Что такое хиджаб.

ксюша петрова

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово федеральный министр образования и глава Чечни - а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция - это правило общежития, которое не оспаривается.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое - когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб , чтобы поддержать своих жён и подруг.

Ещё один пример - сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. - Прим. ред.) : оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата - но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.


На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают , что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает , что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ - нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена , что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания - и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни - ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ , что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем - например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно - для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку - мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели - люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад , которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы , паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет , что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки « » и свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет , что представление об «угнетённых восточных женщинах» - продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних - своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится - будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода - в возможности выбирать», - резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя

Я живу далеко от родителей, и они всё время беспокоятся обо мне. Когда я приехала к ним на каникулы в платке, конечно, они испугались, что я попала под влияние какой-то секты. Сами они люди не религиозные, об исламе судили в основном по новостям в телевизоре. Мама сказала, что ей стыдно выйти со мной на улицу, что я должна снять платок и быть «как все нормальные люди». Больше всего она боялась, что я не смогу найти работу. Когда я устроилась по специальности в крупную международную компанию, мама успокоилась.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя. Для мусульманина важно найти баланс между мирским и духовным, золотую середину. Для меня платок - маячок: когда у меня возникает желание его снять, я понимаю, что слишком погрузилась в мирское и нужно поработать над духовным.

Что бы ни говорили, завет мужчинам и женщинам закрывать своё тело от посторонних - один из элементов религии. Мне кажется, что у мусульманок, которые не носят платок, есть какой-то конфликт и дискомфорт либо внутри, либо с их окружением.

Когда у меня плохое настроение, мне кажется, что люди косо смотрят на меня, шепчутся за моей спиной. Когда у меня хорошее настроение, то даже когда рядом начинают громко говорить «вернулась бы в свой аул», я просто улыбаюсь им и иду дальше. «Шутки» про бомбу или терроризм отпускают в основном пьяные молодые люди. Мне кажется, что у нас в стране к любому человеку, который отличается от большинства, будут претензии. Дело даже не в хиджабе - люди найдут, к чему придраться.

Асия

Я приняла ислам четыре года назад, но покрылась не сразу, а где-то через год. И весь этот год я мучилась, понимая, что предписание покрываться такое же обязательное, как молитва пять раз в день - и оно касается не только мусульманок, но и вообще всех женщин. Это мудрость

Господа, его веление и милость для нас. Человек слаб и подвластен разным наущениям со стороны, поэтому и я не могла сразу покрыться - иногда завязывала что-то на голову, но это был не хиджаб. Потом я поехала в Марокко на месяц Рамадан, и там произошёл инцидент, связанный со здоровьем: мне физически было очень плохо, я сильно отравилась, и одновременно почувствовала себя ничтожной. Это может случиться с любым человеком: когда хорошо себя чувствуешь, кажется, что всё можешь, что для тебя нет преград, но когда тело даёт сбой, ты прекращаешь чувствовать себя всесильным. Я тогда совсем ослабла, и вдруг мне захотелось покрыться - я поняла, что без этого я не защищена, даже когда соблюдаю все остальные предписания моей религии. Я почувствовала, что раньше была лицемеркой, и сразу же надела хиджаб - вернулась в Москву в нём и больше не снимала.

Мои друзья и родственники отреагировали на удивление спокойно - ни с чьей стороны я не почувствовала агрессии. Я всегда не совсем тривиально, поэтому, наверное, многие восприняли хиджаб как часть какого-то нового образа, а лишних вопросов никто не задавал. По одежде, которую я носила раньше, я совсем не скучаю - все старые вещи уже раздала. Сейчас я думаю, что самовыражение через одежду и внешность - для тех, кто не может проявить себя иначе.

Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя

Мне нетрудно соблюдать предписания ислама. Когда ты понимаешь, кто твой Создатель, осознаёшь, что на первом месте не твои мелкие дела, а благодарность богу, всегда найдёшь пять минут, чтобы помолиться. Люди тратят гораздо больше времени на абсолютно бесполезные дела. Молитва - вдохновение, в это время ты предаёшься тому, что действительно важно, и твоя маленькая жизнь приобретает смысл. Люди, которые считают, что это ограничение свободы, очень заблуждаются. Это и есть свобода - эта жизнь конечна, а следующая жизнь вечная, надо готовиться к ней.

Когда я покрыта, я чувствую себя защищённой. Не представляю, как бы я сейчас вышла на улицу без хиджаба. Нет никакой тоски по тому, чтобы мои волосы развевал ветер. Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя. Ведь это предписание для всех: все религии говорят, что женщина должна быть как бы в коконе, должна быть закрыта. Хиджаб защищает женщин и от чужих взглядов, и от самих себя. Женщина ведь слабое существо, от неё больше всего смуты и грязи, и поэтому на нас лежит большая ответственность - не стоит выставлять свою красоту напоказ. Это универсальное правило - не временное, не национальное, не культурное. Для мужчин аналог хиджаба - это борода, символ мужественности и скромности.

Милана

Я приняла ислам совсем недавно, в сентябре прошлого года. Всё началось со знакомства с молодым человеком, который впоследствии стал моим мужем. Мне понравился его настрой, его менталитет, я задавала вопросы, и он стал рассказывать мне о своей религии. Я вспомнила, что лет пять

назад я задумывалась о том, чтобы принять ислам, но тогда это отошло на второй план на фоне других ярких событий в жизни. Чем больше я узнавала о исламе, тем больше понимала, что законы шариата сходятся с моим пониманием мира. Я нашла ответы на многие вопросы, которые меня мучили всю жизнь. Не прошло и двух месяцев, как я чётко поняла, что хочу принять ислам, и пришла в мечеть уже в хиджабе.

Моя семья отнеслась к моему решению очень негативно. Эта проблема актуальна для многих новообращённых мусульманок: многие спрашивают меня, что делать с реакцией близких, как с этим бороться, но я не знаю. Мои родные до сих пор не уважают мою религию и пытаются на меня давить, чтобы я вернулась к прежней жизни. Говорят, что я была амбициозной девушкой с большим будущим, а теперь стала ханжой. Это неприятно, и нужно много работать, в первую очередь над собой, чтобы преодолевать сопротивление и не отвечать негативом.

Когда я только собиралась принять ислам, у меня совсем не было денег, чтобы купить хиджаб. Когда моя подруга-мусульманка спросила, почему я медлю с покрытием, я рассказала, что это финансовая проблема, она посмеялась и подарила мне хиджаб. Я дошла в нём до дома - помню, что уже лежал снег и была почти зима, а дома сняла его и через пять минут уже вышла на улицу без хиджаба, просто в обычном платке. Потом было очень стыдно.

Когда я приняла ислам и вышла из мечети в хиджабе, я почувствовала себя чистой - как будто только что родилась. Раньше я замечала много заинтересованных взглядов, прикованных к моему телу, а начав носить хиджаб, стала замечать другие взгляды - уважительные. Хиджаб меня возвеличил, а не унизил, это очень интересное ощущение. В первую очередь он защищает от мужских взглядов - от тех, кто смотрит на тебя как на кусок мяса, а ещё хиджаб отгораживает от грехов окружающего мира.

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге и татуировках, поэтому к переизбытку внимания привыкла

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге, татуировках и часто выглядела, как Леди Гага, поэтому к переизбытку внимания привыкла. Однажды я хотела подойти к женщине на улице, чтобы спросить дорогу, а она не подпустила меня к себе, начала кричать и оскорблять. Это было смешно и чуть-чуть обидно.

Бывают приступы, когда смотришь старые фотографии и вроде хочется вернуться в «свободную» прежнюю жизнь - но когда спрашиваешь себя зачем, понимаешь, что в этом нет смысла. Для меня ислам - это истина, и даже если я сниму хиджаб, перестану молиться и держать пост, я останусь мусульманкой и не смогу от этого отказаться.

