Если ребенок не хочет быть отличником. Как сделать из ребенка отличника

Главное, что должны понять родители – это то, что ребенок может стать отличником только тогда, когда он сам действительно хочет учиться хорошо и познавать новое. Не стоит заставлять ребенка учиться на «отлично» – в противном случае, учеба, как в школьные, так и в институтские годы, будет вызывать у ребенка ощущение принудительной скуки. Не стоит воплощать в ребенке собственные мечты. Уважайте его собственные желания и не пытайтесь самореализоваться через дневник своего сына или своей дочки.

Если вы чувствуете, что только благодаря положительным оценкам в дневнике ребенка вы чувствуете себя хорошей матерью, стоит обратиться к психологу, который поможет найти причину подобной проблемы.
Если же ваш ребенок сам по себе проявляет тягу к знаниям, каким-то образом реализует свое положение в обществе заработком хороших оценок, с удовольствием читает книги и учит уроки – не забывайте поощрять и хвалить его, так как ребенку регулярно нужна мотивация от родителей, чтобы и дальше добиваться успехов, не испытывая недостатка во внимании с вашей стороны.

В отличие от детей, которые сами выбирают для себя путь отличной успеваемости, отличники «поневоле», для которых мотивацией к хорошей учебе стало требование родителей, и ничего больше, испытывают больше проблем в жизни. В частности, такие дети порой с трудом высказывают собственное мнение, имеют мало друзей, не знают, как правильно отдыхать, и как тратить свободное время с пользой, а не на приготовление уроков.

Родители, требующие от ребенка идеальной учебы, зачастую лишают его детства, игр и общения с друзьями. В коллективе такие дети чувствуют себя неуютно, испытывают сложности, знакомясь с другими людьми, с трудом находят новых друзей. Хорошая учеба по инициативе самого ребенка – это дело, заслуживающее поощрения, в отличие от хороших оценок, заработанных только ради родителей. Дети не получают удовольствие от учебы – они получают удовольствие только от маминого и папиного расположения после того, как показывают дневник. Впоследствии ребенок может попасть под зависимость от родительской оценки собственных достижений.

Школа не должна стать в жизни ребенка довлеющим и негативным фактором. Чрезмерно интенсивное и перегруженное обучение может навсегда оттолкнуть ребенка от учебы – поэтому старайтесь сформировать в его сознании образ школьного обучения как увлекательного и интересного процесса, в котором можно реализовать свои стремления. Оценки же в данном случае являются просто показателем успехом, и не всегда стоит стремиться получить лучшую оценку.

Обычно родители гордятся тем, что их ребенок – отличник, что побеждает на всех олимпиадах, получает грамоты, что учителя им гордятся и ставят в пример. Но так ли это хорошо для самого ребенка? Отличник – это ведь не просто успевающий ученик, это - особое психологическое состояние, и школьник, который всегда готовится к урокам, старательно относится ко всем заданиям, получает самые высокие оценки, почему-то не всегда выглядит успешным. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться.

«Синдром шахматной королевы»

Однажды я услышала обрывок диалога между двумя мальчишками.

Как идти домой, не знаю. Меня теперь дома заругают за четверку по контрольной. Накажут, наверное.

Вот это да! Меня бы за четверку захвалили.

В этом разговоре четко прослеживается отношение к учебе в семьях обоих мальчиков. Для среднего ученика отличная оценка – это то, к чему он стремится, но и просто хорошим результатам он и его родители рады. Для же получение пятерки ничего не значит, это норма, а вот получение более низкой оценки – позор, достойный порицания. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

В каком психологическом состоянии находится такой ученик? В довольно напряженном. Нужно постоянно готовиться к урокам, выполнять все задания. При этом родители и педагоги воспринимают старательность ребенка как должное и реагирует только тогда, когда ученик становится менее старательным. Снижение успеваемости моментально замечается всеми.

В начальных классах быть отличником просто. Первые успехи не требуют от детей больших усилий, и многое зависит от того, насколько подготовлен ребенок к школе. Хорошо развитая мелкая моторика, правильная школьная мотивация, пытливый ум,- и вот пятерки становятся частыми «гостями» или постоянными «жителями» детских тетрадей.

Со временем простота исчезает: задания становятся сложнее, стараний требуется больше, но при этом пятерка перестают быть чем-то выдающимся. Сначала ребенка хвалили за отличные оценки, а затем стали ругать за хорошие.

