадки, которые загадает нам Заря.(дети садятся на стульчики).

1. В берлоге зимой надоело храпеть,

Весною голодный проснулся….(медведь).

(Дети изображают медведя).

2. Он по лесу скачет, за лето подрос,

Совсем неприметный коротенький хвост.

Но уши гораздо длинней!

Видны из – за тонких еловых ветвей!

Кто этот зверь? (заяц).

(дети скачут).

3. Ходит хитрая плутовка,

Заметая путь свой ловко –

Рыжим хвостиком вильнет

И за кустик повернет.

Далеко живет в лесах

Ярко – рыжая …..(лиса).

(дети изображают лису).

4. Похожна собаку, но он не собака,

Хоть был он не раз и с собакою в драке,

Он ищет добычу всю ночь напролет ….(волк).

(дети имитируют вой волка).

Воспитатель: Дети, и цветам, и животным нужно солнышко. Давайте соберем солнышко из частей.

Подвижная игра эстафета: «Собери солнышко».

(Проводится игра, дети собирают солнышко из частей).

Мы пели, играли, смеялись до слез.

Зверей показали, шутя и всерьез,

Дети сражались уменьем, смекалкой,

И праздник теперь нам заканчивать жалко!

А праздник наш летний

Еще не закончен.

Три месяца будут теплы и светлы,

Пусть только удачу приносят они!

Воспитатель:

Хотим, чтобы вы подросли поскорее,

Чтоб солнечным летом вы все загорели,

Наелись и ягод, и разных плодов,

И чтоб на рыбалке был лучший улов!

Гулять всей семьей по лесам и полям!

Желаем хорошего отдыха вам!

Заря вносит угощение и угощает всех детей.

Прогулка-развлечение для детей младшего дошкольного возраста в детском саду «Лето – красное пришло».

Котлярова Наталья Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад "Детство" комбинированного вида №185 "Золотое зернышко" г. Нижний Тагил.
Описание материала:
Предлагаю Вам конспект летней прогулки развлечения Лето-красное пришло!". Данный материал будет полезен и интересен педагогам и родителям.

Прогулка-развлечение «Лето – красное пришло».


Задачи:
1. Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфортности.
2. Привлекать детей к посильному участию в развлечении.
3. Развивать умение следить за действиями игрушек, адекватно реагировать на них.
4. Способствовать развитию двигательных навыков.
Дети с педагогом находятся на игровой прогулочной площадке.
Ведущий:
От чего так много света?
Отчего друг так тепло?
Ну конечно, это лето
На все лето к нам пришло!
-- Посмотрите, ребята, как вокруг стало красиво! Какими стали деревья?
(У них большие зеленые листья, красивые, нарядные).
-- Что вы видите вверху? (Небо, облака, солнце).
-- Расскажите, какое небо? (Синее, чистое, ясное).
-- Какое солнышко? (Яркое, желтое, ласковое).
-- Покажите солнышку ладошки, подставьте их под солнечные лучики. Что вы чувствуете? (Тепло).
-- Давайте посмотрим, как птички радуются лету. (летают, прыгают, поют песенки, чирикают). Все рады, потому что лето красное пришло!
Ребята, а давайте мы с вами поедем на паровозике:
Я - «паровоз», а вы «вагончики». Встаем друг за другом, кладем руки на плечи впереди стоящему.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения:
Вот поезд наш едет колеса стучат,

