Что означает мелкий почерк. Характер человека по почерку: методики определения

Культура

Ваш почерк может рассказать о более, чем 500 чертах характера .

Согласно исследованию, проведенному компанией National Pen Company в США, размер букв, расстояние между буквами, форма букв и другие признаки могут указывать на различные особенности вашего характера .

Анализ почерка или графология даже используется как детектор лжи и для выявления возможных проблем со здоровьем.

Графология считается псевдонаукой, так как нет достаточно доказательств, насколько точно она определяет психологические и физические особенности личности. Однако некоторые компании используют графологию в процессе приема на работу, а также эти методы применяются в судебных делах.

Характер человека по почерку

Согласно исследованию размер почерка может рассказать, к какому типу личности вы относитесь.

1. Размер почерка:

- Мелкий почерк – говорит о застенчивом или замкнутом, прилежном и щепетильном характере.

- Почерк среднего размера – говорит об уравновешенности и умении легко приспосабливаться к новой обстановке и людям.

-Крупный почерк – указывает на людей общительных, прямолинейных, любящих внимание к себе. Это также говорит о том, что человек склонен делать хорошую мину при плохой игре и притворяется более уверенным, чем он на самом деле является.

2. Расстояние между словами

- Большое расстояние между словами говорит о том, что человек ценит свою свободу и не любит толпиться.

- Маленькое расстояние между словами указывает на то, что человек не любит находиться в одиночестве и может быть навязчивым.

3. Наклон

- Почерк наклонен вправо - человек открыт новому опыту и ему нравиться знакомиться с новыми людьми.

- Без наклона – человек не позволяет эмоциям господствовать над разумом, он логичен и практичен.

- Почерк наклонен влево – человек держится особняком, любит работать незаметно. Если вы правша и пишите с наклоном влево, это может означать бунтарство.

4. Форма букв

- Закругленные буквы – человек творческого и артистичного склада

- Заостренные буквы – указывают на человека агрессивного, глубокого, умного и любознательного.

- Связанные буквы – вы логичны и методичны, осторожно принимаете решения.

5. Поля страницы

- Поля с левой стороны – вы склонны жить прошлым, и вам сложно от него освободиться

- Отсутствие полей – вы не можете сидеть на одном месте и расслабиться, ваш ум постоянно блуждает.

- Поля с правой стороны - вы боитесь неизвестности и постоянно беспокоитесь о будущем

6. Нажим

- Сильный нажим – у вас выраженное чувство долга и вы серьезно относитесь к вещам. Слишком сильный нажим говорит о скованности и отрицательной реакции на критику.

- Легкий нажим – вы чувствительны и сопереживаете людям, но у вас недостаток жизненной энергии.

7. Скорость написания

- Вы пишите быстро – вы нетерпеливы, не любите терять время или ждать

- Вы пишите медленно - вы собраны, методичны и полагаетесь на собственные силы.

8. Подпись

- Неразборчивая подпись - вы скрытны, и вас бывает сложно понять

- Легко читаемая подпись – вы уверены и не притворяетесь тем, кем не являетесь

Что еще можно определить по почерку?

- Высокое кровяное давление – написание с разной степенью нажима может быть одним из признаков высокого кровяного давления, особенно если вы начинаете писать с легкого, а заканчиваете сильным нажимом.

- Шизофрения – когда наклон часто меняется внутри предложения или слова, это может говорить об отсутствии постоянного контакта с реальностью и указывать на шизофрению.

- Болезнь Паркинсона – очень мелкий сжатый почерк известный как микрофагия. Иногда почерк может быть настолько мелким, что даже сам автор не может его прочесть.

- Болезнь Альцгеймера – почерк портится по мере ухудшения умственных способностей. Почерк может стать неравномерным, наблюдаются измененные буквы и дрожь при написании. Письмо начинает замедляться.

Связь почерка с характером изучает древняя наука графология . Ведь почерк выводится движением руки, а всякое движение диктуется нашим мозгом. По мнению психологов, именно во время письма выражается состояние нашей души. Каждый штрих, который выводит человек на бумаге, характеризует его личные качества. На почерке отражаются основные черты характера человека. Психологи для составления портрета внутреннего мира человека проводят различные тесты. Один из таких тестов базируется на оценке почерка, когда учитывается манера проведения линий, нажатия ручки, расположение и размер букв.

Красивый почерк - это манера письма, при которой текст выглядит как причудливый рисунок. Если почерк человека буковка к буковке, как пишет первоклассник, с завитушками и точно выведенными линиями, которыми залюбуется любой человек, то перед вами идеальный муж или жена. Такой почерк характерен чувствительному человеку, который отличаются аккуратностью, силой волей и спокойствием. Но люди с красивым почерком не сильные личности, они не отличаются самостоятельностью и целеустремленностью. Им надо, чтобы рядом с ними было сильное плечо, на которое они могут опереться. Жизнь людей с красивым почерком протекает ровно и спокойно, без взлетов и падений. На работе их уважают и любят, так как они отличаются покорностью и работоспособностью.