Думаю, что мировоззрение человека начинает формироваться очень рано, ещё до трёх лет. Если у меня будет дочь, я с детства объясню ей, что хиджаб - это обязанность, которая идёт на пользу ей самой. Думаю, при таком воспитании она сама захочет носить хиджаб, а дальше - посмотрим, как распорядится Всевышний, так и будет.

Мне, как многим девочкам, хочется постоянно покупать новые платки и одежду - но надо помнить, что расточительство - тоже порок. Платки я скручиваю в рулоны и кладу на полку пирамидкой. Самые экстравагантные из моих старых вещей я оставила себе и надеваю дома, для мужа - когда он приходит домой, я встречаю его очень красивая.

Раньше я профессионально занималась спортом, а сейчас взяла паузу, но в будущем планирую возобновить занятия пауэрлифтингом, хотя бы на любительском уровне. Буду заниматься в шароварах и толстовке или длинной спортивной тунике. Я занимаюсь тяжёлой атлетикой, там нет резких движений вроде бега или прыжков, так что такая одежда не стесняет движений.

Советский Союз внёс свои коррективы, поэтому сейчас гораздо больше распространён светский ислам - «мы всё знаем, соблюдаем основные правила, но верим в душе, поэтому не носим хиджаб». При этом в Кабардино-Балкарии, где я родилась, многие женщины начинают носить платок после замужества - это связано скорее не с религией, а с местной культурой. Традиция трансформировалась так, что платок обязательно носить не постоянно, а только при родственниках мужа: получается, что если ты живёшь со свекром и свекровью, то покрываешь голову постоянно, а если ездишь к родне раз в месяц - надеваешь раз в месяц.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин (вспомнить хотя бы иранскую религиозную революцию), но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать. Это её право. В моём регионе девочек не заставляют носить платок, но иногда они вырастают и приходят к этому сами. В конце концов, это просто элемент одежды, запретить хиджаб - это как запретить штаны. Но когда к этому принуждают, как, например, в Иране или в Чечне, где обязательно нужно покрывать голову, хиджаб действительно становится символом угнетения.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин, но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать

Радикальные мусульмане не считают светский ислам настоящим, и в чём-то они правы: светские мусульмане не живут по канонам, которые прописаны в Коране. Это на самом деле очень глубокая тема, о которой в двух словах не расскажешь. Для меня самой национальная идентичность всегда была важнее религиозной. Наверное, если бы я вышла замуж в селе и должна была носить платок перед родственниками мужа, я бы его носила, потому что это дань уважения традиции. Многие женщины на Северном Кавказе носят платок, но это не хиджаб - они просто завязывают его узлом сзади, видны волосы. Часто взрослые женщины разрешают невесткам не носить платок при родне, если они не хотят. Конечно, религиозные люди на это могут сказать, что они живут неправильно и сгорят в аду, но на Кавказе учат ещё и уважать старших - так что тут сталкиваются две установки.

Сейчас вообще трудно чем-то удивить: у меня есть знакомая, которая раньше носила дреды и курила втайне от родителей, а теперь ходит в хиджабе, есть и обратные случаи - когда женщины снимают платок. Часто это бывает как раз после того, как они расходятся с радикально религиозными мужчинами: когда муж уходит в горы боевиком, жена понимает, что что-то пошло не так, и постепенно отказывается от хиджаба. У меня есть знакомая, которая обычно не носит хиджаб, но надевает специальный чёрный балахон с капюшоном на время намаза. Так же поступает моя тётя - она вся такая светская, покрасилась в блондинку, но делает намаз и на это время покрывает голову. Религиозные ребята говорят, что так нельзя: по идее, ты должен в обычной жизни выглядеть так же, как во время молитвы, чтобы тебе никогда не было стыдно показаться перед богом.

Мусульман стыдят вообще за всё - например, если ты куришь и делаешь намаз, тебе скажут, что ты лицемер. Мне кажется, это неправильно, потому что так ислам никогда не адаптируется: обвиняя человека в лицемерии за любые несоответствия строгой норме, его только подталкивают к радикализму.

