Доктор комаровский о том, почему ребенок ходит на носочках. Нарушения походки у ребенка

Девчонки нашла на одном из форумов пост девушки о выборе детской обуви. Но интересен не сам пост, а комментарий протезиста-ортопеда к нему. Знаю, что многие из нас переживают о ножках наших детишек. Очень рекомендую к прочтению.

Комментарий протезиста-ортопеда в конце!!!

Хирурги-ортопеды и педиатры рекомендуют родителям начинающих ходить малышей приобретать на «первые шаги» ортопедическую обувь. Ортопедическая детская обувь способствует правильному формированию детской стопы, правильной походке и осанке.
Специалисты поясняют, что правильно подобранная детская обувь в значительной степени способствует профилактике плоскостопия и предотвращает другие заболевания ног.

Плоскосто́пие - изменение формы стопы , характеризующееся опущением её продольного или поперечного сводов (это две формы плоскостопия, они могут сочетаться). У всех малышей до 2-3 лет продольный свод стопы плоский и это абсолютно нормально, т.к. стопа малыша только начинает формироваться и приобретает «нормальные» очертания и контуры примерно к 3 годам. У взрослого человека в норме своды (арки) стопы вогнуты и упруги, у маленького ребенка на месте свода жировая подушечка, дающая очертания плоской стопы.

Стопа формируется и приобретает классический вид к 5-6-7-8 годам, иногда позже. До 5-7 летнего возраста, пока у ребенка формируются кости стопы, диагноз «плоскостопие» не ставится.
Малышу может быть поставлен диагноз плоско-вальгусная установка стоп (один из самых распространенных диагнозов у детей до 5 лет) и варусная установка стоп. Можно сказать, что эти диагнозы говорят о предрасположенности к плоскостопию.
Плоско-вальгусная (х-образная) установка стоп – пятка отклонена наружу, стопа наклонена внутрь. Внутренний край обуви при такой деформации стирается.Варусная установка стоп (о-образная), когда стопа наоборот завалена наружу (похоже на косолапость). Внешний край обуви при такой деформации стирается. Подобные заболевания чаще встречаются у физически ослабленных, часто болеющих детей, поэтому в первую очередь родителям стоит заняться общим укреплением здоровья и закаливанием.
Если ребенок физически активный, не жалуется на боль в ногах, обувь малыша с внутренней или внешней стороны сильно не стирается, то не стоит чрезмерно и заранее волноваться по поводу плоскостопия. Во многих других странах подобные диагнозы вообще не рассматриваются как серьезные.

Помимо специальной ортопедической (профилактической и лечебной) обуви и стелек, отличной профилактикой плоскостопия являются:
- хождение босиком по ковру с жестким ворсом, летом по песку, мелким камушкам, травке и другой неровной и негладкой поверхности;
- массажные дорожки (коврики);
- катание на велосипеде (по возможности босиком или в носочках);
- лазание по шведской лестнице;
- массаж и специальные упражнения.

Неважно, какую обувь вы выберете для своего ребенка, ортопедическую или анатомическую, для правильного развития детской ножки ВАЖНО, чтобы обувь была достаточно легкой, удобной и хорошо фиксировала ногу.

Для здоровья детских ножек главное правильно подобрать обувь.
1. Новая обувь должна быть на 0,5-1 см длиннее стопы (зимняя с учетом теплого носка).
2. Обувь должна хорошо облегать стопу с учетом анатомических особенностей, это позволяют добиться застежки-липучки и шнурки . Да и малыши быстрее учатся самостоятельно расстегивать, а позднее застегивать такие застежки. Липучки значительнее удобнее классических пряжек и молний для ребенка.
3. Наличие формованного жесткого задника , он должен представлять собой единую часть без швов и складок. Для самых маленьких задник должен быть достаточно высокий – это обеспечивает хорошую фиксацию стопы.
При наличии такого задника и застежек носовая часть (мысок) на детских сандаликах может быть открытой. Но туфельки «для первых шагов» желательно все-таки приобрести с закрытым носом (круглой формы!), т.к. малыши часто цепляются, спотыкаются, стукаются о предметы ножками.
4. Обувь должна облегать ногу, но не быть слишком узкой, это может привести к деформации стопы, пальцы ног должны свободно двигаться.
5.Подошва должна быть нескользящая, с небольшим каблуком-подъемом (для малышей высота каблука рекомендуется 5-7 мм, для детей старше двух лет 1-1,5 см), подъем должен занимать по длине подошвы не менее 1/3. В таких туфельках малыш не будет шаркать, заваливаться, такой подъем пятки способствует равномерному распределению веса по всей стопе.
6. Материал подошвы должен быть достаточно плотный, но гибкий в тех местах, где сгибается ступня. То есть, подошва должна быть жесткая в задней части и податливая в носовой, НО не гнуться пополам! На подошве детской обуви не должно быть глубоких рельефов (рисунков).
7. Натуральная кожа – идеальный материал для детской обуви. В качестве альтернативы – обувь с текстильным верхом и кожаная внутри. Кожзаменитель, резина – очень плохо пропускают воздух.
8. Любопытное наблюдение - обувь из красной кожи и замши даже известных производителей часто пачкает, когда влажная. Поэтому для малышей, которые могут «упустить» в штанишки обувь ярко-красного цвета не рекомендую. Краситель может пачкать носки, колготки и одежду, если малыш присядет на корточки.
Если все-таки остановили свой выбор на красных ботиночках и туфельках, хорошенько потрите кожу влажной салфеткой (носовым платком), если на ней останется след значит, обувь будет пачкать.

