Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе. Доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

Шалва Александрович Амонашвили — автор научного направления, известного в мире как « Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений. В настоящее время он возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д. Д. Зуевым издает 100-томную «Антологию гуманной педагогики».

Шалва Александрович Амонашвили — лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); В 2008 году Шалва Александрович был награжден в составе группы авторов — создателей образовательной системы «Школа 2100» Премией Правительства РФ в области образования — за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».

Факты биографии

Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. С 1983-91 гг. он возглавлял НИИ педагогики МП Грузинской ССР, с 1987 он — генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии.

Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения начался ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии — в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики, руководил которой Барнаб Иосифович Хачапуридзе.

В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили. Вот несколько слов Шалвы Александровича об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма… Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

В 60 — 70-х годах Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием «« Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками. Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, и Шалва Александрович считает, что она была достигнута.

В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1988-89 году Шалва Александрович работает вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе — ВНИК «Школа». Перед содружеством учёных поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. К сожалению, в связи со сменой руководства в образовании ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы были не востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены. С 1993 года Ш. А.Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа». Шалва Александрович принимает участие в подготовке основных документов, вписывает свою концепцию гуманной личностно ориентированной педагогики в общую схему Образовательной системы «Школа 2100». После смерти Алексея Алексеевича Леонтьева становится одним из научных руководителей этой образовательной системы. Одновременно Шалва Александрович Амонашвили руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, он — глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

Область научных интересов

Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, идеи гуманной педагогики в истории человеческой мысли, оценочная основа педагогического процесса, жизнь ученика, личность учителя.

Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить её». Отношения «учитель — ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать её ребенку».

Основа основ в школе Амонашвили — «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? Первый принцип — это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно.

Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни».

Клятва учителя (от Ш. А. Амонашвили)

Я — Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь:

любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.

Клянусь:

не вредить детям, не вредить Ребёнку.

Список основных трудов

  • «Обучение. Оценка. Отметка», 1980.
  • «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели»: Педагогическая трилогия, 1983-1986.
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», 1984.
  • «Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах», 1970.
  • «Созидая человека», 1982.
  • «В школу с шести лет», 1986.
  • «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
  • «Школа Жизни». Трактат о начальном образовании, 1996.
  • « Гуманно-личностный подход к детям», 1998.
  • « Личностно-гуманная основа педагогического процесса», 2000.
  • «Улыбка моя, где ты?».
  • «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры».
  • «Баллада о воспитании».
  • «Исповедь отца сыну».
  • «Спешите дети, будем учиться летать!».
  • «Без сердца что поймем?».
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа?».
  • «Тайна Альбрехта Дюрера III-IV классы».
  • «Школа жизни».
  • «Истина Школы».
  • «Рука Ведущая».

A A A

Шалва Амонашвили - легенда отечественной педагогики. Доктор психологических наук, профессор, педагог-новатор, автор многих научных трудов.

Ну а то, что видишь, слышишь и чувствуешь при встрече с этим человеком - доброта, трогательный грузинский акцент, внутренняя сила и глубина мудрости...

Ниже представлены выдержки из семинара Шалвы Амонашвили в Ижевске, а также некоторые его высказывания на уроке, который он провёл прямо на сцене для учеников 2 класса одной из ижевских школ. Разговорная речь Шалвы Александровича оставлена без изменений.

Если без сердца идёте к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок - нет. Урок - это когда ребёнок набирает света . Если вести урок без сердца, вас увидят дети, запомнят что-то, сдадут что-то, потом экзамен, вы отметки поставите, а потом они «выплюнут» эти знания и всё.

Нужно открыть своё сердце. И ещё одна задача - воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить верой в него.

Такая педагогика возможна, она реальна, и она не зависит от обстоятельств. Я есть создатель обстоятельств. Где я, там и моя педагогика – моё сердце, моё сознание.

Педагог I века нашей эры Марк Фабий Квинтилиан (Римская империя) произносит удивительную фразу: «Наша душа - небесного происхождения». Он произнёс это как основу для своей жизни, для своей педагогики. Очень много мудрости в каждом из нас, дорогие мои друзья. Но мы не любим по этим мудростям жить, творить, общаться…

Я хотел бы задать вам несколько вопросов. Я не буду требовать на них ответы. Сохраните их, эти вопросы помогут вам.

