Что делать, если. Физическое развитие ребенка

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

И снова здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня мне захотелось продолжить с вами одну из моих любимых тем – «взросление» наших маленьких деток. Думаю, каждая мама тщательно следит за изменениями своего малыша и бесконечно радуется его успехам. И это правильно, ведь первый год жизни – достаточно сложный период для малютки. Он только начинает познавать этот большой мир!

Развитие ребенка в 4 месяца не может не радовать молодых родителей, ведь малыш уже окреп и готов к освоению новых знаний! И это действительно так, ведь кроха поправился и подрос, он совсем не похож на себя трехмесячного! Здесь же у мамы и может возникнуть вопрос: «что должен уметь ребенок в 4 месяца»? Об этом я и предлагаю поговорить!

Не стоит удивляться, что ваш грудничок так быстро меняется. Не нужно шокироваться и от того, что цвет его глаз совсем не тот, что был в роддоме. Все это – естественный процесс. Вам остается лишь наблюдать, как ваш долгожданный малыш становится старше с каждой минутой – не упустите это время!

В этом возрасте детки продолжают набирать в весе, и, что банально, растут:

  • рост дочери колеблется от 55,6 до 68,6 см (сыночка – от 57,6 до 70, 1 см):
  • вес малышки колеблется от 4,4 до 9,3 кг (малыша – от 4,9 до 9,7 кг);
  • окружность головы девочки: от 38,0 до 43,3 см (мальчика: от 39,5 до 44,4 см).

Но, нужно понимать, что значения условные, и если ваш малыш не «входит» в вышеописанные рамки, но при этом прекрасно себя чувствует, хорошо кушает и не капризничает, то и «бить тревогу» нет смысла.

Однако если вы всё же обеспокоены самочувствием малыша и несоответствие веса/роста вашего малыша и общепринятых данных вас настораживает – обратитесь к детскому педиатру. Опытный специалист осмотрит вашего новорожденного и сделает заключение.

1.1. Сон четырехмесячного ребенка

В данном возрасте нужно уделить особое внимание режиму дня малыша. Думаю, вы заметили, что ребеночек почти не мучается болями в животике – колики прошли.

Ночной сон грудничка теперь составляет 10 часов. Не спешите хлопать в ладоши! За этот промежуток времени малыш успеет проголодаться трижды, а значит, вам необходимо будет его кормить и в ночное время. Днем дитя может проспать ещё 5 часов, но, не в один подход.


Думаете, что вам удастся выспаться? Вполне вероятно, если у малыша не начнут лезть первые зубы!

1.2. Питание в 4 месяца

Когда речь касается детского питания, важно различать грудное и искусственное вскармливание.

Если речь идет о ГВ, то педиатр Комаровский не рекомендует вводить прикорм в четырехмесячном возрасте. В материнском молоке содержатся все необходимые для ребенка питательные вещества. Сейчас нет потребности во введение в меню малыша различных пюре и соков. Не слушайте советы подруг относительно питания. Лучше обраться к интернету и просмотреть видео известных педиатров о правильном введении прикорма.

Если же говорить об ИВ, то уже в 4 месяца можно начинать вводить прикорм. Причем начать нужно с соков, разбавленных водой. Спешить не нужно! На первоначальном этапе вполне достаточно нескольких капель. Постепенно увеличивайте объем сока.

Кстати, сейчас вы можете заметить, что многие рефлексы малыша угасают. Например, при проведении указательным пальцем по позвоночнику ребенок больше не выгибается и не извивается. Тревожный знак, если малыш пытается «улизнуть». Осторожно! Данное упражнение не следует делать в отсутствии специалиста, а лучше и вовсе доверить его врачу!

2. Особенности развития четырехмесячного ребенка

Кажется, что маленький человечек теперь всё понимает, ведь он так внимательно всматривается в лицо матери и осмысленно улыбается в ответ на её прикосновения!

И это действительно так, более того, малыш приобрел новые навыки, теперь он:

  • умеет самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно (если это не так, вам нужно приложить максимум усилий, чтобы данный навык у ребенка появился как можно скорее);
  • держит головку без посторонней помощи;
  • приподнимается на ручках из положения «лежа на животике» (при этом головка «не заваливается», малыш может вертеть головой по сторонам);
  • удерживает погремушку/бутылочку или иной предмет в руках до минуты;
  • управляет ручками и ножками немного осознаннее, чем в три месяца (в том числе, может целенаправленно тянуть в рот пальцы рук и ног);
  • присаживается, если тянуть его из положения «лежа на спинке» за ручки (при этом, голова не должна «запрокидываться» — это плохой признак, который требует внимания);
  • «подпрыгивает» в вертикальном положении (если малыша держать подмышками, он будет пытаться достать носочками до пола, после чего резко одергивать их вверх, словно прыгает);
  • контролирует кормление, придерживая ладошками грудь матери.

В четыре месяца малыш требует внимания со стороны мамы как никогда раньше. Теперь, когда он уже начал гулить, ему хочется общения и тактильного контакта с самыми близкими людьми – с родителями.

Обратите внимание, как изменилось эмоциональное развитие вашего ребенка:

  • он узнает всех близких ему людей (маму, папу, бабушку);
  • научился смеяться, когда мама строит рожицы;
  • пытается выговаривать новые буквы, например «п» и «м»;
  • интересуется самим собой, рассматривает части своего тела, любуется своим отражением в зеркале;
  • умеет обижаться, расстраиваться, радоваться.

По сути, не важно, как заниматься с ребенком. Однако в четырехмесячном возрасте лучше малыша развивать при помощи различных игр.

3. Развивающие игры

Сейчас, помимо игр, придуманных за предыдущие три месяца жизни вашего малыша, следует вносить и что-то новое. Вы должны понять, как играть с ребенком так, чтобы он не только получал удовольствие от времяпрепровождения, но и одновременно обучался.

Молодые родители придумывают массу занятий. Например, для развития речи и мимики мамы зачастую изображают героев сказок, гримасничая и изменяя свой голос. Малыша это забавляет и смешит. В дальнейшем ребенок и сам покажет вам, как рычит медведь, и вы обязательно испугаетесь!

В игру можно превратить и повседневный уход за малышом! Смекалистые мамы умудряются ребенка не только одевать, но и учить – «Это чью я ножку сейчас одену в штанину? Твою? А ещё одна ножка у тебя есть? Вот же она!» Со временем кроха будет знать все части тела. Более того, игры «озвучиваю, что делаю» развивают у ребенка ассоциативные навыки.

Кстати! Малыш почти постоянно держит ладошки раскрытыми, заметили? Разве это не повод сыграть с ним в «ладушки»? Попробуйте! Первоначально, конечно, вам нужно будет играть ручками ребеночка, пока он не запомнит движения и хлопки. Но в будущем он обязательно будет играть в «ладушки» сам, и, возможно, уже вашими руками!

Игр достаточно много, вспомните: «ку-ку», «сорока-ворона», «коза рогатая»! И не забывайте, что самое важное – увлечь ребенка. Не заставляйте его заниматься (читайте, играться) насильно. Это только испортит ему настроение. Вы же не хотите, чтобы ваш малыш расстраивался, верно?

