Детский гипноз - народная и нетрадиционная медицина. Вскрываем детские психотравмы: гипноз поможет? Когда эффективен детский гипноз: показания к сеансам

Детский гипноз: многоуровневая помощь маленькой личности

Применение техник гипноза для лечения детей. Официальная терапия детей методами гипноза проводится с начала XIX столетия. При этом очевиден парадокс: чем больше инновационных находок изобретает психофармакологическая отрасль, тем больше сторонников приобретает гипноз.

Возрастающая популярность гипносуггестивной терапии для детей и подростков объяснена в первую очередь безопасностью, безвредностью и атравматичностью методик. Как правило, большинство маленьких пациентов очень боятся врачебных манипуляций, особенно выполнения уколов. В то время как у детей отсутствуют предрассудки и страхи перед гипнозом: большинство малышей чувствуют себя комфортно во время сеансов.

Еще одно преимущество лечения гипнозом детей – стойкость достигнутого результата. Например, в случае купирования фобических страхов с помощью транквилизаторов, эффект наступает мгновенно, но и медикаменты действуют непродолжительный срок. В отличие от медикаментозной терапии, результат, достигнутый после процедур гипноза, сохраняется не только длительное время, но и полностью устраняет существовавшую проблему.

Важное достоинство гипнотических техник – отсутствие нежелательных побочных эффектов. Именно этот аргумент становится веским доводом для родителей в избрании именно гипноза способом лечения своего малыша.

Особенности и ограничения детского гипноза

Гипноз – эффективная техника лечения детей, поскольку в такой возрастной категории очень развито и подвижно воображение, и дети очень внушаемы. В то же время детский возраст создает ряд трудностей.

Сложность заключается в том, что малыши дошкольного и раннего школьного возраста (как правило, до 9 лет) не способны адекватно излагать свои мысли. Они не могут самостоятельно установить и конкретизировать ситуации, которых они боятся, не умеет понятным языком рассказать о своих переживаниях. Именно поэтому к гипнозу не прибегают для детей младше девятилетнего возраста. Однако такое возрастное ограничение – очень условный рубеж, поскольку формирование и развитие коры головного мозга происходит у каждого человека в разных темпах.

Гипнотерапия может быть использована для помощи детям при условии установления доверительных отношений между врачом и клиентом. Маленький пациент должен полностью доверять гипнологу, которыйс ним работает. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, что терапевт искренне ему сопереживает, волнуется за происходящее в его внутреннем мире и действует с единой целью: оказать ему помощь. Именно от личности гипнотерапевта, его умения подобрать верный ключик к сердцу маленькой личности, зависит успех мероприятия.

Поскольку ребенок – подвижный и активный непоседа, он быстро переключает внимание на новые раздражители, включая перемены в поведении врача. Особенно отчетливо ребята ощущают отсутствие уверенности у гипнолога, его сомнения и нерешительность. Поэтому за работу с детьми берутся только опытные профессионалы, излучающие неколебимую уверенность. Те врачи, кто умеет тщательно контролировать свои мысли и управлять эмоциями.

Из-за таких особенностей детей перед началом сеансов гипноза целесообразно провести предварительную консультацию, на которой врач определит степень внушаемости пациента, его психологическую готовность к сотрудничеству с гипнологом. В случае если установить доверительный контакт между врачом и ребенком не удается, то делать попытки лечения гипнозом бессмысленно.

Важная составляющая для успеха гипноза: готовность родителей не присутствовать во время проведения сеансов. Такое обязательное условие – вовсе не прихоть врача, а адекватная необходимость. Часто именно индивидуальные особенности родителей, их стиль поведения является неосознаваемой первопричиной детских проблем. Сложившееся мировоззрение у взрослых является дамокловым мечом для детей, не давая малышам возможности осознать и переосмыслить их переживания. Ошибочные стереотипы взрослых – катализаторы психологических проблем у детей.

Распространена ситуация, когда родители «внушают» отпрыску: «Ты неудачник, глупец, лентяй. У тебя ничего не выйдет». То есть они попросту закладывают в подсознание ребенка установку на неминуемый провал. Именно из-за этого присутствие взрослых на сеансах детского гипноза не приветствуется.

Еще одним запретом для гипнотерапии детей является проведение съемки. Многие родители хотят запечатлеть на камеру, как проходил сеанс гипноза. Однако такие действия попросту отвлекают маленького пациента и сводят усилия врача к нулю.

Когда эффективен детский гипноз: показания к сеансам

Взрослым необходимо осознавать, что гипноз не панацея от проблем. Даже усилия самого опытного гипнолога не заменят назначенное медикаментозное лечение при тяжелых соматических недугах. Следует учитывать, что к гипнозу не прибегают при наличии у ребенка серьезных психических расстройств.

