День авиации ввс. День Военно-воздушных сил (День ВВС) России

Сегодня смело можно учитывать события 2015 года, то есть когда Военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Праздник совмещен с Днем Воздушного флота и, чтобы не было разногласий какого числа отмечать сей день в России, в 2018 году отмечают праздник 12 августа.


Свое начало образование ВВС нашло в 1910 году. В это время покупка самолетов производилась во Франции. В связи с чем была открыта школа авиации. В 1912 году образовалась авиационная часть, которая вскоре была расформирована, но спустя 6 лет вновь возобновилась.

Государственный день ВВС зародился в 1933 году. Успешная промышленность авиации СССР тесно связана с датой возникновения праздника. Причем первые самолеты планировали использовать исключительно для разведки. Сегодня же на авиацию ложится несколько другая нагрузка, которая требует многих усилий и действий (разведка, бомбардирование, штурм, доставка). Основательно дата праздника была закреплена в 2006 году.

Традиции


Особенный размах праздника можно отметить именно на базах ВВС. Где проводятся экскурсии, показывают «во всей красе» боевые машины и знакомят с их работой и устройством техники. Во многих городах проводят «летательные выступления», которые готовят заранее. Зрелищные трюки не только захватывают дух очевидцев, но и остаются в памяти на всю жизнь.

Профессионалы показывают свое мастерство, прыгая с парашютов. По телевидению за несколько дней до наступления праздника начинают трансляцию фильмов про военную авиацию. Люди чтут память погибших летчиков, посещая их места захоронения и возлагая там цветы.

Интересно! Первые самолеты не были оснащены приборами, которые позволяли бы разглядеть противника, поэтому летчик должен был внимательно следить вокруг себя, постоянно крутя головой.

Это было очень неудобно, а воротничок постоянно натирал шею. Поэтому к военной форме прилагались шелковые шарфы, которые спасали от натирания. В наше время многие летчики, чтя традиции тех времен, носят шелковые шарфы на шее.

Как праздновать


В этот важный для всей страны день люди украшают машины флагами. Поздравляют всех тех, кто связан с этой профессией и высказывают добрые пожелания в связи с выбором такой серьезной профессии. Дарят цветы. В вечернее время запускают салюты с криками “Ура!”.

Когда праздновали в СССР

Руководство СССР полностью поддерживало развитие строящихся объектов. Строились конструирующие заводы. Из летных школ, которые открывались в то время выпускались талантливые специалисты. Выпущенная техника ничуть не уступала купленной за рубежом. В 1933 году была установлена дата празднования на 18 августа.

12 августа отмечается День Военно-воздушных сил России, учрежденный указом президента РФ от 29 августа 1997 года "Об установлении Дня Военно-воздушных сил".

Согласно указу президента России от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации", День ВВС получил статус памятного дня .

Дата празднования была определена по дате найденного в архивах приказа по Военному ведомству России от 12 августа (30 июля по старому стилю) 1912 года, согласно которому в Главном управлении Генерального штаба была сформирована специальная воздухоплавательная часть. Этот день и принято считать отправной точкой в создании военной авиации России.

Первые самолеты, пригодные для использования в военных целях, появились в начале XX века. С 1910 года Военное министерство России начало приобретать самолеты и готовить военных летчиков. К августу 1914 года в русской военной авиации имелось уже 263 самолета .

Первая мировая война значительно ускорила дальнейшее развитие военной авиации. На полях сражений были подтверждены широкие возможности боевого применения самолетов: вначале для разведки и корректировки артиллерийского огня, а затем для поражения наземных и воздушных целей. К концу Первой мировой войны военная авиация России из вспомогательного средства разведки и связи превратилась в самостоятельный род сухопутных войск, включавший в себя разведывательную, истребительную и бомбардировочную авиации. На завершающем этапе войны воздушные силы принимали участие во всех крупных фронтовых и армейских операциях и оказали существенное влияние на характер боевых действий.

