Детские страхи: как бороться.

Справляемся с детским страхом

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Статья предназначена для педагогов, родителей и специалистов, работающих в дошкольных учреждениях. В статье кратко изложены причины детских страхов, частые ошибки взрослых и методы профилактики, используемые в работе со страхами. По данным многочисленных исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее подверженная им категория детей - от двух до девяти лет. Сегодня мы постараемся разобраться в причинах, вызывающих детский страх, а также поговорим о мерах их профилактики.
Каждый страх индивидуален и психологи при работе с детскими страхами обращают внимание не столько на их содержание, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов. Практически любой предмет или событие из внешнего мира могут превратиться для ребенка в нечто пугающее.

Основные причины детских страхов:
1. Самая первая причина – произошедший конкретный случай, с которым ребенок самостоятельно не смог справиться.
2. Особенности характера ребенка: мнительность, тревожность, неуверенность.
3. Чрезмерная детская фантазия, у которой нет границ.
4. Тревожные родители – «благодатная почва» для навязывания и развития разного рода страхов.
5. Запугивающее воспитание – одна из самых страшных причин, при которой с одной стороны взрослые облегчают себе жизнь (напугал – ребенок сделал), с другой стороны получают детский невроз, который рано или поздно приведет к еще более серьезным проблемам.

В проблеме детских страхов есть несколько моментов, на которые родителям и педагогам нужно обратить особое внимание:
1. Детей не следует пугать чужими дядями, страшными сказочными героями, злыми животными ради того, чтобы они стали послушнее и быстрее выполняли просьбы взрослых.
Воспитание страхом – это тяжелое и жестокое воспитание, вследствие которого ребенок может стать чрезмерно мнительным, пугливым, осторожным, нерешительным. Ребенку трудно сделать первый шаг, снижается самостоятельность, ему часто снятся страшные сны, как результат - тревожно – мнительное развитие личности.
2. Никогда не стыдите ребенка за возникший страх, особенно публично. Это двойное переживание. Стыд и страх очень плотно связаны друг с другом. От испытываемого стыда ребенок начинает скрывать свой страх, как следствие возникают вредные привычки, на которые взрослые могут ориентироваться: ребенок грызет ногти, сосет пальцы, кусает губы, учащенно моргает, потеет и так далее.
3. Ребенок исследует то, что ему непонятно или неизвестно только рядом со взрослым. Неизвестность пугает. Спокойные пояснения присутствующего рядом взрослого, дают уверенность и понимание происходящего.
Важно не оставлять ребенка в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми.

Рекомендации по взаимодействию с ребенком, который боится:
1. Предложите ребенку в подробностях рассказать о своем страхе, когда это происходит, с чем это связано, как или чем Вы можете ему помочь и так далее. Для ребенка очень важно иметь возможность выражать свои чувства.

2. Предложите ребенку нарисовать свой страх в подробностях, исходя из возможностей ребенка. Обычно дети это делают темным цветом или простым карандашом. А дальше посоветуйте дорисовать ему разного цвета смешные детали так, чтобы ему стало весело, а чувство страха заметно уменьшилось.

3. В продолжение темы рисования: пусть он нарисует свой страх и себя рядом с ним, но только сильного, мужественного и может быть даже вооруженного. Дайте ребенку провести на бумаге этот бой и пожелайте победы.

4. Если ребенок боится выезжать на природу, боится леса – предложите ему сделать рисунок или аппликацию леса, при этом, выстригая и приклеивая добрых животных на лист бумаги, можно дать им имена и называть друзьями.

5. Когда мой сын боялся спать в своей комнате зимой, мы поступили с ним так: взяли небольшую коробочку, каждый страх проговорили вслух и мысленно сложили их всех в эту коробочку. Затем, когда пошли на прогулку взяли коробочку с собой и прихватили лопату. Раскопали в снегу ямку, положили туда коробочку, попрощались с ней и закопали. После этой процедуры сон стал спокойнее.

