Фольклорный праздник "осенние посиделки". Фольклорный праздник в старшей группе «Осенние посиделки

1. Наиболее значимые народные праздники осеннего цикла

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Девичий праздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этот день девушки - невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи "кузьминские вечеринки", готовились специальные ритуальные блюда, проводились смотрины невест.

2. Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По севернорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в "малую птицу с большим шорохом", чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо ("рябчиково наследство") поделила между всеми птицами и животными.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: "Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда"; "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся"; "У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает".

В летописях этот день именовался "Ставровым днем" (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".

Сценарий осеннего фольклорного праздника "Капустки" (для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет)

В последнее время многие философы, педагоги и психологи начали говорить об изменении смысла и целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры. Главное теперь – не вложить в голову ребенка как можно больше знаний, а воспитать его гармонически развитым, и научить его творчески мыслить, показать ребенку, как велик и многообразен мир, научить его жить в гармонии с ним.
Так же в последнее время начало повышаться национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям, народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русские традиции, И это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.
Творческая основа фольклорного искусства - его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение) - позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности ребёнка, способствует формированию его творческой активности, которая является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры.
Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы не захватила веселая русская пляска.
И свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Следует также выделить существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.
Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника.
Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза.
В-третьих: праздник – это веселье, смех.
Функции народных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору.
Задачи:
1. Дать представление о русском народном празднике «Капустник», «Осенины»; расширить и обогатить социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
3. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
4. Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.

Предварительная работа:
1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью.
2. Рассматривание картин об осени известных художников.
3. Знакомство с осенними народными праздниками, русским народным творчеством, стихами, рассказами об осени, народными приметами, песнями хороводами.

Атрибуты:
Для засолки капусты: 2 столика; капуста, морковка, соль; терка, нож, разделочная доска; таз с водой и салфетками
2 пары больших галош + 2 стойки
Шишки – 10 штук
8 обручей, 2 ведра, 4 картошки, 2 лейки
2 грузовика с лентами, 2 лука, 2 огурца, 2 помидора, 2 свеклы, 2 картошки
Шапочки: огурцы – 2 шт., фасоль, горох, кабачок, грибы – 3 шт.
Шляпа для Пугало

Персонажи:
Ведущая
Тетушка Слякоть

Зал празднично украшен в осеннем стиле.
Под звуки вальса “Осенний сон” А.Джойса вбегают дети.

Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости приглашаем всех вас в нашу горницу, на деревенские посиделки, садитесь поудобнее. Как гласит народная пословица: «В тесноте, да не в обиде».
- Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосени ёлочек. Я ……..(осень)

- Посмотрите за окно. На дворе грустная пора осень. Что именно вызывает у вас грусть? (Хмурое небо, мелкий дождь, ненастная погода, холодно и т.д.)
- Но у осени есть и свои радости. А теперь представим себе, что мы живём много-много лет назад. Наступила осень. Работы в поле и огороде закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни и шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. Чему он был посвящён вы узнаете отгадав загадку еще одну загадку:

Голова - на ножке,
Зелены одёжки.

Ведущая: Ребята, а вы знаете как капусту надо солить?
-Что нужно взять из продуктов? (капусту, морковь, соль)
-Какие инструменты и посуда нам понадобятся? (Разделочные доски, ножи,
шинковка, сечка, тёрки, кадушка, толкушка).
- Капусту можно нашинковать ножом или шинковкой, или нарубить сечкой. Эта
работа трудная мы её поручим мама. Девочки у нас почистят морковку, а мальчики её
натрут.

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ
Чтоб капуста сладкая хрустящая была надо морковку натереть.
А сейчас мы будем капусту в кадушку складывать, морковкой перекладывать, солью посыпать, да толкушкой толочь, чтоб капуста сок дала.
Чтобы капуста заквасилась её надо в тепле подержать несколько дней. Завтра мы её проткнём до самого дна, чтобы вышла вся горечь. А через 5-6 дней закроем деревянным кружком и положим сверху гнёт, и тогда кадушку можно опускать в погреб.



Ведущая: Вот мы и закончили солить капусту, но из неё можно приготовить и многое
другое. А что можно приготовить из капусты? (дети перечисляют блюда из капусты)
Ведущая: Кончил дело, гуляй смело. После работы начинается настоящее веселье. И вам я предлагаю повеселиться, и начать веселье с песни.

Хоровод «Капуста»



Ведущая: Скорей, ребята, поспешите,
И через лужу перейдите

Игра «Перейди лужу в калошах» (ст.гр.)
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.



Под музыку “Осеннее настроение” входит тетушка Слякоть и брызгает детей водой.

