Что происходит в пубертатный период. Пубертатный период

Половое созревание - это период жизни человека, в течение которого его организм достигает биологической половой зрелости. Этот период называется пубертатным и характеризуется появлением вторичных половых признаков (см. ), окончательным формированием половых органов и половых желез. Время наступления пубертатного периода зависит от многих факторов - национальности, климатических условий, питания, условий жизни, пола и т. д. У мальчиков он в среднем наступает с 15-16 лет, у девочек с 13-14 лет и заканчивается соответственно к 20 и 18 годам. Следует подчеркнуть, что в сроках наступления пубертатного периода отмечаются значительные индивидуальные отклонения. В физиологическом отношении этот период характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез. В коре надпочечников начинают усиленно вырабатываться андрогены (см. ), повышается секреция гонадотропинов гипофиза (см. Гонадотропные гормоны), что ускоряет развитие половых желез. У девочек с усилением функции яичников, вырабатывающих , начинается молочных желез, наружных и внутренних половых органов: матки, половых губ. В возрасте 14-15 лет, иногда раньше, происходит становление менструального цикла (см.). Объективным критерием зрелости половых желез служат менструации у девочек и (см.) у мальчиков. Наиболее часто встречающаяся последовательность появления половых признаков представлена в таблице.

Последовательность появления признаков полового созревания
Возраст в годах Признаки полового созревания
девочки мальчики
8 Таз становится шире, бедра округляются
9 Увеличение секреции сальных желез
10-11 Начало развития молочных желез Начало роста и яичек
12 Появление волос на половых органах, увеличение половых органов Рост гортани
13 Щелочная реакция влагалищного секрета становится резко кислой Увеличение яичек и полового члена. Небольшое появление волос на половых органах. Начало формирования по мужскому типу
14 Появление менструации и появление волос в подкрыльцовых впадинах Изменение голоса (ломается), небольшое увеличение (набухание) грудных желез
15 Выраженные изменения размеров таза и его пропорций по женскому типу мошонки, появление усов и появление волос в подкрыльцовых впадинах. Значительное увеличение яичек
16-17 Менструации происходят регулярно, с овуляцией (см. ). Усиление роста волос на лице, теле; мужской тип растительности на лобке. Появление поллюций
18-19 Прекращается рост скелета Замедление роста скелета

Нередко нормальное половое созревание протекает в несколько иной последовательности. В этих случаях иногда бывает очень трудно найти четкую границу между нормой и патологией. Одной из причин подобных отклонений являются нарушения гормональных систем, в других случаях определенное значение приобретают конституциональные особенности подростка в пубертатный период, а также психогенные факторы, которые могут вызывать выраженные эндокринные расстройства. Чрезвычайно важно учитывать эти случаи, поскольку нерациональное применение гормональных препаратов при лечении может привести к значительным повреждениям многих систем. В период полового созревания наблюдаются иногда небольшие временные отклонения, т. е. вариации нормального процесса развития. Их расценивают как физиологические явления. У девочек может быть значительный рост молочных желез (макромастия), причем преждевременного полового созревания не наступает. К физиологическим вариациям полового созревания относятся также , ювенильные маточные кровотечения, аменорея (см.). Нередко наблюдаются болезненные менструации, сопровождающиеся головными болями, рвотами, слабостью. Эти нарушения обычно наблюдаются у девушек с неустойчивой нервной системой. У мальчиков может быть небольшое увеличение грудных желез (пубертатная гинекомастия), которая полностью проходит.

Поздним (pubertas tarda) считается половое созревание, наблюдающееся у девушек в 18-20 лет, у юношей в 20- 22 года. При данной патологии лечебные мероприятия должны быть направлены на улучшение условий быта, питания и введение мужских, женских половых гормонов и препаратов, содержащих гонадотропные гормоны гипофиза. Запаздывание полового развития и отставание в росте наблюдается при инфантилизме (см.). Недоразвитие полового аппарата и отсутствие половых признаков данного пола - гипогенитализл (см.) - обусловлены дисфункцией эндокринных желез и прежде всего гипофиза.

Ранним (pubertas ргаесох) считается половое созревание, наступающее у девочек моложе 8 лет, у мальчиков моложе 10 лет и характеризующееся преждевременным появлением вторичных половых признаков, быстрым развитием половых органов и ускоренным ростом. У мальчиков это проявляется в ускорении роста, а затем раннем прекращении роста (что в дальнейшем ведет к низкорослости), быстром росте половых органов и появлении вторичных половых признаков (оволосение, низкий тембр голоса, выражена скелетная мускулатура). Возможны и поллюции. У девочек отмечается ускорение роста, а затем раннее прекращение роста, становится широким, увеличиваются размеры матки и яичников. Встречаются случаи менструаций в дошкольном возрасте.

Раннее половое созревание в сочетании с ускоренным ростом, но резкой диспропорцией скелета, низкорослостью и умственной отсталостью определяется как macrogenitosomia praesox.

С проблемой полового созревания тесно связан вопрос . Это система медико-педагогических воздействий на подростков с целью воспитания у них определенных норм поведения в сексуальной жизни. Задача полового воспитания заключается в создании физически здорового поколения, сексуальная жизнь которого должна быть подчинена нормам морали нашего общества. Совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек, раннее вовлечение их в общественную жизнь, сочетание обучения с производственным трудом, широкое развитие и среди молодежи создают базу для разумного родового воспитания.

Половое созревание (лат. pubertas) - это процесс роста и дифференцировки половых желез, половых органов и вторичных половых признаков. Половое созревание протекает со сложнейшими изменениями в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других системах организма, а также в физическом развитии и заканчивается наступлением половой зрелости.

Большую роль в половом созревании играет гипоталамическая область, находящаяся в неразрывной функциональной взаимосвязи с гипофизом. В период Половое созревание заметно повышается активность гонадотропных гормонов гипофиза, возрастает содержание андрогенов и эстрогенов в крови и моче. Эстрогены, синтезируемые яичниками, вызывают увеличение матки, влагалища, малых половых губ, молочных желез и ороговение эпителия влагалища. Андрогены обусловливают половое оволосение, рост полового члена и мошонки у мальчиков, а у девочек - клитора и больших половых губ. Половые гормоны, особенно андрогены, стимулируют рост и дифференцировку костной ткани, способствуют закрытию зон роста, усиливают развитие мускулатуры. В этих процессах проявляется белково-анаболический эффект половых гормонов. Взаимоотношение между различными системами, регулирующими половое созревание, показано на рис. 1.


Рис. 1. Схема взаимоотношений между различными системами, регулирующими рост и половое развитие (из Гилленсверда, по Уилкинсу).

Половое созревание начинается у девочек раньше, чем у мальчиков. В этот период у девочек заметно увеличивается экскреция с мочой эстрогенов и гонадотропинов, а у мальчиков - андрогенов. В последнее время во всех странах сроки начала полового созревания сдвинулись к более раннему периоду. Так, по наблюдениям В. С. Груздева, относящимся к 1894 г., менструации начинались в 15 лет 8 мес.; в настоящее время (1965) они начинаются чаше в 13-14 лет. У юношей дата наступления половой зрелости устанавливается по первым эякуляциям. Начало и продолжительность пубертатного периода зависят от семейных (конституциональных) особенностей, строения тела и условий внешней среды (питание, климат, жилищные условия и др.). Половое созревание начинается у девочек от 8-11 и продолжается обычно до 17 лет, у юношей - с 10-13 и до 19 лет.

В период полового созревания могут наблюдаться гипертоническая реакция и гипотоническое состояние, лабильность пульса, акроцианоз, пятна Труссо, ортостатическая альбуминурия, спонтанная гипогликемия, иногда и психические нарушения. О степени полового созревания судят по вторичным половым признакам - оволосению на лобке (11-13 лет) и в подмышечной области (12-15 лет), у девочек, кроме того, по срокам начала менструаций и развитию молочных желез (10-15 лет), а также при помощи рентгенограмм кисти и дистальных концов костей предплечья. Началу полового созревания соответствует окостенение сесамовидной кости, затем появляется синостоз в первой пястной кости и концевых фалангах; при окончании полового созревания происходит полное синостозирование эпифизов лучевой и локтевой костей. Оценивать степень полового созревания у мальчиков по размерам наружных половых органов необходимо осторожно, так как их рост нередко несколько отстает.

Преждевременное половое созревание (pubertas praecox) бывает истинным и ложным. При истинном имеется взаимосвязь между гипоталамо-гипофизарной областью, половыми железами и надпочечниками. Различают конституциональную (эссенциальную) и церебральную формы истинного полового созревания.

Конституциональная форма наблюдается почти всегда у девочек и обусловлена, по-видимому, семейным предрасположением. Вторичные половые признаки появляются рано, даже с рождения, однако чаще в 7-8, а менструации - в 8-10 лет. Менструации овуляторные. У мальчиков вторичные половые признаки могут возникнуть уже в 9-11 лет, реже раньше. Налицо макрогенитосомия (преждевременное увеличение наружных половых органов). В 12-13 лет половое созревание заканчивается.

