Что отличает современных подростков? Список положительных и отрицательных качеств человека. Черты характера

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства".

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие - есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом "бури и натиска", описал 3 типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие "серьезная игра". Примером "серьезной игры" могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

  • - возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её;
  • - детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять);
  • - подросток начинает вести дневник.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходи к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся:

  • 1) подражание внешним признакам взрослости
  • 2) равнение на качество взрослых
  • 3) стремление овладеть разными "взрослыми умениями" - социальная и интеллектуальная взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание, это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.

Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование - более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.

Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате - все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера. Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Существуют две классификации типов акцентуаций характера.

Первая предложена Карлом Леонгардом (1968) и вторая - А. Е. Личко (1977). Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).

Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду

Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко

Лабильный

Лабильный циклоид

Сверхподвижный эмотивный

Лабильный

Демонстративный

Истероидный

Сверхпунктуальный

Психастенический

Ригидно-аффективный

Неуправляемый

Эпилептоидный

Интравертный

Шизоидный

Боязливый

Сенситивный

Неконцентрированный или неврастенический

Астено-невротический

Экстравертный

Конформный

Слабовольный

Неустойчивый

Гипертимный

Когда ребенок начинает взрослеть, с ним происходит целый ряд изменений. Характер подростка нельзя назвать простым и зачастую родителям приходится нелегко находить со школьником общий язык, но знание некоторых основ психологии позволит достичь взаимопонимания.

Специалисты уверяют, что для подростка характерно определенное поведение. Именно в 13-17 летнем возрасте школьники доставляют немало хлопот родителям и учителям. Они стремятся доказать обществу свою независимость.

Специалисты считают, что именно в подростковом периоде формируется характер. Это не означает, что до этого и после ничего не будет закладываться. Просто во время полового созревания происходит выброс гормонов. Именно под воздействием изменения гормонального фона человек становится более чувствительным, эмоциональным и порой раздражительным. Он очень много думает, размышляет. В этот период происходит переосмысление ценностей.

Несмотря на то, что все люди разные, существует ряд характерных черт, которые присущи почти всем подросткам. Специалисты проводили исследования, в результате чего им удалось доказать, что во время переходного возраста школьники стремятся к индивидуальности, но в то же время становятся очень похожими друг на друга.

Подростковый период считается одним из самых опасных. В это время родителям нужно как можно больше времени уделять своим детям, стремиться сблизиться с ними, быть в курсе всех их проблем. Если момент будет упущен, это может привести к весьма неприятным последствиям. Старшеклассники очень ранимы и подвержены общественному влиянию. Если сын или дочь окажутся в плохой компании, исправить ситуацию будет уже сложнее.

Какие же черты присущи современным подросткам? Самая главная — это, пожалуй, стремление к независимости. В этот период школьники могут отдалиться от родителей. Если мамы и папы не найдут к своему ребенку правильного подхода, эмоциональная пропасть будет лишь увеличиваться. Некоторые психологи называют стремление к самостоятельности «чувством взрослости». При достижении определенного возраста ребенок желает самостоятельно принимать решения. Подросток имеет возможность наблюдать за тем, как с ним происходят определенные изменения. Он получает какой-то опыт, его тело развивается. Это и дает право думать, что теперь школьник уравнивается в правах с мамой и папой, может разговаривать с ними, как с приятелями.

Чтобы не потерять доверие подростка, взрослым, действительно, нужно переходить на более равноправное общение. Назидательный тон, приказы в данном случае не совсем уместны. Нужно показать подрастающему человеку, что с ним считаются, к его мнению прислушиваются, но при этом взрослые остаются его родителями.

Еще одной особенностью характера подростков является чрезмерная чувствительность к оценкам. Речь идет не только об отметках, выставляемых школьными учителями, но и о похвале или, наоборот, критике. Иногда некорректно высказанные замечания могут заставить школьника впасть в глубокую депрессию. Как правильно вести себя взрослым в такой ситуации? Чтобы у ребенка не возникало чувства неполноценности, необходимо избегать грубой критики, особенно если она является не совсем справедливой. Но и похвала может сыграть с подростком злую шутку. Нельзя, чтобы она была высказана за случайные заслуги. Школьник должен отчетливо осознавать, что никто не будет хвалить его просто так, что для достижения какой-то цели необходимо потрудиться, приложить определенные усилия. Чрезмерная критика приводит к депрессиям. Подросток может стать замкнутым или даже пугливым. Но отсутствие замечаний формирует у него завышенную самооценку. Когда с критикой ему все же придется столкнуться, это будет восприниматься весьма болезненно.

Для современных подростков характерна повышенная требовательность по отношению к взрослым. Нередко они подмечают все недостатки учителей, родителей. При этом отдельные промахи педагога могут обсуждаться в классе коллективно. Если родители начинают замечать за своими детьми такое, им нужно поговорить с сыном или дочерью, объяснить, что подобное поведение не совсем корректно и каждый человек имеет право на ошибку.

Для современных подростков характерно увеличение физической и эмоциональной активности. Они не могут сидеть на одном месте. Им постоянно хочется куда-то бежать, активно все изучать. В этот период очень важно найти для школьника подходящее занятие, направить его энергию в нужное русло. Если вовремя этого не сделать, подросток может попасть в плохую компанию и контролировать его станет гораздо сложнее.