Тетушка Слякоть: Я на праздник торопилась,
Вот так славно нарядилась.
Смогу вас развеселить,
Очень щедро одарить.


Ведущий: Дорогая гостья, очень странно
Вы себя ведете на празднике у нас.
Чувствую я, что-то тут неладно –
Прекратите брызгать воду на ребят.

Тетушка Слякоть: Ой-ой-ой! Скажите-ка на
милость, ну подумаешь немного сырость
развела. Лучше загадку отгадайте
Маленькие детки
Расселись на ветках,
В коричневых рубашках
С орешками в кармашках. (Шишки)

Тетушка Слякоть: Шишки быстро разбирайте,
С ними в круг большой вставайте.
А потом уж не зевайте,
Шишки с пола поднимайте.

Игра «Шишки»
Дети разбирают шишки и, образуя круг, кладут их перед собой. Под музыку дети без шишек бегут по кругу. Осень убирает несколько шишек. По окончании музыки дети разбирают шишки. Оставшийся без шишки выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна шишка.

Тетушка Слякоть (сердито): Пока вы тут веселитесь, на поле уже давно урожай поспел. Собрать его некому, пропадает совсем.

Ведущая: Ты Тетушка, не переживай, сейчас наши ребята все исправят…

Игра «Посади и собери урожай»
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.

1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.



Тетушка Слякоть: Урожай-то мы набрали, теперь нужно перевезти его в хранилища.

Игра «Перевези с поля урожай» (ср.гр.)
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.


Ведущий: Молодцы! Все справились с заданием. Тетушка Слякоть, а наши ребята тебе сейчас исполнят песню, «Урожайную»

Песня «Урожай собирай»




Тетушка Слякоть: Вот вы какие шустрые, урожай собрали, песни спели, а вот скажите-ка мне, кто все лето охраняет огород? Верно – Пугало!

Музыкальная игра «Пугало»

В СЦЕНАРИИ СОБРАНО ПОЧТИ ВСЕ ОБ ОСЕНИ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ КЛАССИКОВ. РАССКАЗЫВАЕТСЯ О КАПУСТНИКЕ, СТАРИННОМ РУССКОМ ОБЫЧАЕ, ПРО ПОКРОВ ДЕНЬ И ПАРАСКЕВУ ПЯТНИЦУ. МОЖНО ВЕЧЕР СДЕЛАТЬ С ЧАЕПИТИЕМ, ТАК КАК В СЦЕНАРИЙ ВКЛЮЧЕНЫ СТИХИ О ЧАЕ И ЧАЙНЫЕ ЧАСТУШКИ. СЦЕНАРИЙ НЕСЛОЖНЫЙ, ЛЕГКО ВАРЬИРУЕТСЯ, ПОДХОДИТ КАК ДЛЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА, ТАК И ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осенние посиделки

(Сценарий осеннего фольклорного праздника)

Действующие лица:

  1. Ведущий
  2. Ведущая
  3. Хозяин дома
  4. Хозяйка дома
  5. Осень
  6. Октябрь
  7. Покров
  8. Параскева Пятница

Ход праздника.

  1. Хозяин и хозяйка встречают гостей:

Хозяин: Здравствуйте, гости званые и желанные!

Хозяйка : Добрый день!

Хозяин : Гость на гость – хозяину радость.

Хозяйка : Просим в избу: красному гостю – красное место.

Хозяин : Будьте как дома, присаживайтесь к столу.

Хозяйка : Чайку откушать да нас послушать, милости просим на наши посиделки.

Хозяин иХозяйка: Всех приглашаем! Душевно встречаем!

Уходят, появляются ведущие

  1. Ведущий и ведущая говорят по очереди :

Ведущая : В эти дни все чаще вспоминаются пушкинские строки:

Ведущий : Октябрь уж наступил – уж рожица отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей

Ведущая : Дохнул осенний клад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей…

Ведущий : Сегодня наши посиделки посвящены осени, народным праздникам и приметам октября.

Ведущая : Десятый месяц года – октябрь в старину называли позимником, листобоем, грязником, свадебником.

Ведущий : Октябрю посвящено много пословиц и поговорок. Я предлагаю провести небольшой конкурс.

Ведущая : Мы будем называть первую половину пословицы, ваша задача – продолжить (Читают пословицы по очереди )

  1. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь…

(капустой)

  1. В октябре – ни на колесах, ни на…

(санях)

  1. В октябре до обеда осень, а после обеда…

(зима)

  1. Быстро тает октябрьский день – не привяжешь…

(за плетень)

  1. Октябрь месяц ненастья – начало семейного…

(счастья)

  1. В октябре на одном часу и дождь и…

(снег)

  1. В октябре только ягод, что…

(рябины)

  1. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к тучке…

(подбирайся)

  1. Плачет октябрь холодными…

(слезами)

  1. Октябрь – месяц близкой…

(пороши).