Неразборчивый почерк - это тот, который может прочитать только сам хозяин. Исключение из этого списка составляют врачи, которые по роду профессии вынуждены писать неразборчиво. У остальных людей, неразборчивый почерк сложился из-за беззаботности и поспешности. Это энергичные люди, которые отличаются нервозностью и быстрой возбудимостью. В делах им редко сопутствует удача, хоть они и стараются быть пунктуальными и исполнительными. Люди с плохим почерком невредные по характеру, они не желают причинить никому зла. Но свои действия они совершают под влиянием импульса, как будто им кто-то управляет. К сожалению, это не всегда приводит к хорошим последствиям.

Крупный размашистый почерк характеризует общительного и энергичного человека. Человек с таким почерком умен, но абсолютно лишен хитрости. Отзывчивость, щедрость и доброта к людям - основные черты характера людей с почерком, которые выводят крупные буквы, растягивая их по строчке. Иногда они могут быть чрезмерно доверчивыми и неразборчивыми в своих привязанностях, что может отразиться в их выборе спутника жизни.

Наиболее часто встречается ровный почерк с небольшим наклоном вправо. Такой почерк характеризует человека чувствительного и активного. Он имеет потребность общаться и избегает от одиночества. Чем сильнее наклон почерка, тем сильнее стремление к общению. Почерк с сильным наклоном свидетельствует о том, что его обладатель отличается неуемной жизненной энергией и всегда открыт для общения. Он любит, когда им восхищаются другие.

Почерк с наклоном налево говорит о том, что его выводил левша. Если даже это не так, с наклоном влево свойственен скрытному и эмоциональному человеку, который может в стрессовых ситуациях взорваться. Вертикальный почерк без наклона считается характерным людям с сильной волей, которые всегда знают, чего они хотят. Это почерк руководителя и лидера. У этих людей стоит учиться умению преодолевать жизненные трудности и целеустремленности. Они умеют найти правильное решение при любых ситуациях, оставаясь при этом в выигрыше.


Если человек пишет, сильно нажимая на ручку, то это говорит о его прилежности и усидчивости. Такой человек будет стараться со всех сил обеспечить свою семью и создавать их членам материальное благополучие. Человек, который выводит буквы без нажима, характеризуется утонченной чувствительностью и переменчивостью настроения.
Он не любит брать на себя ответственность и не отличается самостоятельностью.

Если расстояние между словами в письме большое, то это признак расточительного характера. Человек с таким почерком любит транжирить деньги, копить на будущее и иметь счет в банке не в его характере. Плотное расположение слов, наоборот, свидетельствует о бережливости человека. Он любит во всем экономить, а иногда это может быть признаком жадности.

Наличие разрыва между буквами в слове говорит о том, что писал его человек с хорошо развитой интуицией. У него отличное чутье, он способен везде отстоять свою позицию. Если человек пишет слова без отрыва ручки, то это признак таланта и интеллекта. Такой человек очень находчив и старается избегать неожиданностей.

Внимательно рассмотрев почерк человека можно составить примерный портрет личности. Если вы сомневаетесь в человеке, попробуйте прочитать о состоянии его души по написанному им тексту. Но при этом не забывайте учесть, что почерк человека может меняться в зависимости от ситуации и настроения. Если перед вами поздравительная открытка с почерком вашего любимого, то она совершенно не годится для определения характера человека. Ведь он писал его с усердием и желанием вам понравиться.

ПОЛЯ

Маленькие поля слева говорят о бережливости, мелочности, склонности к семейной жизни, широкие поля — о деятельности и отсутствии мелочности в характере. Слишком широкие поля — свидетельство щедрости, расточительности, хвастовства, стремления к оригинальности, а так­ же к роскоши и блеску. Кроме того, это говорит о фамильной гордости, светских привычках и манерах.

Если левый край поля постепенно расширяется, то это также свидетельствует о щедрости и расточительности, стремлении к бережливости, только с обратным результатом.

Левое поле сужается — эгоизм, бережливость, доходящая до скупости; самообладание.

Широкий, размашистый почерк, с правой стороны «сжатый» и «свешивающийся», говорит об отсутствии логики, о ложном взгляде на вещи.

«Растрепанный» почерк — это беззаботность, беспечность, деятельность и расточитель­ ность.

НАПРАВЛЕНИЕ СТРОК

Прямые, ровные строчки говорят о спокойствии, об уверенности человека в себе, о наличии у него силы воли, о сильно, развитом чувстве долга, а также о рассудительности и доверчи­ вости. Строчки, имеющие тенденцию подниматься, восходящие строчки — свидетельство чес­ толюбия, тщеславия, храбрости и решительности, сознания собственной силы, а также дея­ тельности, самоуверенности и стремлении к успеху.

Строчки, идущие книзу, — наоборот, говорят о том, что перед нами безынициативный чело­век, апатичный, пессимист, он с недоверием относится к себе, скорее всего, он сентиментален и неудачлив.

Волнообразные строчки — свидетельство хитрости, изворотливости, стремления ко лжи, но и коммерческих наклонностей.

Если строчки сначала восходят, потом опускаются, то это говорит о непостоянстве ха­ рактера, нетерпеливости — перед нами человек, который берется сразу за несколько дел и не оканчивает ни одного, он часто испытывает разочарование; успех не сопутствует ему.

