Что же закладывается в детстве? Формирование характера человека в детстве.

Гульшат Габдрахимова
Мои размышления о роли детства в формировании личности

Вопросы воспитания никогда не были для меня пустым звуком. Я родилась и выросла в семье учителей. И частыми гостями у нас были учителя. Я не раз была свидетелем их жарких педагогических обсуждений, а спорили они о том, каким должна быть молодежь, как следует воспитывать молодое поколение, что является главным в воспитании. И поэтому с проблемами воспитания и образования я знакома с детства .

Уверена, что вопросы воспитания подрастающего поколения всегда стояли, стоят и должны стоять в обществе на первом месте. Ведь от того, каким вырастет новое поколение, зависит будущее страны.

К сожалению, сегодня престиж таких профессий, как учитель, воспитатель невысок. Это очень трудная работа, которая не приносит большого дохода. Но в то же время роль воспитателя, учителя, в формировании духовного мира ребенка, огромна.

И сейчас, работая воспитателем в садике, я понимаю, что, какими вырастут наши дети, - это актуальнейшая проблема нашего времени.

Что «прорастет» из детства ? Являются ли детские годы главной школой жизни? Да, я уверена, именно в детстве закладываются важнейшие нравственные качества личности . Ребенка с детства следует воспитывать так, чтобы он вырос добрым, честным, трудолюбивым. Необходимо развивать его духовный мир, приучать ребенка к активной работе мысли и совести. Мне кажется, эти нравственные вопросы являются сегодня очень злободневными. Почему? Потому что грубость и наглость прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Хамство становится нормой поведения, а не из ряда вон выходящим явлением. Каким же должен быть настоящий воспитанный человек? Что же необходимо сознательно культивировать в семье, садике, школе?

Безусловно, необходимо растить ребенка в уважении к окружающим, в любви и доброте. Но при этом, я уверена, следует учитывать реалии окружающего мира. Идеальное воспитание может сделать ребенка неприспособленным к жизни. Все должно быть в меру! Ведь впереди ребенка ждет настоящая, суровая, реальная жизнь. И поэтому его с детства необходимо приучать к преодолению жизненных трудностей, к тому, что потребует от него в дальнейшем жизнь, в которой часто манеры и воспитание просто отсутствуют.

Сейчас, работая воспитателем, я заметила, что дети в разной обстановке – разные : в садике, в школе одни, дома они совершенно другие, а на улице уже третьи. А родители подчас этого не замечают или не хотят замечать.

Также, будучи воспитателем, я, к сожалению, замечаю, что семейные ценности теряют свою необходимость. Некоторые родители видят задачу только в том, чтобы обуть, одеть, накормить свое чадо. Они не задумываются над вопросами нравственного воспитания своего ребенка. И даже страшно подумать о том, каким будет следующее поколение, если уже нынче люди не воспитанные! Как же они смогут воспитать своих детей? Ведь уже в самых маленьких жителях нашей земли виден результат : они с ранних лет курят, ругаются матом, распивают алкоголь, а помощь другим стала чуждым для них. Невоспитанность и хамство - это сегодня уже норма, повседневность. Сможем ли мы их исправить? Сможем ли, чтобы заповедь «Человек человеку друг, товарищ и брат» стала для наших детей непреложным нравственным законом?

Как воспитателя, эти вопросы волнуют и меня. С данными проблемами я сталкиваюсь почти каждый день. И я хочу с самого раннего детства воспитывать детей так, чтобы они умели отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в ней нуждается. Я стараюсь, чтобы для моих воспитанников нормой поведения стало не хамство и грубость, не наглость и невоспитанность, а доброе, честное, вежливое отношение ко всему, что их окружает, чтобы они всегда помнили о простых истинах в отношениях с людьми.


1. Самооценка, отношение к своей внешности, своим талантам, своим возможностям, признание собственной ценности и значимости, вера в свои силы, ощущение своих огромных ресурсов, умение постоять за себя и найти достойное место в любой иерархии.

2. Навыки общения, проявление потребности в общении, интерес к миру людей, умение угадывать чувства и настроения окружающих, дружелюбное отношение к людям в сочетании с уважением к себе и умением постоять за себя.

3. Доверие к миру и желание активно искать свое место в нем, способность расширять собственное сознание и осваивать все новые сферы жизни, потребность в поиске, новизне.

4. Половая идентификация, принятие женского или мужского поведения.

5. Навыки общения в семье, важнейшая потребность принадлежности к семье, привязанности к ней, отработка навыков общения в семье, потребность заботы о членах семьи, получение радости от заботы о близких, стремление делать им подарки и доставлять им маленькие радости.

6. Модель своей собственной семьи в будущем, проекты родительской роли, супружеской роли, поведения в быту и отношения к ребенку в своей будущей семье.

7. Умение выживать в стрессовых ситуациях, не терять надежды в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. То, как взрослый человек будет реагировать на стресс, будет ли он впадать в панику, испытывать тревогу и страх или будет способен к спокойному, рациональному разрешению возникшей проблемы, будет во многом определяться его детским опытом.

8. Способность адаптироваться к новым условиям, принимать жизненные потери, держать удар, который наносит судьба, самым удивительным образом зависит от уроков, данных родителями.

9. Навыки биологического выживания, умение удовлетворять биологические потребности, стремление самостоятельно прокормить и согреть себя, постоянно улучшать условия своей жизни.

10. Умение руководить, заставлять других делать то, что хочет человек, подчинять своей воле, манипулировать, демонстрировать силу и отстаивать свои интересы.

11. Возможность выражать свои чувства. Нормальная самооценка и доверие к миру, заложенные в раннем детстве, получение поддержки со стороны семьи будут способствовать выработке открытости, проявлению желания делиться своими чувствами.

