Экологическое воспитание дошкольников в детском саду. Цели и задачи экологического воспитания в доу

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Экологическое воспитание предполагает работу по таким направлениям:

  1. Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
  2. Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
  3. Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально .

У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.

Задачи, которые призвано решить экологическое воспитание:

  • Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
  • Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
  • Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
  • Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.

Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.

Формы экологического воспитания дошкольников

Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста, круг детских обязанностей постепенно расширяется.

Экологическое воспитание в детском саду проходит по нескольким направлениям: при взаимодействии непосредственно с малышами, педколлективом, родителями.

Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.

Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения.

Дети нацелены обучаться бережливо относиться к живой природе.

Представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры. В каждом ДОУ разрабатывают и проводят еженедельно специализированные мероприятия. На них дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за разными растениями.

Особенности проведения занятий с эко направленностью в ДОУ состоят в их целенаправленности и систематичности. Если на занятии детям дают , то вне занятий малыши поощряются ухаживать за цветами в группе детского сада. Старшие дошкольники поливают их, протирают листочки. Это также ведет к приобретению у дошколят элементарных навыков трудовой деятельности.

В процессе экологического воспитания дети получают массу удивления, радости. Дошкольники восхищаются миром окружающей их природы. Очень часто свои впечатления от увиденного дети изображают в рисунках или творческих рассказах. Поэтому в группе сада организуют интеграцию занятий экологии-изо-деятельности. Так экологизация дошкольников происходит наиболее эффективно.

Наглядно изображая свои наблюдения, дети закрепляют экологические представления.

— это их отношение к окружающему миру. Дети поощряются обретать точные знания о роли растений и животных на земле. Формирование таких представлений поможет детям научиться взаимодействовать с природой.

Формирование экологической культуры поспособствует ценностному отношению детей к растениям и животным. У малышей будет развиваться познавательная активность к получению знаний об окружающем мире.

Экологическое воспитание старших дошкольников требует наличия в группе необходимого образовательного материала.

Множество растений и цветов в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости к растениям. Малыши будут заботиться о них.
В живом уголке всегда бывает большое разнообразие растений. Здесь проходит формирование эко-представлений, проводятся различные опыты над растениями.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста

В программных документах ДОУ проблема по эко-воспитанию решается посредством образования малышей. Под экологическим образованием предусмотрено становление эко-сознания, эко-воспитанности и эко-знаний воспитанников. Здесь же не надо забывать, что эко-знания затрагивают детские представления о взаимодействии всех объектов в мире природы.

С чего же начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников?

Прежде всего, надо рассказать детям о самой планете Земля, как она образовалась, какие формы жизни существуют на Земле. Нужно дать детям четкие представления о разнообразии мира растений и животных, отметить их особенности.

Экологическое образование

Дети очень любят, когда им рассказывают. Но еще больше они любят смотреть иллюстрированные книжки. Поэтому формирование экологических основ будет эффективнее, если показывать малышам энциклопедии с иллюстрациями разного вида животных и растений. Так детям легче будет усвоить материал. Наглядно дошкольникам легче будет представить все многообразие животного и растительного окружения.

Можно кратко проанализировать программу «Детство», по которой многие детские садики ведут образование.

Способствует постепенному обучению детей труду в природе, ознакомлению с необходимыми для жизнедеятельности различных растений условиями.

Представленная программа помогает детям приобрести навыки в природе на практическом уровне. Детей учат выкапывать клубеньки или корневища растений. Дошкольники учатся добывать корнеплоды, пропалывать грядки, которые сами помогают засевать.

В этой программе четко прописан объем, отведенный на экологическое образование старших дошкольников.

Другая программа, по которой четко расписаны рекомендации по эко-образованию, программа «Мы» дополнена представлениям и детей о лесных и луговых растениях. Там также представлены описания растений водоемов.

