Чем вызвана смена настроения у ребенка? Резкие перепады настроения: причины и лечение.

Сложным детям свойственны перемены настроения. Воспитывая таких детей, очень важно уметь читать их настроение и знать, как его изменить.

Вам наверняка известно, что такое дурное расположение духа, - сами впадали в такое состояние. Например, у вас бывали дни, когда хочется послать всех к черту, когда в разговоре с собеседником вы односложно отвечаете: «Похоже», «Когда угодно» или «Неплохо».

А бывает, что вы светитесь счастьем и у вас легко на душе. Но кто-то говорит вам что-то такое, отчего вы снова расстраивались. И вы снова отвечаете: «Все равно», «Все хорошо» или «Все будет прекрасно», правда тон при этом совсем не веселый.

Почему у ребенка быстро меняется настроение?

Если у вас сложный ребенок, вы должны знать всё о переменах настроении. Вам когда-нибудь доводилось посмотреть на сына, вернувшегося из школы мрачнее тучи, и подумать про себя: «Да, денечек будет не простым, однако...» (или что-то похожее на это)? А когда ваша дочь проснется в плохом настроении, вы говорите себе: «Она встала не с той ноги, не жди ничего хорошего...» (я угадал?).

Нас всех касаются перемены настроения. Но родителям сложных детей необходимо стать специалистами в деле создания перемен настроения.

Вот в действительности вещь, которую нужно знать в первую очередь.

Когда вы не в духе, вы и мир воспринимаете соответствующим образом. То же самое происходит с ребенком. У него не большой выбор - он либо раздражен и сердит, либо надут и отключен от окружающего мира. Радость в таком состоянии для него недоступна. Если вы считаете, что сложный ребенок быстро изменит гнев на милость и при этом не потребуется ничего глобального, то вы витаете в небесах.

Давайте повторим ключевую идею: пока вы не измените настроение своего ребенка, вы не сможете изменить его поведение.

Настроение связано не только с событиями дня. Оно также зависит от химических процессов, протекающих в мозге и организме в целом. Невидимый мир химических процессов может менять наши эмоции. Когда родители слышат об этом, они часто издают вздох облегчения: ага, понятно, почему вдруг ни с того ни с сего меняется поведение.

Какие химические элементы влияют на работу мозга?

Родителям сложных детей вовсе не обязательно становиться экспертами в области нейрохимии и психологии, но знать о некоторых важных химических элементах, влияющих на работу мозга, им необходимо. Эти знания способны изменить отношения в нашей семье.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно реже, - это адреналин и кортизол.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно чаще, - это дофамин и серотонин.

Действие адреналина

Адреналин виновен в возбуждаемости, по крайней мере частично. Жизнь на адреналине заставляет людей безрассудно сжигать свои силы. Он делает людей менее сговорчивыми, и он усложняет перемену настроения у детей.

Когда выбрасывается много адреналина, мозжечок (зона «дерись/беги») становится очень активным. Фактически, настолько активным, что подавляет другие зоны мозга. Возможно, вам это знакомо: кто-то с самого утра наговорит вам кучу неприятностей, и вы не можете успокоиться весь оставшийся день. Частично это объясняется тем, что вам угрожали - следовательно, произошло повышение уровня адреналина, и механизм «дерись/беги» включился.

А что с детьми? Выброс адреналина в организм девочки - и попытка изменить ее поведение становится пустой тратой времени до тех пор, пока его содержание не понизится. О том, что у сложного ребенка произошел выброс адреналина, можно определить по четким признакам.

Понизить уровень адреналина легче всего в семьях, придерживающихся определенного распорядка. Давая четко и спокойно понять ребенку, что «мы в таких ситуациях поступаем таким образом», вы помогаете ему почувствовать себя в безопасности. Спокойно проводимое время также помогает.

Время от времени вам, возможно, даже захочется повысить уровень адреналина, ведь он является отличным антидепрессантом. Это можно сделать с помощью заданий на определенное время. Например, скажите ребенку: «Давай посмотрим, успеем ли мы привести в порядок комнату за десять минут, а потом поиграем».

