Игры для малышей от монтессори до года. Методика Марии Монтессори дома

Игры Марии Монтессори

На сегодняшний день педагогика Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны для нашей страны. В то время как в других странах ее идеи были популярны с самого начала. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90-е годы. В настоящее время в нашей стране открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори. В основном там занимаются дети в возрасте от 3 до 6 лет.

Суть метода Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский врач, ученый, педагог и психолог. Она создала уникальную систему самовоспитания и саморазвития маленьких детей, где в специально организованной окружающей среде ребенок вправе сам выбирать интересующие его материалы и играть с ними столько, сколько ему самому хочется.

Большое значение М. Монтессори придавала воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. Дети, занимающиеся по её системе, очень любознательны и стремятся к получению глубоких и разносторонних знаний. Малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.

Роль взрослого Основная задача взрослого на занятии с ребенком – помочь ему сделать всё самому. Сначала взрослому нужно заинтересовать ребенка выбранным им материалом. Для этого он показывает малышу, как справиться с заданием. А далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок, придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! И вот тут самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Взрослый должен предложить ребенку ровно столько помощи, сколько ему необходимо, и не больше. Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дав ему сделать шаг в нужном направлении.

Принципы использования материала Мария Монтессори считала, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно какие-то специальные игрушки. Игрушкой может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.

У каждого из этих материалов, по уникальной методе Монтессори, огромный потенциал и большие творческие возможности. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая - служит работе на будущее (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки, а затем их устранять, восстанавливая нарушенный порядок.

Основные правила пользования Монтессори-материалами:

Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию.

Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности.

Ребенок должен относиться к материалам аккуратно и приступать к работе только после того, как понято их использование.

Когда ребенок хочет выполнить какое-то упражнение, он приносит все необходимые материалы и аккуратно раскладывает их на коврике или столе в определенном порядке. На групповых занятиях нельзя передавать материал из рук в руки!

Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место, и только после этого берется следующее пособие.

Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он наблюдает за работой другого ребенка или выбирает какой-то другой материал.

Все эти правила не касаются коллективных игр, построенных на общении и умении сотрудничать.

И сегодня мы бы хотели познакомить Вас с некоторыми играми Марии Монтессори.

Коллективные игры

Круг

На полу нарисован круг. Дети встают на линию круга друг за другом и идут вслед за взрослым, стараясь не сойти с линии. На следующих занятиях во время движения по кругу можно использовать ношение предметов (колокольчик, свеча, вода и др.).

Колокольчики

Дети сидят на стульчике вокруг круга. Взрослый ставит около каждого ребенка по колокольчику и называет одного ребенка по имени. Ребенок со своим колокольчиком идет по кругу, звонит в него, а потом садится на место. Затем вызывается следующий ребенок.

Передай палочку

Дети сидят на полу. В центре круга стоит металлофон с ударной палочкой. Взрослый несколько раз ударяет по металлофону и передает палочку другому ребенку. Тот сочиняет свою музыку и передает палочку дальше.

Упражнения в повседневной жизни

Коврик

Покажите ребенку, как можно скатывать и раскатывать коврик.

Пересыпь зерно

Ребенку надо из одной миски пересыпать гречку, горох или рис в другую миску при помощи чайной ложки.

Переливание воды

Приготовьте три кувшинчика (баночки), в одном из которых вода, поднос и губку. Научите ребенка, как приподнимать кувшинчик с водой, наклонять его и переливать воду в другой кувшинчик. Если вода прольется на поднос – ребенок вытирает ее губочкой.

Переливание воды через воронку

При переливании воды можно использовать воронку. Но здесь уже понадобятся бутылочки с зауженными горлышками.

Вылавливание шариков

В миску налита вода, в которой плавают теннисные шарики. Ребенку нужно ситечком выловить все шарики и переложить их в пустую миску.

Пена

Ребенок капает из пипетки капельку жидкого мыла в мисочку с водой. Затем венчиком взбивает пену.