Советские ВВС создавались вместе с Красной Армией. В Наркомате по военным делам 2 января 1918 года (20 декабря 1917 года по старому стилю) была учреждена Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики, на которую возлагалось руководство формированием авиационных частей, центральных и местных управлений Воздушного Флота, сохранение и сбережение авиационного имущества, подготовка авиационных кадров, организация материально-технического обеспечения. В ходе демобилизации старой армии удалось сохранить только 33 авиационных отряда. К декабрю 1920 года в ВВС имелось 83 авиаотряда, в том числе 18 морских. Всего в годы Гражданской войны на фронтах одновременно действовало до 350 советских самолетов.

После ее окончания за короткий срок были восстановлены и частично расширены авиационные предприятия, налажен выпуск самолетов отечественных конструкций. В 1924-1933 годах на вооружение поступили истребители И-2, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-1 и Р-3, тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

В 1930-е годы на вооружение были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, ДБ-3 (ДБ-Зф). В 1940-1941 годах начался серийный выпуск новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2.

Совершенствовалась организационная структура ВВС. В 1924 году в ВВС основной организационной единицей стала эскадрилья, с 1927 года началось формирование авиационных бригад, в 1933 году были созданы авиационные корпуса тяжелобомбардировочной авиации, а в 1936-1938 годах — оперативные объединения тяжелобомбардировочной авиации (три армии особого назначения). В 1939-1940 годах ВВС были переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную .

К июню 1941 года в военно-воздушных силах СССР имелось 79 авиационных дивизий и пять авиационных бригад, было сформировано 19 авиационных полков, вооруженных новыми типами самолетов. ВВС имели в своем составе 53,4% самолетов-истребителей, 41,4% бомбардировщиков и штурмовиков, 3,2% разведчиков, 2% транспортных самолетов.

В первые дни Великой Отечественной войны советская авиация понесла значительные потери. В тяжелых условиях принимались меры по укреплению ВВС, перестройке авиационной промышленности, подготовке авиационных кадров. В короткие сроки удалось значительно увеличить мощь советских ВВС. К середине лета 1943 года советская авиация прочно завоевала стратегическое господство в воздухе.

За годы войны советские ВВС совершили около 3125 тысяч боевых самолето-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и технике. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 57 тысяч самолетов противника .

В послевоенный период произошел переход от поршневой авиации к реактивной, продолжалось совершенствование организационной структуры частей и соединений. Одним из компонентов стратегических ядерных сил стала дальняя авиация, основу которой составили сверхзвуковые ракетоносцы. Фронтовая авиация, оснащенная сверхзвуковыми всепогодными истребителями, истребителями-бомбардировщиками, бомбардировщиками, разведчиками, боевыми и транспортными вертолетами, была способна выполнять различные задачи с применением обычных и ядерных средств поражения .

Военно-транспортная авиация перевооружилась на турбовинтовые самолеты большой грузоподъемности и дальности полета. Армейская авиация получила на вооружение различные типы вертолетов.

В 1991 году в составе Военно-воздушных сил СССР имелось 20 объединений, 38 дивизий и 211 авиационных полков .

Произошедший в конце 1991 года распад Советского Союза и последовавшие за ним события заметно ослабили Военно-воздушные силы.

Значительная часть авиационной группировки (около 35%) осталась на территории бывших союзных республик (более 3400 самолетов, в том числе — 2500 боевых). Также на их территориях осталась наиболее подготовленная для базирования военной авиации аэродромная сеть, которая в сравнении с СССР сократилась в РФ практически вдвое (в первую очередь — на Западном стратегическом направлении). Резко снизился уровень летной и боевой подготовки летчиков ВВС.

В этот период боевой состав ВВС был представлен почти исключительно самолетами четвертого поколения (Ту-22М3, Су-24М/МР, Су-25, Су-27, МиГ-29 и МиГ-31).

В 1992 году Россия приступила к строительству Военно-воздушных сил как неотъемлемой части собственных Вооруженных Сил.

В соответствии с указом президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствования их структуры" к 1 января 1999 года был сформирован новый вид Вооруженных Сил — Военно-воздушные силы, в котором были объединены два самостоятельных вида Вооруженных Сил: Военно-воздушные силы и Войска Противовоздушной обороны (ПВО).