«Кортизоловые ковбои»

Кортизол - еще один важный нейрохимический элемент, за которым стоит следить. Кортизол - это гормон стресса, он высвобождается вместе с адреналином. Что, ужасно? Подавленный и возбужденный одновременно!

Кортизол понижает речевую активность. Вам приходилось терять дар речи (допустим, некоторое время вы не могли выразить свои мысли словами)? Это происходило потому, что кортизол наполнял так называемое поле Брока - мозговой центр речи, - блокируя его на время. Сложные дети, находясь в состоянии стресса, почти всегда имеют проблемы с выражением своих мыслей. Вот почему вы слышите односложное мычание, особенно со стороны подростков.

Кортизол также снижает способность людей менять тактику. Он делает их раздражительными и брюзжащими. Человек не может фильтровать информацию - отбрасывать не относящиеся к теме факты, - что частично объясняет, почему, находясь в стрессовом состоянии, мы испытываем трудности в выборе приоритетов.

Понижение уровня кортизола обещает спокойную и счастливую жизнь. Что надо сделать для этого? Очень важно, чтобы жизнь ребенка была лишена насилия, насмешек и унижения. Полезно также соблюдать семейные правила и ритуалы. Обязательно убедитесь в том, что сложный ребенок не потребляет слишком много сахара и пьет достаточное количество воды - при этих условиях содержание вредного гормона понижается. Уровень кортизола, как и адреналина, понижает крепкий и спокойный сон.

С повышением кортизола связывают флуоресцентное освещение. Семьям со сложными детьми следует избегать такого освещения.

Что влияет на настроение ребенка?

Диета

Еда - мощный наркотик, и вы это знаете! Вот почему мы так любим ходить в рестораны, есть дорогие блюда и пить прекрасные вина.

Один из самых быстрых способов изменить настроение детей - накормить и напоить их. Стакан обыкновенной воды понижает уровень кортизола. Если у вас нет ничего другого, что вы можете предложить находящейся в расстроенных чувствах дочери, предложите ей выпить воды. Если она откажется, выпейте сами. Вам она тоже нужна.

Джулия Росс в своей замечательной книге «Исцеление настроения» пишет о важности увеличения белков и сокращения углеводов в блюдах на завтрак. Такой завтрак повышает концентрацию внимания и улучшает память. Диета, насыщенная аминокислотой под названием триптофан, также предупреждает стресс. Триптофана много в таких продуктах, как мясо индейки, постная говядина и миндаль. Эти продукты повышают уровень триптофана в крови. Триптофан в организме синтезируется в серотонин. В ваших силах предложить сложным детям природный антидепрессант, посадив их на подобную диету.

Диета будет особенно эффективной, если вы одновременно сократите количество кофеина и заменителей сахара в продуктах и напитках, которые потребляют ваши дети.

Движение

Чем больше я работаю со сложными детьми, тем больше склоняюсь к тому, что тело обладает памятью. Кажется, особенные позы и положения «включают» специфическую память. Можете не сомневаться, ребенок, согнувшийся за письменным столом в три погибели, легко вспомнит состояние усталости, а тот, кто изобразил гримасу на лице, скорее всего, вызовет в памяти гнев или страх.

Частично изменить настроение можно при помощи перемещения ребенка из одного места в другое. Только не надо пихать и тащить его, просто скажите: «Вижу, ты расстроен. Мне нужно пойти на кухню, пойдем со мной, и ты все мне расскажешь». Перемена места часто означает перемену модели состояния.

Серьезное обсуждение чувств ребенка во время движения вряд ли будет продуктивным. Идя рядом с ним и слушая, что у него случилось, вы не решите проблемы как таковой, но, возможно, подходы к решению будут найдены.

Музыка

Миллионы тинейджеров не могут ошибаться: музыка действительно меняет настроение, а от взрослых добавим: и функционирование мозга.