12. Способы выражения негативных чувств, гнева, несогласия закладываются в раннем детстве, причем они часто представляют собой копию родительского поведения.

13. Физическое здоровье во многом зависит от детского опыта, от того внимания, которое уделяла семья физической активности ребенка. Кроме того, отсутствие стабильного семейного окружения и ошибки, допущенные при воспитании ребенка, могут стать причиной хронических психосоматических заболеваний, которые возникают в детстве и становятся нежеланными, но верными спутниками взрослого человека.

14. Травмы, перенесенные в детстве, как бы живут в подсознании взрослого человека и продолжают оказывать свое разрушительное влияние на восприятие мира и отношения с ним..

15. В детстве закладывается система ценностей, которую ребенок принимает из рук родителей.

16. Ребенок перенимает от родителей склонность к выполнению определенных социальных ролей.

17. Родители часто бывают заказчиками жизненного сценария.

Роль детства в становлении личности человека – вот проблема, над которой размышляет автор.

Размышление о роли детства в формировании человек В. Шефнер начинает с рассказа о своем разговоре с известной художницей. Автор спросил у нее, почему на иконах у детей такие взрослые лица и услышал в ответ, что «… живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок». Эти слова подтолкнули В. С. Шефнера на раздумья о том, что « – пора очень напряжённой учёбы, пора освоения и усвоения бытия. В детстве жить очень интересно и очень нелегко».

«Каждый человек – это целый мир»,- считает В. Шефнер, – а «фундамент этого мира человек закладывает очень рано», будучи еще ребенком.

Трудно не согласиться с автором. Не зря говорят, что детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом семена начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся яркими цветами, другие – хлебными колосьями, третьи – злым чертополохом. Вспомним яркие примеры из русской классики.

Так, один из героев романа Л. Н. Толстого « и мир», юный Петя Ростов, унаследовавший все лучшие черты «ростовской породы»: доброту, откры-тость, желание помочь человеку в любую минуту, в годину суровых испытаний не может оставаться дома. Несмотря на запреты и уговоры отца и матери, Петр добился своего: его отправили в действующую армию. И там он проявляет свои лучшие качества, привитые еще с детства. Вспомним, как Петя пожалел французского пленного барабанщика, как щедро угощал своих старших товарищей сладостями, как смело и безрассудно мчался на своем коне в самое пекло боя…

Безоблачным было детство героя романа Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Добрый и отзывчивый мальчик не мог терпеть несправедливости. Об этом мы узнаем из его сна о бедной лошадке, которую забивает на глазах у десятка людей пьяный Миколка. Взрослые опасаются попасть под руку озверевшего человека, а маленький Родя, громко плача и крича, с кулаками набрасывается на хозяина лошади. Это детское воспоминание всплывает в его больном сознании за несколько дней до убийства старухи и, казалось бы, останавливает его, подталкивает на отречение от задуманного…Но, увы!

Таким образом, могу сделать вывод о том, что, безусловно, роль детства велика для каждого из нас. Ведь именно в это время формируется личность человека. И что вырастет из ребенка, красивый цветок или сорная трава, зависит от того, каким будет это детство.

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возрастсюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

Характеризуя человека в жизни, мы часто употребляем слово «личность». Что же такое и чем отличается человек как личность от другого человека? Прежде всего отметим, что личность - это психологическое понятие, с помощью которого ученые определяют наиболее важные и устойчивые психологические черты человека, помогающие нам лучше понять его поступки.

В дошкольном возрасте в личности закладывается очень многое. Это - характер, воля, отношения и чувства человека, его интересы и привычки, потребности и мотивы поведения. Больше всего на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте влияют его общение со взрослыми, складывающиеся с ними и между ними взаимоотношения.

Развитие личности в эти годы проходит через следующие основные этапы. Первый этап приходит на младенческий возраст, от рождения ребенка до одного года жизни. В это время закладываются основы для развития у ребенка таких качеств личности, как доверие к людям, общительность, открытость, доброта, или противоположных им качеств: недоверие, недоброжелательность, замкнутость. То, какие из этих двух групп качеств личности начнут формироваться у ребенка в первый год его жизни, прежде всего зависит от того, как относится к ребенку его родители (если отношение доброе, то у ребенка формируются положительные качества).

Второй этап начального периода формирования личности приходится на ранний возраст, охватывающий годы от одного до трех лет. Ребенок получает представление о том, что хорошо и что плохо. У него начинает складываться самооценка, уровень привязанности, мотивация достижения успехов, элементарные нормы и формы этического поведения.

Третий этап процесса дошкольного формирования личности относится к возрасту от 3 до 6-7 лет. На это время приходится становление волевых черт характера ребенка, ролевого проведения, усваиваются нормы и формы взаимодействия с людьми. Это начальный этап формирования деловых и межличностных качеств личности, таких, как трудолюбие, аккуратность, ответственность, деловитость, общительность.

Для каждого родителя его ребенок - самый умный и красивый, и он готов на все, чтобы его ребенок рос здоровым и счастливым человека. Но хорошее интеллектуальное и физическое развитие не дает полной гарантии того, что ребенок сможет реализовать свои способности. Застенчивость и робость ребенка могут оказаться мощным препятствием на его жизненном пути.

Неуверенность в себе оказывает влияние не только на жизнь человека, но и на отношения с другими людьми. Отсутствие уверенности мешает достигать поставленных целей, препятствует завязыванию новых знакомств.

Для того чтобы ваш ребенок стал смелым, уверенным в себе мы для вас разработали практические советы (родителям предлагаются памятки