Характеристики малых форм занятий. Формы занятий физическими упражнениями

Каждое отдельное, относительно завершенное занятие физическими упражнениями является звеном процесса физического воспитания. В целом занятия разнообразны: прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристские походы, уроки физической культуры и т. д. Однако все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих закономерностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с наибольшей эффективностью решать образовательные и воспитательные задачи.

Очень важно в педагогическом отношении ясно представлять диалектический характер взаимосвязи содержания и формы занятий физическими упражнениями. Специфическим содержанием здесь является, прежде всего, активная, направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Она состоит из ряда относительно самостоятельных элементов: сами физические упражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т. д. Сравнительно устойчивый способ объединения элементов содержания составляет форму занятий физическими упражнениями.

В каждом случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что является коренным условием качественного его проведения.

Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи единой с ним, она обеспечивает оптимизацию деятельности занимающихся. Постоянное пользование одними и теми же, стандартными формами занятий задерживает совершенствование физической подготовленности занимающихся.

Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает возможность успешно решать задачи физического воспитания.

Факт активного влияния формы занятий на их содержание, а следовательно, и на результаты обязывает к самому серьезному отношению к ней. Поэтому в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражнениями всегда придавалось большое значение.

На основе государственных стандартов высшего профес-сионального образования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных ус-ловий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физи-ческой культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.

Учебные занятия - основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:

  • · Теоретические, практические, контрольные;
  • · Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;
  • · Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);
  • · Самостоятельные задания по заданию и под контролем преподавателя.

Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении - на учебно-тренировочных занятиях.

Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя, как в учебное, так и во внеучебное время.

Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса - экзамен.

Внеучебные занятия организуются в форме:

  • · Физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки).
  • · Занятий в секциях, организованных профсоюзов, спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями.
  • · Самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом.
  • · Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста.

Неурочные формы построения занятий в физическом воспитании

Цель: Закрепление знаний и раскрытие важности неурочных форм организации занятий в физическом воспитании

Задачи:

1- дать оценку малым формам организации занятий в физическом воспитании,

2- изучить крупные формы организации занятий в физическом воспитании,

3- раскрыть соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании.

Актуальность: Основные уроки по физической культуре в школе не обеспечивают требуемой потребности в движении, к тому же в последнее десятилетие детей практически всех развитых стран мира характеризуют как гиподинамичных, склонных к полноте, с уймой вредных привычек. Систематическое использование неурочных форм организации занятий- возможность исправить сложившуюся ситуацию.

Особенности малых форм занятий:

Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий: а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика); б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время производственной или умственной деятельности (формы: физкультминутки, физкультпаузы); в) поддержание отдельных сторон приобретённой тренированности и создание предпосылок повышения эффективности основных занятий (домашние занятия по школьному курсу физического воспитания и спорта).

Незначительная продолжительность занятий (от 2 – 3 до 15 – 20 минут).

Отсутствие или невыраженность структуры построения занятий, то есть подготовительная, основная и заключительная части занятия кратковременны и ограничены по содержанию, а иногда и не выражены (например: оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки). Физкультпаузы).

Невысокий уровень нагрузок.

Крупные формы занятий:

1.Самодеятельные тренировочные занятия (индивидуальные или групповые).

Крупные формы занятий отличаются от малых форм большей продолжительностью (до 2 – 3 часов), более широким содержанием и более обособленной структурой. Часто это не только спортивно-тренировочные занятия, но и самостоятельные занятия по общей физической подготовке, атлетической подготовке, избирательно-кондиционной тренировке.

По содержанию они бываютоднопредметными : включающими, например, быструю ходьбу, или продолжительный бег, или ритмическую гимнастику, или ходьбу на лыжах и др.Комплексные занятия включают различные виды физических упражнений , выполняемых в одном занятии. Например, занятия, построенные по принципу многоборной подготовки, или упражнения циклического характера и спортигры, или силовые упражнения и циклические упражнения и т. п.

Выбор занятий определяется индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физическим воспитанием . Вместе с тем существенное влияние на выбор предмета занятий оказывают условия жизни, быта, наличия инвентаря, спортивных баз и др.

Самодеятельные тренировочные занятия требуют от занимающихся определённой «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятий, регулирования нагрузки, осуществление самоконтроля. Самодеятельные тренировочные занятия должны быть не менее, чем трёх-четырёхразовыми в течение недели, примерно часовой продолжительности каждое.