Музыка активизирует мозг - она мощным образом влияет на эмоции, усвоение знаний и анализ. Некоторые исследования обнаружили, что музыка Моцарта связана с повышением уровня образованности: учащиеся, которые слушали Сонату для двух фортепьяно в до-мажоре в течение десяти минут, повысили показатели абстрактного и пространственного мышления во время тестирования. Классическая музыка, как было замечено, ассоциируется с расслаблением.

Прослушивание музыки меняет мозговую организацию: электроэнцефалограмма четырехлетних детей, которые ежедневно по часу слушали классическую музыку, показала большую умственную последовательность. Дети больше времени находились в альфа-состоянии, т. е. были спокойны, расслабленны и сообразительны.

Полезно также обучение игре на музыкальных инструментах. Например, игра на пианино повышает пространственное понимание и развивает способность продумывать свои шаги. Обучение музыке повышает умение слушать и улучшает память.

Постарайтесь найти подходящие инструменты для вашего ребенка. Например, освоение кларнета, пианино и электрогитары требует мелкомоторных навыков, а трубы и ударных - крупномоторных. Игра на музыкальных инструментах часто оказывается сильнейшим способом выражения чувств, описать которые словами бывает очень трудно, почти невозможно для многих детей. Повторяющиеся движения, связанные с игрой на инструментах, могут также поднимать уровень дофамина.

Музыка в доме во время завтрака или после возвращения из школы сообщает детям, что они уже в другом месте (т. е. не в школе), и помогает им изменить настроение.

Телевидение и видео

Телевидение отлично меняет настроение. Те, кто плюхается перед экраном в мягкое кресло и мгновенно отключается, знают об этом.

Девяти-двенадцатилетние дети проводят перед телевизором феноменальное количество времени. Двадцать два процента детей смотрят телевизор более трех часов в день, а четырнадцать процентов еще не менее трех часов играют в компьютерные игры.

Телевидение моделирует импульсивные поступки. Появление героя с пассивным характером в современных телесериалах сейчас немыслимо, и на детях это, конечно, отражается.

Тестирование более миллиона студентов Израиля обнаружило сложную связь между просмотром телевидения и образовательными способностями. Небольшое количество времени, проведенного перед экраном (не более 1,4 часа в день или 10 часов в неделю), положительным образом влияет на академические достижения; превышение лимита уже отрицательно сказывается на процессе обучения. Особенно это касается детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет.

Допустимое количество времени перед телевизором изменяется в соответствии с возрастом. Исследования показывают, что длительный просмотр мультфильмов значительно ослабляет концентрацию внимания у детей в возрасте до двух лет. Девятилетний ребенок может смотреть телевизор до двух часов в день, тринадцатилетний - полтора часа, а для семнадцатилетних подростков идеальное время у экрана сокращается до получаса в день. Как видите, всё наоборот.

Проблемы с настроением бывают в любом возрасте.
Настроение взрослых нам легко понять. Его причины по большей части очевидны. Проблемы на работе, личные неурядицы, плохое самочувствие – со всем этим мы и сами сталкивались не раз и легко можем, что называется, войти в положение, сказать «да, представляю, каково тебе». К тому же человек и сам высказывает жалобы, просит обсудить причины или просто поговорить.
Дети навыками рефлексии не обладают, осознать собственные чувства и их причины не могут.
Они могут только хныкать, канючить, плакать, бросать игрушки, выплевывать еду, цепляться за маму, проситься на ручки. А потом – то же самое еще раз… Именно поэтому их плохое настроение никакого сочувствия не вызывает.

Мы склонны назвать его «просто капризы» и пресечь любым подходящим и доступным методом. В самом деле, что за нарушения настроения могут быть, когда вся жизнь состоит из кормлений, игр и прогулок? Разве есть причины для подавленности или раздражения у годовалого (двух-, трехлетнего) малыша? Есть. И, кстати, они почти такие же, как у взрослых.

