Эдипов комплекс у мальчиков. Что это такое и как с ним бороться? Как мужчине избавиться от эдипова комплекса и повзрослеть

Современные ученые-психологи и психоаналитики широко используют термин «эдипов комплекс», который изучает взаимоотношения детей и родителей. Исследования помогают выявить новые закономерности в развитии личности и вылечить такие болезни, как истерия и невроз.

В мифе рассказывается о юноше Эдипе, который после разгадки загадки Сфинкса убил собственного отца Лая и женился на матери, не ведая этого. Судьба ребенка была предсказана еще в младенчестве.

Похожая мифологическая история связана и с героиней Электрой, которая хотела убить родную мать. Фрейд применял свою теорию и для мужчин, и для женщин, но сегодня в противовес эдипову комплексу введено понятие комплекса Электры.

Эти легенды легли в основу теории и были использованы для объяснения притяжения детей к родителю противоположного пола, причем бессознательного, изучения становления внутреннего «Я», а также «сверх-Я»

Что такое Эдипов комплекс в теории Фрейда

Если рассматривать более подробно это понятие, то в трудах Фрейда можно найти такое утверждение: это группа неосознанных побуждений, враждебные чувства по отношению к отцу или матери с целью «устранения» родителя не своего пола.

Выражается в том, что маленький мальчик всячески льнет к маме, старается быть заменой папе и может даже проявить открытую агрессию, соперничать с отцом. Девочка же привлекает к себе папино внимание и соперничает с матерью и другими сестрами, если они есть в семье. При этом она менее агрессивна, но более услужлива.

Фрейд считал эдипов комплекс нормальной стадией развития человеческой сексуальности, которая начинает проявляться с пяти лет. Длится период вплоть до полового созревания. Во время процесса развивается и психика ребёнка. При неправильном поведении у детей могут зарождаться психические отклонения, которые в дальнейшем сложно излечиваются уже во взрослом периоде жизни.

Зигмунд Фрейд отмечал, что зачастую неврозы и истерии во взрослом состоянии могут быть следствием неправильного поведения родителей при развитии здоровой сексуальности ребенка.

Процесс сексуального созревания австрийский психиатр разделял на стадии:

  • оральную, при которой ребенок пьет грудное молоко, соприкасаясь с грудью матери и полностью сконцентрирован на себе. Если в этот период младенец недополучит материнской любви, он будет замкнутым и грубым;
  • анальную, когда малыш учится ходить на горшок и контролировать свои физиологические процессы вплоть до 3 лет. Например, когда родители ругают малыша за то, что не дотерпел до горшка, они закладывают в него сдержанность в будущем;
  • фаллическую, которая является начальной стадией эдипова комплекса. Малыш в пять лет начинает понимать половые различия мальчиков и девочек и тянется к родителю противоположного пола, оттесняя «соперника»;
  • латентную, при которой человек осознает свое «Я» и «сверх-Я», помимо своих потребностей. Начинает развиваться в 6-12 лет, сталкивается с социумом. Зарождаются новые социальные потребности;
  • генитальную, являющуюся пиком полового созревания и протекающую до конца жизни.

По мнению Фрейда, абсолютно каждый проходит данные стадии. И если взаимоотношения родителей и детей построены верным образом, мать и отец живут счастливо, демонстрируя положительные образы ребенку, процесс становления сексуальности пройдет довольно быстро и не зародит психические заболевания у будущей личности.

Как для мальчиков, так и для девочек характерны следующие признаки эдипова комплекса.

  1. Чрезмерная капризность. Ребенок требует нахождение родителя не своего пола рядом. Иначе отказывается кушать, спать, играть.
  2. Нежелание общаться со сверстниками. Девочка будет настаивать на частой игре с отцом, а мальчик – на помощи матери. При этом происходит отказ от игры с одногодками.
  3. Трудность с прощанием. Малыш не захочет отпускать любимого родителя на работу. Будет плакать и даже истерить.
  4. Раздражительность. Ребенок может вести себя агрессивно и даже отвечать на вопросы взрослого очень зло.

Мама проводит с ребенком большую часть времени. На фаллической стадии мальчик начинает бессознательно испытывать к ней влечение и пока не может провести грани между разными видами любви.

Именно тогда начинает проявляться раздражительность, ребенок постоянно плачет, если мама уделяет внимание папе, а не ему. А в отношении отца возникает агрессия. Отец для него становится бессознательным соперником, которого нужно устранить.

Если отец не отнесется с пониманием к проявлению такого рода любви, не будет пытаться построить диалог, в итоге данная стадия не завершится, и процесс перейдет в эдипов комплекс у взрослых мужчин.

У девочек

Девочки мало проявляют агрессии. Они на данной стадии копируют поведение мамы, учатся угождать и именно тогда закладывается образ будущего мужа, которому девочка готовит еду, за которым моет посуду, всячески ублажает.

Если отец сформирует у девочки негативный образ, в дальнейшем будущая женщина испытает сложности с выбором партнера и формированием доверия к мужчине в целом.

Значимость понятия в психоанализе

Эдипов комплекс носит временный характер в становлении личности и половом созревании, по мнению Зигмунда Фрейда. Авторитет родителей подрывается и перемещается в бессознательное детской психики. Он становится первым звеном в становлении «Сверх-Я», которое в дальнейшем формирует чувство вины. Оно вызывает сильнейшие невротические расстройства в дальнейшем. И поддаются лечению только с помощью курсов психоанализа.

По мнению психоаналитиков, люди, которые прошли стадию эдипова комплекса с отклонениями, начинают часто болеть, ударяются в религию и часто критикуют общество за его несовершенство, из-за чего сами сильно страдают. Им присуще излишнее морализаторство, осуждение.

Теория психоанализа и развитие понятия эдипова комплекса получило широкое развитие в трудах Карла Юнга, а также ряда других известных ученых, исследовавших взаимоотношения полов и развитие сексуальности с младенчества до зрелости.

Основная масса психиатров расширяла понятие. Некоторые в целом отказывались от данного термина и опровергали его существование, связывая раздражительность и капризность с дурным воспитанием.

Особенности подхода к комплексу Эдипа

У Карла Юнга

Карл Юнг был учеником Фрейда, но теорию своего учителя он отрицал, создав свое учение, основанное на архетипах, которые представляют собой мысленные представления. Они появляются в течение жизни и наполняются эмоциями.

Юнг выделял коллективное бессознательное, а также архетип матери, который является общим для всего человечества. Помимо этого, архетипа ученый выделил архетип Персона, Тень, Самость, Анима и Анимус.

  1. Персона связана с нашими социальными ролями и тем, какими мы являем себя миру с уникальным характером и способом самовыражения.
  2. Тень – материал, вытесненный сознанием на уровень неосознанного (желания, переживания).
  3. Анима и Анимус – женское и мужское начало, идеальные представления о мужественности и женственности, сформированные в результате общения с противоположным полом.
  4. Эго – центр всего сознания.
  5. Самость – порядок, целостность личности, которое объединяет и сближает сознательное и бессознательное.

У Альфреда Адлера

Ученый подчеркнул, что в нормальных условиях ребенок уже к 6 годам проявляет интерес к отцу и маме. Определенный уход в сторону, влечение может быть связано лишь с внешними воздействиями, когда малыш проводит больше времени с одним из взрослых. Эдипов комплекс при этом Адлер считает проявлением обычной капризности.

У Эриха Фромма

Фромм в целом соглашался с Зигмундом Фрейдом и считал, что развитие сексуальности действительно начинается с детства. Однако конфликт с отцом не связан с соперничеством за мать, а выступает сигналом о желании свободы и самостоятельности, независимости. Отец пробует подчинить сына, наталкиваясь на сопротивление. И это никак не связано с «войной» за мать.

В этом, по мнению Эриха Фромма, и выражается эдипов комплекс.

Насколько научен термин «эдипов комплекс»

Ученые много спорят о том, является ли комплекс Эдипа проявлением сексуального стремления к матери или же это борьба за свободу. Многие психотерапевты используют этот метод в своей работе и достигают успехов.

Важно отметить, что именно это стало отправной точкой для создания теории психоанализа, которая проверена клинически и помогает излечить множество неврозов.

Последние практики показали, что простые разговорные практики без применения медикаментов или гипноза не столь эффективны, поэтому разрабатываются новые методики работы психотерапевтов. Большую роль при этом сыграли исследования головного мозга человека.