2.Физкультурно-рекреативные формы занятий. Такие формы занятийимеют характер расширенного активного отдыха , восстановление сил с помощью средств физического воспитания (от латинского recreation – отдых, восстановление). Эти занятия позволяют поддерживать нормальное физическое состояние и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Они практикуются в режиме школьного дня (большие перемены с использование подвижных игр), в свободное время в домашних условиях, в выходные дни и в других ситуациях.

Пригодных для активного отдыха вариантов достаточно. Например, подвижные игры, спортивные игры по упрощённым правилам, или туристические походы: пешие, походы на лыжах, велосипедах, лодках и т.п. Основные характерные черты таких занятий: умеренность нагрузки, без ярко выраженного утомления , отсутствие жёсткой регламентации, свободное варьирование поведения.

Соревновательные формы занятий:

К ним относятся: 1) собственно-спортивные соревнования; 2) соревновательные формы занятий.

3.1.Собственно-спортивные соревнования представляют собой объективный способ демонстрации в соревновательной деятельности возможностей соревнующихся в соответствии с правилами и способами ведения спортивной борьбы в конкретном виде спорта .

Собственно-спортивные соревнования характеризуются:

Стремлением показать максимальный результат, победить, или занять наиболее высокое место, или решить конкретные технико-тактические задачи.

Унифицированными правилами соревнований для каждого вида спорта, где чётко обозначены способы ведения соревновательной борьбы, регулирование порядка состязания, наличием судейства.

Специфической эмоциональной напряжённостью участников соревнований

В регулярной спортивной деятельности спортивные соревнования широко развёрнуты и глубоко специализированы: контрольные, подготовительные, классификационные, отборочные, главные соревнования . Собственно соревновательная деятельность наиболее широко представлена у высококвалифицированных спортсменов, которая занимает до 10 – 15 % и более общего времени, затрачиваемого на спортивную подготовку в течение года.

Собственно-спортивные соревнования имеют общие структурные черты урочных форм занятий: вводно-организующие действия; разминка; непосредственное выступление участвующих спортсменов в соревнованиях; заключительная часть, нормализирующая послесоревновательное состояние; подведение итогов соревнований.

3.2.Соревновательные формы занятий.

В качестве одного из частных методических приёмов активизации занятий,элементы состязаний включаются уже на ранних этапах физического воспитания: старты и легкоатлетические ускорения в папах группах, с гандикапом, различные эстафеты и пр .

При использовании соревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики вышеперечисленные признаки собственно-спортивных соревнований нередко частично отсутствуют, либо выражены как бы в преобразованном виде. Так в рамках общего обязательного курса физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях применяются контрольные или зачётные уроки, организуемые в соревновательной обстановке для выполнения учебных нормативов, контроля за степенью освоения двигательных действий. При этом соревнования имеют как бы внутренний характер – состав участников ограничивается составом классов, групп и т. п.

Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении в процессе участия в массовых соревнованиях. Для многих участников массовых стартов, участие в соревнованиях не столько способ достижения высокого спортивно-технического результата, сколько форма эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения. Как показывают исследования, у большинства участников массовых физкультурно-спортивных соревнований установка на высокий результат выражена слабо ил вообще отсутствует.

При организации многих массовых соревнований спортивно-соревновательное начало в них преднамеренно нивелируется или уводится кА бы на задний план, что предусматривается. В частности условиями поощрения всех участников, вне зависимости от уровня продемонстрированных результатов и другими организационно-методическими приёмами и условиями.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы орга­низации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, су­дьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По осо­бенностям организации занимающихся и способами руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы - урочные и неурочные.

Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с по­стоянным составом занимающихся. К ним относятся:

1.Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государ­ственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессио­нального образования, вуз и т.п.).

2.Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами с направлен­ностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалистами (организо­ванно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отды­ха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения рабо­тоспособности, развития и совершенствования физических качеств, совершен­ствования двигательных навыков. К ним относятся:

1.Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативно­го (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратков­ременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера.

2.Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно и многопредметные (занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атле­тической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера.

3.Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п.

УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени, в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания в относительно постоянной по составу учебной группе занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педаго­гических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдают­ся частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учеб­ных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготови­тельную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимаю­щихся, психической и функциональной подготовки организма, а также опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигатель­ных действий, воспитание физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного конца занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки, уроки профессионально-прикладной физической подготовки, спортив­но-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их ос­новная направленность - всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность -формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и на­выков, а также развитие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность - операци­онное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности Для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

1. Уроки освоения нового материала. Для них характерно широкое использо­вание словесных методов, невысокая "моторная" плотность.

2. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала..

3. Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовлен­ности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков.

4. Смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение за­дач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контро­ля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плава­ния и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.

НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортивной практике при­меняются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа. Для малых форм занятий характерны:

1.Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по срав­нению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решают­ся лишь отдельные частные задачи:

а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем орга­низма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гимнастика, гимнастика, вводная производная гим­настика);

б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во вре­мя работы и профилактика действия неблагоприятных условий на орга­низм (формы: физкультпауза, физкультминутка, микропаузы активного отдыха);

в) поддержание отдельных сторон приобретенной тренированности и со­здание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по курсу физического воспитания, спортивного со­вершенствования).

2.Незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 мин.).

3.Отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. под­готовительной части, например, оздоровительный бег, гигиеническая гим­настика, физкультурные минутки и т.д.

4.Невысокий уровень физкультурных нагрузок.

Следует отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе занятий физического воспитания.

К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

а)самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия. Они требуют от занимающихся определенной "физкультурной грамотности", особенно методического характера, для правильного построения занятия, коррект­ного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;

б)занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры

и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирова­ние поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

а)собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реа­лизацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламен­тация предмета, способов и условий состязаний, наличие судейства и др.;

б)соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично от­сутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражне­ниями различают индивидуальные и групповые формы занятий. Занятия неуроч­ного типа, в отличие от урочного, осуществляются на основе полной доброволь­ности. Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени оп­ределяется интересами и склонностями занимающихся.

Формы организации физического воспитания студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего обучения сту­дентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах:

1.Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч. в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию.

2.Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учеб-

ным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным управле­нием (частью) вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультатив­ных занятиях (по 2-4 ч. в неделю) совершенствуется физическая подготов­ка студентов в объеме требований программных форм, углубляется про­фессиональная подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к обществен­ной физкультурно-спортивной деятельности.

Физическое воспитание студентов во внеурочное время (т.е. вне обязатель­ных занятий) проводится в следующих формах:

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, ввод­ная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др. Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч. аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8-10 мин. Дополнительные занятия (ин­дивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подго­товки слабо подготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию. Физические упраж­нения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.

2.Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педаго­га по физической культуре и спорту.

3.Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свобод­ное от учебы время:

а)на основе полной добровольности и инициативы;

б)по заданию преподавателя (домашние задания).

4.Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выход­ные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд фа­культетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристические походы и др.

5.Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период летних и зимних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровитель­ный, закаливающий и развивающий эффекты. В условиях лагеря реализу­ются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнас­тика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта, занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристические походы, физкультурно-спортивные развлече­ния и игры, внутри- и межлагерные спортивные соревнования и др.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов; улучшить профессионально-прикладную готовность и оп­тимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционально­го напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

Лекция 6

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

ПЛАН

1.Планирование и управление самостоятельными занятиями.

3.Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями раз­личной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста.

4.Особенности самостоятельных занятий для женщин.

5.Границы интенсивности нагрузок в условиях занятий у лиц разного возра­ста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.

6.Гигиена самостоятельных занятий.

7.Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеев А. В. Сам себетренер.-М.:ФиС, 1969.

2.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 1993.

3.Белов Р. А. и др. Самостоятельные занятия студентов физической культурой.-Киев: Высшая школа, 1988.

4.Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов.-Воронеж: Изд. ВГУ, 1991.

5.Массовая физическая культура в вузе /Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Мотятова.-М.:ФиС, 1994.

6.Рейзин В.М., Шушко А.С. Физическая культура в жизни студента. - М.: Высшая школа, 1986.

7.Физическое воспитание: Учебник /Под ред. В.А. Маслякова, В.А.Коробко-ва. - М.: Высшая школа, 1983.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом должны быть обязательной составляющей частью здорового образа жизни студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников высших учебных заведений. Они являются неотъемлемой частью научной организации труда, восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффектному восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной работоспособности.

Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разноевремя и включать задания преподавателя или по самостоятельно составленной программе. Эта форма занятий с каждым годом получает большее распростране­ние. Она необходима для повышения спортивных результатов спортсменов, а. также способствует привлечению все более широкого круга членов коллектива вуза к занятиям, внедрению здорового образа жизни.