1. Есть ли у Вас, лично у Вас, какое-либо философское представление о ребёнке?

2. Какой Вы есть учитель? Вы лично (воспитатель, руководитель, начальник)?

3. Существуют три типа учителей. Те, которые объясняют, те, которые жалуются, те которые вдохновляют. К какому типу Вы принадлежите? Вслух об этом никому не говорите. Это Ваш секрет.

4. Стремитесь ли Вы к новому опыту?

5. Перед кем вы чувствуете ответственность за ваш педагогический труд? Может быть, перед детьми, перед их судьбами? Может, перед человечеством? Перед страной, перед Президентом? Перед директором, завучем?

Может быть, кто-то скажет: «Я несу ответственность перед Богом. Всё остальное - промежуточные звенья».

Я вам прочту великую мысль, пусть она сопровождает вас. Она взята из Нового Завета, из Евангелия от Матфея. Все Писания я очень уважаю, люблю, ценю, изучаю. А в Новом Завете глубже и образнее всего представлен образ ребёнка.

Иисуса Христа часто спрашивали его ученики: как мы будем с Тобой в Царствие Небесном? Кто будет сидеть у Твоих ног, кто будет с левой стороны, кто с правой? Они, в общем, были строптивые люди, и хотели узнать, кто выше, кто ниже.

И Иисус, призвав дитя, поставил его перед ними и сказал: «Истину говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное. Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствие Небесном, кто примет одного такого дитя во Имя Моё, тот Меня принимает».

Видите, как интересно. Я учитель, захожу в класс, а в классе у меня 30 учеников, и я принимаю каждого от Его Имени. Тогда кто же каждый из этих детей? Маленькие Иисусы Христы и Девы Марии, которые сидят у меня за партами. Могу ли возвысить своё сознание до такой степени, и принимать их так? Или это просто те, кто на моих нервах играет? Учатся - не учатся, хотят - не хотят, ведут - не ведут себя как нужно.

Так сможем ли мы возвыситься до такой степени, чтобы принимать каждого ребёнка во Имя Христа? Ох, какая сложная задача!

Знаете в чём дело, дорогие мои друзья? Я в каком-то шоке нахожусь, не могу выйти из этого состояния уже несколько лет - 2 миллиона детей-бомжей в России! Они выброшены, как будто мусор выбросило общество. Пройдут годы, кем они будут? Где взять столько Макаренко, чтобы образумить этих детей, дать им напутствие, импульс? Люди не хотят быть Макаренко. Им себя жалко.

А в Писании сказано: «…нет воли Отца, чтобы погиб один из малых сих». А два миллиона погибают…

Я не знаю, как обстоят дела у вас. Как у вас в республике - есть наркоманы или нет ни одного? Есть в школе курящие или нет ни одного? Есть в школе дети, которых школа вот-вот «выбросит» за порог? Есть учителя, которые говорят: «Или он или я в классе»?

Есть такие?

Каждый учитель, который даёт урок, тут же сам получает урок.

Никогда в жизни никого не критикуйте, пожалуйста! «Утверждающий богат, отрицающий беден». Кто критикует - как слепой становится, и того не получит, что отрицает, и того не найдёт, чего ищет.

В России разрешено принимать в школу 6-летних детей. Если мама этого хочет, она имеет право отдать своего 6-летнего ребёнка в школу. Но есть одна беда. Мы таких детей смешиваем с 7-летними. А это совершенно разные дети. 6-летние дети более успешно осваивают грамоту. 7-летние дети - с трудом. Странно, правда? Это потому, что у 6-летних детей есть мотив. Для них осваивать грамоту - это, как говорил Выготский, быть в зоне ближайшего развития, а для 7-летних - это уже зона актуального развития. Проще говоря, им уже не хочется этого. 6-летние - более податливы к обучающему процессу.

Пусть 6-летние дети идут в школу, но их надо различать.

Во многих странах мира детей учат уже с 5-летнего возраста, в Англии, например. Есть идеи ещё понизить планку начала обучения.

Я не сторонник раннего обучения, я сторонник раннего воспитания.

Урок для второклассников.