Молодцы ребята!

3. Выходит Осень :

Осень - удивительное время года. Многие поэты посвятили этой поре свои стихи. Для вас – литературная викторина. Я буду зачитывать строки из популярных стихов об осени, а вы будете угадывать, чьи это стихи.

  1. Унылая пора! Очей очарованья!

Приятна мне твоя прощальная краса… (Пушкин)

  1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера… (Тютчев)

  1. Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу… (Майков)

  1. Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком… (Есенин)

  1. Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца… (Плещеев)

  1. Осень! Обсыпает наш бедный сад,

Листья пожелтелые на ветру летят,

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин. (Толстой)

4. –Ребята, а сейчас отгадайте- ка загадки про меня!

  1. Пришла без красок, без кистей

И перекрасила все листья. (Осень)

  1. Жаль озябшего бедняжку –

Всем ветрам и веркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам. (Лес)

  1. Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

  1. Мешено, квашено, валяно, на стол поставлено. (Хлеб)
  2. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печь)

  1. Маленький-удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел. (Гриб)

  1. Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Молодцы ребята!

5. Осень уходит, появляется Октябрь:

Октябрь отличен не только пословицами, поговорками, стихами, но и различными народными приметами, позволяющими предвидеть, какая ожидается зим и что нас ждет весной. Народные приметы вот на этих листочках. Ваша задача – соединить обе части, т.е. подобрать пары. Мне нужны добровольцы. Кто желает?

  1. Если лист с дуба и березы упал чисто – к легкому году,

А нечисто - строгой, суровой зиме.

  1. Октябрьский гром –

Зима бесснежная.

  1. Осенний иней –

К сухой и солнечной погоде.

  1. В октябре луна по кругу –

Лето сухое будет.

  1. Если лист ложится на землю изнанкой –

К урожаю.

  1. Если много орехов, а грибов нет –

Зима будет снежная и суровая.

6. Выходят ведущие:

Ведущая : На октябрь приходилось много обычаев и обрядов.

Ведущий : Так, к примеру, 8 октября в некоторых местах начинались капустники – рубили капусту на закваску, устраивали посиделки с угощением капустой.

Хозяин с кочаном в руках

Хозяйка : Уж вы, кумушки, подруженьки мои!

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капустку порубите,

Пособите-ка ее мне, усолите.

Хозяин : Уродилась на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня там ищи!

Хозяйка : Посмотрите на кочан капусты. На что он похож? Правильно, на голову. По-латыни «голова» называется капуста. Отсюда и произошло название капуста. С давних пор капуста – народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно засолить, заквасить, запасти впрок. Отсюда и поговорки: «Щи да каша - пища наша.»

Хозяин : «Где щи, там нас и ищи». А ведь родина капусты – это берега Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась на чужой земле? На юге, где жарко и сухо, капусте не уродиться, зато привольно ей на русской равнине, где осенью и летом частые дожди, ведь за сутки капуста испаряет полведра воды. Насчитывается более ста видов капусты.

Ведущая : Из капусты варят щи,

А какие вкусные

Пирожки капустные!

А ребята шалунишка

Любят кочерыжки.

Ведущий : Предлагаю провести конкурс загадок о капусте. Кто больше назовет, тот получит приз. А если не знаете, то нас послушайте:

  1. Сидит на грядке,

Одета в шумные шелка

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полведра

  1. Был ребенком – не знал пелёнок,

Стал стариком – сто пеленок на нем.

  1. Вот на грядке новая загадка –

Сто листов, а вовсе не тетрадка.

  1. Стоит Ермошка,

На одной ножке,

На нем сто одежек,

Не шиты, не кроены,

Все в рубцах.

(кочан капусты)

7. Ведущий : - Приз наш сладкий, ароматный,

Удивительно приятный!

Подходите, получите,

Лишь считалку предъявите.

Ведущая : - Кто из вас знает больше считалок?

  1. Катилось яблоко

Мимо сада

Мимо града.

Кто поднимет

Тот и выйдет

  1. Месяц – заяц

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто возьмет –

Вон пойдет.

  1. Трынцы, брынцы, бубенцы

Раззвонились удальцы

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон

  1. За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замок отомкни.

  1. Под горою у реки

Живут гномы – старики,

У них колокол весит,

Позолоченный звонит.

Диги-лиги, диги-дон –

Уходи скоре вон.

8. Выходит Покров:

Здравствуйте, люди добрые! С давних пор на Руси 14 октября празднуется Покров-день. Считают, что Покров приносит на землю белое снежное покрывало. Существует такая легенда, связанная с происхождением Покрова-дня.