1. Планирование и управление самостоятельными занятиями

Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под ру­ководством преподавателей.

Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабаты­вать на весь период обучения, т.е. на 4-6 лет. В зависимости от состояния здоро­вья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-техничес­кой подготовленности студенты могут планировать достижение различных ре­зультатов по годам обучения в вузе и выполнение требований и норм учебного плана по физической культуре. Эти планы отражают различные задачи, которые стоят перед студентами, зачисленными в разные медицинские группы.

Главная задача самостоятельных тренировочных занятий студентов, отнесен­ных к специальной медицинской группе, -ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний и устранение функциональных отклонений и недо­статков физического развития. Студенты специальной медицинской группы при проведении самостоятельных тренировочных занятий должны консультировать­ся и поддерживать постоянную связь с преподавателем физического воспитания и лечащим врачом.

Студентам, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, ре­комендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения все­ми требованиями, нормами учебной программы. Одновременно с этим для дан­ной категории студентов доступны занятия отдельными видами спорта.

Студенты основной медицинской группы подразделяются на две категории: занимавшиеся и не занимавшиеся ранее спортом. Все студенты этой группы должны начинать с многоборной подготовки. Студентам, ранее не занимавшимся спортом и не имеющим к нему интереса, рекомендуется заниматься по програм­ме разносторонней подготовки. Студенты, поступившие на 1 курс с определен­ной спортивно-технической подготовкой, должны стремиться постоянно совершенствовать свое спортивное мастерство.

В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом направлено на достижение единой цели, которая стоит перд студентами всех медицинских групп, - сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Самостоятельные тренировочные занятия проводятся на всех годах обучения студентов. Там, где на старших курсах предусмотрены учебные занятия по физи­ческому воспитанию с преподавателями по учебному расписанию, самостоятель­ные занятия проводятся дополнительно к этим учебным занятиям с учетом лич­ных стремлений и интересов студентов.

Управление самостоятельными занятиями заключается в определении со­стояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимаю­щихся на каждом отрезке времени занятий и в соответствии с результатами этого определения - в корректировке различных сторон занятий с целью достижения их наибольшей эффективности.

Для осуществления управления процессом самостоятельной тренировки не­обходимо проведение ряда мероприятий.

Определение индивидуальных особенностей занимающегося - состояние его здоровья, физической и спортивной подготовленности, спортивных интересов, условий питания, учебы т быта и т.п. В соответствии с индивидуальными особен­ностями определяется реально достижимая цель занятий. Например, если сту­дент имеет отклонения в состоянии здоровья и ему определена специальная ме­дицинская группа, то целью его занятий будет укрепление его здоровья и закали­вание организма. Для студентов практически здоровых, но не занимающихся ра­нее спортом, целью занятий на первом этапе будет повышение уровня физичес­кой подготовленности с переходом в дальнейшем на занятия избранным видом спорта с целью спортивного совершенствования. Для студентов, имеющих дос­таточную физическую подготовку, занимавшихся ранее избранным видом спорта, цель - достижение высоких спортивных результатов.

Разработка и корректировка планов: перспективного и годичного, а также на период, этап и микроциклы тренировочных занятий производится с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и динамики показателей состоя­ния здоровья, физической и спортивной подготовленности, полученных в про­цессе занятий.

Определение и изменение содержания, организации, методики и условий за­нятий, применяемых средств тренировки необходимо для достижения наиболь­шей эффективности занятий. В зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий, анализа хода тренировочного процесса, вносится кор­рективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, теку­щий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.

Цель предварительного учета - зафиксировать данные исходного уровня под­готовленности тренированности занимающегося. Эти данные должен иметь каж­дый приступающий к занятиям для составления плана тренировочных занятий с Учетом индивидуального уровня физической подготовленности.

Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность выполненной тренировочной работы, результаты участия в соревнованиях и выполнения норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет поверять правильность хода тренировочного процесса и вносить поправки в планы.

Объективную оценку состояния занимающихся дает применение разнообраз­ных тестов.

Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годич­ного цикла тренировочных занятий. Этот учет предполагает сопоставление дан­ных состояния здоровья и тренированности, а также данных об объеме работы, выраженной во времени, затраченном на выполнение упражнений, и в количест­ве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавании различной ин­тенсивности, с результатами, показанными на соревнованиях. На основании это­го сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.

Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоя­тельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количествен­ных показателей: ЧСС, вес тела, тренировочные нагрузки, результаты выполне­ния тестов, спортивные результаты и другие.

Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображен на графике, показы­вающем динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подго­товленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.

Существуют три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировоч­ные занятия.

В содержание самостоятельных занятий рекомендуется включать бег 100 метров, прыжки в длину и высоту с разбега, метание гранаты, толкание ядра, лыжные гонки, марш-бросок, велосипедный кросс, плаванье, подтягиванье на перекладине (для мужчин), толчок штанги от груди (для мужчин), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для женщин), поднимание и опускание туловища в положении лежа руки за голову, ноги закреплены (для женщин), туристический поход.

1.1 Обща характеристика малых форм занятий

Основными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:

Относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут и микросеансов производственной гимнастики), поддержанию отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания) и т. п.;

Сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут; незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности -- трудовой, служебной, учебной, -- непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут); относительно невысокий уровень функциональных нагрузок .

Из всего этого вытекает, по существу, дополнительная роль малых форм занятий в общей системе физического воспитания. Отсюда не следует, конечно, что ценность их вообще невелика и они не заслуживают достаточно серьезного отношения к себе. На недопустимость недооценки их значимости со всей очевидностью указывают многие специальные исследования, выполненные в последние десятилетия. Систематически практикуемые такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения, являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечение нормальной жизненной активности, служат общедоступными формами внедрения физической культуры в повседневный быт. Значение их особенно возрастает, естественно, тогда, когда по каким-либо причинам физкультурная активность индивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Вместе с тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторы полноценного физического образования и развития -- такие функции малым формам не присущи, обеспечить это способна лишь целостная система всестороннего физического воспитания, где малые формы являются одним из необходимых составляющих .

Методика построения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств. Более же всего ее специфика обусловлена конкретной направленностью занятия и его местом в общем режиме жизнедеятельности индивида .

1.2 Утренняя гигиеническая зарядка

Утренняя гигиеническая зарядка, как известно, одна из наиболее распространенных, популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности (заметим, что в качестве малой формы занятий она не тождественна ни утренним тренировочным занятиям, получившим распространение в практике спорта, ни аналогичным случаям применения физических упражнений с довольно большим объемом нагрузки). Ее главное назначение - оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка, с той, однако, особенностью, что ориентирована она не на оперативную подготовку к какому-либо одному виду деятельности, а на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением . Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития отдельных двигательных качеств и общей тренированности и некоторые другие, но лишь постольку, поскольку это не ведет к неоправданному здесь форсированию нагрузки, не противоречит закономерностям постепенного развертывания функциональных возможностей организма после многочасового пребывания в состоянии глубокого покоя .

Одна из вполне оправданных схем составления комплекса упражнений для зарядки предусматривает:

- «выравнивающее» упражнение (например, плавные потягивания с выпрямлением конечностей и туловища, лежа в постели или в положении стоя);

Упражнение, нефорсированно активизирующее кровообращение преимущественно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области (например, неторопливые приседания или поочередное растягивание ногами резинового жгута в положении сидя);

Наклоны, повороты, вращения туловища с сопутствующими движениями руками, постепенным увеличением амплитуды и темпа движений;

Упражнение общего или регионального воздействия с выраженными, но не предельными мышечными усилиями (например, отжимания в упоре лежа, имитация толчка штанги с преодолением сопротивления резинового жгута);

Серия «растягивающих» движений (например, поочередные маховые движения руками и ногами с увеличением амплитуды до максимальной);

Упражнение циклического характера, активизирующее функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем в рамках аэробного режима (например, серийные подскоки на месте или бег в течение 3--5 мин., вызывающие увеличение ЧСС до 140--150 уд/мин);

Заключительная серия движений (успокаивающе-переходная), частично нивелирующая избыточную функциональную активность, вызванную предыдущими упражнениями (например, ходьба в убывающем темпе с акцентированными дыхательными движениями).