Заключение

В заключение стоит отметить, что труды Фрейда были исключительными. Изучение развития человека и его отношений с родителями и другими людьми до сих пор продолжается и помогает в борьбе с болезнями нового века – стрессами, истериями, неврозами и другими психическими отклонениями.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Вопреки распространённому мнению, Эдипов комплекс не болезнь, а хоть и часто встречающееся у взрослых мужчин временное состояние психики, которое мешает адаптироваться в реальной жизни. Чаще всего он проявляется в неврозах, привычках и чертах характера, превращая взрослого мужчину в маленького капризного ребёнка.

С точки зрения современного психоанализа, в отличие от упомянутого царя Эдипа, обычные люди в массе своей не убивают родителей одного с ними пола, но испытывают к ним некое двоякое чувство ненависти и привязанности одновременно, также заставляющее страдать и сомневаться в своих душевных порывах.

Ревновать и бояться. Стремиться походить на него и в то же время устранить соперника. Одновременно, осознанно или неосознанно, к родителю противоположного пола проявляется стабильное сексуальное влечение, опять же приводящее к различным расстройствам психики взрослых мужчин и женщин.

Опасность этого заболевания явно прослеживается вследствие его изначального отклонения от нормы.

Если в детстве эта тяга к одному родителю и ненависть к другому проявлялась как бессознательное состояние психики, то взрослые люди прекрасно осознают, что испытывают сексуальное влечение к собственной матери или отцу, и ненавидят опять же одного из своих родителей. Что приводит к ещё большему диссонансу и душевным мукам.

Эдипов комплекс по Фрейду

Выстраивая свою теорию психоанализа, Зигмунд Фрейд всё больше склонялся к тому, что на Эдиповом комплексе базируются не только сексуальность в целом, но и всё развитие человеческого сознания, психических процессов, всех имеющихся неврозов и расстройств.

Эдипов комплекс встречается как у мальчиков, так и у взрослых мужчин.

По теории Фрейда Эдипов комплекс всеобъемлюще проникает в самосознание и психику человека, поскольку практически с рождения каждый ребёнок имеет неразрывную связь с матерью. К трём года, когда наступает фаза полового определения, Эдипов комплекс становится более выраженным.

Ребёнок начинает вполне осознанно проявлять свои чувства к матери или отцу. Как любовь, так и ревность, ненависть, злость бурным потоком эмоций обрушиваются на родителей, поражая нервозностью и резкостью в поведении ребёнка. Эдипов комплекс у взрослых мужчин характеризуется необычным сильной сексуально окрашенной тягой к собственной матери и неприязненным отношением к отцу.

Фрейд считал, что успешное развитие этого комплекса обязательно станет ключевым моментом в определении психологического состояния человека. Что же считать «успешным» или «положительным» развитием Эдипова комплекса? Есть «положительное развитие», есть и «отрицательное». Зигмунд Фрейд брал за правило наличие некой оси, вдоль которой тянется множество наборов признаков комплекса.

От положительного до отрицательного значения. От проявления ярко выраженного влечения к родителю того же пола, двойственного или определённо отрицательного отношения к родителю противоположного пола, до сексуальных притязаний к родителю противоположного пола и яркой ненависти к родителю противоположного пола.

При этом на фоне переживаний по поводу проявляющихся чувств у ребёнка постепенно развиваются невротические расстройства , связанные со страхом наказания, ощущением своей ненужности, ущербности, обнаружения отклонений в развитии.

Основатель психоанализа придерживался мнения, что Эдипов комплекс лежит в основе всего развития человечества, религиозных предпочтений, нравственных устоев, моральных качеств, развития искусства и физиологического самочувствия. То есть, признаки присутствия Эдипова комплекса лежат в основе всех аспектов развития человеческой цивилизации.

Вследствие этого, каждый взрослый мужчина или женщина подвержены влиянию страхов и стереотипов, вынося их из детских привязанностей и неприязненных проявлений. За пределами круга сторонников психоанализа факт всеобъемлющего проникновения Эдипова комплекса в развитие человечества не принимается столь уверенно, поскольку нет прямых подтверждений научности этой теории.

Более того, теория Фрейда очень часто подвергается критическому пересмотру и исправлению.

В разное время выражали свои критические замечания и вносили поправки в его теорию такие специалисты, как:

  • Карл Гутсав Юнг — швейцарский психиатр и педагог, родоначальник теории глубинной психологии.
  • Альфред Адлер — австрийский психоаналитик и философ, основоположник системы индивидуальной психологии.
  • Эрих Фромм — немецкий учёный, один из основоположников неофрейдизма.
  • Мелани Кляйн — Британский психоаналитик, создатель теории детского психоанализа.
  • Отто Ранк — австрийский последователь фрейдийской теории.
  • Карен Хорни — американский представитель неофрейдистского направления психоанализа.

А так же многие другие специалисты в области психологии, психиатрии и психоанализа.

Различие у женщин и мужчин

Эдипов комплекс у взрослых мужчин деформирует его моральные установки, равно, как и религиозные убеждения потому, что в процессе становления личности, скрывая сексуальную привязанность к матери, мальчик обретает устойчивую тягу к отождествлению себя с отцом. Тем самым оправдывая сексуальные притязания к собственной матери.

Основываясь на классическом постулате психоанализа, ощущая влечение сексуального характера к матери, мальчики могут ревновать или даже ненавидеть своего отца.

Они воспринимают вступление матери в интимную близость с отцом как наглядный факт измены и предательства.Ребёнок, скрывающий чувства из-за боязни наказания со стороны отца, всё больше ненавидит отца и приобретает особенный набор признаков своего супер-эго.

Для девочек есть два понятия Эдипова комплекса:

  • Изначально, согласно теории психоанализа, Эдипов комплекс у девочек развивается другим путём, менее сложным и отягощённым различными страхами. Женское супер-эго может остаться менее развитым, оставляя ситуацию с её неудовлетворённостью и неопределённостью сколько угодно длиться, но способствует устойчивому росту гнетущего комплекса неполноценности, обостряя ощущение своего несовершенства.
  • Позже было выделено отдельное понятие этого комплекса для женщин – комплекс Электры, героини древнегреческого эпоса, которая нашла способ отомстить матери за предательство и убийство своего отца.

Основываясь на теории Фрейда, от любви к отцу у девочки развивается зависть к пенису. Обида на мать становится главной причиной стойкого влечения к отцу, вследствие которой желание иметь ребёнка от своего отца становится преобладающим фактором в поведении и стремлениях девочки.

Время проявления

Периоды развития Эдипова комплекса:

  • Оральный – время от 0 до 1,5 лет, когда ребёнок тесно связан с матерью. Его рот — самый основной инструмент познания мира и получения удовольствия. Первостепенным объектом наслаждения в этот период является грудь матери. Время кормления грудью становится неизбежным и очень важным ритуалом, в ходе которого ребёнок получает максимум положительных эмоций.
  • Анальный период – это время от 1,5 до 3 лет, когда ребёнок приучается самостоятельно испражняться, получая при этом удовольствие. Не только от контроля за этим процессом, но и от поощрения ребёнка окружающими взрослыми. Таким образом, он начинает осознавать свою значимость и значимость своего осознания. Самоконтроль и самосознание становятся проводником в мир, где можно управлять своим организмом.
  • Фаллический период от 3 до 4 – ещё один этап развития сексуальности у ребёнка. В это время человек начинает осознавать себя индивидом определённого пола. Рассматривание половых органов, игра с ними, сравнивание с другими – это неотъемлемая часть фаллического периода развития личности, имеющая своей главной задачей определение половой принадлежности.
  • Фаллическо — Эдипов период. Как раз в 4-6 лет впервые мальчик начинает желать свою мать с точки зрения сексуальности и ревновать её к отцу. Как представительница женского набора хромосом, девочка обнаруживает в себе зависть к обладателям пениса, через какое-то время выражая свою любовь исключительно к отцу, игнорируя мать.
  • Латентный период – это возраст от 6 до 12 лет, характеризующийся временным отсутствием, угасанием половых желаний. Всё развитие ребёнка в этот момент направлено на общение, учебный процесс, установление круга, помимо сексуальных связей.
  • Пубертатный период начинается с 12-14 лет и окрашен ярким взрывом сексуальности, выбросом гормонов. В это время Эдипов комплекс входит в завершающую фазу развития. Ребёнок переходит в подростковый, а за тем в зрелый возраст.

Зигмунд Фрейд предполагал, что человек рождается бисексуальным. В это время по причине тесных односторонних отношений ребёнка с матерью, в силу того, что роль отца в уходе за ребёнком довольно незначительна, проходит невозбуждающий период развития.

Затем около 2-3 лет наблюдаются первые проявления определённых половых предпочтений. Далее этот процесс достигает пиковых значений. В период от 3 до 5 лет происходит половое осознание себя, как сексуального объекта. Затем некоторые проявления Эдипова комплекса переходят в стадию скрытого, заторможенного течения, вплоть до периода полового созревания в 12-14 лет.