Строчки, которые сначала опускаются, а потом поднимаются, характерны для человека самоуверенного, который неохотно берется за дело, но, начав, доводит его до конца, а потому добивается успеха.

Каждое следующее слово начинается выше окончания предыдущего — деятельность, но неуверенность в себе, сильно развитое чувство долга.

Большие пробелы на концах строк как способ избежать переноса слов — осторожность,


2 доходящая до трусости.

Заполнение строк до конца, сжимая буквы, — свидетельство того, что у человека есть по­ требность высказываться, делиться чувством, и в то же время он испытывает бессознатель­ный страх быть непонятым и не получить сочувствия.

НАКЛОН БУКВ

Сильный наклон, почти лежащие буквы — свидетельство несдержанности, вспыльчиво­ сти, сентиментальности, это увлекающаяся и обидчивая натура.

Наклон в разные стороны говорит о капризном нраве, о неуверенности и нерешительно­ сти, о разладе с самим собой, о борьбе чувств и разума. Но человек с таким почерком, скорее всего, обладает чувством юмора.

Почерк беспокойный, с постоянно изменяющимися по величине и наклону буквами, на­ правлениями строк имеют обычно люди деятельные, нервные, постоянно испытывающие бес­покойство.

Типы почерка:

Мелким почерком обычно обладают люди наблюдательные, спокойные, даже хладнокров­ ные, скрытные, при этом остроумные, склонные заботиться о других.

Круглый почерк, как правило, принадлежит людям гордым, самолюбивым, предприимчи­ вым, решительным, стремящимся к господству.

Узкий почерк — это сдержанность, скрытность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности. Люди с таким почерком часто боятся потерять состояние, утратить благополучие.

Широкий почерк — ум, энергия, общительность и беззаботность, даже беспечность; щед­рость и расточительность.

Если человек пользуется перьевой ручкой, то по нажиму пера тоже можно сделать некоторые выводы. Сильный нажим говорит о строгом взгляде на жизнь, написание без нажима — о бесха­ рактерности, излишней чувствительности, уступчивости. Такой человек осознает, что не понят окружающими.

Беглым и размашистым почерком обладают люди предприимчивые, деятельные, при этом любознательные и веселые, часто фантазеры.

Дрожащий, угловатый почерк говорит о нервности, трусости, неуверенности и нереши­ тельности. Так пишут обычно обидчивые люди, склонные к беспричинной печали.

Сильно угловатый — резкость характера, эгоизм, упрямство.

Беглый и «сухой» почерк бывает у людей умных и сдержанных; излишне витиеватый — у тщеславных, любящих внешний блеск, но которым свойственно чувство неудовлетворенности .

Простой, разборчивый почерк говорит о предусмотрительности, уме, благоразумии, само­ стоятельности, о решительности и уверенности в делах. Человеку с таким почерком обычно со­ путствует успех.

Неразборчивый, очень неправильный почерк характерен для людей нервных, беззаботных, склонных к сумасбродству.

Очень неразборчивый почерк говорит о непроницаемости, загадочности, о невозможности харак­ тера. Человек с таким почерком редко выходит из себя.

Красивый, каллиграфический почерк характерен для людей бесхарактерных, несамостоя­ тельных, всегда находящихся под чужим влиянием.

ПОДПИСЬ И РОСЧЕРК

Если человек, подписываясь, ставит только одну свою фамилию, то это говорит о его скромности, учтивости, но часто и о бесхарактерности. Если к фамилии прибавляются росчер­ ки, то это свидетельство тщеславия, гордости, самолюбия, сознания собственного достоинст­ ва.

Фамилия, только подчеркнутая, — ложное самолюбие, преувеличенное самомнение, бога­тое воображение.

Подпись, оканчивающаяся острым штрихом и точкой, говорит о недоверии и осторож­ ности.

Крючок впереди и после подписи — свидетельство большого недоверия, подозрительно­ сти.

Многократный росчерк означает решительность, склонность к сумасбродным поступкам, иногда безумие.

Сжатый и «скрученный»росчерк — правдивость, любовь к ясности.

Волнообразная черта в подписи может означать чувственность, иногда талантливость, скорее всего, перед нами увлекающаяся натура.

Подпись с зигзагами с острыми углами говорит о непреодолимой энергии.

Росчерк, оборачивающийся вокруг фамилии, — свидетельство скрытности и эгоизма.

Хвостообразныйросчерк говорит о подлости, страсти к сплетням и интригам.


Углы и дуги . Одни и те же буквы, например "п", "т", "ш", можно писать или округло, или угловато. Если восходящие и нисходящие штрихи будут соединяться кривыми округлыми ли­ ниями, то почерк можно назвать круглым; напротив, если эти штрихи везде пересекаются под углом, то почерк называется угловатым.

Замечено, что у людей, склонных смягчать противоречия, идти на компромиссы, отсутствуют угловатости в рисунках букв. Это свидетельствует о мягкости и миролюбии. Закругленное пись­ мо у мужчин говорит о том, что обладатель может приспосабливаться к любым условиям, любит посплетничать, стремится к многолюдному веселью, теряет чувство меры, когда успех способст­ вует ему.