Вы извините меня, пожалуйста, что я оторвал вас от ваших дел, но мне очень нужна ваша помощь. Я пригласил вас на урок, и у нас с вами будут свои, очень сложные дела.

Закройте, пожалуйста, ваши глаза и скажите внутри себя, в сердце: «Учитель, мы поможем тебе, чтобы урок состоялся». Спасибо.

Когда речь идёт о мудрости, кричать нельзя. Давайте тихо-тихо произнесём: «В начале было Слово». Если сказать просто, то эта фраза значит - то, что нас окружает, то, что на небе, то, что внутри нас, всё создано Словом, неким таинственным Словом. (…) Так что, берегите слова, не разбрасывайте словами, отходите от плохих слов.

Знаете что, вы тянете руку, не дослушав вопроса, и она подводит вас! Рука обманула вас. Не руку надо тянуть, а уши приготовить.

Что есть человек на земле? Чудо. Каждый из вас – чудо. Я тоже чудо. И все в зале – тоже.

Какое слово самое главное? Бог. А второе слово? Любовь. Бог есть Любовь. Если кто-то умеет любить, становится маленьким богом. Только надо уметь любить преданно.

Вечером того же дня, после семинара, который, кстати, 78-летний (!) Шалва Александрович, вёл с 10.00 до 17.00, мы встретились.

Вечером у него было запланировано ещё несколько встреч…

Таких людей, как Вы, я встречаю нечасто. Вы стали сегодня моим Учителем. С Вашей вводной лекции я вышла с открытой душой.

Однако в мире сейчас другие приоритеты – власть, деньги, борьба за свои интересы. Мир же сток.

Что Вы делаете, чтобы оставаться открытым и любящим человеком?

Я предлагаю Вам построить внутри себя «образовательный храм». Закрыть глаза и увидеть нечто прекрасное – как будто школа во мне.

И попробовать совместить, синтезировать в себе внутреннюю и внешнюю жизнь. Тогда и я и Вы будем теми людьми, в которых все нуждаются. Только надо хранить свой храм, свой внутренний мир в чистоте и красоте.

А как это сделать?

Это трудно. Почему существует такая сила как воля? Нам же воля дана. Один мудрец говорит: «Воля - Это Бог в человеке». Этот Бог во мне существует.

Это самоорганизация другими словами?

Воля - это когда мы можем идти против своих желаний. Если я иду на поводу своих желаний, там воля не нужна. Там сам ветер меня несёт, хочется - и делаю. Но если, то, что я делаю - не годится, тогда нужна воля, чтобы пресечь это. Воля - строитель нашего внутреннего мира. Сложно будет в начале, при помощи воли, скажем, постоянно быть добрым. Но если я буду продолжать это делать постоянно, то воля отходит, и я уже таким становлюсь сам.

Нужно родиться волевым человеком или это можно в себе воспитать?

Каждый несёт в себе волю. Если помогут взрослые, мы будем волю в себе развивать, если не помогут, нам нужно призвать разум в себе, поставить цель и отсекать всё, что мешает её достижению. Когда отсекаешь, конечно, больно, но цель не терпит траты времени.

Вы – создатель «гуманной педагогики». Значит, Вы признаёте, что наша педагогика не всегда гуманна к ребёнку?

Не только я. Это реальное состояние дел. Недавно вышёл 2-ой том Новой российской энциклопедии. И там впервые отразилось такое понятие как «авторитарная педагогика». Раньше этого понятия не было. В энциклопедии говорится, что авторитарную педагогику (которая, кстати, сейчас бытует почти во всех школах) можно применять только в колониях, и то с оговорками. Такой педагогике может противостоять только гуманная педагогика.

Чем они отличаются друг от друга?

Отличаются как чёрное от белого. Гуманная педагогика призывает ребёнка, через сочувствие, помощь, сопереживание, самому идти к своей судьбе. Авторитарная педагогика принуждает к этому. Она тоже имеет цель – дать что-то прекрасное ребёнку. Но - путём принуждения, приказов, отметок, давления, строгости. Гуманная педагогика вовлекает ребёнка в процесс становления самого себя. Это более сложный процесс, конечно.

Согласитесь, в школе существуют стандарты: урок – домашнее задание – проверка сделанного. Получается такой образовательный конвейер. Как на этом конвейере найти путь к каждому ребёнку?

