Что нам осень принесла для средней группы. Конспект занятия на тему: «Что нам осень принесла

Цель: Закреплять представление об осени, её характерных признаках. Активизировать словарь детей (листопад, непогода, осень – красивая, богатая, щедрая, волшебная). Развивать память, зрительное и слуховое внимание, речевые навыки (голос, дыхание, выразительность), чувство ритма, умение согласовывать движения с музыкой, творческие способности. Соблюдать правила подвижной коллективной игры. Воспитывать любовь к родной природе, чувства уверенности в собственных силах, гуманного отношения ко всему живому, радости от общего праздника.

Оснащение: празднично украшенный зал на осеннюю тематику, выставка на столе “Урожай плодов”; 2 зонта, корзины с овощами и фруктами для игр; костюмы для сказки, посылка с яблоками, аудиозапись “Дождик”.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику, наблюдения на прогулках за состоянием природы осенью, экскурсия на огород, заучивание стихотворений об осени, песен, танцевальных движений.

В зал входит воспитатель с букетом листьев.

Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев кругом: разных, разных, жёлтых, красных.

Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Налились, отяжелели,
И по ветру полетели. Рассыпает листья на ковре.

Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем.
Приходи, мы ждём тебя,
Осень золотая.

Много на дорожках
Листьев золотых,
Мы букет хороший
Сделаем из них.
Мы букет поставим
Посреди стола.
Осень золотая
В гости к нам пришла.

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Листья золотые
Падают, летят.
Листья золотые
Устилают сад.

Слушание песни “Осень сарафанная” муз. Т. Попотенко сл. И. Черницкой

Воспитатель: Осень – красивое время года!

В парке осеннем
Листья летят,
Осень пришла,
Начался листопад.

“Танец осенних листочков” муз. А. Филиппенко, сл. Е.Макшанцевой.

Чуть слышно осень наступает,
Плоды на ветках созревают.
Уж ягод сладких полон лес,
И дождь осенний льёт с небес.

Дождь, дождь целый день
Барабанит в стёкла,
Вся земля, вся земля
От воды промокла.

Игра “ Солнышко и дождик”.

Цель игры: Развивать быстроту, пространственную ориентировку:

девочкам прятаться под яркий зонтик, а мальчикам – под тёмный. Воспитывать умение действовать по сигналу водящего. (Во время игры место расположения зонтиков меняется.)

Воспитатель: Осень не только красивое время года, но и богатое, щедрое. Много плодов приносит осень.

Песня “Урожайная” муз. А.Филипенко, сл. Т.Волгиной.

Осень золотая
В гости к нам пришла,
Что ты нам в подарок,
Осень принесла?
– Очень нужные продукты
Для всех – овощи и фрукты.

Осень – чудная пора.
Любит осень детвора.
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим.

Не люблю копать картошку,
У меня в руках гармошка.
Есть иду с огромной ложкой,
А зовут меня Антошка.

Игра “Соберём урожай”.

Цель игры: Расширять представления детей об овощах и фруктах, уметь классифицировать овощи и фрукты – собирать их в разные корзины: девочкам – фрукты, мальчикам – овощи. Воспитывать отзывчивость, желание делать полезное дело – собирать урожай.

Воспитатель: Сегодня дождливая погода. Холодно, мокро…

Солнце в небе появляется
Из-за тучки тут и там.
Дождь осенний начинается,
Барабанит по кустам.

Динь-динь, дон-дон
Слышен капель перезвон.
Дон-дон, динь-динь
Потемнела неба синь.

Танец “Дождик” – аудиозапись.

Слышится мяуканье за дверью. Появляется котёнок.

Воспитатель : Ой, какой маленький! Иди к нам, мы тебя пожалеем, песенку тебе споём.

Песня “Цап – царап” муз. С.Гаврилова, сл. Р Алдониной.

Воспитатель: А сейчас приглашаю всех в театр!

Инсценирование сказки “Петушок и курочка”.

Действующие лица:

Курочка
Петушок
Хозяюшка
Коровушка
Хозяин
Кузнец

Воспитатель: Жили – были Петушок и Курочка. Жили – не тужили, зёрнышки клевали, водичку пили, песенки пели. Всё бы хорошо, да Петушок всё торопился. А Курочка говорила:

Курочка: Не торопись, Петя, а то подавишься.