В 910 году враги осадили Константинополь, и ему грозило разорение. И вот в ночь на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, Андрею и Епифанию, известным своей святостью, явилась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородица стояла в воздухе и молилась за спасение города.

Затем простерла над собравшимися в храме свой покров, как бы защищая и помогая страждущим. Видение скоро исчезло, а противник действительно снял осаду и отступил.

Ведущий: - День Покрова исстари совпадал с самым обеспеченным периодом жизни крестьянина. К этому времени увозились с полей последние снопы, заканчивалась вспашка зяби, убирались все овощи с огородов. На Покров в деревнях начинали по-зимнему топить печи, конопатил стены, чинили крыши. Оживлялись осенние базары и торги. В деревнях начинался период свадеб.

Ведущая: - Покров славился началом посиделок. Собирали зерно, муку, пекли блины, угощали гостей, пели песни, играли, матери снабжали девушек рукоделием. Веселье было немыслимо без частушек под гармонь, балалайку или любой другой инструмент.

Хозяйка: - Притащили, принесли

Тридцать три пирога!

Запрягу я вола,

Повезу пироги!

А мой вол не везет,

Он и с места не сойдет…

Запрягу и комара –

Ловкача, силача!

Он повез целый воз –

Тридцать три пирога!

Хозяйка: Хочешь есть пироги,

Поскорей за мной иди!

Хозяин: А вот и чай пожаловал,

Горячий, бодрящий.

Пей с вареньем

Для хорошего настроения!

Хозяйка: Чай не пил –

Откуда сила?

Чай попил –

Совсем пропал.

Хозяин: Чай наш крепкий, русский, сладкий,

Он дает здоровье, чай,

Если холодно, - согреет.

Жарко – жажду утолит.

Заболеешь или устанешь –

Надо крепкий чай попить!

Ведущий: - На столе у нас и чай, и блины, и пироги. Мы напоминаем вам старинную присказку, славящие пироги…

Ведущая: - Мы будем спрашивать: «Пироги хороши?», а вы дружно отвечайте: «Пироги хороши!»

Шли семеро стариков,

Говорили старика про пироги.

1-й говорит: «Пироги хороши?»

2-й говорит: «Пироги хороши?»

3-й говорит: «Пироги хороши?»

4-й говорит: «Пироги хороши?»

5-й говорит: «Пироги хороши?»

6-й говорит: «Пироги хороши?»

7-й говорит: «Пироги хороши?»

Эта присказка прославляет хозяев, умеющих печь вкусные пироги. Не зря говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И по старинной традиции ни один праздник без пирогов не обходился и не обходится теперь.

Ведущий: - Мы вспомнили присказку о пирогах, а теперь вспомним шуточное стихотворение середины 19 века о чае:

Раз привез мне Барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить

Взял тогда, налил водички,

Всыпал весь, тогда, в горшок

И приправил перцу луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

И отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом то догадался,

Что забыл я посолить.

Остудил его немножко,

Хорошенько размешал,

На господский стол подал.

Ведущая: На столе у нас пироги,

Пышки и ватрушки…

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

9. Исполняются «Чайные Частушки»

  1. Хорошо пропелись песни,

Милые подружки,

Только что за посиделки

Без частушки?

  1. На осеннем на лугу

Укусил комар блоху,

Сидит заяц на березе,

Помирает со смеху!

  1. В пляске не жалей ботинок,

Подавай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам.

  1. Я чай пила,

Самоварничала,

Всю посуду перебила –

Накухарничала.

  1. Мы частушки вам пропели,

А теперь торопят нас,

До свидания, мы с частушкой

К вам приедем еще раз.

10. Появляется Параскева Пятница:

27 октября празднуется Параскева Пятница. Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева.

Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскеваю. В ее житие сказано, что родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскеваю, что в переводе с греческого означает «пятница».

Повзрослев, она дала обет безбрачия, и посвятила себя служению Христовой веры. На Руси Параскева почиталась особо, преимущественно женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной.

Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи, богоотступников наказывает, а благочестивых награждает.

Русские иконописцы изображали Параскеву Пятницу высокой, строгой, в белом одеянии, с лучезарным венком на голове.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В этот день не работали. Нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. Нельзя прясть, а шить можно. Поговорка предостерегала: «Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать».

За нарушение запретов, связанных с пятницей и пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает.

  1. Параскева – грязниха, льняниха, порошиха.
  2. На грязниху не бывает сухо
  3. На грязниху большая грязь – четыре седмицы до зимы.
  4. Если грязь велика, лошадиное копыто заливает водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
  5. На Парасковию – льняницу начали мять и трепать лен.