Посмотреть примеры игр с ребенком 3-4 месяцев можно здесь:

Посмотреть видео о развитии ребенка в 4 месяца, что он должен уметь и как ему помочь — можно в этом видео от мамы Лары:

А здесь можно посмотреть особенности развития 4-месячного ребенка на конкретном примере:

На этой ноте буду прощаться с вами, но ненадолго, Если вам была полезна статья – предложите её к прочтению вашим подругам. И подписывайтесь на мой блог, мне есть что рассказать. Пока-пока!

В 4 месяца грудничок уже хорошо держит головку . он уже опирается на предплечья, лежа на животике, учится переворачиваться со спины на живот. В 3 месяца у детей обычно проходят колики, и мама наконец начинает наслаждаться общением с малышом и спокойным сном ровно до того периода, когда у крохи начнут резаться зубки. В 4 месяца у грудничка уже исчезает тонус ручек и ножек . малыш наконец-то разжимает кулачки, он тянется за игрушками, удерживает их в руках, в этот период необходимо развивать хватательные и тактильные навыки ребенка. В этом вам помогут развивающие коврики, детские игровые центры, мобили. Ребенок будет хватать игрушки, бить по ним и ручками, и ножками под веселые мелодии, тем самым развивая согласованность и целесообразность своих движений.

Малыш продолжает исследовать мир . но самым захватывающим объектом изучения для него является он сам. Ребенок постоянно ощупывает себя, свое лицо, ручки, ножки, он уже давно умеет засовывать кулачок в рот, а вот ногу он попробует на вкус именно на 4-м месяце. Танцы в положении лежа – это страсть для 4 – х месячных деток, они колотят ногами по поверхности, подымают их повыше, сгибают в коленках, возможно поэтому у большинства из них в этот период налаживается перельстатика кишечника.

Кроха очень любит разглядывать лица родителей . разговаривать с ними на своем языке. Возможно, к папе кроха будет обращаться со словами «Ка», «Э», а к маме «Гу». Им очень нравятся музыкальные занятия . пусть мама сделает яркий макияж губ и поет песенки. кроха будет подпевать и даже дирижировать ей. В этом возрасте можно усложнить гимнастику, добавить новые упражнения, не забывайте дополнять их потешками и веселыми стишками. Обязательно делайте массаж стоп, это подготавливает ножки к ходьбе. Играйте в пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки», это развивает мелкую моторику малыша, а, следовательно, его интеллект.

Стимулируйте двигательную активность ребенка . учите его переворачиваться со спины на живот как влево, так и вправо, обычно дети в этом возрасте осваивают переворот в одну из сторон. Выполняйте упражнение – подтягивание, удерживаясь ручками за ваши указательные пальцы, малыш подтягивается из положения лежа в положение сидя. Головка уже должна держаться вертикально, сидеть малышу еще рано, но укреплять позвоночник такими подтягиваниями полезно. Ни в коем случае не оставляйте ребенка самого на кровати или пеленальном столике, у малыша еще в силе рефлекс ползания, плюс он уже может переворачиваться, а следовательно запросто сползет и упадет с высоты. В ванной малыши устраивают бурю брызг, они с таким рвением колотят ручками, и ножками по воде, что мама может оказаться с ног до головы мокрая, так что сразу готовьте сменную одежду.

На 4м месяце основной пищей ребенка по-прежнему остается грудное молоко . Во избежание лактостазов и лактационных кризисов следите за своим питанием, не спите на животе, чтобы не передавить грудь, кормите ребенка не реже чем каждые 2-3 часа. В этом возрасте многие дети охладевают к груди, если им дают чаек из бутылочки или пустышку. Иногда маме только кажется, что молока не хватает, так как ребенок просит грудь часто, а сосет только 3-5 минут. Не переживайте, скорей всего у крохи сейчас фаза активного роста, а прикладывается он так ненадолго потому, что увеличилась сила сосания. Если вы посмотрите на малыша, кормящегося из бутылочки, то увидите, что кроха опорожняет ее за считанные секунды.

Детки-искусственники кушают 5-6 раз на день с перерывами 3-4 часа. Если до 3х месяцев педиатры не рекомендуют менять смесь, то сейчас уже можно попробовать перевести кроху на другое детское питание, вводите его постепенно, уменьшая дозу прежней смеси и увеличивая количество новой. Дети выпивают сейчас примерно 1 литр смеси или молока в день .

Прибавка в весе должна составлять 600-700 грамм . груднички могут набрать и больше, не волнуйтесь, мамино молоко усваивается лучше смеси, поэтому ожирение таким малышам не грозит. Раньше в возрасте 3-4 месяцев детям уже начинали вводить прикорм в виде фруктовых соков. Сейчас эта практику признали несовершенной, прикорм предлагают вводить ближе к 6 месяцам, а соки употреблять только после года.

Малыш все больше бодрствует, он спит 5 раз в сутки по 2-3 часа днем и 9-10 часов ночью, а гуляет по 1,5 часа между сном. Он активно играет игрушками, любит, когда его носят на руках и показывают окружающий мир. Кроха уже хорошо видит, различает цвета, интересуется своим отражением в зеркале. К 4м месяцам уже проходит младенческое косоглазие, взгляд становится координированным и направленным.

Грудничок 4 месяца развитие фото

Читайте и другие статьи о детях, их жизни, воспитании, развитии.

Если вам пришлась по душе статья - Грудничок 4 месяца развитие, то вы можете оставить отзыв или рассказать о ней в социальных сетях.

А также смотрите и другие статьи, написанные специально для вас:

Календарь развития ребенка по месяцам

Четвертый месяц жизни ребенка.

Ребенок в 4 месяца.

Четвертый месяц развития ребенка. Ребенок 4 месяца - что умеет?

Здоровье ребенка в 4 месяца.

Кормление ребенка в 4 месяца. Питание ребенка в 4 месяца.

Грудничок в четыре месяца

Питание ребенка на 4 и 3 месяце жизни.

Игрушки для ребенка - ребенку 4 месяца.

Зубы режутся, температура - что делать?

Что может вызвать у вас беспокойство - ребенку 4 месяца

БЕСПОКОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ СМЕНЕ ПОДГУЗНИКОВ

Моя дочь не может лежать спокойно, когда я меняю ей подгузники, - она всегда пытается перевернуться. Как мне добиться от нее послушания?

Вы можете ожидать все меньше содействия со стороны своей дочери в том, что касается смены подгузников, в течение ближайших месяцев, пока бурный физический рост будет опережать ее моральное развитие. Положение перевернутой на спину черепашки, временно лишенной возможности двигаться, вместе с неудобством, вызванным сменой подгузника, будет превращать в борьбу каждую такую процедуру. Выход здесь один: действовать быстро (подготовьте все принадлежности для смены подгузника, прежде чем вы положите ребенка на стол) и отвлекать ее внимание (игрушка, подвешенная над столом для пеленания, музыкальная шкатулка с привлекательным внешним видом, погремушка, способная занять ее руки и вызвать к себе интерес).

КОГДА РЕБЕНКА МОЖНО САЖАТЬ

Во время прогулки я усадила ребенка в коляске, подложив ему под спину подушечку, но мне сделали замечание две пожилые женщины, которые сказали, что он еще слишком мал для того, чтобы сидеть.