Воспитатель: Только Петушок не слушал Курочку. Однажды вышел Петушок зёрнышек поклевать, поторопился, да и подавился. Просит он Курочку:

Петушок: Помоги мне, Курочка, принеси кусочек масла.

Воспитатель: Побежала Курочка к Хозяюшке.

Курочка: Хозяюшка, Хозяюшка, дай мне маслица, а то Петушок подавился, лежит – не дышит.

Хозяюшка: Иди к Коровушке, пусть она даст молока.

Воспитатель: побежала Курочка к Коровушке.

Курочка: Коровушка, Коровушка, дай молока.

Коровушка: Иди к Хозяину. Пусть он накосит травы.

Воспитатель: Побежала Курочка к Хозяину.

Курочка: Хозяин, Хозяин, дай мне травы.

Хозяин: Иди к Кузнецу. Пусть он наточит косу.

Воспитатель: Побежала Курочка к Кузнецу.

Курочка: Кузнец, Кузнец, наточи косу.

Воспитатель: Взял Кузнец наточил косу, отдаёт Курочке.

Кузнец: Бери, Курочка, косу!

Воспитатель: Поблагодарила Курочка Кузнеца, взяла косу, отнесла Хозяину.

Хозяин вышел в поле, накосил травы, отдал Курочке.

Курочка принесла траву Коровушке, та ей дала кувшин молока.

Отнесла Курочка молоко Хозяюшке. Хозяюшка сбила маслице, дала его Курочке.

Курочка принесла маслице Петушку.

Скушал Петушок маслице. Зёрнышко и проскочило. Взлетел Петушок на завалинку и запел.

Петушок: Ку-ка-ре-ку-у-у!

Воспитатель: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

(Все артисты кланяются.)

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а там – посылка.

Воспитатель: Вот это да! Посмотрите, посылка! Это, наверное, Осень прислала. Откроем? (Открывают.)

Воспитатель: Осень – волшебное время года!

Угощение яблоками. Итог.

Программное содержание : Уточнить и закрепить знания детей о приметах осени, о явлениях осенней природы; называть фрукт на заданный звук. Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Развивать речь детей.

Материал : муляжи овощей, фруктов, иллюстрации овощей и фруктов, мешочек, венок из листьев.

Ход НОД

В. – Ребята, какое сейчас время года?

Д.: Осень.

В.: Осень какая? Предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Д.: Осень - дождливая, красивая, богатая, золотая, разноцветная, любимая, долгожданная, холодная и т. п.

В.: Молодцы. Главная примета осени - листопад. Я предлагаю вам превратиться в листочки.

Физминутка « Мы – осенние листочки»

Мы – осенние листочки на веточках сидим.

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал - и листочки все поднял

Закружились, полетели и на землю снова сели

(Проводится два раза. Дети выполняют движения на слова воспитателя)

Игровой момент – приход Осени

В.: Только осенью с деревьев падают листья. У меня есть венок из листьев, он обладает волшебной силой – тот, кто его наденет, становится волшебницей Осенью.

(воспитатель надевает на голову венок).

По лесной дорожке

Осень к вам пришла,

И с собой в мешочке

Подарки принесла.

(Воспитатель показывает закрытую корзинку)

В.: Как вы думаете, что я вам принесла?

Д.: Яблоки, груши, овощи…

В.: А чтобы узнать, надо выполнить задание. Нужно на ощупь определить, что за фрукт или овощ у меня в мешочке.

В.: Ребята, я к вам так торопилась, что положила вместе все плоды. Помогите мне разложить их на разные блюда.

Дидактическая Игра «Разложи овощи и фрукты»

(Дети раскладывают овощи и фрукты на разные блюда. Воспитатель спрашивает, почему они так положили)

В.: Ребята, я слышала спор между овощами и фруктами. Овощи говорят, что они самые главные, а фрукты - что они. Помогите разрешить спор между овощами и фруктами.

Д.: - Овощи полезные, в них много витаминов.