В детском возрасте ребёнок лишь старается растолкать родителей, если они при нём обнимаются или целуются, больше старается находиться рядом с родителем противоположного пола. Мальчик, изо всех сил стараясь быть похожим на папу, предлагает свою помощь маме, не отпускает её ни на шаг, пытаясь контролировать её пространство, оставляя за собой право находиться рядом с ней.

Девочка пытается ухаживать за отцом, ждёт его возвращения с работы, приносит для его одобрения свои первые рисунки или шепчет ему на ушко свои секреты. В подростковом периоде развития, отягощённый всплеском гормонов и противоречивыми чувствами, Эдипов комплекс станет причиной постоянных истерик, перебранок с родителем своего пола.

Непослушание может перерасти в открытый бурно текущий конфликт. Подросток будет нелицеприятно отзываться о стареющем родителе, насмехаться над ним, обрушиваться с гневными обвинительными речами, безжалостно высмеивая его недостатки. Тем самым желая подчеркнуть свою состоятельность, привлекательность и конкурентоспособность в глазах родителя противоположного пола.

Причины возникновения у мужчин и мальчиков

  • Гипервнимание, избалованность, неадекватное проявление нежности, слишком активные ласки в области гениталий, вызывающие ответную сексуальную реакцию.
  • Существенный недостаток внимания, нещадные наказания, деспотичное отношение к мальчику со стороны родителей в первые годы жизни.
  • Болезненный стресс, угнетающая атмосфера, целенаправленные действия родителей, способствующие подавлению собственных побуждений мальчика или взрослеющего мужчины.
  • Рождение ещё одного ребёнка, появление нового объекта повышенного внимания родителей и окружающих ребёнка людей.
  • Ссоры, конфликты между родителями, перерастающие в обращение за одобрением или защитой к ребёнку.
  • Развод, смерть одного из родителей, и вследствие этого, воспитание мальчика только матерью. Неполная семья может стать слишком негативным опытом в развитии личности в силу её изначальной неполноценности. Взрослый мужчина, не получая положительного примера семейной жизни, основываются в дальнейшем только на своих собственных навыках, основанных на жизни в неполной семье.

Как родители провоцируют развитие комплекса

В разной степени, все дети проходят через испытания Эдиповым комплексом. Очень важно особенно в подростковом возрасте обратить особое внимание на психическое состояние ребёнка. Именно родители могут и должны сделать основные шаги, чтобы определить и преодолеть негативные аспекты в развитии мальчика.

Наказывая или поощряя ребёнка, родители вызывают у него нарастающее желание быть похожим на отца, чтобы заслужить ещё большего внимания, похвалы, поддержки матери. Было бы слишком непродуктивным идти по пути только наказаний и поощрений. Проявление слаженности действий, внимания и терпения в воспитании мальчика – вот что способно помочь в преодолении любых сложных ситуаций.

Умиляясь или игнорируя попытки ребёнка заявить свои права на маму, когда он представляет себя в лучшем свете, пытаясь унизить отца, невозможно добиться правильного поведения ребёнка.

Необходимо настойчиво и терпеливо объяснять ему, что конкуренция между папой и сыном невозможна. Каждый раз, отступая перед попытками сына самоутвердиться, родители потакают его Эдипову комплексу, запуская механизм развития отклонений, деформирующих психику растущего мужчины.

В чем опасность

Общепринятые моральные устои способствуют тому, что мышление человека сохраняется в пределах чётко очерченных границ. Любое отклонение в психологическом развитии есть переход за границы морали. Эдипов комплекс является одним из ярчайших примеров такого отклонения от нормы. Его опасность состоит в тотальном проникновении в сознание, а главное – в подсознание человека.

Большая часть его проявлений лежит как раз в подсознательной области мышления. Эдипов комплекс у взрослых мужчин, как и у женщин, может обернуться либо постоянным поиском партнёра, в том случае, если нарушения психики развивается в позитивной направленности.

Эти люди не способны принять любовь, равно как и не способны любить, прежде всего – себя. Весь их мир сужается до страдания от неразделённой любви.

Эдипов комплекс может привести к таким нежелательным отклонениям в развитии его сексуальности, как гомосексуальные наклонности, лесбийские проявления, склонность к трансвестизму, бисексуальность, направленность к родственным половым связям – инцесту в том случае, если он предрасположен стремиться к отрицательной отметке на оси своего развития.

Существует ещё одна опасность Эдипова комплекса — амбивалентность. Как проявление двойственности поступков и эмоций к одному из родителей, а в дальнейшем, к одному и тому же событию, явлению, человеку, миру.

На первых стадиях это проявляется в неспособности сформулировать собственное мнение, постоянно поддаваясь веяниям моды или общепринятым суждениям, а в большей степени, мнению одного из родителей.

В дальнейшем такая жизненная позиция может привести к тяжелым нервным и психическим расстройствам. Взрослый мужчина, страдающий Эдиповым комплексом, полностью зависит от того, что сказала или подумала мама. Он не может совершить ни одного взвешенного самостоятельного поступка, попросту не способен на обычные действия, требующие принятия на себя ответственности.

Признаки комплекса в зрелом возрасте

  • Эдипов комплекс у взрослых мужчин выражается в невозможности отказаться от опеки матери. Даже обретая новую семью, мужчина не в силах оторваться от маминой юбки.
  • Его вполне устраивает, что мама до сих пор ухаживает за ним.
  • Если удаётся женить его, то взять в жены он чаще всего предпочтёт женщину старше себя. Похожую на мать если не внешне, то основными чертами характера.
  • Женившись, такой мужчина сделает всё, чтобы не допустить появления детей.
  • Если в семье всё же рождается ребёнок, такие мужчины будут ревновать жену к ребёнку.
  • Жена такого мужчины будет постоянно подвергаться сравнению с мамой, а мать будет постоянно следить за тем, как и что делается для её сына.
  • Внешне взрослый, сильный, привлекательный, сексуальный мужчина ведёт себя скорее, как маленький ребёнок. С детскими обидами и попытками кому-то что-то доказать. Чаще всего это выливается в борьбу с ветряными мельницами, но при этом требуя поощрения, как за героический поступок.
  • Самый опасный исход дела — инцест. В исключительных случаях, случается акт половой близости между матерью и сыном. Взрослый сын, превратившись в мужчину, вполне осознавая аморальность своего поведения, удовлетворён ощущением победы, получив самое вожделенное и запретное, и занимает, как ему кажется, законное место рядом с женщиной, которую он безумно любит практически всю жизнь. В этой ситуации, прежде всего, страдает мать, срываясь в бездну моральных проблем и угрызений совести, заходя в тупик противоборства собственных ощущений и морального самобичевания.

Иногда психоаналитики могут посоветовать в случае, когда ситуация дошла до инцеста, страдающей от нервного потрясения матери найти мужчину или даже создать новый брак, полагая, что появление ещё одного мужчины в доме поспособствует охлаждению страсти сына по отношению к матери.

Трудно сказать, чем руководствуются данные специалисты, но в реальной жизни такая ситуация может привести к ещё большим страданиям. Сын уже не уступит своего места рядом с матерью. Даже если у неё состоится брак.

И даже если какой-либо мужчина, или отец, если инцест произошел в полной семье, будут иметь интимную близость с женщиной, сын всё равно найдёт способы остаться наедине с матерью. Шантажом, упрёками, ультиматумами или угрозой суицида, он будет принуждать её к сексу. Сын обязательно будет искать способы избавиться от соперника, самоутверждаясь рядом с матерью.

Женщина при этом находится в зависимом положении. Выход может быть только один: необходимо идти к врачу. В противном случае тупиковая ситуации приведёт к тяжелым нервным расстройствам, депрессиям, в особо сложных случаях к попыткам суицида.

Как избавиться от Эдипова комплекса

Большую часть проблем, связанных с развитием Эдипова комплекса, можно и нужно решать в детстве. Заметив только первые признаки эмоциональных вспышек, родители могут мягко и настойчиво повлиять на ситуацию.

Прежде всего, необходимо стать другом своему ребёнку. Если хотя бы один из родителей может доверительно беседовать со своим ребёнком – это уже может стать той основой, на базе которой будет строиться вся работа с растущим человеком.

Человек чувствует себя одиноким в любом возрасте. И в любом возрасте важно иметь рядом с собой человека, способного выслушать, не вторгаясь в личное пространство, адекватно реагируя на важные и без того трудные признания и откровения.