Форма воды

Вам понадобятся различные емкости: надувной шарик, стакан, бутылка, формочка и т.д. Из кувшина с водой ребенок осторожно выливает воду в надувной шарик, наблюдая, как вода принимает форму шарика. Затем выливает воду обратно в кувшинчик и заливает в следующую емкость.

Рамки со шнурками, кнопками, пуговицами, крючками и петлями, бантиками, застежками «молния» и т.д.

Изготовьте квадратную рамку с двумя половинками ткани, скрепленными с помощью кнопок (или шнурков, или английских булавок, или липучек и т.д.). Покажите ребенку, как нужно расстегивать и застегивать данные приспособления.

Упражнения в сенсомоторике

Для развития зрения

Цилиндры и блоки с углублениями

4 деревянных блока с углублениями, чтобы можно было туда вставлять и вынимать цилиндры. На цилиндрах необходима кнопка, чтобы брать тремя пальцами. Цилиндры различаются по высоте и диаметру. Подбирая подходящие цилиндры, нужно ориентироваться на размер (высокий - низкий, толстый - тонкий, большой - маленький и т.д.) и соответствия цилиндра и углубления (глубокий - мелкий, широкий - узкий и т.д.).

Розовая башня

Вам понадобятся 10 деревянных кубиков розового цвета и разного размера. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика - 10 см. Кубики выкладываются в вертикальной и в горизонтальной плоскости различными способами.

Коричневая лестница

Приготовьте 10 деревянных брусков (прямоугольных призм), каждый длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см. Нужно выстроить лестницу от самой толстой призмы к самой тонкой.

Красные штанги

Приготовьте 10 деревянных штанг, покрашенных в красный цвет. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой. Ребенку нужно построить лестницу, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.

Цветные таблички

Вам нужны деревянные коробки с несколькими пар табличек разных цветов и оттенков. Ребенок подбирает одинаковые по цвету таблички.

Для развития тактильных чувств

Тактильная дорожка

По кругу на полу насыпают гладкие камушки, песок, кладут полотенце, кусочки меха, деревянные дощечки. Дети, предварительно вымыв ноги, осторожно идут по дорожке под тихую музыку.

Фигурки Равиццы

В корзинку складываются деревянные фигурки разной формы (в виде деревьев, грибочков, домиков, кругов и т.д.). Ребенок, не глядя, достает из корзинки фигуру и пытается угадать, что это за предмет.

Лоскутки

Ребенку предлагается на ощупь с завязанными глазами дать характеристику различным лоскуткам ткани: «Эта мягкая, эта грубая, эта тонкая».

Пары шершавых табличек

На дощечки приклеиваются шершавые поверхности с разными зернами. Нужно на ощупь найти парные таблички.

Меховые и кожаные таблички

На деревянные дощечки наклеены квадраты кожи и меха разных сортов. Ребенок раскладывает таблички на меховые и кожаные. А затем составляет пары, отыскивая одинаковые таблички.

Для развития чувства тяжести

Барические таблички

В коробке лежат 7 табличек одинакового размера, но разных сортов дерева. Надо взвесить таблички на кончиках пальцев и подобрать их по парам.

Для развития термического чувства

Тепловые бутылочки

Несколько бутылочек с водой разной температуры. Необходимо рассортировать их по парам.

Для развития чувства обоняния

Цилиндры с запахами

Приготовьте две коробочки с пахнущими веществами, внутри которых кофе, чай, гвоздика, анис, перец и др.). Необходимо научиться нюхать и подбирать пары.

Для развития чувства вкуса

Угадай, что ты съел

Дети пробуют кусочки нарезанных фруктов и овощей и определяют, что они съели.

Для развития слуха

Шумящие цилиндры

Приготовьте красные и синие коробочки, заполненные цилиндрами. Цилиндры наполнены материалами, которые издают разные шумы: от тихого до громкого. Каждой красной коробочке соответствует одна синяя. Необходимо путем сравнения подобрать пары.

Что шуршит

За ширмой пошуршите газетной бумагой, целлофановым пакетом, постучите двумя камнями друг о друга или деревянными палочками и т.д. Дети отгадывают, что за предметы могут издавать такой звук.