В то же время гипносуггестивную терапию выгодно отличают от иных психотерапевтических методик ее сильные стороны. Гипноз для детей положительно зарекомендовал себя в решении разнообразных психологических, психоэмоциональных и поведенческих проблем. Гипноз рекомендован:

  • при наличии у ребенка различных негативных привычек, например: обгрызании ногтей, сосании пальцев, сдирании корочек с заживающих ранок;
  • для корректировки проблем с усвоением знаний, например: недостаточной концентрацией внимания, неспособностью сохранить навыки счета;
  • при трудностях в контактах со сверстниками или проблемах в семейных отношениях;
  • при сложностях подросткового периода, например: при невозможности подростка самоутвердиться или неадекватной самооценке;
  • при патологических страхах перед процессами обучениями, например: при боязни экзаменов или неконтролируемой тревоге перед выступлением;
  • при навязчивых страхах, например: при боязни темноты;
  • при расстройствах поведения, например: при чрезмерной агрессивности и конфликтности;
  • при игровой зависимости ребенка;
  • после пережитых психотравмирующих ситуаций, например: после развода родителей.

Особо ценны техники гипноза при тяжелых соматических заболеваниях ребенка. В результате сеансов малыш более спокойно воспринимает проводимые манипуляции. Он испытывает меньше страданий от того, что прикован к больничной койке. Удается снизить интенсивность и частоту возникновения болевых приступов.

Гипноз доказал свою эффективность при повышенной метеочувствительности ребенка, при головных болях психогенного характера, при проявлениях вегетососудистой дистонии. У большинства детей удается достигнуть отличных результатов в устранении заболеваний органов дыхания. С помощью гипноза удается устранить тяготы бессонницы и возвратить малышу полноценный ночной сон.

Техники гипноза улучшают общий психоэмоциональный статус ребенка, обеспечивая комфортное становление личности и даря мотивацию для раскрытия природных талантов.

Уличный гипноз (индукция Элмана). Как бросить курить с помощью гипноза?

Медитация & Гипноз. Самогипноз. Как научиться управлять подсознанием?

Психика ребенка абсолютно непохожа на взрослую. Она формируется посредством получения массы новых знаний. Сведения не всегда удается правильно проанализировать и оценить, в силу своего возраста. При этом наблюдается повышенная впечатлительность, яркое воображение, что способствует появлению различных фобий или неврозов. Гипноз для детей позволяет избавить их от страхов, нормализовать внутреннее состояние организма, не допуская серьезных осложнений.

Терапия с использованием внушения показывает хорошие результаты при лечении нарушений поведенческого, психического, эмоционального направления. Это позволяет использовать ее для избавления от многих недугов.

Показания для применения детского гипноза:

  • проявления невротического характера (выдергивание волос, откусывание ногтей);
  • неусидчивость, чрезмерная активность;
  • сложности с налаживанием взаимоотношений со сверстниками в учебном заведении;
  • возникновение конфликтных ситуаций с родителями;
  • отсутствие адекватной самооценки;
  • различные страхи, перерастающие в фобии (боязнь темноты, публики, зверей);
  • сильная возбудимость;
  • зависимость от интернета или игр.

Наблюдается снижение планки завышенной чувствительности, увеличивается уровень самосознания, нивелируются расстройства невротического характера.

Лечение

Гипнозы для детей предусматривают использование специальных методик. Особого подхода требуют пациенты возрастом от 3-х до 9-ти лет. Здесь наблюдается сложность с четкостью формирования мыслей ребенка, логическим донесением их к собеседнику. Дети не могут конкретно описать тревожащую их ситуацию. Взаимодействие между маленьким пациентом и затрудняется. Гипноз для детей 10 лет и меньше требует от специалиста большого опыта, терпения, мастерства, желания добиться требуемого результата.

Еще одно важное условие - установление доверительных отношений, взаимопонимания между врачом и ребенком. Малыш должен ощущать искреннее переживание терапевта по поводу решаемой проблемы, разделение страхов,стремление к оказанию посильной помощи.

Устранение расстройств в детском возрасте при помощи внушения имеет объективные преимущества перед другими методами:

  • избавление от фобий в сложных случаях;
  • отсутствие побочных проявлений, вреда для подрастающего организма;
  • безопасность для психики.

Родителям не стоит беспокоиться, что дети под гипнозом пострадают. Актуален указанный способ для пациентов, опасающихся любого медобслуживания, включая уколы и прием таблеток. На сеансах малыши обычно ведут себя спокойно, порой с интересом.

