Что значит духовно развитый человек. Как развиваться духовно: путь к самосовершенствованию

Есть множество трактовок того, что такое духовное саморазвитие. В этой статье дано определение данного термина, а также способы духовного развития человека. Тому, кто считает себя атеистом, будет сложно стать на путь самосознания и выстраивать правильные связи с высшими силами. Это личный выбор каждого, если вы готовы начать, прочтите статью до конца.


Что такое духовное развитие

Духовное саморазвитие в обыденном смысле - слишком широкое понятие, которое нужно для начала конкретизировать. Многие путают развитие такого плана с другими терминами - культурные или нравственные. Люди по ошибке считают, что посещение музеев, театров и выставок, а также чтение литературы помогает духовному развитию. Но это культурное, эстетическое развитие. В результате такого массового заблуждения человек длительное время делает то, что, по его мнению, помогает ему духовно прогрессировать. На самом деле духовное развитие - это различные действия, направленные на постижение духовных законов, мироздания, бога.

Для этого посещают храмы, читают Священные Писания, уходят в паломничество и совершают иные действия. Если эти аспекты в жизни человека отсутствуют, значит, он не развивается духовно. Культурно, нравственно, эстетически - может быть, но только не духовно. Обычно, на путь духовного самосовершенствования человек приходит после того, как в его жизни случаются трудности или тяжёлые моменты. Нехватка денег, ссоры и расставания с близкими людьми, проблемы в трудовой деятельности, борьба с серьёзным заболеванием - всё это подталкивает человек задуматься и начать вести осознанную жизнь, саморазвиваться.

Главная цель духовного саморазвития

Соответственно, главная цель духовного саморазвития - это осознание человеком своей духовной природы , налаживание ранее утраченной взаимосвязи с высшими силами (чаще всего - с Богом). Это долгий процесс, требующий, чтобы человек поставил перед собой главную цель, несущую глубокий смысл.

Человеку, решившему стать на этот путь, потребуется:

  • Заниматься духовной практикой - молитвами, мантрами, медитацией.
  • Внимательно изучать и осмыслять Священные писания.
  • Общаться с просвещёнными людьми на глубокие духовные темы.

Всё это должно помочь человеку понять, как именно нужно строить взаимосвязь с Богом и что требуется для этого делать.

Считается, что все религиозные традиции должны привести к одному, Единому Богу. Одна религия не может быть выше другой. У всех имеется общая цель - познать Бога , установить с ним правильные связи и отношения. Именно это является главным стимулом для духовного прогресса. Все материальные блага даются человеку по воле Бога. Если человек преследует корыстные и эгоистичные цели, и обращается к высшим силам ради расширения своего материального Богатства, то Господу это не нравится, и он скрывается от обращений таких людей.

Следовательно, не стоит заниматься духовным развитием с целью получения материальных благ. В итоге человек запутается в материальных потребностях и сойдёт с духовного пути. Человек, чтобы успешно установить связь с Богом, должен сначала очистить сердце и душу от корысти и грехов. Именно духовная практика помогает человеку изменить свой характер, побороть негативные качества и взрастить позитивные, плюс - очистить разум и чувства от доминирования материальных желаний. Это главная цель саморазвития, позволяющего прогрессировать в духовном плане.

Что происходит в результате этого развития

Занимаясь духовным саморазвитием, человек постепенно лишается иллюзий о материальных ценностях. При этом не отказывается от культурного, эстетического и нравственного развития, и продолжает заниматься своей трудовой деятельностью. Просто главный фокус смещается именно на налаживание связей с Богом и самосознание, происходит постепенная переоценка ценностей. Разум человека находится в поиске того, как правильно выстроить взаимоотношение с Господом, а характер человека перестраивается.

С чего начать духовное развитие

Человек, искренне решивший заняться духовным саморазвитием, должен действовать в рамках нескольких направлений:

  1. Для начала, он должен выбрать ту религию, которая ему близка и понятна. Это его свободный выбор - иначе человек не будет искренним в своих действиях или намерениях. Обычно, это та религиозная традиция, к которой он уже культурно приобщён, которая доминирует в его окружении.
  2. Выбрав религию, нужно наладить контакт с возвышенными людьми - теми, кто является сведущим в данной религиозной традиции . С ними необходимо регулярно общаться на духовные темы, просить разъяснений по интересующим вопросам.
  3. С первого же дня человек должен заняться духовной практикой, то есть молиться, изучать соответствующую литературу. Особое внимание нужно уделить изучению Священных Писаний, действующих в данной религии.

В первые несколько лет человеку хватит следовать этим рекомендациям. Все эти действия нужно регулярно воспроизводить в жизни. Позже, он придёт к другим вещам, которые необходимы для дальнейшего духовного обогащения.