Первоначально дети с преждевременным половым созреванием опережают в физическом развитии своих сверстников. Однако в дальнейшем в связи с закрытием зон роста у некоторых из них возникают низкорослость и диспропорциональность - нижние конечности относительно коротки по отношению к туловищу (рис. 2). Психическое развитие таких детей чаще соответствует возрасту, а если отстает, то приблизительно на 2 года. У девочек экскреция фолликулостимулирующего гормона и эстрогенов с мочой достигает уровня пубертатного периода. Содержание 17-кетостеропдов в суточной моче превышает уровень возрастной нормы. При опухолях надпочечника и половых желез уровень экскреции гормонов значительно выше. Вагинальный мазок подтверждает нормальный менструальный цикл.

Прогноз при конституциональной форме преждевременного полового созревания благоприятный. Лечение не проводится.

При церебральной форме истинного полового созревания имеются поражения гипоталамической области (опухоли, кровоизлияния, врожденные дефекты мозга, энцефалит) или опухоль шишковидной железы. В настоящее время большинство исследователей считает, что даже при опухолях шишковидной железы преждевременное половое развитие обусловлено вторично возникающими изменениями в гипоталамусе в связи с внутренней гидроцефалией. У детей отмечается раннее и быстрое развитие половых органов и вторичных половых признаков. В яичниках возникают зрелые граафовы фолликулы, желтое тело. В яичках образуются интерстициальные клетки и происходит сперматогенез. Содержание гонадотропинов, эстрогенов, 17-кетостерои-дов в моче соответствует пубертатному периоду.

Преждевременное половое созревание отмечается и при множественной фиброзной дисплазии, при которой имеются изменения в костной системе, пигментация кожи и повышенная активность щитовидной железы.

Ложное половое созревание (pseudopubertas praecox) возникает при патологических изменениях в надпочечниках, яичниках или яичках. Овуляция и сперматогенез отсутствуют. После удаления опухоли возможно обратное развитие вторичных половых признаков.

Замедленное половое созревание (pubertas tarda) характеризуется поздним развитием половых органов и желез, а также появлением вторичных половых признаков. У юношей оно диагностируется в 20-22 года, у девушек в 18-20 лет. Наиболее часто возникает под влиянием конституционального (семейного) фактора, реже вследствие недостаточных гигиенических условий и алиментарных причин. Запаздывание полового созревания наблюдается иногда до 15-16 лет. При этом отстает физическое и нередко психическое развитие. Дифференцировка костной системы также отстает, чаще на 2-4 года. Большинство детей в ближайшие годы достигает в половом развитии своих сверстников.

Оценку полового созревания необходимо проводить на основании ряда признаков и особенно рентгенологических данных о дифференцировке костной системы. Соответствие процессов окостенения фактическому возрасту, как правило, исключает отставание в половом созревании.

Вариации полового созревания . Преждевременное развитие молочных желез (premature thelarche) у девочек может быть единственным признаком отклонения. Отсутствие вторичных половых признаков, эстрогенных изменений вагинального мазка и увеличения внутренних и наружных половых органов позволяет отличить этот процесс от истинного полового созревания. Предполагают, что в основе premature telarche лежит повышенная реакция ткани молочных желез на эстрогены. В дальнейшем эта реакция может исчезнуть. Лечения не требуется.

У мальчиков нередко наблюдается пубертатная гинекомастия (см.), выраженная чаще слева и исчезающая без лечения. Лечение мужскими половыми гормонами противопоказано.

Преждевременное вторичное оволосение (premature pubarche) развивается на лобке, в подмышечных впадинах без других признаков вирилизации и чаще наблюдается у девочек. Лишь с 10-12 лет оно сочетается с увеличением молочных желез, наружных и внутренних половых органов. Позже дети развиваются нормально. Выделение с мочой 17-кетостероидов соответствует возрастной норме или несколько превышает ее. Дети с преждевременным половым созреванием требуют наблюдения врача и должны периодически обследоваться.

Во время полового созревания иногда имеется увеличение щитовидной железы II и III степени без нарушения функции. Лечение при этом не проводится. Нередко, особенно у мальчиков, развиваются акромегалоидные явления (также физиологические). Возможно преобладание мужского или женского начала. Прогноз при этом благоприятный. В этот же период иногда отмечается так называемый псевдофрейлиховский тип ожирения, несколько похожий по наружному виду на ожирение при адипозо-генитальной дистрофии (см.). При этом распределение жира равномерное с некоторым преобладанием в области груди, живота и бедер. Руки и ноги часто укорочены. Длина тела и дифференцировка костей соответствуют фактическому возрасту. Гипогенитализм отсутствует или выражен незначительно. Выделение 17-кетостероидов и 17-оксикортикостероидов с мочой в норме. Основной обмен снижен или в норме. Половое созревание наступает в обычные сроки или несколько запаздывает. Медикаментозного лечения не требуется.

В период полового созревания у девушек с явлениями базофилизма (базофильные клетки гипофиза усиленно функционируют) отмечается ожирение по женскому типу, появляются стрип на бедрах, ягодицах, груди. Артериальное давление нередко повышено. Однако половое развитие не нарушено или даже ускорено. Менструации возникают вовремя, причем цикл сохранен. Прогноз, как и при описанных выше вариантах ожирения, благоприятный.

Пубертатное истощение наблюдается преимущественно у девушек. Первые симптомы: отсутствие аппетита, боли в животе, отрыжка и рвота, чаще повторная. Кожа сухая, морщинистая. Отмечаются брадикардия, глухие тоны сердца, артериальная гипотония, аменорея. В отличие от гипофизарной кахексии, нет атрофии молочных желез и выпадения волос. Основной обмен снижен. Функция щитовидной железы не нарушена. Содержание 17-кетостероидов в моче снижено, после введения АКТГ достигает нормы. Фолликулостимулирующий гормон в моче чаще отсутствует или снижен. Прогноз обычно благоприятный. Лечение - необходим тщательный уход, аминазин, белково-анаболические стероиды. Метандростенолон (или неробол) по 5 мг в день, нероболил внутримышечно по 25-50 мг 1 раз в неделю (4-6 инъекций).

К постановке диагноза, назначению медикаментов, особенно гормонов, а также к прогнозу заболеваний и состояний в периоде полового созревания нужно подходить осторожно.

Рис. 2. Девочка 2,5 лет: раннее половое и физическое развитие (рост 110 см).

ПУБЕРТАТНЫЙ ВОЗРАСТ (лат. рubertas, pubertatis — возмужалость, половая зрелость; синонимы — подростковый возраст, старший школьный возраст), переходное от детства время, в течение которого организм достигает биологической половой зрелости.

Соответствует периоду полового созревания: у девочек в среднем с 12 до 16 лет; у мальчиков — с 13 до 17 — 18 лет. На его протяжении происходит активация , обусловливающая быстрое соматическое и половое развитие девочки и мальчика. К концу периода полового созреванияорганизм в анатомическом и функциональном отношении готов к продолжению рода. В последние годы во всех странах отмечается выраженная тенденция к ускоренному развитию детей и более раннему наступлению половой зрелости, чем это наблюдалось 80 — 100 лет назад. Причина этого явления не совсем ясна. Предполагают, что акцелерация связана с цивилизацией и урбанизацией населения, изменением характера питания, чрезмерным потреблением белков и сахара.

Пубертатный возраст — важный, ответственный и нелёгкий этап жизни, который характеризуется полным отсутствием гармонии. Вытягивается туловище, непропорционально растут конечности. Подросток не успевает привыкнуть к столь быстрому росту, движения его угловаты, походка неуклюжа. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развившимися женственными формами ещё не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков и многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы организма, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Всё это не может не отразиться и на психическом состоянии.

Половое созревание: Психология подростка

Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Очевидно, именно особой ранимостью и эмоциональной неустойчивостью подростков можно объяснить тот факт, что на этот возраст приходится значительный процент самоубийств и суицидальных попыток. В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития — фаза романтической влюблённости, с одной стороны, и эротических желаний — с другой. Эротическое половое влечение (желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений) беспокоит подростка. Первая влюблённость начинается с дружбы, совместных занятий, игр, танцев. Затем наступает момент, когда юные влюблённые с трепетом прикасаются друг к другу, их чувства поднимаются на следующую ступеньку сексуальной лестницы — к объятиям, поцелуям, ласкам. В обычных условиях ни романтическое обожание, ни эротическая привязанность не требуют немедленной сексуальной реализации. Однако надо помнить, что с началом менструации у девочек повышается чувствительность экстрагенитальных зон, а это вызывает некоторую податливость, отзывчивость на сексуальные раздражители.

Половое созревание:

Мальчики с появлением поллюций вступают в период гиперсексуальности, когда легко может возникнуть стремление снять внутреннюю напряжённость, совершив определённые действия. В этом возрасте подростки начинают задумываться над способами и возможностями конкретной реализации влечений. Именно в это время под воздействием случая могут закрепиться неприемлемые формы сексуальной активности.