В Москве и других больших городах в День Параскевы Пятницы устраивали ярмарки.

Ведущая: - А не пора ли дорогим гостям и любезным хозяевам налить чаю и отведать пирогов? Чай наливай – режь каравай!

Ведущий: - Наша встреча подошла к концу. Что-то нам сегодня удалось, что-то нет. Но все старались сделать праздник веселым. Давайте поблагодарим друг друга за это.

До свидания!


Конспект сценария фольклорного праздника для старших дошкольников «Осенняя ярмарка».


Неманова Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 124 города Пензы.
Описание работы: Представляю вашему вниманию конспект сценария фольклорного праздника для старших дошкольников "Осенняя ярмарка". Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений и может быть использован при подготовке к осенним праздникам.
Цель: знакомство детей с русскими народными традициями.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями народных праздников на примере ярмарки, традиционными художественными промыслами;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения фольклора юмористического содержания;
- доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками.

Ход мероприятия

Под русскую народную мелодию (по выбору) дети входят парами в зал и встают полукругом.
Ведущая: К нам гости пришли,
Дорогие пришли!
Давайте поприветствуем их русским поклоном!
Дети (хором): Добро пожаловать, гости дорогие!
(Кланяются)
Ребенок: Мы гостей встречаем,
Песню запеваем!
Дети исполняют песню «К нам гости пришли» Ан. Александрова.
Ведущая: Приглашаю вас, ребята, позабавиться да потешиться, поплясать, поиграть, песни русские попеть! Хотите? (Дети отвечают.) Тогда я приглашаю вас на осеннюю ярмарку.
Звучит русская народная мелодия (по выбору). Входят дети – «продавцы».
Ведущая: Подходи, честной народ,
Кого скука не берет.
Народ, собирайся,
Ярмарка, открывайся!
Первый продавец: Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад,
Разбирайте нарасхват!
Не скупись, покупай,
Подороже выбирай!
Второй продавец: Кому яблоки продам?
Кому дешево отдам?
Грушевые! Ананас!
Покапайте про запас!
Третий продавец: А вот шоколад!
Купишь плитку – будешь рад.
Кому надо мармелад?
Покупай мармелад!
Четвертый продавец: Покупай товар отменный,
Вот самовар медный,
Сам дымком дымит,
Сам чайком поит!
А вот чашки,
Для пшенной кашки,
А вот блюдца,
Никогда не бьются!
Пятый продавец: Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару –
Гривенник за пару!
Шестой продавец: А тут игрушки для ребят,
Сами на тебя глядят!
Седьмой продавец: Подходи, детишки,
Пряники, коврижки!
Вкусные, на меду,
Дай, в шапку накладу!
Из-за прилавка на середину зала выходит Кузнец.
Кузнец: А я – кузнец-молодец,
На все руки удалец!
Кую гвозди и подковы,
Раз-два – и готово!
Запевайте песню русскую, детвора,
Повеселить гостей пора!
Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице».
Под музыку на середину зала выходит Коробейник с коробом, в котором лежат музыкальные инструменты.

Коробейник: Раздайся, народ,
Коробейник идет!
С товарами разными,
С лентами красными,
Игрушками забавными,
Ложками деревянными!
- А ну-ка, честной народ, разбирай товар музыкальный!
Первый ребенок: Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Чечётки – в трещотки.
Второй ребенок: Чайки – в балалайки,
Скворцы – в бубенцы,
Две синицы-крошки
Заиграли в ложки.
Третий ребенок: Играют, играют,
Всех потешают.
Уж как станем мы играть –
Слушает вся улица,
И петух, и курица!
Оркестр исполняет русскую народную мелодию «Яблочко». Под музыку на середину зала выбегают два Скомороха.
Тюха: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Матюха: Мы – развеселые потешники,
Известные скоморохи и насмешники!
Он - скоморох Тюха!
А я – скоморох Матюха!
Скоморохи (вместе): Мы на ярмарку бежали,
Неужели опоздали?
Ведущая: Скоморохи, проходите,
Всех нас тут повеселите!
Матюха: За медный пятак
Мы вам покажем и эдак и так!
Довольны будете здорово,
Удовольствий с три короба!
(Обращается к Тюхе):
Здорово, Федул, чего губы надул?
Тюха: Кафтан прожег.
Матюха: А велика ли дыра?
Тюха: Один ворот остался!
Матюха: Собрались мы пошутить да позабавиться,
Поиграть, поплясать да посмеяться!
Тюха: Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра!
Проводиться игра «Плетень», музыкальное сопровождение – русская народная мелодия в обработке С. Бодренкова.
Ребенок: Наша ярмарка-плясунья
Приглашает в хоровод,
Чтобы праздник не кончался,
Веселись, честной народ!
Хоровод «На горе-то калина», музыкальное сопровождение – русская народная песня в обработке В. Агафонникова.
Матюха: Шутки разные бывают,
Хорошо шутить – не грех,
Мы частушки запеваем…
Повеселить хотим мы всех!
Дети исполняют частушки.
Мальчик: Балалайка заиграла,
И пустились ноги в пляс.
Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас.
Девочка: У березки, у сосенки
Тоненькие веточки.
А мы – бойкие девчонки,
Все мы – как конфеточки!
Мальчик: Мы – отличные ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем!
Девочка: Голубые, голубые,
Голубые небеса.
Почему не голубые
У Андрюшеньки глаза?
Мальчик: Потому что, потому что
Карие, игривые,
Потому что, потому что
Карие, красивые!
Девочка: Я сидела на диване,
Вышивала платок Ване.
Пересела на кровать,
Стала Васе вышивать.
Мальчик: Через речку есть мосток,
Скоро переломится,
Разрешите, барышня,
С вами познакомиться!
Дети хором: Хорошо частушки пели,
Хороши и окали,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Пляска (музыка по выбору)
Под музыку на середину зала выходят две «бабушки».