Итак, человек определился с приобщением к какой-то религиозной традиции. Люди разные, и поэтому определённая религия может понравиться одному человеку, но не подойдёт другому. Но это не должно вести к соперничеству между людьми - это действия фанатиков, которые не приводят ни к чему хорошему.

Будучи взрослым и самостоятельным, человек может поменять духовную традицию. Выбирая религию, нужно ориентироваться на следующие критерии:

  1. Религиозная традиция должна вести к Единому Богу.
  2. Её положения должны основываться на древних Священных Писаниях. В рамках данной религии должно быть множество личностей, признанных Святыми. Обычно это те, кто при жизни вёл себя согласно положениям религии и совершал богоугодные поступки.
  3. У данной традиции должно быть много последователей, которые смогли достигнуть важных результатов, измениться духовно. К примеру, человек отказывается от вредных привычек, поборет разврат и безнравственность, тягу к насилию и тому подобное.
  4. В выбранной религии должны существовать духовные практики, которыми занимаются её последователи . Речь идёт, прежде всего, о молитвах, призывах к высшим силам.
  5. Человеку должно быть комфортно в рамках данной религиозной традиции. Не должно быть неприятных ощущений, сомнений. Желательно, чтобы на начальном этапе обычаи и правила этой религии его устраивали. Позже они станут ему намного ближе.

Это лишь основные критерии, которые нужно учитывать при выборе духовной традиции в самом начале. Если человек ни готов или не желает развиваться духовно в рамках религии, он может сделать, это, не приобщаясь ни к одной из них. Поскольку все религиозные течения проистекают из одного начала (то есть веры в Единого Бога и правил взаимосвязи с ним), то человек не обязан привязываться к одной религии. Главное - приобщиться к Богу.

Искренние последователи какой-либо религии не претендуют на истинность того течения, к которому они приобщены, и не отторгают иные течения. Во главе угла стоит представление о том, что во всём есть проявление Бога, каждый может прийти к Всевышнему по своему пути, сделав выбор в пользу определённой религиозной традиции.

Именно любовь к Богу и всему живому, искренняя и бескорыстная, должна быть высшей ценностью, преследуемой человеком . Именно это является религией, остальное - лишь дополнением. Любое истинное течение опирается на четыре положения:

  • Чистота. Касается внешнего вида, мыслей и речи, а также поступков, совершаемых человеком.
  • Аскетизм. От человека не требуется быть отшельником - нужно лишь жить просто, не брать сверх того, что нужно. Это разумный, здоровый образ жизни, исключающий вредные привычки и излишества.
  • Милосердие ко всему живому. Речь идёт о ненасилии над живыми существами.
  • Стремление к правде. Прежде всего, нужно правдиво признаться себе в том, какие грехи были совершены, и искренне раскаяться в этих поступках. Человек не должен заниматься самообманом, оправдывать неправильные поступки. Нельзя оправдывать такие действия внутренней слабостью - наоборот, нужно побороть такие проявления.

Если человек самостоятельно развивается во всех четырёх направления, то он будет духовно прогрессировать. Религия же, по сути, является лишь инструментом, который помогает человеку прийти к Богу. Важна регулярная духовная практика.

В рамках каждой религии дан определённый узкий путь, ряд рекомендаций, помогающих человеку постигнуть Абсолютную Истину. В них также есть множество предрассудков и ограничений.

Во всех течениях есть свои пути. Бог же находится выше религии - они появились благодаря ему, значит, каждая традиция тоже принадлежит ему. Следовательно, взаимоотношения человеческой души и Всевышнего не могут ограничиваться положениями одной парадигмы. Для начала, человеку нужно правильно настроить своё подсознание. Необходимо ежедневно признаваться в любви к Богу и живым существам. Это можно сделать, просто ежедневно записывая в тетрадку главные цели в жизни и благодарность Всевышнему.

Помимо этого, нужно бескорыстно служить Богу и всему живому , не требуя взамен ни вознаграждения, ни славы, ни благодарности и похвалы. Нельзя никому рассказывать о таких поступках - это хвастовство, проявление корысти.

Человеку сложно сразу стать бескорыстным, это то умение, которое развивается постепенно. Сделать это можно только служа кому-либо. Со временем сердце станет чище, придёт настоящее бескорыстие.

Осуждать и критиковать людей за их убеждения также нельзя. Проявления осуждения, презрения и ненависти к последователям и установках других религий также отбрасывают человека назад, мешая ему развиваться духовно. Каждый должен жить так, как он хочет.