Стандарты, во-первых, существуют в отношении знаний. Это политика государства, это должно быть. Хотя само слово – «стандарт» – плохое. Стандарты должны существовать, но они разработаны для учителя-троечника. Для такого, который только что закончил педколледж и должен давать знания ребёнку. Какие это знания? Высшие – он сам не потянет (ребёнок – да, а вот он сам – не тянет). Так вот, стандарты строятся на уровне образованности учителя, а ребёнок способен на большее.

Мы («гуманные» педагоги) тоже ищем подходы к ребёнку. Но не через давление. Понимаете, ребёнок имеет страсть к развитию, к взрослению и свободе. Если я, учитель, пойму ребёнка с его страстями и буду ему в этом помогать, я – гуманный учитель для него. Он меня примет и пойдёт за мной. Если я не пойму его с его страстями, и буду только оценивать ребёнка: знает – не знает, запоминает – не запоминает, то он никогда меня любить не будет. Дети, от 1 до 11 класса, любят тех учителей, которые их понимают. Мы хотим облагораживать учителя. Не просто давать технологии, а сердце сделать добрым, ум сделать мудрым, возвысить учителя в его благородстве, дать ему понять, что он несёт высочайшую ответственность перед, если хотите, Творцом.

Вы такое серьёзное значение придаёте личности учителя. Где найти такого учителя?

Их действительно мало. Если среди всех учителей, с которыми я встречаюсь, хотя бы 5 – 8 процентов задумается, что что-то можно изменить, за одним учителем ведь сотни детей стоят. Многие учителя ждут поддержки, им нужно просто руку подать, улыбнуться, сказать что-то ободряющее. Если так сделать, то многие учителя как дети, охотно идут за этой новизной.

Учителю тоже нужен учитель…

Конечно!!! Без учителя человек – пропащий. Выстраивается иерархия: я – учитель, но и сам ищу учителя, я сам ученик.

Лучшие учителя – это ваши ученики. От них можно многому научиться, если принимать их как своих учителей.

Кто ещё были Ваши учителя?

Они разные. Например, Иисус Христос, думаю, могу назвать его своим Духовным Учителем.

Варвара Вардиашвили, учительница литературы. Её, конечно, уже нет в живых, но она до сих пор – мой Учитель.

Маленькая Леночка, которая на уроке заплакала, заорала, что не любит математику. Сказала мне: «Зачем тебе красные чернила?», после чего я убрал их из своей жизни и жизни своих учеников.

Восток говорит: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя - Учитель».

Как Вы считаете, почему все государственные реформы в образовании не оправдывают ожиданий?

Я Вам скажу. Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я – плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину 21 века.

Дети меняются во временах?

Конечно. Именно – во временах! Точнее, меняются времена, и они зовут новые поколения детей. Время вызывает детей. Было время, которое вызывало детей-акселератов. Сейчас время зовёт детей Света.

Что это за дети?

Примерно то же самое, что дети индиго, необычные дети. Они, идут с начала 90-х и очень отличаются от детей, к примеру, конца 70-х. Они отличаются одарённостью, раза в 2-3 больше, чем это когда-либо было. Второе. Среди этих детей есть те, кто обладают необычными способностями, чего раньше вообще почти не было и расценивалось как чудо. Они, например, могут в секунду умножать шестизначные числа, и так далее.

Я Вам сейчас задам вопрос – чему равняется сумма чисел от 1 до 100? Вы можете дать ответ сейчас, сразу?

В Сургуте я тоже задал этот вопрос, и один маленький мальчик сразу же назвал верный ответ. Я спрашиваю: «Егор, как ты это вычислил?» - «Не знаю» - «А что происходило в твоей голове за это время?» - Пожимает плечами. Так как это объяснить?

Или 5-летняя девочка рисует потрясающие картины. Никто её не учил, кроме того, мама не рисует, папа не рисует. Как это возможно? Она мне говорит: «Вот здесь, видите, окошечко есть? - и пальчиком в воздухе рисует, - Я оттуда всё срисовываю. – А почему твоя рука именно так скользит? – Я не знаю. А Ваша, что нет?»

Как это объяснить? Одарённость, например, объяснима. А вот это – нет.