Угловатый почерк позволяет предположить в пишущем упрямство, неуступчивость, требова­ тельность, резкость. Умение энергично и напряженно работать, удивительное самообладание, выносливость этих людей по отношению к физическим и моральным страданиям доходит до крайнего предела. Показателен остроугольный почерк Бисмарка, угловатый — Распутина. За­остренное написание у женщин — их повышенная активность.

Аркадический (т.е. правоокружный) и гирляндический (т.е. левоокружный) характер письма. Если буква "ш" начертана, как "т", дуги обращены своей выпуклостью к верхнему краю страни­ цы, буквы соединены наверху — это аркадическое письмо, которым обладают лица, склонные к фантазии, романтичные натуры.

Если буква "и" начертана как "п", дуги обращены своей выпуклостью к нижнему (пишуще­ му) краю страницы, буквы соединены внизу, напоминая гирлянду, — это гирляндический харак­ тер письма. Его обладатели неразговорчивы, склонны к заострению отношений.

Если буквы выполняются как левоокружными, так и правоокружными движениями, то пи­ шущий человек настойчив в достижении цели, но не "дальнозоркий". Он идет к цели не самым простым путем, а выбирает его без особых раздумий.

Анализу графолога подлежат отдельные буквы: бывают открытые сверху гласные (добро­душие, доверчивость, деликатность; развитая способность сочувствовать; неумение обрывать отношения), открытые снизу гласные (лицемерие, лживость), закрытые гласные (замкнутость).

Преувеличенный размер прописных букв означает настойчивое стремление к самостоятель­ ности, независимости в области мысли, стремление к выявлению своей личности.

Если в письме присутствует написание одновременно двух букв в результате своеобразных связей, то это человек логического мышления, предприимчивый.

Также почерк можно охарактеризовать по длине петель у таких букв, как "у", "р", "д". Раз­ личают длинные (неумение логически мыслить) и короткие (нелюбовь к лишним разговорам, лаконизм в деле, умение не высказывать своих мыслей) петли.


Стилизованный почерк (буквы отличаются фигурностью рисунка, в начертании видна гар­моничность) говорит о богатой образной памяти.

Почерки различают по конфигурации слов: увеличивающиеся к концу слова (доверчивость, ис­ кренность, сентиментальность), клинообразное окончание слов (хитрость, скрытность), укра- шенность слов (мелочность, болтливость, воображение, самодовольство, щеголеватость).

Присутствие петель, завитков, различных крючков в письме и рисунке почерка говорит об из­ воротливости в области мысли, предприимчивости.

Знаки препинания . Если знаки препинания поставлены аккуратно, точно, то это человек аккуратный, точный, осмотрительный. Густые, жирные знаки указывают на чувственную воз­ будимость. Злоупотребление знаками препинания наблюдается у подозрительных, страдающих навязчивыми идеями людей.

Подпись . Подпись без росчерка говорит о высоком уровне культуры, вкусе. Прямой росчерк указывает на энергичность, решительность, смелость; росчерк падающий, волни­ стый — на дипломатичность; росчерк в виде зигзагов — на энергию, деятельность.

Подчеркивание подписи — развитое чувство собственного достоинства.

Центробежное направление подписи — честолюбие.

Подпись, кончающаяся точкой, — склонность к самоанализу.

Темперамент и почерк . Интересна связь между темпераментом и почерком, которую иссле­ довал графолог Моргенштейн.

1. Личность сангвинического темперамента обладает разорванным, наклонным почерком с рез­
кими штрихами. Он подвижен, красив (Лермонтов).

2. У флегматической личности буквы жирные, местами утолщаются, а иногда делаются тон­
кими, неодинаково расстояние между буквами, они могут быть вытянутые, украшенные, калли­
графические (Крылов).

3. Для меланхолика характерны буквы танцующие, бледные со штрихами. Перенос слов с
большими расстояниями (Достоевский).

4. Для холерика характерны завернутые, запутанные штрихи и неравное расстояние между сло­
вами; размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и тесные; падающий
вправо наклон (Пушкин).

Подводя итоги, представим таблицу, в которой показана связь между графологическими при­знаками почерка и индивидуальными особенностями пишущего человека.


Связь между графологическими признаками почерка и индивидуальными

особенностями человека

Графологический признак

Индивидуальные особенности

Строки: прямые

Уравновешенность,сдержанность,последователь­ность

волнистые

Гибкость, пластичность, демократичность

параболические

Импульсивность, нетерпеливость, горячность

поднимающиеся вверх

Энергичность, честолюбие

Наклон: нормальный (вправо)

Дисциплинированность, исполнительность

вертикальный

Сдержанность, самообладание, выносливость

опрокинутый влево

Своенравность, упрямство, скрытность

разнотипный (разные наклоны)

Капризность, аффективность

Буквы: преувеличенный размер пропис­ ных букв

Честолюбие, самоуверенность, самостоятельность

то же в соединении с украшенностью

Тщеславие

сжатые, низкие, короткие

Упрямство

поправка букв и слов

Мнительность, недовольство собой

круглые

Миролюбие, общительность

Угловатые

Упрямство, требовательность

Подпись: без росчерка

Простота, скромность

росчерк, падающий, волнистый, в виде зигзагов

Энергичность, активность, целеустремленность

подчеркивание подписи

Чувство собственного достоинства

снизу вверх

Честолюбие

заканчивается точкой

Склонностьксамоанализу,повышеннаятребова­ тельность к себе


Тест для графологической экспертизы почерка Для него можно использовать почерк любого человека (не менее 20 строк).

1. Размер букв: очень маленькие — 3 балла; маленькие — 7; средние — 17; большие —
20.

2. Наклон букв: левый — 2 балла; легкий влево — 5; правый — 14; резкий вправо — 6.

3. Направление почерка: строчки ползут вверх— 16 баллов; строчки прямые— 12; строч­
ки ползут вниз — 1.

4. Сила нажима: легкая — 8 баллов; средняя—15; сильная — 21.

5. Характер написания слов: склонность к соединению — 11 баллов; склонность к отде­
лению — 18; смешанный стиль — 15.

6. Общая оценка: почерк старательный, аккуратный — 13 баллов; почерк неровный, не­
которые слова трудно прочесть — 9; почерк небрежный — 4.

7. Форма букв: округлая — 9 баллов; бесформенная — 10; угловатая — 19.

Оценка результатов:

38—50 баллов. Чаще всего это пожилой человек; 51—63 балла. Робкие, пассивные, флегматичные люди; 64—75 баллов. Люди нерешительные, мягкие; 76—87 баллов. Прямые, открытые и откровенные люди; 88—98 баллов. Люди инициативные, решительные, практичные;

99—109 баллов. Люди вспыльчивые, обидчивые, но одаренные и склонные к творчеству; 110—121 балла. Чаще всего это люди недисциплинированные, расхлябанные.

1 Графологическая экспертиза

Почерк оценивают по трем графологическим категориям: геометрической выдержанности; гармоничности; графологичности письма.

1 .Степень геометрической выдержанности письма (ровность линий строк и полей, равно­мерность интервалов между строками и словами, равносильность нажима и общая выдержан­ность письма) определяют степень волевого развития человека и запаса нервно-психической энергии, трудоспособности. Ровность линий строки, равномерность нажима указывают на вы­ держанность и равномерность прилива энергии, известную уравновешенность натуры. И на­ оборот, неровность строк, импульсивность нажима указывают на условную работоспособ­ность, проявляющуюся отдельными вспышками.

2.Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетании составных элемен­ тов письма, указывает на степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культуры человека.

3.Степень графологичности письма, т.е. отклонения от безукоризненного каллиграфическо­ го почерка, определяет степень самобытности личности, личной инициативы, степень разнообра­ зия (или однообразия) психических проявлений личности. И чем ярче выражены эти отклонения, чем больше пишущий вносит в почерк своего, оригинального, тем больше мы имеем права ду­ мать, что человек в любой области своего проявления — материальной или духовной — не до­вольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, а стремится вне­ сти в жизнь что-то свое, новое и оригинальное. Каллиграфический почерк безличен.

Мы не заботимся о рисунке букв сознательно, но подсознательно мы его выбираем. Стре­ мясь к одним формам и избегая других, мы выдаем тем самым себя — свои вкусы, предпочте­ ния, свой стиль.

Тут и работает закон обратной связи. С одной стороны, наши индивидуальные особенности как бы диктуют подсознательный выбор рисунка букв, с другой — некоторые геометрические понятия превратились в символ, к которому мы можем как-то относиться, принимая или отвер­ гая его. "Острые углы" надежно ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью. Если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов.

Нажим . У человека устойчивого в проявлении своих чувств, уравновешенного, с равно­ мерным приливом энергии подобная равномерность будет присутствовать во всех движениях (походке, жестикуляции) — неторопливых, спокойных. Противоположными качествами обла­ дает человек, у которого порывистый почерк, мазки не равны по силе. Его деятельность и ха­рактеризуется отдельными различными по силе вспышками энергии.


Строки . Прямые строки указывают на уравновешенность, сдержанность, самообладание, волнистые — на дипломатичность, гибкость мышления, умение подмечать слабые стороны в людях.

Импульсивность, нетерпеливость, горячность характеризуются параболическими строками. Чувства и желания автора обычно отличаются значительной интенсивностью, заставляющей стремиться к немедленному их осуществлению. Эти люди горячо берутся за дело, часто не до­ водя его до конца.

Пробелы на концах строк, чтобы не переносить слов, указывают на осторожность, часто до­ ходящую до трусости.

Поднимающиеся строки встречаются чаще всего у энергичных, деятельных, честолюбивых людей.

Наклон . Хотя в школе нас учили писать косо, т.е. под определенным углом наклона, мы ви­ дим, что каждый выбирает способ письма, который для него удобен. Для большинства почер­ ков характерен наклон в 40—45° (косой почерк), но существуют и прямые, вертикальные почер­ ки (90°), наклонные, иногда опрокинутые (наклон до 125°) почерки. Кроме того, существует множество переходных степеней и комбинаций этих основных форм.

Можно отметить, что у людей, пишущих прямым почерком, большая сдержанность, само­ обладание, выносливость, чем у людей с наклонным почерком.

Замечено, что слишком наклонный почерк (почти лежащий) — у предприимчивых, деятель­ ных людей, которые способны легко ориентироваться в незнакомой обстановке.