Даниловна: Мы частушки услыхали
И к вам в гости прибежали.
Гавриловна: Где частушки поют,
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Даниловна: Правда, Гавриловна!
Обе вместе: Здравствуйте, ребята!
Мы – потешницы-старушки,
Неразлучные подружки.
Даниловна: Я – бабушка Даниловна!
Гавриловна: Я – бабушка Гавриловна!
Обе вместе : Неразлучные подружки,
Мы живем в одной избушке.
Даниловна: В лесочке, в лесочке –
Избушка на кочке.
Блинами обита,
Оладьями крыта.
Гавриловна: Ограда кругом –
Пирожки с творогом.
Нынче мы расскажем в лицах
Веселые небылицы.
Даниловна: Как Марфута для Петра
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не нашла и едоков!
Гавриловна: Как петух в печи пироги печет
Кошка на окошке рубашку шьет.
Поросенок в ступе горох толчет,
Уточка в сапожках избу метет.
Даниловна: Ты, Гавриловна, загадки загадай,
А вы, ребята, загадочки отгадайте!
Дети хором выкрикивают отгадки.
Гавриловна: 1. Хлебу присошка –
Сытная… (Картошка)
2. За ботву, как за веревку,
Можно вытащить … (Морковку)
3. Не пугайтесь, если вдруг
Слезы лить заставит… (Лук)
4. На грядки растут молодцы –
Зеленые… (Огурцы)
5. Разве в огороде пусто,
Если там растет… (Капуста)
Даниловна: Молодцы, ребятки,
Отгадали все загадки!
Есть у меня лукошко,
Я сюда сложила
Овощей немножко.
- Кто овощи соберет скорей?
Игра-эстафета «Веселый огород»
Дети делятся на 2 команды, в каждой по 4 человека. Первые участники команд с рулём в руках топающим шагом обходят вокруг обруча и возвращаются к своей команде. Вторые с корзинами подбегают к обручу и выкладывают овощи в обруч («сажают»). Третьи с лейкой «поливают». Четвертые с корзинками собирают овощи в корзинку. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Даниловна: Красны девицы
Да добры молодцы,
Становитесь в хоровод,
Пляска русская зовет!
Дети исполняют русскую хороводную пляску, русская народная мелодия по выбору.
На середину зала выходит девочка-солистка.

Девочка: Песни русскую пою,
Пусть я не Русланова,
Я сейчас для вас спою
Голосисто, заново!
Девочка исполняет русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько».
Гавриловна: Собирайся, народ,
Карусель всех зовет!
Проводится игра «Карусель»

Играющие становятся в круг, ходят по кругe, держа в руках по ленточке со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по залу .
Ведущая (берет корзинку с яблоками): Богата ярмарка дарами,
Рада угостить вас я
Вкусными, сочными плодами,
Ешьте на здоровье, друзья!
(Угощает детей яблоками.)
Солнце село, стало тихо,
Смолкли птичьи голоса,
Наша ярмарка закрылась,
До свидания, друзья!
Под русскую народную мелодию дети уходят из зала.

Театрализованный фольклорный праздник в начальной школе

"Осенние посиделки»

Постигая мир русского фольклора, дети учатся глубже воспринимать окружающее и позитивно выражать свое отношение к нему.

Цель: активизация творческой деятельности обучающихся средствами русского фольклора; обеспечение общего культурного развития путем постижения русских народных традиций.

