Что делать, если ребенок не хочет учиться, консультации психологов. Почему ребенок ленится

  • Підписатись на новини
  • Введіть e-mail адресу:

    Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют прежде всего школу, реже - ребенка, почти никогда - самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами. Одни дети теряют интерес к учебе уже ко второму классу, другие - в четвертом-пятом, третьи - в подростковом возрасте. Если же ребенок не хочет учиться с самого начала, причина, как правило, в его психологической неготовности к школе.

    Кому не терпится?

    Школа не стремится набирать в первый класс "неготовых" детей, ведь ей же с ними мучиться! Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у большинства детей к семи годам. Бывают, конечно, пятилетки, вполне готовые к школе, иные же созревают только к восьми. Но, как правило, именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению.

    Можно по-разному оценивать готовность ребенка к школе. Подход родителей часто формален. Буквы знает, до десяти считает, может прочесть наизусть стишок - готов. Такой подход возник не на пустом месте. Система конкурсного приема в хорошие, престижные школы побуждает и родителей, и подготовительные группы "натаскивать" детей к "приемным экзаменам". А цепкая детская память позволяет им выучить все что требуется. При этом родители уверены: главное - пристроить ребенка, а там уж как-нибудь все утрясется. Нежелание маленького школьника учиться для них гром среди ясного неба. И непонятно, как его заставить. Неготовность к школе как раз и состоит в недостатке мотивации. То есть ума ему хватает. Он в принципе может усвоить то, что проходят в классе. Но не хочет. Ему скучно сидеть на уроке, скучно готовить домашние задания.

    Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом, который стоит пересказать родным и знакомым. Некоторые видят в этом проявление независимого характера. Между тем это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца.

    Пора

    Если ребенку семь, восьмой, а он до сих пор не готов к такому серьезному переходу, совершенно необходимо проконсультироваться с психологом. Детям с задержкой развития нужны специальные программы, особый подход. Учеба на общих основаниях им ничего не даст, кроме комплекса неполноценности.

    Совсем иной случай, когда развитие в норме, но не сформирована учебная мотивация. Ребенок как бы застрял в "игровом" периоде. В этом случае с помощью специалиста можно попробовать перевести его на другие рельсы. Интерес к ученью у такого ребенка можно пробудить лишь с помощью игры. Задача специалиста состоит в том, чтобы постепенно заменить игровую мотивацию на более взрослую (для этого разработаны специальные методики). Как правило, если проблема выявлена в апреле-мае, к сентябрю ребенка можно вывести на уровень нормального сознательного первоклассника. В идеале все дети, которым с осени надо приступать к учебе, должны бы еще весной проходить стандартное тестирование на школьную готовность. Разработаны системы тестов, которые позволяют не только определить степень зрелости ребенка, но и обнаружить его слабые места. И предупредить родителей загодя, какие именно трудности могут ждать их ребенка в школе. А трудности у разных детей могут быть совершенно разные.

    "Способный, но ленивый"

    Детей этого типа особенно много в крупных городах. Они нацелены на познание, на получение новой информации - и получают от этого удовольствие. Похоже, это врожденное свойство, хотя, как правило, окружающие достаточно много делают для его развития.

    Такой ребенок отправляется в школу, надеясь найти там неиссякаемый источник новой информации. И часто бывает разочарован. Выясняется, что школа довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Учиться красиво писать. Повторять и закреплять пройденный материал. Терпеливо слушать ответы других детей. А он не любит и не хочет все это делать, поскольку здесь нет новизны, нет удовольствия.

    Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки...

    Социально ориентированный

    Это ребенок совсем другого склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания взрослых. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.

    Такого рода мотивация совершенно необходима в начале обучения - и именно ее обычно не хватает шестилеткам. Дети, нацеленные на новую информацию, и в шесть лет, и в семь демонстрируют примерно одинаковую степень готовности к школе. Социально ориентированные дети созревают к семи годам.

    В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону. В общем, лодыря гоняет. При этом он может проявлять большое усердие в тех сферах, которые ценятся в его кругу.