Дети идут с новыми задачами. Наверное, наступит середина века, и тогда нам будут нужны их необъяснимые дары. Сейчас нам это пока непонятно.

Что это за механизм «привлечения» разных детей, как он работает, на Ваш взгляд?

Такие вещи не объяснишь, и поэтому учёные могут спорить.

Это связано с нашей верой. Я лично верю, что есть Высший Разум. Как мы его назовём? Богом? Творцом?

В Высший Разум верили Эйнштейн, Нильс Бор, который физику создавал и атом расщеплял, Менделеев верил, даже Дарвин.

Есть Высший Разум, который слагает некие обстоятельства нашей жизни.

Ровно в своё время пришли Руставели, Пушкин – созидать нечто Вечное, во всяком случае, Долго-Вечное. И это Вечное есть пища для меня, для Вас.

Что Вас вдохновляет в жизни? Вы прекрасно выглядите и производите впечатление молодого и энергичного человека…

Многое вдохновляет. Я люблю общение с людьми. Люблю свою жену. Детей очень люблю. Люблю слушать их, это большое вдохновение для меня. Ещё, учителя очень способствуют «всему хорошему ко мне».

Любовь к жизни, в целом?

Любовь к жизни. Но не такая, животная, а духовная, когда не боишься эту жизнь покинуть.

«Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя Учитель».

Ольга Сорокина

Фото - Екатерина Дериглазова

Шалва Александрович Амонашвили – профессор и доктор психологии, автор собственной педагогической методики. Методика воспитания Шалвы Амонашвили пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Она получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.

Основы воспитания

По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько : стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, является основой для гармоничного развития.

Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. В Интернете можно найти множество видеороликов с лекциями знаменитого педагога. В них Амонашвили озвучивает эти вопросы и сопровождает их пояснениями:

    Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?

    Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?» – подчеркивает педагог.

    Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.

    Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.

    Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».

Основы методики

Основные адресаты методики воспитания Амонашвили – это дети младшего школьного возраста. Именно с ними много лет назад грузинский педагог начал свой воспитательный эксперимент.

Амонашвили настаивает на том, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов. В школе всё зависит вовсе не от реформ, а от конкретных учителей.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» даже для опытных педагогов становятся вдохновляющим откровением.

Вот какие принципы лежат в основе методики Амонашвили:

    Детей нужно любить такими, какие они есть;

    Взрослый должен верить в силу воспитания. И вне зависимости от возникающих трудностей – искать пути для обучения и развития ребенка;

    Педагог, воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, любовь к жизни.

Как работает методика Амонашвили

Один из важнейших принципов методики – отказ от , унижающей достоинство ребенка. Амонашвили также призывает педагогов отказаться от красных чернил и пользоваться зелеными, чтобы отмечать достижения воспитанников.

Ребенок должен соревноваться только со своими собственными достижениями.

Учитель должен научить ребенка радоваться не только своим успехам, но и чужим.

Детей нужно вовлекать как можно глубже в учебный процесс – дети могут сами составлять задания, выстраивать планы уроков и даже создавать учебники.

Уроки в школах Амонашвили проходят в форме беседы, обсуждения. В основной цикл школьной программы входят уроки общения, красоты, планирования деятельности. Есть уроки, посвященные природе, миру наук, иностранной речи и компьютерной грамотности.

Грузинский педагог также вводит уроки познавательного чтения. Шалва Александрович говорит, что «чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания».

На уроках письменно-речевой деятельности школьники пишут маленькие рассказы о том, как они познают этот мир. На уроках математического воображения ученики осмысляют такие понятия, как беспредельность и вечность, мироздание, порядок, космос. Учитель должен научить своих подопечных методам сравнения, анализа и обобщения.

Воспитательная система Амонашвили построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Методика будет полезна родителям, которые ценят индивидуальный подход к ребенку и согласны с гуманистическими мировоззрениями грузинского педагога и психолога.

Методика Амонашвили официально признана как система образования и рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Булат Окуджава:

Пока Земля ещё вертится,

Пока ещё ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет.

Слушая в себе эти строки хочется сказать всем учителям: "Пока ещё вертится Земля Образования, пока ещё мерцает, но не гаснет свет свободы, Господи, пошли всем нам мудрый, добрый, приглашающий к диалогу о сущности вечной педагогики жизни трактат "Школа Жизни" Шалвы Амонашвили. Или, предельно кратко, Господи, пошли нам Амонашвили".

Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной. Он педагог и психолог, один из основных создателей системы начального обучения детей с шестилетнего возраста в нашей стране, который продолжая развивать гуманистическую педагогику, выдвинул три основных принципа своей жизнеутверждающей, гуманной, гармоничной педагогической деятельности:

Любить ребёнка. Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.

Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.

Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка.

Основная цель учебной деятельности Ш.А. Амонашвили это духовная общность между учителем и его учениками, перестройка внутренних установок ребенка на процесс самопознания и саморазвития. Сегодня по его методике работают школы во многих странах мира. Кроме России (несколько крупных городов) – в Литве, Эстонии, Казахстане, Чехии, Болгарии, Словакии.

По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Он сравнивал свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. В начале своей педагогической деятельности основным тезисом работы учителя он считал формулу, сравнимую с работой врача еще со времен Авиценны: “Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!” Несомненно, ни врач, ни учитель не имеют права ошибаться. Ошибка врача в диагнозе влечет за собой неправильное лечение, ухудшение здоровья пациента. Ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения, влечет за собой впоследствии неправильно сформированную личность. “Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс”.

По мере накопления педагогического опыта Амонашвили пришел к выводу, что настоящий учитель должен быть актером. Как артист на сцене забывает обо всем, кроме жизни своего героя, заставляет зрителя воспринимать спектакль, как действительность, так и педагог, входя в класс, должен забыть о своих личных проблемах, переживаниях, и помнить только о своих учениках, каждый из которых имеет свой собственный характер, мировоззрение, но все они без исключения должны быть вовлечены в общий творческий процесс обучения.

В теории Амонашвили мне понравилось его умение лаконично формулировать основные тезисы работы учителя, которые он называет “памятками”. Впоследствии он их сгруппировал, и получилась памятка следующего содержания:

Будь осторожен!

Не ошибись!

Не вреди!

Будь надеждой для школьника!

Дари себя детям!

Знай, к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

Основные целевые ориентации технологии можно сформулировать так:

  1. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
  2. Облагораживание души и сердца ребёнка.
  3. Развитие и становление познавательных сил ребёнка.
  4. Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.
  5. Идеал воспитания – самовоспитание.

Приёмы, используемые в технологии, изложены в книгах - «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели». В этих книгах, описывая технологию обучения Амоношвили:

Категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки ученика предлагается качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. «Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений» - говорит педагог и создаёт для этого все условия.

Говорит о воспитании гуманных чувств у детей , которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…» и средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. На уроках чтения должен быть непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Педагог не навязывает детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляет вслух, что ему нравится, что не нравится, почему. Даёт возможность детям поспорить с ним, размышлять. Разговор ведётся в соответствии с нормами общения, используются выражения: «По моему мнению… Мне представляется… Извините, но я думаю иначе… Простите, что перебиваю…» Дети играют в «героя»: в Тома Сойера, в Пеппи, в Маленького принца. Каждый играет героя таким, каким представляет, а все дети ухаживают за ним как за настоящим героем, всё без шуток – таков уговор.

Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.

На уроке математики педагог вводит «3 минуты поэзии», на письме – «3 минуты музыки», иногда «можно опустить голову на парту, углубиться в себя и подумать, как написать интересное сочинение». Жизнь детей в школе и вне её, и это очень важно, должна быть яркой, красочной, насыщенной игрой, романтикой, юмором, чтобы их окружали произведения искусства, музыка… Детский смех, аплодисменты на уроках, даже слёзы, когда дети сопереживают герою, на уроках не воспрещаются. Сами дети, в школе, где преподавал Амоношвили, придумали плакаты и повесили их в классе: «Твой смех не должен оскорбить чужое достоинство!», «Нужно плакать от сострадания и сочувствия, а не от того, что у тебя болит зуб!»

В его книгах подчёркивается важная мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и отзывчивыми, - должны быть гуманны сами; справедливыми – не должны допускать любой несправедливости в адрес ребёнка, должны добиваться того, чтобы отношения ребят между собой, с учителями были тёплыми, уважительными.