Однако человеку всё равно нужно общаться с религиозными людьми, независимо от отношения к какой-либо религии. Они также стараются прийти к Богу, следовательно - являются его единомышленниками. Главное - чтобы эти люди были адекватны, не являлись фанатиками, мирно относились к другим религиям и их представителям. Сам человек также должен идти своим путём, но не осуждать выбор других. Плюс - не относиться к своей жизни слишком категорично - всё имеет свойство меняться, и никто не знает, как именно изменится его путь со временем.

Способы духовного развития

Ниже даны несколько способов того, как стимулировать духовный рост.

Самосознание

Речь идёт об изучении себя. Человек должен давать себе отчёт о своём характере, поведении, потребностях, реакции на определённые ситуации. В том числе в негативных сторонах своего характера. Нужно быть честным и открытым перед самим собой, воспринимать себя как многогранного человека, со своими достоинствами и недостатками . Это первый шаг на пути к тому, чтобы безоценочно относиться к другим людям, не ожидать от них больше, чем они могут сделать на самом деле.

Всё это поможет достигнуть внутренней гармонии, баланса и свободы. Человек начинает воспринимать реальность такой, какой она на самом деле является. Без лишних иллюзий, фантазии и ожиданий. Он понимает, что все люди и мир не являются совершенными. К нему приходит осознание того, что он должен сделать. Появляется умение спрогнозировать и объяснить собственную реакцию на то или иное событие и явление, поскольку человек уже знает своё мироощущение.

Изучение литературы

Речь идёт, прежде всего, об изучении Священных Писаний, существующих в рамках каждой религии. Прежде всего, это:

  • Тора.
  • Коран.
  • Бхагавад-гита и иные.

В них сосредоточена мудрость и духовные знания, накопленные в каждом течении. Их обязательно нужно изучить, чтобы прогрессировать духовно. Полезно обратиться к другим источникам. Если человек смог понять хотя бы часть мыслей, заложенных в Священном Писании, то он становится богаче духовно . Необходимо общаться с приверженцами своей веры. Нужно найти места, где они собираются вместе, и регулярно обсуждать с ними на духовные и нравственные темы. Каждый из них имеет свои знания и опыт, поэтому у каждого есть своя точка зрения на различные проблемы. Выслушивая аргументы и позицию каждого, человек духовно обогащается.

Можно слушать лекции и записи известных лекторов, представителей какой-либо религии. Они несут определённый посыл, помогают человеку проникнуться иным представлением, взглянуть на привычные явления по-другому. Всё это также помогает духовному прогрессу. Лучше будет посетить такое мероприятие вживую - это намного более эффективный способ общения и усвоения информации.

Молитвы и медитация

Молитвенная практика является обязательным условием духовного прогресса. У народов мира существуют свои молитвы.

Важно, чтобы выбранная практика была человеку наиболее близка. Это является потребностью, которую нужно удовлетворять для дальнейшего духовного развития.

Если в религии нет необходимости заниматься молитвенной практикой, а человеку достаточно только быть последователем, чтобы развиваться духовно - это ложная традиция.

Полезно регулярно медитировать. Это помогает сконцентрироваться на важном, сосредоточиться на правильном состоянии и позитивном настрое, определиться со своими чувствами в данный момент.



Окружение

Важное требование, необходимое для духовного прогресса человека. Его окружение должно, как минимум не критиковать и осуждать его за его взгляды. Ещё лучше - чтобы они имели схожий взгляд. Это даст дополнительные силы и мотивацию для занятия самосовершенствованием. В трудные моменты такое окружения поможет человеку справиться с проблемами и продолжить своё развитие.

Лучше найти духовного наставника - человека, который находится на более высоком уровне духовного богатства. Он поможет человеку, укажет на его ошибки, даст полезные рекомендации по саморазвитию.

Наставником может быть любой человек, к которому готовы прислушиваться и относиться смиренно. Наставлять на верный путь может и ситуация, из которой человек может вынести определённые уроки. Но истинный наставник - это тот, кто может давать правильные советы и помогать человеку. Для этого он сам должен долгие годы вести возвышенный образ жизни.

Светлана Румянцева

Проблема духовного развития злободневна и волнительна. При любых культурных и цивилизационных изменениях есть те, кто или интуитивно, или сознательно ищет свой путь и понимает, что духовное развитие для него – это жизненно необходимый процесс и цель. При этом немногие понимают, что такое духовное развитие. Не знают, как его достигнуть.

И действительно: о духовном развитии написаны миллионы трудов и сказаны миллиарды слов, открыты тысячи школ, проповедующих свой путь, но однозначной и универсальной инструкции ещё никто не дал. Искатели секрета духовного развития говорят, что развиваться следует с помощью духовной работы. Логично, но такие высказывания не способны в полной мере раскрыть суть проблемы.