    Оба описанных типа детей нельзя назвать ленивыми. Они могут трудиться много и с удовольствием, но при этом не делать то, что мы от них требуем. Но есть дети, к которым определение "ленивые" подходит в наибольшей степени. Это дети, которым ничего не нужно. Их сейчас стало больше.

    Дети, которым ничего не нужно

    Это маленькие Обломовы, их все устраивает, лишь бы их не трогали. Врожденное это свойство или приобретенное, сказать трудно. Скорее всего то и другое, то есть врожденные предпосылки закрепляются воспитанием.

    Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы. Это обычная проблема приютских детей.

    Но и в благополучных семьях может возникнуть сходная проблема, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта. Он выбирает занятия, не требующие напряжения, не связанные с риском. Это очень удобный ребенок, который может вполне устраивать взрослых. Особенно если сами взрослые того же склада. Либо если ребенок единственный, долгожданный, трудно доставшийся. Тогда тепличное воспитание может казаться матери единственно возможным.

    Если вдобавок такой ребенок всем обеспечен, все получает раньше, чем успевает захотеть, то он не способен не только добиваться чего-то, но даже испытывать сильные желания. И все бы ничего, но приходит время учиться - и выясняется, что у ребенка не только нет никакой мотивации, но и непонятно, как ее сформировать. Только и остается, что делать с ним уроки с первого класса и до окончания школы. Либо нанимать людей, которые будут это делать. Но пользы от этого немного. С Обломовым-то в итоге так ничего и не вышло. Необходимость напрягаться вызывала у него стойкое отвращение. Ни жизнь, ни друг, ни женщина не смогли это преодолеть.

    Знаете ли вы своего ребенка?

    Совершенно ясно, что вопрос, как бороться с ленью или что делать с ленивым ребенком, не имеет смысла. Все зависит от того, какой ребенок. Как правило, родители в состоянии сами определить, к какому типу относятся их дети.

    Охотно делает то, что ему велят, но сам не проявляет инициативы, не ставит себе целей - это один случай. Тут родителям следует приложить все усилия, чтобы развить у ребенка другие формы мотивации, пока есть время, пока их слово, их мнение, оценка еще важны для него. Едва ли он станет когда-нибудь таким тотально-любознательным, как Пожиратель Информации, но может вполне проявлять устойчивый интерес в какой-то определенной области, если его вовремя сориентировать. Это могут быть спорт, компьютер, пение, танцы, ремесла... В любом случае к тому времени, как вы перестанете быть для него авторитетом, он будет окружен детьми и вообще людьми, ценящими умения и достижения в избранной области - и будет ориентироваться на их мнение. А значит, у него будет стимул действовать, расти.

    Активен, любознателен, но не прилежен, равнодушен к оценкам, не доводит дел до конца. Этому ребенку явно не хватает мотивации достижения... У него не так уж много шансов стать прилежным. Во-первых, он получает удовольствие от процесса, а не от результата. Во-вторых, он слабо реагирует на похвалу или порицание. Однако с ним можно работать, используя как раз особенности его натуры. Простой пример: учитель объявляет, что на экскурсию в каникулы поедут только те, кто хорошо закончит четверть. Поскольку экскурсия интересная, то ребенок, пожалуй, может ради этого потрудиться.

    Дети, ориентированные на результат. Они получают удовольствие от выполнения задуманного. И потому стараются во чтобы то ни стало доводить дела до конца. Казалось бы, прекрасное свойство. Вот они где - отличники, лидеры, великие ученые. Однако сама по себе мотивация достижения еще ничего не определяет. Все зависит от того, какие цели ставятся, какие результаты достигаются. Один запускает ракету в космос, другой грабит банк. И дети этого склада могут быть как с позитивными установками, так и с негативными. Общее у них лишь настойчивое стремление к результату. Такой ребенок может совершенно пренебрегать учебой, если она не входит в сферу его интересов, не вдохновляет на какие-то достижения. С другой стороны, даже не обладая выдающимися способностями, он может многого достичь, если его правильно нацелить.