Задачи:

- помочь увидеть и понять истоки русских традиций, праздников;

- развивать у обучающихся эстетический вкус, путем вовлечения

в народно - поэтическое творчество;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Ход праздника

1-й чтец :

Добрый день, гости званные и желанные!
Люди красивые и молодые, маленькие и большие!

2-й чтец:
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.

3-й чтец: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!

1-й чтец: Слушайте, да глядите,

Да не говорите,

2-й чтец: Что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали.

Вместе: Гостей округи данной
Зовём к вечёрке званой!

3-й чтец :

Рассаживайтесь поскорей
Кто на стул, кто на лавку,

2-й чтец: Да не делайте вы давку!

3-й чтец : Ну, что тут долго толковать,
Пора вечёрку начинать!

Учитель: Давным–давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, а когда праздновать. Первый осенний месяц-Сентябрь

Я - Сентябрь,

Паутинка-серебринка.

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Сентябрь баловать не любит! Холода приходят, чаще небо хмурится, оттого и «хмурень».

В сентябре ветры ревут. Воют по ночам. Говорили раньше «Понеслись ветерки с полуночи». А ещё в сентябре в лесах можно услышать рёв оленей. Оттого сентябрь – ревун!

В сентябре огонь в поле и в избе. Хлеб молотили по ночам. Ни одному зерну пропасть не давали. Издалека светились огни в деревнях от вечерней до утренней зорьки. Оттого сентябрь – «зоревник».

Сентябрь:

Хотите узнать сентябрьские народные приметы? Слушайте.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень и снежная зима.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Холодный сентябрь – в марте сойдёт снег.

Учитель:

Сентябрь: На святую Фёклу копай свёклу!

Учитель:

Сентябрь:

Да, грибы на окошке не растут.

Кто пораньше встаёт, тот грибов и наберёт.

А сопливый да ленивый идут после за … крапивой!

Отгадайте-ка, загадку!

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (Мухомор)

(Игра – соревнование « Кто лучше раскрасит».

Дети делятся на 3 группы и раскрашивают шаблоны. )

Учитель: Продолжаем наш народный календарь.

Посадили мы картошку

Ещё в мае-месяце.

Выросла она на диво -

И крупна, и так красива!

А картошка - хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела!

Игра “Уборка картофеля ” (Участвуют 2-3 семьи.Семья проходит 3 этапа: на первом – папа чистит картошку и кладет ее в ложку. На ложке ребенок несет картошку маме. Мама должна максимально тонко порезать картофелину на кусочки. Выигрывает семья, которая первой пройдет все этапы.)

Дети: На Святого Луку – лук дёргают.

Дети: Про них говорили Пётр и Павел – рябинники!

В этот день начинали сбор урожая рябины.

Но не всю рябину срывали, часть ягод дроздам, да снегирям оставляли.

В этот день был обычай такой: кисти рябины вешали под крышу каждого дома. Девушки рябиновые венки плели, бусы рябиновые одевали, хороводы водили.

Исполняется хороводная игра «Дударь». (В центр хоровода встает «Дударь»- водящий)

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?
- Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)

Дети: На Святого Никиту репу срезают.

Да, репа у всех в почёте была! Её ели свежую, варёную, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, варили кашу из репы, делали репный квас! Проще пареной репы ничего нет!

Так вот откуда это выражение вошло в нашу жизнь. Теперь все ребята будут знать.

Театр – экспромт . Сказка «Репка» на новый лад (Играют взрослые).

Кто загадку отгадает, роль он тут же получает

Репка- Оба-на, вот и я

Дед - Люблю я это дело!

Бабка – Ой, молоко убежало!

Внучка – (машет рукой) А клевый у меня прикид!!

Жучка – Всех покусаю!

Кошка – Люблю сметанку …

Мышка - Достали уже….

Учитель: Октябрь.Второй месяц осени. Грязник. Листобой. Листопад. Позимник.

Октябрь:

Я – Октябрь, знаю:

Листьям - время опадать,

Птицам - время улетать.

Много дел и у меня:

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Дети: С этого дня начинался отлёт журавлей в тёплые края.

Дети: Начиная с этого дня рубили капусту на зиму.

Дети: Встреча Осени с Зимой.

Октябрь : С Покрова начинались ярмарки. А на ярмарке веселье! Инсценировка «Глаша» (Девочку ставят на табурет, надевают на нее длинный сарафан, чтобы не было видно табурета. К сарафану подставляют под стул ставят какую – либо обувь. Получается «ГЛАШа». «Кавалер»- мальчик небольшого роста)

Ты обещал, а ко мне не приходишь.

Аль тропинку ко мне не находишь?

Приходил я, тебя дома нету.

Черти носят тебя, что ль, по свету?

Что ты, что ты меня не целуешь?

Что ты, что ты меня не милуешь?