Чтобы понять, как достичь цели, в первую очередь нужно определить цель. Определить понятие «духовное развитие». Толкований понятия духовное развитие (духовность) множество, но, несмотря на такое разнообразие, в каждой трактовке есть его фундаментальные основы. Прежде всего, духовность – это бескорыстная любовь, вера, осмысленность и .

Бескорыстная любовь

Бескорыстная любовь – это всеобъемлющая любовь по отношению ко всему, что окружает человека. Такая любовь исключает желание получить что-то взамен, она не ставит ограничений и условий, лишена . Но, бескорыстная любовь – это оксюморон. Любят всегда за что-то. Даже мать любит дитя за то, что это её ребенок.

Достигнуть бескорыстной любви практически невозможно, но тут важно не достижение цели, а путь к ней. Чтобы прогрессировать в духовном развитии через бескорыстную любовь, нужно принимать окружающий мир и людей такими, какие они есть. Без претензий, .

Важно наблюдать и исследовать людей, пытаться понять мотивы их поступков и причины тревог. Поняв, что стоит в основе намерений и поступков людей, можно избавиться от предвзятости к ним, проникнуться уважением, . Бескорыстная любовь – это любовь не благодаря чему-то, а вопреки всему.

Вера

Вера в данном случае — это не то, что проповедуют мировые религии. Вера для духовного развития – это не вера в кого-то, это понимание того, что всё возможно, и в то, что ограничения существуют только у нас в голове. Чтобы расти через веру, необходимо провести ревизию собственных ограничивающих убеждений и устранить их. Вместе с тем нужно обзаводиться новыми полезными убеждениями, выявить уже существующие и неустанно их развивать.

Осмысленность

Осмысленность – это состояние нахождения в действительности, проживание каждого мгновения жизни, умение фокусироваться на внешнем мире, а не только на собственной персоне.

Крайне важно уметь жить мгновением, это позволяет контролировать свое поведение и эмоциональное состояние, дает возможность наслаждаться процессом, а не только результатом. Умение жить «здесь и сейчас» позволит прошлого и разочарований от несбывшихся грёз и мечтаний.

Чтобы научиться жить осмысленно, во всем нужно соблюдать принцип мастеров Дзен, который гласит: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Чтобы понять, как это работает, попробуйте . Для этого возьмите банан или любой другой фрукт и вместо того, чтобы привычно стремительно его поглотить, разжуйте каждый кусочек в течение минуты. Сконцентрируйтесь на текстуре мякоти, на каждой нотке вкуса и аромата, попытайтесь сделать поглощение как можно длительнее. Важно, чтобы вы выжали из вкуса и аромата банана как можно больше удовольствия и ощущений. Таким способом вы научитесь осознавать значимость каждой частички целых вещей и явлений. Научитесь не обобщать, а чувствовать и видеть многообразие.

Душевный покой

Душевный покой – это ясность мыслей, безмятежное состояние души, раздражения и тревоги. Внутренний баланс и гармония.

Душевный покой достигается путем и чувств. Освобождайтесь от , ненависти, и. Достигнуть полного очищения сложно, но даже попытки избавиться от всего лишнего приносят облегчение.

В обретении душевного покоя есть секрет. Природа не терпит пустоты. Поэтому очищая сознание от мусора, нужно заполнить его конструктивными мыслями, полезными идеями, приятными чувствами и хорошим настроением. В противном случае пустота может снова заполниться нечистотами.

Что такое духовное развитие?

В целом духовный рост можно описать как трансформацию общего понимания мира и себя в нём. Такая трансформация влечет за собой очищение сознания от негативных убеждений и деструктивных мыслей, формирует и созидающий образ жизни.

Высокодуховная личность – это душевный покой, принятие себя и окружающей среды без искажения.

Зачем развиваться духовно?

Развитие нужно для улучшения жизни.

Его жизнь подобна потоку чистой горной реки. Такой человек чувствует себя в разы лучше, чем запуганная, агрессивная, полная ненависти и тревог личность, пытающаяся скрыться от реальности в выдуманном собой мирке.

Духовность дает возможность освободить и плодотворно использовать энергетические резервы, какие растрачивались на отрицательные чувства, мысли и действия. Развиваясь духовно, человек движется к гармонии и созиданию.

Как развиться духовно?

Прогресс в духовном развитии зависит от формирования его фундаментальных основ: бескорыстной любви, веры, осмысленности и душевного покоя. Сейчас вы ждете инструкций о том, как достигнуть духовности и просветления. Их не будет. Такое желание – это как раз пример ограничивающего убеждения. Шаблоны человеческого мышления сложились так, что люди обязательно ожидают выводов и дальнейших инструкции. Но это не аксиома. Жизнь не всегда дает человеку ответы на поставленные перед ним вопросы, и человеку вместо того, чтобы ждать манны небесной и поводыря, нужно и сделать самостоятельный шаг вперед.