6. Есть еще масса интересных способов устранения страхов, например при помощи метлы. Возьмите метлу, ходите с ребенком по квартире, заглядывая во все углы, даже можно в шкафах посмотреть и громко, весело покрикивать на страх: «Ах ты, негодник, а ну вылезай, сейчас мы тебе зададим жару, кыш из нашего дома» и, как бы подгоняя страх метлой, выгоняете за входную дверь. По окончании действия громко и весело скажите: «Мы с ними покончили!!! Пойдем пить чай с вкусненьким».

7. Этот способ из серии «работа с агрессией, тревожностью». Вам понадобятся плотные диванные подушки. Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции – вдоволь поколотить подушку, представляя борьбу со страхом. Закончить битву желательно «верхом на коне» с победным криком «Я победил».

8. Случай из практики. Девочка боялась спать на своей кровати, несмотря на то, что рядом спала сестричка. В процессе рисования у нас обнаружилась одна деталь: оказывается, мама весила в их комнату на гвоздик халат, и девочке казалось, что кто-то присутствует в комнате. После беседы, мама убрала из комнаты девочек гвоздик с одеждой, и все постепенно нормализовалось.

9. Скажите ребенку по секрету, что его страх ужасно боится детского смеха, как только услышит детский смех, так сразу лопает, как воздушный шарик.

10. Если ребенок боится хулиганов, предложите ему заняться спортом.

11. Если ребенок боится темноты, предложите поиграть в прятки, только прятаться надо не включая свет. Первое время не заставляйте его долго Вас ждать, находите ребенка быстро; затем время на поиски постепенно отодвигайте.

12. Как только представится такая ситуация, в которой Вы сможете сказать ему «ты храбрый, ты смелый», обязательно сделайте это. Таким образом, Вы повысите ребенку самооценку.
13. Читайте книги, сказки о смелых людях, животных.

14. Смотрите мультфильмы о том, как дети или животные преодолевали свой страх, например «Ничуть не страшно», «О бегемоте, который боялся прививок» и другие. Советские мультфильмы в этом смысле самые лучшие.

15. Почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов дети, уверенные в себе и своих силах.

Иногда в своей работе я использую рассказ «Скульптор и страх», автора я, к сожалению, не знаю, взяла из Интернета. Я его немного изменила: скульптор превратился в художника, так как тема рисования детям ближе и иногда чуть смягчаю первую часть. В процессе чтения рассказа важна интонация, голосовые акценты, особенно в диалоге героев.

"Жил в одном городе художник Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в своих картинах все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы - и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался запомнить его и нарисовать на холсте или бумаге. Но таких образов становилось все меньше.
И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. За окном темнело. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни становилось тревожно. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел, было, убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.
Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза. "Кто ты?" - едва выдохнул испуганный Денни. "Я твой страх, великий и непобедимый!" Художник онемел от ужаса.
Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль - может быть, нарисовать этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: "Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?" Страх совершенно растерялся. "Чего?"- переспросил он. «Позвольте, я нарисую вас, чтобы вас боялись и узнавали", - предложил мастер. Страх не ожидал такого поворота событий и промямлил: "Ну ладно, валяй, только быстро!" Началась работа. Денни взял кисти, краски и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.
Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть свой страх. Это был даже не страх, а, скорее, маленький страшилка, щупленький, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: "Не дергайся, а то на картине ты выйдешь криво". Страх ему подчинился.
Наконец картина была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого страшилку, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол страшилку и спросил: "Ну, чего делать-то будем?" Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: "Да пойду я, наверное". "А чего приходил-то?" - поинтересовался Денни. "Да скучно одному стало!" - отвечал страшилка. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной картиной. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с таким страхом".

Помимо всего вышесказанного предлагаю Вам использовать в работе со страхами пословицы и поговорки о храбрости.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Смелость города берет.
Где смелость, там и победа.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Не думай о страхе, так его и не будет.
На смелого собака только лает, а труса кусает.
Будь храбрым - и ты будешь сильным.
Кто храбр, того любое испытание только красит.
Умелого, смелого страх не возьмёт и враг не побьёт.