Фотографии:
Люба Козорезова

Макияж:
Фариза Родригес

Иллюстрации и верстка:
Даша Чертанова

ПРОДЮСЕР:
Катя Старостина

Женщина - слабое и хрупкое создание. Как известно, женщина и мужчина тянутся друг к другу и нуждаются друг в друге по своей природе.

Ответ:

В этом мире, полном испытаний, нам остается лишь следовать приказам Всевышнего. Всё сущее принадлежит только Ему. В Его приказах и запретах - бесконечная мудрость. Но наш разум не может понять всю мудрость Всевышнего.

И в покрытии женщины - тоже множество мудростей. Мы попробуем раскрыть здесь некоторые из них, так как, к сожалению, сейчас, когда женщина свободно выбирает одежду, некоторые считают покрывало одеждой пленницы и из-за этого не покрываются полностью.

Женщина - слабое и хрупкое создание. Как известно, женщина и мужчина тянутся друг к другу и нуждаются друг в друге по своей природе. Женщина создана из ребра мужчины, и ее всегда влечет к мужчине. Она же, в свою очередь, для него - средство достичь душевного спокойствия.

Кроме того, человек слаб, когда речь идет о естественных половых потребностях - он создан таким. И женщина слабая и хрупкая по своей природе (фитре), и сама ее природа предполагает, что она должна быть покрыта.

Каждая женщина с чистой фитрой, которая испытывает стыд, будет чувствовать неловкость, если мужчины станут алчно смотреть на нее, обсуждать ее внешность. Ведь в наши дни некоторые (вернее, многие) мужчины увлечены чужими женщинами. И это, разумеется, будет мучением для робкого и хрупкого создания.

Вот что говорит Махмуд Вахби из Конии:

«По причине тасаттура (покрытия) Всевышний хранит от дурных мыслей заблудших, увлеченных этим миром людей и, помимо этого, успокаивает их сердца».

Так не следует ли женщине, будь она молодой или старой, красивой или нет, спрятаться под замок заветного покрывала от мужчин, увлеченных только своей похотью, подобно мартовским котам, - чтобы стать неузнаваемой?

Одежда, в которой женщина привлекает внимание мужчины, может стать причиной изнасилования.

Теперь приведем слова шейха Махмуда-афанди аль-Уфи, куддиса сирруху:

«Женщина в покрывале - благородная, уважаемая, целомудренная. Мужчина, видя такую женщину, боится причинить ей вред. Про женщину в покрывале нам неизвестно, смуглая она или светлая, красивая или нет, но известно, что она целомудренна. Женщина без покрывала как брошенный дом без крыши - он не защищен от ветра и дождей. Так и женщина без покрывала не защищена от внешнего воздействия».

Женское покрывало способствует крепкой семейной жизни.Чтобы укрепить семейные отношения между супругами, чтобы в семье были любовь, уважение, внимание, общение, искренность, доверие, преданность, супруга не должна расстраивать мужа и давать ему повод для ревности. Поэтому лучше для нее будет скрываться от посторонних взглядов.

Всевышний говорит в Коране, в 59-м аяте суры "Ахзаб" (смысл):

"О Пророк! Скажи своим жёнам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала [укроются ими так, что будут видны только одни глаза, чтобы видеть ими, когда они отправляются по необходимости]. Это лучше, чтобы их узнавали (что они являются свободными и благочестивыми женщинами), и чтобы им не причинили никакой обиды. И Аллах - прощающий (тех, которые обращаются к Нему с покаянием), (и) милосердный (к ним) (так как Он принимает их покаяния)!"

Так как в семейной жизни жена руководит домашними делами, ей нужно всеми силами беречь имущество мужа, детей и себя. По причине нескромности она может упасть в глазах мужа, потерять его доверие, надежность.

Для женщины является обязательным (ваджиб) одевать перед мужем красивую одежду, и если она этого не делает, то она выступает в первую очередь против Аллаха.

Покрывало не делит женщин на красивых и безобразных, молодых и старых, оно принимает всех, а значит, женщины чувствуют себя в нем одинаково, так как покрывало помогает достижению довольства Аллаха.

Покрывало помогает счастливому балансу общества.