Начните путь к духовным высотам с работы над этим убеждением.

В целом развитие – это естественный процесс. Это природный физиологический механизм, который функционирует, если человек создает необходимые условия для его проявления и работы.

Жизнь не даёт никакого другого правила, кроме безусловного принятия жизни. Все, от чего мы отворачиваемся, игнорируем и убегаем, всё, что мы отрицаем и ненавидим, в конечном итоге оборачивается против нас и становится причиной нашего уничтожения. И то, что воспринимается нами обидным и нездоровым или кажется отвратительным и безрассудным, станет ключом к красоте, радости и силе, встретив открытый разум. Каждое явление и момент станет золотом тем, кто видит их такими.

Физическое тело

Вместе с тем важно помнить, что кроме тонкого тела (души) человек еще имеет тело физическое. Развиваясь духовно нужно не забывать и о развитии физическом. Недаром говорят, что в здоровом теле здоровый дух. Через телесные ощущения человек воспринимает процессы, происходящие как в нём самом, так и за пределами самого тела.


Тело – это большой, сложный, но утончённый проводник между окружающим миром и человеческим сознанием и духом.

Чтобы проводник работал хорошо и способствовал духовному развитию к нему нужно относиться с любовью и заботой. В противном случае этот большой медиатор, как испорченный телефон, будет передавать сознанию искаженные и неправдивые сигналы окружающего мира.

Гармония формы и содержания

Гармония формы и содержания – это еще один закон развития человека. Кроме физических упражнений и здорового питания, есть несколько ментальных принципов, воздействующих на физическое здоровье.

Первый принцип. Человеку нужен . Личность без глобальной цели-миссии, без осознания причин своего пребывания на земле, не достигнет успеха в жизни и высокого уровня развития. Ни физического, ни духовного. Но, учитывая этот принцип, помните, что для каждого человека смысл жизни (опять же) свой и воплощается он для каждого по-разному.
Принцип второй. Этот принцип о самосовершенствовании. Если человек не идет вперед, то он непременно движется назад. Следуя этому принципу, человек получает ежедневный физический и духовный рост.
Третий принцип. Принцип равновесия и оптимизма. Человек, придерживаясь этого принципа, сохраняет эмоциональное равновесие и оптимистичные взгляды на жизнь.

Путь к духовному развитию долог и тернист, но тот, кто достигнет вершин, понимает, что иным путь не мог и не должен быть. За это человек и благодарен.

Притча о пути к духовному развитию

Мудрец отправился путешествовать и узнать чем люди живут. На своём пути он увидел шумную ораву людей, которые тащили в гору тяжелые камни. По людям было видно, что они утомлены. Ладони людей покрылись мозолями, по лицу градом лился пот. Мудрецу стало любопытно.
— Чем ты занят? – спросил он у одного мужчины.

— Я тащу камни на гору.

— А ты чем? – спросил он второго.

— Я зарабатываю детям на еду.

— Ну а чем занят ты? – спросил он третьего.

— Я строю храм Божий!

Тогда мудрец понял: не важно, что ты делаешь, важно отношение к этому. Одно дело несет человеку боль и мучение, а иному даёт радость.

1 апреля 2014, 17:38

Вообще, интересно получать ответ на вопрос: «Что вы понимаете под словом духовность (духовный рост), вы духовный человек? » Кто-то скажет, что это ходить в церковь и кто-то в театр, читать религиозную литературу или Толстова. Реже услышишь ответ – духовность – это соответствие Богу, или этап восприятия мира.

Если же человек стремиться не в материальном плане, а в плане достижения успехов в своем развитии как личность, личностно расти ( на само развитие), без четкого понимания не обойтись.

Если человек хочет понимать других людей и быть понятым – опять таки – нужно понимать, что –такое духовность и духовный рост, хотя бы приблизительно.

Да и само понятие – может соответствовать духовному росту.

Собрать, изучить, проанализировать – обобщить

Именно такой схеме я и последовал. Собрал в свое время все возможные знания о духовности и путем перебора, небольшой утилизации ненужного, немного опираясь на – приведу обрезанное – пирамиду духовного роста. В целом, которое и даст понимание – что такое духовность. Конечно же, это мое мнение, это не истина — это предположение.

Пирамида духовного развития (роста)

Она же может быть лестницей – по этому, изображена в виде ступенек. Но лестница предполагает – движение, но к сожалению, это редко бывает, чтоб человек подымался на ней ввысь. Каждая ступень – это состояние человеческой души. А конкретней, по НЛП-ёровски: широта и потребностей.

