Деление. Простые способы, как быстро делить в уме

Деление в столбик - это неотъемлемая часть учебного материала младшего школьника. От того, насколько он правильно научится выполнять это действие, будут зависеть дальнейшие успехи в математике.

Как правильно подготовить ребенка к восприятию нового материала?

Деление в столбик - это сложный процесс, который требует от ребенка определенных знаний. Чтобы выполнить деление, необходимо знать и уметь быстро вычитать, складывать, умножать. Немаловажными являются знания разрядов чисел.

Каждое из этих действий следует довести до автоматизма. Ребенок не должен долго думать, а также уметь вычитать складывать не только числа первого десятка, а в пределах сотни за несколько секунд.

Важно формировать правильное понятие деления, как математического действия. Еще при изучении таблиц умножения и деления, ребенок должен четко понимать, что делимое - это число, которое будет делиться на равные части, делитель - указывать, на сколько частей нужно разделить число, частное - это сам ответ.

Как пошагово объяснить алгоритм математического действия?

Каждое математическое действие предполагает четкое соблюдение определенного алгоритма. Примеры на деление в столбик должны выполняться в таком порядке:

  1. Запись примера в уголок, при этом места делимого и делителя должны быть строго соблюдены. Чтобы помочь на первых этапах ребенку не запутаться, можно сказать, что слева пишем большее число, а справа - меньшее.
  2. Выделяют часть для первого деления. Оно должно делиться на делимое с остатком.
  3. При помощи таблицы умножения определяем, сколько раз может поместиться делитель в выделенной части. Важно указать ребенку, что ответ не должен превышать 9.
  4. Выполнить умножение полученного числа на делитель и записать его в левой части уголка.
  5. Далее, нужно найти разницу между частью делимого и полученным произведением.
  6. Полученное число записывают под чертой и сносят следующее разрядное число. Такие действия выполняются до того периода, пока в остатке не останется 0.

Наглядный пример для ученика и родителей

Деление в столбик можно наглядно объяснить на этом примере.

  1. Записывают в столбик 2 числа: делимое - 536 и делитель - 4.
  2. Первая часть для деления должна делиться на 4 и частное должно быть менее 9. Для этого подходит цифра 5.
  3. 4 поместиться в 5 всего 1 раз, поэтому в ответе записываем 1, а под 5 - 4.
  4. Далее, выполняется вычитание: из 5 отнимается 4 и под чертой записывается 1.
  5. К единице сносится следующее разрядное число - 3. В тринадцати (13) - 4 поместится 3 раза. 4х3= 12. Двенадцать записывают под 13-ю, а 3 - в частное, как следующее разрядное число.
  6. Из 13 вычитают 12, в ответе получают 1. Снова сносят следующее разрядное число - 6.
  7. 16 снова делится на 4. В ответ записывают 4, а в столбик деления - 16, подводят черту и в разнице 0.

Решив примеры на деление в столбик со своим ребенком несколько раз, можно достичь успехов в быстром выполнении задач в средней школе.

Изучать деление дети начинают в 3 классе. К этому моменту они должны полностью разобраться в сложении и вычитании, и изучить таблицу умножения. Без этих знаний разобраться в делении не получится.

Прежде чем научить ребёнка делить столбиком, изучите с ним таблицу умножения.

Для начала объясните малышу сам принцип деления. Сделать это проще на наглядном примере. Попросите его разделить поровну конфеты между игрушками или членами семьи. И постепенно усложняйте задачи. Главное, донести ребёнку что деление — операция противоположная умножению. И ему нужно научится пользоваться таблицей «наоборот». А для этого её придётся выучить «назубок».

Ребёнок должен отличать «делимое» от «делителя» и «частного». Поэтому объясните малышу, что значат эти понятия и покажите их на примере.

Развивайте в ребёнке любовь к математике, ведь малыши легче воспринимают информацию, которая им интересна. Поэтому применяйте полученные знания в домашних заданиях, повседневных делах и играх. Главное, упражняйтесь с улыбкой, тогда занятия станут тяжёлой повинностью.

Делим числа: наглядный пример

Для примера начните с трехзначного числа 315 и поделите его на 5. Пошаговая инструкция:

    1. Запишите цифры и разделите их «уголком».
    2. Числа делятся слева направо, поэтому для начала пробуем разделить 3 на 5.
    3. Так как тройку нельзя поделить на 5 без остатка, то сносим к ней следующую цифру и делим уже 31.
    4. Методом подбора вычисляем множитель - 6.
    5. Записываем эту цифру под «уголком», а 30 под 31.
    6. Теперь вычитаем из 31 цифру 30. В результате получаем единицу.
    7. Она не делится на 5, поэтому сносим к единице оставшуюся пятёрку.
    8. Делим 15 на 5 и получаем тройку. Её записываем под уголком после шестёрки.
    9. Результата деления - 63. Записываем цифру в ответ.