По какой бы программе не велась учебно-воспитательная работа в детском саду, в каждой есть отдельный раздел по экологии. Больше всего внимания в программах уделяется растениям. Дети узнают об особенностях знакомых растений, и знакомятся с незнакомыми им растениями.

Очень хорошо, когда в процессе образования детишек приобщают к труду.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическая культура определяется как степень детского . К эко-культуре также относится принадлежность ребенка к этому миру, оценивание ребенком себя в живой природе, в мире.

Сейчас, идет глобальный экологический кризис, то приобщение к природе и окружающему миру необходимо начинать уже в детском возрасте. И выходит, что экологическая культура у дошкольников просто необходима в сложившейся в мире обстановке.

Экологическая грамотность детей состоит в следующем. Детишки должны воспринимать себя частью вселенной. Они должны понимать, что человек и природа взаимосвязаны. Человек не может жить и существовать без природы. Общение человека с природой очень ценно, и дети должны это знать. Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает. Каждый должен научиться сохранять природу. Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе. Если понадобится, дети должны уметь ухаживать за живыми объектами. У каждого дошкольника нужно сформировать элементарные навыки природозащитной деятельности. Дошкольники могут научиться предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.

Воспитанникам полезно объяснять, в чем состоит экологическая проблема. Рассказывать о том, что часто люди необдуманно загрязняют окружающую среду. Неправильные и необдуманные действия могут нанести непоправимый вред всей планете Земля. Дети должны знать об этом. Представления детей о факторах загрязнения поможет им осмыслить весь вред такого неправильного поведения. ДОУ призвано воспитывать бережливого человека будущего.

Особенности экологического развития старших дошкольников и формирование правильного отношения к природе благоприятно скажется на всестороннем развитии детской личности. Ведь формирование экологической культуры даст наравне с другими качествами моральное и эстетическое удовлетворение.

Несколько слов о критериях экологической воспитанности старших дошкольников

Критериями экологической воспитанности отмечают следующие компоненты:

  1. Ценностно-мотивационный . Здесь речь идет о понимании детьми всей ценности природы. Немаловажен мотив для проявления интереса и получения знаний о проблеме экологии в мире.
  2. К когнитивному компоненту относим наличие представлений и знаний, осознанных и достоверных по рассматриваемой проблеме.
  3. В эмоционально-чувственном компоненте проявляются чувства ответственности. Дети хотят проявлять заботу о природе. Тут же важно проявление позитивных эмоций к окружающему.
  4. Практико-деятельностный компонент характеризуется наличием практических умений в заботе о природе.

Методы экологического воспитания

В ДОУ формирование у воспитанников экологической культуры считается новым направлением. Необходимость уделять внимание на эту сторону учебно-воспитательного процесса в дошкольном заведении вызывает проблема загрязнения окружающей среды в мире.

Раз экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ связано с тем, что у дошкольников идет формирование представления об окружающем мире, то лучшим методом считается наблюдение.

Наблюдения в уголке природы

В природном уголке дети любят наблюдать за ростом растений. Важно проводить наблюдения во время прогулок. Обращать внимание дошкольников на то, что природа изменяется. Одно время года приходит на смену другому, это приводит то к гибели цветов зимой, и возрождению травы и цветов весной. Но если равнодушные к природе люди начнут без надобности выдергивать растения, ломать веточки, поджигать траву, то это приведет растения к гибели раньше, чем наступит зима. Если не беречь и не ухаживать за растениями, то они могут быстро погибнуть. А ведь растения дают людям чистый воздух. И это нужно донести до сознания малышей.

Дидактические игры еще один эффективный метод, используемый для старшего дошкольника.

Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь.

Лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения в природе, сбору ягод и грибов.

Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.

В старшем дошкольном возрасте у детей расширяются познавательные интересы. У детей всегда много вопросов об увиденном. Важно отвечать на детские вопросы. На экскурсиях дети просто заваливают воспитателей различными вопросами. Это хороший момент для экологического обучения дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется и другими методами.

