Что способствует формированию характера человека. Формирование характера человека

ПСИХОЛОГИЯ

1 . Характер в структуре личности

Еще в глубокой древности философы, врачи, а затем и психологи обратили внимание на то, что у каждого человека проявляются свои специфические особенности в работе, общении и особенно в стиле или манере поведения, то есть каждый человек отличается от других своими особыми приметами. Сочетание особых примет, свойственных данному индивиду назвали характером. В переводе с греческого языка слово характер означает «чеканка», «примета». И, несмотря на то, что еще за тридцать веков до новой эры древневавилонский мудрец Аккадер построил первую типологию характеров, исследования этого разностороннего, многоаспектного явления продолжаются до сих пор.

В современной психологии характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения .

Устойчивые отличительные особенности личности, относящиеся к ее характеру, называют чертами характера. Разнообразие и разносторонность характера как психического свойства личности, может быть описано большим количеством черт. Так, например, английский психолог Р. Кеттел для исследования феномена личности на базе словаря из 18 тыс. слов выбрал 4,5 тысячи слов, обозначающих черты личности и поведения. В настоящее время для обозначения характерологических черт личности в русском языке используется около 1500 наименований.

Для описания характера каждая его черта может быть представлена как шкалированный параметр, имеющий в крайних пределах отрицательное и положительное значение. Например: жадность – щедрость, замкнутость – общительность, леность – трудолюбие и т.д.

Характер – это не простая совокупность черт. Характер человека получает наиболее явное выражение в его поступках, действиях и поведении. Алгоритм формирования характера человека и значение его поступков лаконично выражено в известной восточной поговорке: «Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу». Поступки, которые человек неоднократно повторяет, становятся его привычками, затем усваиваются как особенные, отличительные его черты и составляют существо его характера. Комплекс взаимосвязанных привычных действий и поступков личности составляют фундамент ее характера.

Привычными действиями и поступками для индивида становятся те, которые являются важными и значимыми в его жизни, посредством которых ему неоднократно удавалось успешно решать важные для него задачи. Только такие действия и поступки усваиваются личностью и становятся устойчивыми в своих проявлениях. Именно сочетание таких устойчивых особенностей и составляет характер данной личности.

Важнейшими факторами формирования характера являются проявления личности в системе отношений к окружающей действительности , в том числе и к самому себе как к другому. Эта система включает:

У индивида применительно к каждому типу отношений могут сформироваться как положительные, так и отрицательные черты характера. Какая черта характера будет свойственна конкретной личности, зависит от тех условий и факторов, под влиянием которых она формировалась. К ним относятся: темперамент, семья, школа, социальные группы и характер деятельности. Рассмотрим влияние каждого из перечисленных факторов на формирование и развитие характера.

Некоторые черты характера обнаруживаются уже в раннем возрасте. Некоторые из них обусловлены особенностями природной организации человека и в основном типом нервной системы. Особенности темперамента могут как способствовать, так и тормозить развитие определенных черт характера. В итоге свойства темперамента и характера образуют прочный сплав, обуславливающий динамическую сторону характера. Такие природно обусловленные черты характера являются достаточно устойчивыми и малоизменяемыми с возрастом.

В семье характер ребенка формируется и развивается в общении с окружающими людьми . Путем прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление ребенок усваивает формы поведения взрослых. Способы обращения взрослых с ребенком, манера общения взрослых друг с другом в его присутствии, действия матери и отца по отношению к нему, быт, материальные условия и моральная обстановка могут вызвать различный психологический эффект воздействия, существенным образом повлиять на качество формирования черт характера. В семье в первую очередь закладываются такие черты как общительность – замкнутость, щедрость – жадность, отзывчивость – черствость, человеколюбие – мезантропия (человеконенавистничество).

В дошкольном возрасте у детей формируются деловые качества, так как в этот период они включаются в посильный домашний труд, деловые игры, выполняют трудовые поручения, как дома, так и в детском саду. В характере подкрепляются и сохраняются те черты, которые постоянно получают одобрение со стороны взрослых. Считается, что именно в этот период закладываются «деловые» черты: трудолюбие – лень, добросовестность – недобросовестность, ответственность – безответственность и т.д.