В 2003 году в состав Военно-воздушных сил была передана армейская авиация, в 2005-2006 годах — часть соединений и частей войсковой ПВО, оснащенных зенитными ракетными системами С-300В и комплексами "Бук". В апреле 2007 года на вооружение ВВС была принята зенитная ракетная система нового поколения С-400 "Триумф".

В 2009-2010 годах в организационной структуре ВВС произошли серьезные изменения: был осуществлен переход к двухуровневой (бригадно-батальонной) системе управления .

Были ликвидированы авиадивизии и авиаполки. Созданы .

Одновременно происходило активное обновление самолетного парка. На смену самолетам четвертого поколения стали приходить их новые модификации, а также современные типы самолетов (вертолетов), имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики.

С 1 августа 2015 года Военно-воздушные силы и Войска воздушно-космической обороны были объединены в новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации — Воздушно-космические силы России.

© Минобороны РФ


© Минобороны РФ

Современные ВВС предназначены для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск (сил); поражения войск (сил) и объектов противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

Начиная с 1935 года авиапарады, посвященные Дню Воздушного Флота СССР, проводились в Тушино в выходные дни, то есть не были жестко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям. Даже во время Великой Отечественной войны страна праздновала День Воздушного Флота СССР, но воздушные парады не проводились.

В период с 1947 года по 1961 год День Воздушного Флота отмечался, как правило, в один из воскресных дней июля и сопровождался проведением воздушного парада в Тушино. С 1962 года праздник отмечался без ежегодных воздушных парадов (исключая 1967 и 1977 годы) 18 августа, а с 1972 года — в третье воскресенье августа.

Однако традиция проведения воздушных праздников, посвященных Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне . Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском, Монино, Кубинке и в других городах авиационной принадлежности.

По мере роста значения составляющих Воздушного флота СССР появились День Гражданской авиации СССР (9 февраля), День авиации ВМФ (17 июля) и др. В 1997 году, отвечая на просьбы военных авиаторов, президент РФ установил своим указом День Военно-воздушных сил.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. 2004.)

От "Ильи Муромца" до ПАК ФА: прошлое и настоящее ВВС России

© РИА Новости / Максим Блинов / Военно-воздушные силы России призваны обеспечить отражение возможной агрессии и защиту от ударов с воздуха объектов государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, а также важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны. На фото: многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, принадлежащий к поколению 4++.


1 из 21

Военно-воздушные силы России призваны обеспечить отражение возможной агрессии и защиту от ударов с воздуха объектов государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, а также важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны. На фото: многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, принадлежащий к поколению 4++.

/ ВВС России могут использоваться для обеспечения боевых действий других родов войск и поражения объектов и сил противника обычными и ядерными видами вооружений. На фото: модернизированный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МСМ ВКС РФ, оснащенный крылатыми ракетами Х-101, во время выполнения задач в небе над Сирией.


2 из 21

ВВС России могут использоваться для обеспечения боевых действий других родов войск и поражения объектов и сил противника обычными и ядерными видами вооружений. На фото: модернизированный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МСМ ВКС РФ, оснащенный крылатыми ракетами Х-101, во время выполнения задач в небе над Сирией.

/ Военно-воздушные силы с августа 2015 года входят в состав Воздушно-космических сил России. На фото: десантирование с тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 во время совместных учений ВДВ России, Белоруссии и Сербии "Славянское братство-2016".


3 из 21

© РИА Новости / Владимир Астапкович / Глубоко модернизированный многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35 поколения 4++ с двигателем увеличенной мощности и поворотным вектором тяги. Эти машины обладают передовой информационно-управляющей системой, а также радиолокационной станцией с большой дальностью обнаружения нескольких воздушных целей.


6 из 21

Глубоко модернизированный многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35 поколения 4++ с двигателем увеличенной мощности и поворотным вектором тяги. Эти машины обладают передовой информационно-управляющей системой, а также радиолокационной станцией с большой дальностью обнаружения нескольких воздушных целей.