Описание пирамиды духовности

Повторюсь, каждая ступень – отображает мировосприятие и потребности человека. Человек, стоящий на ступени выше – в главную степень «озадачен» соответствующей концепцией, но он в меньшей мере знаком и с нижними уровнями. Чем выше от основания – тем меньше людей этой группы, но возможны исключения, например, самая первая ступень – все же намного меньше, чем ступень выше.

Сверх-животное. Обычно людей данного духовного развития – презирают в обществе. Они могут только «Есть, Спать и Размножаться» и их ничего больше не заботит.

Потребитель . Основа развития экономики. Чем больше вещей в доме, тем лучше. Основная концентрация на то, чтоб что-то приобрести и что-то иметь. Помешаны на новинках, гаджетах, деньгах.

Эстет. Это по сути умный потребитель. Переборщив, кроме вещей он уже может перебирать и взглядами на мир. Часто очень заносчивы, так как они поднялись над сверх-животными и слепым потреблением. Но сами ничего не создают, только критикуют.

Творец. Это те люди – которым не столь важно ничего ниже стоящее – ими движет огромнейшее желание изменить что-то своими силами. Это ученые, инженеры, изобретатели, режиссеры, авторы книг (или сайтов:)).

Искатель. Умея создавать – человек не успокаивается – он видит во всем недосовершенство. И тогда приходит соответствующий вопрос: «Что такое совершенство и что такое истина? » . Занят вечным самосовершенствованием. Он может находиться в вечном поиске.

Благодетель. У них нет найти совершенство, или истины, хотя могут и много думать об этом. Но главная цель их жизни это изменить жизнь всех людей к лучшему. Они переживают за все человечество.

Мессия. Готовы умереть, как и ниже стоящие благодетели за все человечество. Но в отличии он них – обладают твердой уверенностью в глобальном понимании процессов связанных с самим человечеством.

Практические выводы из пирамиды духовного развития

Не бросайте свиньям бисер… . Если вы находитесь на некой ступеньке – вас никогда не поймут те люди, что на более нижней.

Не будьте свиньей. Если вы на определенной ступеньке – вы никогда, может быть, не поймете – почему, к примеру, человек готов умереть (или умер) за свою идею (примеров масса, не только среди верующих, но и даже среди оппонентов – коммунистов…, если не верите – читайте выше еще раз). Т.е. тяжело понять выше-стоящих.

С волками жить…. Общайтесь с человеком на его уровне. Понять на каком уровне человек – весьма просто. Его все заинтересованное внимание будет сводиться к соответствующим разговорам. Трудно общаться с нижестоящими (но вы их будете отчасти понимать, они вас — вряд ли…), и полезно общаться с вышестоящими (но теперь будет недопонимание с вашей стороны).

Не надорвитесь…. Желая вылезть или слезть. Ваш генный код формировался столетиями, ваша личность формировалась годами – просто так быть «как все » не получиться, а вылезти выше – это титанический труд. Есть звезды на небе разной величины – вы одна из них, таков порядок вещей. Не один человек подорвался на стремлении «быть как все » или быть выше своей головы. Уважаемые, кто не согласиться с этим – отлично, значит у вас другой жизненный опыт.

Чем выше, тем тернистей. Если решили лезть выше – вы успокоите душу – но проблем станет больше. Одно дело быть озабоченным заработком – другое пытаться воздействовать на неблагодарное окружение. Вспомните историю, великие изобретатели, ученые и мессии – на сколько мирным был их жизненный путь?

Чем выше, тем интересней. Чем выше ступень, на котором стоит человек – тем больше у него вопросов и ответов. Более высокая ступень влияет на нижнюю. Можно просто питаться едой, но вот достигли ступеньки эстета – и вы уже будете переборщивы в пище, или есть только «кошерную еду ».

Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.

Что такое духовное и нравственное воспитание?

Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека - это сфера нетелесного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия).

Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

  • политика;

  • философия;

    искусство;

Религиозное воспитание

Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух - Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же - принцип единобожия и следование Божьему слову.

Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей - если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие - наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:

    совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;

    посещение мест поклонения;

    соблюдение поста и священных дней;

    празднование религиозных праздников.

Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

    светская этика;

    православие;

Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

Моральное воспитание

Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

    чувства доброты;

    помощь ближнему;

    чувства сочувствия;

    потребность следовать человеческой морали.

Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

В таком случае ребёнок, подросток или взрослый - объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.

Политическое воспитание

Политические воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью - сформировать определенные политические качества.

Его основными задачами являются:

    укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;

    распространения определенного типа политической культуры.