Для подросткового возраста характерны частые срывы, эмоциональная нестабильность. Специалисты объясняют это высоким содержанием некоторых гормонов в крови. Даже незначительное происшествие может вызвать у старшеклассника очень бурные эмоции. Подростки часто действуют стихийно, не задумываясь о возможных последствиях. К сожалению, такое поведение скорректировать достаточно сложно. Родителям нужно чаще анализировать со своими детьми различные ситуации, показывать наглядно, к чему привело определенное поведение в итоге, как можно было избежать неприятностей.

Некоторые современные старшеклассники часто грубят взрослым и позволяют себе слишком многое. Этого допускать нельзя. Школьники должны уважать собеседника и ни в коем случае не допускать хамства в разговорах. В подростковом возрасте люди часто выбирают для себя «авторитетов». Очень важно, чтобы в роли примера для них выступали родители или старшие товарищи, братья, родственники, но никак не товарищи из плохих компаний.

В период полового созревания школьники чрезмерно восприимчивы к любой информации. Именно поэтому специалисты считают необходимым проведение различных тренингов, семинаров. Не стоит недооценивать пропаганду здорового образа жизни. Школьники считают себя достаточно взрослыми, но в силу разных причин они не всегда в состоянии оценить, что является добром, а что — злом. Общение с профессиональными психологами поможет сделать правильные выводы.

Современные подростки отличаются доверчивостью. Именно поэтому они зачастую выбирают не совсем правильный путь. Мнения специалистов на этот счет расходятся. Некоторые считают, что нужно дать школьнику возможность ошибиться и проанализировать сложившуюся ситуацию, а другие думают иначе. Оптимальным решением со стороны родителей будет выбор гибкой политики. Нужно дать ребенку возможность сделать свои выводы, но в случае возникновения серьезной опасности оставаться в стороне все-таки не стоит. В некоторых ситуациях необходимо принять более жесткую позицию.

Характер человека сильно меняется в подростковом возрасте. Для переходного периода характерно нежелание быть таким, как все, стремление стать независимым от родителей. Мамам и папам стоит воспринимать это спокойно и без лишних эмоций.

Смирнова Н.Б. психолог МКУ ЦД и С «Юность»,

кандидат психологических наук

Сейчас в педагогической литературе часто встречается слово «трудный». «Трудный ребенок», книга для «трудных родителей» и т.п. Да, воспитание детей – нелегкий труд. В каждом возрастном периоде проблемы разные, проблемы с детьми-подростками чаще связаны со становлением их характера.

Характер – это устойчивая особенность отношения к миру, окружающим, самому себе. Это разнообразные черты, соединенные в определенный рисунок, присущий личности. Изучению характеров уделялось внимание давно, однако сам термин введён в конце XIX - начале XX вв и является калькой с немецкого термина Charakterkunde.

Русский ученый Л.С. Выготский писал, что «характер равен сумме известных основных признаков личности и поведения; он есть поперечный разрез личности, ее неизменный статус, ее наличное состояние.» Выготский говорил о динамичности характера, о формировании его в течении жизни. А формируются черты характера под воздействием окружающей ребенка действительности, круга его общения, форм деятельности на основе тех физиологических и психических задатков, особенностей, которые обусловлены генотипом. Детская душа пластична, но не во всем одинаково податлива, поэтому иногда, несмотря на огромные усилия родителей вылепить из ребенка некоторую идеальную с их точки зрения личность, дети остаются самими собой. В подростковом возрасте это особенно влияет на детско-родительские отношения, так как на поведение влияет еще и гормональная перестройка организма. Нейроэндокринная перестройка, изменения во внешнем облике, расширение и усложнение отношений с окружающими, отсутствие достаточного жизненного опыта значительно усложняют состояние подростка, приводят к необходимости «выпускания пара». Это и вызывает наблюдаемое у многих 11-15 летних отклоняющееся поведение, заострение той или иной черты характера.

Именно в это время ярко проявляются акцентуации характера, выделенные Карлом Леонгардом, а затем подробно изученные и описанные А.Е. Личко. Акцентуации характера - черты своеобразия в характере человека, которые, не выходя за рамки психической нормы, могут при определённых условиях существенно затруднять его отношения с окружающими. Акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Такие люди обнаруживают своеобразную уязвимость в конкретных жизненных ситуациях, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим, возможно, даже более драматичным, с точки зрения окружающих, жизненным проблемам. В каждом акцентуированном характере имеется "слабое звено" - место наименьшего сопротивления. Поэтому психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными акцентуациями оказывает не любая трудная ситуация, а та, которая наносит удар по «слабому месту» их характера.

Названия акцентуаций имеют латинское, медицинское происхождение, но речь идет не о заболевании, не о нарушении, а только о личностных особенностях. Обычно с возрастом акцентуации характера сглаживаются. Кроме того, сам человек и окружающие его близкие привыкают к особенностям реакций и поведения, считая их индивидуальными особенностями личности, но необходимо понимать, что при неблагоприятных обстоятельствах, постоянных конфликтах, стрессах, дисгармоничном воспитании акцентуации могут усиливаться или, даже, приводить к нарушению психического здоровья.