С началом обучения в школе сфера общения ребенка с окружающими расширяется. В начальных классах в первую очередь закрепляются те черты характера, которые получают поддержку и одобрение в школе. Чаще всего они сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Другие черты характера, которые ребенок приобрел дома, могут не получать поддержки ни у сверстников, ни у взрослых. В этих случаях начинается ломка характера, которая, как правило, сопровождается эмоциональной напряженностью, внешними и внутренними конфликтами. Правильное и согласованное применение приемов воспитания учителями и родителями может привести к частичному изменению черт характера или формированию компромиссного поведения. Возможна и временная маскировка (сокрытие) определенных черт характера.

С развитием и закреплением волевых и эмоциональных черт характера в подростковом возрасте и основных нравственных и мировоззренческих качеств в ранней юности заканчивается в основном становление характера личности.

Большое влияние на становление характера оказывают социальные группы (компании друзей, группы сверстников, субкультура групп, религиозные общины и организации), микросоциум (двор, квартал, микрорайон, деревня, поселок). Формирование черт характера осуществляется на стадии индивидуализации личности, когда обостряется противоречие между потребностями «быть как все» и «стать самим собой». В зависимости от того, что является нормой для данной группы, и как разрешается это противоречие, могут сформироваться такие черты, как открытость или скрытность, смелость или трусость, честность или лживость, принципиальность или конформность, твердость или слабохарактерность. В социальной группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные условия для развития и закрепления лучших черт характера.

Содержание и характер деятельности, в которую включается субъект, могут оказать существенное влияние на развитие и формирование характера. Деятельность и поведение определяются мотивами, целями, а также направленностью личности. В зависимости от преобладающих мотивов, потребностей и целей могут сформироваться различные черты характера. Так у одного человека основу деятельности составляют материальные потребности, а у другого – духовные. Один человек живет и работает для того, чтобы есть, другой ест для того, чтобы жить и работать. Есть люди, которые становятся рабами вещей, другие всецело поглощены творчеством. Кто-то любит и может преодолевать трудности на пути, а кто-то плывет по течению. В зависимости от направленности личности могут сформироваться такие черты как нравственность или безнравственность, целеустремленность или бесцельность, оптимизм или пессимизм, тактичность или бестактность.

Характер во многом результат самовоспитания – относительно позднего приобретения онтогенеза. Когда личность достигает определенного уровня самосознания и способности к самоопределению, самовоспитание становится значительной силой формирования, изменения и корректировки различных черт характера. Каждый человек, используя приемы самовоспитания - самоприказ, самоодобрение, самовнушение - в состоянии корректировать и чеканить свой характер в процессе адаптации к реальному миру.

Из приведенного выше становится очевидным, что структура характера представляет собой сложное образование. В структуру характера входят отдельные черты и группы черт, которые не изолированы друг от друга, а взаимосвязаны и образуют единое целое. Среди черт можно выделить такие, которые являются ведущими, основными, и такие, которые выступают как второстепенные. При этом последние могут определяться основными, а могут и не гармонировать с ними. В соответствии с этим в жизни встречаются как личности с цельным, так и с противоречивым характером.

Наличие большого количества характерологических черт личности привело к необходимости классификации (типологизации) характеров.

Изучением проблемы типологизации характеров занимается специальная отрасль психологии – характерология , имеющая такую же длительную историю, как и сама психология. На протяжении всей истории характерологии неоднократно предпринимались попытки построить типологию характеров, используя для этого различные признаки: положение звезд (Птолемей), строение души (Платон), наличие в организме определенного гумора (Гиппократ), космогонические факторы (Парацельс), тип телосложения (Кречмер), душевные наклонности (А.Ф. Лазурский), динамические особенности структуры характера (Л.С. Выготский) и др. Все эти классификации построены на основе результатов наблюдений и их обобщения, поэтому не являются научно обоснованными.

Наиболее развитыми классификациями признаны классификации, разработанные немецким психологом и психиатром К. Леонгардом и отечественным психиатром А.Е. Личко. Признаками их классификации являются проблемы психопатий в общении человека с другими людьми и его отношение к трудовой деятельности. Эти классификации построены на концепции «акцентуированной личности».