Большинство родителей (и я когда-то относилась к их числу) считают, что главное в ортопедической детской обуви это супинатор (иногда неправильно называют ступинатором). Во-первых, этот холмик на подошве (стельке) правильно называется подсводник. Во-вторых, настоящий твердый подсводник бывает только в корректирующей ортопедической обуви (подбирается по назначению врача-ортопеда). Кстати, если в обуви твердый подсводник и он находится не на месте (например, обувь велика) – это очень плохо и может серьезно сказаться на формировании стопы. В-третьих, подсводник (подушечка-супинатор) в условно-ортопедический обуви легко проминается нажатием и в большинстве случаев совсем не большой, поэтому имеет легкий профилактический эффект.
Кроме того, существует мнение, что большой супинатор (высокий и твердый подсводник) может мешать нормальному формированию стопы. У малышей вместо супинатора функцию амортизатора выполняет жировая подушечка расположенная на месте свода (арки) стопы. Подсводник должен быть мягким и гибким, чтобы сжимался и распрямлялся под давлением ноги. Стопа должна сама работать и у нее должен быть стимул для правильного формирования.

Если не брать в расчет подсводник, большинство ортопедической обуви фактически можно назвать анатомической. Поэтому, выбирая ребенку обувь, надо в совокупности смотреть на вышеперечисленные моменты: правильный изгиб подошвы, формованный жесткий задник, хорошую фиксацию. Стелька может быть съемная, иметь многослойную дышащую структуру, но в любом случае она (внутренняя поверхность обуви) должна быть практически плоской, не считая подсводника, иногда имеется подъем по внешней окантовке стельки. Стелька может иметь изгибы, но не должна быть сильно изогнутой.

Селеверстова Елена Александровна, член Всероссийской Гильдии протезистов-ортопедов (13.12.2010)
Уважаемая Анна! Хочу, в качестве протезиста-ортопеда, последовательно прокомментировать Ваши материалы по поводу правильного подбора родителями детской обуви.
1. Хирурги и ортопеды должны рекомендовать детям ортопедическую обувь только в случае обнаруженных ортопедических проблем. В остальных случаях дети нуждаются в обуви обычной, но имеющей элементы конструкции, предохраняющие детские стопы от развития патологий.
2. По поводу Вашего описания обуви для здоровых ножек у меня, в основном, нет вопросов. Затрону 2 момента: а) задники - это жесткие детали, вставляемые между верхом и подкладкой в задней (пяточной) части обуви. В обычной детской обуви берцы могут быть любой высоты, но задники в высоту не должны превышать высоты пяток, даже в детской обуви для самых маленьких детей. Задники должны хорошо охватывать пятки, но не должны быть высокими, чтобы не заставлять ахиллово сухожилие работать с избыточным напряжением при сгибании стопы в голеностопном суставе. Высокие жесткие задники нужны исключительно в детской ортопедической обуви, если у ребенка обнаружен крайне вялый или повышенный тонус мышц и связок в области голеностопных суставов; если ребенок ходит не с пятки на носок, а на носках или с носка на пятку, как при ДЦП, т.е., если необходимо нормализовать стереотип походки. А вот по внутренней боковой поверхности обуви задники в обычной обуви для малышей должны быть удлиненными до начала 1-го пальца. В сочетании с работой правильных застежек обувь с жесткими удлиненными задниками будет предохранять стопы детей от развития плоскостопия.
3. Следующее замечание, пожалуй, наиболее существенное. Оно относится к супинаторам в детской обуви, так полюбившимся родителям и некоторым ортопедам. Кстати, в формальной терминологии нет понятия «условно-ортопедическая» обувь. Обувь может быть или ортопедической, или обычной, т.е. не ортопедической. Обычная обувь по своей конструкции может быть более правильной (выбирайте на Ваш вкус варианты: рациональной, профилактической, анатомической) или менее правильной, что зависит от уровня профессионализма и уровня совестливости производителя обуви. Ортопедическая обувь делится на малосложную и сложную обувь. До начала развития капитализма в России любая ортопедическая обувь изготавливалась по заказам пациентов. И это было правильно. Вне зависимости от степени тяжести ортопедических проблем, особенности проявления этих проблем многообразны и отличаются у каждого пациента. Как нельзя лечить все болезни одной касторкой, так нельзя всем детям рекомендовать одинаковую ортопедическую обувь. Вы верно отметили, что здоровому ребенку, в принципе, супинаторы внутреннего продольного свода в обуви не нужны. А если они есть, то должны быть совсем невысокими и упруго-мягкими. От таких супинаторов не будет вреда, но и особой пользы. Но далее Вы говорите о высоких и жестких супинаторах, которые имеются в большинстве моделей массовой малосложной ортопедической обуви. Вы озабочены тем, что эти супинаторы не всегда располагаются в правильном месте. Хочу Вас спросить: «А как это, по Вашему мнению „подсводник в правильном месте?“. Предлагаю Вам и родителям ответ на этот вопрос. Вы верно, Анна, сказали, что наиболее частая ортопедическая проблема у детей - плоско-вальгусные стопы. Вы наблюдаете у ребенка отклонение пяток наружу и завал стоп внутрь. Открою секрет: в состоянии опоры (при стоянии и ходьбе) стопы валятся внутрь в области сочленения пяточной, таранной и ладьевидной костей, т.е. анатомически - в задней!!! трети стоп. Это значит, что успешная коррекция проблемы и эффект реабилитации может быть достигнут только, если приподнимать и поддерживать стопу в задней её трети - супинатором заднего!!! отдела стопы. А под внутренним продольным сводом, особенно ближе к пальцам, не должно быть высокой и жесткой подпорки. Стопа человека от природы получила возможность справляться с ударными опорными нагрузками благодаря наличию рессорной функции. Эту рессорную функцию должна обеспечивать система из костей, мышц, связок и сухожилий, из которых сформирован продольно-поперечный свод, упруго работающий под тяжестью тела. Грубо подпирая внутренний продольный свод, препятствуя его работе, можно успешно достигнуть обратного эффекта - развития плоскостопия. Кстати, детям, как правило, особенно малышам, диагноз „плоскостопие“ врачи изначально не ставят. Подвижный аппарат стопы ребенка редко показывает признаки типичного плоскостопия, когда стопа под тяжестью тела проваливается сверху вниз. В абсолютном большинстве случаев у детей при ходьбе наблюдаются более динамичные проявления патологических состояний стоп. Наблюдаются: завалы стоп внутрь или кнаружи, отведение и приведение передних отделов относительно задних, приподнимание краев стоп и др. Все эти признаки наблюдаются у детей в разных вариантах и количестве. Поведение и положения правой стопы также может отличаться от поведения и положений стопы левой. Если у Вас имеются сомнения по поводу ортопедического благополучия Вашего ребенка, обязательно обратитесь к ортопеду, найдите грамотного специалиста. По моему опыту, наибольшего эффекта можно достичь, применяя в любой правильной обуви (обычной или малосложной ортопедической) стельки ортопедические индивидуальные, изготовленные с учетом конкретных проблем пациентов.
Анна, названные Вами марки обуви не вызывают нареканий, хотя повторю: »Следует выбирать не марку, а конкретную модель обуви». Кстати, на Вашем фото ножки ребенка в не совсем правильных сандаликах. Известно, что маленькие дети ходят, имея большой упор на первый палец (посмотрите, в каком месте больше всего затёрты и запачканы стельки в детской обуви). Структуры передних отделов у малышей несовершенные и работают в избыточно активном движении. Было бы гораздо более правильным надеть малышу сандалики, в которых, помимо застежки через голеностопный сустав, была бы застежка в один, а лучше в два ремешка по тылу стопы. Фиксируя передний отдел стопы, можно существенно помочь ребенку в освоении процесса ходьбы и способствовать правильному развитию ребенка.
Анна! На этом заканчиваю обзор Вашей статьи. Надеюсь, что Вам и родителям она покажется не бесполезный. Готова отвечать на другие вопросы по теме.