Страх
Мы везде искали СТРАХ.
Может, СТРАХ
Сидит в кустах?
Очень страшные кусты!
Но кусты,
Они пусты...

Может, СТРАХ
Залез в овраг?
Мы обшарили овраг!
Мы обшарили весь лес!
Нету СТРАХА!
СТРАХ исчез.
(из Интернета)

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом. Они не усиливаются и не задерживаются только в тех случаях, когда взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалу в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро "перерастает" свои страхи. Любите, цените и понимайте Ваших детей, и тогда детство у них будет ярким, счастливым и безмятежным.

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА .

Детские страхи .

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи . Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению . Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок , ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он :

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием ) ;

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств , что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов :

Наличие страхов у родных , большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи : Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком ;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма : испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством , темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты .

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх , родителям необходимо понять , что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку , к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку , обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка , не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха» . Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе , показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать , существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся , станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Советы родителям :

«Что делать , если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду , соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи , то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи , необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Для позитивного самоощущения ребенка , особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания» , который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами : «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх .

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок , в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия .

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно , учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

Страх – естественная реакция человека на явление окружающей среды, которое вызывает ощущение опасности и угрозы жизни. Если взрослые люди могут справиться с собственными опасениями, то у малышей частыми становятся различные детские страхи, порой фантастической направленности. Диагностика по выявлению причин позволит определиться с методами коррекции и ответить на вопрос, как справиться с детскими переживаниями.

Абсолютно каждый родитель сталкивался с тем, что ребенок чего-то боялся. Дети могут бояться чего угодно:

  1. Темноты.
  2. Страшных существ под кроватью.
  3. Посторонних людей.
  4. Насекомых.
  5. Шумных звуков и пр.

Причин для страха у ребенка может быть большое количество. Если взрослый человек уже умеет справляться с собственными переживаниями, то ребенку это трудно сделать. Если вспомнить, как переживается страх, то такие ощущения остро и ярко испытываются детьми. Если у родителей есть желание помочь своим чадам, тогда можно пройти первую консультацию на сайте психологической помощи сайт.

Что такое детские страхи?

Что такое детские страхи? Это ответная эмоциональная реакция на возбудитель, который возникает в реальной ситуации или в воображении детей. Нередко страхи бывают навеянными в результате чуткого воспитания родителей. Если постоянно чем-то запугивать ребенка, то можно вскоре вызвать у него определенные переживания.

Однако не следует относиться к детским страхам пренебрежительно. Они возникают по тем же причинам, что и у взрослых людей. Что-то представляется опасным для ребенка, поэтому он начинает от этого отгораживаться, сторониться, избегать. Ребенок подвержен своему инстинкту, который присущ всем людям – оберегать себя, свою жизнедеятельность и благополучие. Неадекватной становится реакция взрослых, которые начинают принижать значение страха или смеяться над ребенком.

Страх помогает человеку выжить. Данная эмоция заложена в каждого, чтобы в первую очередь человек занимался самовыживанием. Попадая в ситуацию, которая пугает или кажется опасной, человек естественным образом начинает предпринимать все меры, чтобы сохранить свое здоровье и выжить. Лучше убегать, чем подвергать свою жизнь смерти. Поэтому к страхам следует прислушиваться, поскольку они могут быть полезными.

Причины детских страхов

В большинстве своем детские страхи имеют такие же причины для своего появления, что и страхи у взрослых. Страх возникает в ответ на конкретную ситуацию, которая кажется опасной для здоровья и жизни человека. Это может быть что угодно, начиная от громких звуков и кончая угрозами физической расправы. Однако детские страхи более разнообразные из-за того, что ребенок просто не знает, что он может чего-то не бояться.