Акцентуация характера – это крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт. Если представить какую-либо черту характера в виде шкалированного параметра, то количественная выраженность крайней границы нормы и будет акцентуированной чертой. Акцентуация характера делает человека уязвимым по отношению к определенного рода воздействиям и, как правило, на некоторое время затрудняет адаптацию личности в социальной группе. Наиболее ярко и тотально акцентуация проявляется в подростковом возрасте. По мере взросления у большинства людей происходит сглаживание акцентуированных черт. При этом в характере сохраняются «слабые места», наиболее чувствительные к тем или иным условиям. Нельзя, однако, утверждать, что акцентуация – это диагноз, и что это всегда плохо. Чрезмерность той или иной черты характера может нести как отрицательный, так и положительный эффект. Существует несколько классификаций акцентуаций характера.

А.Е. Личко предложил классификацию характеров, включающую одиннадцать их типов: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Классификация немецкого ученого К. Леонгарда включает двенадцать типов акцентуаций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимный, циклоидный, лабильный, экзальтированный, тревожный, эмотивный, экстравертированный, интровертированный.

Так как описания акцентуированных черт по А.Е. Личко и К. Леонгарду во многом идентичны, ниже приводятся краткие описания акцентуаций характера согласно К. Леонгарду.

Говоря об индивидуальных различиях людей, в частности об особенностях характера, необходимо помнить, что в каждом из нас есть хорошее и плохое, удобное и неудобное для окружающих. Общаясь с представителем той или иной ярко выраженной акцентуации характера, нужно учитывать его слабые и сильные места, приспосабливая к ним свои индивидуальные качества. Только в таком случае общение с окружающими людьми может быть бесконфликтным и продуктивным.

2 . Способности в структуре личности

Каждый человек в своей жизни сталкивается с тем, что один виды деятельности ему удается освоить быстро и легко, а другие – с большим трудом. В одних видах деятельности успех достигается непринужденно и без особых усилий, а в других даже упорная и длительная работа не приносит желаемого результата. Для понимания и объяснения этих фактов в психологии используется понятие способности .

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности .

Способность обнаруживается в том, насколько индивид легко и быстро, надежно и основательно получает знания, приобретает умения и овладевает навыками, составляющими основу организации и осуществления того или иного вида деятельности.

В большом разнообразии человеческих способностей можно выделить различные виды. Так, способности можно разделить на природные и специфические человеческие.

Природные способности , или естественные, в основе своей биологически обусловлены. К ним относятся элементарные формы восприятия, памяти, мышления и взаимодействия на уровне экспрессии.

Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают личности жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные способности .

Общие способности проявляются во всех видах деятельности. В эту группу входят мнемические, умственные, речевые, коммуникативные способности и т.д. Специальные способности определяют успешность в специфических видах деятельности. В их число входят математические способности, музыкальные, спортивные, литературные, технические, лингвистические и ряд других. Если человек обладает некоторой совокупностью общих и специальных способностей, то говорят о наличии у него разносторонних способностей. Качественно своеобразное сочетание высокоразвитых общих и специальных способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности обозначается термином одаренность.

Различают также теоретические и практические способности. Способности, которые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, называют теоретическими . Успехи в конкретных, практических действиях обеспечиваются практическими способностями. В структуре личности теоретические и практические способности, как правило, друг с другом не сочетаются.

Кроме этого, различают способности учебные и творческие . Успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков определяется учебными способностями. Творческие способности обеспечивают разработку новых идей, изобретений и открытий в различных областях человеческой деятельности, создание предметов материальной и духовной культуры.

Любая способность имеет сложную структуру, являясь совокупностью психических качеств. Так, например, структура способности к общению включает: способности правильного построения речи; способности вхождения в контакт с различными людьми и расположение их к себе; способности межличностного восприятия и оценивания общающихся людей, оказания на них необходимого влияния; способности социально-психологической адаптации к различным условиям, ситуациям и обстоятельствам; способности убеждать других и добиваться взаимопонимания и т. д.

Успешность в осуществлении того или иного вида деятельности не может быть обеспечена одной отдельной способностью: она является следствием определенного сочетания нескольких способностей. При этом способности оказывают влияние друг на друга, компенсируя недостающую способность другими, высокоразвитыми способностями. Эта важнейшая особенность психики человека открывает перед ним широкие возможности: упорный труд и настойчивое развитие компенсаторных способностей делают возможным достижение мастерства.