Гипнотерапия гарантирует стабильный результат, в отличие от использования традиционных лекарственных препаратов. Для устранения симптоматики детских страхов применяют транквилизаторы, отличающиеся получением быстрого эффекта, который вскоре проходит. Внушение направлено на проработку подсознания пациента, мягко нивелируя имеющуюся проблему.

Основным плюсом детского гипноза является отсутствие побочных эффектов. С учетом этого нюанса многие родители выбирают именно его, как безопасный способ лечения ребенка.

Эффективность и реальная помощь

После курса гипнотерапии ребята школьного возраста проще привыкают к коллективу, активнее включаются в обучающий процесс, развивают творческие способности и другие таланты. Дети с агрессивным нравом становятся спокойнее, адекватнее реагируют на сложные ситуации. Неуравновешенные пациенты находят общий язык с родственниками, становятся увереннее в собственных силах.

Высокий показатель эффективности простой гипноз для детей демонстрирует при избавлении от расстройств соматического характера, . Уместно назначение сеансов в следующих случаях:

  • невротические головные боли;
  • чувствительность к метеорологическим изменениям;
  • нарушения работы эндокринной системы;
  • заболевания, связанные с обменом веществ (диабет, лишний вес);
  • вегетососудистая дистония;
  • кожные проблемы;
  • энурез;
  • мутации речи;
  • бессонница.

Гипноз для детей 8 лет и старше помогает уменьшить проявления боли в организме, нормализовать обменные процессы. У пациентов с невротическими расстройствами курс внушения позволяет навсегда забыть свои страхи и фобии.

Еще одна сфера проведения гипноза для ребенка - стимуляция маленьких спортсменов. Сеансы внушения позволяют усилить эмоционально-волевые показатели, укрепить веру в собственную победу. Параллельно, активируется концентрация на поставленной цели, возрастает стремление к адекватной конкуренции.

Рекомендуем вам известного психолога-гипнолога Никиту Валерьвича Батурина , который не только избавляет от различных психосоматических расстройств, но и занимается спортивной гипнотерапией.

Творческим личностям детский гипнолог поможет развить имеющиеся способности, отыскать в глубинах подсознания новые идеи, потенциал для их реализации. Подросткам курс внушения даст путь к определению с будущей профессией, раскрывая стремление и желание к тому, о чем они даже не думали.

Участие родителей

Успешность проведения гипнотерапии во многом зависит от готовности родителей отсутствовать на проводимых сеансах. Это не каприз врача, а логическая необходимость. Нередко поведение или индивидуальные особенности родителей относятся к первопричине психических расстройств и страхов детей. Мировоззрение взрослых иногда просто мешает отпрыскам осознать происходящее, правильно осмыслить возникшую ситуацию.

Многие отцы и матери внушают ребенку с малых лет информацию о его несостоятельности, лени либо глупости. Подобные установки закладываются в детском подсознании, провоцируя дальнейшие фобии и расстройства. Второй запрет для гипнотических сеансов с детьми - видеосъемка. Этот процесс будет отвлекать юного пациента, мешая ему внимать информации гипнолога, что негативно скажется на итоговом результате.

Техники гипнотизации

Ребенка 7 лет и старше? Для этого существует несколько методик. Первая из них - фасцинация (очарование взглядом). Способ может применяться в комбинации с разговорным внушением. Техника эффективна для групповых занятий, монотонные раздражители здесь не задействованы, поскольку только отвлекают детей, усложняя процедуру введения в транс.

Все популярнее становится недирективный метод внушения, предполагающий внедрение воображения, представлений, игровых и сказочных элементов. Перед началом лечения следует настроить контакт между ребенком и гипнологом. Как вариант, маленький пациент отвечает на вопросы при помощи поднятия определенного пальца. Далее приступают непосредственно к гипнозу.

Зрительные представления

Этот вид гипноза для ребенка реализуется несколькими способами:

  1. Внушение мыслей о любимом месте, куда он хочет приезжать в любое время.
  2. Счет животных. Используют образ любимого щенка или другого зверя, представляя, что ребенок находится в уютном месте.
  3. Ассоциации с длинной дорогой, начало которой символизирует старт жизни, а протяженность - будущее.
  4. Телевизионные фантазии на тему любимой передачи или мультфильма, не содержащего сцен насилия и агрессивности.

Информацию, требуемую для внушения, вставляют непосредственно в части беседы (зависит от решаемой проблемы).

Слуховое воздействие

В гипнозе со слуховым примером используют фрагменты записей любимых песен или музыки ребенка. При их прослушивании проводится сеанс внушения. В начале процедуры просто включают произведение, слушают его молча с маленьким пациентом. Затем произносят мягко и убаюкивающе слова, которые погружают клиента в транс.