В возрасте до года плохое настроение ребенка выявить труднее всего. Ведь выражается оно только одним способом – плачем. То есть точно так же, как выражается голод, боль, усталость, неудобства, связанные с мокрыми пеленками или колючей одеждой. Но – нет. На самом деле плач в случае плохого настроения будет отличаться от плача других видов.
Он тише, ниже по тональности, монотонный и заунывный. Если, при том что ребенок абсолютно здоров, вы слышите такой плач, не сомневайтесь: малыш не в духе. Кто посмел испортить настроение такому крохе?
Скорее всего, это были вы – хотя, конечно, сделали это не специально и даже не осознанно. Маленькие дети очень чувствительны к настроению мамы, перенимают абсолютно все ее печали и радости.
Существует мнение, что даже состав грудного молока меняется в зависимости от настроения, и поэтому малыш в буквальном смысле питается вашими эмоциями.

Стоит признать: у счастливой, довольной всем происходящим и собой мамы и дети бывают спокойными, уравновешенными и веселыми.
Если же мама слишком устает, чтобы радоваться, и постоянно испытывает напряженность, тревогу, то и от ребенка нельзя ждать особого веселья. Такие дети часто плачут без видимого повода, успокаиваясь лишь на руках. Это еще больше портит настроение маме, она еще больше передает негативных эмоций малышу − в общем, получается замкнутый круг.

Плаксивость, чувство потери, невозможность радоваться тому, что раньше приносило удовольствие, – такие симптомы наблюдаются у 80% женщин после родов (вероятность их увеличивается с возрастом и количеством родов) и, конечно, тоже накладывают отпечаток на общение с малышом и даже на его будущий характер. Дети, пережившие в младенчестве расстройство настроения своей мамы, и во взрослом возрасте бывают тревожными, склонными к пессимизму, тяжелее переносят жизненные трудности. Поэтому улучшать настроение нужно как можно раньше – и себе, и ребенку.

Во-первых, добавьте в вашу с ним жизнь позитива. Это не так трудно, если помнить, что жизнь состоит из мелочей. Ведь даже гуляя, вы можете ходить в те места, где вам нравится, общаться с теми мамами, которые веселы и заряжают вас оптимизмом.

Между прочим, это совсем не новый метод. Во многих культурах маленьким детям мама пела колыбельные, составленные ею за день (в культурах, сохранивших традиционный строй, так происходит и сейчас), обо всем, что случилось, о том, что беспокоит. Считалось, что дети таким образом чувствуют себя частью семьи и растут более спокойными.

От года до трех
Ребенок растет, и его знания о мире, его потребности, круг общения постоянно увеличиваются. С одной стороны, возможности его достаточно велики – он умеет сам ходить, говорить и чувствует себя вполне самостоятельным, с другой – все еще находится под постоянным контролем и часто не может свои желания осуществить. В общем, самая главная причина для плохого настроения – непонимание. Еще одна причина – потеря чего-то важного. Причем важное для ребенка – это совсем не то же самое, что для взрослого.

Двухлетний ребенок может вполне спокойно перенести развод родителей, уход из семьи отца, но при этом будет тяжело переживать потерю любимой игрушки. Смерть бабушки будет воспринята не так драматично, как, например, ежедневный уход мамы на работу. Такая особенность психики позволяет детям защититься от очень тяжелых переживаний, забыть травмы раннего детства.
Какое-то простое и приемлемое объяснение ситуации дает возможность ребенку откорректировать свое представление о мире. Если рядом остается человек, который заботится и любит, то все в порядке. А вот по поводу мелочей (того, что для нас является мелочью) ребенок может плакать долго и безутешно. Так долго, что сам изматывается и потом засыпает.

Доводить детей до такого состояния не стоит, но пугаться и ограждать тоже нет смысла. Плач – это их способ отреагировать эмоции, выплеснуть наружу весь негатив. Как правило, после такой бури слез проснувшийся ребенок чувствует себя гораздо лучше и в хорошем настроении готов играть (правда, к этому моменту измотанными бывают уже родители). К тому же именно в этом возрасте ребенок учится разным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Если поймет, что его плач действует на людей устрашающе, будет использовать это оружие уже сознательно.
Плохое настроение ребенка этого возраста выражается не только плачем. Он может лежать на кровати, не отвечая на предложения поиграть, может безучастно смотреть в окно, а если плохое настроение сочетается с агрессией – пинать и разбрасывать игрушки. В любом случае, надо помочь. Сам он со своим настроением справиться пока не может.