Религия Ислам призывает общество очищаться от скверны, которая пробуждает похотливые желания.

Как известно, неизбежными чертами в обществе являются гордость, показуха, гнев, унижение, зависть, безжалостность, ненасытность, эгоизм, неверность, корыстность, бесстыдство, неблагодарность, расточительство, обман, двуличие, наигранные общения. И это общество живет с вышеперечисленными комплексами. Находясь в нем, легко потерять доверие к нему.

Общество в котором женщина не покрыта, будет порождать смуту среди молодых мужчин.

Бакр бин Абдуллах Абу Зейд так говорит о хикматах (мудрости) покрывала:

1. Сохраняет честь.
2. Помогает быть сердцу чистым (от плохих мыслей).
3. Оберегает нравственные ценности.
4. Признак целомудрия.
5. Препятствует наущениям шайтана.
6. Оберегает скромность.
7. Защищает от прелюбодеяния.
8. Тело женщины является ауратом, а хиджаб - это способ для покрытия аурата.

Мустафа Хаджиоглу

С турецкого языка перевела Аиша Хумейра.

Обычай покрывать голову среди женщин ислама существует очень давно. Неужели причина только в религии? Это было бы слишком просто, наверняка есть что-то ещё. Давайте же разберемся, в чём тут соль и почему мусульманки носят платки.

Несомненно, религия играет большую роль в исламском обществе. Согласно Корану, священной книге мусульман, женщина должна вести себя скромно и не демонстрировать напоказ красоту, предназначенную исключительно для мужа. Пожалуй, не стоит пытаться найти в этом какой-то здравый смысл, ведь ясно же, что Коран был написан мужчиной.

  • Читайте также :

Прогрессивная часть мусульманского общества давно поняла, что этот постулат, мягко говоря, не соответствует нынешним реалиям. Однако, решившиеся сломать традицию сразу же подвергаются осуждению со стороны более консервативных окружающих: родителей и мужей. Давление это настолько велико, что большинство женщин даже не пытаются что-то изменить.

Красота

Казалось бы, какая может быть красота, если женщина укутана с головы до пят в бесформенный балахон? Но это на наш, западный, взгляд. На самом же деле у мусульман просто другое понимание значения этого слова. Красота для них — нечто вполне осязаемое и материальное, имеющее собственную ценность. Если женщина просто так всем показывает свою красоту — ее ценность в глазах мужчин уменьшается.

В их понимании, чтобы увидеть красоту женщины — нужно приложить усилия: жениться на ней и обеспечивать ее. При этом, подобное отношение, по их мнению, повышает самооценку и достоинство женщин. Если мусульманка носит платок — это делает ее менее доступной, более ценной и уважаемой. Причем, опять-таки, с точки зрения мужчин.

  • Не пропустите :

Мнение женщин

Хорошо, в странах, исповедующих ислам, сильны традиции и влияние общества. Это понятно. А что происходит, если женщина меняет общество? Почему мусульманки носят платки, даже живя в Европе? Тут мнения разделились.

Часть замужних дам объясняют ношение хиджаба или паранджи тем же, что и их землячки: влияние религии, сильные традиции, мнение общества, отношение мужа. Другие видят в этом способ самоидентификации, нежелание забыть свою культуру.

Более интересные мысли высказывают незамужние девушки, которые, несмотря на отсутствие какого-либо давления, продолжают носить платок. Они считают унизительным сам факт того, что их внешность может быть предметом оценки или обсуждения. Неважно, мужчины это или женщины, никто не имеет права судить, красивы они или нет, считают молодые мусульманки.

Второй аргумент, который часто можно услышать от молодежи: они носят платок для того, чтобы о них судили по их интеллекту и способностям, а не по физическим данным. Как вам такое?

Кто знает, что именно из вышеописанного является истинной причиной того, почему мусульманки носят платки. Последний довод звучит весьма убедительно, однако неужели для достижения полного равноправия с мужчинами обязательно одевать паранджу?..

