Головная боль у детей: почему болит голова у ребенка и как лечить. Причины ослабления иммунитета, или что делать, если ребенок часто болеет Все дети болеют

Чем меньше ребенок, тем сложнее понять его жалобы. Кроха может перепутать названия частей тела, забыть или просто не знать нужное слово. Но диагноз должен быть поставлен! Чтобы прояснить ситуацию, необходимо обратиться к педиатру, он разберется, что к чему.

Как понять - что болит у ребенка?

Как понять - что болит у ребенка ? Родители должны реагировать на каждую жалобу малыша, особенно если она звучит неоднократно. Один и тот же признак может указывать на незначительную проблему, возрастную особенность или серьезное заболевание. В арсенале педиатра много способов для того, чтобы выявить причину происходящего. Когда картина слишком туманна, он будет действовать методом исключения. Проверив по очереди все органы и системы, врач отсеет те, что функционируют нормально, и доберется до истины. Изучив медицинскую карту ребенка, доктор попросит маму рассказать, когда и при каких обстоятельствах появляются жалобы на дискомфорт – после сна или прогулки, до еды или некоторое время спустя, лежа или сидя, во время активного движения или в спокойном состоянии. При общем осмотре педиатр проверит, нет ли изменений на коже, изучит горло, язык, зрачки, прощупает животик (пальпация), постучит по груди и спине (перкуссия), разберется с суставами и мышцами – сгибая и разгибая конечности, можно определить, не нарушен ли объем движений. Наверняка в ходе обследования будут обнаружены симптомы, на которые непрофессионал даже не обратит внимания, но доктору они укажут направление для дальнейшего обследования.

У ребенка болит голова

К этому симптому стоит отнестись внимательно. У детей он вообще не должен появляться. Диагностика начнется с исключения острого состояния, которое способны спровоцировать травмы. Поэтому вопрос о том, не падал ли малыш, вполне вероятен. Удар вызывает внутренние повреждения, которые надо срочно выявить. Следующий этап – сбор анамнеза. Если во время беременности и родов случились осложнения, например, гипоксия плода, то головная боль растущего крохи, скорее всего, их «заслуга». Чтобы уточнить версию, педиатр спросит, как малыш спит, не было ли у него судорог. Еще одна гипотеза – переутомление. И здесь выводы основываются на информации о режиме дня.

У ребенка болит голова, что делать ? Педиатр направит ребенка на консультацию невролога, и тот уже решит, как продолжать диагностику. Могут понадобиться энцефалограмма, глубокое исследование вегетативной системы, контроль за артериальным давлением и прочие манипуляции.

У ребенка болит ухо

Казалось бы, в этом случае диагноз только один – отит. Но боль в ухе может появиться и на фоне другого заболевания, например, ринита или фарингита, даже не очень выраженных. Когда из-за этих болезней возникает отек слизистой носоглотки, неприятные ощущения распространяются и на другие, расположенные поблизости, органы – слуховую трубу, полость носа. Исключить отит сможет и педиатр, умеющий проводить отоскопию (осмотр слухового прохода и барабанной перепонки). Эта дисциплина входит в курс профессиональной подготовки. Признаки аллергии детский врач тоже определит.

У ребенка болит ухо, что делать ? Обратиться к ЛОР-врачу, который для подтверждения диагноза может назначить клинический анализ крови и, при необходимости, рентгенографию придаточных пазух носа.

У ребенка болит нос

Прежде всего нос может болеть из-за затяжных ринита или синусита. Вытирая слизь, малыш травмирует верхний слой кожи, пытаясь избавиться от присохших корочек, или сморкаясь слишком сильно, он повреждает слизистую. Особенно это вероятно, когда выделения из носа становятся желтыми или зеленоватыми. В этот момент присоединяется бактериальная флора, и без курса антибиотиков не обойтись. Боль в области носа может возникать в результате травмы полости носа или из-за попадания туда инородного тела. Дети часто засовывают мелкие предметы в носовые ходы. Оба случая не всегда определяются невооруженным глазом. Если инородное тело уже «обжилось» в неположенном месте, то дыхание малыша будет несвежим.

У ребенка болит нос, что делать ? Эндоскопический осмотр носа на предмет травм и рентгенологическое исследование помогут в диагностике.

У ребенка болит горло

Все возможные варианты болезней так или иначе будут связаны с глоткой – фарингит, ангина, тонзиллит, скарлатина, инфекционный мононуклеоз и другие недуги. Но провести границу между ними необходимо: каждая из болезней диагностируется и лечится по-своему. Чтобы выявить изменения в глотке, иногда достаточно визуального осмотра и клинического анализа крови. Но бывает, что требуются дополнительные исследования, например, анализ крови на антитела к вирусу или посев образца микрофлоры из глотки.

У ребенка болит горло, что делать ? По результату анализов назначат лечение: с гнойным тонзиллитом справятся антибактериальные препараты, с вирусной инфекцией – противовирусные. При скарлатине – действуют по обстоятельствам, но в любом случае придется выдержать карантин и пройти обследование, исключающее осложнения. Когда болезнь отступит, понадобится консультация ЛОР- врача по восстановлению общего состояния ребенка.

У ребенка болят глаза

Болевой симптом в этой области встречается редко. Резь или жжение в глазах могут возникать при конъюнктивите и других воспалительных процессах (например, гайморите). Острота зрения снижается, если малыш слишком долго смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, читает или рисует, при плохом освещении или не носит очки, выписанные врачом. Чтобы рассмотреть буквы или предметы, плохо видящий кроха напрягает глаза и щурится, мышцы быстро устают, и появляются болезненные ощущения.

У ребенка болят глаза, что делать ? Обратитесь к офтальмологу. Он проверит остроту зрения и назначит лечение при воспалительных процессах.

У ребенка болит грудь или спина

Диапазон возможных диагнозов большой – от травмы и воспалительных заболеваний в бронхах или легких до сердечной патологии и деформации позвоночника. Педиатр должен проверить, нет ли острой ситуации, требующей срочного вмешательства хирурга. Не исключено, что малыш получил травму – ушиб или перелом. Заподозрить пневмонию или бронхит поможет выслушивание и простукивание грудной клетки. Если опасения подтвердятся, могут понадобиться рентгенологическое и лабораторное исследования. Для исключения заболеваний сердца проводятся ЭКГ, ультразвуковое исследование и другие тесты.

У ребенка болит грудь, что делать ? Если ничего срочного нет, необходимо планомерно проверить остальные органы, посетив хирурга, кардиолога, нефролога – боль в нижней части спины часто свидетельствует о неполадках в почках.

У ребенка болит живот

Ко всем жалобам на боль в животе, даже единичным, надо относиться серьезно. Они могут означать как отравление, так и воспаление аппендикса, желудка, поджелудочной железы, кишечную непроходимость или ущемление пупочной грыжи, которые требуют незамедлитель- ной реакции. Причем первые симптомы у всех перечисленных недугов могут быть абсолютно идентичными – рвота, повышение температуры, плач от сильной боли. Столкнувшись с такими проявлениями, надо вызвать врача, а еще лучше – скорую помощь. Если ограничиться обезболивающим, можно потерять время, и тогда ситуация выйдет из-под контроля. Скорее всего, малышу потребуется наблюдение в условиях стационара.

У ребенка болит живот, что делать ? Если госпитализация не понадобится, малыша нужно обследовать. Без дополнительных анализов диагноз поставить, скорее всего, не удастся. Потребуются анализы крови, мочи, кала, УЗИ брюшной полости и забрюшинного пространства, консультации гастроэнтеролога, нефролога, уролога, возможно, детского гинеколога.

У ребенка болят ноги

На боль в ногах дети жалуются часто. По мнению опытных родителей, подобный дискомфорт появляется в период наиболее интенсивного роста, если связки, сосуды и мышцы растут медленнее, чем кости. Иногда это приводит к разным видам остеохондропатии (группа заболеваний костей и хрящей). Если быстро принять правильные меры, то удастся избежать хронической формы. Также костно-мышечные проблемы могут быть осложнением после болезни (сильная простуда, грипп, пневмония) или следствием слишком большой физической нагрузки. Острые вирусные инфекции могут провоцировать воспалительные изменения в суставах.

У ребенка болят ноги, что делать ? Педиатр поможет разобраться, к какому врачу лучше обратиться: хирургу, ортопеду, ревматологу, флебологу, сосудистому хирургу или кому-то еще. Специалист подберет правильное лечение и оптимальную физическую нагрузку. Чрезмерная способна усугубить проявления болезней роста и привести к серьезной дисфункции.

У всех без исключения детей иногда болит живот - причем, тому может быть с десяток разных причин. Как самостоятельно, без помощи врача, определить: какая боль в животе у ребенка опасная и требующая быстрых «спасательных» мер, а какую боль вполне можно устранить самолечением?

Не бывает на свете деток, у которых никогда не болел бы живот. Взрослые дети могут подробно рассказать о том, где и как у них болит, ребятишки помладше - покажут пальчиком, ну а младенцы, увы, ничего о своей боли поведать не смогут. Меж тем именно от природы боли в животе у детей, и от места ее локализации зависит не только способ лечения, но даже и то, останется малыш дома или его необходимо срочно госпитализировать...

Боль в животе – знакома с детства

...А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят...
...И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!...

С точки зрения педиатрии Корней Иванович, конечно, слегка приукрасил ситуацию – «взаправду» вылечить боль в животе у ребенка (пусть даже и у «ребенка» бегемота) с помощью шоколадки и похлопываний, увы, не получится. Придется подбирать «настоящее» и безопасное лекарство. Но средство от боли в животе можно только тогда подобрать правильно, когда вам точно ясна причина, почему у ребенка болит живот. А их - причин - как выясняется, насчитывается ни один десяток...

Например, у новорожденных детей и у грудничков самая распространенная причина боли в животе - конечно же, . Около 70% всех младенцев страдает этим временным явлением и горько плачет во время приступов. Но, к счастью, колики у новорожденных и грудничков - напасть временная, и, как правило, они проходят сами по себе к возрасту 4-6 месяцев.

Почему у ребенка болит живот: самые распространенные причины боли

Итак, новорожденные и груднички, чаще всего плачут как раз от весьма специфической и сугубо младенческой напасти - от колик. А что же ребятишки постарше? Почему у этих детей болит живот?

Чем старше становится ребенок, тем больше существует потенциальных причин для боли в животе.

У детей постарше (начиная с возраста, когда , а сам ребенок становится более «мобильным» и активным) среди групп причин боли в животе обычно значатся:

  1. Самая частая и наиболее распространенная причина, почему у ребенка болит живот, сводится к одному слову - запор. Напасть эта случается у ребятишек, в свою очередь, тоже по вине различных обстоятельств - .
  2. Гастроэнтериты (то есть воспалительные заболевания желудка и/или тонкой кишки). Наибольшую боль ребятишкам причиняют кишечные инфекции, причем как вирусные (самая распространенная из них - ), так и бактериальные (например, дизентерия).
  3. Особенности питания (малыш съел некачественный продукт, вызвавший диарею, или какой-то из продуктов спровоцировал , или просто - ребенок съел намного больше, чем способен переварить и т.п).
  4. Отравление ядами и лекарствами (например, большинство антибиотиков могут вызывать несильные боли в животе у детей).
  5. Болезни хирургического «характера», например: непроходимость кишечника, аппендицит, язва, грыжа и другие.

Как узнать: вызвана ли боль в животе у ребенка каким-то серьезным заболеванием, требующим госпитализации?

Это факт - чаще всего животы у ребятишек болят от колик (если они еще совсем груднички) и от запоров (если их возраст уже «перевалил» за 6-12 месяцев).

Чуть реже - от (вроде ротавируса) и банальных пищеварительных расстройств (съел «не то» или съел слишком много чего-то...). Остальные же причины, почему у ребенка болит живот, встречаются и того реже.

Однако, когда наш малыш, согнувшись пополам, плачет от боли в животе, мы обычно воображаем себе напасти куда более серьезные - может, у ребенка острый аппендицит? Или он отравился ядом? А вдруг у него язва, гастрит или грыжа? Одним словом, родительское воображение молниеносно рисует мрачную картину в самых «черных красках»...

Но в действительности, такие опасные и острые боли в животе, которые реально могут свидетельствовать о серьезных заболеваниях, требующих срочной врачебной помощи, можно определить по некоторым особым маркерам (признакам). Наиболее явный и простой из них - точное место локализации боли.

В подавляющем большинстве случаев детки, говорящие, что у них «болит животик», показывают при этом на область пупка. И это - в определенном смысле хороший знак! Запомните: чем дальше от области пупка располагается то место, которое «со слов» малыша у него болит - тем быстрее надо вызывать врача. Особенно - если ребенок хватается ручками за бок (любой) и говорит, что там сильно болит. В этом случае немедленно звоните в скорую.

Однако есть и другие симптомы, связанные с болью в животе, которые требуют срочного медицинского вмешательства. Итак:

У ребенка болит живот: в каких случаях необходимо срочно найти врача

  1. У ребенка болит живот, но боль находится не в области пупка;
  2. Боль длится более 24 часов;
  3. Если боль в животе сопровождается одним или несколькими следующими симптомами:
  • у ребенка выступил холодный пот, а кожа стала бледного цвета;
  • у ребенка резко повысилась температура;
  • в кале или в рвоте появилась кровь (причем любое количество - даже одной капли уже достаточно, чтобы «лететь» к врачу!);
  • малышу стало больно писать (болезненные мочеиспускания);
  • ребенка рвет и рвота желтого, зеленого или черного цвета;
  • малыш стал очень вялым, сонным, отказывается не только от еды, но и от питья.
  • у мальчиков - боль в животе сочетается с болью в области паха или яичек.
  1. Если у ребенка болит живот, но боль не постоянная, а эпизодическая, и при этом она сочетается с диареей, которая длится уже более 72 часов, либо сочетается с рвотой, которая не проходит уже более суток.

Родителям очень важно знать, что если у ребенка случилась рвота, то самостоятельно ни в коем случае нельзя использовать противорвотные препараты. Никакие и ни при каких условиях!

Абсолютное большинство случаев боли в животе у ребенка, которые не входят в этот список (то есть боль локализуется именно в области пупка и она не сопровождается вышеперечисленными признаками) не требует медицинского вмешательства.

И тем не менее - боль ведь никто не отменял! Ребенок действительно страдает от того, что у него болит живот. Как в таких случаях ему помочь (коль уж вы определили, что в неотложной врачебной помощи он не нуждается)?

Как избавить ребенка от боли в животе

Естественно, в первую очередь меры помощи ребенку, у которого болит живот, будут соответствовать тому, почему эти боли появились. Иначе говоря, причина всегда определяет лечение.

  1. Выясните, нет ли у малыша запора. И если есть - дайте средство от запора на основе сиропа лактулозы.
  2. Прекратите ребенка кормить. Если боль появилась на фоне введения в программу прикорма нового продукта - срочно отмените этот продукт.
  3. Введите режим обильного питья. В идеале нужно давать пить специальные средства для пероральной регидратации (продаются в аптеках), которые восстановят водно-солевой баланс в организме ребенка. Нет таковых - давайте чистую негазированную воду. Ни в коем случае нельзя давать: сладкую газировку (любой лимонад и «шипучку»), любые фруктовые соки и молочные напитки.
  4. Если причиной болей в животе у ребенка стало чрезмерное газообразование, ему можно дать любой препарат на основе вещества симетикон.

Крайне распространенный способ родительской помощи, когда у ребенка болит живот - грелка. Однако, в некоторых ситуациях (например, при любом воспалительном процессе) грелка при болях в животе может вызвать резкое ухудшение состояния. Поэтому грелку на живот может назначить только врач, и только - после постановки точного диагноза.

У ребенка болит живот и поднялась температура: что это значит?

Если у ребенка болит живот и при этом наблюдается высокая температура, это дает большие шансы заподозрить у ребенка кишечную инфекцию. Кстати, помимо роста температуры, здесь могут быть и другие симптомы, например – массовых характер заболевания.

При кишечных инфекциях люди (в том числе и дети) никогда не болеют по одиночке - подобные болезни всегда носят массовый характер. Поэтому, если вы знаете, что в детском садике или в школе выявились случаи какой-либо кишечной инфекции, и ваш малыш стал жаловаться на боли в животе и на жар - есть огромная вероятность, что он тоже «подобрал» инфекцию «по цепочке»...

Если у малыша болит живот и поднялась температура, приготовьтесь к тому, что лечиться, скорее всего, придется от кишечной инфекции, причем - всей семье.

Любую инфекционную болезнь необходимо незамедлительно лечить, тем паче - кишечную инфекцию. Однако, мы уже говорили несколько сотен раз - только квалифицированный врач в праве поставить диагноз ребенку, у которого заподозрили инфекцию. И только он, полагаясь на диагноз, способен максимально правильно составить план лечения.

Таким образом, если ваш ребенок пожаловался на боли в животе и при этом у него резко повысилась температура - немедленно обращайтесь за врачебной помощью.

Кстати, интересный факт: большинство наиболее опасных заболеваний, при которых обычно сильно болит живот, и которые требуют срочного хирургического вмешательства, никогда не сопровождаются повышенной температурой. Оказывается, жар охотно «составляет компанию» инфекциям, но почти всегда держится в стороне от хирургических заболеваний.

Итак, резюмируем: у абсолютного большинства детей время от времени случаются боли в животе. Наиболее часто причиной тому становятся запоры или некие проблемы с питанием. Особо пугаться таких болей не надо - они проходят (и чаще всего - проходят быстро), не требуют никакой серьезной терапии и даже более того - зачастую даже не требуют осмотра врача.

Рассказ о том, как в одной московской семье был проведён эксперимент, в результате которого ребёнок перестал болеть и практически не болеет около трёх лет.

Часто ли дети болеют? Специалисты Всемирной организации здравоохранения разъясняют: если ваш ребенок- дошкольник подхватывает инфекционные заболеванияпо 6-8 раз в год – это признак того, что иммунитет малыша развивается нормально. К такому мнению пришли педиатры из разных стран мира.

Нас подводят к мысли, что болеть для человека – это нормально, что мир болезнетворных возбудителей настолько силён и разнообразен, что, несмотря на прогресс медицины последних лет, справиться с ним не удаётся. Американские эпидемиологи пришли к выводу, что эпидемии в нынешнем десятилетии вспыхивают чаще в четыре раза, чем в 80-е годы прошлого века, а количество болезней, вызывающих эпидемии, стало больше на 20%.

Сегодня,уже как об эпидемии, говорят о таком недуге, о существовании которого узнали лишь только около 70 лет назад.Это аутизм, с диагнозом которого живёт сегодня почти каждый сотый ребёнок в США и Великобритании! Подобных примеров множество.

Очевидно, что медицина совершенно не оправдывает чаяния людей, надеющихся с её помощью как-то защититься от болезней. Но к счастью, как оказалось, это можно сделать без медицины ! Каким образом? – Очень просто –надо только поднять уровень собственного иммунитета ребёнка. Каким образом? – Просто надо перестать его угнетать!

Дело в том, что природа изначально подарила человеку очень сильный иммунитет, который позволяет ему практически не болеть. Особенно, если этот иммунитет полностью воспринят от матери и не угнетался при рождении: не пережималась пульсирующая пуповина; не были введены в кровь сильные клеточные яды в пе рвые часы жизни ребёнка с прививкой; не были нарушены в роддоме адаптационные механизмыу новорождённого к внеутробной жизни; в наследство от роддома ребёнок не получил стафилококк (около 90% современных роддомов заражены стафилококком)и т.д. Но, к сожалению, идеальных ситуаций в нашем мире,ужепрактически не бывает.

Но, несмотря на подобное положение вещей, убрав лишь основные угнетающие воздействия, можно добиться показательных результатов. Подобным примером может служить эксперимент, проведённый в нашей семье с собственным ребёнком, в результате которого наш ребёнок перестал болеть и практически не болеет около трёх лет ! Чтобы кто-то не подумал, что мы экспериментируем на своём ребёнке, скажу, что вначале я провёл его на самом себе и получил убедительный результат.

Также хотел добавить, что в процессе эксперимента не были использованы никакие рекомендованные медициной или народные средства, повышающие активность иммунной системы организма.Целенаправленно не применялась какая- либо диета, гимнастика, закаливание, никакие иммуностимулирующие, общеукрепляющие или витаминные средства (даже растительного происхождения). Просто ребёнок жил в обычном режиме, причём не в самом благоприятном с экологической точки зрения месте – мегаполисе Москве. Мы, конечно, старались приобретатьнаименее вредные, на наш взгляд, продукты и применять сбалансированное питание, но понимали, что полностью обезопасить себя в питании в мегаполисе нельзя. Поэтому фанатизма не проявляли. Непреклонность мы проявляли в другом... Но, впрочем, надо всё рассказать с начала.

Всё началось с того несчастливого дня, когда старшую дочь после очередной пробы Манту в школе, привезли домой на машине «скорой помощи» со словами: «У всех детей нормальная реакция, а у вашего ребёнка не нормальная. Случился анафилактический шок (реакция организма на введение запредельного количества чужеродного аллергена) с кратковременной потерей сознания, так что разбирайтесь со своим ребёнком сами!»

Я, как человек дотошный, начал разбираться. Перелопатил кучу информации и был крайне поражён тем, что тест на туберкулёз – проба Манту, представляет из себя введение в организм целого ряда чуждых ему веществ: ослабленный вирус туберкулёза – туберкулин,обладающий сильными аллергенными свойствами;крайне токсичный клеточный яд – фенол; полисорбат Твин-80 с эстрогенным (женский половой гормон) эффектом и др.! И это всё притом, что проба Манту абсолютно не обладает достоверностью результата. То есть интоксикация сильнейшими ядами гарантирована, а результат – нет ! …? – Ответа нет! Почему нельзя просто взять у человека кровь на анализ и протестировать её на предмет туберкулёза (как это делают, например, на предмет СПИДа, или какой-то другой болезни), не нанося вреда организму и получив100%-ный результат? – Ответа нет!

Аналогичное безответное недоумение возникло у меня,когда я стал изучать информацию по вакцинации. Такое же введение в организм большого количества чуждых для организма веществ ради создания очень сомнительного, да и то только временного иммунитета к одному какому-то заболеванию, а вред ядами наносится всему организму в целом!

Это следует из состава и механизма действия вакцин. Вот как их производят. Штаммы (возбудители) определённого заболевания культивируются (взращиваются, размножаются) в определённой питательной среде на биотканях, в большинстве случаев, не человеческого происхождения. Кстати, впоследствии, частички этих тканей (чужеродный белок) попадают с вакциной непосредственно в кровоток (невозможно полностью отделить полученные штаммы от биоткани).

Затем, для того чтобы ослабить выращенные штаммы, на них воздействуют сильным биологическим ядом, который, впоследствии, вместе с ослабленным штаммом, тоже попадает в кровоток. Часто для этой цели используют формальдегид (формалин) – сильнодействующий мутаген, канцероген и аллерген. Применяется в вакцинах: АКДС, АДС-м, АД-м, против полиомиелита, клещевого энцефалита, гепатита А, в некоторых вакцинах против гриппа.

Некоторые вакцины созданы с помощью методов генной инженерии , когда генетически модифицируют и рекомбинируют ДНК и РНК вирусов и создаютантиген, способный вызвать иммунный ответ организма(вакцина против гепатита В, против гриппа, против вируса папилломы человека).

В качестве адъюванта , вещества, способствующего увеличению выработки в организме антител, используют гидроокись алюминия . Однако она очень токсична и аллергична, может быть причиной развития аутоиммунных заболеваний (выработки аутоиммунных антител против здоровых тканей организма). Присутствует в таких вакцинах, как против гепатитаА, гепатита В, АКДС, АДС-м, АД-м, против клещевого энцефалита.

Чтобы сохранить полученную смесь в большинстве вакцин используют как консервант мертиолят (или тиомерсал – от Mercury – ртуть) – соль ртути, вещество, про которое известно, что оно хорошо предотвращает биологические жидкости от гниения. Но мертиолят также является пестицидом, сильнейшим аллергеном и клеточным ядом, воздействующий, в первую очередь, на нервную систему и головной мозг человека,который также попадает в кровь человека!На сегодняшний день он запрещён в качестве компонента массовых детских прививок в США, Европейском Союзе и некоторых других странах. В нашей странемертиолят используется в вакцинах против гепатита В (вакцинувводятв роддоме в первые 12 часов жизни ребёнка), АКДС, АДС-м, АД-м, вакцине против гемофильной инфекции, в некоторых вакцинах против гриппа и клещевого энцефалита.

Негативное воздействие соединений ртути на нервную системув присутствии гидроокисиалюминия резко многократно усиливается , но несмотря на это, они находятся вместе в составе таких вакцин, как против гепатита В, АКДС, АДС-м, АД-м, в некоторые вакцинах против клещевого энцефалита.

Таким образом, с вакцинами в организм человека попадают такие чуждые для него вещества, как соли алюминия, соли ртути, формальдегид, фенол, антибиотики (неомицин, канамицин), генно-модифицированные организмы,различные загрязняющие биологические вещества и чужеродные белки. К сожалению, природа не предусмотрела, что в человеческий организм будут попадать вещества, вообще для этого не предназначенные, да ещё парентеральным путем, то есть сразу в кровь,минуя все существующие защитные барьеры организма.

Мы посчитали, что таких веществ слишком много для создания у ребёнка здорового иммунитета к болезням и решили посмотреть, как будет реагировать иммунитет на прекращение поступления всех этих веществ в организм.

В детском возрасте большинство болезней переносятся достаточно легко, поэтому в досоветской России отводили детей в гости к больным детям, чтобы ребёнок заразился, переболел и приобрёл иммунитет как можно к большему количеству болезней, ведь естественное течение болезни создаёт в организме пожизненный иммунитет.

Младшей дочери на момент принятия этого решения было около 4 лет. Родители мы были послушные, выполняли все предписания врачей – основная часть прививочного календаря более или менее успешно была пройдена. Ну и ребёнок особо ничем не выделялся от своих сверстников – болел 4 – 6 раз в год. Ребенок, который вообще не болеет, скорее всего, имеет слабый иммунный ответ,а значит, его поджидают худшие заболевания, чем насморк, поясняли врачи.

Чтобы усилить эффект нашего эксперимента, заодно мы ещё решили отказаться и от жаропонижающих средств, так как узнали, что температура является одним из самых действенных видов иммунного ответа организма на заболевание. Ведь, как оказалось, большинство возбудителей погибает при температуре 39 градусов! Начиная сбивать температуру жаропонижающими при 38.5° , как нам предписывают врачи, мы, посуществумешаем организму дать достойный иммунный ответ возбудителям. А сворачивание белка и крови происходит при температуре выше 42° и мало у кого организм может своими силами поднять такую температуру. Я не нашёл описаний подобных летальных случаев, а описаний выздоровлений после высокой температуры – много. Впоследствии мы и сами убедились в этом, когда после констатированного врачом гриппа, его вирус сгорел при температуре 40,5° за одну ночь, и наступило выздоровление.

Наш эксперимент по восстановлению собственного иммунитета ребёнка не был бы полным, если бы мы не решили постепенно отказаться и от таких чужеродных веществ для человека, как антибиотики .Ведь они, в первую очередь, нарушают состав микрофлоры кишечника, а ведь кишечник - самый большой орган, формирующий иммунитет. Именно в кишечнике находится лимфоидная ткань, которая служит источником 70% лимфоцитов, вырабатывающих антитела - иммуноглобулины.

Итак, подытожу, мы решили отказаться: 1 – от клеточных ядов и чуждых для организма веществ (пробы Манту, вакцинации); 2 – от веществ, угнетающих иммунитет (антибиотики); 3 – от веществ, непосредственно мешающих организму бороться с болезнями (жаропонижающие средства). Вот, собственно и всё! Мы отказались только, на наш взгляд, от основных мешающих жизнедеятельности организма факторов. Повторюсь, не применялась никакая специальная диета, гимнастика, закаливание, иммуностимулирование и т. п.

В результате мы увидели, что ребёнок начал всё меньше и меньше болеть. Это происходило приблизительно в течение 4-х лет. Контрольной группой в эксперименте выступали сначала дети в группе детского сада, а потом одноклассники, которые, в основном, продолжали болеть в обычном режиме и, считалось, что это нормально.

Но особенно разница стала заметна, когда по прошествии этих 4-х лет, наш ребёнок вообще перестал болеть и не болеет уже целых 3 года ! Мы не считаем наш эксперимент законченным, он продолжается. Мы будем и дальше наблюдать ребёнка в динамике развития. Но даже и тот результат, который достигнут на сегодняшний момент, является очень красноречивым и показательным. Мы не считаем, что своими действиями мы обезопасили здоровье ребёнка. На наш взгляд, мы сняли только основные факторы негативного воздействия на иммунитет и организм ребёнка, но даже это дало такие убедительные результаты!

Мы считаем, что основной вред иммунитету наносится прививками с самого раннего детства по завершении прохождения прививочного календаря. В дальнейшем по жизни этот угнетённый уровень иммунитета только «поддерживается» такими вещами, как ревакцинации, пробы Манту, антибиотики, жаропонижающие, ионизирующие облучения, стрессы и т.п., не давая организму возможности его восстановить.

Из-за навязанных неправильных представлений о здоровье и профилактике заболеваний, родителям очень сложно вырвать ребёнка из этого порочного замкнутого круга. Но разве здоровье и успешность ребёнка в будущем не веский поводразобраться и что-то поменять?

Ведь нейротоксины сокращают потенциал мозгаи может случиться так, что ребёнок в будущем уже никогда не сможет достичь того уровня развития, который был возможен изначально.

Именно в руках родителей находится ключ благополучия их собственных детей, и я желаю всем родителям воспользоваться им во благо.

Часто болеющий ребёнок - что делать? Для начала, понять, что это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. В нее входят дети, которые часто болеют респираторными инфекциями, и это не связано с явными врожденными и наследственными патологиями. Формально, группа "часто болеющих" определяется так:

    если ребенок в возрасте от 3 до 4 лет – болеет чаще 6 раз в год;

    если ребенок в возрасте от 4 до 5 лет – болеет чаще 5 раз в год; - если ребенок старше 5 лет - болеет чаще 4 раз в год.

    Когда такое происходит, родители часто винят "плохих врачей" и начинают самостоятельно мучить детей новыми и новыми лекарствами - чем могут только усугубить проблему. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде - например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.

Внешние факторы

  • отсутствие санитарной культуре в семье, дефекты ухода, например, нерациональное питание, с ребенком не гуляют, не занимаются физкультурой;
  • материальное неблагополучие, плохие санитарно-бытовые условия, а во вполне благополучных семьях наоборот – гиперопека над ребенком;

    бесконтрольное применение антибиотиков, жаропонижающих средств, которые нарушают работу защитных факторов организма ребенка;

    наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.;

    проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;

    родители не провели профилактических мероприятий перед началом посещения детсада, в результате организм ребенка не справляется с переутомлением и перевозбуждением нервной системы;

    начало посещения ребенком детского сада (особенно в возрасте до 3 лет). В этом возрасте дети очень восприимчивы к респираторным заболеваниям.

    большое количество контактов в местах с массовым пребыванием людей: транспорт, супермаркеты и др.

Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. "Была бы моя воля - все бы садики закрыла",- категорично заявляет Светлана Владимировна.

Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме.

Внутренние факторы частой заболеваемости ребенка:

  • До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;
  • раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;

    аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;

    наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;

    на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;

    плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;

    у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;

    нарушение состава микрофлоры кишечника.

    Комментирует Иван Лесков , отоларинголог:

“Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система - еще не работает (она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов».

Что делать?

Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:
1. Выявить и санировать хронические очаги инфекции;

    Сдать анализы на антитела к вирусам;

    После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка

    Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей.

    Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка (кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса.

В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы.

Как проводить реабилитацию иммунной системы ребенка?

Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике препараты растительного происхождения и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены. Для стимуляции иммунитета используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца.

Знатоки пчелиной продукции утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом.

Если ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно хороший иммунолог .

Комментирует Федор Лапий , иммунолог-инфекционист:

“Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы (норма для детей в возрасте от 4 лет - 6,1 – 11,4х109/л). Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята».

Хорошо проводить интерферонопрофилактику . Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью.

Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые галакамеры , они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной.

Ароматерапия – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла.

Чуть подзабытое УФО – ультрафиолетовое облучение . Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител.

При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению. О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни.

    Правильно организовать режим дня ребенка. Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать.

    Избегать стрессов. Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье.

    Сделать правилом несколько раз в день промывать нос раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают спреи, например, «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно.

    - Применять адаптагены. Они помогут ребенку восстановить иммунитет.

    - Обеспечить доступ к чистому воздуху. Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их.

    • Очень хорошая традиция – хотя бы раз в год вывозить ребенка на море , желательно на две недели (не меньше). Если такой возможности нет – отправляйтесь в деревню, открывайте нынче тоже модный дачный сезон. Ребенку надо дать возможность прочистить бронхи от городского воздуха, квартирных аллергенов. Лето для начала закаливающих процедур – самое благоприятное время. Что может быть лучше - облить ножки малыша холодной водой на траве или пробежаться с ним вдоль берега реки, а потом и искупаться с солнечными брызгами…

    - Составить график посещения специалистов. Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные - педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям: врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог.

Глава 10. Часто болеющие дети: чем они больны на самом деле

Причиной острых заболеваний респираторного тракта (ОРЗ) могут быть более 300 различных микроорганизмов, специфическую защиту от которых человек приобретает в течение всей жизни. Частые рецидивы инфекций верхних дыхательных путей у некоторых детей вынуждают участковых педиатров выделять особую группу диспансерного наблюдения - «часто болеющие дети». Согласно данным публикаций отечественных авторов, частота заболеваемости ОРЗ у детей дошкольного и школьного возраста не должна превышать 4–6 раз в год. Напротив, по данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) частота ОРВИ, составляющая 8 раз в год, является нормальной для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.

Но родителей мало интересуют статистические выкладки и научные критерии постановки такого диагноза. Даже если ребенок болеет 3–4 раза в год, это уже беспокоит их в немалой степени. И уж когда ребенок начал посещать детский сад, они, как правило, сетуют: «Всего два-три дня сходил в детский сад, и уже заболел!» В утешение можно сказать: так будет продолжаться одну-две зимы. Со временем организм ребенка приспособится, и инфекции уже не будут такими частыми. Здесь как бы идет процесс обучения в направлении стабильности здоровья с активным укреплением иммунной системы.

И, тем не менее, в чем же дело? Почему дети болеют так часто? И можно ли улучшить ситуацию? Безусловно, нарастающая неблагополучная экологическая обстановка играет определенную роль в ухудшении здоровья населения, в том числе и детей. Но ведущую роль в снижении иммунитета, по-видимому, играет ухудшение качества питания. Что это значит? В настоящее время в современных продуктах питания, в том числе в овощах и фруктах, не хватает многих витаминов, минералов и других веществ, необходимых человеку. Таким образом, ухудшается качество питания детей, беременных женщин. Подобная несбалансированность рациона ведет к дефициту витаминов и микроэлементов в организме, что влечет за собой изменение реактивности детского организма, снижение его иммунитета. На процесс снижения иммунитета влияют аллергизирующие экологические факторы внешней среды.

По данным исследований последних лет, выявлен большой дефицит в организме детей витамина В6, цинка, селена, магния, марганца, ненасыщенных жирных кислот и др. Английские исследователи утверждают, что часто болеющие дети - это, прежде всего, показатель дефицита цинка и селена. Действительно, ученые установили, что дефицит цинка ведет к задержке роста ребенка, ухудшению памяти, снижению аппетита. Селен, как известно, обладает противовоспалительным и выраженным иммуномодулирующим действием. Таким образом, ведущими причинами частого развития простудных заболеваний у детей являются глубочайшие нарушения минерального обмена. Родители таких детей отмечают частые, затяжные ОРВИ, бронхиты, запоры, кожные высыпания, плохой аппетит, быструю утомляемость постоянную бледность (при нормальном гемоглобине).

Естественный вопрос: что должны сделать родители для укрепления здоровья своего ребенка? Прежде всего, необходимо добавить в рацион ребенка недостающие минералы и витамины. И как бы негативно вы ни относились к пищевым добавкам, широко рекламируемым сейчас, без них на современном этапе, увы, не обойтись. Надо давать ребенку комплексы поливитаминов, в составе которых обязательно должны быть кальций, магний, витамины группы В, селен, фолиевая кислота, цинк и желательно молибден и марганец. Таких курсов проводится 2–3 в год. Для ликвидации дефицита цинка можно использовать пищевую добавку - детский цинк (Kids zinc ). Курс - 1 месяц, через 3–4 месяца желательно его повторить.

Можно купить льняное масло (оно сейчас есть в продаже), которое содержит незаменимые жирные кислоты и является великолепным антиоксидантом. Добавлять чайную ложечку этого масла ребенку ежедневно в любую пищу. Хорошим средством для укрепления ребенка является овсяная каша, по возможности, из грубой нерафинированной крупы, содержащей полову. Нужно на ночь залить 4–5 ст. ложек крупы водой и оставить до утра, а утром варить кашу, добавив немного соли, до тех пор, пока она не загустеет. В готовую кашу добавить небольшое количество молока, 1 ст. ложку меда и 1 ч. ложку льняного масла. Регулярное употребление такой каши творит чудеса. Вообще, как для ребенка, так и для взрослого человека самым полезным является простая грубая пища, достаточный труд, соответствующий возрасту, и достаточный воздух (время, проведенное в активных играх на воздухе). Эти древние мудрости человечества, к сожалению, в наш «просвещенный» век стали забываться.

Гомеопатические препараты

Натриум карбоникум 3 °CН следует дать однократно, повторить дозу через 2–3 недели. Этот препарат можно давать до 5–6 раз. На фоне терапии улучшается общее состояние, отмечается прибавка в весе, уменьшается бледность кожных покровов, нормализуется сон и стул. Этот препарат не надо давать детям первого года жизни и детям с бронхиальной астмой.

Сепия Д6 показана по 3 крупинки 2 раза в день, курс - 2 месяца. Этот препарат поможет улучшить состояние печени.

Нукс вомика Д6 также улучшит состояние печени, его дают по 3 крупинки 2 раза в день, курс - 1–2 месяца.

Антропософские прапараты

Розенейзен/Графит оказывает укрепляющее действие на ослабленный организм. Его принимают по 3–5 крупинок 2–3 раза в день, курсами по 4 недели с двухнедельным перерывом.

Гомеопатизированный органопрепарат Тимус GL Д6-8 дают детям по 3–5 крупинок 2 раза в день такими же курсами. Он хорошо укрепляет иммунную систему.

Органум квадруплекс укрепляет ослабленный, часто болеющий организм. Его применяют по 3–5 крупинок 2 раза в день, курсы по 4 недели.

Что такое синдром хронической усталости и существует ли он на самом деле? Это вопрос Линдсей Томас из Сэнди Бэй, Тасмания.Все больше и больше специалистов-медиков полагают, что синдром хронической усталости (СХУ) действительно существует. СХУ - это странное заболевание,

ГЛАВА 3 БОЛЬШОЙ - ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ БОЛЬШОЙ? Размеры мужского члена во многом зависят от того, кто его измеряет и с какой позиции он это делает. В частных объявлениях, в публикациях для мужчин полно фальшивых изображений мужских орудий, владельцы которых утверждают, что

Как обстоят дела на самом деле Разобравшись со строением позвоночника на простой модели, перейдем к тому, каков он на самом деле.Человеческий позвоночник состоит из схожих, но не идентичных позвонков, которые располагаются столбиком - друг над другом (в нашей модели их

Чем на самом деле лечил Поль Брэгг? В книге Поля Брэгга «Чудо голодания» очень много ошибок и нелепостей, но есть всего одна правда, о которой Поль Брэгг очень мало говорит, но которая становится видна при внимательном чтении.Давайте сначала посмотрим на то, какие ошибки

Чем на самом деле лечит себя Малахов? Почему в книге посвященной системе Геннадия Малахова я посчитал нужным остановиться на образе жизни Поля Брэгга? Только потому, что Геннадий Малахов искусно скрывает свой образ жизни. И описание образа жизни Геннадия Малахова я не

Странник (Т.Л.Смирнов) КТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКРЫВАЕТСЯ ПОД ИМЕНЕМ ГЕНЕША? Простой русский парень из российской глубинки Геннадий Малахов обладает той самой русской настойчивой пытливостью, хитринкой, смекалкой и любознательностью, которые не дают ему покоя.Роет Геннадий

ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ В среднем каждый ребенок 2 – 3 раза в год болеет острыми респираторными заболеваниями, причем дети первых 3 лет жизни болеют ими чаще, чем школьники. Но некоторые дети особенно часто болеют ОРЗ – более 4 – 5 раз в год. Таких детей врачи относят к особой

11. Первый месяц: «Я и в самом деле больше не беременна» В первые месяцы

Акупунктура (иглоукалывание) на самом деле не действует Акупунктура - яркий пример того, как скептики из мира традиционной медицины могут быть неправы, а сторонники народных целительских методик - наоборот, правы. Исходя из свидетельств, можно сказать, что акупунктура

Кто на самом деле открыл свойства воды Умение обращаться с водой – это древнее искусство. Первыми пользоваться благами воды как сверхпроводника научились наши так называемые прапредки, представители працивилизаций – атланты и лемурийцы. Те, кто прямо или косвенно

Правило 41 Ешьте только тогда, когда вы на самом деле голодны В результате проведенного социологического опроса выяснилось, что основная масса людей, постоянно перекусывающих, делает это просто… от скуки.Еда как антидепрессант для удовлетворения психологического

У вас на самом деле дефицит? Следует заметить, что хотя дефицит витаминов и минералов встречается во всем мире, в Штатах это происходит не так уж часто. Авитаминозы типичны для бедных и страдающих от засухи стран Африки и Юго-Восточной Азии. Они преимущественно поражают