Всего А.Е.Личко выделил одиннадцать типов акцентуаций подростковых характеров.

Для гипертимного типа характерны общительность, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. У таких детей почти всегда преобладает приподнятое настроение, которое сочетается с хорошим самочувствием, жизнерадостностью, оптимизмом. Вспышки раздражения бывают только тогда, когда окружающие пытаются строго регламентировать их поведение, подчинить своей воле. Они всегда тянутся в компанию, в общении с окружающими демонстрируют большую гибкость, располагая их к себе. Так как они черезмерно общительны, часто бывают неразборчивыми в выборе знакомств. Они инициативные и предприимчивые, стремятся к лидерству в любых обстоятельствах, но предпочитают быть неформальными лидерами, потому что не любят доводить начатое дело до конца, быть обязательными и ответственными. Они отличаются некоторым прожектерством, легкомыслием, неустойчивостью интересов, неумением соответствовать общепринятым нормам поведения. Однообразный и требующий тщательности и аккуратности труд не для них. Такие подростки не могут находиться в состоянии бездеятельности, но часто переоценивают свои возможности. Они имеют склонность к случайному выбору профессии, часто меняют планы, ориентируясь на внешнюю привлекательность специальности.

У гипертимных подростков половое влечение пробуждается рано и бывает достаточно сильным. В сочетании с высокой коммуникабельностью это нередко приводит к раннему началу половой жизни. Постоянная тяга к приключениям и нежелание придерживаться строгих норм морали в ряде случаев способствуют частой смене половых партнёров, злоупотреблению алкоголем, что вполне соответствует их пониманию жизни.

"Слабым местом" гипертимного типа является непереносимость жёсткой дисциплины, строгого режима и монотонного труда, ограничение круга и времени общения. В таких ситуациях они становятся раздражительными, вспыльчивыми, испытывают душевный дискомфорт.

Итак, к плюсам этой акцентуированности можно отнести: энергичность, оптимизм, инициативность, общительность, к минусам - легкомысленность, терпимость к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям.

В воспитании такого ребенка нежелательны и жесткая дисциплина, нравоучения, так как это провоцирует частые конфликты, и попустительский стиль и вседозволенность, так как это будет способствовать закреплению худших черт. Не следует заставлять такого ребенка выполнять монотонную работу, а также применять к нему «режим молчания». С ним можно и нужно договариваться, поощрять активность и помогать организовывать свою деятельность так, чтобы хватало времени закончить начатое дело. Так как они ценят общение и хорошие отношения, то главное для родителей – сохранять контакт.

Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью, склонностью к тревожным опасениям за своё здоровье и свою судьбу. Обычно это аккуратные и дисциплинированные дети, но у них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Астеничные подростки склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость, особенно при соревновательной деятельности.

Основной проблемой такого подростка является конфликт между ранимым, чувствительным самолюбием и преувеличенным чувством собственной неполноценности, недостаточности. Чувство неполноценности проявляется в неуверенности в себе, нерешительности, застенчивости, тревожности, мучительных сомнениях по поводу внешности. Иногда, чтобы притупить чувство неполноценности, казаться себе и другим более взрослыми, такие подростки начинают курить или рано вступают в интимные отношения. Часто астенику хочется спрятаться от трудностей жизни в свой мир, однако самолюбие заставляет его равняться на тех, кто живет более активной и разнообразной жизнью.

Когда не удается достигнуть желаемого, приходится терпеть обиды или унижения самолюбивые астеники становятся раздражительными. На людях они сдерживаются, а потом, на фоне усталости или в порыве отчаяния они кричат на близких такими словами, что после них, кажется, больше невозможно жить рядом. Затем нередко следуют слезы, извинения, душа наполняется раскаянием, чувством вины, лаской и добротой к близким или полной апатией.

Раздражительная слабость астеника может вызывать не просто быструю утомляемость, но и головные боли, «мушки» пред глазами, колебания артериального давления, бессонницу, спазмы желудка, плохую переносимость жары, духоты. Ко всему этому добавляется впечатлительность – они не переносят вида крови, дорожных аварий, сцен насилия или неловкости.

Вне эмоциональных вспышек они бывают ласковыми, нежными, заботливыми, мечтательными, трогательно-жалостливыми и высоконравственными.

П внимание и заботу по отношению к страдающим, дисциплинированность, одухотворенность, минусами – низкую стрессоустойчивость, раздражительность, быструю утомляемость.

Родителям такого ребенка очень важно помогать ему выходить из состояния стеснительности и зажатости. Это невозможно с помощью критики, указывания ему на глупость его поступков, комментирования проявлений его стеснительности. Нужно стараться самим быть естественными, говорить с ним мягко и уважительно, избегая командного тона. Помогает подбадривание, подчеркивание успехов и тонкие комплименты.

Крайне опасны жестокое воспитание и эмоциональное отторжение, особенно в моменты, когда после вспышки раздражения ребенок готов помириться. Еще одна опасность в воспитании такого ребенка – поощрение «культа болезни». Гиперопека слабого здоровьем сына или дочери могут усилить его ипохондрию, и превратить его в «ноющего тирана».