А в поезде нашем ребятки сидят
Чух-чух-чух-чух пыхтит паровоз
Далеко, далеко ребят он повез.
Ту-ту-у-у!
Ехали, ехали и на полянку мы приехали. Ой, смотрите нас матрешка, встречает.
Хороводная игра «Ой, что за народ….».
Цель: : учить детей двигаться стайкой, выполнять всем вместе какие-либо действия; убегая не мешать товарищам.
Педагог медленно идет лицом к детям, в руках держит матрешку, которая смотрит в противоположную сторону.
- Ой, что за народ за матрешкой идет? (дети двигаются за воспитателем стайкой).
Матрешка поворачивается:
- А-а! Вот какой народ! Быстро, быстро убежали (дети убегают), только ноги замелькали.
- Ой, что за народ в барабаны громко бьет? (дети идут и говорят: «Бум, бум, бум!)
Матрешка поворачивается:
- А-а! Вот какой народ! Быстро, быстр, убежали (дети убегают), только ножки замелькали.
- Ой, что за народ тихо-тихо так идет? (дети идут крадучись).
Матрешка поворачивается:
- А-а! Вот какой народ! Быстро, быстро убежали только ноги замелькали.
Вот какие наши детки молодцы!
- Матрешка, мы хорошие ребята, любим мы с тобой играть, а теперь мы будем вместе очень весело плясать.
Игра «Мы веселые ребята». (На развитие подражательности и чувства ритма).
Цель: учить детей выполнять действия согласно указаниям взрослого.
- Сейчас мы будем дальше играть. Я буду петь, а вы слушать и выполнять то, о чем я попрошу, и при этом приговаривайте: «Солнечным веселым днем».
Мы танцуем на лужайке,
Солнечным веселым днем!
(Дети танцуют и повторяют: «Солнечным веселым днем!»)
Так мы хлопаем руками…..
(Дети хлопают и повторяют: «Солнечным веселым днем!»)
А вот так мы моем руки…
(Дети «моют руки» и повторяют: «Солнечным веселым днем!»)
Так мы руки вытираем
И бежим скорее к маме!
(Дети бегут к воспитателю). Игра повторяется.
Вот как весело плясали и немножечко устали. И теперь пусть потрудятся наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Раз, два, три, четыре, пять
(Пальцы обеих рук, начиная с большого «здороваются»)
В лес пошли мы погулять!
(«Идут», указательными и средними пальцами обеих рук)
За черникой, за малиной,
(Загибают пальцы, начиная с большого)
За брусникой, за калиной!
Землянику мы найдем
И братишке отнесем!
(Делают ладони «ковшиком»).
А на улице тепло, солнце светит высоко. Ребята, а теперь мы будем загорать.
Игра «Загораем».
Цель: : снять мышечное напряжение.
Дети ложатся на постеленные коврики, поднимают ноги, держат их в этом положении 4-5 секунд. Педагог читает стихотворение: на слово «опускаем», резко опускаем ноги.
Мы прекрасно загораем,
Ноги выше поднимаем,
Держим, держим,…напрягаем…
Загорели! Опускаем! (3-4 раза).
Ну вот и закончилось наша прогулка. Давайте снова сядем в наш веселый паровозик и поедем в группу.

Татьяна Васильевна Ткаченко
Конспект НОД «Лето красное и прекрасное»

Цель : Ознакомить детей с характерными признаками лета.

Задачи:

Формировать представление о лете, летних явлениях, развивать умение внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы, обогащать активный словарь.

Учить согласовывать прилагательные с существительными. Развивать умение подбирать слова- признаки к заданным словам.

Развивать способность наблюдать и видеть красоту природы, беречь и любить её.

Воспитывать у детей любознательность.

Предварительная работа : отгадывание загадок; наблюдение в природе; рассматривание картин; чтение художественной литературы; разучивание песен, стихов; изготовление цветов, бабочек из цветной бумаги.

Интеграция : познавательное развитие; физическое развитие; социально- коммуникативное, художественно-эстетическое.

Материалы и оборудование : картинки о лете, книжки, клей, кисточки, ножницы, цветная бумага, письмо, воздушный шарик, цветы, музыкальное оформление.

Ход НОД:

Дети сидят на цветочной поляне и выполняют физ. разминку.

Утро просыпается, просыпается - дети плавно поднимаются,

руки вверх.

Солнце улыбается, улыбается - руки вверх, поворот головы

влево - вправо - улыбаются.

Открываются окошки - поворот в стороны, руки над бровью.

Выбегая по дорожке - бег на месте.