Успехи в школе проецируются на отношения в семье. Отличные оценки вначале радовали родителей, а потом стали восприниматься как норма. Зато все остальное вызывает негодование.

Здесь срабатывает правило шахматной королевы: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» (Л.Кэрролл «Алиса в зазеркалье»). Бежать быстрее себя самого сложно, а порой невозможно. Когда пятерок становится недостаточно, ребенок начинает выигрывать конкурсы и олимпиады. Но и это вскоре становится обыденностью.

Человеческие возможности небезграничны, и когда стремление к победам перестает приводить к ним, . У него появляется неудовлетворенность собой, развиваются комплексы, жизнь теряет смыслы. Кроме того, постоянные умственные нагрузки приводят к эмоциональному истощению и нервным срывам. Нередко помочь ребенку в такой ситуации может только специалист.

Однако любую болезнь, как известно, легче предотвратить, чем излечить. Чтобы не доводить ребенка до комплекса отличника, родителям нужно понимать, из-за чего он развивается и каких ошибок нельзя допускать в своем желании воспитать лучшего из лучших.

Причины появления комплекса отличника:

    Покупка любви. Родители часто «оплачивают» детские успехи проявлениями своей любви. За первые пятерки ребенка «залюбливают», а при неудачах проявляют равнодушие или порицают.

    Неправильно расставленные приоритеты. Взрослые не умеют расставлять приоритеты и не учат этому детей. В результате отличные оценки бывают важнее общечеловеческих ценностей, развлечений, хобби, важнее общения с друзьями и всего того, без чего трудно представить жизнь обычного ребенка.

    Неумение принимать чужие победы. Нельзя быть первым во всем. Нужно признавать чужое превосходство и уметь проигрывать. Проигрыш – это всегда опыт, но, к сожалению, не все родители и уж тем более не все дети это понимают.

    Неуважение к другим. Часто дети-отличники признают только себе подобных. По этой причине они становятся непризнанными своими сверстниками. У них просто нет возможности «сойти с пьедестала». Любая неудача будет радовать окружающих и больно ударять по самооценке ребенка.

Как помочь ребенку с комплексом отличника?

Ребенку-отличнику нужна помощь взрослого. В противном случае это может перерасти в очень серьезные проблемы. Если вы заметили, что ваш ребенок начинает приобретать комплекс отличника, то воспользуйтесь следующими советами:

    Поощряйте любые успехи ребенка, даже самые незначительные.

    Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач.

    Учите ребенка уважать всех окружающих, независимо от их успехов в школе. Поощряйте общение с одноклассниками.

    Не ругайте ребенка за ошибки и плохие оценки, а учите детей их исправлять.

    Учите детей радоваться повседневным делам, независимо от того, приносят они успех или нет (играть с собакой или плавать в бассейне – это ведь тоже интересно).

    Берегите здоровье ребенка. Не перегружайте его нервную систему.

Важно, чтобы ребенок четко понимал, что важнее всего он сам, а не его успехи. Успехи – временны, а личность – бесценна.

И постскриптум, никто не спорит о важности хорошей успеваемости в школе. Но гораздо важнее воспитать настоящего человека, чем научить отличника. Посмотрите на успешность окружающих вас людей через призму школьной успеваемости. Поверьте, вы обнаружите много интересного.

Светлана Садова

Воспитать отличника непросто. Но для начала необходимо ответить на вопрос: «Для чего?». Очень часто родители преследуют свои личные цели. Они пытаются реализовать собственные мечты посредством ребенка. Быть отличником – серьезная нагрузка. И давно уже доказано, что «пятерки» в дневнике не влияют на успех во взрослой жизни.

Еще необходимо отметить, что всегда бывают исключения. В семьях неграмотных людей рождаются дети, наделенные огромным талантом и способностями к обучению. Или в семье профессоров малыши приносят из школы «тройки» с минусами. Поэтому к каждому ребенку должен быть изначально индивидуальный подход. И если вам учеба давалась легко, то не стоит считать, что и у ваших детей не будет проблем с усвоением материала.

Ни в коем случае не заставляйте маленького ученика дни и ночи просиживать над учебниками. Учебный процесс, в первую очередь, должен вызывать интерес. И, конечно, никогда выполнение домашних заданий не должно сопровождаться криком, скандалами и угрозами. Даже если вы всеми силами хотите воспитать настоящего отличника, то давление с вашей стороны только навредит ребенку. Вы рискуете навсегда отбить у него желание заниматься, и кроме того, такая обстановка в доме может спровоцировать возникновение детской депрессии. Поэтому учеба учебой, а душевное состояние ребенка должно быть всегда в равновесии.