Проявите максимум участия, терпения и теплоты даже в том случае, если он, как говорится, сам виноват. При этом это совсем не должно означать, что вы обязаны идти на уступки – например, отказаться от похода в гости, раз уж ребенку без вас так плохо. Он ведь именно сейчас привыкает к тому, что в жизни не все и не всегда будет так, как он хочет. И к тому, что это совсем не повод впадать в уныние.
Вот и дайте ему такой урок. Не меняя своих планов и вообще не обсуждая больше причину его негативного состояния, обнимите и просто посидите рядом. И почаще играйте с детьми в шумные игры, тискайте их и тормошите. А поглаживание по спине – вообще один из лучших методов профилактики стрессов.

От трех до шести
В возрасте двух с половиной – трех лет у ребенка развивается самосознание. Он говорит о себе «Я», становится более стеснительным, стыдливым (осознает, что другие люди могут смотреть на него, обсуждать и так далее). Кроме того, у него все более выраженной становится потребность в общении со сверстниками, и в этой области тоже есть свои поводы для переживаний. В общем, чем старше ребенок, тем более вероятно, что причина плохого настроения находится вне семьи (хотя отношения с родителями все равно остаются самыми значимыми). В то же время в поведении может появиться скрытность: ребенок уже не склонен говорить родителям абсолютно все. Иногда он просто не знает, можно ли рассказывать то, что произошло.

Так, например, если ребенок подвергается нападкам со стороны взрослого – знакомого или чужого, он может об этом не рассказывать. Ведь взрослый – это авторитет, если он кричит, значит, «я заслуживаю». Так что узнать, в чем причина подавленности, плохого настроения бывает не так легко. Научите ребенка откровенности, тому, что своим близким он может рассказывать абсолютно все. Всегда поддерживайте ребенка в случае неприятностей, даже в том случае, если ситуация спорная.
Да, вы можете ее обсудить, разобрать, кто прав, кто виноват, но – потом, позже. Когда ребенок удручен, подавлен, то он нуждается прежде всего в поддержке. Кстати, это правило действует не только в отношении детей. Мы все нуждаемся в таком предвзятом отношении, в том, чтобы нас любили несмотря ни на что. Это – основа счастья в семье.

Всегда выслушивайте ребенка. Он должен доверять вам свои сомнения и переживания в любом возрасте.

Если же ребенок все равно не рассказывает, не допрашивайте. Тем более что эмоции в этом возрасте уже сложные, практически такие же, как у взрослых, – ребенок действительно может не понимать до конца, почему ему грустно. Поговорите на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. «А когда тебе стало грустно?», «А как тебе грустно – просто грустно или так, что даже мороженого не хочется?», «Что нужно сделать, чтобы не грустить?» − на такие вопросы ребенок вполне может ответить. И, соответственно, вместе с вами может найти способ повышения настроения. Кроме того, очень хорошо помогают так называемые эмоциональные прививки. Вы время от времени рассказываете какую-то историю из вашего детства (поругала мама, наказали в садике, поссорились с подружкой).
Рассказ должен быть подробным в той части, где говорится об эмоциях (как вы переживали) и непременно иметь хорошее окончание. Это обеспечит позитивный взгляд на жизнь.

По материалам статьи С.Иевлевой

Минуту назад ваш ребенок улыбался и смеялся. Сейчас он корчит недовольную гримасу, плачет или спорит и ругается. Вы никак не можете понять, чем объясняются столь неожиданные перемены его настроения.

Привычки, отношения, мировосприятие, эмоции и модели поведения формируют то, что называется личностью вашего ребенка. Кроме того, в формировании личности участвуют события, питание и химический баланс организма.