Если ваш ребенок еще слишком мал для того, чтобы сидеть, он сам вам скажет об этом. Разумеется, не словами, а заваливаясь вперед или в сторону, когда вы пытаетесь его усадить. Хотя вам не нужно пытаться усадить ребенка, чьей голове и шее еще требуется дополнительная поддержка, трехчетырехмесячные дети уже способны хорошо держать голову и не падают, когда их сажают. (В продаже имеются специально сконструированные опоры, поддерживающие голову, когда ребенок находится в сидячем положении.) Если ребенок устал сидеть, он обычно подает сигнал, начиная жаловаться вслух или соскальзывая с подушки.

Вместо неба, внутренностей коляски или матраса ребенок, сидящий в коляске, может видеть прохожих, дома, деревья, собак, других малышей в колясках, автобусы, машины и еще многие другие удивительные вещи, расширяющие его кругозор. Находясь в сидячем положении, он также будет дольше оставаться в хорошем настроении, что сделает прогулку более приятной для вас обоих.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ РЕБЕНКА НА НОГИ

Моя малышка любит стоять у меня на коленях. Она кричит, если я пытаюсь ее усадить. Но моя бабушка настаивает на том, что если позволять ей стоять в таком раннем возрасте, то у нее непременно искривятся ножки.

Обычно дети лучше знают, к чему они готовы, чем их прабабушки. И многие дети в возрасте вашей дочки уже е радостью "стоят" на материнских коленях. Это весело, это хорошее упражнение и приятная перемена после долгого лежания на спине или сидения в тесном детском стульчике, и это, вне всякого сомнения, не приведет к искривлению ног.

С другой стороны, если ребенок не хочет вставать на ноги, то его не надо заставлять до тех пор, пока он не будет к этому готов. Ребенок, которому позволяют устанавливать собственные темпы развития, будет более здоровым и счастливым, чем тот, за которого все решают родители.

СОСАНИЕ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА

У моего сына появилась привычка сосать большой палец. Сначала я была только рада, поскольку это помогало ему заснуть, но теперь боюсь, что это перерастет в привычку, которую впоследствии будет трудно побороть.

Почти все дети время от времени сосут свои пальцы в течение первого года жизни; у многих такая привычка появляется еще в утробе. В этом нет ничего удивительного. У младенцев рот - это не только орган для поглощения пищи, но также и средство познания окружающего мира и получения удовольствия (к своему ужасу, вы скоро обнаружите, что все предметы, до которых ребенок может дотянуться, неизбежно оказываются у него во рту). В первый раз руки могут попасть в рот случайно, но ребенок быстро узнает, что пальцы во рту дают приятное ощущение. Очень скоро его пальцы начинают попадать в рот регулярно. Вначале привычка может показаться вам очень милой, и вы, вероятно, даже будете рады тому, что ребенок нашел способ утешать себя без вашей помощи. Затем, по прошествии нескольких недель, когда привычка успевает укорениться, в вас зарождается беспокойство, когда вы начинаете представлять себе, как ваш маленький мальчик в первый раз приходит в школу с большим пальцем во рту, и его поднимают на смех одноклассники, делают замечания учителя.

Наилучшим решением для вас будет перестать беспокоиться и предоставить ребенка самому себе. Нет никаких доказательств, что сосание большого пальца само по себе представляет."опасность" или является признаком какого-либо психического заболевания. Если эта привычка пропадет к 5 годам, то она не сможет причинить ущерба коренным зубам; все нарушения в ротовой полости исправятся сами собой, после того как исчезнет привычка. Большинство врачей согласны с тем, что эта особенность поведения, присущая определенному возрасту, пропадает после того, как ребенок становится старше, и не следует пытаться отучать его от сосания большого пальца, пока ему не исполнится 4 года.

Исследования показывают, что почти половина всех детей в той или иной степени сохраняют эту привычку, даже когда выходят из младенческого возраста. Пик приходится на возраст между полутора и двумя годами. Почти 80% детей оставляют ее к 5 годам и 95% - к 6 по собственной инициативе.

Когда у ребенка должны появиться коренные зубы, привычка сосать большой палец может помешать нормальному развитию ротовой полости и привести к деформациям, он уже достаточно взрослый для того, чтобы осознанно отучиться от этого. И поскольку сосание пальца в большинстве случаев не является результатом эмоционального расстройства, ребенок скорее откажется от такой привычки благодаря специальным зубным пластинкам, чем после посещения психолога. (Немногие дети сосут палец для эмоциональной поддержки, и консультация с психологом может пойти на пользу.)

А пока позвольте ребенку сосать палец столько, сколько ему захочется. Однако убедитесь в том, что ребенок, вскармливаемый грудью, сосет палец не для того, чтобы компенсировать недостаток удовольствия, получаемого от сосания груди; если ребенок хочет сосать грудь чуть дольше во время каждого кормления, позвольте ему (он не получит слишком много молока, поскольку к этому моменту грудь будет почти пустая). Если сосание пальца будет мешать ребенку использовать руки для знакомства с окружающим миром, время от времени вынимайте палец у него изо рта и отвлекайте внимание ребенка игрушками, играми с руками или пальцами ("ладушки", "маленький паучок", например) или подтягивая его за руки в стоячее положение, если это ему нравится.

Если ваш ребенок продолжит сосать палец в более старшем возрасте, вы не раз услышите неодобрительные замечания от посторонних, особенно представителей старшего поколения. Если захотите, можете объяснить им, что, согласно результатам последних исследований, сосание пальца не приносит вреда и не является признаком эмоциональной отсталости ребенка. Если вас самих беспокоит эта привычка, попробуйте использовать пустышку в качестве временной замены, но таким образом у ребенка появится новая привычка, от которой впоследствии также придется избавляться.

УПИТАННЫЙ РЕБЕНОК

Все восхищаются моей маленькой упитанной дочуркой. Но в глубине души я боюсь, что она станет толстушкой. Она такая круглая, что едва может двигаться.

Большинство врачей считает, что избыток жира не способствует здоровью, но пухлые дети не вызывают у них особого беспокойства, поскольку известно, что накопления в жировых клетках у младенцев далеко не всегда приводят к полноте в более позднем возрасте. На самом деле только один упитанный младенец из пяти обречен стать толстым взрослым.

И все же у чрезмерной упитанности в раннем детстве существуют и свои отрицательные стороны. Слишком пухлый ребенок может стать жертвой замкнутого цикла - от недостатка активности к избыточному весу, и наоборот. Чем меньше ребенок двигается, тем толще он становится и тем меньше у него возможностей для активного движения. Если ребенок сохранит избыточный вес после четырехлетнего возраста, то шансы на то, что он превратится в полного взрослого, резко увеличатся.

Но может быть, вы зря волнуетесь, и на самом деле ваш малыш имеет не избыточный вес, а просто милую округлость форм (поскольку у младенцев еще не развиты мышцы, то даже самые худые дети имеют достаточное количество мягких мест). В отличие от тучных взрослых пухлым детям не прописывается строгая диета. Вместо того чтобы заставлять толстого ребенка сбросить лишний вес, постарайтесь снизить темп, с которым он его набирает. Затем, когда ребенок подрастет, он станет более стройным, многие дети этого добиваются без посторонней помощи, когда становятся более активными. Некоторые из приведенных ниже советов могут оказаться для вас полезными не только в том случае, если ваш ребенок уже набрал избыточный вес, но и если вы только опасаетесь, что такое может произойти.