Когда болеешь, надо есть лук и чеснок.

Фрукты очень полезные, в них много витаминов.

Яблоки сладкие, из них можно сварить варенье.

В.: Значит, можно сделать вывод: важны и овощи и фрукты.

Игра «Исправим ошибку» .

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

Яблочное варенье сварим из тыквы.

Гороховый суп сварим из груш.

Кабачковую икру приготовим из крыжовника.

Вишневый сок приготовим из огурцов.

Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а].

Рефлексия :- о чем мы сегодня говорили на занятии?

Что нового узнали?

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

  • Закрепить умение различать и называть овощи и фрукты.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать в детях стремление к здоровому образу жизни, правильному питанию.
  • Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Материал:

  • муляжи овощей и фруктов, корзинки;
  • кукольный персонаж - Петушок;
  • свежие фрукты;
  • материалы для изодеятельности.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о том, что нам осень принесла! Но сначала вы должны отгадать мои загадки.

Стук в дверь (воспитатель выходит за дверь и одевает на руку куклу - Петушок).

Воспитатель: Кто это к нам пришел? Здравствуй Петушок, заходи к нам помоги ребятам отгадать загадки.

Круглый бок,
Желтый бок,
Сидит на грядке колобок
Врос в землю крепко,
- Кто же это?
Петушок: Колобок.

Воспитатель: А вы, как думаете, дети?

Дети: Репка.

Воспитатель: Следующая загадка

Летом в огороде свежие зеленые,
А зимою в бочке - хрустящие соленые.

Дети: Огурцы.

Воспитатель:

Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.

Дети : Редиска.

Воспитатель: Дети, а как можно одним словом назвать огурец, морковь, редиску?

Дети: Овощи.

Воспитатель: А какие овощи вы еще знаете?

Дети перечисляют остальные овощи.

Петушок: Яблоко.

Воспитатель: Ребята, правильно Петушок сказал?

Дети: Нет, неправильно. Яблоко - это фрукт.

Воспитатель: А какие фрукты вы еще знаете?

Дети перечисляют названия фруктов.

Воспитатель: Молодцы. Все правильно мне назвали. Скажите, где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут на деревьях в саду.

Воспитатель: А где же тогда растут овощи?

Дети: Овощи растут на грядках в огороде.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру "Собери урожай", а Петушок посмотрит и научится различать овощи и фрукты. В одну корзину нужно сложить овощи, а в другую фрукты.

Проводятся игры

Воспитатель: А вы знаете, что все овощи и фрукты очень полезные, в них много витаминов и полезных веществ. Чтобы быть здоровыми, нужно кушать свежие овощи и фрукты. И сейчас, мы поиграем в игру: "Узнай на вкус".

Проводится игра, Петушок играет вместе с детьми.

Петушок: Ребята, какие вы молодцы, все знаете и мне помогли запомнить названия овощей и фруктов.

Воспитатель: Ребята, давайте мы на память Петушку нарисуем овощи и фрукты. Дети первого ряда будут рисовать овощи, а второго - фрукты.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Петушок, посмотри, какие хорошие рисунки для тебя нарисовали дети, они очень старались.

Петушок: Большое спасибо, ребята, за ваши рисунки! Мне было очень интересно у вас на занятии. До свидания.

Конспект НОД в средней на тему «Дары осени».

Цель: Расширять знания детей об осени.

Задачи:

продолжать формировать знания детей об изменениях в природе осенью;

закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах;

расширять знания об осеннем урожае овощей и фруктов;

формировать любовь к природе;

расширять словарный запас детей;

Ход НОД:

Воспитатель: – Ребята, вы заметили, когда шли в детский сад, какая сегодня погода? (Ответы детей .)

-Почему такая погода? Какое время года? (Ответы детей .)

- Что происходит осенью? (Ответы детей.)

Дети читают наизусть стихотворение «Осень» В. Авдиенко:

Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где- то лето.

Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый, желто –розовый кленовый.

Здравствуйте, ребята. Я услышала стихи и пришла. Смотрите, какая у меня тяжелая корзина. В ней овощи и фрукты, которые люди собирают осенью: яблоки, груши, виноград, картошка, морковь, свекла. Вставайте в хоровод. Мы с вами поиграем.