ВАШ РЕБЕНОК ЗАБАВНО ХОДИТ?

Манера ходить детей в 1,5-2 года отличается таким же разнообразием, как и их личности. Большинство детей начинают ходить, расставляя носки в стороны - это способствует сохранению равновесия. Едва вы начинаете волноваться по поводу такой походки, как ребенок принимается ходить, разворачивая ступни вовнутрь. И вновь не торопитесь последовать совету бабушки, уверенной, что малыша нужно показать врачу-ортопеду. В большинстве случаев походка становится совершенно нормальной к 3 годам.
Пальцы ног, обращенные вовнутрь. Этим в первые 2 года жизни страдают почти все детишки. Такая постановка стопы возникает по двум причинам:
- Согнутые ножки (и это нормально!) достаются в наследство от эмбриональной позы, в которой ребенок пребывал в материнском чреве.
- Нормальное плоскостопие. Очень редко у малышей появляется прогиб на ступне в возрасте до 3 лет.
Чтобы компенсировать этот недостаток, дети при ходьбе разворачивают ступни вовнутрь, добиваясь подобия такого прогиба, что позволяет им более равномерно распределить свой вес.
Нормальный порядок развития ног ребенка таков:
- согнутые ножки с рождения до 3 лет
- расставленные в стороны носки ног (поза балерины), когда малыш начинает ходить
- пальцы ног, обращенные вовнутрь, - с 18 мес. до 2-3 лет
- ходьба на выпрямленных ножках, начиная с 3 лет
- вывернутые внутрь коленки с 3 лет до подросткового возраста
Если ваш ребенок бегает, не спотыкаясь, не стоит беспокоиться по поводу его скосолапленных вовнутрь ступней - это исправится само собой. Однако если малыш спотыкается, причем все больше и больше, вам может понадобиться лечение у ортопеда. Его начинают приблизительно между 18 месяцами и 2 годами. (Как правило, лечение заключается в применении распорок между специальными ботиночками - это позволяет держать ступни развернутыми. Когда ребенок ложится спать, распорки снимают.)
Такое положение стопы, при котором пальцы ног обращены вовнутрь, может возникать при искривлении большеберцовой кости (внизу) или внутренней части бедра (верхней кости ноги). Как различить две эти формы искривлений? Поставьте ребенка прямо. Если его коленные чашечки повернуты вперед, здесь, скорее всего, искривление большеберцовой кости, а если они повернуты друг к другу ("целующиеся" коленки), то это - искривление внутренней части бедра.
Правильное положение во время сна и когда ребенок сидит может в значительной мере уменьшить оба этих недостатка.
- Иногда говорят: "Как ветка гнется, так и дерево растет", это справедливо и в отношении ножек ребенка. Старайтесь препятствовать тому, чтобы малыш спал в эмбриональной позе. Если он упорствует и продолжает спать именно так, сшейте вместе брючины его пижамки.
- Старайтесь не давать ребенку поджимать под себя ноги и сидеть на них - это усугубляет искривление большеберцовой кости.
- Чтобы уменьшить искривление внутренней части бедра, не разрешайте малышу сидеть в позе, напоминающей букву ЛУ, ему полезно почаще сидеть, скрестив ноги или вытянув их в стороны.
Плоскостопие. Скорее всего, плоские ступни не останутся у ребенка надолго - обычно к 3 годам на ступне появляется выемка. Для исправления плоскостопия, сохраняющегося после 3 лет, могут понадобиться супинаторы. Как определить, является ли плоскостопие действительно проблемой для вашего ребенка? Посмотрите внимательно сзади на малыша, когда он без обуви стоит на жесткой поверхности. Проведите линию или приставьте линейку вдоль ахиллесова сухожилия и до пола. Если эта линия окажется прямой, плоскостопие вряд ли будет беспокоить вашего ребенка, поэтому никакого лечения не нужно. Если же эта линия наклоняется вовнутрь, малышу могут помочь особые пластиковые вставки, которые помещают в обычную обувь. Это устройство поддерживает выемку на ступне и пятку, способствуя выпрямлению костей лодыжки и ноги. Большинство ортопедов считают, что лечение ребенка с сильным плоскостопием с помощью этих вставок надо начинать приблизительно в 3 года и продолжать лет до 7, что позволит свести к минимуму болезненность ног и опасность последующих деформаций костей и суставов.
Хождение на цыпочках. Большинство детей в своем развитии проходят через такую стадию, когда передвигаются на цыпочках, и никто не знает, почему они это делают - то ли это привычка, то ли просто обезьяничание. Если такая манера ходьбы сохраняется длительное время, попросите врача осмотреть мышцы на икрах ребенка и проверить плотность ахиллесова сухожилия.
Хромота и необычная походка. Очень важно вовремя обратить внимание на странную походку ребенка и сообщить об этом доктору. Хромоту всегда нужно воспринимать всерьез, если она появляется у маленьких детей, и спешить на медицинскую консультацию. Если ваш малыш стал ходить каким-нибудь необычным образом (например, как утенок или вразвалку), обязательно расскажите о своих наблюдениях врачу.
Отказ от ходьбы. Если малыш, который совсем недавно нормально ходил, вдруг совершенно неожиданно отказывается делать это, обязательно посоветуйтесь с врачом. Припомните, что могло произойти:
- Возможно, малыш сильно испугался во время последнего падения и потому не хочет ходить? Постарайтесь вспомнить и записать подробности того дня, когда началась эта пешеходная забастовка.
- Попробуйте осмотреть ребенка. Разденьте его, ощупайте и осмотрите его ножки и ступни - нет ли на них синяков, покраснения, вспуханий или уплотнений, не больно ли, когда вы нажимаете на кости бедра и лодыжки. Сравните одну ногу с другой: подвигайте бедренный и коленный суставы, ступню. Не вздрагивает ли ребенок в этот момент от боли? Осмотрите подошвы ног и слегка постучите по ним, чтобы проверить, не больно ли малышу (возможно, в коже застряла заноза или кусочек стекла).
- Не болен ли ребенок? Может быть, у него повысилась температура, его лихорадит?
- Не было ли за последнее время каких-нибудь неприятных, эмоционально травмирующих событий?
Возьмите малыша, свои записи и сходите на прием к врачу, чтобы провести более тщательный осмотр.
Боль роста. Рост не болезнен, по крайней мере физически. Большинство ортопедов считают появление болей роста мифом. Боли, о которых идет речь, появляются по ночам и будят ребенка, он начинает жаловаться: "У меня болят ножки". Если помассировать ножки, наступает облегчение. Постепенно ребенок просто перерастет этот период. Я считаю, что причина таких болей вполне может быть связана с мышцами, уставшими от прыганья и скаканья весь день напролет. Кроме того, у некоторых детей такие боли проходили, когда им в ботиночки вкладывали вставки, поднимающие выемку на ступне. В результате более правильно перераспределялась нагрузка на мышцы при вставании и ходьбе, что особенно важно при плоскостопии.