© РИА Новости / Максим Блинов / Новейший российский многоцелевой легкий истребитель МиГ-35 впервые был публично представлен на прошедшем в июле Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. По дальности полета он превосходит предшественников в 1,5 раза. Истребитель развивает скорость более 2,2 Маха, бортовой радар МиГ-35 может сопровождать до 30 целей на расстоянии до 160 километров.


7 из 21

Новейший российский многоцелевой легкий истребитель МиГ-35 впервые был публично представлен на прошедшем в июле Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. По дальности полета он превосходит предшественников в 1,5 раза. Истребитель развивает скорость более 2,2 Маха, бортовой радар МиГ-35 может сопровождать до 30 целей на расстоянии до 160 километров.

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ "Терминатор" предназначен для транспортировки личного состава и грузов внутри кабины и на внешней подвеске как днем, так и в ночное время. Особенность вертолета - усиленная бронезащита. На Ми-8АМТШ можно установить комплекс управляемого вооружения.


8 из 21

Транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ "Терминатор" предназначен для транспортировки личного состава и грузов внутри кабины и на внешней подвеске как днем, так и в ночное время. Особенность вертолета - усиленная бронезащита. На Ми-8АМТШ можно установить комплекс управляемого вооружения.

© РИА Новости / Максим Блинов / Истребитель пятого поколения, который получил название Су-57, проходит сейчас летные испытания. Он сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. ПАК ФА малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью и способен маневрировать с большими перегрузками. Установочная партия этих самолетов будет состоять из 12 машин и начнет поставляться в 2019 году.


9 из 21

Истребитель пятого поколения, который получил название Су-57, проходит сейчас летные испытания. Он сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. ПАК ФА малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью и способен маневрировать с большими перегрузками. Установочная партия этих самолетов будет состоять из 12 машин и начнет поставляться в 2019 году.

/ Ударный вертолет Ми-28НМ является модернизированной версией "Ночного охотника". В числе главных преимуществ этой машины - маневренность и повышенная огневая мощь. Это всепогодный и всесуточный вертолет, его навигационный комплекс, новая оптика и система управления позволяют осуществлять "слепую" посадку. Кроме того, вертолет отличается минимально возможной заметностью для наземных средств ПВО.


10 из 21

Ударный вертолет Ми-28НМ является модернизированной версией "Ночного охотника". В числе главных преимуществ этой машины - маневренность и повышенная огневая мощь. Это всепогодный и всесуточный вертолет, его навигационный комплекс, новая оптика и система управления позволяют осуществлять "слепую" посадку. Кроме того, вертолет отличается минимально возможной заметностью для наземных средств ПВО.

© РИА Новости / Министерство обороны РФ / Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 "Николай Кузнецов", или "Белый лебедь", как его прозвали летчики, является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжелым боевым самолетом в мире. На данный момент ведется работа по созданию его модернизированной модели Ту-160М2.


11 из 21

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 "Николай Кузнецов", или "Белый лебедь", как его прозвали летчики, является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжелым боевым самолетом в мире. На данный момент ведется работа по созданию его модернизированной модели Ту-160М2.

© РИА Новости / Евгений Одиноков / Учебно-боевой Як-130 позволяет курсантам летных училищ отрабатывать пилотирование, взлет и посадку, а также имитацию воздушного боя с захватом и сопровождением воздушных целей и пуском ракет. В случае войны самолет способен выполнять задачи легкого штурмовика - уничтожать наземные объекты и малоскоростные воздушные цели.


12 из 21

Учебно-боевой Як-130 позволяет курсантам летных училищ отрабатывать пилотирование, взлет и посадку, а также имитацию воздушного боя с захватом и сопровождением воздушных целей и пуском ракет. В случае войны самолет способен выполнять задачи легкого штурмовика - уничтожать наземные объекты и малоскоростные воздушные цели.

© РИА Новости / Виталий Аньков / Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Модернизированные модели истребителей получили новую систему управления вооружением и бортовую радиолокационную станцию, способную обнаруживать до десяти воздушных целей на расстоянии до 320 километров.