Кормите ребенка только для того, чтобы утолить голод. Ребенок, которого кормят по другим причинам (если он ушибся, или плачет, или мать слишком занята, чтобы поиграть с ним, и т.д.), будет и дальше требовать пищу в аналогичных ситуациях, а став взрослым, продолжит делать то же самое.

Измените рацион ребенка, если это необходимо. Одна из причин, по которой вскармливаемые грудью дети реже набирают избыточный вес, заключается в том, что грудное молоко автоматически подстраивается под потребности ребенка. "Предварительное" молоко с низким содержанием жира и калорий поступает из груди в начале кормления, поощряя ребенка к сосанию. Более калорийное и жирное молоко, которое поступает к концу кормления, притупляет аппетит, словно бы внушая ребенку: "Ты уже сыт". Если ребенок и дальше будет продолжать сосать, то грудь очень скоро опустеет. Сосание ради удовольствия может продолжаться еще долго, но ребенок при этом не получит избыточных калорий. Если вам кажется, что ребенок, вскармливаемый из бутылочки, слишком быстро набирает вес, то доктор может посоветовать вам смесь пониженной калорийности. Однако убедитесь в том, что вы правильно разводите сухую смесь, которой пользуетесь в настоящее время, поскольку при недостатке воды калорийность смеси значительно повышается. Но и не разводите ее слишком сильно, не получив одобрения док^ тора, и не переключайтесь на молоко с пониженным содержанием жира. Дети, даже имеющие избыточный вес, нуждаются в холестерине и жирах, содержащихся в грудном молоке и искусственной смеси (а когда они станут постарше - в цельном коровьем молоке).

Попробуйте использовать воду - жидкость, абсолютно лишенную калорий. Вода может оказаться полезной для младенца с избыточным весом, который продолжает сосать после того, как голод утолен, или когда он в жаркую погоду чувствует скорее жажду, чем голод. Если ваш ребенок в перерывах между кормлениями проявляет желание перекусить, вместо груди или искусственной смеси предложите ему бутылочку или чашечку чистой воды (без сахара). Если вы приучите ребенка в раннем возрасте к чистой воде, то позднее у него появится здоровая привычка пить воду.

Не вводите преждевременно в рацион ребенка твердую пищу, чтобы заставить его спать всю ночь, - это редко помогает и способно привести к избыточному весу.

Подсчитайте калорийную ценность дневного рациона своего ребенка. Если вы уже даете ему твердую пищу (по собственной инициативе или по рекомендации доктора) и ребенок получает в день больше двух ложек каши, проверьте, не выпивает ли он столько же грудного молока или смеси, как и раньше. Если да, возможно, в этом и заключается причина избыточного веса. Сократите количество твердой пищи в дневном рационе, если вы начали давать ее преждевременно, или вообще откажитесь от нее на 1-2 месяца (многие врачи не советуют давать твердую пищу до 6 месяцев). Младенец не нуждается в питательных веществах, содержащихся в твердой пище (за исключением железа, которое он может получать из витаминных добавок). По мере того как вы будете вводить в рацион ребенка все больше твердой пищи, количество грудного молока или искусственной смеси должно постепенно снижаться, уступая место таким продуктам, как овощи, фрукты, йогурт, каши и хлеб. Если ребенок пьет соки, разбавляйте их наполовину водой. И не наполняйте для кормления бутылочку разведенной кашей или другим продуктом - дети таким образом съедают слишком много.

Предоставляйте своему ребенку больше возможностей для движения, особенно если он "с трудом двигается". Во время смены подгузников несколько раз коснитесь его правым коленом левого локтя, затем повторите эти движения с левым коленом. Когда ребенок сжимает ваши пальцы, то, придерживая его за запястья, позвольте ему "подтянуться" в сидячее положение. Дайте ему постоять у вас на коленях и попрыгать, если он захочет.

КАК РАСТЕТ ВАШ РЕБЕНОК

Вопреки опасениям беспокойных родителей, сверяющих показатели ребенка с таблицами роста и веса, он, как правило, развивается в соответствии с графиком, который является для него нормальным.

Будущие вес и рост ребенка в значительной степени запрограммированы в генах. Если при нормальном течении беременности и после рождения ребенок был окружен любовью и хорошо питался, он неизбежно реализует свой потенциал.

Запрограммированный рост базируется на средней точке между ростом отца и ростом матери. Проведенные исследования показывают, что мальчики, как правило, вырастают выше этой средней точки, а девочки - ниже.

Вес также, судя по всему, запрограммирован заранее. Дети обычно рождаются с генетической предрасположенностью к худобе, полноте или к тому, чтобы попасть в золотую середину. Но от того, к какой пище привыкнет ребенок с младенчества, во многом будет зависеть, выполнит ли он то, что ему предначертано, или же сумеет пересилить свою судьбу.

Однако диаграммы роста не должны становиться источником беспокойства для родителей - их можно неверно истолковать. Но они полезны тем, что способны сказать родителям и докторам, когда темп роста ребенка отличается от нормы и когда необходимо провести расчет, принимая во внимание параметры родителей, питание и общее состояние здоровья. Поскольку в течение первого года жизни всплески роста часто происходят короткими периодами, одно измерение, показывающее слишком маленькую прибавку в весе и росте или, наоборот, слишком большую, не может считаться объективным. Однако оно должно вас насторожить. Двухмесячная остановка в наборе веса, возможно, говорит лишь о том, что ребенок замедлил темп роста, поскольку ему генетически предопределено быть маленьким (особенно, если рост также замедлился), но это может указывать и на то, что ребенок недоедает или болен. Прибавка в весе за те же два месяца, в 2 раза превышающая норму (если она не сопровождается таким же всплеском роста), может быть всего лишь попыткой ребенка наверстать упущенное, если его вес при рождении был слишком маленьким или если до сих пор он плохо набирал вес, но также может являться и признаком того, что он встал на путь, ведущий к тучности в зрелые годы жизни.

ХУДОЙ РЕБЕНОК

По сравнению с малышами моих подруг мой ребенок длинный и худой. Доктор говорит, что с ним все в порядке и у меня нет причин для беспокойства, но я все равно волнуюсь.

В то время как стройная фигура является эталоном у взрослых, многие предпочитают круглощеких и пухлых младенцев. Но если ваш ребенок бодрый, активный, не проявляет особого беспокойства, равномерно набирает вес и если даже его вес ниже среднего, но он продолжает успевать за ростом, то, как сказал ваш доктор, нет никаких причин для беспокойства. Очень часто на физические параметры ребенка воздействуют такие факторы, на которые вы не можете оказать влияния, например генетические: если вы и (или) ваш муж худые и тонкокостные, то ребенок скорее всего вырастет таким же. И фактор активности - ребенок-непоседа обычно более худой, чем малоподвижный.