ОТ 18 ДО 24 МЕСЯЦЕВ: БОЛЬШИЕ МЫСЛИ

Теперь малыш гораздо больше осведомлен о том, кто он такой, где находится, что он может и, к великому своему огорчению, чего не может делать - пока не может. Основой такой существенно возросшей осведомленности является быстрое развитие способности думать и рассуждать, т.е. умственное развитие ребенка. (С этой точки зрения для данного раздела совсем не подходит отрицательный смысл, вкладываемый в выражение: "Рассуждаешь, как младенец".)
Около 18 месяцев все способности ребенка - двигательные, речевые, умственные - получают существенное развитие. Он бегает быстрее, говорит более отчетливо, соображает лучше. Главным достижением в этом возрасте, которое к тому же помогает ребенку лучше использовать свои возросшие возможности двигаться, говорить, общаться, является умственное развитие. Теперь ребенок представляет себе слова и понятия еще до того, как произнесет их вслух, или что-то сделает. Благодаря этой способности малыш становится еще более забавной личностью, с которой интересно общаться.

Двигательные навыки: бег, карабканье, прыжки

Переход от медленной ходьбы к бегу - важнейшая характеристика двигательного развития на этом этапе. Кажется, что кто-то поставил более мощный мотор и колеса на эту маленькую машинку, и ребенок использует свои новые возможности на полную мощность.

Аккуратнее с локтями

Вы находитесь в магазине, и вдруг ваш малыш убегает от вас. Вы успеваете схватить его за запястье. Он упирается и тянет вас в свою сторону, а вы его - в свою. В результате слабый сустав может сместиться и произойдет подвывих локтевого сустава. Не волнуйтесь, ваш врач или врач из травмопункта безболезненно вправит локоть на место. Поэтому впредь, если вам надо успеть поймать малыша, старайтесь удержать его за руку выше локтя.

Гонки с преследованием

Приготовьтесь к такой сцене. Вы собираетесь с ребенком на прогулку. Открываете дверь, делаете шаг за порог - и тут, подобно ракете, малыш проносится мимо вас и удирает. Вы пускаетесь вдогонку. Так мирно начинавшаяся прогулка превратилась в гонки. Малыш наслаждается преследованием, хотя иногда и падает, когда, улепетывая, оглядывается на вас и теряет равновесие. Начинающий любитель бега с препятствиями очень любит широкие проходы и длинные коридоры (в магазине, театре, церкви). Это его дороги, и ему предопределено их открывать. Может, поэтому 2-летние малыши (а с ними и родители в этот период) существенно худеют?
Помимо того, что у ребенка теперь есть "скоростные колеса", еще и другая причина толкает его убегать от родителей - а это время постепенно исчезает боязнь остаться одному и к 18 месяцам жизни этот страх иногда полностью покидает малыша. Если вы слишком утомились от преследования, а ваш бегун по-прежнему не дается в руки, попробуйте сделать так. Пока он находится еще на таком расстоянии, что может вас слышать, прокричите ему: "До свиданья, Боб!" и поверните обратно. Это очень часто заставляет малыша остановиться и еще раз взвесить, хочется ли ему заблудиться так далеко от дома. Поскольку его "домашняя база" отправилась в другую сторону, он тоже может вернуться.
Интересно, что сейчас ребенок бегает не только быстрее, но и осторожнее, чем на предыдущей стадии развития, когда ему нужно было поднимать головку вверх, чтобы лучше сохранять равновесие. Теперь он смотрит вниз, на свои летящие ножки и довольно ловко увертывается от предметов, которые ему попадаются на бегу.