Ноги, что ль, мне твои обнимать?

Чуни, что ль, мне твои целовать?

Обещал меня взять на вечерки.

Там гуляют парнишки, девчонки.

Не возьму тебя я на вечерки,

Мне ходули нужны аль подпорки.

И пошто я така уродилась?

Видно, маме дороженька снилась.

Кавалеру меня не достать,

И пошто я такая верста?

Не печалься, что высока ты, Глаша.

Стану есть по утрам только кашу.

Видно, каши-то мало я ем,

Раз росточком не вышел совсем.

Приходи к нам домой гостевать.

Нет, пойду лучше кашу хлебать.

Дети: Настоящей зимы нужно ждать через месяц.

Давайте послушаем приметы этого месяца:

Ненастный октябрь - дождливая весна.

* Если на Парасковью большая грязь, то до зимы осталось 4 недели.
* Если в октябре лист с берёзы, дуба и клёна опадает нечисто – жди суровой зимы. *Покуда лист с вишни чисто не опадёт - сколько снег не падай, всё будет таять.

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?» ( На полу по кругу раскладывают листья, их количество - на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.)

Учитель: Ноябрь. Третий месяц осени. Грудень. Ледень. Ледовый кузнец. Листовей.

Ноябрь:

Я-Ноябрь, а со мной

Холодинки и снежинки.

Задремали лес, поляны,

На луга легли туманы.

Птиц не буду забывать,

Им придется зимовать.

Дети: Ноябрь месяц студёный, морозный, потому и ледень, ледовый кузнец.
Славяне называли этот месяц груднем - от груд замёрзшей земли со снегом.

Дети : Ждали первых заморозков.

Дети: Зиновий-синичник, синичкин праздник. Прилетают из-за моря снегири, сойки, чечетки, свиристели. "Немного синичка ест- пьёт, а весело живёт".

Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!

Закликание Кузьмы-Демьяна.

Брат Кузьма и брат Демьян

Покажитесь вы нам,

Покажитесь вы нам,

Улыбнёмся мы вам!

(Появляются Кузьма и Демьян.)

Кузьма :

Если дух в здоровом теле -
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…(Исполняют частушки)

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим,

Сразу все кричим: «Ура!»

Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

Мы секрет румян достали

От прабабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем!

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

Разудалый я силач -

Гну рукой подковку!

Потому, что я жую

Каждый день морковку.

Девочки и мальчики

Любят кушать «пальчики».

Но бояться вам не надо,

Это сорт ведь винограда!

Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

Это ж, братец, кабачок!

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать.

На дворе похолодало –

Можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили,

Не давали поносить.

Еле осени дождалась –

Очень модничать люблю.

Ох, ребята, полюбуйтесь

Вы на шапочку мою.

Ребятишек нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить

Пирожки с картошкой.

Мы частушки вам пропели.

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Учитель: Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
Наукам обучать ребят?

Кузьма :

Мы – покровители ремёсел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем.

Демьян :

А коль талантов вам не занимать,
Попробуйте загадки разгадать.

Загадки Кузьмы и Демьяна:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё – беда,

Она их главная еда. (Трава)

Без рук, без ног.

В дверь стучится, в избу просится. (Ветер)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)

Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет.(Лист)

Лежит бычок – белый бочок,
Толстенький, гладкий,
Привязан к грядке. (Кабачок)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Головой велика, только шея тонка. (Тыква)

Одну ягоду мы ели…
Вчетвером за столик сели – еле-еле одолели:
Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса;
Да ещё в отброс осталось – вот так ягодка досталась! (Арбуз)

Кузьма: - Ну и ну! Вот так ребята! Отгадали все загадки.
Демьян: Ну, кто хочет поиграть?
Свою ловкость показать?

Проводится игра « Попади шишкой в ведро»
(класс делится на 2 команды, каждой команде даётся по 5 шишек, каждый участник делает 5 бросков, броски суммируются, выигрывает та команда, у которой больше попаданий)

1. Кузьму и Демьяна почитали в народе русском Божьими кузнецами. Мастера кузнечного дела считали их своими покровителями, а день их имени, 14 ноября, - своим праздником.

2. К этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы»: изделия, которые ими просто раздаривались в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.

Учитель:

Ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября.

Дети: Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера» Инсценировка «Ни пуха, и пера»

Рано утром мама - квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, уже пора,

Ну, ни пуха, ни пера!».

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нем и в самом деле –

Нет ни пуха, ни пера!

Дети: Начинается ледостав, иначе называемый "рекостав" - остановка рек.

Дети: Устанавливается зима.

1 чтец: На Руси посиделки длились с вечера и до утра
Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.

2чтец: Уносите в дом родимый радость нашего двора,
На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!