Комбинированная методика

Также хорошо работает развитие представления о любимых видах спорта, например, езде на велосипеде. Гипнолог внушает ребенку, что он попал на пикник с любимыми людьми в хорошо знакомое место. С собой у них вкусная еда и напитки.

Дальнейшая установка строится на том, что пациент воображает игру с друзьями, его окружают красивые вещи. Одним из вариантов является добавление сказочной фантазии. Пусть это будет ковер-самолет, расстеленный на земле. Он очень удобный и мягкий, позволяет путешествовать в любую точку мира, а ребенок является его пилотом. Он может взлетать высоко в облака или парить низко над землей.

Терапия сказками и идеомоторная технология

Дети-гипнотизеры на начальной стадии развития своих возможностей могут вводить в транс (под присмотром специалиста) пациентов при помощи волшебного мира сказок. Для этого необходимо совместить саму историю, проблему клиента и требуемую гипнотическую фразу. Такой вариант внушения ориентирован на детей 4–12 лет, которые во сне будут менять свое представление об окружающей среде. Сказкотерапия позволяет тонко настроить сознание ребенка на отзывчивость, ласку, восприимчивость к чужому горю.

Для детей не является панацеей от решения всех проблем и болезней. Однако эта процедура позволяет максимально лояльно внедриться в подсознание маленького пациента, решить ситуацию мягко, безболезненно.

Трудность заключается в том, что дети, конечно же, очень внушаемы, но поддаются гипнозу по-разному, в зависимости от возраста, - возможно, это связано с тем, насколько сформировалась кора головного мозга. Можно утверждать, что легко гипнотизировать детей старше девяти лет. В период половой зрелости способность поддаваться гипнозу несколько ослабевает, но затем снова возвращается.

Поскольку дети быстро реагируют на всевозможные раздражения, трудно ожидать, что можно надолго отключить их сознание, но повлиять на этот процесс можно. При этом надо помнить, что дети реагируют на малейшие изменения в поведении гипнотизера.

Это означает, что гипнотизер должен особенно тщательно контролировать свои мысли, поскольку они могут выразиться непроизвольно и перенестись на ребенка. Особенно отчетливо ребенок ощущает неуверенность гипнотизера, это может поставить под вопрос действенность гипноза. Если же вы излучаете неколебимую уверенность в себе, то гипноз порой удается даже на очень маленьких детях. Мне многократно удавалось погружать в гипноз семилетних, а однажды даже четырехлетнюю девочку.

Выбор техники введения в гипноз
Очень важно выбрать подходящую технику интродукции, адаптированную к миру представлений ребенка. Для детей моложе десяти лет я использую, как правило, технику непрямого введения в гипноз. Я прошу родителей на первый сеанс принести с собой любимую игрушку ребенка и ни в коем случае не упоминать, что ребенок идет на сеанс гипноза. Возможно, родителям стоит сделать вид, что они сами будут подвергаться гипнозу. Можно сказать ребенку, что его плюшевый мишка или кукла заболели и их надо полечить.

Пример непрямого введения в гипноз
После непродолжительной беседы с родителями я обычно обращаюсь к плюшевому медведю и спрашиваю, что у него болит. Ребенок охотно рассказывает, чем «болен» мишка. Я продолжаю беседовать с медведем и говорю ему: «Ты заболел, и мы тебя вылечим. Ну-ка, ляг на диван и закрой глазки». Ребенок ложится рядом с игрушкой, но не может закрыть глаза.

Тогда я продолжаю беседу, обращаясь уже к ребенку: «Мишка такой маленький и глупый, совсем не умеет закрывать глазки и спокойно лежать. Ну-ка, покажи ему, чтобы он знал, как это делать. Покажи медведю, пусть он посмотрит».

Ребенок охотно демонстрирует своей игрушке, как нужно укладываться спать, как закрывать глаза. Тут я начинаю введение в гипноз, как это делаю обычно, но всякий раз ссылаюсь на медведя. Например, так:
«Сейчас ты покажешь мишке, как надо спокойно лежать с закрытыми глазами. Мишка научится этому от тебя, но ты должен ему долго показывать, чтобы он понял. Вот так - теперь закрой глазки и лежи тихохонько, как мышка, пока я не скажу тебе, что ты можешь открыть глаза. Тогда твой плюшевый медведь всему правильно научится.