Амонашвили уверен в том, что каждый ребёнок достоин уважения. И он не скупится выражать радость в связи с успехами детей. «Спасибо тебе, что думал! Ты меня очень порадовал! Дай, я пожму твою руку!» - эти слова можно слышать на уроке. «Я говорю ребёнку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, высказывает проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства; надо поощрять любое старание ребёнка, его попытки подняться ещё на одну ступеньку своего развития, становления. Я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, своё дружеское отношение к нему». Дети должны чувствовать гордость за педагога, за свой класс, за каждого ученика. Но, выражая радость в отношении отдельного ученика, учитель должен найти такую форму выражения своих чувств, чтобы достижения отдельных учеников были восприняты как радостное событие для всех.

Общение между людьми это не только средство достижения целей, но и самостоятельная ценность человеческой жизни. Поэтому очень важно на уроке создавать процесс не только передачи знаний, но и процесс общения между учителем и детьми. «Не нужны мне уроки передачи знаний, и вообще, не терплю это бездушное понятие. По-моему, оно заранее настраивает педагога на то, чтобы занять в классной комнате видное и возвышенное место. Нужен не процесс передачи и получения знаний, а процесс совместной духовной жизни ученика и наставника» - говорит Амонашвили.

Детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль. Хороший спор становится важным путём самоутверждения ребёнка. Хорошим же его можно считать тогда, когда интеллектуальное противостояние развивается с переменным успехом. При обучении необходимо создавать ситуации, в которых детям необходимо доказывать свою правоту: «Кто же прав? А вы как думаете?» Целью этого обучения является, и отучение детей произносить хором «Да!» без предварительного осмысления того, что требует согласия, тем самым он развивает самостоятельность детей, умение критически оценивать ситуацию, прислушиваться к мнению товарищей.

Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания крайне необходима «письменная речь» - не что иное, как сочинение. Но это не просто сочинение, а «сочинения, способствующие тому, чтобы ребёнок через умение письменно передавать свои переживания, впечатления, познавал свою личность». Отсюда и темы сочинений: «Что меня радует, что огорчает», «Мой представление о счастье», «Каков я и каким могу стать», «Когда я стану большим», «Вежлив ли я». Для стимулирования интереса к письменной речи, дети составляют тома собственных сочинений, выпускают газеты, книги. Во втором классе у каждого ученика появляется тетрадь «Я среди людей». На специальных уроках дети анализируют свои поступки, размышляют по поводу разных жизненных проблем и обо всём пишут в тетради. Тетради эти никому не показывают, в них хранятся тайные откровения. Принцип, которому придерживается Амонашвили: «Личность рождается в борьбе с самою собою в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть направлены на то, чтобы направить ребёнка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелёгкой борьбе».

Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть. То есть включить в содержание своего общения и отношений с ребенком его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. В своей школе Амонашвили проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.

Исходя из вышеизложенного , выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

  1. Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.
  2. Всегда должны быть вера в возможности каждого ученика и поощрение детей.
  3. Необходимо радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.
  4. Обязательно учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.
  5. Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.
  6. Законы для учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  7. Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
  8. Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  9. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  10. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

«В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы». Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.

В Заключение приведу высказывание Д.Д.Зуева, члена-корреспондента Российской Академии образования, профессора, главного редактора «Антологии Гуманной Педагогики»:

«…Классическое наследие, прикладным аспектом которого является гуманное педагогическое мышление и многообразие соответствующих образовательных систем, не является Океаном Педагогических Знаний. Такого океана нет и быть не может. Классическое наследие - это Чаша Педагогической Мудрости, наполняющаяся по каплям в течение тысячелетий….»

Литература

  1. Амонашвили Ш. А.: Здравствуйте дети!,М.,1983;
  2. Амонашвили Ш. А.:,В школу- с шести лет. М.,1986;
  3. Амонашвили Ш. А.: Как живете дети?,М.,1986;
  4. Амонашвили Ш. А.: Единство цели.: ,М.,1987;
  5. Амонашвили Ш.А. :Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.,1984;
  6. Амонашвили Ш.А. :Культура педагогического общения. М., 1990;
  7. Амонашвили Ш.А.: Гуманно-личностный подход к детям.:М., Ин-т практической психологии, 1998.
  8. Амонашвили Ш.А.: Школа Жизни.: М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998