В младенчестве ребенок может бояться остаться в одиночестве. Это связано с инстинктом самосохранения, когда присутствие рядом мамы гарантирует ему выживание. Он плачет и кричит, если мамы нет, чтобы она услышала и пришла к нему.

В 3-летнем возрасте могут возникать страхи после увиденных снов. Страшные сны могут настолько пугать, что заставляют ребенка не засыпать.

В возрасте 3-5 лет начинают возникать страхи перед темнотой, страшными существами и замкнутым пространством. Также сюда подключается страх одиночества и смерти своей, близких. Это связано с верой в нечто несуществующее, а также реальными примерами, когда родители покидают, уходят надолго или болеют.

В младшем школьном возрасте детские страхи приобретают социальный окрас. Здесь возникает страх несоответствия: ученик старается получить те отметки, которые родители желают видеть, понравиться учителям, получить одобрение от сверстников. Сюда подключаются страхи мистической направленности. Ребенок постепенно увлекается потусторонними тематиками, просматривает различные фильмы-ужастики. Популярными здесь становятся различные страшилки.

В подростковом возрасте детские страхи усиливаются. Теперь ребенок желает получать одобрение от взрослых и ровесников, успевать по учебе, а также соответствовать стандартам внешней привлекательности. Если он стал свидетелем какого-то происшествия, то это может его напугать. Невротические страхи представляют из себя боязнь за неспособность контролировать собственные действия и чувства.

У всех детей возникают страхи. Причинами их являются:

  • Отношение родителей к тем или иным явлениям, что передается ребенку, который их копирует.
  • Взаимоотношения в семье, где ребенка может что-то пугать.
  • Завышенные требования, которые ребенок в силу своей неспособности не может реализовать.
  • Авторитарное воспитание, где ребенок обучается все оценивать с точки зрения правильности и неправильности.
  • со сверстниками.

Диагностика детских страхов

Чтобы помочь ребенку избавиться от его страхов, необходимо провести диагностику. Она направлена на выявление детских страхов, определения их характера, а также выделение причин возникновения. Разделяют такие виды страхов:

  1. Реальные, которые возникают в ответ на реальную внешнюю угрозу.
  2. Невротические, которые проявляются в результате нарушения работы психики.
  3. Свободные, которые возникают, когда человек постоянно находится в ожидании чего-то страшного.

В качестве методик выявления страхов могут выступать рисование, лепка, беседа с ребенком, методика Спилбергера, тест определения школьной тревожности Филлипса, проективные методики, «Страхи в домиках» и пр. Выделяют типы детских страхов:

  • Немые – когда ребенок не рассказывает о своих страхах, но родители видят их. Например, страх посторонних людей, животных, чужих мест.
  • Страхи-«невидимки» — когда ребенок осознает свои переживания, однако родителям они незаметны. Это могут быть такие страхи:
  1. Быть наказанным за совершенный поступок. Часто проявляется в семье, где присутствует авторитарное воспитание, нарушена коммуникация между родителями и ребенком.
  2. Страх крови. Возникает из-за незнания анатомических особенностей организма.
  3. Страх смерти близких. Часто навеян самими родителями.

Детские страхи и смелость

Рассматривая тему преодоления детских страхов, речь заходит о необходимости вырабатывать в ребенке смелость. Данное качество помогает не поддаваться на эмоции, а действовать и жить успешно.

Смелость необходима в борьбе со страхами, поскольку многие из них лишены реальной подоплеки и являются абсолютно бессмысленными. Человеку не угрожает реальная опасность, а он боится. В данном случае он предпочитает ничего не делать, забиваться в угол, сидеть ниже травы и пр. Это мешает жить успешно и полноценно.

Смелость считается положительным качеством, которое необходимо каждому человеку, желающему не поддаваться своим эмоциям. Смелый человек тоже может бояться. Смелость – это не отсутствие страхов, а способность человека справиться с собственными страхами.