Ты лежишь спокойно-спокойно, а теперь покажи мишке, как надо спокойно дышать. Ты дышишь спокойно и равномерно, совершенно спокойно и совершенно равномерно, а руки и ноги лежат свободно и не двигаются. Они совсем спокойные и неподвижные, а твое дыхание равномерное и свободное, абсолютно равномерное. Глаза все время остаются закрытыми, и ты успокаиваешься, тебе спокойно и хорошо. И мишке стало хорошо и спокойно. Ты так здорово показал ему, как надо успокаиваться. Ты еще покажешь мишке, как ты здорово можешь лежать спокойно с закрытыми глазками. Ты совершенно спокоен, ты дышишь спокойно и равномерно. Ручки и ножки не движутся, не напряжены. И во сне ты представляешь что-то хорошее. Все, что я тебе скажу, ты будешь слышать отчетливо и будешь все выполнять. Ты сразу же сделаешь то, о чем я тебе скажу. Это очень важно, иначе твой мишка не выздоровеет. Поэтому сразу же сделай все, что я скажу. Иначе ты не можешь поступить. Все, что я скажу, ты сделаешь немедленно. Ты сделаешь все, что я тебе сейчас скажу, чтобы мишка твой был здоров».

Почти во всех случаях этого достаточно, чтобы начать гипноз. Теперь можно уже непосредственно начать лечение малыша. Если, скажем, родители жаловались, что он плохо успевает в школе, можно начать гипноз следующими словами:
«Твой мишка теперь очень внимателен в школе, он хочет стать умным и смышленым. И ты теперь будешь очень внимательно слушать учителя и тщательно делать все задания. Ты больше не будешь отвлекаться на уроке. Если ты знаешь ответ, то всегда будешь подымать руку, чтобы учитель заметил, как ты прилежно начал заниматься. И дома ты будешь делать школьные задания сосредоточенно и внимательно, не отвлекаясь. Ты начнешь играть только после того, как сделал все уроки. Начиная с этого момента ты будешь писать аккуратнее и красивее, чем прежде. С каждым днем ты будешь все аккуратнее и красивее писать. Ты и теперь пишешь аккуратно, но будешь писать все лучше и лучше».

После того как необходимое внушение сделано, не забудьте этап кодирования - для введения в гипноз на следующем сеансе. Можно сказать, например, так:
«Ты запомнил все, что я сказал, и ты будешь все внимательно выполнять. Ты выполнишь и то, что я скажу теперь. Начиная с этого момента достаточно, чтобы я погладил тебя по волосам, и твои глаза сразу же закроются. Ты не сможешь больше держать их открытыми. Ты сразу станешь спокойным, как сейчас. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать, как сейчас. Так что, как только я в следующий раз поглажу тебя по волосам, глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в это чудесное состояние покоя, как теперь. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать именно так. Сейчас я досчитаю до трех. После этого ты откроешь глаза. Руки и ноги снова станут легкими и подвижными, ты будешь чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Один-два-три... Открой глаза! Ты свежий и бодрый, ты чувствуешь себя превосходно».

Второй сеанс после кодирования
Если вы поступите таким образом, то на следующем сеансе достаточно будет погладить ребенка по волосам, как его глаза немедленно закроются и наступит гипнотическое состояние. Но вначале я говорю ребенку, что именно буду делать, чтобы не нарушить доверие, которое установилось между нами. Например, я говорю:
«Я рад, что ты снова пришел ко мне в гости. Сейчас я проведу рукой по твоим волосам, и глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в то чудесное состояние, в каком был в прошлый раз. Как только я проведу рукой по твоим волосам, они закроются, руки и ноги перестанут тебя слушаться, ты погрузишься в чудесное состояние покоя, даже более глубокое, чем в прошлый раз».

Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими Зарецкий Александр Владимирович

Методы гипнотизации детей и подростков

Гипнотическое воздействие на детей и подростков имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении внушения. Безусловно, в возрасте 13–18 лет в принципе подойдут все изложенные ранее методы гипнотизации, однако даже в этом случае необходимо учитывать личностные особенности ребенка, его возраст, интеллектуальный уровень, понимание произносимых слов.

До начала гипнотического воздействия на ребенка с ним необходимо подружиться. Юный пациент должен полностью доверять вам

Естественно, нет смысла начинать психотерапию, если ребенок наотрез от нее отказывается. Невозможно достичь гипнотического транса, если существует страх перед гипнозом, недоверие к гипнотизеру. Очень важна во всех случаях тщательно проведенная предварительная беседа, во время которой необходимо познакомиться с ребенком, его увлечениями, рассказать о безопасности и эффективности гипноза:

Давай с тобой познакомимся… Расскажи мне о своих проблемах. Что ты хочешь изменить в себе, готов ли ты к этим изменениям? Я помогу тебе, но для этого мы должны стать друзьями, доверять друг другу. Я помогу тебе справиться с твоими проблемами, только если ты расскажешь мне все, как есть на самом деле… Ты слышал когда-нибудь о гипнозе? Это такое приятное состояние дремоты и покоя, которое наступает у всех людей, когда они принимают удобную позу, расслабляются и слушают то, что им говорят. В этом состоянии организм сам начинает справляться со своими проблемами. Важно, чтобы ты расслабился, успокоился и постарался представить свое любимое место, где ты обычно отдыхаешь. Ты не будешь спать, это будет просто отдых, приятная дремота. Ты будешь слышать мои слова и в любой момент сможешь открыть глаза, встать и уйти, если ты этого действительно захочешь. Но ведь ты пришел сюда именно для того, чтобы вылечиться (избавиться от вредной привычки, стать спокойным, уверенным в себе и т. п.), поэтому сам заинтересован в быстром решении своей проблемы. Я помогу тебе в этом…

Очень хорошо провести психологическое тестирование с определением личностных особенностей испытуемого. Необходимо заранее обозначить основную цель воздействия: развитие уверенности в себе, снятие болезненных симптомов, осознание истоков проблем.

Проводить гипноз детям младше 4 лет не рекомендуется, в таком возрасте возможно внушение и во время естественного сна, и в бодрствующем состоянии. А вот в 8-12 лет, когда ребенок подрастает, у него повышается внушаемость и происходит снижение страха и недоверия, гипнотизация будет наиболее эффективна.

Из обычных методов гипнотизации хороша фасцинация (очаровывание взглядом) в сочетании со словесным внушением или одно вербальное воздействие. Повышает внушаемость проведение гипноза в группе. Применение у детей монотонных раздражителей (метронома, музыки), пассов нежелательно - они только отвлекают, мешая расслаблению и погружению в сон.

Все большее распространение получают в детской практике недирективные методы гипнотизации с использованием представлений, воображения, сказкотерапии, игровых элементов. Перед началом сеанса внушения желательно научить ребенка общаться с гипнотизером во время гипнотического воздействия. Обычно договариваются, что ребенок будет отвечать на вопросы поднятием того или иного пальца. Затем переходят непосредственно к гипнотизации.

Используемая в детском гипнозе методика «любимое место» - не что иное, как один из вариантов визуализации

Существует множество методов воздействия, основанных на принципах эриксоновского гипноза. Подробнее о них заинтересованный читатель узнает из книги С. А. Игумнова «Клиническая психотерапия детей и подростков». Эти методы можно разделить по преимущественному воздействию на определенный анализатор.

Использование зрительных представлений для достижения гипнотического транса может быть реализовано различными способами.

? «Любимое место» - ребенка просят подумать о любимом месте, где он когда-нибудь был или только хочет побывать:

Вспомни место, где ты был и куда ты хочешь приезжать снова и снова. Если такого места нет, вообрази, придумай его… Сделай это место уютным и прекрасным… Представь, что ты ходишь в любимом месте, наслаждаешься красотой и покоем…

? «Посчитай животных»:

Какое животное тебе нравится больше всего? Отлично. Представь, что ты сидишь в красивом уютном местечке вместе со своим другом - щенком. Чтобы получше представить себе это место, закрой глаза и расслабься… Почувствуй, как это теплое создание с мягким мехом преданно смотрит на тебя… А теперь представь, что щенок изменил свой цвет и теперь он пятнистый или полосатый. Начиная что-то представлять, ты понимаешь, как много ты можешь… Представил - и твой любимый щенок стал черным, а вот он уже белый… А вот ты видишь себя играющим уже с двумя щенками, с тремя… Ты можешь рассказать мне о том, что видишь и чувствуешь…

? «Длинная дорога»:

Представь, что ты стоишь на длинной-длинной дороге. Это не просто дорога, это дорога твоей жизни. Позади - начало твоей жизни, впереди - будущее. Посмотри внимательно - кругом люди с их разными судьбами, радостными и грустными событиями… Среди них и твоя жизнь… Ты можешь повернуть назад, в прошлое, и исправить свои ошибки, избавиться от страхов и болезней, а можешь двинуться вперед - в будущее и стать сильным, уверенным в себе, жизнерадостным…

? «Телевизионные фантазии»:

Ты говорил мне, что любишь смотреть самые разные телепередачи, а какая программа у тебя самая любимая? (Если ребенок называет приемлемый вариант: мультфильм, детскую телепрограмму, не связанный с насилием, жестокостью, продолжают дальше.) Теперь представь себе, что ты устраиваешься в уютном кресле возле телевизора… Где стоит телевизор? Хорошо… Нажимай на пульт, найди свой любимый канал… Вот и твоя любимая передача… Тебе все хорошо видно и слышно? Дай мне знать, что это так и есть, подними один палец вверх… Хорошо, продолжай смотреть, тебе удобно, спокойно, ты отдыхаешь и набираешься сил…

Из методов гипнотизации, воздействующих на слуховой анализатор, используют аудиозаписи любимых музыкальных произведений и песен ребенка, проводя на фоне их прослушивания соответствующие гипнотические внушения. В этом случае сначала включают нужный аудиофайл и молча вместе с ребенком слушают музыку. Через несколько минут прослушивания начинают произносить мягким, убаюкивающим голосом слова, описывающие погружение в сон. Видя, что ребенок начинает засыпать, тем же мягким вкрадчивым голосом произносят основную фразу внушения, направленную на решение проблемы.