Рассмотрим небольшую статистику по методам экологического воспитания старших дошкольников.

Занятия и беседы составляют 33,9%. Играм в ДОУ отводится 9,7%. Опытам и экспериментам — 4,8%. Через наблюдения в природе осуществляется 14,5% экологизации. 1,6% занимают экологические выставки. На досуговых занятиях происходит 10,8% экологического обучения. Экскурсии и прогулки используют в 22,6% случаях. Консультационная работа с родителями — 2,2%.

экологический воспитание дошкольник природа

Замечательные зарубежные педагоги прошлого (Я.А. Коменский, И.Т. Пестолоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистерверг) и России (Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Н.К.Крупская, В.А. Сухомлинский) считали совершенной саморазвивающую природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности. Идея экологии в воспитании не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматривались примитивно, только как природоохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы. При изучении окружающей среды перед детьми не ставится задача познать ее как единое природное сообщество с присущими только ему связями и зависимостями, научить дошкольников устанавливать даже те закономерности, которые могут быть подмечены ими в повседневной жизни. В общении с природой важно научить дошкольников взаимодействовать с ней. С одной стороны это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой - бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей.

В экологическом воспитании дошкольников большое значение имеет природное окружение. Имеются специальные дошкольные учреждения, располагающиеся в непосредственной близости от лесопарков, парков, скверов. Но большая часть из них ограничивает общение ребенка с природой. Только организация труда в уголках природы и на участках детского сада здесь может происходить. Считается, что подобное возможно, если сам педагог любит и знает природу, тогда его действия направлены на сохранение и приумножение. Постепенно, начиная с дошкольного возраста, у ребенка формируются единственно верные представления о природе и человеке, как о равноправных партнерах, когда человек защищая природу, не оказывает ей благотворительность, а сохраняет жизнь себе подобным.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями не живой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена оппозиции естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры. Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представление о природе и формах отношения к ней.

Важным условием возникновения у детей дошкольного возраста сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребенок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребенка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребенка и может быть изменено только им. Последствия неправильного взаимодействия с объектами живой природы часто отсрочены, поэтому у дошкольника должно быть развито умение предвидеть возможные последствия своих поступков. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о растительном и животном мире, приучать их любить и охранять природу. Важнейшим условием воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. В основе такого осознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, по выражению Л.С. Выготского, сплава «интеллекта и аффекта».

Исследователи провели интересные эксперименты, в результате которых были выявлены возможности:

формирования у дошкольников знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растений (питание, рост, развитие);

осознания ребенком своей схожести с представителями живой природы;

перевода сопереживания, сочувствия в содействие.

Введение в систему представлений об окружающем мире элементарных знаний о своем организме, подведение детей к пониманию общих для всех живых существ свойств и качеств имеет особое значение в установлении связи между биологическим и социальным в человеке и на уровне отношения к себе (нетерпимость к вредным привычкам, осознание важности режима, гигиены и т. п.), и на уровне отношения к другим (создание условий для роста и развития растений и животных, бережное отношение к природе и т. п.). Дошкольнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному (растению) больно, как мне; оно двигается, дышит, питается, как я). Дети дошкольного возраста по-разному ощущают (сопереживают) растительный и животный мир природы. При низком уровне развития ощущений они могут не различать понятия «живая» и «неживая природа», делят растения и животных на «плохих» (вредных) и «хороших» (полезных); при необходимости неохотно оказывают им помощь, часто совершают отрицательные поступки по отношению к неизвестным или вредным, по их мнению, животным. При среднем (индифферентном) уровне развития дети различают эти понятия, но равнодушны к природе, или это отношение утилитарно, сообразуется лишь с полезностью ее для самого ребенка. Отрицательных поступков дошкольник при этом не совершает, но и не проявляет внимания к растению или животному. При высоком (положительном) уровне развития сопереживания дети четко различают понятия «живая природа», «неживая», высказывают мнение о единстве человека и природы. Интерес к объектам природы у них устойчив. Они проявляют сочувствие, желают помочь любому растению, животному. Правда, таких детей немного, но даже их небольшое число позволяет предположить, что при определенных условиях у детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано устойчивое, сознательное, сочувственное и заботливое отношение к живой природе.

Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, воспитатель организует разнообразные наблюдения с максимальным привлечением органов чувств. При этом решаются следующие задачи: дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное -- живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце, легкие); вызывается чувство радости от общения с живым существом.

Многолетние наблюдения педагогов за детьми показывают, что дошкольник уже в пяти - шестилетнем возрасте в основном ориентируется в таких понятиях, как «живая» и «неживая природа», различает их, выделяет характерные особенности «живой» (растет, питается, движется, размножается, изменяется) и «неживой природы» (не растет, не питается, не движется, не размножается, не изменяется). Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами живой и неживой природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста -- отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе и природе.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе -- результат нравственной невоспитанности детей, когда они глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образцы поведения, легко поддается внешним влияниям. Заимствования бывают и педагогически ценными, и отрицательными, поскольку критическое мышление развито у детей недостаточно. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые, с умыслом или невольно ранящие детские души жестоким отношением к природе, наносят вред делу воспитания гуманности у детей, травмируют их незрелую психику. Пути экологического воспитания в детском саду следующие: формировать у детей элементарные представления о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Деятельное проявление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Дошкольников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными. Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Сильным стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности с взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес. Побудительную силу приобретают и общественные мотивы, которые проявляются в стремлении дошкольника сделать что-то необходимое, нужное, полезное для окружающих. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы. Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычнее, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства - важный фактор экологического воспитания.

Исходным звеном воспитания положительного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Цель экологического воспитания: именно формирование в ребенке положительного отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном, чувственно - эмоциональном опыте. Знания при этом, отнюдь, не умоляются, но им придается другой статус (статус средства осуществления деятельности, которую необходимо освоить) и, соответственно меняется методика включения этих знаний в воспитательный процесс. На основе такого психологического подхода можно формулировать принципы экологического воспитания:

  • 1. Цель: Формировать мотивационные основы экологического сознания в фактической мотивированной деятельности, в совместной деятельности со взрослым (отношение взрослого к природе модель построения взаимоотношений ребенка с окружающим миром).
  • 2. Знания: рассматривать их как средства, вводимые в деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией определенного содержания.

Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития деятельности и сознания ребенка: ведущую деятельность, содержание мотивационных основ экологического сознания, структуру совместной деятельности со взрослым.

Начинать экологическое воспитание можно с самого маленького возраста, когда дети приходят в ясельную группу детского сада. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех работы, является хорошее понимание воспитателем психофизиологических особенностей для детей этого возраста. В возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать, правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны называть их главные сенсорные свойства, форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, познавать видимые составные части предметов и объектов, получить элементарные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование первоначального понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование первых умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, способами функционирования в совершенно определенных условиях это есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является результатом, показателем воспитанности.

Проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослыми деятельности, направленной на поддержание нужных для обитателей зоны природы условий и на общение с ними. Такая деятельность окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. Экологическое воспитание дошкольного возраста предполагает:

  • -Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • -Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • -Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красот природы, восхититься ею, желание сохранить ее).
  • -Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе является следующее:

  • -Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;
  • -Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их практической деятельности и в быту;
  • -Проявление активного отношения к объектам природы (действенные заботы, умение оценить действие других людей по отношению к природе).

И так, экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему ему миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природы.

Формируя гуманное отношение к природе воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то что носит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общей для всех нас Дом, безнравственный. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти в жизнь другого живого существа изнутри (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль, как свою собственную. Чувство сострадания, сопереживания определяют действенные отношения детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшему в беду.

Активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывают эмоциональное табу на действия, причиняющие страдания и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Отношение к объектам природы является конечным результатом экологического воспитания дошкольников.

Таким образом, передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднократно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.

Составитель статьи: Цвигун Г.С., воспитатель

«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Е. В. Павленко.

Большое внимания уделяется экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как в раннем возрасте у ребенка складывается первое мироощущение. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней. Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.

Привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом) . В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.

Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения) , происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку» , «Экспедиция в Африку» , «Путешествие к морю» .

Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние» , «Ядовитое и безопасное растение» , «Где, чей домик?» , «Что вредно и полезно для природы (воды) , «Опасно - не опасно» , «Выбери съедобные грибы, ягоды» , «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме) . Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Играли интеллектуальные игры – «КВН» , «Что? Где? Когда?» , у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.

Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини –огород.

Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда) . У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.

Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Литература

  1. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
  2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.

МБДОУ «Детский сад № 15″ Г. Александровск, Пермский край.

Доклад Экологическое воспитание в ДОУ

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до экологического мировоззрения; сложилась определённая система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
В условиях экологического кризиса экологическое образование приобретает приоритетное значение. Сегодня оно направлено на то, чтобы открыть личности модели возможных взаимоотношений с миром природы, сформировать адекватное представление о взаимоотношениях с природой, готовность выбрать способы взаимодействия с точки зрения экологической безопасности, как для человека, так и для самой природы.
Экология родного края.

Экологические проблемы в нашем посёлке Оболенск Московской области актуальны, как и в любом регионе нашей страны (грязь и мусор на улицах, вырубка деревьев в лесу, загрязнение близлежащих водоёмов). Это нарушает экологическую безопасность населения посёлка и близлежащего природного окружения. Поэтому в нашем детском саду на протяжении восемнадцати лет экологическое воспитание дошкольников считается приоритетным направлением работы. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.

Приступая к работе по экологическому воспитанию дошкольников, мы поставили перед собой цель – сохранение и укрепление здоровья детей, как физического, так и психического, воспитание гуманного отношения к миру, формирование у детей начал экологической культуры – осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения.
Для работы с детьми по экологии в нашем детском саду оборудованы уголки природы и центры исследовательской деятельности в каждой группе.
Содержание работы с детьми второй младшей группы.

Я работаю с детьми, начиная со второй младшей группы. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование, понимание детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, а воробьям зимой — крошки хлеба.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребёнка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому нужно сосредотачиваться, прежде всего, на сенсорном развитии детей. Поэтому я, использую различные ситуации, накапливаю и расширяю его. Камни, песок, вода присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а также мелкую моторику.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом: «Что в мешочке?», «Найди такой же», «Разложи по размеру» и т.д. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр мы формируем знания об окружающем мире, воспитываем познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же поведение в природе.

Технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных народных сказок, которые хорошо знакомы малышам и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе. Как раз наоборот: задача сказочных героев - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них.
Содержание работы с детьми средней группы.

Формы и методы работы с детьми средней группы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Дети средней группы сенситивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения. Интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды деятельности детей, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры, поэтому я знакомлю детей со способами общения с природой, формирую умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учу испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитываю потребность созидания, творчества.

Особое внимание обращаю на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребенок 4-5 лет – это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому я включаю игру в занятия, труд, наблюдения, продумываю и организую игровые обучающие ситуации.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей, и я использую самые различные ситуации, продолжаю его накапливать и расширять – уточняю с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и др. особенности объектов природы. Все эти знания дети получают на занятиях по исследовательской деятельности, они проводятся один раз в неделю по 15-20 мин. Работа проводится с небольшими подгруппами (10 человек) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятия проводится 1-2 эксперимента в зависимости от сложности.
Содержание работы с детьми старшей группы. Дети старшей группы уже больше знают о природе. Имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами. Сенсорный опыт и образные представления ребенка этого возраста шире и глубже чем у 4 летнего. На данном этапе у детей на занятиях формируются обобщенные представления о временах года, домашних животных и др.