Карабканье

По лестнице - вверх и вниз. Ближе к своему второму дню рождения малыш уже умеет подниматься по лестнице без поддержки, однако по-прежнему встает двумя ножками на каждую ступеньку. Спускаясь вниз, он еще нуждается в поддержке.
Хлопоты, связанные с детской кроваткой. Ваш верхолаз-любитель может попробовать (и не без успеха) вскарабкаться по своей кроватке. Если такие упражнения у него получаются и при опущенном в самое низкое положение матрасе, это означает, что детская кроватка уже небезопасна и нельзя оставлять в ней малыша одного. Теперь он уже дорос до настоящей, взрослой кровати.

Прыжки от избытка радости

Овладев таким множеством двигательных навыков, малыши начинают отовсюду прыгать. Теперь ребенок может несколько секунд простоять на одной ноге, опираясь на что-нибудь, но иногда достигает такого совершенства, что уже ни на что не опирается. Прыжки и огромное удовольствие от только что освоенных новых видов шагов естественным образом ведут к освоению ритмичных движений. Переключайтесь на танцевальную музыку - спектакль начинается. Малыш вертится по кругу, поднимает ножки и топает ими, с удовольствием наблюдает за собственными шажками. Все эти движения сопровождаются немыслимыми ужимками. Большое удовольствие получают дети, если они могут покачаться, сидя у вас на ноге, или подпрыгивать на ваших коленях ("вниз-вверх"). Кроме того, малыши в этом возрасте очень любят повторять одни и те же движения снова и снова, выполняя их все лучше, например, спрыгивать с возвышения. При этом они стараются поудачнее приземлиться и сделать это "еще разок", к раздражению ждущих родителей, которые вечно куда-нибудь опаздывают.
- БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! Производимые малышом перестановки могут создать весьма небезопасную ситуацию. Например, он может пододвинуть стул к окну или свое креслице к балкону. Поскольку вы не захотите прибивать гвоздями к полу свою мебель, постарайтесь убрать предметы, которые он может поднять, подальше. А главное, постоянно держите в поде зрения самого любителя перестановок.

Родители радуются, когда ребенок делает первые шаги. Но иногда дети начинают заворачивать стопу вовнутрь или подворачивать наружу при ходьбе. Это может свидетельствовать о различных заболеваниях, хотя папы и мамы полагают, что малышу удобно так передвигаться. Если ребенку год или два, то косолапость в этом возрасте проходит. В противном случае необходимо отвести малыша к ортопеду, дабы выяснить причину неправильной детской походки.

Первые признаки патологии

Часто маленькие дети «кривят» лишь на одну ножку, а на другую ступают полной стопой, не выворачивая ее внутрь или наружу.

Патология развивается из-за неправильного положения ступней.

Родителям надо обратить внимание на следующие признаки деформации детских стоп:

  • ребенок заворачивает их внутрь — проблему связывают с искривлением ступни, ненормальным положением шейки бедренной кости. Малыш часто спотыкается во время передвижения, падает. Патология в 95% случаях проходит по истечении короткого промежутка времени. Но к детскому ортопеду обратиться стоит, чтобы предупредить осложнения;
  • малыш ходит с вывороченными наружу стопами — подобная походка характерна для всех детей, которые делают первые шаги. Тревогу детская ходьба с вывернутыми наружу стопами вызывать не должна, но если голень ребенка выкручена во внешнюю сторону, то у него может развиться плоскостопие.

Когда малыш долгое время косолапит, особенно на одну ногу, рекомендуется обратиться к медику. Врач укажет, как эффективно избавиться от патологии с учетом возраста и общего состояния здоровья маленького пациента.

Возможные заболевания

Неправильная походка появляется, когда карапуз только учится ходьбе. К заболеваниям, которые ведут к рассматриваемой проблеме, относятся:

  • легкая форма рахита — приводит к деформации голени, потому малыш испытывает небольшие трудности во время ходьбы;
  • дисплазия ТБС — даже незначительные изменения в структуре тазобедренной кости доставляет ребенку много неудобств, он испытывает боли в стопе, потому ему становится тяжело ходить;
  • плоскостопие — болезнь опорно-двигательного аппарата, при которой подошва ноги не имеет характерного изгиба, потому полностью соприкасается с поверхностью во время ходьбы. Небольшое плоскостопие наблюдается почти у всех детей в возрасте до 5-6 лет, затем ступня приобретает рациональное очертание;
  • врожденные патологии — искривление ног у малыша может быть связано с наследственностью. Если у одного или обоих родителей в детстве имело место нарушение походки, то и ребенок будет выворачивать ступни внутрь при движении;
  • неврологические заболевания — признаком детской невралгии является односторонняя косолапость, которая позволит судить о серьезных нарушениях в работе нервной системы малыша;
  • паралич спинного мозга (полиомиелит).

Во время вынашивания плода женщинам необходимо тщательно следить за своим здоровьем. Плохое питание и различные инфекционные болезни отразятся на будущем ребенке, могут стать причиной искривления коленей, стоп.

Диагностика


Выявить варусную постановку стопы, или косолапость, для опытного медика не составляет труда. Детский ортопед обычно ограничивается внешним осмотром малыша, но чтобы определить причины кривой походки, врач может порекомендовать следующие диагностические процедуры:

  • рентгенографическое исследование ног малыша;
  • УЗ-обследование;
  • Компьютерная томография.