Получать достаточно внимания и заботы, чтобы не чувствовать себя ненужным и заброшенным, необходимо каждому человеку. Именно родители должны наладить такой эмоциональный климат в семье, при котором каждый член семьи ощущает себя необходимым и равноценным партнёром в отношениях.

Важную часть в жизни человека играет общение, в семье, со сверстниками, со старшими по возрасту людьми. В школе, на работе, в кругу друзей и единомышленников, равно, как и среди конкурентов и оппонентов, человеку необходимо иметь навыки и опыт общения в любой ситуации.

Отсутствие такого важного компонента, как опыт поиска и принятия решений вызывает в неокрепшем организме цепную стрессовую реакцию, ведущую к замкнутости и неуверенности в себе. Взрослый человек, словно ребёнок, будет искать защиты под маминым или папиным крылышком.

Это, казалось бы, невинное обстоятельства, накапливаясь, лишает человека шанса выйти из создавшегося положения самостоятельно. Согласно теории Фрейда, Эдипов комплекс распространённое, но временное изменение психического состояния человека. Опасность его устойчивого проявления минимальна и возможна лишь при отягощающих обстоятельствах.

Лечение

Кабинет врача-психоаналитика или психотерапевта – это самое подходящее место для поиска способов лечения. Но главное, сам обладатель набора проявлений такого состояния психики, должен всеми силами стараться выйти из этого состояния.

Лечение закреплённого стрессами и нервозами Эдипова комплекса – это длительный и сложный процесс. Эмоциональная связь между детьми и родителями самая крепкая, и её разрыв невозможен. И преследование именно этой цели невозможно даже с применением лекарственных средств. Положительной динамики не будет.

В лечении Эдипова комплекса у детей может быть полезным яркий пример правильных семейных отношений, наличие рядом здорового, самостоятельного, умного мужчины. Когда нет чётко направленной положительной модели поведения, примером для подражания может стать не только отец, но и тренер или учитель, старший брат или друг, любимый актёр или спортсмен.

Для взрослых мужчин лечение Эдипова комплекса оборачивается серьёзной непрерывной борьбой со своим супер-эго. В данном случае совсем не просто вывести супер-эго из глубин подсознания, подчинить инстинкты тотальному и всеобъемлющему контролю. Но в результате этой борьбы рядом с матерью будет находиться не закомплексованный капризный ребёнок, а взрослый, адекватный, надёжный мужчина.

Полезные видео об Эдиповом комплексе и методах борьбы с ним

Что такое Эдипов комплекс:

Теория Зигмунда Фрейда:

Содержание статьи:

Эдипов комплекс - это абсолютно бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола. То есть мальчик (девочка) в возрасте от 3 до 5 лет в среднем начинает испытывать притяжение к матери (отцу), которое он сам не осознает. Также проявляется ревность и соперничество за них к родителю того же пола. Чаще всего этот термин касается мальчиков, но в некоторых случаях может наблюдаться и у девочек.

Описание Эдипова комплекса

Фактически это первая привязанность малыша к одному из своих родителей, которая является проявлением его сексуальности и желанием её выразить. Ребенок, отождествляя себя с каким-либо полом, пытается попробовать найти того, кто будет относиться к нему по-особенному. Чаще всего это родитель противоположного пола. Например, мальчик ощущает сильную привязанность к матери и ревнует её внимание к отцу.

Название данного комплекса пошло от древнегреческого мифа про Эдипа. Это человек, который, сам не ведая того, убил своего отца, а затем женился на матери. Эдип воспитывался отдельно и не знал своих настоящих родителей, по несчастливой случайности он встретился с отцом через много лет и убил его. Потом, не зная правды, женился на своей матери и даже имел детей. Когда позже он выяснил правду о том, что натворил, ослеп, а его жена и мать повесилась.

Естественно, ситуация с Эдиповым комплексом не настолько печальная. Зигмунд Фрейд описывает его как стадию нормального развития мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Кроме того, данный комплекс может абсолютно не проявляться и не вызывать никаких признаков. Известный психоаналитик признает, что такое поведение является универсальным этапом формирования детской психики в этом возрасте. Он на собственном примере указывал, что был действительно очарован матерью и ревновал к отцу.

Официально термин был введен в психиатрию в 1910 году в одной из работ Фрейда, где он рассуждает о формировании предпочтений у мужчин при выборе партнера.

Величайший психиатр всех времен Зигмунд Фрейд положил в основу своего понимания развития психики у человека теорию сексуальности. Согласно ей, ребенок проходит несколько догенитальных стадий до наступления половой зрелости. Соответственно им постепенно развивается его психика.

Если будут происходить какие-то психотравмирующие ситуации или же события, они могут отразиться на будущем малыша. Их проявление зависит от той стадии, в которой ребенок находился в том возрасте:

  • Оральная стадия . Наблюдается в возрасте до полутора лет. Все переживания и познание внешнего мира осуществляются через рот. В этом периоде, согласно Фрейду, ребенок склонен направлять сексуальную энергию на себя. Материнскую грудь как единственный источник удовольствия для себя малыш воспринимает своей и не отделяет. На этой стадии развития психики человека формируются задатки самооценки. Если в этом периоде малыш будет недополучать материнской любви, ласки и внимания, скорее всего он вырастет замкнутым в себе.
  • Анальная стадия . Заменяет оральную до 3 лет жизни малыша. Фрейд считал, что на этом этапе развития ребенка формируется важная привычка - контроль своих физиологических потребностей. Естественно, малыш не стесняется своих действий и, получив от родителей одобрение похода на горшок, старается выполнять свои обязанности. В зависимости от реакции и позиции матери и отца касательно приучивания к горшку можно предположить варианты психического развития. Если ребенка постоянно ругали, наказывали за то, что он не дотерпел до горшка, соответственно, будет более сдержанным в будущем. Если же поощряли правильное поведение, будет более открытым.
  • Фаллическая стадия . Наблюдается в возрасте от 3 до 5 лет. Другими словами, это стадия Эдипова комплекса. В этом периоде дети активно интересуются гендерными различиями, ставят массу вопросов касательно своего появления на свет. Интерес проявляется также к собственному телу, ребенок может начать бессознательно периодически касаться половых органов, что отнюдь не является признаком того, что он извращенец. Это абсолютно нормальная реакция, что позволяет узнавать этот мир и, прежде всего, себя самого. Также наблюдаются первые привязанности. Первая женщина для мальчиков, которая представляет собой цель направления своей сексуальности, является их матерью. Малыш подрастает, осознает свою половую принадлежность и тянется к тому, к кому привязан больше всего. Кроме этого, может испытывать ревность к отцу, который выступает «соперником» в каком-то смысле. Малыш боится лишиться любви к себе, воспринимая её как что-нибудь уникальное, что можно подарить лишь одному человеку.
  • Латентная стадия . Наблюдается от 6 до 12 лет. Если быть точнее, то до начала полового созревания. В этом периоде сексуальность ребенка дремлет и не проявляется. Тогда происходит развитие понимания своего «Я», формируются понятия, каких нужно придерживаться, и рамки, за которые не следует заходить. Так развивается «Сверх-Я» - набор правил и норм поведения, продиктованных окружающими, которые ограничивают возможности проявления своего «Я». То есть, сравнительно с предыдущими стадиями, на которых основными понятиями являлись собственные интересы и удовлетворение примитивных физиологических потребностей, здесь маленький человек начинает развиваться, учитывая специфику социализации в этом мире.
  • Генитальная стадия . Начинается от периода полового созревания и до конца жизни. Проявляется пониманием своих сексуальных потребностей в общении с противоположным полом, а также их реализации. Естественно, это не значит, что с началом полового созревания наступает период, когда человеку необходим секс. Чаще всего нужно просто направить свою симпатию в необходимое русло, оно может проявиться даже в простом общении. Желание проводить время вместе или же осознание первых привязанностей являются теми шагами сексуальности, которая реализовывается.

Основные признаки Эдипова комплекса

Проявления Эдипова комплекса могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его родителей, способа воспитания и степени либеральности в семье. Также по-разному могут себя вести мальчики и девочки, которые находятся в этом периоде.