Однако за худобой иногда скрываются такие причины, как недоедание. Если ребенок продолжает терять вес в течение двух месяцев и потеря веса не компенсируется всплеском в последующий месяц, то есть все основания предполагать, что ребенок не получает достаточно пищи. Если вы кормите ребенка грудью и причина заключается именно в этом, то советы, изложенные на с. 112-115, возможно, помогут вашему ребенку набрать вес. Если ваш ребенок находится на искусственном вскармливании, вы можете дополнить его рацион твердой пищей, заручившись согласием доктора, или попробовать чуть меньше разводить искусственную смесь - опять-таки получив согласие доктора. Некоторые родители, желая поскорее направить своего ребенка на путь, ведущий к будущей стройной фигуре и хорошему здоровью, с младенчества ограничивают потребление калорий и жиров. Это очень опасная практика, поскольку младенцы нуждаются в них для нормального роста и развития. Вы можете начать прививать ребенку вкус к здоровой пище, не лишая его необходимых компонентов для роста и развития.

Убедитесь также в том, что ваш ребенок не из тех, кто очень часто бывает таким сонным или занятым, что забывает регулярно требовать пищу. В возрасте между 3-4 месяцами младенец должен есть по крайней мере один раз в каждые 4 часа в течение дня (обычно не менее 5 кормлений), хотя он может проспать всю ночь, не потребовав еды. Некоторые младенцы, вскармливаемые грудью, могут по-прежнему есть более часто, но меньшее число кормлений означает, что ваш ребенок не получает достаточного количества пищи. Если ваш ребенок из тех, кто не станет поднимать шум, если его вовремя не покормят, возьмите инициативу в свои руки и старайтесь его покормить, даже если это будет сокращать время дневного сна или отвлекать его от увлекательной игры с новой погремушкой.

В редких случаях медленный набор веса бывает связан с неспособностью организма усваивать определенные питательные вещества из-за нарушения обмена веществ, а также инфекционного или хронического заболевания. Разумеется, такая болезнь требует немедленного медицинского вмешательства.

ШУМЫ В СЕРДЦЕ

Доктор обнаружил у моего ребенка шумы в сердце, но сказал, что это ничего не значит. И все же я страшно напугана.

Когда ваш доктор сказал вам, что у ребенка шумы в сердце, это значит, что при осмотре были обнаружены анормальные сердечные звуки, вызванные турбулентностью потока крови, проходящей через сердце. Доктор часто может определить, какое именно отклонение ответственно за шум, по громкости звука (от едва слышного до такого громкого, что за ним почти не слышны нормальные звуки сердца), местоположению и его типу (музыкальный или вибрирующий, звон, тиканье или гул).

В основном, как, вероятно, и в случае с вашим ребенком, шум является результатом неравномерного развития сердца. Такой тип шума называют "функциональным", и он может быть установлен врачом обычным прослушиванием с помощью стетоскопа. При таком диагнозе нет необходимости ни в новых анализах, ни в лечении, ни в ограничении активности. Но наличие шума будет отмечено в медицинской карте вашего ребенка, чтобы другие доктора, которые будут осматривать его позднее, знали, что шум присутствовал. Обычно с возрастом ребенка такие шумы исчезают.

Однако бывают и такие шумы, которые заслуживают более пристального внимания. Некоторые пропадают сами, но Другие могут потребовать лечения или даже хирургического вмешательства, и в некоторых случаях состояние может ухудшиться. Если шум в сердце вашего ребенка связан с какой-либо проблемой, доктор скажет вам об этом и порекомендует курс терапии. В большинстве случаев дети с шумами в сердце могут - и должны - вести активный образ жизни. Исключение составляют дети, которые теряют дыхание или синеют при активных физических упражнениях или плохо растут.

Но если вы продолжаете испытывать беспокойство, попросите своего врача объяснить, какой именно шум у вашего ребенка, способен ли он стать причиной каких-либо проблем сейчас или в будущем и почему у вас нет поводов для беспокойства. Если ответы покажутся вам недостаточно убедительными, попросите направить вас на консультацию к детскому кардиологу.

ЧЕРНЫЙ СТУЛ

В последний раз стул моей дочери был черного цвета. Могут ли у нее быть проблемы с пищеварением?

Скорее всего она получала добавки, содержащие железо. У многих детей реакция между нормальными бактериями, населяющими желудочно-кишечный тракт, и железом, содержащимся в витаминно-минеральных добавках, окрашивает стул в темно-коричневый, зеленоватый или черный цвет. Эти изменения цвета не имеют никакого медицинского значения, из-за них не следует беспокоиться и прекращать давать ребенку железо. Исследования показали, что железо не влияет отрицательно на пищеварение и не является причиной для беспокойства. Если у вашего ребенка черный стул, но вы не даете ему витаминно-минеральные добавки или искусственную смесь, содержащую железо, обратитесь к доктору.

ДЕТСКИЙ МАССАЖ

Моя подруга регулярно делает массаж своему ребенку. Она считает, что, кроме всего прочего, это необходимо для установления прочных уз между матерью и ребенком. Но я не уверена, что у меня это получится, и нужно ли вообще его делать?

Любое совместное дело матери и ребенка - будь то рассматривание книжки, распевание песенки или тесные объятия - укрепляет узы. Массаж не является исключением. Мы также знаем, что массаж (мягкие поглаживания) способен улучшить рост и развитие недоношенного младенца. Оказывает ли он такое же влияние на здоровых младенцев, которые физически более активны и поэтому не нуждаются в дополнительной стимуляции, которую дает массаж, - неизвестно.

Вероятно, самое лучшее в такой ситуации - предложить родителям, которые любят делать массаж своим детям, продолжать начатое, хотя бы просто для удовольствия. С другой стороны, родители, которым это не по душе, могут спокойно исключить эту процедуру. Существует множество других способов сблизиться с ребенком.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Я много слышала о пользе физических упражнений для ребенка. Существует ли на самом деле особая необходимость записывать мою маленькую девочку в оздоровительную группу?

Американцы склонны к экстремизму. Либо они сохраняют полную неподвижность и вся их тренировка заключается в переключении телевизионных программ и походах за пивом к холодильнику, либо с неуемной энергией начинают осваивать сложный комплекс упражнений, который приводит их к специалисту по спортивным травмам. Либо они обрекают своих детей на малоподвижный образ жизни в высоких стульчиках, колясках и манежах, либо торопятся записать их в оздоровительные группы сразу после того, как ребенок начинает держать голову, надеясь создать пышущего здоровьем младенца-атлета.

Но экстремизм в желании добиться хорошего здоровья обычно обречен на неудачу. Значительно лучше положить в основу своего образа жизни умеренность и постараться приучить к ней ребенка. Поэтому, вместо того чтобы полностью игнорировать физическое развитие своего ребенка или, наоборот, подталкивать к тому, что пока лежит за пределами его возможностей, помогите ему сделать первые шаги, ведущие к здоровому образу жизни.

Стимулируйте тело так же, как и ум

Мы все имеем склонность поощрять интеллектуальное развитие наших детей с самой колыбели, но часто думаем, что тело само о себе позаботится. Чаще всего так и происходит, но, уделяя этому предмету чуть больше внимания, вы будете напоминать себе и ребенку о его важности. Постарайтесь часть времени, которое вы проводите с ребенком, посвящать физической активности. На данной стадии это может быть всего лишь подтягивание ребенка в сидячее положение (или стоячее, когда он будет готов), поднимание ручек над головой, сгибание коленей, чтобы они доставали до локтей, или поддержка в воздухе за середину туловища, чтобы ребенок мог свободно сгибать ручки и ножки.