Перепады настроения далеко не всегда являются признаками ментального или психического заболевания. Неожиданные вспышки гнева и слез, которые прекращаются так же быстро, как и возникают, не должны служить предметом вашего беспокойства. С их помощью ребенок учится взрослеть и подбирает модели поведения, которыми будет руководствоваться в будущем.

Перепады настроения у детей и подростков могут быть проявлениями дисбаланса питательных веществ, который приводит к резким изменениям уровня сахара в крови. Эмоциональный стресс, недостаток сна, гипогликемия, употребление алкоголя и наркотиков, а также гормональные колебания также могут быть причиной перепадов настроения.

Традиционная медицина стремится прежде всего выявить биохимическую проблему, следствием которой являются перепады настроения (такой проблемой может быть гипогликемия или диабет) или же приводящее к перепадам настроения психологическое нарушение.

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Питание

Убедитесь, что ваш ребенок не употребляет излишнее количество простых Сахаров (их источниками, как правило, являются сладкие газированные напитки и белый хлеб). Переизбыток простых Сахаров может привести к дисбалансу уровня сахара в крови, что может стать причиной перепадов настроения. Сложные углеводы, качественные источники протеина и достаточное количество клетчатки, получаемой из овощей, необходимы организму для регулирования уровня сахара в крови. Повышенная чувствительность к определенным продуктам также может служить при- чиной перепадов настроения. Кроме того, некоторые дети очень чувствительны к искусственным подсластителям и консервантам, что также может привести к эмоциональным расстройствам.

Отсутствие нормального завтрака нередко приводит к изменениям уровня сахара в крови и другим нарушениям биохимического баланса. Если вашему ребенку не хочется есть по утрам, предложите ему коктейль из протеинового порошка.

Продукты, содержащие жирные кислоты основного ряда, крайне важны для поддержания эмоциональной стабильности ребенка. Хорошими источниками этих кислот являются различные виды рыбы: лосось, палтус и макрель. Рекомендуется есть свежую рыбу два или три раза в неделю. Льняное семя -это отличный источник важнейшей альфа-линоленовой кислоты (ЛЛК). Его можно размельчить и добавлять в салаты или коктейли. Растолките одну чайную ложку на 20 кг веса тела (детям, вес которых составляет от 13 до 20 кг, также можно давать одну чайную ложку), растворите ее в 220 г воды и давайте ребенку эту смесь один раз в день.

Пищевые добавки

Детские мультивитамины - содержат основной набор питательных веществ и способствуют защите от их дефицита.

Комплекс жирных кислот основного ряда - выберите комплекс для детей, содержащий жирные кислоты омега-3 (в том числе от 100 до 200 миллиграмм докозагексаеновой кислоты (ДГК) в день) и омега-6 (особенно гамма-линоленовую кислоту (ГЛК)). Эти жирные кислоты основного ряда необходимы для нормального функционирования головного мозга. Вы можете также давать ребенку льняное масло, следуя дозировкам: одну чайную ложку детям до двух лет, две чайные ложки детям от 3 до 6 лет, от двух до трех чайных ложек детям от 7 лет и старше. Если у ребенка начинается диарея, уменьшите дозировку.

Лекарственные растения

Страстоцвет - расслабляет нервную систему. Используйте при необходимости успокоить ребенка.

Гомеопатия

Выберите из нижеперечисленных средств то, которое в наибольшей мере соответствует симптомам вашего ребенка. Если в инструкции не сказано иначе, давайте ребенку по два шарика разведением 30С два раза в день. Улучшение должно наступить через семь дней. Если по истечении семи дней улучшение не наблюдается, попробуйте другое средство. После того как вы заметите первое улучшение, прекратите давать ребенку лекарство: повторный прием рекомендуется лишь в том случае, если симптомы возобновятся.

Примечание: более слабые разведения (6Х, 12Х, 6С) следует давать чаще (три раза в день).

Ignatia - ребенок очень напряжен. Перепады настроения могут быть связаны с эмоциональными нарушениями. Ребенку хочется оставаться в одиночестве.