Опрокинутый влево почерк возникает чаще всего в результате несоответствия личных есте­ ственных склонностей и влечений человека внешним условиям воспитания и жизни. Он ука­зывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда неискренность и скрытность.

Разнотипность наклона встречается у капризных, несдержанных, порывистых людей, кото­ рым свойственны обостренная нервная чувствительность, разбросанность в целеустремлениях.

Связь . Буква сама по себе не имеет никакого смысла. Только слово, состоящее из соеди­ ненных между собой букв, что-то означает.

Беглость почерка за счет рациональных комбинаций связок характеризует предприимчиво­го, сообразительного, энергичного человека. 3 Штрихообразование в почерке . Если слова заканчиваются горизонтальным штрихом (особенно последние в строке), то человек недоверчив, осторожен (как бы бессознательно бо­ ится, чтобы кто-нибудь не мог на оставшемся свободном месте доставить точку или какой- нибудь другой знак, могущий изменить смысл написанного).

Загибающийся влево вниз (против направления движения) штрих указывает на эгоистич­ ность.

Различают также загибающиеся вверх штрихи (фантазия, впечатлительность), штрихи, предшествующие словам (привычка действовать по внутреннему убеждению), преувеличен­но длинные, резкие, прямые штрихи, предшествующие словам (упрямство, деспотичность), завертывающиеся в себя предшествующие штрихи (упрямство, настойчивость, неуступчи­ вость).

Отсутствие штрихов говорит о стремлении основываться лишь на том, что доступно фак­ тической проверке.

Примерная класс ификация почерков . В зависимости от высоты и ширины почерка раз­ личают почерки "мелкий", "крупный", "беглый" и некоторые другие.

Крупный и размашистый почерк указывает на склонность пишущего к выявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденными условиями жизни.

Если письмо крупное, то у человека развито чувство собственного

достоинства, он — непрактичен.

Мелкое письмо (менее 3 мм) говорит о сдержанности, расчетливости, хладнокровности, наблюдательности.

Сжатый почерк (высота меньше ширины) характеризует расчетливого, бережливого, ос­мотрительного человека, привыкшего к экономии. Эти черты он непроизвольно проявляет в письме, стараясь на предоставленном пространстве уместить как можно больше (поля письма будут почти отсутствовать, промежутки между словами будут крайне незначительными, по­ следние буквы будут уменьшены и стеснены).

Нормальное письмо, которое мало чем отличается от каллиграфического, указывает на ров­ ность поведения, общую уравновешенность, постоянство в привязанностях, взглядах. Пишу­ щий разборчивым почерком уже тем самым проявляет внимание к окружающим.

Психологи, социологи, подчерковеды давно пришли к выводу, что почерк и характер человека связаны между собой.

Конечно, нельзя говорить о стопроцентной корреляции, но определенная основа под этим есть. Как узнать человека по почерку?

Можно ли по почерку определить характер?

Почерк начинает формироваться в раннем возрасте .

Характер также развивается, претерпевает изменения. Графология давно вошла в нашу жизнь, применяется не только в психологии, но и криминологии.

Почерк связан с мелкой моторикой, особенностями нервной деятельности, работой головного мозга . Характер формируется на базе темперамента и внешних факторов, поэтому также связан с мозгом и нервной системой.

Исследование желательно проводить в спокойной обстановке. В идеале текст пишется на белом альбомном листе без присутствия клеток, линеек, и от руки.

Одного-двух слове не достаточно, необходимо хотя бы четыре строки. Обязательно уделяется внимание подписи, так как по ней можно заметить элементы, которых нет в обычном тексте.

Лучше использовать карандаш или перьевую ручку . Если есть возможность, то для анализа берутся несколько текстов, написанных в разный временной промежуток.

Этим можно проследить динамику развития характера, уловить наличие стрессовых факторов, а иногда определить и наличие заболеваний .

Почему при приеме на работу все чаще стали использовать процедуру проверки почерка? Мнение психолога:

Графология - понятие и общие сведения

Графология - это технология психодиагностики.

Анализ базируется на том, что почерк связан с мелкой моторикой, формируется мозгом, связан с подсознательными процессами и особенностями личности.

Графология, как наука, основана на знаниях психофизиологии, психопатологии, психологии . Значение имеют проведенные исследования и практический опыт. Однако некоторые учены скептически относятся к подобным экспериментам и считают графологию псевдонаукой.

Тем не менее она имеет свою систему, признаки, на которые ориентируются исследователи . Еще древние философы замечали, что по почерку можно многое рассказать о человеке - добрый он или злой, способен ли на обман, насколько эгоистичен, можно ли ему доверять.

Процесс обучения графолога включает не только теорию но и тщательную практику, позволяющую улавливать мельчайшие детали анализируемого объекта.

Специалист может рассказать о личности интересные детали. Даже сам человек не всегда догадывается о наличии у себя определенных черт характера. Дело в том, что особенности письма во многом проявляются под влиянием подсознания.

Исследования почерка проводили и в древнем мире, но наиболее известный первый трактат принадлежит врачу Камилло Бальдо .

Слово "графология" появилось в XIX веке в книге аббата Жана Ипполита Мишона .

Он сравнивал отдельные элементы начертания букв и письма и связывал их с определенными чертами характера.

Отсутствие этих элементов означало противоположные черты .

Многие писатели и другие известные люди признавали, что характер отражается в способе письма. Постепенно идеи графологии распространились по Европе.

Сейчас эта наука изучается в вузах многих странах, в некоторых из них есть такая профессия .

Графологию используют в бизнесе, психодиагностике, психологии, криминалистике, даже при приеме на работу.

Почерк и основные черты человека — комментарий графолога:

Анализ и значение

Что говорит почерк о характере человека? Почерк имеет множество признаков, по которым исследователи оценивают особенности характера личности.

  1. Мелкий. Признак указывает на скрытность, замкнутость, желание стать незаметным. Мелкие буквы говорят о педантичности, аккуратности, ответственности. Личность полностью концентрируется на задаче, старается выполнить задуманное. Могут присутствовать черты мелочности, расчетливости.
  2. Крупный. Человек общительный, имеет много друзей, легко знакомится и сходится с людьми. Больше символы говорят об эмоциональности, наличии лидерских качеств. Однако следует учитывать, что с возрастом буквы могут становится крупнее из-за проблем с моторикой и зрением (пример на фото).
  3. Размашистый. Характеризует людей активных, веселых, любознательных. Они интересуются внешним миром, не любят скуки и обыденности.

    Также свойственен творческим натурам. Человек легко сходится с людьми, открыт социальным контактам.

  4. Узкий. Признак присущ людям бережливым, рациональным, точно рассчитывающим свое время и силы.
  5. Печатный. Личность целеустремленная, прямолинейная. Хорошо развито образное мышление.
  6. Острый . Показывает, что человек имеет эгоистичные черты. Индивид привык рассчитывать на себя, независим, не любит, когда им пытаются управлять.
  7. Округлые буквы . Личность податливая, уступчивая, лояльная. У таких людей часто бывают сложности в достижении целей, легко идут на компромисс. В трудных ситуациях на человека можно положиться, он поможет и поддержит.
  8. Наклон влево. Говорит о склонности критиковать других. Свои интересы человек ставит превыше всего. Очень сильный наклон рассказывает об упрямстве. Свою точку зрения индивид считает единственно правильной, убедить его в обратном сложно.
  9. Наклон вправо. Наиболее распространенный тип. Стандартный, не очень сильный наклон ни о чем не говорит, так обучают писать в начальной школе. Очень сильный наклон говорит о целеустремленности. Встречается у личностей, склонных сильно влюбляться и .
  10. Текст без наклона . Говорит о полностью гармоничной, самодостаточной личности, знающей себе цену. Эмоциональность сочетается с расчетом и рассудительностью, решения принимаются продуманно и не спонтанно, после тщательного планирования.
  11. Сильный нажим . Характерен для личностей энергичных, склонных к трудоголизму. Такие люди общительны, легко налаживают контакты, у них обширные связи. Обладают чувством юмора, оптимисты.

    Они привлекают к себе внимание, никогда не остаются незаметными, уверены в себе, что притягивает к ним других людей.

  12. Легкий нажим . Почерк прослеживается у людей, склонных к спокойствию, замкнутости, одиночеству. Буквы с легким нажимом встречаются у романтичных натур. Человек мечтателен, нередко витает в облаках, предпочитает действовать не спеша. Слишком легкий нажим может показывать человека со слабой волей.
  13. По расположению строк. Прямые строки характеризуют человека спокойного, размеренного, адекватно реагирующего на действительность, без лишней эмоциональности и всплесков. Основная черта характера - уравновешенность. Опускающаяся вниз строка говорит о наличии пессимистических черт характера. Если она поднимается к конце вверх, показывает оптимиста, но еще может говорить о завышенной .

    Если строки сильно неровные, плавают, буквы разные, такая характеристика показывает неуравновешенность, повышенную эмоциональность, впечатлительность.

Как определить характер по почерку? Смотрите видео.

Любопытное открытие недавно сделали западные физиологи – оказалось, что пациенты, лишившиеся по разным причинам рук, с помощью рта или пальцев ног стараются выводить буквы точно так же, как писали раньше. Выходит, пишем мы головой, а рука всего лишь выполняет указания, поступающие из мозга.

Именно поэтому почерк является своеобразным зеркалом своего хозяина, он может раскрыть особенности его характера и темперамента. Этот факт доказал и биолог В. Прейер, который проводил эксперименты над почерком с помощью гипноза.

Он внушал человеку, что тот хитрый или скрытный, и в то же время заставлял его писать под диктовку. В результате почерки в каждом случае получались разные и содержали особенности, интерпретируемые графологами как признаки скрытности или хитрости.

Наука или лженаука?

Изучение почерка имеет глубокие исторические корни. Император Нерон в одном из своих писем упомянул: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура». А римский историк Светоний, характеризуя скупость императора Августа, отмечал, что он «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал ещё под строками». Эти характеристики можно считать первыми дошедшими до нас фрагментами графологических исследований. Однако в эпоху Cредневековья все накопленные знания были утеряны.

Вторым рождением графологии считают 1622 год, когда вышла в свет книга итальянца К. Бальдо «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал», которая произвела фурор среди читающей публики, а новое учение обрело в Европе массу последователей.