Чтобы закрепить знания, задайте ребёнку 5–6 примеров. При этом попросите их решить самостоятельно. Если у малыша все получается, то усложните ему задачу и задайте примеры с четырёх и пятизначными цифрами. В дальнейшем переходите на задания, в которых делитель двузначный.

Научить ребёнка делить в столбик не так уж сложно. Главное, проявить терпение и объяснить малышу азы математики. Тогда он освоит науку и домашние задания не будут для него проблемой.

Далеко не все дети понимают деление и умножение с первого раза, поэтому родителям приходится дома подробнее разбирать эти процессы. Сегодня расскажем, как это сделать проще для ребенка. В книге объяснения строятся на визуальных принципах. Так школьнику будет понятнее, а родителю легче построить общение.

Умножение чисел

При умножении второе число показывает, сколько раз нужно сложить первое число с самим собой. На рисунке ниже в каждой шеренге стоят 13 человек, а всего шеренг 9. Чтобы подсчитать общее количество людей, нужно число 13 сложить само с собой 9 раз. Это и будет произведением чисел 13 на 9.


Иллюстрация из книги «Как объяснить ребенку математику»

Количество людей в шеренге (13) умножается на количество шеренг (9). Общее количество людей равно 117.

Не имеет значения, в каком порядке перемножаются числа: ответ будет одинаковым. Ниже показаны два способа, как можно вычислить произведение.

Некоторые числа легко умножать, зная особые приемы. Вот они.


Таблица из книги «Как объяснить ребенку математику»

В таблице показаны приемы быстрого умножения на 2, 5, 6, 9, 12 и 20.

Деление чисел

Деление позволяет найти, сколько раз одно число содержится в другом. Процесс деления можно представить, например, так: если 10 монет раздать 2 людям, то каждый получит по 5 монет. Или так: 10 монет, разложенные в стопки по 2 монеты, дадут 5 стопок.

Деление одного числа (делимого) на другое (делитель) показывает, сколько делителей содержится в делимом. Например, при делении 10 на 2 мы находим, сколько чисел 2 содержится в числе 10. Результат деления называется частным.




Деление как распределение. Из книги «Как объяснить ребенку математику»

Распределение чего-либо - это, по сути, операция деления. Так, если поровну распределить четыре конфеты между двумя людьми, у каждого из них будет по две конфеты.


Деление и умножение лучше рассматривать параллельно, чтобы ребенок увидел взаимосвязь. В книге «Как объяснить ребенку математику» есть объяснения более сложных операций, например, деления с остатком, умножения в столбик и так далее. Если визуально показать, как это делается, ребенку легче будет усвоить материал.

Рабочие тетради на деление и умножение

Если ваш ребенок освоил азы деления и умножения, то сейчас ему нужна практика. Японская система Kumon предлагает рабочие тетради «Математика. Деление. Уровень 4»

и «Математика. Умножение. Уровень 4» . Постепенно, решая все более сложные задачи, ребенок научится работать с большими цифрами. Ниже - пример одного из последних заданий тетради с делениями.

В игру, придумывая оригинальные и интересные сюжеты. Сначала нужно показать деление наглядно, а не пытаться просто объяснить эту тему так, как изложено в скучных учебниках. Выберите несколько игрушек и скажите малышу, что он должен разделить предметы между ними поровну, чтобы ни одной игрушке не было обидно. В качестве объектов деления могут выступать , груши, конфеты и пр. Начинать темы, используя палочки, кубики или бумажки не стоит, поскольку эти скучные несъедобные вещи вряд ли заинтересуют малыша.

Начните с самых простых примеров. Например, можно попросить разделить между двумя куклами четыре , затем восемь, а потом десять. Дети нередко начинают медленно раскладывать предметы по одному, чтобы не запутаться, а не разделяют кучку конфет на две равные части сразу. Не сердитесь и не торопите ребенка, а если он ошибется – поправьте. Когда малыш закончит раскладывать конфеты или яблоки, попросите его посчитать, сколько предметов получилось в каждой кучке. Когда ребенок освоит деление на два, добавьте еще одну игрушку.