Когда причиной косолапости являются неврологические расстройства, дополнительно понадобится консультация невропатолога.

Лечение

По статистике, косолапость выявляется у 1 ребенка из 1000. Чтобы устранить изъян, доктор подберет индивидуальный курс терапии в зависимости от состояния здоровья ребенка, степени запущенности патологии и с учетом причин, способствовавших ее появлению.

Оздоровительные мероприятия в ситуации, когда ребенок при ходьбе выворачивает стопу наружу, включают лечебную гимнастику, массаж, ношение специальной обуви. В особо тяжелых ситуациях необходимо комплексное лечение с использованием всех перечисленных способов оздоровления детского организма либо оперативное вмешательство.

Гимнастические упражнения


Лечебная физкультура применяется при легкой форме детской косолапости, но не стоит пренебрегать ею и на запущенных этапах патологии. Упражнения выполняются каждый день по 2-3 раза, желательно под наблюдением опытного тренера, либо родители должны самостоятельно тренировать ребенка.

Целью ЛФК будет укрепление мышц и суставов нижних конечностей. К гимнастике приступают после врачебной консультации: только специалист может указать, какие мышцы необходимо укреплять.

Массаж

Массажные процедуры при детской косолапости проводят 2-3 раза в течение дня. Перед тем, как приступить к лечебному методу, важно посоветоваться с ортопедом. Массаж противопоказан детям в следующих ситуациях:

  • у ребенка имеются кожные болезни, аллергические высыпания;
  • косолапость тяжелой формы, при которой массирование повредит здоровью малыша;
  • патологии опорно-двигательного аппарата;
  • врожденные заболевания сердечно-сосудистой, нервной системы;
  • хронические инфекционные болезни (гепатит, туберкулез и т.д.);
  • при лихорадке, ознобе, повышенной температуре, слабом иммунитете делать массаж ребенку категорически запрещено.

Приемы массажа зависят от степени искривления детской ступни. При легкой и средней форме косолапости процедуру выполняют с помощью легких поглаживаний, растираний внутренней части ног, которые чередуются с хлопками по мышцам, стимулирующими обхватами конечностей.

Обувь


При любой форме варусной деформации стопы необходимо носить детскую ортопедическую обувь. Ортез покупается в специализированном магазине после рекомендаций доктора или делается на заказ. Ношение противоварусной обуви поможет устранить изъян за счет воздействия на наружную, внешнюю часть стопы ребенка, пяточную область.

Носить специальный ортез надо 2-3 часа в сутки не более 4-5 месяцев. Обувь не содержит синтетических и вызывающих аллергические реакции материалов.

Профилактика

Предупредительные мероприятия должны начинаться еще во время беременности. Будущей маме надо стараться избегать различных патологических процессов, вовремя их устранять. Следующие методы профилактики помогут предупредить отклонения от нормальной постановки стопы:

  • занятия спортивными упражнениями (плавание, ЛФК, езда на велосипеде);
  • ребенок должен ходить по песку, кататься на специальных роликах, бегать;
  • укреплению мышц ног способствует проведение ванночек с морской солью и экстрактом хвои. Для приготовления надо 2-3 ложки хвойного экстракта и 1 ст. л. морской соли развести в сосуде, затем добавить в ванну с теплой водой и купать ребенка;
  • профилактический массаж также благотворно влияет на укрепления ног.

Питание малыша должно быть сбалансированным, богатым на кальций, магний и другие необходимые растущему организму микроэлементы.

Обувь надо подбирать удобную, чтобы не зажимала стопу и пальцы на ногах (особенно большой). Учить ребенка ходить при помощи «ходунков» и прочих вспомогательных устройств не рекомендовано.

Недавно в районной поликлинике наблюдала такую картинку. По коридору в ожидании очереди на прививку бегали малыши. Из кабинета с надписью «ортопед» вышел врач. Взгляд его остановился на мальчике полутора лет, который, держа маму за руку, шагал, раскачиваясь из стороны в сторону и косолапо ставя ножки.

– Ребенка надо показать ортопеду, – обратился к женщине врач.

– Да все нормально, – отмахнулась от замечания врача мама. – У нас и папа в детстве так ходил...

Требует ли исправление косолапой походки вмешательства ортопеда? Вот мнение специалистов Московской детской ортопедической больницы №19 имени Т. С. Зацепина заместителя главного врача по поликлинической работе Людмилы Николаевой и заместителя главного врача по медицинской части Юрия Барановского.

Ошибка молодой мамы

Оказывается, мама того малыша, полагая, что ребенок может «перерасти» свою неправильную походку, была и права и не права одновременно. Права, потому что на самом деле маленькие дети, особенно если они делают первые шаги рано – в 9-10 месяцев – да еще при этом сами крупные, весят много, выворачивают ступни пальчиками внутрь. Так им легче при ходьбе сохранять устойчивость. Но к году они уже должны ставить ножки ровно. А не права мама, потому что... Однако все по порядку.

Посмотришь на гуляющих во дворе малышей – очень много двух-, трехлеток, которые косолапят. Почему? Потому что так им удобнее ходить. Но за этим «удобнее» могут скрываться различные проблемы развития.

Например, никаких дефектов стоп у ребенка нет. Ставит он их на пол, когда сидит, правильно, выворачивает, только когда ходит. Врачи называют это внутренней или варусной установкой. Она бывает:

  • При легкой дисплазии тазобедренного сустава, которая не была выявлена у ребенка в младенчестве. Теперь ходьба с повернутыми внутрь носками облегчает суставу подвижность. С такой патологией ребенок при ходьбе еще и раскачивается, как матрос, сошедший на берег после многомесячного плавания.
  • Когда тонус одних мышц преобладает над тонусом других. А если гипертонус у ребенка только с одной стороны – он косолапо ставит лишь одну ножку, он ей как бы загребает, и выставляет вперед одно плечо и один бок.
  • При легкой форме рахита. У таких детей наблюдается незначительное искривление голени, поэтому ставить при ходьбе стопы ровно они просто не могут.
  • При наследственной внутренней установке стоп. Это бывает, когда у ребенка нет никаких патологий, и все-таки он в раннем возрасте ходит косолапо, как когда-то ходили его родители. А потом подрастает и понимает, что его походка вызывает насмешки, некрасива, и начинает ставить ноги ровно.