Правда, после того как Людовик XV получил характеристику своего почерка, он велел изгнать из Франции всех графологов. Ему не понравилась правда, которую они изложили о нём.

Спустя несколько веков история повторилась, но уже в другой стране – Советском Союзе. Академик Владимир Бехтерев, увлекавшийся графологией, рассказал в кулуарах съезда психиатров и невропатологов о результатах экспертизы письма Сталина, в которой были слова: «Это почерк агрессивной личности с манией преследования».

После этого случая академик погиб при невыясненных обстоятельствах, а графологию в стране объявили лженаукой.

Как написать письмо

Впрочем, графологию нельзя однозначно назвать наукой. Скорее, это нечто среднее между наукой и искусством. С одной стороны, она опирается на теоретическую базу – знание психологических наук, свои закономерности, графологические таблицы, в которых собраны признаки почерков и их характеристики.

А с другой стороны, анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей профессионализм больше опирается на личный опыт и интуицию. Считается, что именно поэтому нельзя создать компьютерную программу, которая дала бы качественную характеристику письма.

В Америке и во многих европейских странах на психологических факультетах, у нас же в стране почерковедение проходят разве что в юридических вузах, но при этом криминалистов не учат копаться в психологической сути автора письма. Как правило, российские графологи (в основном, это бывшие психологи или врачи) увлекаются изучением почерка сначала на уровне хобби, а потом занимаются этим делом профессионально. По образцу почерка они могут не только определить черты характера и дать описание личности, но и помочь в подборе персонала, определить, соответствует ли человек той или иной работе и руководящей роли, дать по почерку любовный прогноз и рассказать, насколько подходят друг другу мужчина и женщина.

Сам себе графолог

Для того чтобы по письму или автографу описать человека, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых может иметь несколько значений. Например, нельзя сказать, что если человек выводит идеальные каллиграфические буковки, значит, он педант, а если пишет неразборчиво – значит, он растяпа. Всё намного сложнее. Во всех перипетиях письма способен разобраться только опытный графолог. Однако существуют упрощённые методы, которые позволяют каждому из нас попробовать себя в роли графолога.

Ровный почерк. Свидетельствует о силе воли пишущего человека, его хладнокровии и спокойствии. Дрожащий почерк, наоборот, наблюдается у людей, эмоционально неустойчивых или злоупотребляющих алкоголем. Замечено, что тот, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно, и в жизни ведёт себя неодинаково.

Наклон букв. Французские графологи XX века наклон букв связывали с поведением человека в обществе: «Когда кто-нибудь желает показать пренебрежение, равнодушие к другому, он держит себя прямо. Напротив, радушие подаётся всем корпусом вперёд. К малышу невольно протягиваются руки, когда он подбегает к вам, но есть люди, к ребёнку не протягивающие руки, это те, которые пишут стоячими буквами».

Современные графологи почти солидарны со своими предшественниками. По их мнению, если человек пишет буквы с небольшим (20–30 градусов) наклоном вправо, считается, что ему присуще открыто выражать свои чувства. Чуть больший наклон (около 50–60 градусов) свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Когда человек пишет со значительным наклоном влево, это значит, что в стрессовых ситуациях от него можно ждать совершенно неожиданных и очень бурных эмоций. Если буквы преимущественно вертикальные – для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Расположение строк. Если строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение, значит, автор письма уравновешенный человек, который не расстраивается из-за мелких неприятностей на работе или в быту. Строка, уходящая вверх, – признак оптимизма. Спускающаяся вниз – пессимизма и скептицизма. Если строчка неровная, вихляет то вверх, то вниз, значит, человек с переменчивым настроением и низкой адаптивностью. Он не может в полной мере справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и внимания.

Округлость букв. Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка готов к сотрудничеству, легко идёт на компромиссы. Угловатые буквы – их автор предрасположен к состязательности и соперничеству.

Величина букв. Мелкие буквы – это сдержанный, неагрессивный человек. «Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения, говорит о том, что перед нами человек исключительно скрытный, иногда скупой. Крупные буквы – показатель экспансивности, а в некоторых случаях даже агрессивности.

Тайна подписи

Особое место в графологии занимает анализ подписи. Автограф мы старательно придумываем, моделируем, изобретаем. Поэтому считается, что в письме человек таков, каков он есть, а в подписи ещё и таков, каким хочет быть. Это ключ к прогнозированию будущих изменений в личности и характере человека, а значит, и его судьбе. Подпись, как и написанный человеком текст, графологи исследуют по множеству параметров, которых около полусотни. Это длина автографа, закруглённость и острота букв, их слитность, различные украшения, расстояние между буквами, сила давления при написании, подчёркивания, точки, «хвостики» и прочее.

Скажем, направление конца подписи может рассказать об отношении человека к жизни: оптимистичном или пессимистичном.

Если «хвост» автографа уходит вниз, значит, человек больше подвержен пессимизму, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера в будущее, или она очень слабая. Когда конец подписи направлен прямо, это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма.

Если же хвостик подписи уходит вверх, значит, в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у него в жизни и бывают разочарования, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми идеями и силами. Часто это тип личности с творческим уклоном.