Я использую разные технологии эколого-педагогической работы с детьми старшего возраста:

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.
Воспитание чувства ответственности: «любить – значит, беречь», помогают уголки экологического воспитания.
Экологические зоны на участке ДОУ: труд в огороде и цветниках.
Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.
Циклы наблюдений, которые проводятся в течение всего года за растениями, растущими на окне, в огороде и на участке.
Содержание работы в подготовительной группе.

Система работы с детьми в подготовительной к школе группе имеет ряд важных, отличительных особенностей. В начале года детей знакомлю с глобусом и картой, даю самое элементарное представление о Земле, материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, о месте положении России и родного поселка. Дети узнают о некоторых экологических проблемах планеты, своей страны.
Большое значение для детей подготовительной группы имеют занятия углублённо-познавательного и обобщающего типа. К этому возрасту, дети накопили много конкретных чувственных знаний – на их основе можно проводить классификацию объектов природы, объединять их в группы по разным основаниям демонстрировать самые различные экологические зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенные знания в новых ситуациях, что является основой умственной подготовки детей к обучению в школе. На таких занятиях дети приобретают первые навыки учебной деятельности, учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

— экологические занятия;
— экологические экскурсии;
— экологический кружок;
— экологические конкурсы: КВН, викторины;
— экологические акции;
— обсуждение и проигрывание ситуаций;
— экспериментальные лаборатории;
— составление экологических карт;
— ведение «Панорамы добрых дел»;
— ведение календарей природы;
— экологические выставки и экспозиции;
— краеведческие центры;
— экологические праздники;
— экологические игры (дидактические, имитационные, игры — моделирование — экосистем; соревновательные, игры – путешествиия).

Создание предметно-развивающей среды.

В 2008 году на территории детского сада была оборудована площадка для наблюдений за природой и предсказаний погоды на последующие дни. На ней находятся: солнечные часы, живые барометры (шишки), прибор для определения силы ветра. По солнечным часам дети учатся определять время и наблюдают за движением солнца по небосклонам. Шишки, как живые барометры предсказывают погоду, если погода будет хорошей, то шишки раскрывают свои чешуйки, а если плохая, то чешуйки плотно закрываются. Так шишки защищают свои семена. Прибор определяет силу и направление ветра. Такая технология определения и предсказания погоды очень нравится детям, они чувствуют себя настоящими учеными. В 2009 году на площадке наблюдений была построена метеостанция с точными приборами для определения погоды: термометром, барометром, флюгером и дождемером. Теперь дети после наблюдений за природными барометрами проверяют свои предположения о погоде на точных приборах.
Содержание природоохранных акций.

С 2008 года в нашем саду проводятся природоохранные акции, в которых участвуют дети всего детского сада. В нашем дошкольном учреждении проведение экологических акций с детьми стало одной из интересных форм работы. Природоохранная акция — ряд действий предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Мы проводим несколько акций – «Накормите птиц зимой», «Сохраним ель — красавицу наших лесов», «День Земли», которые разработаны кандидатом педагогических наук С.Н. Николаевой. Кроме них мною разработаны и внедрены в жизнь акции – «Здравствуйте птицы», «Экологическая ситуация в поселке». Эти акции проводятся на протяжении всего года, плавно сменяя друг друга.

1 Акция — «Накормите птиц зимой».

В ее рамках были разработаны мероприятия с детьми, с сотрудниками и родителями. Для детей организуются занятия по ознакомлению и расширению знаний зимующих птиц нашего края. Дети вместе с родителями изготавливают кормушки для птиц, которые потом развешивают на территории детского сада. Дети всю зиму наблюдают за прилетом зимующих птиц на кормушки, ведут дневники наблюдений за птицами. Эта акция помогает детям понять, как тяжело выжить зимующим птицам в холодное и голодное время года.