Громко хлопая в ладошки - хлопки в ладоши.

Здравствуй, солнце, здравствуй - руки вверх.

Дети, посмотрите, к нам в группу залетел волшебный шарик, а к нему привязан конверт. Посмотрим, что же там, письмо!

Прочитаем, ребята, письмо? / его?/

Почему и там и тут, разные цветы растут?

Кто вокруг цветов летает? Почему?

Почему ручей журчит? Суетится муравей?

Не понятно почему соловей поет в лесу?

Почему так ярко, много света?

Почему так много зелени вокруг?

Почему все изменилось?

Что же это? Это лето к нам пришло?

Лето прекрасное время года! Какого оно цвета?

Чем оно пахнет?

Лето, лето, лето - какого ого цвета?

А ну-ка расскажите?

Нежно - зеленого, как в траве кузнечик.

Желтого- желтого, как песок у речек.

Яркого, синего, самого красивого.

Вот какое лето.

Солнце печет

Липа цветет

Рожь поспевает

Когда это бывает? - Летом!

Верно! А когда наступает лето? /после весны/

За что мы любим лето?

/жарко, светит яркое солнце, его лучи горячие,листья на деревьях, кругом трава зеленеет, много цветов, много насекомых, можно загорать, купаться, бегать босиком. /

Сколько солнца! Сколько света!

Легко ли смотреть на солнце? Почему?

/Оно яркое, желтое, круглое, слепит глаза/.

Ребята, вы хотите, чтобы было жарко и солнышко ярко светило. Проходите за столы и постройте солнышко из геометрических фигур.

Конструирование: «Постройте солнышко»

Подставьте ладоши солнечным лучам.

Чувствуете, как пригревает солнышко!

Солнце обогревает всю землю, посылает ей лучи.

Лето - лето солнца луч,

Теплый дождик из-под туч.

Лето теплая река,

Стойкой в небе облака,

Лето, лето к нам идет.

Все ликует и поет.

Назовите, летние месяца? /июнь, июль, август/

Какие приметы лета вы знаете?

/Летом становится жарко, идут теплые дожди, иногда бывают грозы, можно увидеть радугу, летние дни самые длинные, а ночи короткие, на лугах цветут цветы, поспевают ягоды, порхают бабочки, летают стрекозы, у птиц появляются птенцы, взрослые берут отпуск и едут на море. /

Игра: "Бывает - не бывает. ?"

Летом дети катаются на санках

Летом на деревьях распускаются почки

Летом дети лепят снеговика

Летом дети пускают в ручьях кораблики.

Летом загорают и купаются.

Летом дети одевают легкую одежду.

Летом дети мастерят скворечники.

Летом дети носят шубы, шапки, варежки.

Летом дети бегают босиком.

На земле есть еще маленькие жители, это насекомые. Каких вы знаете насекомых?

Ребята, давайте вместе составим рассказ: «Летом в лесу»

Наступило лето. Очень ярко светит… (солнышко). На лесной поляне растет зеленая… (трава) и лесные расцвели… (цветы). В тени деревьев появилось много… (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу).

Ребята, я предлагаю вам выполнить работу: аппликация «Летняя поляна»

/ дети выполняют аппликацию из ладошек//в это время звучит тихая музыка. /

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Ребята, какая у нас получилась поляна.

Совсем настоящая, красивая, зеленая, на которой летают прекрасные бабочки!

Я предлагаю вам провести хоровод: «На лугу»

С. А. Красев.

Все поля, луга в цветах.

Словно в пёстреньких платках

Очень любим мы за это

Наше солнечное - лето.

Используемая литература:

1. «Ознакомление дошкольников с окружающим социальной действительностью» - Н. В. Алёшина.

2. «Итоговые дни по лексическим темам»-Е. А. Алябьева

3. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи»-О. С. Ушакова

4. «Конспекты интегрированных занятий в средней группе»-А. В. Аджи.

5. «Добро пожаловать в экологию» - О. А. Воронкевич.