    Как не надо бороться с ленью

    Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе его нежелание делать уроки может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни. Для некоторых детей нет лучшей награды, чем "сделал - и свободен". Тоже вариант. Мы с вами ежедневно к нему прибегаем, когда делаем скучные или неприятные дела. Стоит сказать о самом распространенном методе работы с ленивыми учениками, а именно о совместном приготовлении домашних заданий. Иные родители сидят с детьми за уроками чуть ли не до десятого класса. Мало того, сложилось мнение, что хорошие родители именно так и должны поступать. А те, кто с детьми не сидит, - люди беспечные и безответственные. Это крайне вредная идея. Готовить с детьми уроки можно лишь в самое первое время, чтобы научить их приемам организации труда. В дальнейшем роль родителей сводится к проверке и помощи в случае каких-то затруднений. Если первоклассник еще не созрел, неорганизован, не в состоянии собой управлять, вы можете сидеть рядом, занимаясь какой-то своей работой и приглядывая за ним. Взрослый должен понимать, что его цель свести опеку к минимуму. К концу первого школьного года все дети должны уметь готовить уроки самостоятельно.

    «Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».

    Истинные причины лени

    По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

    1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
    2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
    3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба - скучные занятия.
    4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
    5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
    6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

    Что может скрываться за ленью ребенка

    Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

    • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая "медвежью услугу" ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
    • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
    • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

    Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.

    Борьба с детской ленью

    Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

    1. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
    2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
    3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
    4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
    5. Позитивные ожидания . Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

    Что говорят психологи, если ребенок ленится

    Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?

    Поручения, чтобы избавить от лени

    Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:

    • 3-4 года - уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
    • 5-6 лет - поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
    • 7-9 лет - мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
    • приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.

    Игры, способные побороть лень

    Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:

    • Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
    • Кто быстрее - команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
    • Викторина - ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
    • Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
    • Комната для куклы - обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.

    Приучение к домашнему труду

    • Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья - прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
    • Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.

    Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.

    • За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
    • Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.

    Чтение, как метод, чтобы победить лень

    Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.

    Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.

    Важно! Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
    Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.

    Фольклор против лени

    С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.

    Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:

    • Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
    • Плохо ветвям без ствола.
    • Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
    • Человек трудится - земля не ленится.

    Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.

    Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.

    Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:

    Все игрушки по местам
    Я могу расставить сам,
    Но гораздо интересней
    Убирать их с мамой вместе.

    Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.

    Что такое Лень или Почему ребенок ленится; И как помочь ему избавиться от этого порока?

    Александрова Т. В., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района
    Валайнис Н. А., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района

    Жалобы на детскую лень - одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к психологам.

    Как часто мы говорим своему ребенку: «Лень раньше тебя родилась». Кому из нас не знакома ситуация, когда наш ребенок все делает из-под палки? «Пойди, помой посуду!», «Убери кровать», «Вытри пыль с мебели», «Сколько можно тебе повторять: мыть полы нужно каждый день» и т. д.

    Эти фразы наш ребенок слышит с утра до вечера, каждый день и… ничего не происходит. Он изо дня в день слушает, соглашается и ленится.

    Как правило, лень в ребенке обнаруживается только тогда, когда тот начинает ходить в школу. Вспомните раннее детство своего малыша: как упорно он учился ходить, говорить, донимал вас вопросами обо всем на свете. Да и теперь может провести несколько часов, собирая, например, головоломную игрушку из «Лего» или играя в компьютерные игры.

    Очевидно, лень здесь совсем ни при чем. Проблема в том, что ребенок не может или не хочет долго и трудолюбиво заниматься тем, что вы считаете необходимым, отказывается выполнять трудную или неинтересную работу.

    Ребёнок, увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому процессу. Он искренне не знает, зачем ему-то самому это нужно, а простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если его всё время ругают дома и в школе.

    Таким образом, лень - это отсутствие мотивации (отсутствие желания работать, делать что-то), т.е. цели изначально не лежали в плоскости интересов ребенка. Таким образом, ребенок не принял для себя те цели, которые ему, навязали взрослые или даже если он избрал их сам.

    Разумеется, все дети разные. Среди них есть дети с отсутствием необходимых для учебы в гимназии способностей, либо со способностями недостаточно развитыми. Есть дети, которым трудно учиться в группах, с большим количеством учащихся с преимущественно фронтальным методами обучения. Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностями психики не могут овладеть программным материалом. Наконец, есть другие дети, которые плохо учатся только из-за лености, отсутствия воли. Мы таких детей чаще всего ругаем, критикуем, однако, забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месту.

    Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь.

    Взрослый (родитель, воспитатель, учитель) должен хорошо знать, что помощь включает в себя несколько этапов:

    Первый этап – установление причин лени конкретного ребенка.

    Причины лени

    Проявления

    Усталость

    Многие замысли ребенка были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно

    Отсутствие смысла работы

    С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование: отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца.

    Отсутствие умения работать

    В данном случае речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ребенку нормально учиться

    Непосильность работы

    Многие учебные задания трудны для ребенка из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Вот почему ставить перед ребенком непосильные для него задачи – значит заведомо обрекать его на неудачу

    Отсутствие интереса к работе

    Такие дети не могут что-то делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт

    Лень как проявления страхов

    Кажется, что ребенок ленится, а на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки.

    Страх предстоящих усилий – физических, умственных или душевных, при высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще

    Особенности душевного состояния

    В жизни каждого человека, в том числе и ребенка, может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия. Это может быть конфликт, неудовлетворенность, травма, ревность, зависть, ложь…

    Отсутствие уверенности в себе

    Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции

    Астенический тип личности

    Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо»

    Гедоническая лень

    Желание праздности распространяется у такого человека на любую работу

    Второй этап – создание взрослым условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься.

    Для этого нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в необходимости ею заниматься и в возможности её решения. Образно выражаясь надо, чтобы лошадь не только была подведена к воде, но и захотела её пить.

    В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка уверенности в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой.

    Третий этап – этот этап работы связан с формированием у ребенка волевых привычек, волевых способностей. При этом необходимо отметить, что многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы её преодоления. Разумеется, если лень связана с отсутствием у ребенка необходимых интеллектуальных умений, то их надо развивать.

    Если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием реальным возможностям ребенка, то такие задания необходимо пересмотреть и т.д.

    Правила изменений для взрослых:

    1. Горячо радуйтесь первым усилиям ребенка взяться за дело. Помогите добиться успеха. А когда это случится наконец – интересное сочинение, решенная трудная задача, красивая поделка, тогда и сам ребенок получит наглядные подтверждения своим силам. Ему уже не нужно будет защищаться с помощью лени. Гораздо интереснее самоутверждаться с помощью дела.
    2. Средством от лени может стать и интересный образ жизни: театр, спорт, походы, игры всей семьей. Когда жизнь ребенка и его школьная жизнь насыщена тем, что нравится, гораздо легче смириться с необходимостью делать ненавистные уроки или убирать свою комнату.
    3. Железное терпение и самодисциплина – основа основ, прежде всего для взрослых.

    Ничего не поделаешь, воспитание – дело трудоемкое и кропотливое. Иногда встречаются чудо-дети – кажется, что они с пеленок становятся организованными, самостоятельными, трудолюбивыми.

    Если ваш ребенок не отличается этими добродетелями, значит, у него просто другие достоинства.

    Вы, конечно, не превратите его в образец пунктуальности и прилежания, но вполне можете сделать для него привычными качества, которыми его не наделила природа.

    Всем родителям хочется, чтобы их ребенок учился на отлично, но что делать, если он не то что на отлично, а вообще учиться не хочет?

    Эдакий маленький лентяй, которому взять в руки книжку — все равно что огород вскопать. Вот тут-то родители начинают задумываться - что делать?

    Насильно ребенка попробуй заставь, в детском возрасте все склонны к протесту, так что таким способом вряд ли удастся спасти ситуацию. Будем разбираться вместе.

    Ребёнок не хочет учиться: причины и все, что с ними связано

    Есть вариант, что ваше чадо с самого детства не сильно любит распаковывать рюкзак и заглядывать в злосчастный дневник, но совсем иная ситуация, если рвение к учебе, пусть даже не очень сильное, прекратилось внезапно. Вот так, ни с того ни с сего ваш ребенок начинает заявлять, что в школу он не хочет, желания что-то учить нет, а хорошие оценки отсутствуют и подавно.