Не забывайте о питании. Маленькому организму необходимы и фрукты с овощами, и мясо с рыбой. Откажитесь от сухих завтраков в школе и бутербродов. Иначе ребенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание и усвоить новый материал. Кроме того, маленькому ученику необходимо как можно чаще бывать на свежем воздухе и хорошо высыпаться. Даже если он не успел сделать домашнее задание, то нельзя допускать того, чтобы он просиживал за учебниками до 12 ночи или позже. Составьте распорядок дня, соблюдать который должны все члены семьи.

Иногда многие родители стараются подкупить своего ребенка. Безусловно, деньги или подарки всегда служат хорошей мотивацией для детей, как, впрочем, и для взрослых. Но тут уже речь идет о том, что такая «зарплата может испортить характер и заложить неверные приоритеты в подсознание» ребенка. Совершенно неправильно говорить ему, что за каждое выученное задание он получит шоколадку, а если не прогуляет урок, то две. Очень скоро дитя почувствует, что может с легкостью манипулировать родителями. В таком случае все труды будут сведены на «нет».

Но есть другой способ материальной мотивации. Попробуйте установить цену за оценки. Так, «пятерка» в четверти стоит, допустим, 100 рублей. Тут речь идет о небольших суммах, чтобы ребенок знал цену деньгам и понимал, как тяжело их заработать самому. У школьника появляется выбор, учиться или нет. И этот выбор только за ним. Когда четверть окончена, маленький будущий отличник получает свою зарплату. На эти деньги он может купить себе какой-либо подарок. Желательно, чтобы в течение самой четверти мамы и папы не одаривали кроху различными игрушками. Тогда его новая покупка будет еще желаннее, и сформируется более сильная мотивация к учебе. В скором времени ребенок будет работать уже не на подарки, а на поддержание своей репутации отличника. Но внимательно следите за ситуацией, чтобы она не вышла из-под контроля.

Никогда не выполняйте домашнее задание за своего ребенка. Он должен сам с ним справляться. Но в то же время, если ему не удается найти решение задачи, помогите ему. Следите, чтобы с вашей стороны контроль над успеваемостью ребенка был постоянным, но ненавязчивым. Если вы заметили, что вашему малышу сложно выучить или разобраться с каким-либо предметом в школе, обязательно наймите репетитора.

Не забывайте и о том, что иногда в дневник все равно будут заглядывать «тройки» или даже «двойки». Ругать за них ребенка нельзя. Необходимо найти причину их появления. Так, быть может, появилась новая учительница в школе или возникла ссора на уроке с одноклассником. Иногда тема на уроке преподносится таким образом, что для ребенка она оказывается непонятной. Самое главное, чтобы у малыша сохранилось желание обучаться, в таком случае в скором времени стройным шагом «пятерки» опять войдут на страницы его дневника. Удачи!

Ребенок-отличник - мечта большинства родителей. Часто родители готовы на все, чтобы их ребенок имел в школе по всем предметам наивысший бал. С одной стороны, в этом желании как будто и нет ничего плохого, но с другой, если, желая заставить своего ребенка учиться только на отлично, родители начинают использовать неправильные методы воспитания, а то и вообще "перегибают палку", жестоко наказывая его за каждую низкую оценку, то такая погоня за хорошей успеваемостью может не только привести к обратному результату, но и стоить ребенку и его родителям здоровья.

Прежде всего, родители должны понять, что не достаточно высокая успеваемость их ребенка не обязательно связана с его ленью и нежеланием учиться, а также совсем не означает его низких умственных способностей.

Детские психологи школьную успеваемость связывают прежде всего с особенностями темперамента ребенка. Замечено, что лучше всего учатся дети флегматичного темперамента, имеющие низкую реактивность психики. Они уравновешены, усидчивы, дисциплинированны, их трудно вывести из себя, они почти не волнуются, отвечая у доски или выполняя контрольную работу.

Низкая успеваемость чаще всего бывает у детей со слабой конституцией и повышенной психической реактивностью. Такие дети с трудом могут заставить себя сосредоточиться на изучении мало интересного для них предмета, они очень быстро утомляются, рассеяны, не собраны, а при выполнении ответственного задания начинают так переживать, что выдают результат гораздо ниже, чем могут выдать будучи в спокойном состоянии.