При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается независимое от внешних причин чередование приподнятого (как у гипертимных подростков) и подавленного настроения. Циклойдность означает колебание душевной погоды от радости и света к печали и грусти как смена дня и ночи. Бодрый, веселый еще вчера ребенок становится вялым, унылым, медлительным. В такой фазе подросток постоянно грустит, плохо справляется с учебой, не может преодолевать трудности, болезненно реагирует на малейшие неприятности. Так как смены настроения не связаны с внешними событиями, часто родители не понимают причины изменения состояния, и обвиняют ребенка в лени или думают, что ребенок что-то скрывает. Но в таком состоянии подростки проявляют особую чувствительность к укорам, а замечания при посторонних могут переживать как публичное унижение. Упреки и подозрения лишь продлевают и усугубляют течение субдепрессивной фазы. Если же близкие проявляют терпение, сохраняют ровные, теплые отношения, избегают критики и наказаний и не заостряют внимание ребенка на его «неправильном» поведении, через неделю–полторы подросток снова становится жизнерадостным, деятельным и инициативным. Правда, встречаются люди, у которых такие колебания настроения происходят раз в месяц, и такие, у которых раз в неделю и чаще.

Нестабильный характер приводит к тому, что подросток может сам уговорить других на какое-нибудь дело или авантюру а потом загрустит, все покажется ему невыполнимым, ненужным, мается виной, обвиняет других или начинает скрываться.

Плюсами этой акцентуированности можно считать: самостоятельность,естественность, живую непосредственность минусами –нестабильность в учебе, неустойчивость увлечений.

В общении с таким подростком не надо гадать – его чувства соответствуют его поведению, просто нужно быть готовым к контрастам. Не рассчитывать на его постоянную ответственность и стабильность (например, не верить, что он будет ежедневно и постоянно ухаживать за домашним питомцем). В период грусти надо дать ему выговорится или выплакаться, тогда он успокаивается и становится восприимчивым к советам и влияниям. В период активности не стоит напоминать ребенку, что пройдет некоторое время, и он все забросит, лучше постараться спланировать деятельность так, чтобы колебания настроения не сильно повлияли на конечный результат.

Нестабильное воспитание с постоянно меняющимися требованиями или постоянное ожидание высоких результатов в учебе, спорте, творчестве, воспитание в условиях повышенной моральной ответственности только усиливают проявление акцентуации.

Лабильный тип похож на циклойдный, только у лабильных подростков изменение настроения происходит под влиянием внешних причин. Состояние может меняться часто и круто, хотя причина, по которой оно изменилось, может показаться со стороны ничтожной. Настроение данного момента окрашивает все поведение, влияет на сон, аппетит, работоспособность. Неприветливый взгляд, резкий тон в разговоре, «невнимательность» родителей или друзей может расстроить такого подростка, привести к унынию, слезам, отказу от общения, совместных планов. Но в отличии от циклойдной акцентуации, на лабильный тип можно повлиять: удачный комплимент, хорошая новость, привлекательные перспективы легко переводят подростка от уныния к хорошему, радостному настроению. Лабильные подростки хорошо чувствуют людей, и к тем, кто о них заботится, испытывают искреннюю привязанность

То, что является плюсами этой акцентуированности можно считать и минусами: высокая чувствительность, внимательность к событиям внешнего мира, а также возможность изменения настроения извне.

Холодность, эмоциональное отвержение, равнодушие родителей и учителей вызывает болезненные реакции таких детей. Напротив, ободрение, любовь, тепло и забота помогают им вырасти спокойными, уравновешенными, хорошо адаптированными.

Дети с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются робостью, застенчивостью обидчивостью, а также формированием чувства собственной неполноценности. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание. В незнакомой обстановке такие подростки стеснительны, необщительны с посторонними. Страшатся экзаменов и любых ситуаций, где надо как-то показать себя с лучшей стороны. Источником тяжких угрызений совести у молодых людей с сенситивным типом акцентуации может служить их тайные желания или они боятся, что окружающие узнают о недостойном, по их мнению, занятии. Иногда даже склонны расценивать собственное слабоволие, робость и застенчивость как последствия непослушания в детстве. Таким подросткам очень трудно бывает преодолеть робость и стеснительность в общении с противоположным полом. Юноша подолгу может ходить вокруг понравившейся девушки, но заговорить с ней так и не решается. В других случаях, стремясь как-то компенсировать свою застенчивость и неуверенность, наоборот, пытается привлечь внимание столь неожиданно и неуклюже, что пугает её и отталкивает. Им не удается побороть стеснение, их бессознательно беспокоит опасение: вызвать насмешку или плохое опасение к себе, показаться растяпой из-за своей неуверенности, нерешительности. Помимо общей чувствительности для них характерна чувствительность в межличностных отношениях, заключающаяся в тревоге: «что обо мне подумают, как воспримут?» Зачастую именно поэтому они становятся объектами шуток, иногда достаточно болезненных, еще более увеличивающих их тревогу и неуверенность.

С возрастом, особенно при спокойной и доброжелательной обстановке в семье, создаются благоприятные условия для постепенного сглаживания сенситивных черт характера. В других же случаях, когда человек периодически подвергается насмешкам, подолгу не может наладить близкие отношения с одноклассниками, противоположным полом, эти черты характера, наоборот, заостряются.

Пони легко способны проявлять доброту и взаимопомощь, минусами – низкую самооценку, страх внешней оценки, зависимость от мнения окружающих.

Родителям очень полезно делиться с такими детьми информацией о том, как они тоже оказывались в неловкой, сложной ситуации, и как трудно было из нее выходить. Если взрослые будут только давать рекомендации, как надо «наплевать» на других, не обращать внимание, или рассказывать о том, как они успешны, сравнивать с собой или другими детьми, это только снижает веру подростка в собственные возможности. Важно помогать осознать ребенку собственную ценность, и подчеркивать, что осуждая или хваля отдельные поступки, любят его таким, какой он есть.

Основная черта психастенического типа – тревожность, доходящая до мнительности. Это проявляется в склонности к бесконечным рассуждениям, самоанализу, бесконечных опасениях за своё будущеетревога за здоровье, за близких. Особенно ярко проявляется нерешительность, когда требуется сделать самостоятельный выбор. Психастеники тяжело переносят высокие требования и груз ответственности за себя и других. Они могут быть аккуратными и рассудительными, у них обычно ровное настроение без резких перемен характерной чертой для них является самокритичность и надёжность- лучше все сделать заранее и тщательно, чем подвести кого-то и получить замечание. Такой ребенок волнуется перед экзаменами, плохо спит перед важным событием, а когда наступает время действовать, ведет себя собрано и даже срасчетливо. Чувствительная душа защищается усиленной работой мысли, поэтому на празднике такой подросток не чувствует себя полностью раскованным, не веселится от души, в горе, не испытывает острого чувства со слезами, иногда в голову даже лезут «неподходящие» ситуации мысли. Живые чувства приходят потом, в безопасной обстановке, и он сожалеет, что не сказал добрых слов, не выразил сочувствие.

Склонность к тревожным опасениям, присущая таким подросткам, нередко проявляется в бесконечных тягостных раздумьях о своей внешней и личностной привлекательности. В отношениях, особенно дружеских и интимных зачастую опасаются совершить ошибку. При малейших неудачах или обвинениях со стороны у них могут возникать психогенные расстройства

Обстановка взаимопонимания и согласия в семье, удовлетворённость учебной деятельностью, успехи в творчестве или спорте несколько смягчают психастенические черты характера. И наоборот, ситуации, связанные с повышенной личной ответственностью, приводят к нервным срывам с резким усилением тревожной мнительности вплоть до развития невроза навязчивых состояний.Такому подростку очень важно иметь друзей «близких по духу», с которыми не нужно контролировать себя и притворяться более сильным, авантюрным, «крутым».

Плюсами этой акцентуированности можно считать то,что они видят несколько путей решения проблемы, умеют управлять своими эмоциями, «собираться» в решающий момент минусами –страхи, трудности в выборе решения, профессионального пути, партнера.

При воспитании такого подростка необходимо помнить, что особо непосильный груз для них – напоминание об ответственности (они и так о ней всегда помнят) запугивание их неприятностями, призыв к осторожности – все это может привести к невротическому срыву или заострению нежелательных черт характера, таких как педантическая аккуратность, придумывание ритуалов, вера в приметы. Родителям важно научить такого ребенка не концентрироваться на неудачах и неприятностях, предоставлять им больше самостоятельности. Автор данной классификации А.Е Личко рекомендовал таким детям «ножные» виды спорта: бег, прыжки, лыжи и велосипед, так как по его наблюдениям это помогает им перерасти трудности подросткового возраста и скомпенсировать тревожные черты.

Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей, снижением потребности в общении. Таким подросткам недостаёт интуиции, позволяющей другим чувствовать собеседника, ориентироваться в том, хочет ли другой продолжать беседу или пора ее заканчивать, умения сопереживать. Поэтому выглядят то излишне назойливыми, то чрезмерно застенчивыми Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты со сверстниками, легче со взрослыми или с младшими. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для себя. Увлечения часто необычны: санскрит или эсперанто, архитектурные особенности церквей или генеалогия дома Романовых. Болезненно реагируют на настойчивые попытки проникновения в их внутренний мир. Одна из немногих тем, которая находит отклик в душе такого подростка – одиночество человека в огромном мире. Подросток с шизойдной акцентуацией часто ощущает себя «белой вороной». Некотрые стараются преодолеть этот барьер, стараются вести себя «как другие», но, так как долго обдумывают «естественную подходящую реакцию», включаются в разговор невпопад, неуспевая за живым общением. Поэтому им легче общаться по телефону или через компьютер. Для облегчения непосредственного общения могут изредка проявлять склонность к употреблению алкоголя, что сопровождается ощущением эйфории.

Пявляется способность сосредотачиваться и длительное время увлекаться чем-либо: шахматами, математическими задачами, историческими событиями; самостоятельность,стабильность, глубина внутреннего мира; минусами – неразвитость эмоциональной сферы, сложности в неформальных контактах.

Родителям не стоит стараться переделывать самобытную натуруребенка в «нормальную». Важно понять ребенка, его взгляд на мир и учитывать это в общении. Не стоит перегружать его разговорами, лучше помочь с выбором качественных книг, но не прерывайте его, если он, наконец, заговорит о себе и своих чувствах. Важно показать ему, что среди окружающих его сверстников есть похожие на него. Необходимо также обсуждать, какие проблемы возникают во взаимопонимании между людьми, каким образом их можно устранять. А главное, постараться с детства говорить с таким ребенком о своих и чужих эмоциях, положительных и отрицательных, об их проявлениях в интонации и мимике.