    Рациональный компонент - передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.

    Эмоциональный компонент - это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.

    Правовое воспитание

    Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

    Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

    Правовое воспитание включает следующие элементы:

    • юридический опыт общества;

      педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);

      формы воспитания - внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.

    Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

    Философское воспитание

    Несмотря на то что философия - наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый - в силу своего знания - стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.

    Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

    Воспитание чувства прекрасного

    При словах "духовное развитие" наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

      впечатления;

      чувственно-эмоциональный опыт;

    Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

    Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики - безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.

    После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции "нравится - не нравится", но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.

    Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

    Следующий этап развития - анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.

    Полезно также обсуждение с друзьями.

    Умственное воспитание

    Умственное воспитание - это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:

      логическая мышление;

    • внимание;

      воображение;

      способности;

      развитие склонности и дарования;

      желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

    Получение этих знаний достигается за счёт:

      систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;

      внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

    Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

    Как происходит развитие личности?

    Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

      Младенчество - формируется базовое доверие к миру в лице матери.

      Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.

      Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание. В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития - религиозного, умственного, морального. Поэтому важно уделить игре особое внимание.

      Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки. В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности. Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи - это всего лишь повод стать лучше.

      Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.

      Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.

      Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.

      Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

    Развитие общества

    Духовное развитие общества непрерывно. Его можно разделить на духовный и материальный прогресс, т. е. развитие от низшего к высшему, и регресс - развитие от высшего к низшему.

    Критерии прогресса:

      духовно-нравственный рост личности и общества;

      слабая конфронтация между людьми;

      улучшение взаимоотношений между людьми;

      наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.

    Развитие общества может принимать следующие формы:

      эволюция - постепенное и плавное изменение в духовной жизни человека и общества;

      революция - коренные, быстрые и практически противоположные изменения, которые могут затронуть как одну, так и несколько сторон духовно-нравственной жизни;

    • реформа - комплексные мероприятия, способствующие изменениям одной или несколько сторон общественной жизни.

    Развитие духовной культуры в этом случае - приоритетная задача не только общества, но и государства в целом.

Духовное Развитие – обязательная цель для каждой , для любого достойного человека! Но, Духовное Развитие люди понимают очень по-разному и заблуждений в этой сфере выше крыши. А начать разбираться в этом вопросе лучше всего с адекватного понимания – .

Развитие – это изменение себя, способность человека становиться лучше: целенаправленно раскрывать в себе необходимые таланты, силу, способности, формировать необходимые качества и устранять недостатки, пороки и любой негатив, которые делает человек несчастным, злым и слабым.

И прежде, чем детально рассмотреть – что же такое Духовное Развитие, рассмотрим основные заблуждения, иллюзии, то есть, что духовным развитием не является!

Духовное Развитие или иллюзия совершенства?

Суть такова – истинное духовное развитие всегда подтверждается жизнью человека, его состоянием, ростом чистой и высокой радости в сердце, достижениями и позитивными результатами, в идеале во всех сферах жизни.

Если человек действительно духовно развивается, по-настоящему растёт душой – это неизбежно будет приводить к изменениям всей его жизни: позитивные изменения в нём будут замечать близкие люди, его работа, карьера будет идти вверх, проблемы у такого человека решаются быстро, эффективность всего растёт и он всё больше успевает, получая наслаждение от жизни, растёт его сила влияния на людей, проявляются какие-то новые таланты и способности, которых он раньше в себе не замечал, улучшается материальное благополучие и мн. др. Конечно, это не значить, что всё безоблачно и в жизни не будет никаких испытаний и трудностей, но в целом можно сказать, что вся Вселенная начинает помогать такому человеку.

А если человек, якобы развивается духовно, а его жизнь при этом, не то что не меняется к лучшему, а ещё хуже становиться (радости, энергии – никаких) – это не духовное развитие, а бред, иллюзии, которые неминуемо приведут его к разочарованиям и к краху.

Что не является Духовным Развитием?

1. Просто, прочтение литературы, накопление знаний в интеллекте “на эту тему” . Если Знания (информация) не превращается в опыт, в чувства, качества, навыки – это не Развитие, а в лучшем случае Познание. Развитие и Познание – это совершенно разные вещи, приведу цитату из великолепной книги “Две Жизни”:

“Вы можете мне ответить, что всё это вы знаете и понимаете, но я скажу вам, что вы ничего не знаете и не понимаете. Потому что на языке мудрости Знать – это значить уметь, а Понимать – это значить действовать. Тот, кто говорит, что он знает и понимает, а не умеет действовать с воодушевлением в своём трудовом дне, – на самом деле ничего не знает. Он по своей деятельности ничем не отличается от цирковых собак и лошадей, которые просто усвоили ряд привычных ассоциаций, воспринятых в той или иной последовательности”.