С наступлением половой зрелости подростки становятся умнее, возрастают их интеллектуальные способности, наблюдательность, становится более логичным мышление, богаче воображение. Иногда наблюдаются случаи очень раннего полового созревания, что зависит от неправильного развития половых желёз или появления в них опухолей.

Половое созревание:

При раннем половом созревании вторичные половые признаки появляются до 7 — 10 лет. В таких случаях следует незамедлительно обратиться за советом к врачу. И наоборот, возможно позднее развитие вторичных половых признаков — после 17 лет. Если до 15 — 16 лет вторичные половые признаки не появились, следует думать о задержке развития; в этом случае также необходимо соответствующее лечение.

Созревание полового аппарата как мужчины, так и женщины начинается раньше, чем создаются условия для совместной жизни и правильного развития плода в организме матери. Половая жизнь в этом периоде нежелательна, так как она подрывает здоровье не полностью созревшего организма. Период полового созревания является очень ответственным и своеобразным "критическим" периодом развития организма подростков, который зачастую определяет всю их дальнейшую жизнь.

Половое созревание: изменение в организме мальчика

Половые органы и фертильность

Первым признаком полового созревания у мальчиков является увеличение яичек (адренархе). Яички в промежуток от 1 года до начала пубертата почти не изменяются в размерах, длина составляет 2-3 см, а ширина 1,5-2 см. Через 6 лет после начала пубертата яички достигают объёма 18-20 см³, однако нужно учитывать индивидуальные различия размеров яичек среди мужчин. Яички имеют две основных функции: продукция гормонов и выработка , причём первая начинается раньше и стимулирует вторую. Уже через год после начала созревания в утренней моче мальчиков можно обнаружить сперматозоиды. (пенис) начинает расти вскоре после начала роста яичек. По мере роста полового члена возникают , а затем . В среднем, потенциальную фертильность мальчики достигают к 13-летнему возрасту, а полную - к возрасту 14-16 лет.

Рост волос (адренархе)

Преждевременное половое развитие - наступление периода полового созревания у девочек до 8 лет и у мальчиков до 9 лет.

При патологических процессах в области шишковидной железы, гипоталамуса в гипоталамо-гипофизарной системе наступают изменения, напоминающие таковые при нормальном половом созревании и секреции гонадотропных гормонов гипофиза, что в свою очередь приводит к половому развитию, имитирующему препубертатный и пубертатный периоды (так называемое истинное преждевременное половое развитие как у мальчиков, так и у девочек, которое всегда изосексуальное). При опухолях гонад, опухолях или дисфункции коры надпочечников начинается ложное преждевременное половое развитие: секреция гонадотропинов не усиливается, а чрезмерная продукция половых гормонов корой надпочечников или опухолями гонад не соответствуют изменениям, свойственным нормальному препубертатному или пубертатному периодам, гонады остаются инфантильными.

У девочек ложное преждевременное половое развитие может быть гетеросексуальным - при адреногенитальном синдроме или изосексуальным - при опухолях , у мальчиков - изосексуальным.

Симптомы преждевременного полового развития

Ускорение роста и увеличение массы тела, опережение сверстников в половом развитии.

У девочек - увеличение молочных желез , появление оволосения на лобке , кровянистых выделений из

Пубертатный период, или период созревания, есть стадия, в которой человек становится половозрелым, т.е. пери­од, в течение которого созревают первичные и вторичные половые признаки. В естественно-научной литературе термин пубертат-ность употребляется то в смысле окончательной зрелости, то в смысле периода созревания. Мы употребляем его во втором смыс­ле. Пубертатность есть, с нашей точки зрения, фаза созревания, которая заканчивается, как только половой аппарат становится готовым к функционированию, что обозначает начало зрелого состояния, хотя телесный рост и продолжается еще у человека некоторое время после этого. Но, в общем, между телесным ростом и созреванием полового аппарата существует, по-видимому, опре­деленная связь: оба протекают приблизительно с одинаковым рит­мом. Об этом будем говорить ниже. Мы называем время до начала аубертатности детством человека, а заключительные моменты пу­бертатного периода (adoleszenz) - юностью.

Интересно установить, что уже многие высшие животные имеют такого рода латентный период, или детство, с завершаю­щей его фазой созревания; зоологи обозначают весь период в целом юностью. В то время как низшие животные тотчас или очень скоро после рождения становятся половозрелыми, у живо­тных, стоящих на более высокой ступени развития, - птиц, млекопитающих, а также у жуков и рыб - наблюдается более длительный латентный период, продолжительность которого зависит частью от температуры, в которой они живут, частью от характера их питания. Зависимость от климата наблюдается и у человека: жители тропиков созревают быстрее, чем народы, живущие в умеренных поясах. Если не считать очень крупных животных, как слоны, которые требуют 20-24 лет для созрева­ния, ближе всего стоят в этом отношении к человеку примитив­ной культуры антропоиды, латентный период которых длится 8-12 лет. В течение этого же времени созревает и человек в жарких поясах. В нашей же зоне и в условиях нашей культуры человек достигает зрелости в 15-17 лет.

  • 1 Педология юности. Сб. статей. М.-Л.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1931.

Фаза созревания обнаруживается у человека также и в ряде особого рода психических явлений, которые стоят в биологиче­ски осмысленной, т.е. телеологической, связи с телесным созре­ванием. Эта психическая пубертатность (aeeliache Pubertat), как мы будем ее называть, появляется часто еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается боль­шей частью долгое время после него. Если мы хотим понять эти явления, то мы должны прежде всего рассмотреть их в их происхождении и в их биологическом значении.

В то время как самые низшие живые существа размножают­ся путем простого деления клеток, на более высоких ступенях возникают половая дифференциация и связанное с нею половое влечение. Клетки различного рода, мужские и женские, обособ­ляются друг от друга и должны для размножения снова соеди­ниться. Хотя каждая клетка и заключает в себе составные элементы того и другого пола, однако элементы одного пола вытеснены и имеются лишь в виде зачатков или же остатков, в то время как элементы другого пола выступают как определяю­щие в половом отношении. Для осуществления размножения каждый пол нуждается в дополнении другим полом. Из этого биологического факта мы выводим основное для нашей задачи понятие - потребность дополнения (Erganzungsdedurfniss). Су­щество, определенное в половом отношении, образует лишь не­полный экземпляр соответствующего рода. Только в соединении друг с другом оба пола образуют целостное существо своего рода, и лишь в соединении друг с другом они могут дать начало новому существу этого рода.

В этом жизненном явлении лежат корни тех переживаний, которые мы ниже описываем, ибо своеобразие человека заклю­чается в том, что жизненные процессы преломляются у него в виде известных переживаний.

В то время как у некоторых низших животных длительное сосуществование двух индивидуумов обеспечивает размноже­ние, у высших животных, где индивидуумы пространственно отделены друг от друга, возникают новые явления, обеспечива­ющие размножение, и прежде всего чувственные раздражения. Посредством чувственных раздражений различного рода - зву­ки, запахи, цвета - животные возбуждают внимание другого пола и взаимно привлекают друг друга. Однако это чувственное возбуждение не дает еще, по-видимому, достаточной гарантии. Если индивидуумы одного и того же рода рассеяны на большом пространстве, то шансы на то, чтобы они могли воспринимать друг друга посредством органов чувств, чрезвычайно незначи­тельны, Должно быть создано больше возможностей и поводов для приближения особей друг к другу, и это совершается путем того, что животное в течение созревания или даже, - на что нужно обратить внимание, - незадолго до созревания охватыва­ются возбуждением. «Это возбуждение вызывает у животных особые движения, часто даже сложные привычные действия, которые благоприятствуют взаимному восприятию». Часто жи­вотные даже бродят в течение этого периода, птицы предприни­мают полеты и т.п.

Здесь даны предтечи психических явлений пубертатного периода у человека: выработка чувственности и специфические явления возбуждения. Эти предтечи переходят еще в пределах животного мира в дальнейшую стадию. У более высоко стоящих животных, например у некоторых птиц, спаривание наступает не тотчас после случайной встречи двух половозрелых особей, а после более или менее длительного ухаживания, как своего рода выбор супруга. Таким образом, уже у животных латентный период, пора ожидания, продолжается при известных условиях и после окончания созревания. С другой стороны, у животных, так же, как у примитивных народов, наблюдается еще до поло­вой зрелости игровые действия полового характера.

Теперь нам ясен биологический смысл явлений, сопровожда­ющих пубертатный период: внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести индивиду­ума из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побу­дить его к поискам и к сближению с существом другого пола. В применении к человеческой личности это означает: явления, сопровождающие созревание, должны, чтобы обеспечить соеди­нение с существом другого пола, вызвать в человеке потреб ность дополнения, они должны сделать его возбудимым, ищу­щим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «я» должно быть раскрыто для встречи с «ты».

В этом заключается биологический смысл пубертатного пе­риода.

Длительность и стадии пубертатного периода

Психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности.