Возбудимый или эпилептоидный , тип отличается склонностью в отдельные периоды к тоскливо-агрессивному настроению с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно «сорвать зло». Эти состояния длятся часами, иногда сутками, постепенно развиваясь, а затем ослабевая.

Характерными чертами является обстоятельность и тугоподвижность мышления, эмоциональная инертность,авторитарность, аккуратность, пунктуальность, внимание к своему здоровью, своим вещам и вообще ко всему своему. Неукоснительное соблюдение собственных интересов сочетается со злопамятностью, несклонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении личных интересов. При ущемлении их личных или материяльных интересов подвержены эмоциональным срывам с агрессивными вспышками, иногда с безудержной яростью, иногда с жестокостью и цинизмом. Не любят резких и неожиданных перемен, подозрительны к новшествам. В общении склонны к лидерству, стремятся к доминированию над сверстниками, для его достижения могут подольститься к старшим и сильным и проявлять жестокость к младшим и слабым. В условиях жесткой дисциплины могут быть исполнительны и услужливы, с близкими – тираны.

Первая любовь почти всегда омрачена муками ревности. Часты случаи алкогольного опьянения с выплескиванием гнева и агрессии.От ранних интимных связей оберегает забота о собственном здоровье и благополучии, однако половое влечение с подросткового возраста отличается большой напряжённостью.

на которые можно опираться при общении являются аккуратностьи скрупулезность, трезвый расчет, умение оценивать социальную ситуацию Недостатки эпилептоидного характера обнаруживаются в конфликтах, проявлениях власти над окружающими, в стычках и ссорах, часто под действием алкоголя.

Причиной формирования эпилептойдной акцентуации считают «маятниковое воспитание», характеризующующееся большой амплитудой колебаний родительского поведения – от преувеличенной строгости до вседозволенности с отсутствием четких и постоянных критериев оценки поступков ребенка. Именно непредсказуемость реакции взрослых на его действия обрекает ребенка на тоскливое ожидание неприятностей и формирование постоянной готовности дать резкий отпор.

При взаимодействии с таким подростком следует опираться на его заботу о себе и своем будущем, объяснять, что эмоциональные вспышки могут повредить будущей карьере и научить его избавляться от агрессии социально приемлемыми способами – например через спорт с резкими ударами (теннис, дартс).

Подростков истероидного или демонстративного типа отличают ненасытная жажда внимания к своей особе, потребность в почитании, восхищении, в признании своих действительных или мнимых природных способностей, крайнее себялюбие. Такая сосредоточенность личности на своём "Я", которое ценится выше всего на свете, получила название эгоцентризма. Если нет возможности проявить себя с лучшей стороны в учебе, конкурсах, играх, вечеринках, с неизбежностью возникает фантазирование, лживость. Внешне яркая эмоциональность и чувственность на деле оборачивается часто рисовкой и позёрством, а глубокие и искренние чувства пока недоступны. Для них характерны упорство, инициативность коммуникативность и активная позиция. Они выбирают наиболее популярные увлечения. Часто такие подростки стремятся к лидерству, достигают его, но их лидерство непрочно из-за непоследовательности в высказываниях и поступках, эмоциональных вспышек, непринятия на себя ответственности. С артистизмом, достойным лучшего применения, они разыгрывают в жизни спектакли в жанре мелодрамы или трагедии.

Подростки с истеройдной акцентуацией характера тяжело переносят ситуации, где не могут проявлять свой эгоцентризм, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными. При резком изменении отношения к ним окружающих (в реальности или в их воображении) склонны к суицидальным попыткам, к счастью, редко доводимым до конца. Подсознательная цель суицида у них – привлечь внимание окружающих к их «ужасной и безнадежной ситуации», но сами они искренне пытаются решить проблему радикальным уходом от нее.

Плюсами этой акцентуированности можно считать общительность, способность привлекать внимание других, вести за собой, минусами – отсутствие внутреннего стержня, замена его установкой на моду, престиж, популярность, выгоду. Часто вступают с родителями в конфликты по поводу одежды, компании и времени возвращения домой.

Воспитание ребенка с демонстративным поведением должно заключаться в обучении его управлять своими эмоциями, прогнозировать последствия своих действий, замечать состояние других, близких ему людей, их проблемы, их мнения. Полезно направить его активности на полезные виды деятельности, дающие возможность проявить артистические качества, например, театральные студии. Очень помогают преодолевать подростковый эгоцетризм совместные дела милосердия: помощь больным, детям из детских домов и т.п.

Воспитание ребенка как «кумира» семьи способствует закреплению истеройдных черт характера. Неспособность занять центральное положение, разоблачение вымыслов, крах надежд при очень высоких запросах, утрата внимания со стороны наиболее значимых для них лиц (например при рождении другого ребенка или повторном браке одного из родителей) могут приводить к невротическим реакциям. В ряде случаев у подростка с данной акцентуацией может развиться истерический невроз, что потребует лечения у психиатра.