Формирование и развитие способностей обусловлено рядом факторов как биологического, так и социального характера. Биологически обусловленными предпосылками для развития способностей являются задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга и организма в целом. Задатки составляют природную основу развития способностей. Это только одно из условий формирования способностей. Так, гибкость и высокий рост человека являются лишь задатками, но не спортивными способностями.

Задатки проявляются в склонностях – стремлении заниматься той или иной деятельностью, легкости усвоения привлекательного материала и умении конструировать новое.

Основой формирования способностей является активность человека, которая, в свою очередь, обусловлена культурной средой и особенностями обучения и воспитания. Превратятся ли задатки в способности, а способности – в практические знания умения и навыки, зависит от того, насколько адекватно социальная среда стимулирует познавательную, трудовую и социальную активность личности. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Если человек на практике перестает пользоваться данной способностью, то со временем эта способность теряется. При постоянном проведении человеком специальных занятий и упражнений способности могут стать высокоразвитыми.

Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность . Талант – это сочетание способностей, дающее личности возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Структура таланта, как правило, включает совокупность специальных способностей. В качестве важных благоприятных условий развития таланта выступают насущные потребности общества, государства, эпохи. Талант предполагает осуществление интенсивного напряженного труда, в процессе которого накапливается специфический жизненный опыт, приобретается необходимый комплекс умений и навыков, составляющий основу реализации таланта, превращая его из возможности в действительность. Проявление и реализация таланта в действительности составляет подлинное мастерство . Талант – это предпосылка мастерства, а мастерство – это возможность проявления таланта, ставшая действительностью.

Наивысшим уровнем развития способностей является гениальность , которая выражается в творческих результатах, достигнутых в ряде областей и составляющих эпоху в развитии культуры и жизни общества.

Для достижения успеха в деятельности кроме наличия способностей и склонностей необходимы такие качества личности, как трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость. Самокритичность, требовательность к себе, скромность являются теми чертами характера, которые способствуют дальнейшему развитию способностей. Уверенность в своей исключительности, питаемая похвалами и восторгами, часто губительна для способностей.

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок. характер психический личность

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет - это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний. Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию. В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:

  • Пищевой;
  • Оборонительный;
  • Ориентировочный;
  • Родительский.

Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.

Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.

Факторы формирования характера

Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.

Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.

В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:

  • Взрослых людей между собой;
  • Взрослых с детьми;
  • Детей между собой.

В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.

Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.

Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:

  • Мнение людей об индивидууме;
  • Поступки окружающих;
  • Идеология общества;
  • Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
  • Кино;
  • Средства массовой информации, включая сеть интернет.

И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.

Особенности формирования характера

Черты характера человека предопределяются его наследственностью. Основной эмоциональный фон психических функций закладывается во внутриутробном периоде развития плода. Ребенок в это время получает точно такую же по составу кровь, которая циркулирует в организме матери. Впоследствии, при грудном вскармливании, малыш получает те же самые гормоны с материнским молоком. В этом периоде жизни особенности формирования характера во многом зависят от эмоционального настроя кормящей женщины.

Ядром личности человека является его отношение к окружающему миру и внешними проявлениями: поступками, эмоциями, активными или пассивными действиями. Воспитательный фактор играет немаловажную роль в формировании характера, но не является определяющим. Система поощрений и наказаний способствует развитию и закреплению условных рефлексов, которые находятся под контролем коры больших полушарий головного мозга. Чем выше у человека интеллект, тем сильнее срабатывает тормозная система, отменяющая неблаговидные в обществе поступки.

Тем не менее, не следует забывать, что истинные черты характера видны только в экстремальных ситуациях, когда проявляются врожденные рефлексы.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярёва”

Кафедра ОП и А

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

Тема: Формирование характера

Руководитель: Е.А. Муравьева

Исполнитель: О.Т. Огарева

ст. гр. МС - 105

Ковров 2007

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера

1.2 Структура характера

1.3 Типология характеров

2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

2.1 Акцентуация характера

2.2 Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко

3. Формирование характера

Заключение

Список использованной литературы

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера”

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter - печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Характер наряду с темпераментом является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер - содержание личности. Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Однако характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер - это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен.

