Дидактическая игра «Разложи по цвету. Это страшное слово «ипотека»

Участник выставки:

Пирогова Анастасия Григорьевна,

воспитатель,

МАОУ «Киёвская СОШ» д/сад «Сказка»

соответствует занимаемой должности.

Дидактическая игра «Разложи по цвету»

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте детки учатся различать и называть цвет предметов. У них недостаточно развита мелкая моторика. Для решения этих проблем мною была выполнена эта дидактическая игра.

Игра состоит из набора белых и красных крышечек, разноцветных бусинок, мозаики, контейнера поделённого на четыре цвета и состоящего из четырёх баночек из под гуаши с разноцветными крышечками.

Так же в набор входят: картинки с изображением чашки и мухомора на которых наклеены белые кружочки.

Дополняет игру «картинка» состоящая из баночек с крышечками в виде гусеницы.

  • Игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста. С помощью этой игры дети могут запомнить 4 цвета: красный, зелёный, жёлтый и синий. Действия с бусинками и крышечками развивают мелкую моторику рук. С помощью игры можно усвоить понятия один и много,научиться считать.

Играть можно так:

  1. Совместно со взрослым, т.к. бусинки мелкие. Ребенку предлагается корзина с бусами или мозаикой. Ему необходимо разложить по цвету каждую бусинку в свой блок, при этом ребенок называет цвет бусинки и цвет блока, в который кладет бусинку.

  1. Крышечки белые и красные помещают на картинке с мухоморами и чашкой.

Какие крышечки?(Круглые, красные, белые.)

Сколько крышечек? (Много, мало, одна и т.д)

Кружочки изображённые на картинках можно посчитать. Можно уточнить, что крышечек столько же положили сколько и кружочков. (Или на 1 меньше и т.д)

  1. Можно раскладывая крышечки на столе их посчитать, выкладывая друг за другом. Определить какая по длине, по цвету получилась дорожка.

  1. На картинке с гусеницей нужно подобрать крышечки по цвету: солнышко – жёлтый, облака – голубые, гусеница – зелёная.

  1. Откручивая цветные крышки с гусеницы в пустые баночки тоже можно раскладывать бусинки: в первую 1бусинку, во вторую 2 и т.д.

Дети с удовольствием играют как самостоятельно, так и совместно с педагогом. Данная дидактическая играпомогает усвоить название цвета, развивает мелкую моторику рук, с её помощью можно обучить счёту и некоторым математическим понятиям.

Надеюсь, мой опыт будет полезен и другим воспитателям.

Если раньше мы изучали свойства предметов (как они плавают и тонут), то сейчас – детальнее изучали сами предметы. В этот раз — разноцветные камешки. Итак, сенсорная игра с водой и камешками.

Камешки у нас самые что ни наесть подходящие для подобных игр. Все они разного размера, цвета и формы. Большинство из них перламутровые и очень привлекательно выглядят в воде — так и хочется их достать и потрогать.

Наши камешки

Что понадобится для игры?

  • Прозрачная емкость с широким дном и невысокими краями (у нас – обрезанная бутылка из-под воды);
  • Несколько стеклянных баночек. Лучше, если они будут разного размера;
  • Цветные камешки;

Как играть?

Играть можно или в ванне, или в комнате на коврике. Все зависит от настроения малыша, его желания разливать воду, практики игры. Если видите, что малыш явно настроен не только доставать камешки со дна, но и хочет плескаться в воде – сразу идите в ванную, там можно играть с водой вдоволь и без лишней уборки для мамы.

Итак, приступаем к игре. На дно емкости насыпаем камешки и заливаем их теплой водой. Рядом ставим пустые баночки.


Приступаем к игре

Игра заключается в том, чтобы достать все камешки со дна и разложить их по баночкам : большие камешки в баночку побольше, маленькие – в баночку поменьше.


Камешки — по баночкам

Игра может иметь множество вариантов, логических ходов и находок.

У нас, например, находкой оказалась тряпочка , которой я пыталась вымакивать воду с коврика (как вы уже смогли понять, начали играть мы в комнате на коврике, а не в ванной). Ребенку настолько приглянулась тряпочка, что камешки на какое-то время были позабыты и все внимание посвящено ей – волшебной тряпочке.

Мы ее макали в воду, а потом выжимали. С ее помощью наливали воду на коврик, а потом — вымакивали. Вытирали камешки и заворачивали их в тряпочку, в общем, сама не ожидала, что наша сенсорная игра с водой и камешками обернется в игру еще и с тряпочкой 🙂 Главное, что ребенок был в восторге!

Что развиваем?

Сенсорика

Новые ощущения – камешки в воде и камешки, только что вынутые из воды. Сухие камешки. Звук, падающих камушек о стенки и дно стеклянной баночки. Звук падающих камешек о поверхность воды. Основные свойства воды и камешек. Звук переливающейся воды (из одной баночки в другую). Разный вес и форма камешек.


Камешки в воде

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

    Когда останешься дома один;

    Нападения, бандитов;

    Заболеть, заразиться;

  1. Того, что умрут твои родители;

    Каких – то людей;

    Маму или папу;

    Того, что они тебя накажут;

    Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

    Опоздать в детский сад;

    Перед тем как заснуть;

    Страшных снов;

  2. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

    Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

    Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

    Когда очень высоко (страхи высоты);

    Когда очень глубоко (страх глубины);

    В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

  3. Больших улиц, площадей;

    Врачей (кроме зубных);

    Крови (когда идет кровь);

  4. Боли (когда больно);

    Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

А.И.Захаров и М.А.Панфилова

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом , а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка:

«В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

Ты боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

22. пожара;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  • медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • страх смерти (своей);
  • боязнь животных;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи — людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
  • пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель невротического состояния.

Среднее количество страхов у детей дошкольного возраста:

Возраст (лет) Мальчики Девочки
3 9 7
4 7 9
5 8 11
6 9 11
7 9 12

Из таблицы видно, что к старшему дошкольному возрасту количество страхов увеличивается. Самостоятельно полученные данные можно сравнивать со средними значениями, приведенными в таблице. Так, если у 5-летней девочки количество страхов — 13, а в таблице — 11, то это означает, что у ребенка страхов больше, чем у сверстников.

Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере ребенка.

Еще один важный момент. Результаты диагностики будут намного точнее, если ее проведет, например, детский психолог или воспитатель в детском саду, а не родители

Статья содержит информацию из открытых источников