Исполняют хоровод ную игру «Что нам Осень принесла»

Дети: Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки!

Дети: Значит, будут пироги!

Осень: Принесла вам гречки!

Дети: Каша будет в печке!

Осень : Принесла вам овощей!

Дети: И для каши и для щей!

Осень : Рады ли вы грушам?

Дети: Мы их впрок насушим!

Осень : А уж яблоки – что мёд!

Дети: На варенье, на компот!

Осень : Принесла и мёду полную колоду!

Дети : Ты и яблок, ты и мёду

Ты и хлеба припасла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень : Дождику вы рады?

Дети : Не хотим, не надо!

Воспитатель : – Ребята, вы чувствуете, что подул легкий ветерок? Покажите, как качаются веточки деревьев. А вот ветер подул сильнее. Веточки наклоняются ниже.

Осень: Ветер раскидал разноцветные листья. (Раскидывает листочки на ковре) . Давайте их соберем.

Дети собирают листья под музыку. У каждого ребенка по 2 листочка .

Исполняют танец с листьями под песню «Золотая осень»

Воспитатель : – Ребята, а вы хотите попасть в осенний лес? Осень, покажи, пожалуйста, детям осенний лес.

Осень: – Хорошо, давайте отправимся в лес.

-Раз, два, три, покружись и в лесу окажись.

-Ребята, а вот ежик. Он хочет собрать грибы, но забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя. Он просит вас рассказать ему про съедобные и несъедобные грибы.

Дети подходят к мольберту, показывают на картинках и называют съедобные и несъедобные грибы. Садятся на «пенечки».

Воспитатель : – Ребята, помогите ежику собрать грибы.

Проводится игра «Кто больше наберет грибов» (На полу раскладываются грибы: белые, лисички, мухоморы.) Осень проверяет, какие грибы собрали дети.

Воспитатель: – Ребята, вы такие молодцы! Ежик говорит вам спасибо. Вы рассказали ему про грибы и помогли их собрать.

Осень : – Ребята, все лесные звери отправились за грибами. Давайте и мы с ними пойдем, вставайте в хоровод.

Выполняют двигательное упражнение «За грибами»:

Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки (дети идут в хороводе ).

Белочки скакали, рыжики срывали (скачут поскоками, приседают ).

Лисичка бежала, лисички собирала (легкий бег, срывают воображаемый гриб ).

Скакали зайчатки, искали опятки (прыгают на обеих ногах, останавливаются и оглядываются по сторонам).

Медведь проходил, мухомор раздавил (ходят на внешнем воде стопы, в конце топают ногой).

Осень: - Ребята, мне пора идти. Надо помочь лесным животным приготовиться к зиме. До свидания. (Уходит, забирает ежика и корзинку с грибами)

Воспитатель : – А нам пора возвращаться из леса в детский сад.

-Раз, два, три, повернись и в детском саду окажись.

Рефлексия:

Воспитатель : – Ребята, вы запомнили, что нам принесла Осень в корзинке? (Ответы детей .)

- Давайте, каждый нарисует по желанию то, что нам приносит осень.

Дети рисуют пальцами по пшену и объясняют рисунок.

Сюрпризный момент:

-Ребята, нам Осень оставила в подарок вкусные груши.

Осень - пора урожая и листопада. Эта золотая красавица приходит к нам ежегодно и каждый раз детишки радостно встречают это яркое время года и получают новые впечатления. А чтобы поближе познакомить детей с осенью, устроим для них праздник. Этот сценарий предназначен для детей средней группы детского сада. Сценарий в стихах, но стихотворения короткие и не сложные, детям будет вполне под силу подготовиться и выучить по четверостишию. Будет очень интересно!

Сценарий

Ведущий: Дорогие ребята, наши гости! Мы собрались сегодня на праздник - праздник Осени.

Долго трудились разноцветные краски,

Природа вышла красивой как в сказке!

Вся разноцветная – вот красота!

Вы посмотрите, какие цвета!

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?

Дети: Осень!

Ребёнок 1: Осень красит золотом
Рощи и леса,
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.