Lycopodium - ребенок раздражителен, особенно когда голоден. Он разговаривает с близкими командным тоном, хотя на самом деле не уверен в себе.

Nux vomica - ребенок требователен и раздражителен. Он хочет командовать. У него наблюдаются озноб и запор.

Pulsatilla - перемены настроения ребенка очень часты, заметны и неожиданны. Ребенок не отпускает вас от себя ни на шаг, требуя, чтобы вы его успокаивали. Ему очень хочется сладкого.

Bach Flower Rescue Remedy -помогает успокоить эмоционально неустойчивого ребенка. Давайте по две капли лекарства два раза в день до тех пор, пока не заметите улучшения.

РАСШИРЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Пищевые добавки

Комплекс витаминов группы В - многие витамины группы В участвуют в нейропередаче мозга. Ежедневные дозировки: детям до семи лет - 25 миллиграмм; детям от семи лет и старше - 50 миллиграмм.

Фосфатидилсерин - пищевая добавка, предназначенная для улучшения мозгового питания, которая способствует улучшению концентрации и оптимизирует когнитивную функцию мозга. Ежедневные дозировки: детям весом от 10 до 35 кг -100 миллиграмм; детям от 35 до 45 кг - 200 миллиграмм; детям от 45 кг - 300 миллиграмм.

Ароматерапия

Лаванда - добавьте одну каплю в пульверизатор или же капните одну каплю на кусочек ткани и положите его иод подушку своего ребенка. Если ребенок уже принимает гомеопатическое средство, отложите ароматерапию на другое время.

Акупрессура

Четыре входа - это комбинация Печени 3 (расположена на ступне, в промежутке между большим и вторым пальцами) и Толстой кишки 4 (находится на перемычке между большим и указательным пальцами). Четыре человека должны мягко надавить на все четыре точки акупрессуры пальцами и удерживать их в течение 15 секунд. Сделайте то же самое на другой стороне тела; повторяйте эти надавливания по три раза в день.

ЧЕГО ОЖИДАТЬ

Методы природной терапии помогают понизить частоту перепадов настроения. Улучшения, как правило, становятся заметны в течение одной - четырех недель.

Дети по своей природе непостоянны и эмоциональны. Но все же определенная стабильность в психическом состоянии обязана присутствовать. И уже в раннем и дошкольном возрасте появляется такой показатель состояния ребенка, как настроение. И его чрезмерная переменчивость должна стать для взрослых сигналом о наличии некоторых проблем. Перепады настроения у ребенка встречаются довольно часто и генезис у такого состояния различен. Конечно не стоит паниковать и всякое бывает — жизнь даже у ребенка не состоит сплошь из праздников, но если перепады настроения происходя часто и без видимых сразу причин, то это повод обратить на это пристальное внимание.

Психологические причины перепадов настроения у ребенка

Известной причиной проблем с настроением являются психологические особенности. Они могут быть обусловлены возрастом или же служить признаком глубоких внутренних конфликтов.

Возрастные кризисы детства

– Кризис трех лет. По возрастным рамкам возникает примерно в 2,5-3 года. Этот кризис вызван осознанием своего «Я» и уже в 1,5 года может начинать заявлять о себе. Самосознание рождает у ребенка потребность в свободе и самостоятельности. Поэтому приказания взрослого воспринимаются в штыки. Он желает сам управлять собой и даже окружающими. Отсюда возникают такие симптомы, как негативизм и деспотизм.

– Кризис 7 лет. Принято привязывать к началу школьных будней. Однако сегодня этот кризис может начаться в 5-6 лет, так как требования уже в подготовительной группе значительность ужесточаются. Переход к активной учебной деятельности вызывает у ребенка желание и получить больше самостоятельности, что вполне справедливо. Соотношение прав и обязанностей должно быть сбалансированным.

Педагогические причины нестабильности настроения

Наблюдение за эмоционально нестабильными родственниками вполне может приводить к переменчивости настроения. Детям крайне свойственна подражательность. Реагировать ребенок может и на любые изменения в семье. Ссоры, разногласия и даже холодность близких замечаются малышами интуитивно. И, конечно, это приводит к определенным чувствам, которые они выражают в своей манере. Кроме того, когда чадо не получает должного внимания, оно может использовать негативное поведение как способ заставить взрослых взаимодействовать с ним.