В переводе с арабского слово «хиджаб» означает преграду. Иными словами, хиджабом называют одежду, которая призвана скрыть от посторонних глаз женское лицо и тело. По различным причинам, таким как вероисповедание, семейные традиции, личный выбор мусульманские женщины облачаются в одежду, которая полностью скрывает то, что по законам Шариата нельзя выставлять напоказ.

В последнее время, хиджабом именуют специальный мусульманский платок, которым можно закрыть волосы, шею и часть лица .

История ношения закрытой одежды уходит в Древний Иран. В персидской культуре для женщины любого возраста считалось позорным поступком выйти на улицу в лёгкой и открытой одежде, поэтому она накидывала на себя покрывало . Женская красота вызывала завистливые взгляды, а для семьи мусульманки это являлось оскорблением. Жених мог увидеть свою нареченную до свадьбы только один раз, при этом её лицо и тело были полностью спрятаны под палантином.

Кроме того, полностью закрытые женские лица и тела не могли видеть посторонние женатые мужчины, считалось, что так они оставались верными своим жёнам, не вступали в половые связи на стороне, соответственно не могли заразиться венерическим заболеванием. Некоторые женщины с недостатками фигуры и особенностями лица скрывали под одеждой всё то, что считалось изъяном.

После иранских женщин хозяйками хиджабов стали мусульманки из Азии, Туниса, Египта и даже Европы. Сейчас в большинстве европейских стран представительницы Запада отстаивают свои права, например, во Франции мусульманские женщины устраивают пикеты за право носить ту одежду, которую они считают приемлемой в силу их вероисповедания. Они не скрывают тела и лица не только прогуливаясь по городу, но и при посещении общественных пляжей. Не все европейцы одобряют данные традиции, но приходится мириться с тем, что это безоговорочное право каждой мусульманской женщины, которое нужно уважать.

Не путайте хиджаб с паранджой. Паранджа не является обязательной для ношения мусульманками.

Зачем его носят?

Важно понимать, что хиджаб – это не любое, закрывающее женское тело, одеяние. В соответствии с Кораном важными условиями платка, именуемого хиджабом, являются:

Современные девушки не соблюдают и половины этих условий, тем не менее, продолжая называть любой платок хиджабом. Они считают, что если скрыли от мужских глаз своё тело под длинным непрозрачным одеянием, значит выполнили свою миссию и могут считаться истинными мусульманками, соблюдающими Коран, но это неверно. Цель ношения хиджаба заключается в ином.

К закрытию от посторонних глаз женских прелестей мусульманок начинают приучать с раннего возраста, примерно, с шести лет. Первый раз надеть хиджаб девушка может с наступлением совершеннолетия . Но не нужно путать возраст по дате рождения и возраст, когда девочка становится девушкой. У мусульман принято считать, что совершеннолетие наступает с приходом первой менструации. Иными словами, девушка надевает хиджаб по достижении 12–14 лет.

Основная идея ношения закрывающих одеяний – покорность и смирение . Мусульманских женщин учат этому с самого рождения. Они должны привлекать мужчин не красотой, а своим умом, скромностью, поведением, характером, искренностью. Внешние данные уходят здесь на второй план, отодвигаются в сторону. Неважно как девушка выглядит, гораздо важнее, что у неё на сердце и в душе, что скрывает её внутренний мир.

Ещё одна мысль, которую проповедует ислам – повиновение и послушание приближают человека к Аллаху. Хиджаб – это тень Всевышнего, которой он покрывает женщину, тем самым защищая её и укрывая от всего дурного. Истинные мусульманки, соблюдающие законы Корана, и носящие скромные скрывающие тело одежды, обязательно предстанут перед Аллахом и попадут в рай. Хиджаб не только скрывает девушку от постороннего дурного глаза, он очищает её душу, делает её скромной, а все её помысли чистыми и непорочными . Самолюбование и выставление тела напоказ неприемлемо, это может помешать войти в рай. Не покрывают себя только блудницы.

