Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности;

Задачи:
Познавательные:
Познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, проверить это с помощью опыта.
Образовательные:
Продолжать формировать представления детей о том, что вода может менять свой цвет.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, радости.
Напомнить ребятам о мерах безопасности: нельзя брать в рот мыло и мыльные пузыри.
Оборудование:
Емкости для воды, ложечки, трубочки (по 2 шт. на ребенка), палочки с колечками на конце, мыльный раствор, краски «гуашь»-красная, синяя, желтая, кисточки-толстые, фартуки, кукла Мальвина (или другой персонаж).

Ход игровой деятельности:

Воспитатель:
Сегодня, когда я пришла в группу, увидела, что наша любимая Мальвина грустная. Она сейчас нам расскажет почему?
Мальвина:
— Здравствуйте, ребята, я шла к вам и несла много, много пузырей, но они все улетели и лопнули. У меня ничего не осталось.
Воспитатель:
-Ребята,что мы будем делать?
(Выслушать все ответы детей и подвести их к выводу,надо сделать пузыри самим).
Я вам предлагаю одеть фартуки, чтобы не испачкаться.
Дети подходят к столу №1, на котором расставлены емкости с водой, трубочки.
Проводится игра «Бульбочки».
Воспитатель (проговаривает и показывает):
-я набираю носом воздух и выдыхаю через рот через трубочку.
Напоминаю, что воду в рот брать не надо.
Дети делают опыт.
Воспитатель:
-Куда делся воздух? (Мы его выдохнули и получились пузырьки).
Мальвина,у тебя такие были пузырьки?
Мальвина:
— Нет, у меня пузырьки были другие, разноцветные.
Воспитатель:
— А, у нас в стаканчиках вода какая? (прозрачная поэтому и пузырьки были прозрачные-бесцветные).
Ребята, а как можно сделать воду разноцветной? (Добавить в нее краску).
Дети подходят к столу №2, на котором расставлены стаканы с прозрачной водой, емкости с краской, трубочки,кисточки.
Игра «Окрашивание воды».
Воспитатель (только объясняет, дети делают сами.)
-Набираем на кисточку краску и опускаем кисточку в стаканчик с водой,промываем кисточку.
Мальвина:
— Красивая вода у вас получилась!
Спрашивает у детей:
— У тебя какого цвета? А у тебя?
— А где же пузырьки?
Воспитатель напоминает, что надо набрать носом воздух и выдохнуть через рот через соломинку.
Напоминаю,что воду в рот брать нельзя.
Дети дуют в соломинки, выпускают много пузырей.
-Мальвина, у тебя такие были пузыри?
— Нет, мои пузыри были другие, они летали, а ваши летать не умеют!
Воспитатель:
— Что же делать, ребята?(выслушать все ответы).
Может нам попробовать сделать мыльные пузыри?
Подходят к столу №3
Воспитатель (показывает и объясняет)
-беру стаканчик с водой и наливаю туда 3 чайные ложки жидкого мыла, размешиваю, беру палочки с колечком на конце, опускаю в раствор, надо, чтобы получилась пленочка, набираю носом воздух и выдуваю ртом.
— Посмотрите, у меня получился пузырь. Мальвина, такие пузыри у тебя были?
Мальвина (радостно):
— Да, да, такие и они еще летали.
Воспитатель:
— Пойдемте, ребята, научим Мальвину пускать мыльные пузыри.
Дети играют пузырями.

Воспитатель: давайте научим делать мыльные пузыри и других ребят.

Выдуваем пузыри,
Вот – какие посмотри!
Все они воздушные
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать!»


Ольга Хасанова
Экспериментирование в младшей группе

Дети очень любят экспериментировать . Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование , как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года жизни экспериментирование является практически единственным способом познания мира.

Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Основные характеристики детского экспериментирования :

1. Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы : целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная) . В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение :

Новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования ,

На получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования ) .

3. Детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в младших группах .

1 младшая группа .

Развитие наглядно- действенного мышления.

Дети самостоятельно экспериментируют с предметами , их частями, названиями.

Пристально рассматривают объекты.

Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.

Выполняют простейшие поручения.

Произносят фразу : «Я хочу сделать ….» .

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина : мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Эксперименты с объектами неживой природы

«Песочек»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

«Посыпалки»

Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.

«Испечем угощение»

Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Часть занятия

«Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

«Песчинки»

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Наблюдение на прогулке

«Поймаем воздух»

Дать представление о том, что воздух не виден.

«Наберем воздух в стакан»

Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

«Буря в стакане»

«Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Режимные моменты

«Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

«Лодочка плыви»

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Часть занятия

«Сделаем ветерок»

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Наблюдение на прогулке

«Помоем камешки»

«Легкий – тяжелый»

Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Часть занятия

«Теплый – холодный»

Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми.

«Какой формы камень?»

Дать представление о том, что камни имеют различную форму.

Часть занятия

«Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

«Твердый – мягкий»

Дать представление о том, что камни твердые.

«Бумажные листочки»

Дать представление о том, что бумага легкая.

«Тонкая – толстая»

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

«Порвем бумагу»

Дать представление о том, что бумага может рваться.

«Кораблик»

Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами : водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться. Роль педагогов в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок :

Активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

Быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

С интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

Подолгу с увлечением экспериментирует сам , подражая взрослому и изобретая новые действия;

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Литература :

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой, М.:АРКТИ, 2003г.

2. Тушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», С-Петербург «Детство - Пресс» , 2007 г.

3. Материалы по экспериментированию воспитателя МДОУ№2

Умахановой С. И.

Опыты для второй младшей группы

Воспитатель 1 квалификационной категории

Хилюк Ю. А

Описание опыта: Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

«Опыты со снегом».

Цель: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки), учить передавать результаты экспериментирования, используя в речи качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.

Опыт №1. «Определение цвета».

Какого цвета снег? (белый)

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под комочек снега цветную картинку. Давайте посмотрим, видно картинку под снегом? (Нет, значить снег непрозрачный)

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий).

Опыт №4. «Воздействие температуры». Давайте посмотрим на снег, который был в стаканах. Что с ним случилось пока мы играли? (Он растаял) Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под действием мороза.

«Цветной снеговик».

Цель: расширять представления детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает цвет. Развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Описание опыта: предлагаю детям вспомнить, что мы знаем о снеге. (Белый, холодный, в тепле тает).

Скажите, можно ли на снегу рисовать красками? (предположения детей). А чем рисовать, кисточками? Нет, на снегу можно рисовать цветной водой – краску разводим водой и рисуем. (Показываю детям). А еще можно снег опустить в цветную воду и он тоже станет цветным. (опускаем снег в воду).

Вывод: снег рыхлый поэтому он впитывает краску и становится цветным.

Опыт «Куда делась лужица?»

Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Актуализировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать.

Описание опыта: В гости приходит Нюша и рассказывает, что решила поставить в вазу цветы, но не удержала вазу и вода из нее пролилась на стол. (Разлить на столе воду)

Давайте поможем Нюше убрать воду со стола. Но как это сделать. Может убрать руками? (нет, руки будут мокрыми и намочим себе одежду, вода может на пол пролиться и там тоже будет лужа)

Посмотрите, у меня есть вот такие губки. Для чего же они нужны? Если я положу их в воду, что произойдет, посмотрим. (Губку промокаю в воду).

Ой, а воды на столе нет. Куда она делась? Правильно она впиталась в губку.

Вывод: Лужицу на столе можно убрать губкой, потому что она впитывает воду.

Опыт «Таяние сосульки».

Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды, показать, что в теплом помещении лед превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что брать снег и лед (сосульки) в рот нельзя.

Ход опыта: Принести с прогулки сосульки в стеклянной ба­ночке. Принести в группу и поставить в теплое место. От ком­натной температуры они растают, образуется вода. Обратить внимание на то, что вода грязная.

Вывод: сосульки под действием температуры тают, превращаясь в воду. Вода в стакане грязная, значит брать сосульки в рот нельзя.

Опыт «Температура предметов на солнце и в тени».

Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладонями, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.

Предложить детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить детей, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить детям подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Затем предложить детям поставить на солнце и в тени несколько одинаковых предметов (ведерко, кубик, железную машинку) и в конце прогулки посмотреть, что с ними произошло.

Вывод: на солнце предметы нагреваются, а в тени остаются холодными. Солнце дает тепло.

Опыт «Легкий – тяжелый».

Цель: учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, вата, шарик, металлическая ложка), опытным путем устанавливать, провалиться ли в снег, или утонет в воде.

Вос-ль: (обращаю внимание на предметы, которые принёс утёнок – пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, мячик резиновый и пластиковый, шишки, дощечки, камешки, шурупы, гайки).

Он просит узнать, всели эти предметы, могут плавать как он?

Но вначале давайте попробуем отгадать, какие из них не утонут.

Проверим (дети опускают предметы в воду и наблюдают).

Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они плавают? (лёгкие).

Вывод: Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх. Если предмет легкий, вода его держит его на поверхности, предмет не тонет. Если предмет тяжёлый он давит на воду, и она его не может удержать – предмет тонет.

Опыт «Как «растут» проталины?»

Цель: предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков можно узнать, выросли проталины или нет. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Описание опыта: посмотреть с детьми где видны проталины. Почему они образуются? Правильно, потому что солнце греет и снег тает.

Давайте посмотрим, могут ли проталинки расти. Предлагаю около них поставить флажки и в конце прогулки посмотреть, что произойдет.

Перед концом прогулки, снова посмотреть на проталинки и сравнить как было и как стало – по отношению к флажкам.

Вывод: проталинки увеличиваются, потому что солнце растапливает снег.

Опыт «Куда бегут ручейки?»

Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки и определить направление движения воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.

Описание опыта: рассматриваем ручейки на участке. Предлагаю детям узнать куда они бегут. Для этого по ручейка опускаем в плавание кораблики или щепочки и смотрим, куда они поплывут.

Вывод: все кораблики плывут в лужицу, потому что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.

Опыт «Уголь и мел».

Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать что уголь и мел, твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – черный.

Опыт №1 Сравнение цвета мела и угля

Мел - белый, а уголь черный.

Опыт №2 – Попробуем сжать мел и уголь в руке. Что произошло? (Мел и уголь твердые материалы). А если бросить их на землю, что будет? Посмотрим и проверим. (Они сломались, значит мел и уголь легко крошатся)

Опыт №3 - Проведем по доске или асфальту мелом и углем. Какой остался след от них? (Мел оставляет белый след, уголь – черный).

Опыт «Тонет – не тонет».

Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды, различных предметов; учить по образцу формировать предположение и проверять его при помощи опыта, делать вывод.

Катя, а чего – то ты такая чумазая? Посмотрите ребята на Катю. Что нам надо сделать, что бы Катя стала чистенькой? (выслушиваю ответы детей).

Правильно, её надо умыть водой. Давайте ее умоем. (ребёнок берёт куклу, воспитатель льёт воду из кувшина в таз).

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Ребята, посмотрите, какая Катя у нас стала чистая и красивая. Сейчас мы полотенец возьмём и вытрем твое личико.

ОПЫТ С ПРЕДМЕТОМ. Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.

Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

Ребята, что делает мяч? (плавает, не тонет).

Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

А вот сейчас я возьму камушек и тоже брошу его в воду. Что случилось с камнем?

Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.

Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.

Далее этот процесс повторяется со всеми предметами, которые лежат перед детьми. После того, как все предметы будут опущены в воду, воспитатель подводит итог опыта. Он говорит, что кубик и мячик не тонут, а плавают в воде, потому что они легкие. А ракушка и камешек утонули в воде, потому что они тяжелые.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Нуруллина Г.Р.

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.

5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.

6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

На заметку педагогу: купить оборудование для проведения опытов в детском саду можно в специализированном магазине «Детский сад» detsad-shop.ru

Опыт № 1. «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт № 3. «Играем с красками».

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные,

Синие, зелёные – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт № 4. «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

Опыт № 5. «Ходит капелька по кругу».

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)

Опыт № 6. «Тёплая и холодная вода».

Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал: Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод: Вода – добрый помощник человека.