Неустойчивый тип акцентуации характера определяется недостаточным развитием волевой сферы, отсюда у ребенка лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность, выполнять домашние обязанности.Такие подростки имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал - остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят, любят смотреть телевизор, всякого рода игры, не требующие физического или умственного напряжения. Они непослушны, но открыто не конфликтуют, а стараются отсрочить выполнение требований родителей или педагогов, поэтому за ними приходится постоянно следить. У них нет планов на будущее.Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков, перееданию. Подростки неустойчивого типа охотно подчиняются и подражают тем, чьё поведение сулит наслаждение, веселье и смену лёгких впечатлений.

Объективный контроль со стороны воспринимают хорошо, так как отчетливо понимают, что иначе никогда не завершат начатое – не хватит силы воли.

Положительными проявлениями этой акцентуации, на которые можно опираться при общении являются контактность, принятие ситуации, умение подчиняться. Недостатки неустойчивого являются ослабленная воля, отсутствие упорства даже длядостижения удовольствия, расторможенность пищевого и полового поведения, склонность к зависимостям.

Сложности в воспитании такого ребенка заключаются в том, что достижению каких либо результатов способствует постоянный контроль со стороны родителей и педагогов, но именно этот контроль не позволяет формироваться волевым качествам личности. Безнадзорность и бесконтрольность ведет к усилению акцентуации, попаданию под влияние асоциальных групп, гиперопека приводит к инфантильности и полной зависимости от родителей.

В воспитании необходимы терпение и систематичность, необходимо незаметно помогать ребенку добиваться успехов, разделяя задачи на этапы, помогать ему самостоятельно принимать решения и доводить их до конца. Нетяжелый физический труд, с выделенными промежуточными результатами дисциплинирует и снижает эмоциональное напряжение.

Конформный тип характеризуется подстройкой к окружению, такие дети стремятся «быть, как все». Конформный подросток всегда стремиться быть в «золотой середине»,поэтому его суждения и поступки редко бывают оригинальными и самостоятельными. Ему важно знать «как правильно» и постараться соответствовать. Со сверстниками без критики принимает ценности группы и внешние формы поведения, хотя с родителями может критиковать и то, и другое.

Подростки с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны. Их увлечения определяются социальным окружением. Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения потому что это требует от них осваивать новые принципы жизни, правила взаимоотношений. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Вредные привычки зависят от поведения в ближайшем социальном круге, на который подросток ориентируются при формировании своих ценностей.

Плюсами этой акцентуированности является общительность, бесконфликтность, успешность в привычной среде; минусами – отсутствие собственного мнения, зависимость от внешних оценок.

Обычно к формированию такого поведения ведет чрезмерно авторитарное воспитание, когда родители не испытывают никаких сомнений в правильности своего мнения по любому поводу и безапелляционно дают советы и рекомендации ребенку, не давая ему возможность подумать над возможными вариантами поведения.

Так же, как и для детей неустойчивого типа, для конформных подростков опасны безнадзорность и отсутствие контроля, так как они могут попасть под нежелательное влияние, принять асоциальные нормы и жизненные ценности.

Для лучшей адаптации такого подростка родителям необходимо создавать ситуации, в которых он вынужден сам принимать решение, при отсутствии возможности ориентироваться на чужое мнение.

Описанные «чистые» акцентуации характера встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы. Если Вы нашли несколько подходящих описаний для своего «трудного» подростка, попробуйте объединить рекомендации по воспитанию. Если Ваш ребенок подходит под все типы, или непохож ни на один, значит у него нет заостренных черт характера, все черты развиваются гармонично. Если же Вы смогли определить акцентуацию характера своего ребенка и беспокоитесь, что эта особенность мешает ему жить, учиться, иметь друзей, и скомпенсировать ее проявление воспитательными действиями у Вас не получается, обратитесь к психологу в школе, поликлинике или районном центре. Специалист побеседует с Вами, с Вашим ребенком и посоветует специальные занятия, тренинги или другую форму коррекции.

Примеры к статье о детских характерах.

(конформный)

С такими детьми сложности возникают неожиданно. Родители Иры были уверены, что девочка учится хорошо, ходит в школу регулярно, никаких вредных привычек не замечали и очень радовались, что их дочь такая контактная, легко общается и с одноклассниками, и с соседскими детьми. Полной неожиданностью для родителей стал аттестат за 9 класс, где были, в основном, тройки. Из беседы с учителем мама узнала, что два последних года их дочь дружит с «неблагополучной» компанией, но так как в дневнике подписи родителей появлялись регулярно, и вопросы те не задавали, учителя решили, что родители все знают и смирились. Оказалось, чтобы «не беспокоить» родителей, не пререкаться с учителями в школе, быть принятой в дворовой компании Ире пришлось вести двойную жизнь с двумя дневниками, с переодеваниями у подруги и другими способами соответствовать чужим ожиданиям. Психологическую работу пришлось проводить как с родителями, так и с девочкой. Родителям помогли отделить свои ожидания и идеалы от реальных особенностей жизни и желаний их дочери, принять ее как самостоятельную личность, а не воплощение их мечты. Ире помогли поверить в себя и разобраться, чего она хочет в жизни, строить и воплощать свои мечты, а не подстраиваться под окружающих.