6. «Изобразительная деятельность в детском саду»- И. А. Лыкова.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Лето прекрасное, лето безопасное» Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Лето – прекрасное, лето безопасное» Цель: формировать у.

Физкультурный праздник ко Дню защиты детей «Лето красное, прекрасное» Департамент образования г. Москвы Южное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа.

Хочу предоставить небольшой фотоотчет о нашей летней жизни в 1 младшей группе. Каждое время года по-своему прекрасно, но лето имеет преимущество,.

Интегрированное музыкальное занятие во второй младшей группе «Здравствуй, лето красное, солнышко прекрасное» К О Н С П Е К Т Интегрированного музыкального занятия во второй младшей группе "Здравствуй Лето - Красное, Солнышко - Прекрасное" Цель:.

Конспект занятия по ОБЖ «Здравствуй, лето красное, лето безопасное!» Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания. Задачи: Образовательные: закрепить.

Беседа для дошкольников «Вот и лето пришло»

В начале занятия спросите детей, какие сезоны года они знают. (Весна, лето, осень, зима.) Поговорите о приметах, которыми характеризуются четыре сезона. Как мы узнаем, что пришла зима, лето?.. Расскажите детям, что в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучи падают более отвесно, прямо, Солнце греет жарче. Если же лучи Солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют слабее. Вот от этого и зависит смена сезонов.

Расскажите, что сейчас вы будете знакомиться с замечательным временем года - летом. Проведите беседы по направлениям. В конце занятия можно предложить детям нарисовать портрет Лета Красного.

Здравствуй, лето красное!

За весною приходит . Его ждали и люди, и растения, и животные. Летом солнце днем стоит высоко в небе, светит ярко и греет - становится жарко. День длится долго, ночи короткие, светлые. Все цветет, улыбается, радуется теплу. Теперь можно ходить в легкой одежде и обуви (а то и босиком) и подолгу гулять. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом все с удовольствием купаются и загорают.

Летом бывают грозы и теплые ливни. Птенцы начинают покидать гнезда, учатся летать. Кружат над водой стрекозы, над цветами - бабочки и пчелы.

Наливаются в садах плоды, поспевают сочные ягоды. На лугах - пышный ковер из трав и цветов. Много людям работы в поле, на лугу и на дачных участках.

Объясните поговорки: «Летом заря с зарей встречаются», «Летом солнце высоко, а с утра до вечера далеко» (Большой световой день.) Почему говорят: «Летом каждый кустик ночевать пустит»? (Потому что летом очень теплые ночи.)

Предложите детям подумать, о чем можно сказать «летний»? (Дождь, день, сенокос, луг, огород, сад, лес.) «Летняя»? (Погода, туча, гроза.) «Летнее»? (Облако, настроение, солнце, небо, утро.) Попросите придумать определения к слову «лето». Какое оно? (Солнечное, дождливое, щедрое, ласковое...)

Попросите детей задуматься, почему об этом времени года говорят: «лето красное»? «Красным» на Руси называлось все самое красивое (красно солнышко, красна девица, Красная площадь). Чем же красиво лето? А красиво оно золотыми солнечными лучами и жемчужными облаками, серебряными дождями и алмазными росами, изумрудными травами и семицветными радугами. И еще бесчисленными множествами цветов, распускающихся в это время года.

Все поля, луга в цветах,

Словно в пестреньких платках.

Очень любим мы за это

Наше солнечное... (лето).

Дожди и росы

Понаблюдайте с детьми за теплым летним дождем. Послушайте, как он шумит. Посмотрите, как пузырятся лужи. После дождя обратите их внимание на то, как позеленела листва, как все травинки и цветы сверкают и переливаются на солнце. Расскажите, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, идущие полосами, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Чем же отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он обычно приближается с набегающим шумом. А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он словно шепчет. Лесной перегной и мох впитывают его не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают быстро расти грибы.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного стука по крыше и жидкого звона по водосточной трубе до сплошного напряженного гула, когда дождь льет стеной.