Физиологические причины изменчивости настроения

Иногда психическая нестабильность говорит о нарушении процессов регуляции нервной деятельности. Искажение баланса между торможением и возбуждением порождает частую смену настроения в соответствующую сторону. Также хронические боли или физический дискомфорт может вызывать вспышки гнева, негативизм и даже агрессию. Не понимая своих ощущений и не зная средств борьбы с ними, ребенок может в момент болевого приступа начать истерику или проявлять негативные эмоции вместо того, чтобы попросить помощи.

Как стабилизировать настроение ребенка?

Способы решения проблемы зависят от выявленной причины. Как уже было сказано выше, существует ряд возможных причин изменчивости настроения. Важно грамотно провести диагностику. Поэтому в первую очередь следует получить консультацию педиатра, оценить общее здоровье и жалобы. Возможно, необходимо медикаментозное лечение для стабилизации работы нервной системы или избавления от болезней.

Алена спрашивает:

Добрый день! Помогите пожалуйста советом, уже не знаю как себя вести, моему сынуле 2,4 года, последние 3 месяца очень изменился, стал драться, кричать, не реагировать на замечания и просьбы, может это банально, но я уже не знаю как его утихомирить. Сначала пыталась спокойно ему объяснять что-то, говорить что так не хорошо и т.д., но это не помогло, потом могла крикнуть на него и хлопнуть по попе, ставлю в угол. Такой метод тоже не действует. Вот сегодня ситуация, вышли на улицу, сразу побежал к качели, перед тем как посадить я его предупредила, что долго кататься на ней нельзя потому что она холодная, когда я начала ему говорить, что нужно вставать, а то замерзнешь, началась истерика, начал толкаться ногами, кричать и т.д. пыталась отвлечь на птичек, на деток... в результате проплакал минут 10-15. Я просто не знала куда себя деть и как себя вести!

Здравствуйте, Алена!
Возраст Вашего ребенка является особенно значимым для формирования детского "Я". Оно должно освободиться от поддержки, которое ему оказывало "Я" матери, чтобы отделиться от матери и воспринимать себя не как мамину часть, а как отдельного человека, отдельное "Я". То есть сейчас формируется самостоятельность Вашего ребенка(если сформируется неправильно, то это будет пассивность, инфантильность). Поэтому вам нужно научиться как бы "отпускать" ребенка, т.е. позволять ему уже чуть больше, но в пределах разумного. Например, с той же качелей - он подсознательно отстаивает свое "Я", требуя права самому решить сколько ему кататься, а Ваши логичные доводы ему еще не понятны, поэтому не боритесь с ребенком, а лучше возьмите что-то подстелить чтоб ему было не холодно. Ни в коем случае не бейте ребенка, а научитесь договариваться и все же переключать. Если на птичек и деток не получается, то придумайте что-то пооригинальней - "давай поищем качелю получше, я знаю где она есть" или "у меня в кулачке есть что-то для тебя(какая-нибудь печенюшка или другая мелочь), но ты должен взять это сам, встав с качели"- Вы, как мама, лучше всех знаете своего ребенка и можете придумать для него что-то особенное. И еще, Вам нужно знать, что в этом возрасте проявляется двойственное отношение к маме - очень сильно люблю, но появляется агрессия (чтобы помочь отделиться его "Я")к маме(может кусать, бить, "ругать"). Нужно спокойно объяснить ребенку, что мы все можем злиться, но нельзя делать больно живому, а позлиться можно разорвав старую газету, поколотив пустую картонную коробку и т.д. И еще попутно - не предъявляйте очень строгих правил по поводу опрятности (сесть вовремя на горшок, не пролить ничего на себя и т.д.). Всему свое время - дайте ребенку право "дозреть" до такого самоконтроля. Пусть он знает, что у него есть право на ошибку.