Но, из правил ношения хиджаба есть исключения . Его мусульманка может не носить при муже, близких родственниках, собственных детях любого пола и других женщинах. Кроме того, разрешено не надевать платок при родственниках-мужчинах. В этом случае девушке предоставляется право выбора, скрывать своё тело или нет. Перед мужем, находясь в собственном доме, женщина имеет право ходить в любой одежде из обычного магазина, в то числе в одеяниях, которые носят христианки.

Плюсы и минусы хиджаба

В Европе принято считать, что мусульманская одежда слишком плотная и носить её в жару просто невозможно. Давайте развеем этот миф. Изготавливают хиджаб из плотного материала тёмных оттенков: чёрный, коричневый, тёмно-синий, тёмно-бордовый . Современные мусульманки предпочитают более светлые и яркие цвета, такие розовый, белый или голубой, а также выбирают полупрозрачные ткани. Но такое одеяние назвать хиджабом сложно.

Истинный мусульманский наряд шьют изо льна или хлопчатобумажной ткани. Казалось бы, как можно носить тёмное покрывало, скрывающее всё тело в жару? Ведь в тех странах, где чаще всего можно встретить женщин, облачённых в хиджаб, летом на солнце температура достигает 40 градусов по Цельсию. В такую жару мы все стараемся снять с себя, как можно больше одежды, как же мусульманки спокойно гуляют в платках?

Из-за того, что для шитья хиджаба используются только натуральные материалы , в нём не жарко. Ткань пропускает свежий воздух, кожа дышит и, к тому же, скрыта от прямых солнечных лучей. Поэтому ношение в летний зной покрывала для мусульманских женщин это не минус, а скорее плюс.

Ещё один минус, как считают европейские женщины, это принуждение. То есть, мусульманка не вправе самостоятельно выбрать понравившуюся одежду, а вынуждена облачаться в то, что принято Кораном. Заметим, что кроме хиджаба, ни одно одеяние Кораном не предусматривается к ношению, как обязательное. Так как к платку девочек приучают с юных лет, для них это норма. Они надевают хиджаб не потому, что кто-то их заставляет его надеть. Они покрывают голову, потому что считают это правильным . Традиции существуют во всех странах и во всех религиях, одна из мусульманских традиций – носить хиджаб. Истинные мусульманки почитают этот закон и не считают его принудительным.

Отметим ещё один плюс ношения мусульманского платка. Мы живём в эпоху, в которой каждый выставляет напоказ то, что отличает его от других. Чаще всего это хороший достаток, который женщины демонстрируют, расхаживая по улицам в дорогих мехах и украшениях. Кто-то увеличивает губы или грудь, что тоже является «всеобщим достоянием». Мусульманки с рождения отличаются скромностью, а хиджаб эту скромность лишь подчёркивает. Под покрывалом не видно, насколько женщина обеспечена. Это делает их равными между собой и не даёт повода для зависти.

Также, хиджаб – это освобождение от косых взглядов . Не все мы от природы совершенны, похвастаться безупречной кожей и красивой фигурой может не каждая девушка. Хиджаб скрывает недостатки внешности и изъяны.

Отличия хиджаба от других женских мусульманских головных уборов

Не нужно путать хиджаб с остальными мусульманскими головными уборами. Европейцам может показаться, что они ничем не отличаются, но это не так. Самые распространённые палантины, которые принято носить в странах Азии и Востока:

Как правильно носить хиджаб?

Несмотря на то что хиджаб не позволяет женщине открыть волосы, скрывает шею и плечи, но и в нём можно выглядеть обворожительно и женственно. Начнём с того, что недостаточно просто повязать его на голову, как обычный платок и называть хиджабом. Носите мусульманский палантин правильно:

Современные мусульманки украшают платок различными элементами декора: красивыми заколками, бусами, цепочками. Но такие украшения Коран не приемлет, поэтому сложно назвать такой головной убор хиджабом, скорее это просто платок, покрывающий голову . Для того чтобы платок не скользил по волосам, под него надевают боне. Это специальная шапочка из тонкой ткани, к которой палантин крепится иголками. Она плотно облегает голову, позволяет спрятать внутрь волосы. Благодаря боне, хиджаб плотно прилегает к голове без лишних складок.