Страхи возникают у каждого, независимо от пола и возраста. Однако коррекции больше поддаются дети дошкольного возраста. Понимание причин их появления и правильное отношение к ребенку помогает в исправлении сложившейся ситуации.

Многое зависит от того, как сами родители будут себя вести, пытаясь привить ребенку смелость:

  1. Не следует его наказывать за промахи.
  2. Следует самим не бояться, поскольку данные страхи передаются ребенку.
  3. Следует относиться к страху как к нормальной человеческой реакции.
  4. Следует обучать ребенка методам преодоления страха.
  5. Нужно ребенка всегда поддерживать.
  6. Следует выдвигать требования, посильные ребенку.
  7. Смешно представлять себе ситуацию страха.

Коррекция детских страхов

Работа по коррекции детских страхов проходит в несколько этапов. На первом этапе следует выявить страх, что может быть достаточно сложно. Ребенок, к примеру, может не понимать, что его пугает, или бояться об этом рассказывать. Его можно попросить нарисовать то, что пугает, или начать обсуждение темы с того, какие страхи имеются у родителей. Если ребенок отказывается от объяснения того, что его пугает, то настаивать не следует.

image description

Если ребенок рассказал о своем страхе, то предложите ему его осмеять, сделать смешным. Можно дорисовать пушистые ушки или розовый носик, представить в пушистых тапочках и с тортом в руках. В качестве коррекции могут подойти такие методики, как сказкотерапия, игротерапия, шепчущая и групповая терапии.

Во время работы не следует смеяться над ребенком, называть его трусом. Страх – это естественная эмоция, к которой следует относиться спокойно. Также не следует создавать ситуаций, где малыш должен будет проявить смелость. Страх иррационален, поэтому под действием паники человек уже забудет о своей смелости.

Как справиться с детскими страхами?

Эффективным способом борьбы с детскими страхами является игра. Данная деятельность используется для того, чтобы обучить ребенка удачно справляться с собственными эмоциями, осознавать собственный страх, управлять им, снимать психическое напряжение, а также адекватно поступать в пугающей ситуации.

В комплекс мероприятий можно включить элементы пугающей ситуации. Опасность будет проявляться не полностью, а частично. К примеру, искать клад в приглушенном свете (чтобы побороть страх темноты) или играть в прятки (чтобы побороть страх одиночества). Можно с малышом разучить какие-то утвердительные аффирмации, которые будут его поддерживать, когда он снова начнет бояться.

В качестве профилактических мер подойдут такие:

  1. Не следует детей пугать различными людьми, вещами или явлениями. Дети безоговорочно поверят в то, что им угрожает опасность.
  2. Не следует рассказывать страшные истории в присутствии детей.
  3. Не рекомендуется рассказывать о том, чего вы сами боитесь, и демонстрировать свой страх, поскольку дети его переймут. Лучше родителям самим проявлять уверенность и бесстрашие, что поможет малышам развивать в себе подобные качества.

Итог

Когда в семье царит крепость и идиллия, тогда ребенку легче справиться с собственными страхами. Детские переживания являются следствием отсутствия стабильности в отношениях с родителями, которые могут чего-то не давать ребенку или сами находиться на грани развода. Итогом страха является развитие невротических качеств, когда ребенок будет вынужден искать способы избежать своих переживаний.

Если малыш боится, следует к этому относиться нормально. Успокойте его и помогите расслабиться, а в будущем справиться со своими переживаниями. Не пугайте малыша еще больше и не высмеивайте его, поскольку это только усугубит проблему. Если не получается помочь ребенку самостоятельно, тогда необходимо воспользоваться помощью психолога.

Взрослые по-разному реагируют на страхи ребенка. Некоторые паникуют и начинают пичкать его успокоительными препаратами. Кое-кто на беспокойство ребенка не обращает внимания, предпочитая думать, что все само собой образуется. Иные ругают и даже наказывают свое чадо, придерживаясь того мнения, что все страхи надуманы, а ребенок с их помощью пробует манипулировать родителями. И лишь немногие взрослые своевременно обращаются за консультацией к психологу. Именно такое решение проблемы является правильным, поскольку игнорирование детского страха может привести к нешуточным последствиям, вплоть до неврозов, требующих длительного лечения.