Уже про животных мы читаем у Doflen следующее: «Большей частью наступление этих перемен (автор имеет в виду телесные изменения при созревании) сопровождается определенными явле­ниями, во внутреннем состоянии животного, которые, однако, не всегда совпадают во времени с обнаружением внешних призна­ков». Так наблюдаются явления, которые предшествуют физиче­скому превращению, равно как и такие, которые продолжаются после него или идут вслед за ним. Психическое преломление или психический эквивалент телесных процессов носит более разветв­ленный широкий характер, чем сами эти процессы, и это несоот­ветствие тем больше, чем утонченнее психический организм, в котором преломляются эти процессы. Таким образом, мы имеем картину удлиняющейся вместе с ростом культуры психической пубертатности, и в этой растущей сложности и длительности пу­бертатных явлений находит свое объяснение трудность связанных с этим периодом проблем. Мы твердо устанавливаем таким обра­зом, что нужно строго различать психическую пубертатность от телесной в их длительности.

Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Однако цифры в отдельных случаях очень колеблются. По-види­мому, существуют большие отличия в этом отношении между городом и деревней и между отдельными странами и областями; далее, естественно, существуют большие расовые отличия. Наи­большее влияние оказывают климат и температура. Известно, что дети чисто немецкого происхождения, если их семьи уже в течение нескольких поколений живут в тропиках, начинают созревать так же рано, как и туземцы. По Seitz нижней грани­цей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания мы имеем дело с патологическими случаями. Средняя норма лежит посредине.

Это, однако, не означает, что и психическая пубертатность начинается только в это время. Психические симптомы переход­ного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11-12 лет. Характеристику этих первых переходных лет дает G . Dehn , рисующий типы подростков большого города. Особую категорию составляют у него 11-12-летние. Они необузданы и драчливы; игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя уже слишком большими. Проникнуться личным самолюбием или высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них уже нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, таким образом, пре­людией к периоду психической пубертатности.

За этой фазой следуют две главные стадии, которые мы вместе с Е. Schopen называем пубертатной стадией (Pubertal) и юностью (Adoleszenz). W . Ament один из первых указал на эту двухфазность и назвал первый период годами шалостей (Flegeljahre) и второй - годами неуклюжести (Tolpeljahre). Эти житейские обозначения с научной точки зрения не вполне под­ходящи, так как они выражают лишь отдельные бросающиеся в глаза особенности, а не существенные-черты данных стадий. Мы предпочитаем поэтому два нейтральных термина, которые уже у римлян употреблялись в сходном смысле. Adoleszenzia счита­лась у римлян периодом между риег (мальчик) и juvenis (моло­дой человек), между мальчиком и мужчиной, именно - время от 15 лет до 30-х годов, т.е. во всяком случае юношеский и девический возраст после полового созревания. Слово же pubertas обозначает у римлян саму половую зрелость. Между тем в немецком языке выражение пубертатность употребляется в различном смысле: одними для обозначения периода созрева­ния - такое обозначение разделяем и мы, другими - для обозначения момента завершения созревания, третьими, напри­мер Моллем, - для обозначения времени после созревания; последнее нецелесообразно потому, что для этого периода есть обозначения, и это противоречило бы обычному словоупотребле­нию. Мы различаем таким образом:

  • юного человека (Adoleszenten), и
  • пубертирующего (Jugendlichen).

Когда проходит граница между обоими периодами? Римляне считали границей 15 лет, но для нашей зоны это слишком рано. Различные данные говорят за то, что в среднем граница прохо­дит в 17 лет. У девочек в начале, у мальчиков в конце 17 лет совершаются, по-видимому, как правило, превращения. Подро­сток превращается в юношу или девушку. Это превращение совершается во всем жизнеощущении, в основной установке по отношению к окружающему миру. За жизнеотрицанием, харак­теризующим пубертатную стадию, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

1. Негативная стадия. Стадия отрицания начинается, как я уже указала, во время психической предпубертатности. Предпу-бертатный период, так же, как и пубертатный, носит в основе негативный характер: на передний план выступают здесь неудо­вольствие, беспокойство, физическое и душевное недомогание, которое находит себе выражение в дичливости, вялости и капри­зах. Все силы организма поглощаются процессом созревания. Следствием этого являются малокровие и утомляемость. Всяко­го рода нарушения оказывают обратное действие на психическое состояние. Повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние - таковы характер­ные черты подростка. Безрадостным является это время для зреющего человека, и его внутренняя неудовлетворенность из­живается в грубости, упрямстве и черствости и переносится на окружающий мир. Об этом свидетельствуют записи в дневниках подростков, причем последние часто отдают себе неясный отчет в своем состоянии. Они чувствуют, что их состояние безотрадно, что их поведение дурно, они чувствуют, что их требования и их бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняют­ся им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насме­хаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения. Непропорциональ­ный рост отдельных органов приводит к очень негармоничным движениям, которые часто сам подросток ощущает как некраси-вые и несоразмерные. Его первые беспокойные порывы непроиз­вольны, его вечное беспокойство мучительно переживается им самим. Но вслед за этим приходит упрямство. Против нечутких. упреков и насмешек взрослых подымается совесть подростка: «Я не могу ничего с этим поделать, это одолевает меня непроизволь­но, и раз ты несправедливо упрекаешь меня и насмехаешься надо мной, то у меня уже нет никакого основания обращать на это внимание. Теперь я сам хочу быть таким». В тех же случаях, когда восприимчивость и мягкость натуры или особые нравст­венные или религиозные мотивы не допускают появления тако­го рода защитного упрямства, там подростком овладевает глубокое отчаяние по поводу своей слабости и негодности, неве­рие в себя, ненависть к себе, и как следствие этого меланхолия и отвращение к жизни. Обе черты - ненависть к себе и враж­дебность по отношению к окружающему миру - могут нахо­диться в связи одна с другой или же чередоваться друг с другом и привести затем к широко известной склонности подростка - к самоубийству, которая, к счастью, в большинстве случаев преодолевается побеждающей силой жизни.

К упрямству и унынию присоединяется, усиливая чувство вины, первое движение тайных влечений, которые направлены куда-то в другую сторону: к тайному, запрещенному, необычно­му, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Эта вторая сторона внезапно приобретает значение, потому что упорядоченное течение жизни кончилось. От этой другой стороны жизни ожидают теперь освобождения от беспокойства; непослушание - занятие запрещенным - вот что доставляет удовлетворение. Отсюда можно понять манящий ха­рактер необычного и отрицательного на этой стадии. Ограничит­ся ли дело стремлением, и куда это стремление приведет, - это зависит от влияния, которое оказывает на подростка окружаю­щая среда.

Сила внешних влияний в это время велика. Этими влияниями определяются те цели, которые ставит себе подросток, и через которые он стремится выйти из своего теперешнего состояния, впервые пытаясь активно направлять свою жизнь в хорошую или в дурную сторону. Несмотря на эти положительные направленные на жизнь и на будущее попытки, жизнеощущение подростка оста­ется еще в течение длительного времени отрицательным. Он чувст­вует себя в борьбе и нужде, он чувствует себя одиноким и чужим в окружающей его упорядоченной и законченной жизни, он чувст­вует себя иногда одиноким и непонятным даже среди своих свер­стников, если они развиваются другим темпом, чем он. К этому присоединяются разочарования, которые приносит собой расту­щий опыт, разочарования в людях, учреждениях, обычаях; всюду воспринимается прежде всего отрицательное.

Пассивная меланхолия и агрессивная самозащита являются его наиболее обычными способами поведения, и мы знаем, что часто эти негативные тенденции развиваются вплоть до теорети­ческого или даже практического отрицания жизни.

Эти явления недавно впервые подверглись детальному и точному наблюдению. Наступление и течение негативной фазы, как я называю этот период, было предметом точного наблюде­ния на группе девочек и на нескольких мальчиках, которое затем было описано по определенной схеме.

Начало фазы было отмечено у этих подростков явным пони­жением работоспособности, даже в областях, связанных со спе­циальными способностями и интересами. Вместе с этим появилось чувство недовольства, неудовлетворенности и одно­временно склонность обособиться от тех из окружающих людей, которые не казались страдающими. Следствием этого была изо­ляция или активно враждебное отношение к другим людям. Одновременно у девочек обнаружилось влияние развращенных элементов, которые ни до, ни после этого не могли приобрести этого влияния. Этот период продолжался различное время, от 2 до 9 месяцев, и закончился у девочек менструацией, - указа­ние, имеющее большое значение для понимания этих явлений. Время наступления негативной фазы у мальчиков и девочек различно. У девочек нормальным временем негативной фазы является период от 11 до 13 лет. У мальчиков амплитуда коле­баний значительно большая; наиболее частый возраст негатив­ной фазы 14-16 лет. Педагогическое и социальное значение этих явлений чрезвычайно велико.