В частности, выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Это могут быть коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие: это положительные черты данной группы. Но встречаются и отрицательные качества - эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

Следующая группа качеств личности включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе ,самооценка личности. Такая личность, сравнивая себя с другими, наделяет себя совокупностью определенных качеств. В зависимости от самооценки личность может быть довольна сама собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Как правило, преобладает реалистичная самооценка своих личностных качеств. Но довольно часто возникает и завышенная самооценка, которая служит основой для конфликта личности с окружающими ее людьми. Случается и другое - человек бывает излишне строг к себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоощущениях, застенчивость.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности . При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты . При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные . Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят, инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.

Все черты или качества личности значимы для нее. Но у каждого конкретного индивида среди черт характера, некоторые выступают как основные , ведущие, задающие общую направленность всего комплекса проявлений. Наряду с этим существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

1.2 Структура характера

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Психологи с помощью факторного анализа на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют. Положительно коррелирующие черты - это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании У. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он сбольшой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Повышенной тревожности, как правило, у него не будет. Любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Такая же отрицательная корреляция, например, существует между трусостью и инициативностью. Если человек трус, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерных для инициативности, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Трус боится такой ответственности, всячески избегает ее.

Однако отрицательная и положительная корреляция черт характера не абсолютна. Поэтому в жизни часто встречаются как противоречивые, так и цельные характеры. Цельный характер - это характер, в котором преобладает положительная корреляция его черт.Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует ряд типологий характеров, построенных на различных основаниях.

Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. В характере личность раскрывается со стороны её содержания, а в темпераменте со стороны её динамических проявлений. Характер возникает и формируется в течение жизни человека. Характер тесно связан с темпераментом. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма­тика - в сосредоточенном обдумывании.

От темперамента зависят многие черты характера, та­кие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не опреде­ляет сущности характера: флегматик может быть деятель­ным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплод­ным. Следует отметить тесную взаимообусловленность ха­рактера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособ­ность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать пре­пятствия.

Структура характера

Черты характера выражают отношение человека:

К деятельности (аккуратность, ответственность);

К другим людям (внимательность, забота);

К самому себе (самолюбие, самокритика);

К собственности (бережливость, щедрость, жадность).

Разные черты связаны друг с другом и создают целостную его структуру.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуаци­ях, в которых реализуется его отношение к действитель­ности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото­рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторо­нам жизни.

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и об­щего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккурат­ность и безответственность, небрежность. Эти черты характера, или особенности личности, яв­ляются моральными качествами .

Вторая группа - волевые черты характера. Они выража­ются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с опреде­ленными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Говоря о ком-либо «человек с ха­рактером», тем самым подчеркивают прежде всего выра­женность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дис­циплинированности, мужества, смелости. Но эти черты характера ценны только тогда, когда про­являются у человека нравственного, воспитанного.

Особенности характера не только проявляются в дей­ствиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения муже­ственных поступков, а чертой характера становится толь­ко тогда, когда такие поступки перестают быть случайны­ми эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку.

Факторы, влияющие на формирование характера:

1. Социальная среда

2. наследственная особенность

3. воспитание и социализация.

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспи­тания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формиро­вании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в пер­вую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек, растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье.

Характер формируется в деятельности. Характер ребен­ка приобретет свое качественное своеобразие в последо­вательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде. Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный об­раз поведения, определенные отношения к действитель­ности.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициатив­ности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

С поступлением в школу начинается новый этап фор­мирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяю­щих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника орга­низованность, систематичность, целеустремленность, на­стойчивость, аккуратность, дисциплинированность, тру­долюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. У него развивается сознание долга и ответствен­ности перед коллективом класса, школы, чувство товари­щества, коллективизм.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствую­щего образованию устойчивых привычек поведения и дея­тельности.

К. Леонгард считает, что присущие личностные черты можно разделить на основные составляющие: стержень, ядро личности. В случаи яркой выраженности основные черты становятся акцентуацией характера. Термин акцентуация личности занял место между патологией и нормой. Акцентуацию не следует рассматривать в качестве патологии, но в случаи воздействия неблагополучных факторов (стрессов, жизненных трудностей), они могут приобретать патологический характер, разрушающий структуру личности. Каждый тип акцентуации характера имеет свои слабые места и наиболее чувствительны к психическим травмам и жизненным трудностям.

Акцентуация характера – чрезмерное выражение отдельных черт характера при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Гипертимический тип

Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.

Застревающий тип характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.