Когда ребенок поймет, как нужно делить предметы на равные части, объясните ему, что не всегда получается разделить без остатка. Например, возьмите семь конфет и попросите ребенка разложить их на три одинаковых кучки. В итоге останется одна . Затем можно привести более : например, разделить 14 на 4 или 17 на 5.

Покажите ребенку с деление м. Объясните, что первое число – это количество предметов, а второе – участников, между которыми и нужно разделить вещи. Если малыш не может запомнить это сразу, напишите несколько примеров и нарисуйте над делимым кукол или мишек, а над делителем – конфеты или яблоки. Попросите ребенка помочь вам сделать , и он быстро запомнит значение каждого числа в примере.

Для того, чтобы ребенок успешно учился в школе, его необходимо обучить арифметическим действиям еще в дошкольном детстве. В первую очередь он должен научиться понимать задание и самостоятельно определять способы действия. Деление обычно ребенок усваивает после сложения, вычитания и умножения. Если вы вовремя вспомните, что ребенку гораздо легче усваивать действия с предметами, нежели абстрактные,обучение делению пойдет гораздо быстрее.

Вам понадобится

  • Конфеты, фрукты, ягоды и другие предметы, которые можно поделить между несколькими участниками
  • Кубики, карточки, фишки и другой раздаточный материал

Инструкция

С делением сталкивается уже в раннем , хотя и не знает, что он решает арифметическую задачу. Объясните соотношения между группами предметов и научите обозначать их «больше», «меньше», «столько же», «поровну». Даже если ребенок еще не умеет считать, он может на глаз определить, в предметов больше, а в какой меньше. Научите его соотносить предметы друг с другом. Хватит ли всем зайчикам морковок, если всем раздать по одной?

Предложите ребенку разделить и вишни, чтобы ему и вам досталось поровну. Сначала ребенок будет действовать самым простым методом, перекладывая предметы по одному. В конце предложите

Для того чтобы в школе у ребенка не было проблем с уроками, необходимо давать ему базовые знания с самого раннего возраста. Ведь намного проще объяснить ему некоторые вещи в процессе игры, а не во время строгого школьного урока.

Принцип деления для детей

Ребенок часто сталкивается со многими математическими понятиями, даже не догадываясь о них. Ведь все мамы, играя с малышом, рассказывают о том, что у папы супа налито больше, к бабушке идти дольше, чем до магазина и прочие простые примеры. Все это дает малышу начальное представление о математике.

Стоит попробовать предложить ребенку поиграть в игры с делением. Поделите яблоки (груши, вишни, конфеты) между мамой и ребенком, постепенно добавляя и других участников: папу, игрушку, кошку. В начале малыш будет делить, раздавая всем по одному предмету. А вы потом подведите итог. Скажите ему, что было всего 6 яблок, вы разделили их на троих человек, и каждому досталось по два. Объясните, что слово разделить – это значит раздать всем поровну.

Если вам нужно объяснить деление с цифрами, то также можно привести игровой пример. Скажите, что цифры – это те же яблоки. Расскажите, что то число яблок, которое нужно разделить – это делимое. А то число человек, на которых нужно поделить эти яблоки – это делитель. Покажите несколько примеров наглядно. В игровой форме ребенок обязательно все поймет.

Как научить ребенка делению столбиком?

Если вы учите ребенка делить столбиком, то, скорее всего сложение, вычитание и умножение в столбик он уже освоил. Если нет, то обязательно подтяните эти знания, иначе, добавив еще и деление, ребенок вообще запутается.

Итак, делим в столбик. Возьмем не сложный пример: 110 нужно поделить на 5.

  1. Запишем делимое - 110, а рядом с ним делитель – 5.
  2. Разделим все это уголком.
  3. Начинаем объяснять, вот пример диалога:

-Первая цифра 1. 1 на 5 делится?

-Нет.

-Значит, берем следующую самую маленькую возможную цифру, которая делится на 5 – это 11. Сколько раз цифра 5 может поместиться в 11?

-Два раза.

- Записываем цифру 2 в уголке под пятеркой. Проверяем, умножаем 5 на 2.

- Получается 10.

- Записываем это число под 11. Делаем вычитание. 11 минус 10?

- Равно 1.

- Пишем 1 и рядом сносим 0 из делимого (110 которое). Получилось 10. 10 на 5 делится?

- Да, получается 2.

- Записываем 2 под 5.

Для того чтобы облегчить изучение деления, сейчас появились таблицы деления для детей. Принцип действия у них тот же, что и у таблицы умножения. Вот только надо ли учить таблицу деления, если уже выучил умножение? Это будет зависеть от школы и преподавателя.