Еще один пример конформного типа акцентуации: Родители Андрея развелись, когда ему было 10. Мама вела очень «свободный» образ жизни, и через год после развода сын перешел жить к отцу, достаточно замкнутому человеку, почти не выходящему из дома. В основном, Андреем занималась бабушка, но ее волновало, чтобы ребенок был сыт и тепло одет. Учился мальчик плохо, общался с другими детьми мало, резко и классный руководитель попросила школьного психолога поговорить с семьей. ….

(астено-невротический)

Мама обратилась к психологу по поводу участившихся «истерик» своей дочери. Девочка Аня в раннем детстве была капризной, часто «заходилась криком», отталкивала всех от себя, бросала игрушки, успокоить ее было трудно. Потом она «переросла» эту проблему, правда, появлялись «неприятные привычки» - то грызла ногти, то «расчесывала руки». Вдруг в 9 лет истерики стали повторяться, в основном дома, но иногда и в общественных местах – например в автобусе или в магазине. Девочка очень способная, она учится в английской спецшколе и занимается музыкой. Поговорив с мамой о ситуациях, предшествующих истерикам, выяснилось, что это были дни после контрольных работ, зачетов, выступлений. Так организм ребенка реагировал на пережитый стресс, на ситуацию внешнего оценивания. Кроме этого Аня вступала в период гормональной перестройки, что также способствовало усилению эмоциональных реакций. В таких ситуациях помогает комплексный подход, состоящий в уменьшении стрессирующей нагрузки, укреплению нервной системы ребенка, в том числе и медикаментозно, конечно по назначению врача, повышению ее самооценки и доверия близким людям.

(Сенситивный)

Мама Миши пожаловалась психологу на «компьютерную зависимость» своего 11-летнего ребенка. Все свободное время мальчик проводил дома, играя в компьютерные игры. Заставить его делать уроки, сходить в магазин или на каток было практически невозможно. Они ругались, мама не давала карманных денег, прятала провода, но ничего не помогало. Сын садился за письменный стол, но вместо уроков мог мечтать, рисовать что-нибудь или играл на своем сотовом телефоне. При знакомстве мальчик казался замкнутым и настороженным. Оказалось, что в школе у него почти нет друзей, спорт он не любит, учится «как все», и единственная тема, в которой он чувствует себя уверенно – это компьютерные игры. Он говорил о них много, с удовольствием, мог рассуждать об их достоинствах и недостатках. Раньше, «когда был маленьким», ходил с мамой и в театр, и на каток, и в гости, но теперь «ему это не интересно».

Если не удается отвлечь таких детей, вернуть их в социальную среду в подростковом возрасте, то, действительно, может сформироваться «игровая зависимость». Мишу пришлось долго уговаривать участвовать в психологическом тренинге. Зато после он справился со своей застенчивостью, нашел новых друзей, увлекся психологией, стал ходить в районный центр в группу «компьютерного программирования».

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: "переходный", "переломный", "трудный", "критический". В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным - стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым - стал самостоятельным и решительным и т.д.

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя "переломными" моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоциональном - чувствительные изменения.

Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок .

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного "я". Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. "Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое "я" еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества" .

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом "мы" - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

"Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и "усредненным" сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми" .

Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Подросток попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту - это большое значение, которое подростки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто "приемлемой" внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т.д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Таким образом, говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

Подростковый возраст (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происхо­дят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразова­ние младшего подросткового возраста. Возникает страстное жела­ние если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. От­стаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации , подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей дея­тельностью в этот период становится интимно-личностное обще­ние . Появляются подростковая дружба и объединение в нефор­мальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бра­вируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благо­даря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным само­воспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влия­ниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, об­разуя на границе ранней юности «Я-конпепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,- это самопознание, самовы­ражение и самоутверждение. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Важной особенностью характера является тесная связь его с теми психологическими свойствами личности, которые в совокупности составляют предмет психологии индивидуальных различий. Прежде всего следует отметить тесную связь характера с темпераментом. Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека. Гораздо важнее глубже понять различия между характером и личностью (в узком смысле). Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой , концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью , добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто вос­хищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет. В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей , которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Типы акцентуация личности по Леонгарду. Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности. Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда). 1. Гипертимный - личности со склонностью к повышенному настроению. 2. Застревающие - со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям. 3. Эмотивные, аффективно лабильные. 4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма. 5. Тревожные. 6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию. 7. Демонстративные, с истерическими чертами характера. 8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений. 9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения. 10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации. Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся: § демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга); § педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия); § возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты); § застревание (в патологии: паранояльные психопаты). Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций. Акцентуации по Шмишеку. 1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения - «патологический счастливчик». В патологии - невроз навязчивых состояний. 2. Застревание - склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии - паранояльный психопат. 3. Эмотивность . Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми. 4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли - крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии - эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию. 5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений. 6. Циклотимность . Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем ьшстроении ведут себя как гипертимные. 7. Демонстративность . В патологии - психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость - чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду - могут быть определены чисто внешне. 8. Возбудимость , Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии - эпилептоидная психопатия. 9. Дистимичность . Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество. 10. Экзальтированность . Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). 14-16 лет - переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростко­вым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потреб­ности интеллектуального и социального порядка, иногда - внутрен­ние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.

© 2024. picklesguru.ru. Рецепты солений на зиму в домашних условиях.