Более подробно о методике и играх М. Монтессори Вы можете прочитать в книгах:

М. Монтессори «Мой метод»;

М. Монтессори «Дети – другие»;

Е. Хилтунен «Практическая Монтессори-педагогика» и др. книги автора;

Ю. Фаусек «Педагогика Марии Монтессори»;

В. Г. Дмитриева «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет»;

К. Сумнительный «Как помочь ребенку построить себя» (Беседы о педагогике М. Монтессори).

Света Колмыкова
Игры Монтессори в развитии дошкольников

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда , в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей .

Впервые система, созданная Монтессори , была использована в «Доме ребенка» , открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

В центре системы Монтессори стоит ребенок - независимо от его культурной, этнической, половой принадлежности, социального и психологического статуса и пр. Это система саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде . В этом весь смысл исходной позиции системы М. Монтессори . Ребенок развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, и все педагогические техники и методики лишь помогают ему развиваться так , как это принято в данной культуре.

Именно возможность саморазвития ребенка отличает систему М. Монтессори от других систем . Здесь ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться ; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он движется сам. Ребенок не может сам для себя создать развивающую среду , а взрослый может это делать. Только взрослый может показать ребенку, как обращаться с любыми культурными предметами. Кто, если не взрослый, покажет ребенку, как нужно обращаться с расческой или с зубной щеткой? Вся эта развивающая среда для взрослых кажется немного упрощенной : ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые встречаются в каждом доме. Но для маленького ребенка это целый космос. Он постепенно познает мир.

Монтессори - педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет. Уже на протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии. В России первые Монтессори - детские сады возникли в 1910-1920 гг. Однако в конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 г. идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю. И. Фаусек.

В чем состоит, по Монтессори , сущность воспитания? Под воспитанием она понимает помощь психическому развитию ребенка с самого рождения.

«Под воспитанием следует разуметь активное содействие, так называемое нормальному выявлению жизни в ребенке. Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается - у обеих этих форм , физиологической и психической, один и тот же вечный источник - сама жизнь. Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в этих двух формах роста; мы должны дожидаться от них проявлений, которые, мы знаем, последуют одно за другим».

Впитывающее мышление М. Монтессори отмечает , что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого и названной ею «впитывающим мышлением» .

Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно. «Просто в то время, как он живет, ребенок выучивает речь своей расы» , - пишет М. Монтессори . Действительно, в раннем детстве ребенок легко овладевает любым языком, перенимая все его грамматические конструкции, особенности интонации и произношения звуков, если постоянно находится в соответствующей языковой среде. Какими бы сложными ни казались нам, например, хинди, суахили или японский языки, дети уже на втором году жизни понимают и говорят на них.

«Не прекрасно ли было бы, - восклицает М. Монтессори , - если бы знания могли проникнуть в наше сознание без особых усилий, а просто в процессе того, что мы живем, как дыхание и питание».

Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с губкой , впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие» , «полезные» и «бесполезные» и т. д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития , получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы Монтессори и работа с ними . Игры , занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют математическому развитию и развитию речи .

Интересно отметить, что ни сама Мария Монтессори , ни её последователи (ни педагоги современных монтессорианских садиков ) никогда не ставили себе задачи раннего, ускоренного или интенсивного развития ребенка . Вся Монтессори -среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Ежеминутно ребенок стоит перед выбором : с чем ему заниматься. То есть он всегда находится в ситуации выбора своей деятельности. Ребенок приходит в детский сад и говорит : «Я хочу стирать» . - «Пожалуйста, иди стирай» . Другой приходит : «Я хочу считать» . Он идет и занимается счетом. При этом каждый Монтессори -материал предполагает возможность длительной самостоятельной работы с ним. Обращение к педагогу за помощью рассматривается не как несостоятельность, а как стремление к совершенствованию выбранного вида деятельности.