Общие аспекты и признаки


Для обоих полов характеры некоторые изменения в поведении, что могут указывать на развитие Эдипова комплекса:
  1. Раздражительность . Ребенок может вести себя нервно, так как находится в условиях постоянного психологического давления. Ему сложно справиться с внезапно возникшими чувствами, ощущениями, в том числе и ревностью.
  2. Капризы . Малыш может отказываться выполнять что-либо, если рядом не будет отец/мать. Добиться внимания от родителя, к которому сформировалась такая привязанность, ребенок пытается любым способом.
  3. Трудности с прощаниями . Например, если мама или папа уходят на работу. Ребенку очень сложно смириться с тем, что нужно отпустить дорогого человека на целый день. Возникает чувство собственности, и малыш постоянно будет раздражаться, когда объект его привязанности отлучается. Для Эдипова комплекса характерно то, что это будет только один из родителей и такой симптом развивается в возрасте ребенка от 3 до 5 лет.
  4. Отказ от общения со сверстниками . Частым симптомом также может быть нежелание ребенка играть и контактировать со своими одногодками. Малыш отдает предпочтение одному из родителей, вместо того, чтобы повеселиться с друзьями.

Особенности Эдипова комплекса у мальчиков


Для мальчика мать с самого рождения - самый близкий человек, который всегда рядом. В фаллической стадии психического развития по Фрейду происходит осознание того, что мама ещё и женщина. Её родительская любовь и забота расценивается как единственная симпатия, которая возникает в этом периоде. Ребенок, который не способен различать эти разновидности любви, воспринимает её на свой счет как что-либо уникальное и не позволяет никому получать такую же.

Отец является представителем того же пола и может составлять конкуренцию за внимание мамы малыша. То есть маленькая идиллия, которую ребенок составляет в голове, не допускает вариантов соперничества. Мальчик не хочет впускать кого-либо ближе, чтобы не разрушить ту связь с матерью, которая ему известна.

Особенности Эдипова комплекса у девочек


Вариант Эдипова комплекса также может присутствовать в развитии девочек. В возрасте от 3 до 5 лет они начинают ассоциировать себя с женским полом. Они осознают свою схожесть с матерями, и первая привязанность с ними постепенно перерастает в нечто большее. Девочки копируют поведение матери, наследуют её предпочтения и манеры. Кроме того, они начинают анализировать её выбор спутника жизни и их отца.

В этом периоде формируется идеология настоящего семейного счастья, которое олицетворяет в себе для девочек их папа. Он тот образец или даже прототип, который подсознание сохранит на всю жизнь. В будущем девочка будет искать свою половинку, так похожую на отца. Также может ревновать его к матери.

Внимание со стороны мужского пола, даже если это папа, всегда будет важно для ребенка в таком возрасте. В случае если поведение отца будет далеким от идеала и девочка со временем станет относиться к нему как минимум негативно, это скажется на её будущем. Она будет испытывать трудности в выборе партнера и не сможет довериться из-за того, что не был правильно сформулирован идеальный прототип того, кто должен быть рядом.


В фаллическом периоде психического развития ребенка по Фрейду следует внимательно отнестись ко всем проявляющимся симптомам. Периодично возникающие признаки Эдипова комплекса могут вызвать негативную фиксацию на переживаниях и стать одной из причин развития в будущем различных психических расстройств.

Именно поэтому родителям нужно знать, как избавиться от Эдипова комплекса их детям:

  • Доверие . Прежде всего необходимо убедиться, что ребенок действительно сможет поговорить хотя бы с одним из родителей в том случае, если ему это будет необходимо. Большинство детей чувствует себя одинокими, они не способны выражать переживания своим отцам и матерям. Если же контакт налажен, то избавиться от таких симптомов будет куда проще.
  • Внимание . Чаще всего ревность и привязанность к одному из родителей может возникать из-за недостатка внимания. Дети сами додумывают историю. Например, мальчик думает, что мама его не любит, так как папу. Следует не обделять вниманием малыша и постараться больше времени проводить вместе (втроем, если нет других детей). Необходимо настроить здоровые отношения между всеми членами семьи, выработать такие схемы поведения, которые бы удовлетворяли каждого.
  • Общение . Если все вопросы, что беспокоят малыша, остаются не отвеченными, он сможет придумать себе другое объяснение, которое не всегда является правильным. Например, если девочка не понимает, почему папа иногда хочет поговорить с мамой, не посвящая её в подробности, она может решить, что её не любят. На подсознательном уровне ребенок станет ревновать свою мать к отцу, который является её образцом идеального мужчины. Правильно объяснив различие между любовью к детям и к супругу, можно помочь малышу осознать свое место в сложной цепочке человеческих взаимоотношений.
  • Социализация . Нельзя, чтобы малыш рос в закрытом семейном кругу, где он сможет лицезреть только один тип любви. Следует записать его в садик, разнообразные кружки, где у него будет возможность пообщаться со своими сверстниками, завести друзей. Таким образом, можно достичь значительного уменьшения проявлений Эдипова комплекса.
Как избавиться от Эдипова комплекса - смотрите на видео:


Эдипов комплекс по Фрейду - это всего лишь временное состояние психики ребенка, который пытается найти свой идеал в ближайшем окружении, первые попытки малыша наследовать родителей. Именно поэтому не стоит сразу же паниковать, если он испытывает временную сексуальную привязанность к одному из родителей. Чаще всего это проходит с возрастом бесследно. В других случаях, когда в таком периоде была нанесена психотравма, ребенок может фиксировать свои переживания, тем самым ухудшая симптоматику и вызывая в будущем различные отклонения.

У представителей обоих полов эдипов комплекс можно считать пиком инфантильной сексуальности. Эрогенное развитие от орального эротизма через анальный эротизм к генитальности, как и развитие объектных отношений от инкорпорации через парциальную инкорпорацию и амбивалентность к любви и ненависти, кульминирует в эдиповых устремлениях, которые, как правило, выражаются в исполненной чувством вины мастурбации. Преодоление этих устремлений — необходимая предпосылка зрелой сексуальности и нормальности, напротив, бессознательная фиксация на эдиповых склонностях характеризует невротическую психику. В отдельных случаях любовь к родителю противоположного пола и желание смерти родителю одинакового иола могут означать многие вещи, особая форма которых зависит от конституции и жизненного опыта. При исследовании влияния жизненных обстоятельств обнаруживается трудно обозримое многообразие. Различия обусловлены не только личностными особенностями родителей, но и вариацией от ребенка к ребенку представлений о любви и смерти. Любовь строится из многих компонентов, и относительное акцентирование разных компонентов сильно варьирует. Смерть тоже мыслится многими способами: желание смерти родителя может даже претерпевать садистскую сексуализацию и тем самым одновременно выражать негативный эдипов комплекс.

Не существует перцепции вне эмоциональных связей. Весь жизненный опыт детерминирует специфическую форму эдипова комплекса. Его проявления зависят от переживаний в фаллический период, а предшествующие переживания могут придать ему прегенитальную окраску вследствие фиксаций. Уникальность травматического опыта столь же существенна, как и повседневные влияния.

Эдипов комплекс часто не преодолевается вследствие травматического опыта, что особо подчеркивается со времени зарождения психоанализа. В обсуждении гениталь-ных устремлений в первую очередь следует рассматривать генитальные факторы. Обольщение может преждевременно пробудить у детей генитальность, и интенсивное возбуждение, вызванное извне, порой выходит из-под контроля ребенка. Возникают травматические состояния, в которых генитальность связывается с угрозой. Все, что усиливает страхи и, следовательно, способствует вытеснению сексуальности, впоследующем мешает преодолеть эдипов комплекс. Таков механизм воздействия угроз и всех событий, субъективно означающих угрозу: всяческих инцидентов, телесных повреждений, смерти близких и неожиданного зрелища гениталий взрослых. Посредством перенесения прегенитальные переживания, особенно внезапные оральные и анальные фрустрации, могут оказывать тот же эффект, что и генитальные переживания.

В формировании эдипова комплекса важно все, что ребенок знает и думает о сексуальной жизни родителей, особенно при внезапности переживаний. Часто решающее значение имеет сочетание реальных событий и их ошибочной интерпретации. Здесь следует упомянуть о садистском восприятии сексуальности. Так называемая первичная сцена, т. е. наблюдение ребенком сексуальных сцен взрослых (родителей), вызывает сильное сексуальное возбуждение (природа которого варьирует в соответствии с возрастом ребенка) и одновременно создает впечатление, что сексуальность опасна. Это впечатление обусловлено тем, что возбуждение превышает способность ребенка к разрядке и поэтому болезненно травмирует. Ребенок может также ошибочно интерпретировать воспринятые события на садистский манер, или вид гениталий взрослого может вызвать у него страх кастрации. Субъективное содержание, степень и продолжительность воздействия первичной сцены варьируют в зависимости от подробности воспринятого. Внешние обстоятельства и индивидуальные факторы определяют, что фактически ребенок осознает, о чем догадывается, каким образом инкорпорирует свои наблюдения и догадки в предшествующий опыт. Существенно, происходит ли эта инкорпорация и разработка в момент видения сцены или впоследствии.