Эмотивный тип

Главной особенность эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (“глаза на мокром месте”).

Педантичный тип

Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется - то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность.

Тревожный тип

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимический тип

В гипертимической фазе поведения типично, что радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип

Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания.

Возбудимый тип

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся их манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Дистимический тип

Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей. Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный тип

Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с ярким их внешним выражением.

Способности - это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубин­штейн. Природа человека формируется и изменяется в про­цессе исторического развития в результате трудовой дея­тельности человека. Интеллектуальные способности фор­мировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусст­ва»

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и вос­приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель­ности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к на­личным навыкам, умениям или знаниям человека, но ко­торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков 2 .

На основании вышесказанного можно вывести следую­щее определение.

Способности - это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения.

Иными словами, под способностями понимают свой­ства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко все­му», безотносительно к какому-либо определенному за­нятию. Всякая способность обязательно является способ­ностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Спо­собности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успеш­ность в выполнении этой деятельности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота про­движения в той или иной области человеческой деятель­ности.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен­ности зрительного и слухового анализаторов, типологи­ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч­ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В каче­стве задатков следует рассматривать также уровень разви­тия и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с от­носительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием вто­рой сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей худо­жественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мысли­тельного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответству­ющая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребен­ка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные за­нятия с маленькими детьми, даже если малыши не обна­руживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способ­ность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей совершается по спирали: реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более вы­сокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержа­нием материальной и духовной культуры, техники, на­уки, искусства. Исходной предпосылкой для этого разви­тия способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не явля­ются тождественными).

Не следует думать, что каждой способности соответ­ствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их ос­нове могут выработаться разные способности в зависимо­сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз­вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел ихразвития. Это связано с тем, что любая деятельность тре­бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо­собностей, и они могут до известной степени компенси­ровать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, пре­вращаем их в способности к деятельности. Каждый чело­век к чему-нибудь способен. Способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь де­ятельность, область знания, учебный предмет.

Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чай­ковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя музицировал с детства. Композиторской деятельностью П.И. Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И несмотря на это, он стал гениальным композитором.

Выделяют два уровня развития способностей: репродук­тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процес­се деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его спо­собностей. Как известно, даже очень одаренные люди на­чинали с подражания, а затем, только по мере приобре­тения опыта, проявляли творчество.

Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Своеобразное сочетание способностей, которое обес­печивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Проблема одаренности - это прежде всего качествен­ная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной воп­рос - каковы способности человека, к чему у него способ­ности и в чем их качественное своеобразие. Но эта каче­ственная проблема имеет и свой количественный аспект.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Талантливые люди способны решать в какой-то облас­ти знаний или практики сложные теоретические и прак­тические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о та­лантливых ученых, писателях, учителях, художниках, кон­структорах, руководителях и пр.

Талант может проявляться в любой человеческой дея­тельности, а не только в области науки или искусства. Та­лантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и ква­лифицированный рабочий, и руководитель, и аграрий, и летчик, и др.

Талантливыми также называют людей, способных быс­тро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талант­ливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, та­лантливые инженеры и строители.

Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но­вых творений, открывающих новую эру в развитии куль­туры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произ­ведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Гениальные и талантливые люди - это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением. М. Горький замечал: «Великие люди - это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла - догадки и „сметки"».

Для творческой деятельности обязателен так называе­мый широкий кругозор, знакомство со многими облас­тями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника анало­гий.

Общие и специальные способности

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об­ласти.

Достаточно высокий уровень развития общих способ­ностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознатель­ности, творческого воображения и пр. - позволяет дости­гать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтере­сованной работе. Почти не бывает людей, у которых рав­номерно выражены все перечисленные выше способнос­ти. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ус­кользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».

Специальные способности - это способности к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и ко­личественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способ­ности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.

И общие, и специальные способности неразрывно свя­заны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека.

Специальные способности классифицируются в соот­ветствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктив­но-технические, музыкальные, художественные, лингви­стические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельнос­ти, духовные способности и др. Все они являются порож­дением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделе­ния новых видов деятельности как самостоятельных заня­тий. Все виды специальных способностей являются резуль­татом развития материальной и духовной культуры чело­вечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного.

  • II. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
  • II. Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика
  • III. 10.1. Понятие о восприятии и характеристика основных его особенностей