Большое значение Мария Монтессори отдавала развивающей среде . Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей , но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Как говорила Мария Монтессори : игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей , особенно дошкольников . Исследования показывают, что до 75% развития мозга происходит после рождения. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывать влияние на структуру связей между нейронами. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи , социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.

Развивающие игры – это источник сенсорно-моторных, познавательных и социально-эмоциональных переживаний. Они обеспечивают идеальное развитие мозга ребенка . Поэтому все занятия с ребенком должны проходить в игровой форме.

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает , что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь : тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели : прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности , координации движений, утончение слуха).

И вашему вниманию я предлагаю несколько игр :

«Подбираем крышечку» .

Цель : Развивает внимание , координацию, мышление и мелкую моторику рук.

Ход игры:

Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите малышу как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.

«Прищепки»

Цель : Развивает мелкую моторику рук , развивает творческие способности.

Ход игры:

Отличный материал для развития мелкой моторики малыша обычные бельевые прищепки. Давайте возможность ребенку вместе с вами развешивать белье , пусть ребенок использует прищепки как игрушки, как украшение или как составление орнамента.

«Найди на ощупь»

Цель : Развивает внимание , усидчивость, мелкую моторику рук, тактильное восприятие.

Ход игры:

Подготовкой материала можно заняться вместе – это весело и полезно. Пусть ребенок сам насыпает крупы, потрогает их ручками и опишет вам свои ощущения.

Для этой игры нам понадобятся : воздушные шары одинакового цвета и размера, песок, мука, горох, фасоль, крупы

Рассыпаем все заготовленные материалы : песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы : манку, рис, гречку и др., в удобные широкие миски, чтобы малыш мог потрогать каждый материал ручками. Берем шарики и поочередно наполняем их материалом. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Для наполнения шариков используем воронку. Когда материал готов, предлагаем воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители, ребенку. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

«Чьи семена»

Цель : Учить детей сравнивать различные семена, и находить к какому растению они принадлежат.

«Ключи – замочки»

Цель : Развивать внимание , координацию, мышление, логику и моторику рук. Учить соотносить внешний контур ключа с внутренним контуром замка.

«Разбитый кувшин»

Цель : Учить находить и называть различные виды бумаги. Развивать мелкую моторику . Закреплять знания геометрических фигур.

«Одним словом назови и запомни»

Цель : учить классифицировать предметы по заданным признакам.

Ход игры:

Ведущий раздает карточки с изображением различных материалов (стекло, дерево, резина, пластик, ткань, металл) . У ведущего картинки с изображен6ием различных предметов (ведро, стел и т. д., он их называет, а дети стараются найти подходящие по своим свойствам предметы.

Методика Монтессори с каждым днём становится всё популярнее и популярнее. И это не удивительно: десятки книг, сотни пособий, миллионы положительных отзывов родителей об этой системе. Как грибы по всей стране появляются детские сады и центры, работающие по методике Монтессори. Причём возраст воспитанников в таких группах становится всё меньше и меньше. А та ли это система воспитания, которую рекомендовала сама Мария Монтессори? И так ли идеальна эта методика? Давайте разберёмся.

Мария Монтессори. История успеха.

Трудно представить, но данной методике насчитывается более века. Автором её является Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, педагог, психолог, которая благодаря своим феминистическим взглядам и целеустремлённости, смогла получить учёную степень. В сфере медицины Мария работала с умственно-отсталыми детьми. Именно она первая подняла вопрос об образовании детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Так, в 1907 г. в Риме, Мария Монтессори основала учреждение для умственно-отсталых детей, в котором были запрещены так распространённые в те годы физические наказания воспитанников. На основе педагогических разработок Итара и Сегена, Монтессори создала свою методику обучения детей с отклонениями в развитии (поэтому часто одни и те же пособия называют по-разному: например, ящик Сегена, он же — ящик Монтессори, он же — сортер). Учитывая образовательные потребности умственно-отсталых детей, Монтессори в своей системе сделала акцент на формирование социально-бытовых навыков, а также на обогащение сенсорного опыта. Позже Мария по этой программе начала работать и с обычными детьми.