Как мы могли показать в упомянутых специальных работах, периодическая профессиональная неудовлетворенность и неспо­собность рабочих подростков, так же как и многочисленные проступки подростков, связаны с влиянием негативной фазы-Сексуальные проступки девочек, по статистике берлинского су­да по делам несовершеннолетних, начинались в одной пятой всех случаев в тринадцать лет, т.е. в течение негативной фазы. Школа, семья и учреждения по охране юношества должны в будущем подробно знакомиться со специальными исследования­ми в этой области, чтобы путем разумных мероприятий предот­вратить много несчастий..

После негативной фазы происходит постепенно превраще­ние. Вместе с завершением созревания меняется телесное состо­яние. Правда, подросток еще не проявляет спокойствия взрослого, созревшего человека, а все еще обнаруживает беспо­койство человека, находящегося в процессе становления. Но это уже не столько беспокойство отчаяния, возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость расту­щей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста. Насколько связанным чувствовал себя подро­сток в первой стадии, настолько свободным и полным сил чувст­вует он себя теперь. И здесь начинается вторая стадия - позитивная.

2. Позитивная стадия. Поворот не совершается внезапно, с сегодня на завтра, а происходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив и которых он в детском возрасте не знал. Сюда относится прежде всего пережи­вание природы. Известно, что ребенок обладает слабым чувством природы. Правда, он подвергается бессознательно действию кра­сот природы, и он весело прыгает при виде первого весеннего солнца- Но сознательное переживание природы как чего-то кра­сивого, прекрасного появляется впервые у подростка: оно со­ставляет одно из основных переживаний юности, будучи в это время более интенсивным, чем в какое бы то ни былр другое время. К переживанию природы присоединяются в качестве источников радости, там, где для этого даны условия, искусство и наука. Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые, как какое-то откровение, на пороге юности. Ко всему этому присоединяется, наконец, любовь, теперь уже сознательно на­правленная на дополняющее «ты», тогда как до этого времени она была смутной и неустойчивой; о ходе ее развития мы еще будем говорить.

Открытие нового мира ценностей означает первый поворот к положительному, к радостному утверждению жизни, которое начинает с этого времени постепенно овладевать сознанием юно­ши. С другой стороны, любовь дает выход самому тяжелому напряжению. Витальное и психическое благосостояние, необык­новенная живость и чувство внутренней свободы являются нор­мальными свойствами этого возраста.

Всем этим мы, конечно, не хотим сказать, что в первом периоде совершенно отсутствуют светлые стороны, а во втором - теневые. Об этом не может быть и речи. Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожание и сексуально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно - радостное жизнеощущение юности часто уже омра­чается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыс­лями о профессии и мировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба. Тем не менее остается в силе положение, что подросток больше страдает, чем радуется, что он чувствует себя разорванным, что его развитие протекает негармонично, что он идет ощупью и нуждается в руководителе, который вывел бы его из хаоса. И обратно - остается в силе положение, что жажда жизни, чувственная радость и неведомые дотоле жизненные силы изнутри располагают юношу к жизнеутверждению. Таким образом, психическая пубертатность характеризуется, как своей основной чертой, негативностью, юность же - позитивностью.

Мы указали на возраст 17 лет, как на начало юности. Эта граница проявляется в кривой роста. Быстрота роста достигает своего высшего пункта у девочек в начале, у мальчиков в конце 18-го года. До этого времени, однако, развитие подростка не протекает одинаковым ритмом. Понижение работоспособности во время негативной фазы наблюдается у обоих полов в совер­шенно различные моменты. В то время как латентный период до телесной пубертатности является у мальчиков более длитель­ным, у девочек уже после окончания пубертатности начинается психически тягостное время ожидания. После периода духовно­го подъема большинство из них погружается сначала вследствие совершенно неудовлетворительного воспитания в кокетство и флирт, более же утонченные страдают в ожидании подлинного вступления в жизнь, в ожидании мужа, брака или профессии, ибо как раз в наиболее восприимчивый в духовном отношении период после преодоления негативной фазы и возраста мечты, т.е. в 16-17 лет, прежнее воспитание ничего не могло дать девочке: оно заканчивалось как раз там, где оно должно было столкнуться с высшими требованиями. У юноши же период от негативной фазы, составляющей ядро пубертатного возраста, к зрелому состоянию совершается быстрее: почти непосредственно после пубертатного периода для него начинается уже зрелая жизнь, и лишь в течение короткого периода депрессии он явля­ется нам в виде флиртующего гимназиста или усердно выполня­ющего правила" своей корпорации молодого студента. Девочки того же возраста к нему большей частью холодны, ибо в 17-18 лет, когда юноша достигает высшей точки духовного подъема или владеющего им порыва страсти, девочка проникается, как правило, сознанием своей взрослости и начинает вступать в жизнь и становится членом общества. Многое, что юноша вслед­ствие своей поздней пубертатности переживает вместе с другим, девочка вследствие более ранней пубертатности переживает в последовательности одно за другим, а частью - впервые во втором периоде созревания, в юности, так, например, искусство и природу, а также подлинную любовь. Поэтому юность у девоч­ки протекает более спокойно, чем у мальчика, у которого в юности еще разыгрывается и проявляется пубертатное возбуж­дение.

Конец юности определить трудно. Римляне относили его к 31-му году. Это имеет известное основание, поскольку процесс психического формирования до относительной стабилизации ха­рактера продолжается все это время. В настоящее время конец юности относят к 21-му году или 24-м годам, так как уже в это время наблюдаются известная стабилизация и определенные черты зрелости. Первый период бури и натиска в это время уже отзвучал, стало ясным общее направление будущей жизни, вы­брана определенная точка опоры, и интенсивность первых уси­лий и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием собственной личности, ослабевает, уступая мес­то более спокойному темпу прогресса. Первые мощные пережи­вания любви, природы, искусства и творчества уже испытаны, первое общее социальное оформление уже произошло. Самый бурный период жизненного развития человека лежит позади.


Время полового созревания, или пубертатный период, наступает у девочек в возрасте от 8 до 13 лет плюс-минус 1 год. Первая менструация обычно наступает через 2 года после его начала.

Что происходит во время полового созревания?

В пубертатном периоде половая система девочки меняется таким образом, чтобы подготовить ее к рождению ребенка. Этот процесс происходит в несколько этапов:

  1. У девочки начинают увеличиваться молочные железы. Этот процесс может занять до 5 лет, пока грудь не достигнет своего окончательного размера и формы. Поэтому подростку не стоит волноваться, если в настоящее время бюст не соответствует представляемой идеальной внешности.
  2. В подмышечных и лобковой областях начинают расти волосы.
  3. В это время происходит очень быстрый рост организма, второй по скорости после грудного периода жизни.
  4. Меняется форма тела. Увеличивается вес, появляются небольшие жировые отложения на бедрах и животе. В этот период вредно соблюдать низкокалорийные диеты.
  5. Меняется запах кожи, появляется усиленное потоотделение в подмышечных областях.
  6. Возникает угревая сыпь на лице, груди, спине.
  7. Появляются или изменяются вагинальные выделения.
  8. Подростки испытывают изменения эмоций и сексуальных ощущений.
  9. Происходит менархе – первая менструация, налаживается регулярный менструальный цикл (об этом важном периоде в жизни девочки читайте ).

Формы и стадии пубертата

Сколько длится пубертатный период у девочек?

Его нормальная продолжительность составляет от 2 до 4 лет. У каждой девушки темп развития индивидуален, поэтому все сроки начала и длительность полового созревания могут смещаться на 1 год и даже больше.

Признаки начала пубертатного периода – увеличение груди и рост волос в лобковой области. У некоторых девушек вначале развиваются молочные железы, а других заметных проявлений полового созревания нет. У других раньше появляется вторичное оволосение, а грудь развивается позднее. Это нормальный процесс. Задержка любого из симптомов не обязательно означает, что в организме девочки есть какие-то патологические изменения.

Преждевременное половое созревания часто является разновидностью нормы. Однако родителям следует проконсультироваться с врачом, если у девочки волосы в области лобка начинают появляться уже в 7-8 лет.

В некоторых случаях половое созревание задерживается. Это может быть связано с заболеваниями или, например, с увлечением подростка низкокалорийными диетами и недоеданием. Обратиться за консультацией к врачу следует, если у девочки отсутствует увеличение груди к 14 годам. Также неблагоприятный признак – отсутствие менструаций через 5 лет после начала роста груди.

Ранний пубертатный период

Начинается с увеличения размеров кистей и стоп. Одновременно начинает формироваться «грудной бутон» – небольшой узел ткани под ареолой соска. Он может быть немного болезненным, мягким или довольно плотным, возможно асимметричное развитие. Этот процесс занимает около 6 месяцев и контролируется эстрогенами.

После начального развития молочных желез появляются вагинальные выделения. Они имеют повышенную кислотность и могут становиться причиной раздражения кожи половых органов и воспаления – вульвовагинита (об особенностях течения и лечения заболевания у женщин, подростков и детей можно ). Поэтому важно научить девочку правилам личной гигиены, начать использовать ежедневные прокладки, а при появлении опрелостей или раздражения применять кремы с пантенолом или оксидом цинка.