Вместо первичной сцены могут переживаться замещающие зрелища: коитус животных, вид обнаженных взрослых и даже вовсе несексуальные сцены, субъективно воспринятые как таковые. Действенность подобных сцен увеличивается, если другие объективно безобидные обстоятельства облегчают перенос увиденного на родителей. Ссоры между родителями часто приравниваются детьми к сексуальным сценам и создают представление о сексуальности.

Вызовет ли у детей вид гениталий взрослого болезненный страх зависит от всей предшествующей жизни ребенка, т. е. от психических связей, в которые вплетается новый опыт. Фрейд назвал инфантильную идею о наблюдении сексуального акта родителей «первичной фантазией». При отсутствии фактического наблюдения соответствующие события измышляются, ребенок утилизирует в этих целях все имеющиеся в реальности намеки. Конечно, воздействие такой фантазии не равнозначно реальным переживаниям.

Что касается постоянных влияний, то реакции ребенка на родителей и его желания зависят от их личности и поведения. Необычное поведение может провоцировать необычные реакции, что очевидно в семейном анамнезе среднего невротика. Невротичные родители воспитывают невротичных детей, в эдиповом комплексе детей отражается неразрешенный эдипов комплекс родителей. Очень часто мать любит сына, а отец любит дочь. Если в силу внешних обстоятельств или невроза сексуальное удовлетворение родителей недостаточно, они бессознательно испытывают более сильную сексуальную любовь к своим детям. Такого рода любовь бессознательно воспринимается детьми как сексуальное обольщение и усиливает эдипов комплекс. Иногда даже родители это бессознательно чувствуют, и тогда подвергают детей угрозам и фрустрациям.

Таким образом, некоторые дети сначала вводятся родителями в соблазн и потом со стороны родителей же подвергаются санкциям. Идеальный эдипов комплекс отражает ситуацию «треугольника» и фактически наиболее выражен у единственного ребенка. Когда присутствует больше или меньше трех человек, возникают особые формы эдипова комплекса. В рамках семьи с позиций эдиповых устремлений братья и сестры излишни. Прежде всего, они объекты ревности; частные обстоятельства определяют усиливает ли их присутствие бессознательную ненависть к родителям одинакового пола или уменьшает ее благодаря отвлечению. Другие дети тоже служат объектами переноса любви, особенно если они старше или немного младше. Если в семье несколько старших братьев или сестер, можно наблюдать «дубликаты эдипова комплекса»: чувства к родителям дублируются в отношениях к старшему брату и сестре. Это способствует ослаблению конфликтов или, напротив, создает новые конфликты.

Пациент, имевший несколько братьев, рассказал следующее сновидение: «Я вернулся после прогулки с мамой и обнаружил, что шайка грабителей в наше отсутствие обворовала дом». Грабители символизировали его братьев, с которыми ему пришлось, придя с прогулки, снова разделять мать.

Младшие братья и сестры обычно воспринимаются ребенком как соперники, но могут рассматриваться и как собственные дети, особенно при большой разнице в возрасте. В первом случае эдипов комплекс стимулируется, например, у девочек может возникнуть не только идея ревности: «Отец (или мать) будет любить младенца вместо меня», но также идея: «Отец подарил ребенка матери, а не мне». Во втором случае эдиповы желания уменьшаются благодаря их замещающему осуществлению.

У детей, воспитанных одним родителем или вообще без родителей, эдипов комплекс образуется специфически. Если один из родителей умер или оставил семью - в развитии ребенка существенно значимо - знает ли он этого родителя, имеется ли отчим (мачеха), когда и при каких обстоятельствах семья пополнилась новым взрослым, каково поведение оставшегося родителя и его отношение к ребенку.

Даже дети, не знающие недостающего родителя, понимают, что таковой однажды существовал и другие дети живут с отцом и матерью. Отсутствие родителя порождает чувство своей исключительности и потребность в определенных компенсациях. В общем, можно утверждать следующее. Если умер родитель одинакового пола, это переживается как осущестатение эдипова желания и, следовательно, вызывает сильное чувство вины. Если умер родитель противоположного пола, фрустрация эдиповой любви часто способствует идеализирующим покойного фантазиям. Детали зависят от того, когда и при каких обстоятельствах ребенок узнал о смерти. Особенно важны, по-видимому, три последствия. Во-первых, усиливается привязанность к оставшемуся родителю, характер этой привязанности определяется также отношением родителя к ребенку и обычно амбивалентен. Во-вторых, часто возникает сильная бессознательная связь между представлениями о сексуальности и смерти под эгидой «секретов взрослых». Отсюда сильный страх сексуальности, поскольку сексуальные действия рисуются как приводящие к смерти, или даже мазохистские наклонности, в которых умирание (воссоединение с умершим родителем) может стать сексуальной целью. В-третьих, опечаленный индивид регрессирует к оральной фазе; если это случается в раннем возрасте, то неизгладимо отпечатывается в структуре эдипова комплекса и характере. Эдипова любовь, как и все последующие объектные отношения, переплетается тогда с идентификацией. Второй и третий пункты также справедливы при переживаниях, связанных со смертью брата или сестры.

Пациентка боялась замужества. В пятилетнем возрасте она лишилась матери и фантазировала, что смерть матери неким образом обусловлена деторождением или сексуальностью. В наказание за эдипово удовлетворение, испытанное при смерти матери, пациентка ожидала такой же судьбы после замужества.

Нечто похожее произошло с пациентом, который в детстве реагировал на смерть матери тревогой и ипохондрией. Он идентифицировался с матерью и боялся, что сексуальное удовлетворение с отцом убьет его, как, согласно его фантазии, убило мать. Здесь конденсация таинств сексуальной жизни и смерти особенно понятна, поскольку она окрасила кастрационную тревогу, превратив ее в страх исчезновения вещей.

Пациентка, у которой еще в детском возрасте умер отец, впоследствии возненавидела всех людей: мужчин за то, что никто из них не походил на отца, возведенного ею в идеал, женщин за то, что мать забрала отца себе, позволив ему умереть, прежде чем дочь могла бы им насладиться.

В случае отсутствия отца или его «слабости» мальчики предрасположены к женственности, потому что дети идентифицируются в большей мере с родителем, который рассматривается ими как источник основных фрустраций.

Конфликты между родителями, развод родителей, их раздельное проживание оказывают схожее влияние. Если сами дети — предмет родительских раздоров, то легко интенсифицируется полный эдипов комплекс и фиксация на нарциссизме, что вынуждает ожидать повышенного интереса к себе окружающих, на манер родительского отношения, но эти ожидания обречены на провал. Родители постоянно депрессивной и вообще заторможенной пациентки развелись, когда она была в годовалом возрасте. Она никогда не видела своего отца. Ее эдипов комплекс сосредоточился вокруг следующей фантазии: «Отцу не понравилось жить с моей матерью, она недостойна его. Я совершенно другая. Однажды отец придет и заберет меня с собой». Он не пришел. Пациентка возненавидела отца, эта ненависть затем обернулась против нее самой, что и привело к депрессии. Депрессивная утрата самоуважения означала: «Я тоже недостойна любви моего идеального отца». Необычное поведение родителей формирует у детей необычный эдипов комплекс. Под необычным поведением понимаются чрезмерное попустительство, излишняя строгость или их сочетание. Избалованность неизбежно влечет необычные фрустрации, потому что избалованный ребенок не привык к лишениям и воспринимает слабые фрустрации как сильные. Запланированные воспитательные меры менее важны, чем естественное повседневное поведение родителей. Особую роль играют, вероятно, два фактора: 1) отношение матери к полу ребенка: некоторые матери нарочито показывают дочери, что хотели бы иметь сына; 2) родительские взаимоотношения, поскольку они формируют у ребенка представление о сексуальности.

Итак, семейная мораль оказывает влияние на форму эдипова комплекса. В какой мере ребенок считает допустимыми инстинктивные побуждения зависит не столько от особенностей запрета на мастурбацию, сколько от общего отношения родителей к сексу, которое они осознанно или неосознанно постоянно декларируют. Имеются в виду реакция родителей на отношение ребенка к ним самим, другим детям, на его мастурбацию, а также установки родителей относительно отнятия от груди и тренинга чистоплотности в оральный и анальный период. Неизгладимый отпечаток на эдипов комплекс налагает ирегенитальная фиксация. Особенно стоит упомянуть пассивно-рецептивные формы эдипова комплекса у мужчин в результате чрезмерной опеки матери. В свою очередь авторитарные отцы блокируют любую возможность становления независимости ребенка.