13 из 21

Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Модернизированные модели истребителей получили новую систему управления вооружением и бортовую радиолокационную станцию, способную обнаруживать до десяти воздушных целей на расстоянии до 320 километров.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков / Советский штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории - их было выпущено более 36 тысяч штук. Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 "бетонным самолетом", а солдаты вермахта называли его "черной смертью". Броне-корпус самолета закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты.


14 из 21

Советский штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории - их было выпущено более 36 тысяч штук. Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 "бетонным самолетом", а солдаты вермахта называли его "черной смертью". Броне-корпус самолета закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты.

© РИА Новости / Пресс-служба Северного флота / Разведывательно-ударный вертолет Ка-52К, разработанный для морского базирования, имеет намного более мощную РЛС и вооружение, чем базовая версия "Аллигатора". Это позволяет ему уничтожать бронетехнику противника не входя не только в зону действия ПЗРК, но многих систем ближнего ПВО. Вертолет отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей.


15 из 21

Разведывательно-ударный вертолет Ка-52К, разработанный для морского базирования, имеет намного более мощную РЛС и вооружение, чем базовая версия "Аллигатора". Это позволяет ему уничтожать бронетехнику противника не входя не только в зону действия ПЗРК, но многих систем ближнего ПВО. Вертолет отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей.

© РИА Новости / Евгений Биятов / Многоцелевые истребители четвертого поколения МиГ-29 состоят на вооружении ВВС с начала 1980-х годов. Модернизированные варианты МиГ-29СМТ имеют принципиально новый комплекс бортового оборудования, расширенную номенклатуру вооружения и увеличенную дальность полета.


16 из 21

Многоцелевые истребители четвертого поколения МиГ-29 состоят на вооружении ВВС с начала 1980-х годов. Модернизированные варианты МиГ-29СМТ имеют принципиально новый комплекс бортового оборудования, расширенную номенклатуру вооружения и увеличенную дальность полета.

© РИА Новости / Евгений Биятов / Истребитель поколения 4+ Су-30СМ предназначен для уничтожения воздушных целей в любых метеоусловиях, а также при применении активных и пассивных помех. Эти самолеты обеспечивают контроль воздушного пространства, блокирование аэродромов противника, их можно использовать при завоевании господства в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных и надводных целей.


17 из 21

Истребитель поколения 4+ Су-30СМ предназначен для уничтожения воздушных целей в любых метеоусловиях, а также при применении активных и пассивных помех. Эти самолеты обеспечивают контроль воздушного пространства, блокирование аэродромов противника, их можно использовать при завоевании господства в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных и надводных целей.

© РИА Новости / Игорь Михалев / Первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик "Илья Муромец" выпускался на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914-1919 годов. Под этим названием производились несколько серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, которые оснащались различным вооружением. Данный экземпляр находится в Музее Военно-воздушных сил в Монино.


18 из 21

Первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик "Илья Муромец" выпускался на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914-1919 годов. Под этим названием производились несколько серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, которые оснащались различным вооружением. Данный экземпляр находится в Музее Военно-воздушных сил в Монино.

© РИА Новости / Михаил Воскресенский / Одномоторный самолет Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. Бомбардировщик производился с октября 1942 по декабрь 1948 года. Данный экземпляр находится на постоянной экспозиции, посвященной авиаполку "Нормандия-Неман", в музее авиации и космонавтики в Ле Бурже.


19 из 21

Одномоторный самолет Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. Бомбардировщик производился с октября 1942 по декабрь 1948 года. Данный экземпляр находится на постоянной экспозиции, посвященной авиаполку "Нормандия-Неман", в музее авиации и космонавтики в Ле Бурже.

© Sputnik / Асатур Есаянц / Многоцелевой ударный вертолет Ми-24 "Крокодил" выпускается с 1971 года. Он активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. На данный момент на вооружении в России стоят 178 таких вертолетов разной модификации.


В середине августа отмечается очередной профессиональный праздник российских военных, сравнимый по популярности с Днем Военно-морского флота и Днем Воздушно-десантных войск. Это праздник российских военных летчиков - День Военно-воздушных сил РФ .

Когда отмечается Военно-воздушных сил России

День Военно-воздушных сил России ежегодно отмечается 12 августа в соответствии с указом президента 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных силах Российской Федерации».