Второй пубертатный период

Включает активный рост волос в лобковой области. После этого признаки раздражения кожи, вызванные выделениями в более раннем возрасте, исчезают. Одновременно с ростом лобковых волос может возникнуть угревая сыпь.

Угревая сыпь является частым спутником пубертатного периода

Происходит быстрый рост, а также изменение черт лица. В течение полугода после начала второго этапа пубертатного периода девочки вырастают на 5-7 см, а их вес может за это же время увеличиться на 4-5 кг. Затем начинаются менструации. Обычно этот процесс происходит, когда подростку исполняется 11 лет.

Когда заканчивается?

Считается, что половое созревание завершается к моменту начала регулярных менструаций. Однако уже после этого девушка будет продолжать расти. В течение следующих 2 лет она прибавит в росте еще около 5-10 см. Достигнутая длина тела будет почти окончательной, в следующие годы рост может прибавиться не так значительно. Молочные железы продолжают развиваться до 18 лет.

Гормональные изменения

У девочек особенности течения пубертатного периода вызваны циркулирующими в крови гормонами.

Первичный механизм, который запускает выработку гонадотропин-рилизинг фактора в гипоталамусе, до сих пор неясен. Независимо от механизма, этот процесс идет постепенно. Об этом свидетельствует медленно повышающаяся в течение нескольких лет концентрация гонадотропных гормонов и эстрогенов.

Под действием этого фактора сначала во время сна, а затем и в другое время суток активируется синтез . Позднее, примерно с 10-11 лет начинает выделяться и . Активность этих двух веществ выравнивается в течение года. После начала месячных секреция гонадотропных гормонов приобретает цикличный характер.

Гипофиз, помимо гонадотропинов, во время пубертата выделяет и небольшое количество пролактина – гормона, влияющего на развитие молочных желез.

Усиливается синтез надпочечниками стероидных гормонов – андрогенов. У девочек их концентрация нарастает с 6-7 лет, но не оказывает существенного влияния на половое развитие.

Повышение в плазме уровня гонадотропных гормонов приводит к стимуляции яичников, в результате эти органы начинают синтезировать эстрадиол – женский половой гормон. Он отвечает за развитие вторичных половых признаков – рост молочных желез, перераспределение жира и другие. Яичники увеличиваются в объеме от 0,5 см 3 до 4 см 3 .

Под действием эстрадиола развивается и матка. Если у маленьких девочек она имеет каплевидную форму, шейка составляет до 2/3 длины всего органа, то во время полового созревания она становится грушевидной, а ее тело увеличивается в размере относительно больше, чем шейка.

Волнообразные колебания уровня фолликулостимулирующего гормона и сопровождающие это изменения количества эстрогенов вначале не достигают необходимой для концентрации. Однако эндометрий в матке более чувствителен, и в нем происходят подготовительные процессы к смене пролиферации и регресса. Когда количество гормонов достигнет определенного пикового уровня, возникает менархе. В это время матка уже полностью готова к циклическим изменениям.

Эмоциональные изменения

Психология пубертатного периода ассоциирована с разнообразными эмоциональными переживаниями. Лучше, если у девочки доверительные отношения с матерью, которая сможет ответить на возникающие вопросы.

Основные изменения эмоционального состояния:

  • Эмоциональная неустойчивость

Девочка переживает много эмоций, у нее появляется множество мыслей и идей. Она может чувствовать смущение и неловкость, особенно при общении с мальчиками. Также она легко расстраивается и обижается, прежде всего, на родных и друзей. Капризы, беспричинные слезы и через минуту уже смех – нормальное состояние для подростка. Стоит обратить внимание на подавленное настроение и грусть, если они продолжаются более 1 недели.

  • Постоянная усталость

Ребенок может быстро утомляться или постоянно чувствовать голод. Пубертатный период – время очень быстрого роста, поэтому нужен сон не менее 9 часов в сутки. Ему следует употреблять разнообразную здоровую пищу. Это цельнозерновой хлеб, рис, овощи, молочные продукты, мясо и рыба. Такое питание поможет подростку чувствовать себя более активным и снизить эмоциональную неустойчивость. Лучше отказаться от сладостей, чипсов и продуктов фаст-фуда. Они не только способны спровоцировать угревую сыпь, но и станут причиной лишнего веса – настоящего «бича» современной девушки.

  • Недовольство своей внешностью

Подростки часто испытывают дискомфорт по поводу своей внешности, стесняются происходящих изменений. Сравнивая себя с подругами, девочка видит разницу в их развитии. Однако нужно понимать, что пубертатный период проходит у всех по-разному, поэтому такие отличия нормальны, а изменения тела в конце концов приведут к формированию женственной фигуры.

  • Изменения в отношениях

У девочки меняются отношения с семьей. Она предпочитает проводить время с друзьями, а не с родственниками. Иногда у нее возникает ощущение, что родители не хотят знать о ее переживаниях. Это нормальная психологическая реакция. На самом деле родителям нужно быть готовыми ненавязчиво помогать растущей девочке, давать ей уверенность в том, что она всегда может на них рассчитывать.

Становление менструального цикла

Менструации могут начаться в любое время полового созревания, но обычно они возникают уже после того, как тело претерпело перечисленные выше изменения, то есть сформировались вторичные половые признаки. Вот некоторые факты, которые нужно знать о становлении менструального цикла:

  • Заранее узнать первый день менархе невозможно. Обычно он наступает примерно после 2-х летнего периода, прошедшего от начала развития молочных желез. Первая менструация может проявиться, как несколько капель крови или быть достаточно обильной. Перед ее началом могут беспокоить спазмы в нижней части живота, но это не обязательный признак.
  • Иногда девочку-подростка беспокоит . Это комплекс физических, эмоциональных и психических изменений, который длится несколько дней до начала менструации, в том числе и первой. Ребенок может жаловаться на тошноту или головную боль, часто плакать, может появиться вздутие живота или отеки. В первые дни месячных часто присутствуют боли в нижней части живота, иногда довольно сильные. Если такое состояние появляется постоянно после начала менструального цикла, необходимо обратиться к детскому гинекологу, чтобы избежать гормональных нарушений.
  • В первые месяцы цикл чаще нерегулярный. Иногда менструация начинается не каждый месяц. Могут даже отмечаться перерывы между ними в течение нескольких месяцев. Это нормально, но для контроля сразу следует завести специальный «менструальный» календарь. Если цикл не нормализуется в течение года, стоит проконсультироваться у врача.
  • Во время месячных удобнее пользоваться прокладками, чем тампонами. Если менструации начинаются неожиданно и нерегулярно, всегда нужно иметь с собой запасное гигиеническое средство. Менять их следует не реже, чем через каждые 4 часа. Если девушка использует гигиенические тампоны, на ночь их нужно удалять, чтобы избежать серьезного осложнения – синдрома токсического шока.
  • После первой менструации при незащищенном половом контакте может наступить беременность. Это может произойти даже при нерегулярном цикле. Овуляция обычно возникает только через 6-9 месяцев после начала месячных, но предугадать первый овуляторный цикл невозможно. Не нужно обходить стороной такие вопросы, и при необходимости мягко посоветовать дочери пользоваться презервативами.
  • После начала месячных грудные железы приобретают округлую форму. В это время уже можно использовать бюстгальтер малого размера, чтобы не стягивать, но уже поддерживать формирующуюся грудь.

В статье ранее, мы уже рассказывали, как устанавливается менструальный цикл у девочек-подростков, что считать нормой, а что нарушением? Что бы узнать подробности, читайте .

Изменения органов и систем во время полового созревания

Под действием гормонов происходят изменения не только половой системы, но и других органов. С этим иногда связаны некоторые симптомы, беспокоящие ребенка и родителей. В результате они долго и безуспешно лечатся, со временем все эти физиологические изменения исчезают самостоятельно. Конечно, при сомнении в здоровье ребенка нужно показать его врачу. Однако стоит знать и некоторые признаки, характерные именно для пубертатного периода у девушек.

  • Сердечно-сосудистая система

Быстрый рост костей и мышц опережает увеличение сердца и сосудистого русла. Поэтому для нормального снабжения растущего организма кровью сердце бьется чаще. У многих девочек отмечается склонность к снижению артериального давления. На фоне учащенного сердцебиения снижается сердечный выброс. При действии любых патологических влияний (стресс, пребывание в душном помещении, усталость) это может вызвать обморок. Единичный такой случай не опасен, но, если обмороки случаются регулярно, необходимо показать ребенка врачу.

  • Пищеварение

Пищеварительная система подростка работает очень активно. Поэтому возможны мышечные спазмы, периодические боли в животе, склонность к жидкому стулу, тошноте. Необходимо наладить регулярное полноценное питание девочки и обязательно следить за ее весом. В этом возрасте опасно и похудение, и избыточная масса тела.

  • Дыхание

Иногда девочки жалуются на чувство нехватки воздуха. Это связано с повышенной потребностью организма в кислороде. Поэтому ребенок должен находиться в проветренном помещении, больше быть на свежем воздухе. Бронхиальная астма в это время впервые возникает редко, но если появляются приступы сухого кашля, необходимо обратиться к пульмонологу.