Пациент сорока лет с явной амбивалентной фиксацией на деспотичном отце, простудившись, получил из дальнего города телеграмму от отца: «Погода неустойчива, не выходи из дома». На форму эдипова комплекса влияет и социальное положение родителей, обусловливающее различия в окружающей детей обстановке. Большинство детей бессознательно уравнивают низкое социальное положение с инстинктивной несдержанностью, а высокое социальное положение с сублимацией и запретами.

Если индивида из благополучной среды сильно тянет на низший социальный уровень, то психоанализ часто раскрывает не только поиск гарантий от унижения (кастрации) посредством общения (сексуальных связей) со столь же униженными («кастрированными») особами, но также стремление к запретной чувственности. Все это может подаваться в рациональной форме (рационализация) как содействие улучшению социальных условий.

Содержание эдиповых грез многих детей состоит в том, что на самом деле они не являются детьми своих родителей. Они якобы подкидыши, отпрыски некой семьи с совсем другим социальным положением. Это либо особо привилегированная семья, либо семья очень бедная. Фантазии такого рода, названные «семейным романом», могут служить разным целям: нарциссической гордости, упрямству, мести родителям, выражать надежду на будущее удовлетворение.

Бессознательные фантазии о социальных различиях мало свидетельствуют о путях влияния этих различий на эдипов комплекс ребенка. Фактически такое влияние оказывается постоянно, поскольку сексуальный опыт и его фрустрация соответствуют социальным паттернам. Фрейд подробно осветил данную проблему. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить о сексуальном опыте и агрессивности беспризорных детей. Переживания, связанные с социальным положением отца, наверняка влияют на отношение к нему: любовь или ненависть, благоговение или презрение, восхищение или жалость.

Все же создается впечатление, что объективно важный фактор социального положения семьи меньше отражается на эдиповом комплексе ребенка, чем следовало бы ожидать. Причина в том, что моральные устои (и даже их колебание) относительно одинаковы в разных слоях того же общества.

Предлагалось исследовать достоинства и недостатки воспитания, сформировавшего эдипов комплекс, сравнивая детей, кто воспитывался в семье и вне семьи, например в воспитательном учреждении. Однако и на вторую категорию детей влияет представление о семье, рано или поздно они узнают об институте семьи и о том, что другие дети имеют отца и мать и что сами они в невыгодном положении. У них тоже формируется эдипов комплекс. Они любят, ненавидят и ревнуют воспитателей. В дополнение, наподобие обычных детей, фантазируют об отце и матери, только их сочинительство отличается большей отвлеченностью, а эдипов комплекс характеризуется сильным расхождением между фантазией и реальностью. Что было сказано о детях, не знающих одного из родителей, вдвойне справедливо для детей из воспитательных учреждений. Если они воспитываются не в одном месте и часто меняют окружение, это отражается не только в типичных расстройствах характера. У них вообще не имеется возможности развить какие-либо длительные объектные отношения, их эдипов комплекс остается чистой фантазией.

Эдипов комплекс каждого индивида формируется жизненным опытом. Но что такое собственно эдипов комплекс? Биологический феномен, свойственный человеческому ролу, или продукт социального института (семьи), подверженный изменениям, как и этот институт?

Во-первых, следует сказать, что различие между биологической и социальной детерминацией относительно. Мы подчеркивали, что Фрейд не считал инстинкты неизменными паттернами, согласно его взглядам, инстинкты, скорее, остатки прежних влияний окружения. Вовсе не врожденный эдипов комплекс мистической природы создал семью, чтобы обеспечить свое удовлетворение, напротив, семья способствовала становлению эдипова комплекса. Дитя человека биологически беспомощнее детенышей других млекопитающих и нуждается в опеке и любви. Поэтому младенец всегда будет добиваться любви от опекающих его взрослых, а те, кто отнимает любовь, будут вызывать у него ненависть и ревность. Если этот феномен назвать «эдиповым комплексом», можно говорить об его биологической основе.

Однако Фрейд использовал данное понятие в более строгом смысле. Он понимал под эдиповым комплексом генитальную любовь к родителю противоположного иола в сочетании с ревнивым желанием смерти родителю одинакового пола, пик длительного развития инфантильной сексуальности, когда происходит высокая интеграция эмоциональных отношений. В этом смысле эдипов комплекс, несомненно, подвержен влиянию семьи. Если институт семьи изменился бы, эдипов комплекс тоже неизбежно Претерпел бы изменения. В обществах с разными семейными конфигурациями отличается и эдипов комплекс. Попытки объяснить разные семейные конфигурации как «вытеснения эдипова комплекса», ио-видимому,несостоятельны. Проблема происхождения эдипова комплекса сводится, следовательно, к интересной и еще не изученной проблеме происхождения семьи, но эта тема выходит за пределы теории неврозов. Фрейд постулировал гипотезу о филогенетическом происхождении эдипова комплекса в доисторический период, когда человечество было организовано в племена, возглавляемые вождем, однажды убитым и съеденным своими сыновьями; эта инкорпорация ознаменовала первое раскаяние и запрет. Здесь не место обсуждать зачаровывающую гипотезу тотема и табу. Гипотеза не меняет тот факт, что сексуальные конфликты Детей были бы иными, если они не жили бы с родителями, братьями и сестрами. При изменении среды изменяются реакции.

На высоте эдипова комплекса ребенок испытывает разочарование, его нарциссизму наносится ущерб, поскольку соперник, взрослый, обладает преимуществами и привилегиями. Дети неодинаково реагируют на травму. Реакция зависит от конституции ребенка, его раннего опыта и специфики травмирующих событий. Каждый ребенок жаждет быть взрослым и играет роль взрослого.

Однако в положении ребенка тоже имеются преимущества. Всякий раз, когда ребенок боится собственных эмоций, непримиримых эротических и агрессивных побуждений, он может спрятаться за рецептивным устремлением к внешней помощи и установкой: «Все это не слишком серьезно, ведь я еще ребенок».

Желание быть взрослым блокируется переживанием вины и ощущением защищенности в статусе ребенка, что причиняет фиксации и вынуждает многих невротиков вести себя, будто они все еще дети на фаллической стадии.

Пациент, успешно проработавший многие годы врачом, в процессе психоанализа обнаружил, что он всегда изумляется, когда фармацевт составляет лекарства по его рецепту: «Фармацевт, взрослый человек, выполняет эту работу исключительно ради меня, ребенка, написавшего рецепт!»

Неправильно полагать, что в детстве помимо родителя противоположного пола не существует других любовных объектов. Братья и сестры, дяди и тети, дедушки и бабушки, друзья и знакомые родителей могут оказывать в этом смысле существенное влияние. У многих детей завязываются своего рода любовные интриги со взрослыми и другими детьми одинакового и противоположного иола. Частота таких приключений увеличивается, если воспитание не налагает на них запрет. Что касается механизмов выбора объекта, то Фрейд различал между анаклитическим и нарциссическим выбором.

В первом случае объект выбирается, поскольку он провоцирует ассоциации с первичным объектом, обычно родителем противоположного пола, иногда родителем одинакового пола или братом, сестрой, другими особами из детского окружения. Во втором случае выбор объекта обусловлен тем, что ему свойственны некоторые характеристики собственной личности индивида. Оба типа выбора могут осуществляться позитивным путем, тогда выбранный объект имеет сходство с прошлым объектом или собственным эго, и негативным путем, тогда выбранный объект противоположен прошлому объекту или собственному эго. Кроме того, возможен выбор объекта на основе идеала, тогда выбранный объект репрезентирует те качества, которые индивид некогда хотел видеть в прошлом объекте или желает иметь в его собственное эго.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Название явления основано на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла , в котором Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте . Понимание эдиповой ситуации в качестве ключевого фактора в образовании невротических заболеваний возникло у Фрейда в ходе самоанализа, который он провел после смерти своего отца ; это понимание пришло на смену теории соблазнения .

Первое упоминание об Эдипе Зигмунд Фрейд (слева) делает в 1897 году в письме своему близкому другу Вильгельму Флиссу (справа).

Впервые Фрейд упоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгельму Флиссу в 1897 году , в котором он пишет:

«Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа ».

Первое подробное рассуждение о явлении встречается в фундаментальном труде Фрейда «Толкование сновидений » (1899). Однако термин «эдипов комплекс» Фрейд вводит только в 1910 году в небольшой работе «Об особом типе выбора объекта у мужчин»:

«Мальчик, начинающий снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника… попадает, как мы говорим, под влияние Эдипова комплекса . Он не прощает матери, что она оказывала услугу полового сношения не ему, но его отцу, и расценивает это как акт неверности».

С тех пор термин прочно вошёл в употребление среди психоаналитиков классического направления.