День ВВС России имеет статус памятного дня и не является выходным.

День 12 августа выбран для чествования военных летчиков неспроста. Дело в том, что 12 августа (30 июля по старому стилю) 1912 года российский император Николай II своим указом сформировал в России первую военную авиационную часть, которая была подчинена Генеральному штабу.

Позднее, когда авиация, в том числе военная, все прочнее завоевывала небо, авиационная часть разрослась до Императорского военно-воздушного флота, традиции которого сохранялись и в советское время.

Победы Октябрьской революции в 1918 году в Советской России был создан рабоче-крестьянский Красный воздушный флот. В 1933 году в честь советских летчиков был установлен праздник - День авиации (День Воздушного флота СССР), который отмечался 18 августа.

С 1980 года День Воздушного флота СССР отмечается в третье воскресенье августа, эта традиция сохраняется и сейчас, поэтому праздник гражданской авиации в 2017 году будет отмечаться 20 августа .

В День авиации традиционно также проводятся праздничные мероприятия, связанные с Военно-воздушными силами России. Но сам праздник военных летчиков, как указывалось выше, отмечается на неделю раньше - 12 августа.

Подвиг российских летчиков

Отечественная военная авиация, начавшая свой героический путь в Первую мировую войну, сегодня является одной из сильнейших в мире. Неувядаемой славой советские летчики покрыли себя в годы Великой Отечественной войны, их подвиг воспет литературе, в поэзии, в кино.

Можно вспомнить стихи Владимира Высоцкого «Я - Як-истребитель», «Их восемь - нас двое. Расклад перед боем не наш, но мы будем играть», «Мы взлетали как утки с раскисших полей» и другие произведения.

Самые знаменитые советские фильмы о подвиге летчиков в годы Великой Отечественной войны: «Хроника пикирующего бомбардировщика», «В бой идут одни «старики»», «В небе «ночные ведьмы», «Чистое небо» и другие.

Воздушно-космические силы России

Сегодня Военно-воздушные силы - важнейшая часть Вооруженных сил РФ.

В 2015 году в соответствии с указом президента России Военно-воздушные силы были объединены с войсками Воздушно-космической обороны, так родился новый вид войск - Воздушно-космические силы России (ВКС РФ).

ВКС России с первого для своего существования приступили к выполнению поставленных задач. Особенно российские летчики прославились в ходе операции в Сирийской арабской республике против запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» 1 .

1 Организация запрещена на территории РФ.

Большинство наших современников хоть раз поднимался в воздух на борту какого-либо авиалайнера. А значит – вверял свою жизнь в надёжные руки служащих гражданского воздушного флота и работников авиационного сектора, которые не в меньшей степени обеспечивают безопасность воздушных перевозок, чем лётный персонал. И 21 августа у всех нас есть возможность поблагодарить этих людей, отметив с ними их профессиональный праздник. Да, и не нужно путать День воздушного флота с Днём военно-воздушных сил – это разные праздники.

История

Первой в нашей стране появилась военная авиация, гражданский воздушный флот родился вторым. Регулярные воздушные сообщения начались в СССР в 1922 году, когда была запущена постоянно действующая линия Москва-Кенигсберг. По мере развития гражданский воздушный флот страны «становился на крыло» и, чтобы отметить это явление, в 1933 году, благодаря И.В.Сталину родился этот важный праздник - на тот момент он назывался «День советского воздушного флота». Понятно, что после распада Союза в название были внесены изменение и праздник получил своё нынешнее наименование.

Сегодня более 4000 самолётов и 2000 вертолетов, принадлежащих различным российским авиакомпаниям, перевозят до 30% пассажиров и грузов на междугородных и международных авиалиниях «от южных морей до полярного края».

Традиции

С каждым годом празднование этой важной даты приобретает в нашей стране всё более широкий размах. На всех гражданских аэродромах проводятся масштабные авиа-шоу, как с участием профессиональных пилотажных групп, так и с участием лётчиков-любителей.