Обратите внимание детей на утреннюю росу. Дождя нет, а трава и листья растущих у самой земли растений - мокрые. Пусть дети проведут рукой по траве: ладошки станут влажными. Раньше крестьянские дети любили бегать по росе босиком. Они считали, что это ни с чем не сравнимое удовольствие!

В теплые летние дни солнце хорошо прогревает землю, но ночью воздух охлаждается. Находящийся в воздухе водяной пар оседает на растения, которые быстро остывают от ночного холода, и превращается в мелкие водяные капельки - росу. Роса не образуется на земле или тропинках, так как они долго сохраняют солнечное тепло. Утром солнце вновь прогревает землю и роса исчезает. Люди давно заметили, что если утром сильная роса и туман, то это к хорошей погоде.

Летняя гроза

Летом часто бывают грозы. Летние грозовые тучи состоят из бесконечного количества капелек воды, заряженных электричеством. Между двумя такими тучами проскакивает электрический заряд большой мощности. Это и есть молния. Иногда молния возникает между грозовым облаком и землей. Тогда может загореться дерево или стог сена, в который ударила молния. Вот почему в летнюю грозу нельзя прятаться от дождя под одиноко стоящими деревьями. Во время разряда грозовых туч сначала мы видим блеск молнии, а затем до нас доносятся раскаты грома. Это происходит потому, что звук распространяется в воздухе медленнее, чем свет. Если между молнией и громом очень долгий промежуток, то это значит, что гроза идет где-то далеко.

Обычно заранее видно, что собирается гроза: солнце сильно печет, в воздухе накапливается влага, становится тихо и душно. На горизонте заметно скопление мощных кучевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо, которое начинает по-особенному меняться и даже чувствуется особый - предгрозовой - свет. Ветер дует порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома. Опасное, но очень красивое зрелище!

Чем опасна гроза? Прежде всего, молниевым разрядом. От молнии может возникнуть пожар. Прямое попадание молнии может привести к смерти! Другая опасность - сильный ветер, ломающий ветви деревьев и повреждающий строения. Падающие от ветра деревья часто повреждают линии электропередач. Из-за них и люди могут получить травму. И, наконец, сильный ливень с градом. Град побивает посевы. Если от него вовремя не укрыться, то не избежать синяков и ссадин. Расскажите о размерах градин, покажите их на примерах!

Радуга-дуга

После дождя, когда сквозь густую завесу облаков проглядывает солнышко, на небе появляется красивая семицветная радуга. Она появляется там, куда уходят грозовые тучи. Радуга видна до тех пор, пока капли дождя часто и равномерно падают на землю. Чем крупнее капли и чем чаще они падают, тем ярче радуга.

При случае покажите детям радугу и попросите рассмотреть ее, назвать очередность цветов. Обратите внимание детей на то, что радужные линии имеют форму полукруга и неодинаковую длину. Попросите детей определить, на что похожа радуга (на мост). Расскажите, что в древности радугу так и называли - перекинутый во времени мост, связывающий небо и землю. Она раскрашена в семь цветов, подаренных ей лучами солнца. Цвета радуги расположены в строго определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эти цвета составляют белый солнечный луч, который во время дождя преломляется в каплях дождевой воды. Чтобы запомнить эту последовательность, люди придумали предложение, в котором первая буква каждого слова такая же, как первая буква названия цвета: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Радугу можно видеть не только на небе, но и в фонтане, во время купания в реке, когда поднимается много брызг. Главное, чтобы солнце и вода «работали» вместе.

Зимой в сильный мороз множество ледяных кристалликов действуют вместе с солнцем так же, как и капельки воды, но радуга получается более бледная. Даже яркий свет уличных фонарей в морозный вечер создает вокруг них дымчатый светящийся круг, в котором иногда можно найти слабые оттенки розового и желтого цветов.

Дети любят изображать радугу. Совмещайте рассказы по теме и занятия по рисованию.