Но даже когда удается избежать развития невроза, детские страхи, оставленные без внимания и должной коррекции, наносят психике ребенка серьезный вред. Помните, что многие присущие взрослым фобии, комплексы, так отравляющие их жизнь, уходят корнями именно в детство. Что же такое страх? Это реакция психики человека на угрожающие внешние факторы, сопровождающаяся сильными отрицательными эмоциями. Однако психологический анализ демонстрирует нам тот факт, что особенность детских страхов в следующем – как правило, в действительности для крохи никакой угрозы нет, а чувство страха, которое малыш испытывает, обусловлено богатым детским воображением. Воображение, в свою очередь, подпитывается впечатлениями из окружающего мира. Это может быть реакция на пугающие рассказы взрослых о несчастных случаях, на просмотренный фильм ужасов (даже если ребенок его не смотрел, а просто играл в комнате, где был включен телевизор).

Основные причины детских страхов

Классификация

  1. Страхи «немые». Ребенок сам их отрицает, но для родителей наличие проблемы очевидно. Это может быть боязнь громких звуков, животных, незнакомой обстановки, новых людей.
  2. Страхи «невидимые». Здесь наоборот - ребенок их признает, а родители никакой проблемы не видят. Отличаются гораздо большим разнообразием, но все же можно выделить наиболее распространенные «невидимые» страхи.

Методики самостоятельного выявления причины детских страхов

Чтобы успешно избавиться от страха, нужно грамотно выявить его причину. Существует несколько простых и доступных методик, которые можно использовать в домашних условиях. Несмотря на всю свою простоту, эти методики позволят получить точное представление об имеющейся проблеме.


К беседе с малышом этот человек должен подойти очень ответственно. Заранее продумайте список вопросов, которые он должен задать ребенку. Эти вопросы необходимо выучить, а не считывать с бумажки, потому что для малыша беседа должна выглядеть как дружеский разговор, а не как соцопрос. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ребенок их с легкостью схватывал их смысл. Не торопите малыша с ответом, пусть подумает, сколько ему нужно, и не заостряйте внимание на той или иной причине, чтобы у ребенка не появились новые страхи.

Страхи в соответствии с возрастом ребенка

Первый год жизни


1-3 года

  • Темнота. Часто этот страх провоцируют сами родители, пугая малыша вымышленными персонажами.
  • Одиночество (даже на 1 минуту ребенок боится остаться один). Как правило, страх этот связан с тем, что на первом году жизни потребность ребенка постоянно находиться с мамой сочли за избалованность.
  • Ночные страхи как продолжение боязни темноты. Часто бывают спровоцированы просмотром современных фильмов и мультфильмов.

3-5 лет


5-7 лет

  • Новая форма ночных страхов – боязнь самого сна, поскольку во сне ребенок часто видит кошмары. Это отрицательно воздействует на нервную систему малыша. Обязательна психокоррекция.
  • Боязнь наказания в этом возрасте по-прежнему служит тревожным звоночком о проблемах в отношениях между ребенком и родителями. Начинать решать эту проблему следует с изменения своего подхода к воспитанию. Если вы физически наказываете ребенка, необходимо это прекратить. Давно было доказано, что такая форма воспитания ничего, кроме вреда, не приносит.
  • Боязнь животных, чаще всего, собак. Возникает после просмотра определенных телепередач или под влиянием услышанных разговоров взрослых. Чрезмерно опекая свое чадо, взрослые только усиливают этот страх.
  • Боязнь собственной смерти и смерти родителей. Отсюда – страх перед различного рода происшествиями, авариями, пожарами и т.п.