Из комбинированных методов гипнотизации детей и подростков хорошо работает представление езды на велосипеде, занятий любимым видом спорта, путешествия в дальние страны. Приведем пример одной из таких методик, названной «Ковер-самолет» (С. А. Игумнов. Клиническая психотерапия детей и подростков).

Представь себе, что ты собрался на пикник и пришел с теми людьми, которых очень любишь, в свое самое любимое место. Ты принес с собой свои любимые кушанья и напитки. Ты можешь понюхать, как вкусно они пахнут, и попробовать их. Представь, что ты играешь со своими лучшими друзьями (подругами). Теперь, когда ты закончил еду, питье и игру со своими друзьями, ты видишь ковер, расстеленный на земле. Он окрашен в твой любимый цвет, он мягкий и удобный. Ты можешь сесть или лечь на него. Представь, что это волшебный ковер-самолет, а ты - его пилот. Ты управляешь его движением. Ты можешь летать очень низко, чуть выше травы, или высоко - выше деревьев, если тебе так хочется. Ты пилот и можешь лететь туда, куда захочешь, с той скоростью, с какой ты хочешь. Ты можешь приземлиться и навестить друзей, или приземлиться в зоопарке или любом другом месте, где тебе хочется побывать. Ты можешь лететь над деревьями и видеть птиц, сидящих в гнездах. Ты можешь ускорять и замедлять полет. Это так приятно - двигаться туда, куда ты хочешь. Все время полета ты чувствуешь себя очень комфортно. Ты можешь найти удобное место для посадки и приземлиться туда на своем ковре-самолете. Когда ты приземлишься, дай мне знать об этом, подняв один палец.

Представление ребенком езды на велосипеде и одновременное внушение через сказочный рассказ - комбинированный метод гипнотизации

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, боязливых и недоверчивых, панически боящихся врачей, хорошо использовать метод сказкотерапии, встраивая в волшебную историю необходимые гипнотические фразы. Вспомните пример такой сказки из раздела о гипнотизации в состоянии естественного сна. Отличный вариант для детей от 4 до 12 лет, который может использоваться и наяву, и в просоночном состоянии, и в гипнотическом трансе. Применение сказкотерапии способно незаметно, исподволь менять представления ребенка об окружающем мире, обществе, настраивать на доброту, сострадание, отзывчивость к чужому горю. Метод тонкий, можно сказать, ювелирный. Но использование возможностей сказочного мира для изменения ребенка требуют обширных знаний, опыта построения сказочной истории и вкрапления в нее гипнотических внушений. Это тема для отдельной книги.

Сказкотерапия эффективна не только у детей, но и у взрослых, только сказки для них разные

Идеомоторные методы гипнотизации детей и подростков основаны на мысленном представлении движения в какой-либо части тела, причем в результате такого представления движение действительно происходит наяву. Применяются эти методы обычно у детей старше 7–8 лет. Один из таких способов гипнотизации:

Давай ты вытянешь свои руки вперед, разведешь их на ширину плеч, повернешь ладони внутрь, друг к другу… А теперь пофантазируем. Представь, что твои ладони - это сильные магниты, которые с неудержимой силой притягиваются друг к другу. Это происходит непроизвольно, ведь магниты не могут не притягиваться. Мощные магниты тянут твои руки все ближе и ближе друг к другу, стремясь соединить их. Магниты работают все сильнее, и руки уже близко-близко, они вот-вот соединятся… Когда руки соединятся вместе и твои ладони соприкоснутся, ты сможешь сбросить эти придуманные магниты, опустить и расслабить свои руки, глубоко вздохнуть и полностью расслабиться на выдохе… Все тело вслед за руками расслабляется и наполняется покоем…

Применяются и другие техники: левитация руки (внушение, что рука становится легкой и постепенно поднимается вверх), опускание руки (или пальца) (внушение обратного процесса - поднятая рука тяжелеет и опускается вниз), «Могучий дуб» (хорошо при групповой гипнотерапии) и другие методики внушения.

Хорошо зарекомендовал себя при различных болевых синдромах у детей метод гипноанальгезии. Обезболивание может осуществляться прямым внушением (вызывается чувство онемения, местной анестезии), путем представлений об удалении боли прочь из организма, переносе боли в другое место, а также при отвлечении от неприятной процедуры и внушении чувств, противоположных боли (расслабления, отдыха, комфорта, отличного настроения). Используются и различные методики косвенного внушения.

В групповой гипнотерапии у детей эффективна методика «Могучий дуб»

Отдельный раздел работы с болью - онкологические заболевания у детей. Здесь применяется комплексная методика, направленная на общее успокоение и нечувствительность к любой боли, замещение боли положительными ощущениями, локальное воздействие на болезненный участок тела. Важно обучить ребенка приемам саморегуляции (лучше всего это получается с помощью методики «Ключ», о ней еще поговорим подробнее), чтобы он сам мог снимать внезапно возникшую боль, снижать интенсивность постоянной боли. Ребенок в таком состоянии должен чувствовать внимание и поддержку окружающих, причем главное для него не сострадание в их глазах, а реальная помощь, общение, положительные эмоции, совместные игры. И в заключение этого раздела хочется напомнить о существовании еще одной сферы применения гипнотерапии у детей и подростков. Это гипнопедия (обучение в гипнозе) и гипнокоррекция (коррекция нарушений поведения у детей и стимуляция учебных навыков при их задержке). Подробнее об этих методиках мы поговорим в соответствующих разделах книги.

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

Глава 3 Превратим послушных детей в осторожных детей Все малыши уязвимы для преступников, но слишком послушные, ласковые и вежливые дети чаще становятся жертвами сексуальных насильников. Дети, приученные к мысли, что самоуверенное поведение неуважительно, не обладают

Из книги Гипноз и самогипноз. 100 секретов вашего успеха автора Гончаров Геннадий Аркадьевич

Приёмы гипнотизации Усыпление отвлечением внимания Путь по кривой иногда оказывается короче пути по прямой.Этот способ основан на использовании волнения или чувства страха у впервые подвергающихся гипнозу.Даже самый закоренелый скептик, волею обстоятельств

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Другие приемы гипнотизации Усыпление по ЛевенфельдуК началу XX столетия метод вербального (словесного) гипноза окончательно принял современные черты. Вот, например, как он выглядел у известного в то время немецкого исследователя и практика гипноза

Из книги Не на тех напали! или Как бороться с грубостью автора Ковпак Дмитрий

Жутикова Н. В. Различные дидактогении у детей и подростков Малыш нуждается в няне, всем детям нужны воспитатели – это известно всем. Однако из принявших на себя эту роль не все понимают, почему и зачем нужен воспитатель.Многие эту функцию сводят к тому, чтобы дать детям

Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр Владимирович

Глава 12. Спиногрызы и оглоеды Грубость детей и подростков Проблемы

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Методы гипнотизации Как вы уже знаете, перед сеансом гипноза необходимо выполнить определенные мероприятия: подготовить помещение, провести предварительную беседу с обратившимся за помощью, определить его внушаемость.Пробы на гипнабельность иногда могут стать

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Современные методы получения информации детьми. Польза и вред телевизора и компьютера для здоровья и развития детей. Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно в современном информационном мире Моей дочке сейчас пять лет. Недавно мы с ней вместе посмотрели сказку

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития Отклонения в развитии волевой сферы у детей с умственной недостаточностью были выявлены во многих исследованиях (Э. Я. Альбрехт ; Л. С. Выготский ; Л. В.

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Глава 4 Усиление чувства собственного «я» у детей и подростков Ребенку нужна опора внутри самого себя, чтобы выразить свои заблокированные эмоции. Дети, пережившие травму, жестокое обращение, надругательство, смерть близкого или развод родителей, аккумулируют связанные

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Общие положения психотерапии детей и подростков Указания Боулби нужно модифицировать следующим образом для проведения психотерапии с детьми. Детский терапевт должен проявлять доброжелательное внимание, быть надежной психической и физической базой для ребенка,

Из книги Психология отношений межличностной значимости автора Кондратьев Юрий Михайлович

1.2. Арт-терапевтические вмешательства при различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей и подростков Арт-терапевтическая работа с детьмиИспользуемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма

Из книги автора

Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии На сегодняшний день диагностика и коррекция депрессивных состояний и агрессии среди детей и подростков является не

Из книги автора

4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер

Из книги автора

4.3. Методы арт-терапевтической коррекции депрессивных состояний и агрессивности у детей и подростков При наличии в рисунках детей и подростков признаков депрессивного состояния и агрессивности применению методов арт-терапевтической профилактики и коррекции должно

Из книги автора

Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

Из книги автора

Параграф 4 Особенности отношений межличностной значимости в профессионально специализированных интернатах для особо одаренных детей и