  • Нервная система

Головной мозг и периферические нервы уже хорошо сформированы. Поэтому необходимо обращать внимание на любые признаки неблагополучия – головные боли, судороги, головокружение, онемение или покалывание в конечностях. Таких признаков при нормальном течении пубертата быть не должно.

Гипоталамический синдром

Одним из нередких нарушений является гипоталамический синдром пубертатного периода. Это состояние, связанное с нарушением секреции гипоталамусом рилизинг-фактора, который запускает всю гормональную ось «гипофиз – яичники – матка». Причины такой патологии изучены мало, но известно, что он чаще возникает у девушек, родители которых имеют эндокринные заболевания (ожирение, диабет). Провоцирующим фактором может стать повышенная физическая или эмоциональная нагрузка, диеты, переедание, неправильный режим сна и другие нарушения здорового образа жизни. Заболевание чаще возникает у подростков, которые в младенчестве перенесли родовую травму, энцефалопатию и другие состояния, которые могли негативно повлиять на развитие нервной системы.

Гипоталамический синдром у девочек встречается реже, чем у мальчиков. Он развивается уже после завершения пубертата, через 2-3 года после начала менструаций. Его проявления связаны с избыточной секрецией гонадотропинов, андрогенов, гестагенов, а также с относительно низким количеством эстрогена.

Основные симптомы патологии:

  • повышение массы тела и ускоренный рост;
  • учащенное сердцебиение;
  • чувство жара, потливость;
  • рост волос на лице;
  • головная боль;
  • повышение температуры тела без видимых причин;
  • эмоциональные нарушения – изменения пищевого поведения, апатия, вялость, сонливость.

Гипоталамический синдром у подростков не имеет четких диагностических критериев, и его существование признается не всеми врачами. Обычно девушкам назначается лечение, включающее рациональное питание, седативные и гормональные препараты, общеукрепляющие средства.

Аномалии пубертатного периода

Преждевременное половое созревание диагностируется при наличии лобковых волос или увеличения груди у девочек 7 лет. В этом случае необходимо углубленное обследование ребенка для выявления таких заболеваний:

  • опухоли головного мозга;
  • нейрофиброматоз Реклингхаузена;
  • гипотиреоз;
  • врожденная гиперплазия надпочечников;
  • гиперинсулинизм.

Задержкой полового созревания считают случаи отсутствия увеличения молочных желез в 13 лет, либо если менархе не наступает в течение 3 лет после начала формирования молочных желез. Если менструация не наступает в 16 лет, говорят о первичной .

В этих случаях необходимо исключать такие заболевания и состояния:

  • нарушение пищевого поведения (анорексия);
  • поликистозные изменения яичников;
  • агенезия или заращение влагалища.

Чем раньше будет определено заболевание, тем эффективнее его лечение. В дальнейшем у таких девушек больше шансов на нормальную беременность и внешнее соответствие принятым нормам женской фигуры.

Лечение при задержке или преждевременном половом созревании индивидуально. Оно назначается детским гинекологом после обязательной консультации эндокринолога. Рекомендуется щадящий режим, полноценный сон, отсутствие отрицательных эмоций, здоровое питание. При необходимости назначаются гормональные препараты. Если причина изменений в анатомических дефектах половых органов (например, при атрезии влагалища), лучший метод лечения – хирургический.

Представляет собой комплекс биологических и физиологических изменений, связанный с развитием половых и соматических функций. Считается, что пубертатный период у мальчиков начинается примерно с двенадцати лет и заканчивается к семнадцати годам. Под воздействием гормонов подростки превращаются в мужчин. Изменения затрагивают не только физиологическую сторону, но и психологический аспект. Эмоциональная и интеллектуальная области обычно продолжают свое развитие до двадцати двух лет.

Физиологические признаки пубертатного периода у мальчиков

Половое созревание связано с ускорением роста и увеличением массы тела. Нередко встречается, что мальчик за несколько месяцев вырастает на три сантиметра. Стремительный рост обычно продолжается до восемнадцати лет. Когда пубертатный период у мальчиков начинается, то происходит увеличение половых желез и полового органа. Предстательная железа и семенные пузырьки также становятся больше и начинают функционировать. Их активная работа проявляется в эрекции и поллюциях. К последним относится непроизвольное семяизвержение. Данное явление является нормальным физиологическим процессом и говорит о том, что функционирование половых органов началось.

Внешние половые признаки

Переходной пубертатный период у мальчиков проявляется в усиленном росте волос в области паха (клиновидный тип), подмышках и на лице. Если у подростка наблюдается женский вид роста, то необходимо проконсультироваться с эндокринологом. Изменения в затрагивают и голос тинейджеров. Постепенно он становится грубым и низким. Это связано с увеличением в размерах гортани и окостенением некоторых его участков. Под действием гормонов запах пота мальчиков становится более резким, кожа становится жирной, склонной к появлению прыщей. В этот период требуется обратить особое внимание на личную гигиену.

Костно-мышечный аппарат

Пубертатный период у мальчиков затрагивает изменения в фигуре - таз чуть вытягивается, остается узким, а плечи становятся шире. Подростки часто выглядят неуклюже, так как различные ткани растут неравномерно. Первыми увеличиваются в размерах кости, следующими - мышцы, а затем - нервные волокна и сосуды. Параллельно росту скелета и мускулатуры увеличивается физическая сила, которая сначала отстает от развития мышц. Части тела развиваются негармонично, сначала вытягиваются ступни и кисти, затем конечности, в последнюю очередь меняется форма лица и туловища. Тело укорачивается, нижняя челюсть увеличивается в размерах. Меньше всего подвержена изменениям форма головы, так как череп и развитие мозга предшествует остальному созреванию.

Основные проблемы у мальчиков связаны с временными нарушениями координации движений. Явление можно объяснить переоценкой собственных двигательных способностей, которая основана на непривычно крупных размерах тела, свойственна скованность. На координацию влияет постепенное наращивание мышечной силы. Данная последовательность обеспечивает согласованную работу различных групп мышц.

Психологические особенности тинейджеров

Непросто проходит пубертатный период у мальчиков. Фото в это время многие не хотят показывать. Подросток выглядит неуклюжим, с чрезмерно длинными конечностями, непропорциональным. Часто ребята начинают сутулиться, чтобы избежать внимания к себе. Более уверенные в себе подростки начинают искать свой стиль, чтобы нравиться противоположному полу. Нередко в это время подросток вступает в половую жизнь. До этого момента нелишним будет совместное обсуждение всех последствий беспорядочных связей.

Наиболее тяжелым на пути к взрослой жизни является пубертатный период у мальчиков. Психологияописывает крайне неустойчивую нервную систему подростков. Тинейджера сопровождает частая смена настроения, он может из-за пустяка погрузиться в депрессию, а может агрессивно отреагировать на, казалось, безобидную шутку. Подростки категоричны в своем мнении, они склонны действовать необдуманно, следуя воле эмоций. Физическое и душевное недомогание выражается в частых капризах и драчливости. Мальчики могут одновременно испытывать ненависть к окружающему миру и к себе. К противоречивому состоянию добавляется еще влечение к запрещенным действиям. Пубертатный период у мальчиков сопровождается ощущениями одиночества и непонимания. Родителям нужно придерживаться особой линии поведения в кризисное время, так как одно неосторожное слово может повлечь за собой неприятные последствия.

Интеллектуальное развитие мальчиков пубертатного периода активно направлено на поиск своего места в социуме. Подросток стремится к самостоятельности, многие темы подвергает критике. В данный период происходит формирование характера, восприятия окружающего мира, своего имиджа и линии поведения. Тинейджер уже способен абстрагировать мыслительные операции от объектов, мышление достигает фазы формальных операций, поэтому часто он начинает тянуться к общим формулам и теориям. Подросток задумывается над собственными теориями счастья, политики, философии. В период полового созревания мальчик начинает воспринимать мир с точки зрения способов его изменения. Он пытается сформировать свою программу жизни, в зависимости от выбранной им цели в будущем. С ней подросток вступает во взрослый мир, встречая препятствия на пути, постепенно социализируется.

Пубертатный период у мальчиков включает в себя активное развитие воображения. Свои фантазии подростки тщательно охраняют. Наблюдается развитие самосознания. Мальчик начинает искать причины своего поведения, анализирует дальнейшее развитие действий. Данное новообразование способствует пониманию не только себя, но и других людей в пубертатный период у мальчиков.