Но среди ребятишек с этим легко устранимым дефектом могут быть и те, у кого неправильное положение стоп – только первое проявление серьезной болезни. Им на самом деле необходима помощь врача и квалифицированное лечение. И как можно скорее: до трех лет все легко исправляется. Поэтому не права была мама косолапящего малыша, когда отмахнулась от совета врача показать ребенка ортопеду. Если малыш после года все еще неровно ставит ножки, проконсультировать у специалиста его надо обязательно.

Гимнастика, массаж, обувь...

Внутренняя установка стоп при ходьбе – легко решаемая проблема, она не требует специального лечения, но чтобы ребенок правильно ставил ножки, придется над этим поработать.

Если косолапая походка вызвана повышенным тонусом мышц, надо делать специальную гимнастику. Какую, расскажет ортопед.

Пройти курс массажа для снятия повышенного тонуса. Массаж назначит невропатолог.

Через день купать малыша в солевых хвойных ваннах. Они оказывают укрепляющее действие на весь организм и снимают гипертонус. 3-4 столовые ложки жидкого хвойного экстракта и стакан морской соли (не ароматизированной, купленной только в аптеке) разведите в ведре воды. Если ребенку нет еще года – возьмите полстакана соли. Вода доводится до той температуры, при которой ребенок привык купаться. После солено-хвойной ванны малыша надо подмыть пресной водой.

Обязательные условия:

  • Вода в ванночке не должна доходить до сердца.
  • Принимать ванну надо до 18-19 часов, иначе малышу будет трудно вечером заснуть.
  • Во время прогулок не утомлять ребенка ходьбой. Он должен двигаться, но не уставать. При усталости дети начинают выворачивать стопы еще больше. Гулять лучше несколько раз в день по часу или часть прогулки возить малыша в коляске.
  • Толстячкам, делающим первые шаги, полезно ездить по дому на велосипедиках, педальных машинках, лошадках... С одной стороны, ребенок двигается, с другой – нагрузки на кости и суставы меньше, чем когда он ходит.
  • По возможности водить ребенка в бассейн.
  • Пересмотреть меню: достаточно ли малыш получает молока, творога, рыбы?
  • Подобрать правильную обувь. Детям, которые только начинают ходить, нельзя носить мягкую и мелкую обувь. Так что никаких пинеток, тапочек, сандалий... Даже дома малыш должен ходить в ботиночках с высоким жестким задником, с закрытым носком. Обувь должна твердо фиксировать голеностопный сустав. Нельзя бегать дома босиком или в носочках. А вот летом ходить босиком по песочку или мелкой гальке – очень полезно.

Кстати

Ортопеды против! Родители радуются, когда младенец в 9 -10 месяцев пытается ходить. Вот, мол, какой у нас шустрик растет! Некоторые даже побуждают малышей к ранней ходьбе: водят их за ручки, покупают ходунки... Ортопеды – категорически против. К ходьбе у ребенка должны быть готовы и мышцы, и костный скелет. У всех детей из больших городов сейчас наблюдается легкая форма рахита. Если городской ребенок рано пойдет, у него обязательно искривятся ноги и будет неправильная установка стоп – косточки не выдержат. Поэтому не надо торопить события. А маленьким, которые сами рвутся в 10 месяцев ходить, надо обязательно сделать дополнительные курсы массажа для укрепления мышц.

Важно

Вредный совет. Совет, который дают друг другу мамы, – менять у косолапящих малышей ботиночки местами: правый надевать на левую ногу, а левый на правую – вредный. Так вы не только не установите стопы ребенка ровно, но и искривите ему ноги в коленных и тазобедренных суставах.

Сразу после появления малыша на свет проверяют, нет ли у него дисплазии тазобедренных суставов или врожденного укорачивания бедер или голеней. Если неонатологи пропустили дефекты, то ортопед или хирург на диспансеризации в 1 месяц исправят ситуацию. Но и сама мама должна обратить внимание на важные признаки: если кроху положить на спинку, а затем согнуть его ножки, чтобы стопы ребенка встали на пеленальный столик, то колени должны быть на одном уровне. Несимметричные складочки под ягодицами и на бедрах тоже стоит обсудить с врачом.

Выход. Фиксирующие шины-распорки, подушки и стремена, установленные до 6 месяцев, должны устранить дисплазию тазобедренных суставов, а операция удлинит укороченные части.

2. Куда смотрят коленки? Косолапость у детей

Косолапость у ребенка может быть серьезной проблемой и временным явлением. В первом случае стопа ребенка (одна или обе) и голеностоп повернуты внутрь сильно, почти на 90°. И заметить эту особенность можно почти сразу после рождения. Вторая ситуация абсолютно естественна, к 2 годам исправляется сама собой, но иногда процесс затягивается до 3–4 лет.

Выход. К лечению сильной косолапости у ребенка приступают с 2-недельного возраста. Обычно практикуют массаж и лечебную физкультуру. Если через полгода нет результата, задумываются об операции.

3. О или X?

У некоторых детей до 3–4 лет при ходьбе ножки расположены буквами О, Х или оба колена смотрят в разные стороны. Важно следить, чтобы после двух лет эта особенность не усугублялась, не возникали боли в суставах и дискомфорт при ходьбе. Окончательно приспособиться к жизни в вертикальном состоянии ребенку удается лишь к подростковому возрасту, а это значит – все, что происходит до того, укладывается в понятие нормы.

Выход. В любом случае не помешают консультации у специалиста раз в полгода, массаж и лечебная физкультура.