    Способности ребенка не соответствуют уровню школьной программы

    Не спешите возмущаться и говорить, что ваш малыш лучше всех. Этого никто не отрицает, но видели ли вы сами его школьные учебники? Пробовали решить пару-тройку заданий? Попробуйте! Порой написанная там информация способна завести в тупик кандидата наук, не то что ребенка. О том, что делать в такой ситуации, поговорим чуть позже, а пока посмотрим, из-за чего еще ребенок может потерять желание учиться.

    Ему нужна мотивация

    Как часто вы хвалите ребенка за его успехи? Поощряете ли вы его? Причем речь идет не только о пятерках. Сказать «Вася, ты молодец!» это не только недостаточно, это вообще никакого действия не дает. Слыша стандартные фразы похвалы от родителей, ребенок особой гордости за свои достижения не испытывает, особенно когда мама вполуха слушает его рассказ о победе в школьной олимпиаде или соревнованиях и между «Принеси лук для борща» и «Надо завтра сходить к зубному» произносит невнятное «Хорошо, молодец сынок».

    Нет интереса к определенным предметам

    Даже самый способный ребенок не может знать все. У некоторых довольно умело получается лавировать между школьными предметами и учить всего понемногу, но что если ваш ребенок не из их числа? В этом нет совершенно ничего плохого, если он уделяет больше внимания изучению одних уроков даже в ущерб другим, сколько бы об этом не твердили учителя. Конечно, для каждого преподавателя его предмет - самый-самый, но вам-то зачем изводить ребенка ссорами по поводу очередной тройки по биологии? Вспомните себя в школьные годы, во всем ли вы преуспевали? Знаете шутку: «Когда ребенок что-то начудил, вспомни себя в его возрасте, погладь малыша по голове и иди пей свою валерьянку».

    Не складываются отношения с одноклассниками

    Как много родители знают о личностных отношениях ребенка с одноклассниками? Если сказать по правде, то практически ничего. Эта новость однозначно наверняка огорчила тех, кто считает, что имеет полный контроль над жизнью ребенка во всех сферах, но это отнюдь не так. Все, что нам известно об этом, это информация, полученная со слов самого малыша, который может все приукрасить, чтобы родители не беспокоились, или школьных учителей, которые зачастую об отношениях в классе знают только то, что стенгазету должны рисовать Маша и Оля, потому что с Аней Оля не дружит.

    Неблагоприятная атмосфера внутри семьи

    Когда мы ищем причину нежелания ребенка делать уроки, почему-то в последнюю очередь вспоминаем о том, что быть может ему некомфортно находиться дома?! Частые ссоры в семье или родители, которые постоянно не в настроении из-за проблем на работе - далеко не лучшая мотивация для малыша. Каждому ребенку хочется возвращаться в дом, где царит уют, радость и покой, пусть даже он этого не осознает.

    Повышенная активность

    На сегодняшний день все чаще можно встретить в школе гиперактивного ребенка. Многие воспринимают их обычными непоседами и врединами, но на самом деле к гиперактивному ребенку нужен особенный подход и внимание. Проблемы в учебе такого малыша - не новость!

    Отвлекается на гаджеты

    Это одна из самых популярных причин нежелания учиться сегодня. Гораздо интереснее ирать в танчики, смотреть фотки в социальных сетях и перебрасываться сообщениями с друзьями. Планшеты, телефоны, копьютеры и иже с ними — ни в коем случае не должны быть в постоянном доступе лентяя. Пока есть возможность выбирать: учёба или игрушки — лентяй выберет игрушки!

    Ребёнок не хочет учиться. Куда бежать? Что делать?

    Вспомним старые добрые слова «Предупреждение лучше лечения». Когда ребенок еще совсем маленький, родители могут наделать больших ошибок, из-за которых в будущем будут панически хвататься за голову.

    Начнем с детства

    Первая и самая главная ошибка - приучать и заставлять ребенка читать, писать, учить вместо того, чтобы прививать ему любовь к самому процессу обучения. Довольно часто родителям требуются именно результаты, конкретные показатели. Ребенок в ускоренном режиме учится всем выше перечисленным навыкам, посещает кучу репетиторов, кропит над уроками по несколько часов еще с начальной школы. А что получаем в итоге? Получаем человечка, которому учеба уже в горле сидит и который в какой-то момент может просто сорваться, глядя на то, как одноклассники после занятий отправляются гонять в мяч, а у него дополнительный урок по английскому.