2. Многочасовое сидение в медитации и многочисленные духовные практики, без реализации соответствующих знаний в собственной судьбе , тоже мало чего стоят. Что толку владеть энергетическими техниками, знать множество молитв и мантр, если ты не воспользовался всем этим, чтобы улучшить жизнь свою и других людей, если ты сам, как личность – ничуть не изменился в своих убеждениях, целях жизни, в масштабе своей личности. Это не духовное развитие, максимум это вскармливание своего всегда голодного эго.

3. Отрыв от людей и общества, уход в себя, рост закрытости, высокомерия и т.п. Духовное развитие – всегда должно быть подчинено Высокой Цели Служения Миру. Если у человека нет такой Цели, делать мир лучше, любить людей и помогать им, всё его развитие выльется в Гордыню-Гималаи, в иллюзорное возвышение над другими и приведёт, рано или поздно, к неизбежному падению-краху.

4. Различного рода крайности! А) Часто человек, который начинает заниматься духовным развитие (как он считает), забывает о своих обязанностях, о Долге перед своей Семьёй (уходит из неё, оставляет детей, т.д.), перед Обществом (бросает работу) – это большое заблуждение! Духовное Развитие, наоборот должно вести к более эффективному и достойному выполнению своих обязанностей перед теми, кто дан человеку Судьбой, перестаёт ценить данное и, как следствие, быстро теряет (остаётся ни с чем).

В) Отказ от материального! Духовное развитие – не предполагает бедность и отказ от материальных ценностей, наоборот, чем больше в человеке духовной силы, тем большим финансовым потенциалом он способен управлять и делать это на благо всего Общества. Груджиев (Духовный Учитель) по этому поводу говорит та: – “Духовным Развитием может заниматься только человек, который способен прокормить 10 себе подобных” . Слабому человеку, который даже себя прокормить не может, рано заниматься духовным развитием, у него даже не сформирована ответственность за собственную жизнь.

С эзотерической точки зрения, Духовное Развитие – это стремление и раскрытие чакры , а для этого у человека должны быть более менее раскрыты и развиты предыдущие две чакры ( и ).

Есть и другие иллюзии по духовному развитию, которые нужно развенчать.

Духовность – одно из наиболее сложных понятий на Земле. О ней написано и сказано очень много, но, исчерпывающего, убедительного определения пока еще никто не дал и не достаточно ясно, для чего она практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее развития. Сформировать цельное понимание духовности не позволяет множество стереотипов и противоречий, поэтому рассмотрим первичные вопросы духовности: ее понятие, значение, развитие и основные ошибки.

Понимание духовности. Духовность – это реализованные в человеке знания о Боге, Добре и Зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с высшими силами, самим собой и окружающим миром. Эти знания определяют большую часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям и многое другое.

Наиболее важные цели духовного развития: достижение совершенства (внутренней силы, позитивности), познание и реализация своего предназначения. Истинно духовные знания делают жизнь человека радостной и счастливой, позволяют получить власть над собой и своей судьбой, приближают его к Богу. Псевдодуховность, различные заблуждения делают человека слабым и злым, ведут к страданиям и несчастью, противопоставляют его воле высших сил.

Внутренняя сила – способность достижения каких-либо значимых целей и преодоления жизненных преград. Она свойственна немногим, они с ней рождаются или сами формируют себя, получая соответствующее воспитание, они четко знают, что хотят, имеют огромное стремление к цели, непоколебимую уверенность в себе и своих силах. Они не надеются на случай и убеждены, что все в этом мире необходимо заслужить своим профессионализмом, развитием и деятельностью, они активно действуют и достигают цели, уважения и признания окружающих. «Ничто меня не остановит» – их девиз.

Слабость – бесцельное существование, отсутствие достоинства, уважения окружающих и каких-либо значимых достижений, бесконечные сомнения, неуверенность, уязвимость и т.д. Таких людей большинство, преграды их останавливают, неудачи ломают, а они только оправдываются: «Что я могу сделать?».

В эзотерике внутренняя сила имеет множество четко определенных уровней (этапов развития), которые описывают логику и последовательность изменения всех основных составляющих человека: от его убеждений до внешних проявлений. Понимание этих уровней крайне необходимо людям, так как позволяет определить направленность эволюции человека, ступени его духовного развития, оценить себя, свои силы и найти свое место в общей иерархии существ, чтобы ставить более сложные, но реальные цели и задачи, и ответить на множество других вопросов. Получение силы подчинено универсальным законам, но она может быть светлой или темной, что определяется реализуемыми целями и методами.