2 акция — «Сохраним ель – красавицу наших лесов».

Все мероприятия этой акции направлены на сохранение живых елей в лесу в предновогодние дни. Детям нравится эта акция. Они становятся учителями для взрослых, пытаясь своими рисунками (плакатами) рассказать и доказать взрослым, что рубить ели в лесу нельзя.

Дети знакомятся с перелетными птицами, какие из них прилетают первые, какие гнездовья они делают. Мы просим родителей вместе с детьми изготовить скворечники, развешиваем их по территории детского сада. Часть скворечников мы дарим Приокско-Террасному заповеднику на экскурсии для выпускников детского сада. На его территории гнездится очень много птиц. И наша помощь им необходима.

Это праздник пробуждения природы от долгого зимнего сна. Затем праздник переходит в детский субботник, на котором дети собирают сухую траву, для того что бы быстрее выросла зеленая травка и весна радовала нас цветением цветов.

5 акция — «Экологическая ситуация в поселке».

Родилась, как реакция на нежелание жить в грязном поселке. Оболенск наш родной поселок, но жить в красивом поселке, не замечая мусор нельзя. Все мероприятия этой акции направлены на поддержание чистоты в родном поселке. Эта беседы с детьми, беседы детей со своими родителями, поддержание активной позиции детей в борьбе с мусором через детские рисунки, которые развешиваются в центре поселка. Данные акции помогают понять детям, как можно сохранить и приумножить природу родного края.

В 2013 году на основе этой акции я разработала проект «Экологическая ситуация в поселке». За реализацию данного проекта я получила диплом III степени премии губернатора «Наше Подмосковье» в номинации «Экология родного края».

Работа по экологическому воспитанию идет в неразрывной связи с краеведением, воспитанием любви к природе родного края. В нашем детском саду стало традиций посещение выпускниками Приокско-Террасного заповедника. Дети знакомятся с памятниками природы своей местности, узнают об охраняемых животных, проживающих на территории заповедника. Еще одной традицией детского сада стала посадка деревьев на «Аллее выпускников». Выпускники вместе со своими воспитателями и родителями сажают деревья. Тем самым озеленяя свой поселок, и оставляя о себе долгую и хорошую память.

В рамках краеведения и преемственности со школой дети старших и подготовительных групп посещают краеведческий школьный музей. Экскурсовод рассказывает детям об истории нашего поселка Оболенск, в каком году основан, кто были первые жители. Затем детям рассказывают о наших соотечественниках, которые защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны.

После краеведческого музея дети посещают памятник Защитникам Отечества Великой Отечественной войны — Мемориал Славы, который находится не далеко от нашего поселка в д. Станки. Это помогает детям лучше узнать историю своего края и вызывает у детей чувство гордости за людей, которые жили и живут в нашем поселке.

В 2010 году мы силами воспитателей и родителей воспитанников обустроили в нашем детском саду центр краеведения «Русская изба». Теперь и дети младшего возраста приобщаются к истокам нашей культуры.
Еще одной «самой красивой» традицией нашего детского сада стали снежные постройки. Воспитатели вместе с детьми и их родителями делают разные постройки из снега. И с 2005 года наш детский сад «Лесная сказка» в феврале превращается в настоящую сказку.

Все данные мероприятия проводимые по экологическому воспитанию в системе мною и педагогами нашего ДОУперспективная, наиважнейшая задача, в ходе которой дети учатся наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, учатся с любовью относиться к природе своей Родины, и я надеюсь, будут в будущем по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Москва. Мозаика-Синтез, 2014г.
2.Кондратьева Н.Н. и др. Программа экологического образования детей «Мы» – СПБ: Детство-Пресс, 2003.
3.Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. «Сервисшкола» Москва-Ставрополь, 2002г.
5.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
6.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7.Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
8.Масленникова. О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
9.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2009г.