Ребёнок 2: Алые и жёлтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе
Пёстрый хоровод.

Ребёнок 3: Солнышко лишь выглянет,
Спрячется опять.
Долго лето красное -
Будем вспоминать.

Ребёнок 4: Деревья все осенним днём
Красивые такие!
Сейчас мы песенку споём,
Про листья золотые.

Песня «Желтенькие листики» музыка и слова О. Девочкиной

Ведущий: Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу.

Кто-то к нам сюда спешит,

И как будто бы шумит.

Входит старичок-лесовичок

Лесовичок:

Здравствуйте!
Я старичок-лесовичок,
В бороде травы клочок.
Я хожу с клюкой вокруг,
Стерегу и лес, и луг,
И деревья, и цветы,
А также ягоды, грибы.
Собирался я недолго,
Игры, шутки все сложил,
И в заветную котомку
Их к подаркам положил.
Вот и первая загадка,
Отгадайте, детвора,
Что же я сейчас достану,
Из принесённого добра?

Достаёт овощи и загадывает загадки.

Загадки:

В золотистой шелухе,
Очень нравится он мне.
Стоит счистить шелуху,
Слезы проливать начну. (Лук).

Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое? (Яблоко).

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная… (Картошка).

В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена. (Тыква)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Лесовичёк: А теперь давайте поиграем!

Игра «Кто быстрее соберёт шишки»

Ведущий: Какой ты молодец, старичок-лесовичок! Какую хорошую игру ты для детей придумал! Только ты скажи, а где же осень? Уж ей давно быть здесь пора.

Лесовичок: Ой, совсем забыл! Так заигрался! Так она должна с минуты на минуту сюда прийти!

Ведущий: Давайте с вами, ребята, Осень, придти сюда скорей попросим,

Дети (хором): Осень, осень, в гости просим!

Осень, осень, погости неделек восемь –

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождем, с перелетным журавлем!

Под музыка входит Осень.

Осень: Вы обо мне, а вот и я,
Привет осенний вам друзья!
Не виделись мы целый год!
За летом следом мой черёд!
Вы рады встретиться со мной?

Дети: Да.

Ведущий: Милая, Осень, конечно, мы рады встречи с тобой. И готовились к ней: песни пели, и стихи учили. И сейчас тебе песню споем.

Песня Осень наступила

Осень: Какую замечательную песню вы знаете!
Разбрасывает листья, говоря
Осень: Листопад, листопад,
Листья по ветру летят,
Кленовые, берёзовые, дубовые…

Игра «Собери листочки» (кленовые – красные, берёзовые – желтые, дубовые - зелёные)

Ведущий: Ветер листьями играет

Листья с веток обрывает.

Листья желтые летят

Прямо под ноги ребят.

Танец с листочками


6 ребенок: Снова осень за окошком,
Дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша,
Как же осень хороша!

7 ребенок: Листья золотом расшиты,
Тропки дождиком умыты,
В ярких шапочках грибы,
Всё нам, Осень, даришь ты!

8 ребенок: Каждый листик золотой -
Маленькое солнышко -
Соберу в корзинку я,
Положу на донышко.

9 ребенок: Берегу я листики,
Осень продолжается!
Долго, долго у меня
Праздник не кончается!

10 ребенок: Осень по тропинке,
С дождиком шагает,
Клёны и рябинки
Тихо раздевает.

12 ребенок: Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.

13 ребенок: Одарила гостъя-осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.

11 ребенок: Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях,
Тоже не сидится.
Целый день сегодня,
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку,
Улететь хотят.

Ведущий: Пока мы стихи читали

По небу тучки набежали

Хмурая погода и дождик на дворе.

Стало очень холодно в октябре.

Танец с зонтиками


Осень: Весело у вас, ребята,
Встрече с вами очень рада!
За песни, за игры спасибо.

Ведущий: Спасибо тебе, Осень, и тебе, старичок-лесовичок! Приходите к нам в следующем году!

Осень и лесовичок уходят.

Ведущий: Нам радостно, нам весело,

На празднике своём.

Пусть дети улыбаются

Осенним ясным днём!