Старайтесь, чтобы занятия проходили весело

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо относился к физическим упражнениям, постарайтесь проводить эти занятия легко и увлекательно.

Не обрекайте ребенка на неподвижность

Ребенок, который всегда сидит пристегнутым в коляске, детском стульчике или висит в рюкзачке за спиной у матери, не имея возможности совершенствовать свои двигательные навыки, может превратиться в малоподвижного, вялого и болезненного ребенка. Даже младенец, который еще не умеет ползать, способен получить пользу от свободы движений, предоставленной ему одеялом, расстеленным на полу, или большой кроватью (при постоянном надзоре, разумеется). Лежа на спине, трех-четырехмесячные дети затрачивают много усилий, чтобы попытаться перевернуться (помогайте ребенку тренироваться, медленно переворачивая его туда и обратно). Лежа на животе, многие дети поворачиваются по кругу, обследуя руками и ртом окружающее пространство, подтягивая живот, приподнимая голову и плечи. Подобная активность дает необходимую тренировку маленьким ручкам и ножкам, чего невозможно добиться в ограниченном пространстве.

Проводите занятия в неформальной манере

Группы физического развития или комплексы упражнений для младенцев на видеокассетах не являются необходимым условием хорошего физического развития и даже способны помешать. Дети, если предоставить им возможность, сами выполняют все упражнения, которые им необходимы. Занятия в группах или вместе с родителями по курсу на видеокассете не ускоряют физическое развитие, не улучшают мышечный тонус и не учат детей любить физические упражнения. Их единственная ценность заключается в том, что они поощряют вас играть вместе с ребенком и при занятиях в группе предоставляют ему возможность пообщаться с другими детьми. Прежде чем, записать ребенка в такую группу, необходимо выяснить:

имеется ли у преподавателей соответствующая квалификация, и одобрен ли комплекс упражнений педиатром? Любые комплексы, включающие упражнения, связанные с интенсивной тряской, являются опасными;

получает ли ребенок удовольствие? Если он не улыбается и не смеется во время упражнений, значит, они не приносят ему радости. Вам особенно следует насторожиться, если ребе-. нок кажется растерянным или испуганным, а также если его заставляют делать движения, причиняющие ему неудобство;

имеется ли в помещении для занятий подходящий этому возрасту инвентарь, с которым ребенок сможет играть, например, покрытые ковром ступеньки, миниатюрные горки и качели?

есть ли у детей достаточно возможностей для свободных игр? Большая часть каждого занятия должна быть посвящена именно такой активности, а не упорядоченным групповым упражнениям;

является ли музыка составной частью занятий? Дети любят музыку и ритмические упражнения, например, покачивание и пение, и совмещение того и другого хорошо подойдет для любого комплекса упражнений.

Позвольте ребенку самому устанавливать темп

Принуждение ребенка к физическим упражнениям, как и к действиям, к которым он еще не готов либо физически, либо морально, может вызвать негативную ответную реакцию. Начинайте упражнения с ребенком только тогда, когда он готов к этому, и прекращайте их, как только он потеряет интерес или закапризничает.

Поддерживайте запас энергии

Хорошее питание так же важно для хорошего физического развития ребенка, как и упражнения. Как только вы введете в рацион ребенка твердую пищу (разумеется, получив одобрение доктора), переведите его на оптимально сбалансированную диету для малышей, с тем чтобы он получал все необходимые для роста и развития питательные вещества.

Будьте спортивной матерью

Если ваш ребенок растет, наблюдая за тем, как вы пешком проходите полмили до магазина, ежедневно занимаетесь аэробикой перед телевизором, плаваете в бассейне, у него на всю жизнь останется хорошее отношение к физическим упражнениям и здоровому образу жизни, которое он передаст своим детям.

Улыбайтесь вместе со своим ребенком! 🙂



Родители, внимательно следящие за физическим развитием своего малыша, часто бывают обеспокоены тем, что ребенок в 4 месяца не переворачивается. Этот возрастной рубеж они выбирают не случайно. По принятым медицинским нормам в возрасте 4-х месяцев ребенок уже должен самостоятельно переворачиваться со спины на живот или, по крайней мере, делать активные попытки.

Переворот с живота на спину считается, скорее, падением, сигнализирующим о недостаточном мышечном развитии. Американские педиатры расходятся во мнении с российскими специалистами, утверждая, что никаких определенных сроков для начала переворотов не существует. Но лучше не пускать этот процесс на самотек. Вовремя замеченное отклонение от нормы проще исправить.

Нормы развития ребенка в 4 месяца

Ребенок начинает переворачиваться не сразу. Без предшествующих этому этапов физического развития перевороты не возможны.

Умеет держать голову и опираться на руки

По детским нормам развития к четырем месяцам кроха должен уверенно держать голову, опираясь на ладони и выгибая спинку. Это достижение высвобождает силы для новых достижений. С высоко поднятой головой гораздо проще осмотреться и понять, что вокруг еще так много интересного.

Поворачивается

С этого момента ребенок предпринимает попытки перевернуться. Сначала - поворот на бок. Закидывая ножку, малыш ложится на бочок и возвращается в исходное положение.

Такой акробатический этюд смотрится чрезвычайно мило. Ведь маленькие ручки и ножки все еще не совсем слушаются, поэтому кроха может немного заваливаться вперед в попытке удержать равновесие. Поворот на бочок - это вторая большая победа после того, как малыш научился держать голову. Но останавливаться на достигнутом он не собирается, а постепенно пытается перекатиться с боку на животик.

Переворот на животик

Проходит немного времени, и постоянно тренирующийся малыш уже умеет самостоятельно повернуться со спины на животик и подолгу рассматривать окружающих, лежа на животе и опираясь на ладошки.

Если вашему ребенку уже исполнилось 4 месяца, а он все еще не переворачивается - это еще не повод для паники. Скорее всего - это обычная лень, возникающая по вполне объяснимым причинам. Тем не менее, надо присмотреться к малышу внимательнее и выяснить причину.

Почему ребенок в 4 месяца не переворачивается

Избыточный вес

Возможно, вес вашего малыша несколько превышает норму и ему тяжеловато даются физические упражнения. Не желая себя утруждать, он предпочитает просто лежать и отдыхать вместо того, чтобы работать над собой и овладевать новыми навыками. Это естественная причина, для устранения которой вам стоит пересмотреть рацион крохи и нормы кормления. Особенно часто с этой проблемой приходится сталкиваться родителям, чьи детки находятся на искусственном вскармливании.

Недоношенный ребенок

Дети, родившиеся раньше срока могут немного отставать в своем развитии. Ведь им приходится не только осваивать новые навыки, но и наверстывать не пройденные этапы внутриутробного развития. В этом нет ничего страшного. Со временем недоношенный ребенок выровняется в плане физического развития и догонит своих сверстников.