Наказывать за плохую успеваемость ребенка, который плохо учится по причине особенностей своего темперамента, не только бессмысленно, но и крайне вредно. Постоянными наказаниями такого ребенка только можно превратить в невротика и вызвать у него страх перед школой и отвращение к учебе. Повысить успеваемость ребенка с такими психологическими особенностями, конечно, возможно, но делать это нужно, пользуясь правильными методами.

Во-первых, необходимо обязательно нормировать ребенку режим занятий и отдыха. К тому же, очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Строгое соблюдение режима поможет укрепить его нервную систему, сделает ее более выносливой, что будет способствовать его хорошей школьной успеваемости.

Во-вторых, нужно не ругать ребенка за плохие отметки, а хвалить и поощрять за самые маленькие успехи, не забывая повторять, что он умный и что у него обязательно все получится. Это поможет ему стать более уверенным в себе, более уравновешенным и спокойным. Только перестав бояться родительского наказания, ребенок сможет справиться с постоянным страхом получить плохую отметку, что позволит ему отвечать на уроках более смело.

Даже если у ребенка не получится стать отличником - ничего страшного! Ведь хорошая успеваемость в школе не является гарантией счастливой и успешной жизни ребенка в будущем. Очень часто бывает, что дети, учившиеся в школе только на "отлично", не достигают значительных успехов во взрослой жизни, а бывшие троечники-хулиганы отлично устраивают свою жизнь, делают карьеру и хорошо зарабатывают.

Поэтому детские психологи убеждены: чтобы ребенок в будущем смог себя успешно реализовать, его родители, вместо того, чтобы пытаться любыми способами сделать из него отличника, должны научить своего ребенка ставить цели и добиваться их исполнения, научить его выдержке, терпению и целеустремленности, а также постараться воспитать своего сына или свою дочь, прежде всего, просто хорошим человеком.

Адаптируем ребенка к школе


Когда малыш становится школьником, в его жизни наступает новый, важный и ответственный период. Меняется буквально все - от режима жизни до интересов, а ведь еще вчера он возился с игрушками и не сильно изменился с наступлением первого сентября!


Начало учебы - это огромная нагрузка. Малыш оказывается в новом, незнакомом месте, его постоянно оценивают важные взрослые, а еще нужно построить отношения с двадцатью сверстниками - ну, хотя бы запомнить их имена. И это помимо учебы, которая, сама по себе, является серьезной задачей. А как меняется отношение мамы к малышу! Еще пару месяцев назад все было так просто, а теперь мама часто ругается: портфель не собран, форма грязная, а в прописи - неаккуратные крючочки.


Самые важные взрослые - мама, папа, бабушка, вдруг меняют свои ожидания от ребенка и начинают требовать соблюдения десятка новых правил. Как же это трудно! В некоторых случаях уже через четыре-пять месяцев мама с ребенком оказываются в кабинете невролога с жалобами на рассеянность, невнимательность, плохую память и утомляемость. Первый год обучения в школе - это кризисный период, в котором ребенку нужна помощь со стороны взрослых, чтобы избежать этого визита. С чего стоит начать программу помощи ученику?


Режим - это святое!

Ребенок должен быть в кровати около девяти часов вечера, даже если он привык ложиться позже. Начало уроков не передвинут только от того, чтобы ваше чадо вело совиный образ жизни. Поэтому время укладывания, если оно было сдвинуто ближе к полуночи, нуждается в корректировке.


Обязательно повторяйте перед сном все ваши привычные ритуалы засыпания, чтобы малыш знал - в его жизни есть перемены, а есть и неизменные вещи. Постепенно добавляйте в этот ритуал два новых элемента - проверку собранного портфеля и школьной формы на завтра - первоклассники склонны к тревогам по поводу своей готовности и, чтобы эти тревоги не мешали сну, лучше зафиксировать, что все приготовлено хорошо и правильно.


Старайтесь проводить с ребенком больше времени перед засыпанием, чтобы не получилось, как в анекдоте: "Папа так торопился, что в сказке, рассказываемой на ночь, заяц давился, но кушал Колобка". Сейчас ценна каждая минута, ведь малышу важно почувствовать вашу любовь, внимание и заботу.