    Поэтому с самого детства старайтесь сделать для ребенка процесс обучения приятным. Занимайтесь вместе с ним. Это не значит, что вы должны дать ему кучу заданий пусть даже с подробными указаниями к выполнению, а сами пойти суп варить. Сидите с ним, объясняйте все непонятное, хвалите. Обязательно поощряйте! Написал диктант? Идем на мороженое! Решил пару задачек по математике? Айда в аквапарк! В таком случае учеба будет приносить ребенку настоящее удовольствие.

    Отталкиваемся от причины

    Если школьная программа ребенку не подходит

    Такая ситуация вовсе не безнадежна.

    Во-первых, почему вы решили, что ваш ребенок должен быть гением? Конечно, все вокруг усиленно внушают, что если твой ребенок не вундеркинд, то родитель из тебя так себе. Но взгляните, пожалуйста, на своего ребенка и поймите - он не виновен в высоких вопросах общества. Ему хочется радоваться жизни, а сидеть над учебниками с утра до ночи.

    Если уж мы вас не переубедили, можно нанять репетитора. Заметьте, одного! Порой к родителями в один момент приходит осознание, что ребенок плохо учится. Вот в один распрекрасный вечер вы смотрите на дневник своего чада и осознаете - все, он пожизненный двоечник, что делать-то, что делать?! Так вот при этом не надо сразу нанимать репетиторов чуть ли не по всем предметам и загружать ребенка во горло.

    Нет мотивации

    Тут все проще. Для начала можно придумать какие-то поощрения ребенка за хорошие оценки и высокие достижения. Поход в кино на выходных за пятерку по русскому или покупка щенка за определенное количество пятерок в семестр. Как минимум хотя бы хвалите ребенка. Метод «кнута и пряника» здесь очень пригодится, потому что часто о том самом прянике родители забывают. Ругать малыша за двойку и ограничивать ему доступ к компьютеру куда проще, чем выделить пару часов в своем загруженном графике, чтобы всей семьей прогуляться по парку и покушать сладкой ваты.

    Хорошие отметки лишь по определенным предметам

    На самом деле этот минус скорее плюс. Если ребенок сосредотачивает свое внимание лишь на конкретных предметах, это очень даже неплохо, потому что свидетельствует о том, что он нашел себя. Разве не здорово? Разве не этого вы хотели бы? Сейчас огромнейшее количество детей заканчивают школу с незнанием куда идти дальше, кем стать, в какой области себя можно проявить. Поэтому если ваше чадо в два счета может решить сложнейшую задачку по математике, но вот сочинения по русскому ему даются с трудом, это не повод наседать на ребенка с возмущениями, а повод:

    а) дать ему дополнительную мотивацию;

    б) нанять репетитора.

    Ссоры с одноклассниками

    Когда у ребенка не складываются отношения в классе, желание идти в школу исчезает ну очень быстро. В таком случае вполне возможны прогулы, резкий спад успеваемости, часто огорченный ребенок.

    Если вы поняли, что дело именно в этом, попробуйте поговорить с ним. Это может быть невероятно сложно, особенно если вы практически никогда не откровенничаете, но сейчас это особенно необходимо. Один маленький нюанс: не надейтесь на то, что сможете заслужить доверие ребенка за один час, поделившись с ним какой-то своей историей с детства или произнеся слова «Ты должен мне доверять, ведь я твоя мама, я тебе только лучшего желаю». Вы правда считаете, что после этого ребенок каким-то чудным образом должен увидеть в вас великого гуру отношений и прильнуть к плечу с просьбой о совете? Так не бывает, а если и бывает, то только когда ребенок и сам задумывался о том, не стоит ли рассказать обо всем родителям.

    Проблемы в семье

    Представьте ситуацию. Ребенок вне себя от счастья возвращается домой - выиграл сложнейшую олимпиаду по мировой литературе! Его счастью нет предела, а улыбка растянута до ушей, он уже представляет как вы задушите его в объятьях и будете сыпать словами похвалы. Но не тут-то было! Оказывается у папы на работе аврал, он нервный вернулся домой, вследствие чего поссорился с мамой и наорал на других детей. Теперь в доме никто ни с кем не разговаривает и все друг на друга обижены. Как вы думаете, какой вывод сделает этот ребенок, который еще минуту назад сиял от радости? Конечно, он решит, что его успехи всем по барабану, что его достижения никого не интересуют и стараться так не стоило.