Мышечная система недостаточно развита

Если у малыша нет никаких врожденных патологий, то его недостаточное мышечное развитие является упущением родителей. В первые месяцы жизни ребенка особенный упор делается на массаж и развивающую гимнастику. Именно эти нехитрые, но регулярно выполняемые упражнения помогают развивать мышцы и обеспечивать его правильное физическое развитие. Пренебрегать ими ни в коем случае нельзя. Иначе к определенному моменту у крохи просто не хватит сил, чтобы перевернуться.

Инфекционные заболевания

Инфекции тоже могут стать причиной задержки в физическом развитии. Они могут спровоцировать недостаток кальция и железа в организме, которые так необходимы для нормального роста малыша. Иногда это происходит из-за сильного токсикоза мамы во время беременности, перенесенных ею инфекций или нервных стрессов.

Индивидуальные особенности развития

Некоторые детки с пеленок отличаются яркой индивидуальностью. Например, не освоив элементарные перевороты с живота на спину или со спины на живот, уже стараются сидеть или ползать.

Марина, мама годовалой Кати: «Я очень сильно переживала, когда в 4 месяца дочка не поворачивалась на живот. Она начала делать попытки месяца в 3,5, но потом прекратила. С весом и неврологией было все в порядке. Врач недоумевала, говорила, что она ленивая. Но потом неожиданно почти в 5 месяцев Катя начала переворачиваться, и не на бочок, а сразу на живот! В 7 месяцев доча поползла (тоже поздновато), а в 11 пошла. Теперь бегает, все отлично!»

Все вышеописанные причины - еще не повод для того чтобы успокоиться и не заниматься физическим развитием ребенка. Родителям нужно прийти на помощь крохе и научить его переворачиваться. Конечно, уговоры на 4-х месячного карапуза не подействуют. Поэтому придется прибегнуть к физическим упражнениям. Главным условием их эффективности будут постепенность и регулярность. Помните, что с первого раза ребенок может не освоить технику. Да это и не нужно. Вы проводите не соревнования на скорость, а прививаете жизненно важные навыки самому дорогому для вас человечку.

Как научить 4-месячного ребенка переворачиваться

Перед началом занятий нужно объективно оценить физическую подготовку ребенка.

Если он плохо держит голову - не стоит торопить события. Приступать к упражнениям можно в случае, если малыш хорошо держит головку, лежа на животике, а сам процесс ему очень нравится. Это будет дополнительным стимулом для скорейшего освоения навыков переворота. Ведь новое положение тела позволит по-новому увидеть мир, составить о нем другое представление, получить интересную информацию.

Подготовка

Массаж остается самой важной и эффективной подготовкой к переворотам на бок и на спину. Поэтому не ленитесь и регулярно начинайте упражнения именно с него. Тем более, что силы рук и специфических навыков для этого не потребуется. В таком нежном возрасте массаж состоит из серии поглаживаний, сгибаний и разгибаний ручек и ножек. С этим родители могут справиться, не прибегая к помощи специалиста.

Ирина, мама 5-месячного Игоря: «Сын начал переворачиваться сразу после курса массажа. Я как-то и не думала о переворотах, знала, что это должно быть в промежутке между 3-5 месяцами. А тут после 9-го массажа, когда папа громко включил телевизор, лежавший на диване Игорек, повернулся на бочок, а потом, на живот и как суслик вытянулся на руках!»

Поворот ножек

Положив малыша на твердую поверхность на спинку (лучше на пол, расстелив одеяло), согните его ножки в коленях и поверните их в сторону. За поворотом ног последует таз, а затем и верхняя часть туловища.

Тренировка поворота на бочок

Положите ребенка на спину и подставьте руки под его ступни, пусть он упрется ножками. Дайте малышу палец для захвата, но не тяните на себя. Пусть кроха сделает это сам. Повернувшись, таким образом, на бочок, он может полежать так какое-то время. Для этого подложите подушку под спинку. Это закрепит навык лежания на боку.

Поворот на живот

Возьмите яркую игрушку или музыкальный инструмент (колокольчик, бубен) и привлеките ею внимание ребенка. А потом положите ее сбоку от него, но так, чтобы игрушка осталась в поле зрения. Желая заполучить понравившуюся вещицу, кроха будет изо всех сил пытаться перевернуться на бок и дотянуться до нее.

Если он близок к своей цели, то просто понаблюдайте, подбадривая ребенка. Если же переворот не получается, немного помогите. Для этого достаточно зафиксировать одну ножку малыша, несильно прижав ее. Второй ножкой нужно совершить движение по оси, закидывая ее для переворота. Но не старайтесь выполнить все за ребенка. Вы должны лишь дать намек, показать направление и фронт работ. А заканчивать движение, доводить его до конца он должен самостоятельно. Не мечтайте, что одного раза будет достаточно для усвоения материала. Маленькие ножки не будут столь послушными. Потребуется повторить занятие несколько раз.

При этом с каждым разом нужно чуть-чуть уменьшать дозировку родительской помощи и репетировать повороты в разные стороны.



Перекаты

Расстелите на полу одеяло, а сверху - простыню. Положите малыша спиной на простыню. По краям подложите подушки, чтобы он не скатился на твердый пол. С противоположной от подушек стороны приподнимите край простыни, на которой лежит кроха и покачивая, медленно тяните ее вверх, приговаривая:

Ой гу-гу, ой гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица.
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,
Мокрый к ужину придешь!

Дождитесь, когда под действием силы тяжести кроха перевернется со спины на живот. Пусть он полежит на животике, а затем повторите игру с переворотом на другой бок.

Используя эти советы, родители смогут в короткие сроки устранить отставание малыша в физическом развитии и научить его переворачиваться. Потом, когда ребенок овладеет этой техникой, переворот будет даваться ему легко.

Видео: Как научить ребенка переворачиваться

Время чтения: 9 минут

Каждый этап жизни младенца сопровождается рядом изменений, анализ которых помогает родителям убедиться в том, что он растет без отклонений от нормы. Мамам и папам очень важно следить за развитием ребенка в 4 месяца, ведь в этот период мальчики и девочки должны уже много чего уметь, у него появляются новые физические и психоэмоциональные особенности. Узнайте, что характерно для младенцев в этом возрасте.

Как выглядит ребенок в 4 месяца

Чтобы убедиться в том, что малыш растет здоровым, нужно оценить внешний вид, физические навыки, поведение, рефлексы. Совокупность этих параметров говорит об общем уровне развития. Легче всего оценить внешние данные малыша. Для 4 месяцев характерен активный рост волос, ногтей. У некоторых крох усиливается образование слюны из-за постоянного облизывания рук и других предметов.

Малыш становится более пропорциональным, у него одинаковые по окружность голова и грудная клетка, выпрямившиеся и окрепшие руки, ноги. Глаза темнеют, становятся максимально приближены к тому цвету, который будет во взрослом возрасте. Первые волосики с головы выпадают и выкатываются, а на их месте могут вырасти новые, более крепкие, причем, даже другого оттенка.