Защита от перегрузок

Кроме режима засыпания, вам нужно обратить внимание, чтобы у ребенка не было серьезных перегрузок нервной системы во второй половине дня. Другими словами, вечером лучше отказаться от просмотра телевизора и компьютерных игр, поскольку они будоражат мозг вашего чада, хотя внешне кажется, что ребенок отдыхает. Присмотритесь: когда ребенок долго сидит перед телевизором, у него стекленеет взгляд, дыхание становится более поверхностным, а тело застывает в одной позе. Это не сосредоточенность или концентрация на сюжете мультфильма, это перегруженность нервной системы!


Постарайтесь избегать таких перегрузок хотя бы в течение полутора часов перед укладыванием, чтобы ребенок спал хорошо. Также, полезно после обеда делать паузу на тихий час, а вечером выходить с ребенком на прогулку. Малышу нужно много времени, чтобы перестроиться, поэтому потребность в тихом часе может сохраняться до конца первого класса. Еще очень важно включать в режим дня один-два часа на свободные игры. Ваш ребенок еще очень нуждается в игре, ведь от того, что он надел школьную форму, эта потребность никуда не денется! Разрешайте ему играть, это совершенно нормально для младшего школьного возраста!


Питание

Сейчас вашему малышу требуется рацион, содержащий много растительной клетчатки, богатый витаминами и минералами, поскольку нагрузка на его нервную систему возросла. Ежедневно он должен получать не только полезную для пищеварения кашу, но и порцию мяса, несколько разных фруктов и овощей. И это на фоне возможных нарушений аппетита, вызванных тревогой и страхами!


Многие мамы первоклассников жалуются на то, что дети плохо едят, отказываются от многих блюд, игнорируют завтрак (хотя, это как раз понятно - у младших школьников часто развивается тревожный синдром, сопровождающийся болями в животе и тошнотой). Как можно в таких условиях обеспечить сбалансированный рацион и быть уверенной в том, что ребенок полноценно питается и получает все необходимые для работы мозга витамины и минералы?


При дефиците некоторых элементов может ухудшаться концентрация внимания, память и мышление - внешне картина будет напоминать трудности с обучением или задержку психического развития, а на деле речь будет идти об анемии, забирающей у малыша силы на обучение и игры. В этом случае на помощь маме приходят витаминно-минеральные комплексы, содержащие все необходимые компоненты, которые ребенку трудно усвоить из пищи.


Витамины

Выбрать нужный препарат не так просто - возможно развитие аллергической реакции или расстройства пищеварения (вследствие наличия неорганических соединений в составе витаминов). Кроме этого, не все дети соглашаются глотать пилюли, и мамам приходится "прятать" растолченную в порошок таблетку в ложке с вареньем.


В этом случае на выручку придут шипучие витамины, которые при растворении в воде образуют вкусный газированный напиток с фруктовым вкусом. К выбору препарата нужно отнестись с осторожностью - некоторые шипучие витамины рассчитаны на взрослых людей, находящихся в стрессовом состоянии, и содержат завышенные дозы витаминов и минералов, что не безопасно для детского здоровья.


Предпочтение рекомендуется отдать витаминам, разработанным специально для детей, с учетом потребностей растущего организма (кроме дефицита витаминов бывает еще и гипервитаминоз - избыток витаминов). Например, Мультифорт детский содержит сбалансированный состав из 13 витаминов и 10 минералов. При создании этого витаминного комплекса особое внимание уделили гипоаллергенности и хорошей переносимости. Входящий в состав экстракт шиповника поддерживает работу иммунитета.


Эмоциональная поддержка

Ваш малыш сейчас постоянно находится в ситуации оценивания и, возможно, чувствует себя очень неуверенно, когда учитель задает вопросы и ждет ответа. Ребенок нуждается в одобрении и похвале, а тревожный родитель спешит его ругать и критиковать за промахи и неудачи. Попробуйте другой подход: из всего, что вам рассказывает ребенок, выделите положительные моменты и сделайте на них акцент.


"То есть, сегодня вы проходили новую букву, и теперь ты знаешь, как она пишется! Нарисуй ее в тетради своих достижений, и мы вечером покажем ее папе (или позвоним бабушке и расскажем об этом)". Заведите какой-нибудь предмет, который бы фиксировал школьные победы вашего ребенка. Это может быть вазочка со стеклянными камушками (одна похвала - один камушек), магнитная доска с записочками, плакат с наклейками…


Главное, чтобы ребенку хватало одного взгляда, чтобы начать гордиться собой. Если в школе что-то не получилось, обсудите с ребенком, как можно было бы сделать по-другому. Избегайте критики, негативных оценок, осуждения… Вашему малышу сейчас нужно видеть и знать, что мама им очень гордится.


Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией.