Госслужащим увеличили пенсионный возраст. Госдума приняла закон о повышении пенсионного возраста госслужащих

Вряд ли кто-нибудь из россиян не слышал о предполагаемом повышении пенсионного возраста. На фоне бурного обсуждения этих планов правительства как-то забылось, что существует категория пенсионеров, для которых поэтапный рост пенсионного возраста уже предусмотрен действующими нормами закона. Речь идет о государственных и муниципальных чиновниках. Рассмотрим, как определяется пенсионный возраст госслужащих и каким образом на него может повлиять планируемая пенсионная реформа. О ней, напомним, недавно объявил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Кто такие госслужащие с точки зрения пенсионного законодательства

Речь идет о положениях п. 1.1 ст. 8 закона от № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Там указаны следующие категории лиц, для которых предусмотрен особый порядок определения пенсионного возраста:

  1. Замещающие государственные должности РФ.
  2. Замещающие государственные должности субъектов РФ.
  3. Замещающие муниципальные должности.

Фактически это разные категории должностей, их деятельность даже регулируются различными нормативными актами. Федеральные и региональные госслужащие подчиняются требованиям закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», а муниципальные – руководствуются нормами закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

Однако нормы пенсионного законодательства для них будут аналогичными. Государственная пенсия федеральным государственным служащим и пенсия муниципальным служащим назначается по сходным принципам. Поэтому далее по тексту будем называть все эти категории лиц госслужащими.

С какого возраста назначается государственное пенсионное обеспечение государственным служащим – рассмотрим в следующем разделе

Как определяется пенсионный возраст для госслужащих на сегодня

Закон № 400-ФЗ предусматривает для госслужащих поэтапное повышение пенсионного возраста. Конкретные цифры приведены в Приложении 5 к указанному закону.

Начиная с 2017 года, пенсионный возраст госслужащих в России каждый год должен увеличиваться на 6 месяцев по сравнению с базовым возрастом. Под «базовым» в данном случае понимается возраст выхода на пенсию «обычного» пенсионера. По действующим на сегодня нормам и при отсутствии права на досрочную пенсию – это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (п. 1 ст. 8 закона № 400-ФЗ).

Если же госслужащий имеет право на досрочную пенсию (например, «вредный» или «северный») стаж, то пенсионный возраст увеличивается, исходя из возраста досрочного выхода (ст. 30-33 закона № 400-ФЗ).

Для женщин увеличение возраста выхода на пенсию будет продолжаться до 2032 года. К этому времени превышение над «обычными» пенсионерами составит 8 лет, т.е. речь идет о возрасте в 63 года.

Для госслужащих-мужчин переходный период продолжится до 2026 года и превышение достигнет 5 лет. Исходя из действующих на сегодня норм это соответствует 65-летнему возрасту.

В этом возрасте будет назначаться как «обычная» страховая пенсия, так и дополнительные выплаты, при наличии соответствующего стажа. Имеется в виду пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсия за выслугу лет муниципальным служащим.

В 2018 году минимальный стаж госслужбы (муниципальной службы), дающий право на пенсию по выслуге составляет 16 лет. В дальнейшем он будет увеличиваться на 6 месяцев в год, пока не достигнет 20 лет к 2026 году (приложение к закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).

Пенсионное обеспечение государственных служащих с учетом планируемых изменений в законодательстве

Речь идет о законопроекте № 489161-7 , внесенном в Госдуму 16.06.2018.

Пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в части возраста здесь касается ст. 4 законопроекта. Она вносит изменения в п. 1.1 ст. 8 закона № 400-ФЗ. Если по действующим на сегодня нормам пенсионный возраст госслужащих должен увеличиваться с темпом «полгода в год», то законопроект предусматривает, начиная с 2020 года, увеличение «год в год».

Т.е. получается, что по итогам переходного периода государственная пенсия государственным служащим будет назначаться в одном возрасте со всеми. Новый законопроект как бы вновь «приравнивает» их в этом смысле к обычным пенсионерам.

По сравнению с действующими сейчас нормами положение госслужащих станет хуже. Хотя сам итоговый возраст выхода на пенсию для них больше не повышают, но переходный период сокращается. Если закон будет принят, то он будет длиться до 2023 года для мужчин и до 2026 года – для женщин.

Вывод

Пенсионный возраст госслужащих начал повышаться с 2017 года. По действующему в настоящее время закону этот процесс должен был продлиться до 2026 года для мужчин и до 2032 года – для женщин. В итоге госслужащие должны были достигнуть пенсионного возраста 65 и 63 года соответственно для мужчин и женщин.

Рассматриваемый сейчас законопроект предусматривает введение такого пенсионного возраста для всех пенсионеров. Переходный период при этом будет короче и завершится в 2023 году для мужчин и в 2026 – для женщин.

Таким образом, последние новости о пенсиях госслужащим в 2018 году заключаются в предполагаемом сокращении для них переходного периода. Сам пенсионный возраст госслужащих повышаться больше не будет, т.к. он уже был повышен ранее принятыми нормативными актами.

17:07 — REGNUM Возраст выхода на пенсию для госслужащих, муниципальных служащих и гражданских служащих субъектов РФ повышается до 65 лет для мужчин и до 63 лет — для женщин. Как передает корреспондент ИА REGNUM 11 мая, соответствующий закон приняла Госдума в третьем, окончательном чтении.

Закон предусматривает постепенное увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости для государственных и муниципальных служащих до 65 лет (мужчины) и 63 года (женщины). Повышение пенсионного возраста будет проводиться постепенно — по полгода в год. Переходный период для мужчин завершится в 2026 году, для женщин — в 2032 году.

Закон увеличивает минимальный стаж госслужбы, необходимый для назначения пенсии, до 20 лет. Сейчас он составляет для федеральных госслужащих 15 лет, для муниципальных служащих он устанавливается каждым субъектом федерации самостоятельно и составляет от 10 до 20 лет. Для вступления в силу этой нормы будет предусмотрен переходный период с плавным повышением минимального стажа ежегодно на полгода.

Если чиновник уволится с госслужбы, он сможет выйти на пенсию в общеустановленные законом сроки — женщины в 55 лет, мужчины — в 60 лет.

Закон также регулирует порядок расчета выплаты накопительной пенсии для чиновников после повышения им пенсионного возраста. Предполагается, что ожидаемый период выплаты накопительной пенсии уменьшится на количество полных месяцев, которые составляют разницу между прежним и новым возрастом выхода на пенсию. При этом предусматривается, что ожидаемый период выплаты накопительной пенсии не может быть меньше 168 месяцев.

Согласно закону, срочные трудовые контракты, заключенные на 1 января 2017 года с государственными гражданскими служащими, не достигшими возраста 65 лет, считаются заключенными на неопределенный срок. На сегодняшний день нормы законодательства предусматривают, что по достижении 60 лет государственные гражданские служащие работают по срочному трудовому договору.

Одновременно закон повышает требования к стажу работы в парламенте, который дает право на ежемесячную доплату к пенсии. Действующий закон гарантирует тому, кто был депутатом Госдумы или членом Совета Федерации от 1 года до 3 лет, надбавку в размере 55%, а тем, кто отработал в парламенте больше 3 лет — 75% от ежемесячного денежного содержания действующих депутатов и сенаторов. С 1 января 2017 года для получения 55% надбавки потребуется отработать в Госдуме не менее 5 лет, то есть полный срок полномочий одного созыва Госдумы. Для получения максимальной надбавки — 10 лет или более. Также закон сохраняет право на установление ежемесячной доплаты к пенсии народным депутатам РСФСР созыва 1990 — 1995 годов, депутатам Госдумы и Совфеда первого созыва (1993−1995 годов), членам Совета Федерации, продолжавшим осуществлять свои полномочия после 1 января 1996 года.

Для тех чиновников, кто уже получил право на пенсию за выслугу лет по действующему законодательству, и тех, кто успеет его получить до 1 января 2017 года, продолжат действовать нынешние правила. Для депутатов Госдумы, сложивших свои полномочия до 1 января 2017 года, также будет действовать прежний порядок получения доплаты к пенсии.

От 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» государственные служащие делятся на:

  • Федеральных государственных служащих - это граждане, которые работают в федеральной государственной структуре и получают вознаграждение из средств федерального бюджета. К лицам, занимающим федеральные государственные должности, относятся работники:
    • аппаратов федеральных законодательных органов;
    • федеральных органов исполнительной власти
    • аппаратов федеральных судебных органов;
    • других федеральных государственных органов (прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты и д.р.)
  • Государственных служащих субъекта РФ (муниципальных служащих) - это граждане, работающие на гражданской должности и получающие вознаграждение из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Сами должности гражданской службы определены указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, а их пенсионное обеспечение - законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

Виды назначаемого пенсионного обеспечения

Для государственных служащих, согласно статье 7 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 г. предусмотрены пенсионные выплаты как за выслугу лет , так и страховая пенсия (в соответствии с законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.), если выполняются условия для ее начисления.

  • Пенсионные начисления по выслуге лет предусмотрены федеральным госслужащим (к ним так же относятся и муниципальные служащие), достигнувшим пенсионного возраста и определенного стажа работы на государственных должностях. Выплата по выслуге производится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.
  • Если гражданин работал и в негосударственных структурах и за него происходило отчисление страховых взносов , то он имеет право получать и пенсию по старости (инвалидности) от Пенсионного Фонда РФ.

Пенсия за выслугу лет назначается только одновременно со страховой пенсии по возрасту (или в связи с инвалидностью).

Назначение пенсии за выслугу лет государственным служащим

Для того чтобы была назначена пенсия за выслугу лет, должно соблюдаться несколько условий:

  • достижение пенсионного возраста (на 2018 г. женщинам - 56 лет, мужчинам - 61);
  • срок выслуги на государственной должности должен быть не менее 16 лет;
  • непрерывный стаж государственной службы - не менее 12 месяцев перед увольнением (только федеральным госслужащим);
  • увольнение работника произошло по согласованию сторон, в связи с изменениями условий контракта, сокращению или ликвидации госоргана или достижению максимального возраста государственной службы.

Возможно получение пенсии раньше наступления пенсионного возраста, в этом случае стаж государственной службы должен быть не менее 25 лет и непрерывный стаж работы на государственной службе должен составлять не менее 7 лет . Так же при ликвидации государственной организации или сокращения в штате организации возможно получение пенсии без выполнения условия по отработке 12 месяцев.

При наличии трудового стажа на государственной службе не менее 15 лет работник может рассчитывать на пенсионную выплату в размере 45% от среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии.

За каждый год трудового стажа свыше 15 лет, выплата увеличивается на 3%, но суммарно общая выплата не может превышать 75% от среднего заработка служащего.

Право на страховую (трудовую) пенсию

Право на долю страховой (трудовой) пенсии имеют федеральные государственные гражданские служащие соответственно статье 19 закона «О страховых пенсиях» при сроке страхового стажа 15 лет, в которые включается срок государственной службы, при наличии необходимого количества баллов и достижении пенсионного возраста .

В страховой стаж включаются следующие периоды:

  • периоды деятельности, за которые уплачивались взносы по ОПС;
  • срок государственной службы;
  • иные периоды, указанные в ст. 12 закона «О страховых пенсиях» .

Страховое пенсионное обеспечение рассчитывается исходя из накопленной величины пенсионных баллов, умноженной на их стоимость в году назначения (с 1.01.2018 года 81,49 рублей). Для госслужащих такая пенсия выплачивается без учета фиксированной выплаты .

Если гражданин продолжает трудовую деятельность после выхода на пенсию , за которую и дальше будут уплачиваться взносы в ПФР , то его пенсионное обеспечение будет подлежать перерасчету . Таким образом, перерасчету подлежит доля страховой пенсии по старости по данным индивидуального учета при увеличении суммы коэффициентов, которая зависит от размера страховых взносов, не учтенных при начислении страховой пенсии при ее назначении. Перерасчет происходит ежегодно с 1 августа без подачи заявления пенсионером.

Закон о повышении пенсионного возраста с 2017 года

11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет, и до 65 для мужчин.

Действие закона от 23.05.2016 года №143-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 года и будет предполагать увеличение пенсионного возраста на шесть месяцев ежегодно , пока не достигнет установленного уровня. Для мужчин это произойдет к 2026 году, а женщин к 2032.

Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет . Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году.

Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года.

Расчет государственной пенсии федеральных служащих

Расчет величины государственной пенсионной выплаты за выслугу лет для федеральных государственных служащих зависит от среднемесячной заработной платы стажа и величины начисленной пенсии по старости (инвалидности), и рассчитывается по формуле:

П = (45% СЗ - СП) + 3%СЗ × Ст,

  • П - размер пенсии за выслугу лет;
  • СЗ - средняя заработная плата;
  • СП - сумма пенсии по старости (инвалидности);
  • Ст - стаж свыше 15 лет.

При расчете не учитываются суммы повышений фиксированных выплат к страховой пенсии и размер доли страховой пенсии.

Так же закон устанавливает ограничения по размеру максимальной выплаты пенсии. Так сумма пенсии за выслугу и страховая пенсия не может превышать 75% среднемесячной зарплаты федерального государственного гражданского служащего.

Заработок, из которого исчисляется пенсия

Размер пенсии за выслугу лет зависит от среднемесячного заработка за последний год (12 месяцев) службы, предшествующих выходу на пенсию. Для определения суммы этого заработка учитываются следующие выплаты гражданским служащим:

  1. должностной месячный оклад;
  2. месячный оклад, который присвоен работнику согласно классному чину;
  3. надбавка за выслугу лет;
  4. надбавка за особые условия федеральной государственной гражданской службы, начисляемая к должностному окладу;
  5. надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  6. ежемесячная премия;
  7. премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
  8. разовая выплата при ежегодном оплачиваемом отпуске и материальная помощь.

При расчете среднемесячного заработка из расчета исключаются периоды (начисленные суммы пособий за это время не учитываются):

  1. отпуск работника без сохранения денежного содержания;
  2. отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком по достижении им возраста, установленного по закону;
  3. период временной нетрудоспособности.

Размер среднемесячного заработка вычисляется делением общей суммы выплат на 12. Если в расчетном периоде зафиксированы отпуска или больничные, то общая сумма заработка делится на количество фактически отработанных дней и умножается на 21 (среднее число рабочих дней в году).

Размер среднего заработка не может превышать 2,8 должностного оклада или 0,8 денежного вознаграждения, установленного служащему в расчетном периоде.

Индексация пенсионного обеспечения госслужащих

Ежегодна пенсия за выслугу лет может подлежать увеличению путем индексации. В соответствии с Постановлением от 31 мая 2005 года N 346 , она проводится:

  • при повышении должностных окладов федеральных госслужащих - на индекс повышения таких должностных окладов;
  • при увеличении иных денежных выплат , входящих в состав содержания федеральных госслужащих, - на индекс повышения таких выплат (средневзвешенный).

Повышение размера выплат также происходит в следующих случаях:

  • изменение размера пенсии по старости;
  • увеличение стажа государственной службы.

Индексация трудовых пенсии по старости производится ежегодно 1 февраля на уровень инфляции прошлого года. Однако такое положение законодательства было приостановлено до 2017 года и в текущем 2016 году величина повышения составила всего 4%. После такой низкой индексации правительство приняло решение выплатить дополнительно по 5000 рублей всем пенсионерам в качестве компенсации (1 января 2017 года).

Повышение размера выплат

Помимо индексации пенсионного обеспечения, согласно статье 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», предусмотрено увеличение размера выплат в следующих случаях:

  • За каждый полный год стажа свыше 15 лет на 3% от среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии и фиксированной выплаты не должна превышать 75% среднемесячного заработка.
  • Жителям районов Крайнего Севера, местности приравненной к ней, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, устанавливается коэффициент на весь промежуток времени нахождения там, согласно постановлению Правительства РФ. При выезде гражданина из этой местности для постоянного проживания, размер пенсионного пособия будет рассчитываться без учета этого коэффициента.

Оформление пенсии и необходимые документы

Гражданин имеет право подать заявление о назначении пенсионного обеспечения после возникновения на него права на имя председателя Правления ПФР , в любой момент без ограничения во времени. Заявление необходимо подать в Пенсионный фонд или Многофункциональный центр как самостоятельно, так и через законного представителя, либо по почте. При отправке заявления через почтовое отделение днем обращения будет считаться дата, указанная на штампе с места отправления.

Рассмотрение заявление происходит в течение 10 дней со дня подачи заявления или предоставления недостающих документов.

К заявлению необходимо приложить следующие документы :

  1. паспорт (подлинник и копию);
  2. справку о размере среднего месячного заработка на гражданской службе за последний полный год перед уходом;
  3. справку о занимаемой должности, подтверждающую стаж государственной службы;
  4. справку из отдела Пенсионного фонда, об установленной трудовой пенсии по старости или инвалидности и начисляемой сумме;
  5. копию трудовой книжки;
  6. копию приказа об увольнении с государственной службы;
  7. копию военного билета;
  8. документы, подтверждающие деятельность, которые включаются в стаж государственной службы.

Порядок выплат и начисления пенсионного обеспечения

Выплата пенсии по государственному обеспечению устанавливают с 1 числа месяца , в котором гражданин обратился за ней, но не раньше для возникновения права на нее.

Перечисление пособия происходит ежемесячно через организацию, выбранную госслужащим. В качестве получателя гражданин так же может использовать доверенное лицо, в этом случае для получения пособия необходимо оформить доверенность .

Возможные способы доставки пенсионного пособия:

  • Почта РФ - получение пособия возможно как в почтовом отделении по месту регистрации, так и на дом. Дата получения устанавливается согласно графику доставки.
  • Банк - через кассу банка или картой для снятия денежных средств через банкомат;
  • Организация, занимающаяся доставкой пособий - получение пенсии в данном случае возможно через кассу организации или на дому.

Для утверждения способа доставки необходимо предоставить заявление в ПФР, в котором оформлялось пенсионное пособие.

Прекращение выплаты при продолжении службы

Пенсионные выплаты по выслуге лет могут приостановиться в следующих случаях:

  • При нахождении на государственной должности. При этом гражданин обязан уведомить ПФР в пятидневный срок о возобновлении службы. При освобождении занимаемой должности, пенсионные выплаты возобновляются на прежних условиях по заявлению гражданина.
  • При назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии или иного дополнительного пожизненного материального обеспечения. Выплата за выслугу лет прекращается со дня назначения данных выплат;
  • На период работы в межгосударственных органах , на должностях, по которым осуществляется назначение и выплата пенсий за выслугу лет.

Выплата страховой пенсии не прекращается в период осуществления работы.

В Российской Федерации самым распространенным видом пенсионного обеспечения является страховая пенсия . Именно выплата по страховому обеспечению по старости, которая до 2015 года называлась трудовой, назначается большинству работающих граждан нашей страны. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) данный вид выплаты получают около 83% российских пенсионеров.

Главным условием получения данной пенсии является достижение определенного возраста выхода на пенсию .

  • В настоящее время работающие россияне могут оформить данную выплату в 55 лет (женщины) и в 60 лет (мужчины).
  • В то же время некоторые категории граждан (педагоги, шахтеры, «северяне» и т.д.) вправе обратиться за назначением пенсии по старости ранее общеустановленного срока на 5, а то и 10 лет.

Однако, помимо досрочного установления пенсионных выплат, для лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на посту федеральной или муниципальной государственной службы, возраст выхода на пенсию уже со следующего года будет выше общеустановленного в стране.

Пенсионное обеспечение госслужащих

В Российской Федерации существует особая категория населения, называемая «федеральные государственные служащие» . К этой категории относятся работники, получающие заработную плату из средств федерального бюджета, а именно работники:

  • которые наделены властно-распорядительными или управленческими функциями;
  • исполнительных органов государственной власти.

Эти граждане по достижении возраста выхода на пенсию вправе оформить два вида выплат :

  • страховую по старости или по инвалидности ;
  • государственную пенсию за выслугу лет .

При этом размер пенсионного обеспечения пенсионера данной категории зависит от длительности трудовой деятельности именно на государственной службе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года государственная выплата за выслугу лет может быть установлена только к страховому обеспечению и выплачиваться вместе с ней.

Условия назначения пенсий за выслугу лет и по старости

После внесенных изменений в законодательство пенсия по государственному обеспечению за выслугу лет в 208 году может быть установлена госслужащему только при условии, что стаж его государственной службы составляет минимум 16 лет . При этом гражданин должен быть уволен в связи с:

  • увольнением по собственному желанию при выходе на пенсию;
  • сокращением штата или ликвидацией федерального органа;
  • увольнением с занимаемой должности по причине прекращения своих полномочий;
  • достижением максимального возраста;
  • плохим состоянием здоровья, препятствующим продолжению службы.

Кроме этого гражданин должен отработать непосредственно перед увольнением минимум 12 месяцев на должности федеральной государственной службы. Это касается всех госслужащих, кроме тех, кто был уволен в связи с ликвидацией органа или сокращением штата.

Страховую пенсию по старости можно оформить только при соблюдении нескольких условий. В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года такими условиями являются:

  • достижение гражданином пенсионного возраста;
  • наличие минимум 15 лет страхового (трудового) стажа ;
  • наличие пенсионных баллов (ИПК) минимум 30.

Количество баллов и страховой стаж учитываются согласно переходным положениям, указанным в Приложении 3 Федерального закона № 400-ФЗ.

В соответствии с этими положениями в 2018 году для получения права на страховое обеспечение по старости государственным служащим необходимо достигнуть общеустановленного в РФ пенсионного возраста выхода на пенсию и иметь не менее 9 лет трудового стажа и 13,8 пенсионных баллов.

Увеличение пенсионного возраста

По сравнению с гражданами многих иностранных государств пенсионеры Российской Федерации уходят на заслуженный отдых довольно рано. Установление пенсионного возраста в той или иной стране зависит от многих факторов :

  • средняя продолжительность жизни мужчин и женщин в стране;
  • уровень жизни;
  • размер пенсионного обеспечения и т.д.

Так как по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за последние годы в нашей стране средняя продолжительность жизни увеличилась, то появились разговоры о более позднем выходе на пенсию для граждан. В то же время продолжительность жизни россиян гораздо ниже , чем жителей некоторых иностранных государств. Этот факт в настоящее время сдерживает принятие решения по увеличению пенсионного возраста.

Однако для государственных служащих Российской Федерации уже в 2016 году на законодательном уровне было принято решение об увеличении возраста выхода на заслуженный отдых.

Закон о пенсиях государственных служащих с 2017 года

В мае 2016 года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон № 143-ФЗ , в соответствии с которым изменяются условия назначения пенсионного обеспечения государственным служащим в нашей стране. Изменения коснулись:

  • непосредственно возраста выхода на пенсию госслужащих (63 года для женщин и 65 лет для мужчин);
  • минимального стажа государственной службы (20 лет);
  • предельного возраста работы в госструктуре (65 лет; для руководителей высшего звена - 70 лет).

Данный закон вступил в силу 1 января 2017 года. При этом повышение будет происходить постепенно по полгода каждый год , пока не достигнет данного уровня. Таким образом, в 2018 году государственные служащие могут оформить страховую пенсию по старости только по достижении возраста :

  • 56 лет - женщины;
  • 61 год - мужчины.

Государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет в 2018 году может быть установлено только при наличии стажа госслужбы минимум 16 лет .

Кроме этого стаж для получения доплаты к пенсионным выплатам депутатов Государственной Думы и Совета Федерации был увеличен:

  • до 5 лет - для доплаты в размере 55%;
  • до 10 лет - для доплаты в размере 75%.

Предполагается, что принятие данных мер поможет сократить расходы Пенсионного фонда РФ, а сэкономленные средства направить на общее увеличение пенсионных пособий. Также будут сохранены ценные квалифицированные кадры.

Будет ли повышен пенсионный возраст для остальных граждан?

Уже несколько лет россияне пенсионного возраста задаются этим вопросом. Вокруг этой темы давно ходит множество слухов. Однако кроме принятого в мае 2016 года Федерального закона № 143-ФЗ больше нет никаких законодательно подтвержденных документов.

Это означает, что, в отличие от работников госструктур, увеличение возраста выхода на пенсию остальным гражданам нашей страны в настоящее время не грозит. Несмотря на то, что Министерство финансов уже не раз предлагало поднять возрастную планку, окончательное решение по этому вопросу не принято .

В настоящее время данный вопрос находится на стадии обсуждения. Несмотря на множество слухов, пока нет никаких достоверных данных об увеличении пенсионного возраста. Однако это лишь вопрос времени - рано или поздно будет принято решение о повышении возраста выхода на пенсию.

С 1 января 2017 года пенсионный возраст государственных и муниципальных служащих начнет поэтапно повышаться. Для слуг народа ужесточатся требования и к стажу, необходимому для получения пенсии. Законопроект на эту тему окончательно - в третьем чтении - приняла Госдума. Высвобожденные в результате реформы средства власти обещали направлять на повышение пенсий всем россиянам.

Пенсионный возраст для государственных и муниципальных служащих будет увеличиваться ежегодно - по полгода, объяснил главную идею поправок председатель Госдумы Сергей Нарышкин. "И к 2032 году этот возраст составит у женщин 63 года, у мужчин - 65 лет", - отметил спикер. Первоначально депутаты хотели установить единую планку и для женщин, и для мужчин - 65 лет, но потом, как говорится, уступили дамам.