Рост, вес

Из-за пока еще невысокой физической активности прибавка в массе тела большая, составляет 0,75 кг. Мальчики и девочки набирают вес одинаково. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. Окружность грудной клетки и головы становятся одинаковыми. Чтобы убедиться в том, что развитие ребенка в 4 месяца происходит без отклонений от нормы, сравните личные данные с усредненными, приведенными в таблице ниже:

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

На этом периоде жизни меняется не только облик малыша, но и поведение. Он становится внимательнее, активнее, испытывает уже широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных. Появляется любознательность к собственному телу, близким людям, окружающим предметам. В период бодрствований малыш стремится к общению с родителями, активным играм. Безусловные рефлексы новорожденных исчезают и угасают.

Поведение

У всех малышей разные характеры, но есть общие признаки того, что он развивается в соответствии с нормами. Особенности поведения крохи в 4 месяца:

  1. Оживленная реакция на материнский голос в виде смеха, лепета.
  2. Положительные эмоции на новые яркие игрушки.
  3. Чадо узнает свое имя, начинает реагировать на него.
  4. Изучение собственного тела. Дитя рассматривает руки, ощупывает лицо, тянет ножки в рот. Малышу нравится наблюдать за своим отражением в зеркале.
  5. Младенец узнает родных, которые проводят с ним время, но больше всех выделяет маму. Малыш получает удовольствие от словесного общения с ней, тактильных контактов.
  6. При посторонних людях кроха ведет себя настороженно. Одного человека он может испугаться, а к другому проявлять заинтересованность.
  7. Происходит улучшение зрения. Грудничок следит за движущимися предметами взглядом, начинает различать цвета, особенно желтый и красный.

Рефлексы

Для возраста в 4 месяца характерно исчезновение и угасание множества произвольных реакций. Какие рефлексы новорожденного становятся все мене выраженными:

  1. Безусловный рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание. Ребенок берет мелкие предметы, держит их в руке некоторое время.
  2. Угасает рефлекс Моро. При нем малыш вскидывает руки с раскрытыми ладошками и снова собирает их на груди, если хлопнуть по поверхности, на которой он лежит.
  3. Угасает рефлекс ползания по Бауэру. Если стимулировать реакцию (создавать у пяток лежащего на животике грудничка опору), то малыш сумеет ползти в 5 месяцев.
  4. Рефлексы Таланта и Бауэра полностью исчезают. Их наличие говорит о возможных неврологических нарушениях.

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста. Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному. Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени. Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение. Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко. Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать». Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Утро малыша непременно должно начинаться с гигиенических процедур. Следует умыть лицо, протереть глазки, при необходимости почистить нос и уши. В возрасте 4 месяцев ребенку следует часто подстригать ноготки, потому что они растут очень быстро. Гуляйте с малышом дважды в сутки. Длительность пребывания на свежем воздухе определяйте самостоятельно, ориентируясь на погоду.

Ориентировочный распорядок дня и режим питания четырехмесячного малыша представлен в таблице ниже:

Время Процедуры
7:00 Подъем, первое кормление, гигиена.
8:30 Дневной сон.
10:30 Подъем, второе кормление, бодрствование.
12:00 Прогулка, второй дневной сон на свежем воздухе.
14:00 Возвращение домой, пробуждение, третье кормление.
14:30 Бодрствование, развивающие игры и упражнения.
16:00 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17:30 Возвращение домой, подъем, четвертое кормление.
18:00 Бодрствование.
20:00 Купание, пятое кормление, вечерний ритуал и последующее укладывание на ночь.
00:30 Ночное кормление и немедленное продолжение сна.

Питание и сон

Правила кормления определяются способом: естественным или искусственным. Особенности правильного питания ребенка в 4 месяца:

  1. Малыш на естественном вскармливании пьет пока только грудное молоко, но реже прикладывается к груди. Как правило, кушает он, пока засыпает, потом во сне и сразу после пробуждения. Режим кормления уже четко отработанный.
  2. С искусственниками дело обстоит по другому. Определенный объем детской смеси нужно давать приблизительно через каждые 3,5 часа. Выходит 6 искусственных вскармливаний в сутки. Как правило, за день расходуется 0,9-1 л детского питания, а за один прием – 150-170 мл.
  3. Ребенку на искусственной смеси можно вводить в 4 месяца первый прикорм пищей. Подойдет сок, немного жидкого пюре. Детям на грудном вскармливании прикорм вводят в рацион не раньше полугода, как рекомендуют современные специалисты.

В сутки малыш бодрствует более двух часов кряду. Спит же он в сумме до 15 часов, из них 10 приходятся на ночь. Дневных снов три. Укладывать дитя на ночь рекомендуется между 19 и 21 часами. Чтобы ребенок хорошо засыпал, разработайте определенный вечерний ритуал, к примеру, купание, поглаживание, колыбельная. Не пропускайте ни одного элемента и повторяйте все каждый день.

Как развить ребенка в 4 месяца

Родители обязательно должны прилагать усилия для того, чтобы малыш рос нормально. Уделяйте ребенку внимание, играйте с ним, делайте упражнения и массажи. Помните, что очень важна эмоциональная связь с мамой и папой и от того, будет ли она крепкой, в определенной степени будет зависеть уровень развития чада. Обязательно проводите с ним побольше времени и старайтесь разговаривать обо всем: домашних делах, игрушках, предметах быта.

Игры

Если вы будете развлекать маленького ребенка, то принесете организму крошки существенную пользу. Как развивать малыша в 4 месяца в игровой форме:

  1. Подвесьте над малышом яркие украшения на такой высоте, чтоб он хватался за них ручками. Желательно, чтобы они издавали звуки и имели разную фактуру.
  2. Поочередно давайте ребенку потрогать погремушку, мягкую игрушку, куклу, резиновую пищалку, другие яркие предметы. Главное, чтобы отличались их размер и форма. Можете положить игрушку в кроватку, если она безопасная. Это полезно для развития тактильного восприятия.
  3. Играйте в «прятки» и «ку-ку», «сороку-ворону».
  4. Пускайте перед ребенком мыльные пузыри, пусть следит за тем, как они летают.

Физические упражнения

Не только игры, но и зарядка способствует тому, чтобы развитие ребенка в 4 месяца протекало нормально. Какими упражнениями нужно заниматься с крохой:

  1. Берите грудничка за ручки, медленно поднимайте их вверх и опускайте вниз вдоль тела, потом плавно скрещивайте на груди и разводите в стороны.
  2. Дважды в день укладывайте ребенка на спину. Берите за ручки и делайте круговые движения.
  3. Поворачивайте малыша с одного бока на другой. Затем положите на живот. Сгибайте и распрямляйте ножки.

Частые проблемы

Каждые родители должны четко понимать, что абсолютно все дети разные. Есть малыши с ранним или наоборот запоздалым развитием, не все вписываются в общепринятые нормы. Однако, есть ряд признаков, наличие которых в 4 месяца говорит о том, что ребенка нужно показать педиатру:

  1. Малыш не стремится брать игрушки и другие предметы или не может удержать их в руке некоторое время. Это говорит о проблемах развития мелкой моторики и двигательных навыков.
  2. Не может научиться переворачиваться на живот.
  3. Отклоняет голову назад при подтягивании за обе руки.
  4. Не реагирует на общение с людьми, скуп на эмоции.
  5. Лежа на животе не приподнимается, не опирается на ручки.
  6. В вертикальном положении не упирается в поверхность ногами.

Видео