Сущность

Описание

Эдипов комплекс у мальчиков

Процесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации . Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая инстанция - Сверх-Я , под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Эдипов комплекс у девочек

Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2-3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ. ), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующей на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребёнка.

Позитивный и негативный эдипов комплекс

Впоследствии Фрейд пришёл к выводу, что существует более сложный характер эдипова комплекса - негативный, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Выше описанные варианты были обозначены как позитивные. Описывая это явление, он использовал понятия бисексуальности и амбивалентности :

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный эдипов комплекс, который является двояким - позитивным и негативным, в зависимости от бисексуальности ребенка, то есть у мальчика - не только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но одновременно он и ведет себя как девочка - проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери».

Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом, включающей в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы.

Эдипов комплекс в контексте сексуальной теории Фрейда

Фрейдизм рассматривает эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющимся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо. Пиковых же значений, по Фрейду, эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.

Значимость

С самых истоков психоаналитической теории Фрейд придавал эдипову комплексу первостепенное значение в образовании всех невротических заболеваний. По Фрейду, успешное разрешение эдипова комплекса является ключевым для психического здоровья человека. Неудача же ведет к неврозам и сексуальным отклонениям: в этом случае говорят о неразрешенном эдиповом комплексе либо неразрешенной эдиповой ситуации. Впоследствии Фрейд придавал эдипову комплексу ещё большее значение, усматривая практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальные корни. Так, например, в «Тотеме и табу » (1913) Фрейд пишет:

«Таким образом, в заключение этого крайне сокращенного исследования, я хочу высказать вывод, что в Эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов».

На позднем этапе развития психоанализа Фрейд указывает на необходимость установления некоторых границ применения данного понятия и на необходимость ограничений спекуляций на его счет («Конец эдипова комплекса», 1924). Впрочем, от предыдущих взглядов Фрейд не отказался, а упомянутая работа ставила своей целью «расставить точки над i» в рядах психоаналитиков, допускающих себе вольности в интерпретации явления (см. ниже). Известны также слова Фрейда, согласно которым признание эдипова комплекса является своего рода отличительным признаком психоаналитиков:

На сегодняшний день большинство психоаналитиков фрейдистской школы вслед за Фрейдом признает первостепенную значимость эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако за пределами психоаналитической теории понятие эдипова комплекса не получило признания по причине своей ненаучности.

Пересмотр и вариации

Современные психоаналитики, а также психоаналитики направлений, отличных от классического фрейдистского направления, иначе смотрят на концепцию эдипова комплекса, превнося в неё свои собственные элементы либо перераспределяя акценты в уже имеющихся.

Карл Густав Юнг

Альфред Адлер

Эрих Фромм

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн явилась одним из первых психоаналитиков, подчеркивающих то, что эдипов комплекс Фрейда, как и вся теория Фрейда, занижает влияние матери в психической жизни индивида; она также подвергала критике использование Фрейдом мальчика в качестве модели развития. Помимо этого Кляйн пришла к выводу, что эдипальные отношения можно наблюдать даже на первых годах жизни ребёнка:

«Я неоднократно упоминала о том, что эдипов комплекс начинает действовать раньше, чем обычно считается. В моей последней статье „Психологические принципы детского анализа“ я рассмотрела этот вопрос детально. Вывод, к которому я пришла, заключался в том, что эдиповы тенденции появляются в результате фрустрации , которую переживает ребёнок, когда его отнимают от груди, и что они становятся явными в конце первого и в начале второго года жизни».

Кляйн считала что с возраста семи месяцев (когда у малыша начинают развиваться когнитивные способности), он начинает осознавать что объект (мать) и частичный объект (грудь) не принадлежат только ему и что он должен разделять их ещё с кем-то. Вследствие этого понимания, у малыша зарождается эдипова тенденция в виде ревности к матери. Впоследствии в теории Мелани Кляйн эдипову комплексу уделялось второстепенное значение, а основной её компонентой стала так называемая «депрессивная позиция».

Отто Ранк

Карен Хорни

То есть, по Хорни, эдипов комплекс является следствием невроза, а не его причиной. Ещё одним пунктом критики Карен Хорни явилось понимание Фрейдом развития эдипова комплекса у девочек, которое она считала совершенно неправильным, «результатом искаженного понимания женской психологии» и «продуктом мужского нарциссизма».

Эдипов комплекс в рамках современного психоанализа

Как уже отмечалось выше, современные психоаналитики признают существенную роль эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако некоторые пункты теории Фрейда подверглись ревизии и пересмотру. Так, многие психоаналитики отвергают тезис об универсальности и биологической детерминированности эдипова комплекса. Концепция развития эдипова комплекса у лиц женского пола также не находит единодушной поддержки. В целом, многими психоаналитиками концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребёнка с родителями. Также в отличие от классического психоанализа, фокус источника эдипова комплекса сместился с биологического на социологический.

Критика

Ненаучный статус гипотезы

Специалисты указывают на то, что отсутствуют какие-либо эмпирические данные, свидетельствующие в пользу эдипова комплекса. Более того, доказать наличие эдипова комплекса объективным научным образом представляется невозможным по причине неудовлетворения базовых научных принципов (например, принципа фальсификации ) как отдельными гипотезами психоанализа (включая эдипов комплекс), так и всей теорией психоанализа. То, что Фрейдом и его последователями выдается за доказательства, объективно следует рассматривать исключительно в качестве интерпретаций психоаналитиков, приспосабливающих их к своим априорно принятым гипотезам , которые, по мнению скептиков, несут отпечаток субъективных предубеждений . В этой связи критики также указывают на тот факт, что эдипов комплекс является, в первую очередь, результатом самоанализа Фрейда, а не объективного наблюдения за пациентами.

Критика детской сексуальности

Для многих сомнительным представляется само утверждение о том, что ребёнок может испытывать половое влечение по отношению к родителю: как известно, тестостерон и прогестерон , половые гормоны , которые, воздействуя на гипоталамус , вызывают у человека половое влечение, организмом ребёнка до пубертатного возраста вырабатываются лишь в незначительных количествах. Впрочем, данная критика является, по мнению сторонников Фрейда, несостоятельной по той причине, что половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией соответствующих психологических структур.

Споры об универсальности эдипова комплекса

Многие специалисты отвергают постулируемый Фрейдом универсальный характер эдипова комплекса, указывая на несостоятельность тезиса биологической детерминированности эдипова комплекса и подчеркивая первостепенное значение социокультурных особенностей. Польский антрополог Бронислав Малиновский в своей работе «Секс и подавление в обществе дикарей» (1927) доказывает , что эдипов комплекс никак не проявляется в жизни дикарей на Тробриановых островах и что, следовательно, тезис об универсальности эдипова комплекса является ложным. Впрочем, некоторые психоаналитики отстаивают мнение, что выводы Малиновского являются необоснованными. Например, венгерский антрополог и психоаналитик Геза Рохайм в своей работе «Психоанализ примитивных культур» (1932), которую он написал после того, как провел четыре года в Сомали и Австралии, утверждает, что не только доказал универсальность эдипова комплекса, но также обнаружил ряд фактов, свидетельствующих в пользу гипотезы, выдвинутой Фрейдом в «Тотеме и табу», согласно которой первобытная орда братьев, убив деспотичного отца, раскаялась и ввела запрет на инцест и отцеубийство.

Критика в контексте шизоанализа

В таком направлении современного постструктурализма , как шизоанализ , разработанном Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари в их работе «Анти-Эдип » (1972), эдипов комплекс предстает олицетворением репрессивного духа буржуазных семейных отношений и символом репрессивной идеологии капитализма. Эдипов комплекс подвергается критике по причине своей односторонности и ограниченности: ограниченный рамками семейных отношений, он оказывается неспособным объяснить сложные социальные структуры и процессы. Делёз и Гваттари указывают также на то, что психоанализ в целом оказывается неэффективным средством лечения таких заболеваний, как психоз и шизофрения , и малоэффективным средством интерпретации социальных процессов. Более того, согласно шизоанализу , концепция эдипова комплекса является препятствием на пути выздоровления невротика, поскольку заведомо обрекает его на детерминационную зависимость от такой «псевдоструктуры», как семья. В этом контексте Делёз и Гваттари говорят об «эдипизации» бессознательного, сознания и всей культуры в целом. Концепция эдипова комплекса противопоставляется свободной («шизофренической») форме бессознательного:

«Шизофреническое - вместо Эдипова».

Таким образом, Делёз и Гваттари призывают к свободному интерпретированию бессознательного, не зажатого в узкие рамки эдипова комплекса.