Основные принципы методики Марии Монтессори.

Одним из самых важных критериев гармоничного развития ребёнка, по мнению Марии Монтессори, является свобода и самостоятельность. Задача взрослого – не учить, а создавать такие условия, чтобы ребёнок сам мог получить знания; не навязывать конкретный материал, а предоставлять ребёнку возможность выбора пособия для занятия. Взрослый в таких группах, скорее выполняет функцию стороннего наблюдателя, который вмешивается в деятельность ребёнка только тогда, когда он сам его об этом попросит. Но это далеко не значит, что в группах Монтессори царит беспредел. Существует ряд правил, которых учат придерживаться малышей. Например, с пособием занимается тот ребёнок, который взял его первым, или после игры материал обязательно нужно положить на место. Группы сама Монтессори рекомендовала организовывать разновозрастные – от 3 до 6 лет, так, старшие дети могут помочь младшим, а младшие взять пример со старших.

Монтессори-среда. Что из себя представляет?

Как правило, в группах Монтессори по периметру помещения размещены открытые низкие стеллажи. Это позволяет ребёнку без спроса взрослого взять ту или иную игрушку или пособие (сама Мария придерживалась термина «материалы»). Кроме того, все стеллажи разделены на зоны , где малыши могут:

  • позаниматься с предметами, помогающими осваивать бытовые навыки;
  • обогатить сенсорный опыт;
  • развить мелкую моторику;
  • поиграть с математическими пособиями и др.

Комнаты, где проходят занятия, оснащены ковриками и циновками, т.к., в основном, вся деятельность происходит на полу. Дети могут свободно перемещаться по помещению. В школах Монтессори отсутствуют парты. Есть только маленькие столики и стульчики, под рост ребёнка, которые ученики также могут перемещать на своё усмотрение. Это же касается и зоны бытовых навыков: там может быть невысокая раковина, полотенце повешено на уровне глаз ребёнка, и даже миниатюрные швейные машины и утюги, словом – взрослый мир размером с ребёнка. Дети, воспитанные по системе Монтессори, с лёгкостью орудуют ножом и вилкой, способны постирать свои мелкие вещи и развесить сушиться на верёвку.

Монтессори дома. А стоит ли?

Как уже говорилось выше, сама Мария Монтессори рекомендовала свою систему для занятий с малышами не младше трёх лет . Почему не раньше?

Во-первых, такая организация пространства навряд ли подойдёт для малышей раннего возраста, у которых от природы повышена любознательность и исследовательский инстинкт. Малыш, скорее всего, захочет все пособия со стеллажей сбросить на пол, рассыпать песок и крупы, попробовать их на вкус, помять карточки, а затем и пожевать. И вся эта деятельность будет говорить о том, что ребёнок развивается как надо, поскольку именно так в этом возрасте дети познают мир и свойства окружающих предметов. Да и объяснить, что после игры пособие нужно убрать на место, родителю будет не просто.

Во-вторых, мелкие предметы (крупы, пуговицы, шарики) давать детям первого года жизни потенциально опасно, даже если рядом находится взрослый, так как в этом возрасте малышам свойственно знакомиться с предметами при помощи рта. Как развивать моторику БЕЗ мелких предметов, можно прочесть .

Как организовать Монтессори-среду в домашних условиях?

На самом деле, организовать пространство в комнате по системе Марии Монтессори достаточно просто. Можно приобрести самые простые стеллажи и расставить в комнате ребёнка, а можно и просто выделить полку, в зоне доступа малыша, где будут собраны все развивающие пособия. Для создания Монтессори-обстановки отлично подойдут деревянные открытые стеллажи для обуви с секциями, например, такие:

Приобрести такую модель можно в Озон .

Также это могут быть модульные стеллажи , которые можно сформировать под свой вкус.

Где взять пособия Монтессори?