Ориентировочная продолжительность всей зарядки -- около 10--15 мин., не считая, конечно, последующего приема душа и других индивидуально-гигиенических процедур. В зависимости от самочувствия занимающегося и характера предстоящей основной деятельности допустимо, разумеется, дублировать виды перечисленных упражнений и варьировать вязанные с ними парциальные нагрузки. Ограничительным критерием тут может быть, в частности, показатель нормализации ЧСС на 5-й минуте после выполнения последнего из упражнений, предъявляющего значительную нагрузку (в приведенном комплексе это шестое упражнение); можно считать, что нагрузка в зарядке в целом не превышает целесообразной меры, если величина ЧСС к этому времени равна или близка к уровню, индивидуально обычному в состоянии оперативного покоя. При относительной стандартизации зарядки в рамках определенного периода (например, месяца) она приобретает и значение своего рода функциональной пробы, выявление реакции на которую может служить одним из простых и вместе с тем информативных способов повседневного самоконтроля.

Хотя по мере адаптации к применяемому комплексу упражнений утренней зарядки есть смысл периодически несколько увеличивать связанные с ними параметры нагрузки, однако превращать ее в тренировочное занятие основного типа нецелесообразно -- к нему, судя по преобладающим аргументам, лучше приступать не раньше чем через час-полтора после завтрака (отметим также, что зарядка может быть представлена в суточном режиме не только как утренняя гигиеническая, но и в иной форме, с более свободным нормированием нагрузки, например, в середине дня).

Наиболее распространенные малые формы занятий в сфере производственной физической культуры -- вводная гимнастика, физкультминуты и физкультпаузы. Их отличительные особенности в решающей мере обусловлены тем, что они органически, непосредственно встроены в структуру трудового процесса и подчинены закономерностям его оптимизации. Это значит, кроме прочего, что в них приемлемы лишь такие виды физических упражнений и лишь такие параметры связанных с ними нагрузок, какие способствуют производительности труда, согласуются с его объективной логикой и оптимизируют его воздействие на работающих .

"Параметры в геометрии" для учащихся восьмых классов общеобразовательной школы

Методика проведения факультативных занятий не должна копировать методику обыкновенного урока. Так как в этом случае факультатив превратится в дополнительные занятия по математике...

Воспитательная функция фольклора

Крупнейшим исследователем детского фольклора был Г.С. Виноградов. Он выделял пять основных разделов детской народной поэзии: 1) игровой фольклор; 2) потешный фольклор; 3) сатирическая лирика; 4) бытовой фольклор; 5) календарный фольклор. М.Н...

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания ...

Неурочные формы построения занятий в физическом воспитании

При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах...

Обучение двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе

Ознакомление детей со скульптурой малых форм

Выбирая произведения скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей...

Ознакомление детей со скульптурой малых форм

скульптура дошкольник воспитание изобразительный Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей...

Особенности содержания и методики проведения уроков по лыжной подготовке

Под формами занятий понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся...

Приобщение младших школьников к культуре зарубежного народа в процессе его изучения

Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека...

Теоретические основы воспитания

Форма - это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо; это плоть содержания. Всякое явление, будь это вещь, событие, чувство, мысль, имеет свою форму, существуя через нее для другого...

Формирование активной речи детей раннего возраста (2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества

Установлено, что активное применение фольклора в коррекционной работе способствует гармоничному развитию личности ребенка с отклонениями в речевом развитии. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка...

Формирование активной речи детей раннего возраста (2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная...

Формы физического воспитания школьников

Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно законченной частью...

Основными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:

Относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут и микросеансов производственной гимнастики), поддержанию отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания) и т. п.;

Сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут; незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности - трудовой, служебной, учебной, - непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут); относительно невысокий уровень функциональных нагрузок .

Из всего этого вытекает, по существу, дополнительная роль малых форм занятий в общей системе физического воспитания. Отсюда не следует, конечно, что ценность их вообще невелика и они не заслуживают достаточно серьезного отношения к себе. На недопустимость недооценки их значимости со всей очевидностью указывают многие специальные исследования, выполненные в последние десятилетия. Систематически практикуемые такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения, являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечение нормальной жизненной активности, служат общедоступными формами внедрения физической культуры в повседневный быт. Значение их особенно возрастает, естественно, тогда, когда по каким-либо причинам физкультурная активность индивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Вместе с тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторы полноценного физического образования и развития - такие функции малым формам не присущи, обеспечить это способна лишь целостная система всестороннего физического воспитания, где малые формы являются одним из необходимых составляющих .

Методика построения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств. Более же всего ее специфика обусловлена конкретной направленностью занятия и его местом в общем режиме жизнедеятельности индивида .