    Запомните, ребенок не виноват, что сегодня у вас сегодня плохое настроение, на улице дождь, а зарплату оттягивают на две недели. Он целый день просидел за школьной партой, мечтая вернуться домой, где ему рады и где его ждут. Обеспечьте эту радость во что бы то ни стало!

    Гиперактивность

    Нужно уметь видеть разницу между просто непоседой и гиперактивным ребенком. Определить это может помочь психолог. Если вы знаете, что у вас гиперактивный ребенок, то для повышения его успеваемости отдайте малыша в секцию на борьбу/танцы/аэробику, да куда угодно, лишь бы он тратил там избыток своей энергии.

    5 простых советов по воспитанию ребенка, который не хочет учиться

    Воспитывать ребенка - целое искусство. В этом довольно длительном процессе вас ждет много неожиданностей и трудностей, но все их можно преодолеть. Вот несколько универсальных правил, которые помогут вам растить чадо без лишних беспокойств.

    1. Всегда оставайтесь для ребенка другом. Рассказывайте ему о том, что интересного произошло у вас за день, делитесь новостями, шутками. В таком случае он всегда будет вам доверять и о любых проблемах первым будет узнавать не тайный друг на каком-то форуме в Сети, к которому ваш ребенок обратился за помощью, а именно вы.

    2. В любых, даже самых критических ситуациях связанных с учебой, первым делом узнавайте о причине , а уже потом разбирайтесь. Действия в обратном порядке приводят к весьма негативным последствиям.

    3. Не сравнивайте ребенка с другими , ни лично, ни публично. Ваш ребенок уникален, не пытайтесь загнать его в общепринятые рамки об успешности.

    4. Не срывайтесь на ребенке - никогда! Даже если в самый неподходящий момент он подошел к вам с какой-то просьбой или новостью, ни за что не отвергайте малыша. Не его вина, что у вас нет настроения!

    5. Решайте проблемы с ребенком, а не с окружающими. Все должно быть представлено перед ним так, будто он сам решает свои проблемы. Если неурядицы с друзьями, объясните как ему следует себя вести, чтобы отношения со сверстниками наладились, а не их матерей обзванивайте. Ребенок должен видеть в вас мудрого советчика, а не человека, который пытается влезть в его собственное пространство.

    Надеемся, что эти советы вам помогут стать для малыша настоящим авторитетом.

    Направив безмерную любовь к ребенку в нужное русло, можно получить очень хорошие результаты!

    Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

    Из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

    Истоки нежелания учиться

    Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

    Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

    Причины, :

    1. Особенности детского темперамента.
    2. Болезненность.
    3. Гиперактивность.
    4. Недостаточная мотивация.
    5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
    6. Проблемы в семье.
    7. Неуверенность в себе.
    8. Недостаточный уровень ответственности.
    9. Умный, но одновременно ленивый.
    10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

    Что делать ,

    Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.


    дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

    1 причина, – это темперамент

    Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:

    1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
    2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
    3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
    4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

    Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

    Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:

    • Меланхолики.

    Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

    Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

    • Холерики.

    Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.


    ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

    2 причина , – болезненность

    Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

    Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

    3 причина , – гиперактивность

    Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.


    ребенок не хочет учиться

    4 причина , – недостаточная мотивация к получению знаний

    Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

    В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

    5 причина , – конфликт ные ситуации

    Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

    Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

    Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

    6 причина , – сложности в семье

    Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

    Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.


    ребенок не хочет учиться – конфликты

    7 причина , – неуверенность в себе

    Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

    Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

    8 причина , – недостаточный уровень ответственности

    С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

    Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

    Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

    9 причина , – умный , но ленивый

    Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.


    10 причина , – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

    Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

    В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

    Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей


    почему ребенок не хочет учиться в начальной школе

    Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

    Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

    • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
    • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
    • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
    • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
    • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

    Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

    М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

    В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

    Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

    Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

    Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

    Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

    Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

    В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

    Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

    Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.


    Итоги

    К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.