Возраст, психология, кризис 13 лет

Это период повышенной утомляемости, снижения работоспособности. В силу недостаточной зрелости подросток тринадцати лет не может понять, что с ним происходит. Непонимание выражается в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве. Отстаивание своей самостоятельности, характерное для данного времени, начинается в пубертатный период у мальчиков. Возраст окончания кризиса - пятнадцать лет. В этот переходный момент часто проявляются повышенная обидчивость, вспыльчивость, порой демонстративное поведение. Под действием гормонов мальчики отличаются частой сменой настроения и бурным выплеском эмоций. Например, час назад он мог рыдать из-за того, что ему не купили игру, а теперь уже кричит и ругается на то, что ему говорят убрать в своей комнате и об игре не вспоминает. Всплески повышенной двигательной активности сменяются полным изнеможением, усталость наступает быстро. С повышенной утомляемостью связана частая жалоба родителей на «лень» своих отпрысков. Тринадцатилетние подростки не могут выполнять монотонную работу, их внимания и терпения хватает на десять минут. Работоспособность и продуктивность труда резко снижаются, и увеличивается число ошибок в действиях. В основном негативное явление связано с перестройкой двигательной системы. Изменения в функционировании наблюдаются и в работе тонкой моторики, что приводит к ухудшению почерка. Неряшливость отличает пубертатный период.

У мальчиков возраст тринадцать лет связан с развитием логического мышления, что выражается в повышенной критике. Он не принимает на веру слова взрослых, требует доказательств их правоты. Мальчики начинают обращать внимание на свои чувства и переживания, нередки случаи, когда в этом возрасте они начинают сочинять стихи или вести дневник. Одним из симптомов кризиса тринадцати лет считается выраженный негативизм. Явление связано со стремлением к отрицанию традиционных взглядов, подросток становится замкнутым, его часто можно видеть задумчивым.

Преждевременное созревание

У мальчиков - это довольно редкое явление. Обычно начало процесса созревания включается в стандартные рамки. Самым ранним сроком развития считается десять лет, а поздним - четырнадцать. Мальчики по сравнению со своими сверстниками имеют более узкие плечи и широкий таз. Преждевременное созревание характеризуется сильными сексуальными побуждениями в детском возрасте. Нередки случаи, когда наравне с данным явлением обнаруживается Истинное преждевременное половое созревание вызывает тремя причинами: нарушениями в работе гипоталамуса, влиянием перенесенных заболеваний головного мозга, идиопатической формой. Своевременное лечение необходимо, так как дети преждевременно прекращают расти.

Позднее развитие

Мальчики с поздним началом полового созревания обладают в основном длинными ногами и коротким туловищем. Основными симптомами являются отсутствие роста волос на лобке в пятнадцать лет, а также половых органов к тринадцати годам. Задержка созревания может быть вызвана заболеваниями, связанными с патологиями в строении хромосом, например, синдром Клайнефелтера. Также оказывает влияние наличие сахарного диабета, анемии, почечной недостаточности или действие опухолевых процессов в головном мозге. Воздействует на своевременность развития уменьшение стимуляции гормонов. Причиной временных отклонений может являться наследственный фактор. Если у одного из родителя была задержка полового созревания, то увеличивается возможность передачи особенностей развития.

Гипоталамический синдром

Данное заболевание встречается у мальчиков во время полового созревания довольно часто. Это возрастной перестройки организма с расстройством работы гипоталамуса, гипофиза и других эндокринных желез. у мальчиковобычно развивается к шестнадцати годам. На развитие заболевания влияют нейроинфенкции, стрессы, патология беременности, черепно-мозговые травмы, изменения в работе щитовидной железы, облучение и так далее. На фоне синдрома заметна гиперпродукция кортикостероидов, кортизола. Последний вызывает уменьшение чувствительности к инсулину, что может привести к развитию сахарного диабета и формированию атеросклероза. В ходе течения болезни на теле появляются стрии - полоски розового цвета.

Мальчики, страдающие синдромом, начинают много есть по вечерам и ночью, что связано с наступлением активности работы (вагуса), который стимулирует работу инсулина. Со временем появляется ожирение, увеличиваются молочные железы. Больные много пьют, жалуются на частые головные боли, быстро устают. Гипоталамический синдром пубертатного периода у мальчиковвызывает снижение успеваемости, увеличение проявления негативных эмоций. Из-за колких выпадов окружающих по поводу их внешнего вида страдающие могут впасть в депрессию.

Больные обычно обладают высоким ростом, тучными конечностями, широким тазом, круглым пухлым лицом. Кожа нежная, склонна обгорать на солнце. Волосы в основном склонны к выпадению, сальные. Больных гипоталамическим синдромом отличают мягкие, нежные руки, с длинными пальцами и тонкими ногтями. При снижении функции щитовидной железы наблюдается сонливость, замедленная реакция, зябкость. Мальчики, подверженные влиянию синдрома, страдают от чрезмерной потливости, ощущения «приливов» жара, тошноты, повышения температуры и так далее.

Одной из форм гипоталамического синдрома является юношеский базофилизм. При заболевании отмечается ожирение, увеличение грудных желез, высокий рост по сравнению со сверстниками. Половое созревание может быть как преждевременным, так и замедленным. В первом случае мальчики гиперсексуальны, склонны к ранним половым связям.

Под влиянием стресса синдром может усугубиться и привести к различным кризисам. Может развиться сахарный диабет, гипертензия, гинекомастия, периферический атеросклероз. При своевременном лечении в большинстве случаев наблюдается выздоровление. Синдром с возрастом обычно регрессирует. При снижении массы тела, стрии белеют и становятся малозаметными. При правильной коррекции все симптомы исчезают к 20-25 годам.

Болезни пубертатного периода

Одним из часто встречающих заболеваний являются остеохондропатии. Негативное явление связано с недостатком кальция в быстрорастущих костях. В связи с дефицитом важного элемента, подростки жалуются на боли в коленях и голеностопах. Проблемы приносят и избыток кальция. Он может отложиться в почках в виде солей, что приводит к мочекаменной болезни или пиелонефриту.

Проблемы с функционированием надпочечников могут начаться в пубертатный период у мальчиков. Болезни,связанные сданными нарушениями, приводят к развитию гипертонии и раннему атеросклерозу. Работа надпочечников отражается и на сердечной деятельности. При нарушениях может возникнуть аритмия, резкие колебания артериального давления, головные боли. Во время пубертатного периода могут возникнуть нарушения в эндокринной системе. Поводом для обращения к врачу-эндокринологу в основном служит преждевременное половое развитие или его задержка. В ходе обследования нарушения могут и не обнаружиться, тогда подростку и родителям следует запастись терпением.

Во время полового созревания встречаются еще два противоположных заболевания - пубертатное ожирение и истощение. В первом случае отмечается чрезмерное отложение жира на животе, бедрах. Страдающий подросток отличается вялостью, безынициативностью, предпочитает сидячий образ жизни. Половое развитие обычно нормальное, рост средний или выше среднего. Причина ожирения заключается в активности базофильных элементов передней доли гипофиза. Обычно заболевание не требует особого лечения, но обследование и наблюдение является обязательным. Что касается пубертатного истощения, то болезнь также связана с расстройством деятельности гипофиза и больше свойственна девочкам.

В заключение

Помимо соматических заболеваний могут развиться и психологические расстройства в пубертатный период у мальчиков. Возраст, признаки болезней разные. Часто толчком к развитию расстройства служит чрезмерно критическое отношение подростка к себе, своей внешности, а также повышенная чувствительность к насмешкам. Например, расстройство деперсонализации связано с тревожностью по поводу изменений в теле. Подросток испытывает чувство отчужденности, беспокойства из-за, например, увеличенной в размерах руки. Возникают сомнения в правдивости ощущений, иногда в реальности собственной личности. Тинейджеры описывают свое состояние, как будто все действия проходят во сне, звуки слышатся приглушенно. С этим связана выработка неких ритуалов, чтобы убедиться в реальности своего существования. Еще одним расстройством, связанным с изменениями в восприятии окружения, является дереализация. В этом случае люди воспринимаются как неживые объекты, а размеры и формы предметов искажены. Состояние характеризуется депрессией, навязчивыми мыслями, страхами, ухудшением памяти.

Изменения тела могут привести к развитию комплексов и даже к кризисному состоянию. Так, болезнь дисморфофобия выражается в навязчивом страхе дефекта внешности (кажущегося или мнимого). Страдающий начинает вести замкнутый образ жизни, тщательно маскирует недостаток. Подросток находится в депрессивном состоянии, постоянно недоволен своей внешностью. Расстройство может привести к умышленному нанесению вреда своему телу в целях самостоятельного избавления от дефекта.

Несмотря на стремление подростков к самостоятельности, к открытому негативизму, непослушанию, а порой и агрессии, они остаются детьми даже в пубертатный период. У мальчиков возраст, психология поведения взаимосвязаны.Нокаждому тинейджеру нужно, чтобы его выслушали и правильно восприняли его проблемы. При совместном решении с родителями затруднений плачевных последствий можно избежать. Семья навсегда должна оставаться безопасным местом, где подросток может отдохнуть от невзгод и быть принятым таким, какой он есть. Следует помнить, что во время полового созревания большинство заболеваний, как соматических, так и психологических, можно предупредить или вылечить без особых усилий. Для этого необходимо внимательно относиться к тому, что рассказывает о себе мальчик, следить за его поведением.