Во многих российских городах проводятся массовые общественные гуляния, в программы телепередач включаются:

  • сюжеты из жизни гражданской авиации;
  • рассказы выдающихся пилотов о своей трудовой биографии;
  • репортажи с выступлений пилотов;
  • художественные фильмы соответствующей тематики.

Гуляют в этот день не только гражданские пилоты, но и военные, а также все, кто хоть в какой-то мере связан с авиацией в целом. И, что вполне естественно, большинство людей встречаются не только на улицах, но и за праздничным столом. Многие авиапредприятия собирают сотрудников на кооперативные мероприятия. Отличившимся специалистам вручают награды и ценные подарки.

12 августа ВВС отпразднуют 100-летний юбилей. Однако День Военно-воздушных сил не всегда отмечался в России в этот день, дата менялась в истории страны четырежды. Об этом рассказал бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Петр Дейнекин.

"В начале прошлого века, на заре авиации, российские летчики праздновали день воздушного флота в соответствии с указом Николая II, который назначил празднование Дня воздушного флота 2 августа в День Святого пророка Ильи", - сказал Дейнекин РИА Новости. Сейчас 2 августа отмечается день Воздушно-десантных войск.

Дейнекин рассказал, что в 1924 году заместитель Реввоеносвета Михаил Фрунзе перенес празднование для воздушного флота на 14 июля - когда отмечается день штурма Бастилии. 18 августа 1933 года Сталин объявил о создании в Советском союзе авиационной промышленности и установил днем Воздушного флота 18 августа.

"Этот праздник стал воистину всенародным, широко отмечался по всей стране. На авиационные парады в Тушино приходили руководители партии и правительства, все летное поле в Тушино и берега Москвы-реки были заполнены ликующими москвичами", - добавил генерал.
Дейнекин рассказал, как была установлена нынешняя дата празднования Дня ВВС - 12 августа. По его словам, делегация российских ВВС в 1995 году побывала в ЮАР на 75-летии ВВС этой страны. Во время этой поездки начальник штаба ВВС ЮАР Джеймс Крил спросил Дейнекина: "Сколько лет вашим Военно-воздушным силам?"

"Я подумал: вот это вопрос. И "поплыл". Ответил, что когда на западе первые пилоты отважно стрекотали в небе на первых этажерках, то русские пилоты уже покоряли воздушный океан на четырехмоторных самолетах, летая из Петербурга в Киев и обратно на самолетах "Илья Муромец". Мы постарше вас в авиационном отношении, сказал тогда я", - продолжил экс-главком.

После этой поездки в архивах были найдены документы, подтверждающие, что именно 12 августа 1912 года был издан приказ по военному ведомству, в котором по решению императора все вопросы военной авиации было поручено решать главному управлению Генштаба. "Эти документы мы направили в администрацию президента Бориса Ельцина. И он издал указ, которым утвердил день ВВС 12 августа", - рассказал Дейнекин.

Бывший главком ВВС отметил достижения российских летчиков. Например, российский летчик Петр Нестеров первым в мире выполнил так называемую мертвую петлю, он же в начале первой мировой войны провел первый воздушный бой, в котором таранил противника. Первый управляемый штопор выполнил русский летчик Константин Арциулов, внук художника Айвазовского. Первыми Героями Советского Союза стали семь летчиков за спасение команды затонувшего во льдах ледокола "Челюскин". В годы Великой Отечественной войны советские летчики сумели в жестоких боях завоевать господство в воздухе в борьбе с Люфтваффе и закончить войну в небе Берлина. 2400 "сталинских сокола" были удостоены звания Героя Советского Союза, а 63 из них стали дважды героями. Первым трижды героем стал тоже летчик - Александр Иванович Покрышкин.

Как подчеркнул экс-главком ВВС, после войны летчики стали летать на самолетах со стреловидными крыльями, преодолели звуковой барьер и покорили сверхзвук. Они первыми испытали ядерное оружие и первыми штурмовали космос (первый космонавтом был советский летчик Юрий Гагарин. Первая женщина-космонавт - капитан ВВС Валентина Терешкова, ныне генерал-майор). Первой вышла в открытый космос чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Савицкая.