7-11 лет


Научно доказано, что в большинстве случаев развитие детских страхов связано прямым или косвенным образом с родителями. Психологи дают мамам и папам следующие полезные рекомендации:

  • Хорошо, если вы читаете эту статью, только планируя стать родителями. В таком случае запомните, что во время беременности необходимо как можно меньше испытывать стресс. Чем спокойнее протекает беременность, тем ниже риск возникновения детских страхов у ребенка. Так что позаботиться о психическом здоровье малыша нужно заранее.
  • Обращение к мамам. Даже если вы занимаете на работе руководящую, ответственную должность, всегда помните, что ребенок не является вашим подчиненным. Ему нужна прежде всего забота и ласка мамы. Отмечено, что у детей властных и строгих мам страхи встречаются гораздо чаще и в намного более тяжелых формах. Лечение таких расстройств детской психики может обернуться серьезными последствиями и необходимостью применения фармакологических средств.
  • Обязательно уделяйте ребенку как можно больше своего внимания. У него не должно создаваться ощущение собственной ненужности и заброшенности. Даже занятость на работе или наличие младшего ребенка не может служить для вас оправдание – превозмогайте себя и находите силы. В подростковом возрасте проблема детских страхов, вызванных «ненужностью», приводит к очень печальным последствиям, вплоть до развития суицидальных наклонностей.
  • Не впадайте в другую крайность – не прививайте малышу сознание собственной исключительности. Это может привести к эгоистическому мышлению и другому страху – потери исключительного положения в семье.
  • Не ограничивайте свое чадо в его общении с ровесниками, чтобы избежать развития страхов перед школьной жизнью.
  • Не сравнивайте, никогда не сравнивайте своего малыша с другими, не ставьте ему в пример других детей! Это неизбежно приведет к формированию заниженной самооценки и развитию вследствие этого нешуточных проблем во взрослой жизни.
  • Никогда не пугайте ребенка различными персонажами – «бабайками», дяденьками, полицейскими, врачами, собаками.

Хотелось бы в заключение отметить, что практически все детские страхи хорошо поддаются психологической коррекции и бесследно проходят, если их не запускать и вовремя на них реагировать, если относиться к данной проблеме со всей подобающей серьезностью.

Не хочу бояться! Невротические страхи у детей

индивидуальные особенности малыша . чаще страхи появляются и закрепляются у тревожных, очень эмоциональных и впечатлительных детей (особенно это касается детей, неуверенных в себе). такие дети принимают всё близко к сердцу, легко расстраиваются, они не умеют проговаривать свои тревоги и обиды и не могут постоять за себя. физически ослабленные дети также могут быть подвержены страхам в большей степени, чем их более крепкие сверстники.

ошибки воспитания. отсутствие единой системы воспитания или глубокого и постоянного эмоционального контакта между родителями и ребенком, нехватка любви, и, как следствие, чувство незащищенности и искаженное представление о себе, ведут к постоянным детским переживаниям (любим - не любим, нужен - не нужен, хорош - не хорош) и неуверенности в себе.

ребенок становится более подвержен разного рода страхам, когда в воспитании применяется множество угроз, отрицательных внушений («только плохие девочки так поступают»), запретов и требований, или родители часто рассказывают ребенку о возможных негативных последствиях («одень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу»), или, добиваясь послушания, запугивают его ("не убегай, а то злой дядька в мешок тебя посадит и утащит").

семейная обстановка . зачастую страхи передаются от родителей к детям: мама боится темноты, лягушек, потерять деньги - и заражает этим страхом ребенка. также страхи возникают у детей мнительных, нервозных родителей, которые следят за каждым шагом ребенка, особенно если он единственный, поздний или «болявый». ребенок легко перенимат такое состояние родителей и нездоровую форму их реакций.

подверженность страхам и "застревание" на них может появиться у ребенка, в семье которого сложилась неблагополучная атмосфера (конфликты между взрослыми), либо при изменении привычных условий жизни: развод родителей, появление в семье нового ребенка, переезд в новый дом, смерть близкого родственника.