Опыт № 7. «Когда льётся, когда капает?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

Опыт № 8. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Ход: Какую песенку поёт вода? (Буль, буль, буль).

Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

Опыт № 9. «Что бывает с паром при охлаждении?».

Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

Опыт № 10. «Друзья».

Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материал: Стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.

Ход: Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

Вывод: В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

Опыт № 11. «Куда делась вода?».

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт № 12. «Откуда берётся вода?».

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Опыт № 13. «Какая лужа высохнет быстрее?».

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее — большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

Опыт № 14. «Игра в прятки».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

Материал: Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем капельку искать

Из пипетки появилась

На стекле растворилась…

Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)

Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)

Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)

На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)

Вывод: При попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.

Опыт № 15. «Как вытолкнуть воду?».

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт № 16. «Откуда берётся иней?».

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Опыт № 17. «Тающий лёд».

Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему держится верёвочка? (Примёрзла к льдинке.)

Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Опыт № 18. «Замёрзшая вода».

Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.

Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?

Опыт № 19. «Водяная мельница».

Оборудование: Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают её свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что её приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

Дети играют с мельницей.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струёй, то мельница работает быстрее.

Опыт № 20. «Пар — это тоже вода».

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Опыт № 21. «Прозрачность льда».

Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.

Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лёд. (Там, где воды много, лед твёрдый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет представление, что лёд прозрачный. Для этого в прозрачную ёмкость кладёт мелкие предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают через лёд видны замёрзшие предметы.

Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.

Опыт № 22. «Почему снег мягкий?».

Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

Опыт № 23. «Почему снег греет?».

Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Опыт № 24. «Как из солёной воды добыть питьевую воду».

Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода. Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.

Опыт № 25. «Таяние снега».

Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на тёплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от тяжёлого воздуха, идущего от любой системы.

Опыт № 26. «Как добыть воду для питья?».

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её края землёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек и слегка придавите плёнку над пустой ёмкостью. Приспособление для сбора воды готово.
Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните ребёнку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ёмкость; помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далёкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Опыт № 27. «Можно ли пить талую воду».

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также её можно давать животным.

Опыт № 28. «Можно ли склеить бумагу водой».

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.

Опыт № 29. «Способность воды отражать окружающие предметы».

Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

Опыт № 30. «Вода может литься, а может брызгать».

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания — пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться).

Опыт № 31. «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени».

Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки — на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую — на теневой. Какая салфетка высохла быстрее — та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени).

Опыт № 32. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

Опыт № 33. «Руки станут чище, если помыть их водой».

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что делать? Может быть отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: Что мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

Опыт № 34. «Помощница вода».

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).

Опыт № 35. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло).

Опыт № 36. «Текучесть воды».

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течёт.

Ход: Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твёрдого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырёк и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт № 37. «Животворное свойство воды».

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода даёт жизнь живому.

Опыт № 38. «Таяние льда в воде».

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт № 39. «Чем пахнет вода».

Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.

Методическая разработка для воспитателей детского сада по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".
Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным позволяет развивать у него важнейшие операции мышления:
анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их),
сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны),
умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях),
обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).
Экспериментирование , как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача воспитателя помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Развивается речь.
Происходит накопление фонда умственных умений.
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
9. Полиэтиленовые пакетики.
10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
11. Вата, синтепон.
12. Киндер-сюрпризы.
13. Глина, песок.
14. Вода и пищевые красители.
15. Бумага разных сортов.

Содержание экспериментальной деятельности детей (младший дошкольный возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.
Задачи:
Сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
«Вода»
Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования – работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
игра «Переливашки»
- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
игра «Найди ракушку»
- познакомить детей со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
игра «Тёплое – холодное»
- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной
игра «Тонет – не тонет»
- дать представления о плавающих и тонущих телах.
наблюдение за водой
- познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
игры-забавы с водой.
- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.
«Песок»
Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши прийдут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.
игра «Печем печенье»
- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
игра «Норка для зверушек»
- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
игра «Что спрятано в песке?»
-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
игра «Чудо пекарь»:
- закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
«Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.
«Камни»
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Когда дети сравнивают два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то приходят к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимают в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
«Бумага»
При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.