По словам Дейнекина, ВВС достигли своего наивысшего могущества к концу 80-х годов прошлого века. «Нас тогда во всем мире не только боялись, но и уважали. В составе ВВС было 500 тысяч человек личного состава, из них 30 тысяч летчиков,12 тысяч самолетов и 6 тысяч вертолетов. Однако через несколько лет грянул развал Советского Союза и его Вооруженных сил. Это был один из тяжелых периодов в истории Военно-воздушных сил. За последние годы наша авиация восстанавливает былую мощь. Выделяются солидные средства на развитие перспективной авиационной техники, современных средств поражения. Руководство страны и Вооруженных сил стало проявлять заботу о материальном благополучии личного состава ВВС. Сейчас завершается решение проблемы по обеспечению военнослужащих жильем», - рассказал генерал.

В предстоящие выходные дни на территории городского округа Жуковский пройдут торжественные мероприятия, посвященные празднованию 100-летия ВВС.

Комментарий эксперта портала «ОФИЦЕРЫ РОССИИ»

Юрий ПАНТЕЛЕЕВ, полковник запаса ВВС:

100-летие Военно-воздушных сил - это не просто большой юбилей, а целая эпоха в развитии военной авиации России, которая ведет свою историю еще с XIX века. Ведь именно во второй половине XIX столетия началось бурное развитие воздухоплавания. Уже тогда создаваемые аэростаты начали использовать в военных целях. Военная история России свидетельствует о том, что в феврале 1884 в русской армии была сформирована 1-я команда аэронавтов. В том же году при Главном управлении Генерального штаба утверждена штатная Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям.

В мае 1890 года приказом № 126 по военному ведомству утверждено Положение о воздухоплавательной службе, которая была первоначально включена в состав инженерных войск. С развитием самолетостроения в Европе и России военное министерство начало приобретать самолеты для использования в военных целях, а с 1910 года организована подготовка кадров военных летчиков на базе созданного учебного аэродрома в Гатчине под Петербургом - это была первая учебная часть по подготовке летно-технического состава русской армии.

Что касается 1912 года, с которым связано празднование 100-летнего юбилея ВВС России, то именно его военные историки относят к формированию единого органа управления авиацией русской армии: 12 августа 1912 года в соответствии с приказом по военному ведомству все вопросы организации военного воздухоплавания и авиации сосредоточены в Воздухоплавательной части Главного управления Генштаба.

За всю свою богатую историю отечественные Военно-воздушные силы претерпевали неоднократные изменения: менялась организационная структура и боевой состав авиации, модернизировался самолетный парк, на вооружение поступали новые типы авиационной техники, совершенствовались способы боевого применения авиации, формы и методы подготовки летного и инженерно-технического состава.

Кроме того, наши Военно-воздушные силы являются своего рода «колыбелью» для зарождения других видов и родов войск. В 1960 году из состава Дальней авиации в создаваемые Ракетные войска стратегического назначения были выделены первые три управления дивизий и 17 полков, которые переформированы в воинские части РВСН. В том же году в составе ВВС создан Центр подготовки космонавтов, положивший начало развитию и становлению отечественной космонавтики. В начале 70-х годов прошлого столетия создана и получила свое дальнейшее развитие армейская авиация.

Сегодняшние Военно-воздушные силы снова находятся в состоянии реформирования. Осуществлен переход от авиационных полков и дивизий к авиационным базам. В их состав также включены все авиационные части, которые ранее входили в другие виды и рода войск Вооруженных сил. Несмотря на имеющиеся проблемы с переводом авиационных соединений и частей на новые штаты и организационную структуру, начинается оснащение ВВС России современными образцами авиационной техники, мощными авиационными комплексами и средствами наземного обеспечения полетов. После двухлетнего перерыва возобновляется подготовка авиационных кадров в вузах ВВС.

Хочется верить, что у ВВС России после празднования своего 100-летия будет еще много юбилеев и других знаменательных событий, что наша военная авиация выдержит очередной этап военной реформы, летчики будут летать на самых современных самолетах, высоких скоростях и больших высотах, а государство будет иметь надежную защиту воздушного пространства.