страшный случай. произошедшая с ребенком какая-то неприятная история (укусила собака, упал со второго этажа двухъярусной кровати, потерялся) естественно сильно напугает его и, возможно, оставит глубокий след в его сознании. нужно объяснить малышу, почему так произошло и как надо поступать, чтобы вновь не оказаться в подобной ситуации.

детские фантазии . всем известно, какие фантазеры наши дети. ребенку ничего не стоит вообразить себя схваченным бабой ягой или идущим по шаткому мосту над пропастью. поэтому не стоит пугать ребенка страшными рассказами, приведениями, бабками ёжками или бабайкой. также очень внимательно нужно относиться к выбору телепередач и фильмов для ребенка.

как преодолеть страх?

многие родители интуитивно не создают из возрастных страхов своих детей проблем, понимают, как успокоить ребенка, поддержать его и помочь ему пережить свой страх.

но, иногда, к сожалению, случается, что родители упорно игнорируют страх ребенка или, что ещё хуже, высмеивают его, ругают, наказывают. но рано или поздно такие родители бывают вынуждены заметить страх ребенка, потому что последствия страхов становятся слишком явными (агрессивность, заторможенность, неврозы). только в этом случае помочь ребенку бывает труднее.

итак, что же делать, если ребенка мучают страхи?

  1. создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье - окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, чтобы он почувствовал свою значимость, незаменимость и защищенность. соблюдайте режим бодрствования и отдыха, чтобы не перегружать малыша впечатлениями.
  2. ребенку очень важен телесный контакт : обнимайте малыша, целуйте, гладьте по голове, прижимайте к себе, делайте расслабляющий массаж.
  3. расспрашивай ребенка о его страхах, слушайте внимательно и заинтересовано. спокойно и с доверием реагируйте на детские признания, принимайте их. постарайтесь узнать как можно больше о том, что пугает малыша, кого или чего боится, как это выглядит, что хочет «это» от ребенка. постарайтесь развеять сомнения малыша. вместе подумайте, как справиться с этими страхами. если ребенок почувствует, что вы принимаете его ситуацию и стараетесь помочь, полпути будет пройдено.
  4. подарите ребенку какую-то безделушку, которую он мог бы носить с собой, тем самым имея постоянное напоминание о том, что вы у него есть. или плюшевого друга, с которым можно спать, играть и делиться своими страхами. пусть станет верным другом и преданным защитником.
  5. избегайте просмотров ребенком сомнительных телепередач , поскольку малышам еще трудно отделить вымысел от действительности.
  6. прием эмоциональных качелей заключается в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пугающего его пылесоса, и тут же оказывается в объятиях мамы). но ребенок должен сам решиться на такой поступок.
  7. постепенно приучайте малыша к тому, что его пугает . мы боимся того, что нам непонятно и незнакомо. познакомьте ребенка с пугающими его предметами, расскажите, для чего они нужны и как действуют. обратите внимание ребенка на то, что этот предмет не делает людям ничего плохого. если ребенок боится собак, подарите ему , прочитайте книжки, где главным героем будет собака. потом познакомьте малыша с доброй соседской собачкой.
  8. проигрывайте ситуации, пугающие малыша . в игре с пусть ему достанется роль злой собаки, которую малыш боится.
  9. вместе нарисуйте пугающие ребенка предметы или ситуации , чтобы озвучить их. перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. чтобы уничтожить бумажный страх, нужно смять и сжечь лист.
  10. рассказывайте ребенку истории , в которых он сможет с другой стороны взглянуть на свой страх. представьте пугающую ребенка ситуацию смешной и нелепой (например, пусть страшная собака окажется с заклеенным ртом, а ходить она будет как черепаха, еле-еле, смешно растопыривая ноги).

всё идёт из семьи, дети как зеркало отражают все семейные неурядицы. если у вашего ребенка имеется значительное число страхов, значит, в ваших семейных отношениях что-то нарушено. понимание чувств и желаний ребенка, его внутреннего мира, доверительные взаимоотношения, а также положительный пример родителей, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.