Поправки коснутся государственных гражданских и муниципальных служащих, а также лиц, которые занимают государственные должности РФ и субъектов Федерации, муниципальные должности на постоянной основе. Таким образом, речь идет как о чиновниках, которые работают в аппаратах госорганов, так и тех, кто занимает политические должности. По данным Минтруда, в РФ более 1,1 млн служащих различного уровня. Кстати, для тех, кому страховая пенсия уже назначена, пересмотра после вступления закона в силу не предполагается.

Напомним, что сейчас все россияне выходят на пенсию по единым правилам: мужчины - в 60 лет, женщины - в 55. Чиновники и военные получают не страховую пенсию по старости, а государственную пенсию по выслуге лет. Однако, если кроме госслужбы у них есть достаточный стаж на другой работе, они могут получать и долю пенсии по старости.

Еще одно новшество касается как раз назначения пенсии за выслугу лет - минимальный стаж государственной гражданской службы для этого должен будет составлять 20 лет, а не 15, как сейчас. Переход тоже будет плавным - ежегодно по полгода. Парламентариям тоже придется дольше работать для получения повышенных пенсий. Чтобы к страховой пенсии по старости доплачивали 55%, нужно будет исполнять полномочия не год, как сейчас, а пять лет. А чтобы к пенсии добавляли 75%, придется пробыть депутатом или сенатором не три года и более, а десять.

Для тех, кому страховая пенсия уже назначена, пересмотра после вступления закона в силу не предполагается

Госдуму, конечно, интересовало, ради чего предстоит "жертвовать". А именно - сколько за счет реформы удастся сэкономить, и куда пойдут вырученные деньги. Замглавы Минтруда Андрей Пудов рассказал, что они будут направлены на всеобщее повышение пенсий.

Вначале экономический эффект будет не очень впечатляющий - более 600 млн рублей в год, но со временем он будет расти.

Да и не только в экономии дело. Зампред профильного комитета Госдумы по федеративному устройству Виктор Казаков считает, что инициатива приведет к тому, что чиновники будут дольше работать на благо государства, а это - сохранение квалифицированных кадров.

В ходе рассмотрения поправок сомнения у депутатов вызывало то, что слуги народа, выходит, ущемляются в пенсионных правах по сравнению с населением. Что противоречит 19-й статье Конституции. Однако в Минтруда это опровергли. Федеральные и другие категории служащих, в силу закона, "обложены" ограничениями, связанными с декларацией доходов, запретом на занятие иными видами деятельности и т.п. "Поэтому это не дискриминация по какому-либо признаку, это одно из видов ограничений, которое касается получения иного вида дохода, а пенсия это тоже доход", - объяснил депутатам Пудов.

Ряд представителей парламентской оппозиции назвали поправки "звонком" о том, что пенсионный возраст будет повышен для всех и принципиально отказались голосовать за инициативу. Единоросс Валерий Трапезников, комментируя такую возможность ТАСС , не исключил внесения корректировок в течение 2-4 лет после 1 января 2017 года. "В России 42 млн пенсионеров, 14 млн из них работает. Скоро может наступить критический момент, когда количество работающих сравняется с числом пенсионеров, и тогда пенсии платить будет нечем", - предупредил Трапезников. Он также аргументировал тем, что продолжительность жизни в России постепенно достигает европейского уровня. Напомним, что на этом же настаивает экономический блок правительства - называется планка в 65 лет и для мужчин, и для женщин. Однако конкретных решений на эту тему пока нет. Трапезников и другие депутаты, не исключающие распространения поправок на всех россиян, подчеркивают, что власти не будут спешить и сначала "обкатают" принятый закон на чиновниках. "Этот вопрос решаться с кондачка не будет", - подтвердил депутатам Андрей Пудов.

Вопрос ребром

Не ущемляются ли слуги народа в пенсионных правах по сравнению с населением, ведь согласно 19-й статье Конституции все граждане равны, в том числе независимо от занимаемой должности? У минтруда на этот счет - свои аргументы. Федеральные и другие категории служащих, в силу действующего закона и статуса, "обложены" ограничениями. Эти ограничения связаны, например, с обязательным декларированием доходов, запретом на занятие иными видами деятельности и т.п. "Поэтому это не дискриминация по какому-либо признаку, это одно из видов ограничений, которое касается получения иного вида дохода, а пенсия это тоже доход", - объяснил депутатам замглавы минтруда Андрей Пудов.