4. Некрепкая опора: плосковальгусная или варусная стопа у ребенка

Диагноз «плоскостопие» врачи ставят не раньше 5 лет, а до того используют термины «плосковальгусная стопа» – стопы сильно «заваливаются» на внутреннюю часть, и «варусная» – опорой служат внешние края. Первая деформация может перерасти в плоскостопие у ребенка. Малышу становится трудно подолгу ходить пешком, а его новая обувь всего за 1–2 месяца стаптывается с внутренней стороны. Вторая ситуация к плоскостопию у ребенка никогда не приводит, но повышенную нагрузку на суставы ног и позвоночник тоже дает, оборачиваясь как минимум сутулостью.

Выход. При своевременной коррекции с помощью физиотерапии дефект чаще всего удается устранить за несколько лет.

5. О чем расскажет походка ребенка?

Есть несколько неправильных вариантов походки у детей. Один – ребенок опирается на носочки, приподнимает и выворачивает наружу пятки, немного сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, сводит бедра. Второй опознают по приволакиванию правой или левой ноги, а также согнутой и прижатой к туловищу с той же стороны руки. При следующем походка у ребенка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей, например, высоко поднимаются колени, а стопы «пришлепывают».

Выход. При любом отклонении от нормы следует показать кроху хирургу, ортопеду и неврологу. Большинство из перечисленных особенностей связаны со сбоями в развитии головного или спинного мозга и требуют своевременной корректировки.

Совет врача
Если вы заметили, что малыш безо всяких видимых причин (неудобная обувь) начал хромать, подволакивать ногу или принимать несвойственные ему позы, когда сидит, лежит или стоит, срочно обратитесь к специалисту – хирургу или ортопеду. То же самое следует сделать, если припухли и стали горячим на ощупь суставы. Иногда простуды и грипп вызывают воспаление в опорно-двигательной системе. И успешное выздоровление зависит от того, насколько быстро начато лечение. Пока ребенок не пройдет обследование, важно свести к минимуму нагрузку на больную ногу.

6. У ребенка потеют ноги

Выход. Народная медицина предлагает много методик лечения потливости ног у детей – ножные ванночки с настоями из коры дуба, шалфея, череды, закаливание (хождение босиком, обливание холодной водой), массаж ног, различные мази и присыпки.

7. Боль в икрах

Родителям необходимо уделять должное внимание жалобам детей на боли в нижних конечностях, расспрашивать, где конкретно и что происходит, отслеживать изменения в походке ребенка. Большая часть жалоб объясняется ушибами и растяжениями во время активных игр. Меньшая – становится следствием неравномерного роста костной и мышечной тканей. Зоны более интенсивного развития опережают отстающие, вызывая в них дискомфорт. Пятая часть детей испытывает боль в ногах вечером. Кровь хорошо циркулирует в дневное время, но ночью кровоток снижается, и возникает боль. Легкий массаж должен снять неприятное ощущение.

Выход. Как только ребенок сообщил о болях в ногах, необходимо его осмотреть. Обратите внимание и на общее самочувствие, аппетит, температуру тела, настроение. Однако не все случаи так безобидны, и лучше обсудить ситуацию с врачом.

8. Ортопедическая обувь для детей

По данным статистики, 95% детей рождаются со здоровыми ножками, но с возрастом около трети из них приобретают различную патологию опорно-двигательной системы. При помощи ортопедической обуви для детей можно откорректировать многие дефекты костей и суставов ног. Покупать такие вещи без назначения врача нельзя, можно навредить правильному развитию стоп ребенка или усугубить уже имеющиеся проблемы.

Выход. Лучше всего поддаются коррекции с помощью ортопедической обуви для детей плоскостопие у ребенка, а также вальгусная и варусная деформации стоп.

9. Уже на каблуках?

Актриса Кэти Холмс и модель Хайди Клум вызвали бурю негодования у общественности, когда позволили своим 4-летним дочерям надеть обувь на высоком каблуке. Такие выходки были названы «родительским провалом». По мнению специалистов, последствия такого нарушения – растяжение связок и искривление формы стопы у ребенка, а также деформация позвоночника, что неизбежно повлечет за собой сбои в работе внутренних органов.

Выход. Обувь модниц младше 7 лет должна иметь каблук не выше 5–7 мм.

10. Обуваемся! Правильная обувь для малышей

Первые ботиночки надевают сразу же, как только малыш начнет учиться ходить. Первая обувь для детей должна иметь высокий жесткий задник, подушечку-супинатор для формирования свода и просторный носок, который не сдавливает переднюю часть стопы.

Выход. Покупать первую обувь для ребенка обувь нужно обязательно вместе с ним. Предлагаем следующий порядок действий. Пусть кроха наденет обнову и немного походит в ней, а вы следите, не изменилась ли его походка.

Зарядка-игра для ножек
Хорошей профилактикой плосковальгусной деформации и плоскостопия может стать простая гимнастика, которую легко превратить в веселую игру. Упражнения нужно выполнять ежедневно, по 5–7 раз каждое.
Разуйте малыша и предложите ему:
* попеременно и синхронно сгибать и выпрямлять пальцы на каждой ноге;
* вращать стопами по часовой и против часовой стрелки;
* ходить на носках, пятках и опираясь на внешнюю часть стопы;
* собирать пальцами ног с пола мелкие предметы: камушки, шарики, детали от конструктора диаметром 3–4 см (усложненный вариант этого упражнения выглядит так: рассыпьте по полу мелкие предметы, накройте их платком и предложите крохе все собрать, не снимая покрова);
* сидя на стуле, поочередно то правой, то левой ногой катать теннисный мячик или гимнастическую палку;
* медленно ходить, зажав между стопами теннисный мячик;
* устоять, держась за руки взрослого, на фитболе, стараясь удержать равновесие;
* ходить по узкому бревну и карабкаться по перекладинам веревочной лестницы.