На самом деле, подходящих пособий великое множество. Приведу только примеры развивающих игрушек. Для более детального ознакомления или приобретения просто нажмите на картинку с понравившемся материалом:

Овощи для разрезания Кухня
Геометрическая пирамидка
Стаканчики Куб универсальный Цилиндры
Лабиринт Сортер-брусочек Геометрическая шнуровка
Шнуровка «Арбуз» Мозаика «Геометрия» Арифметический счёт
Шнуровка «Ботинки» Сортер

Готовка . Позволяйте ребёнку проводить с Вами время на кухне. Малыш сможет перемешать салат, подсолить его, посыпать блюдо зеленью, фигурной формочкой вырезать печенье из теста, помочь перебрать крупу.

Стирка . Выделите для малыша небольшой таз, и место для развешивания белья (например, комнатная сушилка). Ребёнок сможет сам стирать носочки или платки.

Минусы методики Монтессори

В методике совершенно не отводится времени игре – ведущей деятельности дошкольного возраста. Также Мария Монтессори была категорически против чтения детям сказок, занятий с ними творчеством и ролевым играм, всему тому, что так помогает в развитии детей. Ученики, поменявшие Монтессори-школу на обычную, чувствуют себя неуютно, т.к. привыкли к свободному перемещению во время урока, что противоречит общепринятым нормам массовой школы. Следует отметить, что эта методика не подходит детям с гиперактивностью.

Вывод:

Методика Марии Монтессори требует разумного подхода (с учётом возраста и интересов малыша). Систему Монтессори целесообразно сочетать с другими вариантами развития ребёнка, компенсируя творческий и игровой дефицит.

Сегодня, пожалуй, сложно найти родителей, которые никогда не слышали о Марии Монтессори и ее заслугах в воспитании детей. Это человек, который умел найти подход к каждому ребенку и относился к каждому, как к личности. В книге «Энциклопедия Монтессори» собрано немало полезных советов по воспитанию и развивающих игр для детей разного возраста.

Вот некоторые, которые будут полезны для самых маленьких.

Упражнения на развитие сенсорного опыта

Многие игровые виды деятельности, которые изначально направлены на стимулирование зрения, одновременно способствуют тренировке и других органов чувств.

Сортировка предметов (2–5 лет)

Сортировка предметов по форме, цвету или другим физическим характеристикам - замечательное занятие, побуждающее детей внимательно рассматривать предметы и делать логический выбор. Нужны несколько наборов предметов, различающихся по форме, цвету и размеру. Хороший вариант - сортировка пуговиц. Купите или найдите дома несколько наборов из четырех и более одинаковых пуговиц. Смешайте их в большой миске, затем покажите ребенку, как можно выбрать одну пуговицу, отложить ее в миску поменьше и выбрать из большой миски все такие же. Это занятие немного похоже на игры с сенсорными коробками .

Игра с разноцветными пуговицами. - Иллюстрация из книги.

Башня из кубиков (1,5–3 года)

Очень хорошее занятие для развития сенсорного опыта у детей - работа с деревянными кубиками разного размера. В монтессори-школах используются наборы под названием «Розовая башня». Можно купить набор деревянных кубиков, которые вставляются друг в друга по принципу матрешки и из которых тоже можно построить башню.

Пирамидка (2–4 года)

Есть много разновидностей этой игрушки, но обычно она состоит из основания с одним или несколькими стержнями и набора элементов. Задача ребенка - найти одинаковые элементы: например, квадраты, восьмиугольники и круги. Затем он должен отыскать самый большой элемент этой группы, надеть его на стержень и продолжить собирать пирамидку, пока она не будет готова. Если ребенок перепутает элементы местами, то сможет сам заметить ошибку: крупные детали будут выдаваться над более мелкими.

Игра с кубиками. - Иллюстрация из книги.

Простые пазлы (2–5 лет)

Простые пазлы - традиционные игрушки для малышей. Выбирайте деревянные пазлы с привлекательными картинками. Избегайте картонных и тех, в которых элементы не подходят по размеру к рамке. Если ребенку еще не исполнилось 4 лет, выберите пазлы, где у каждого элемента есть ручка для держания.

Игры со звуком

Когда ребенок становится старше и у него развивается музыкальный слух, можно научить его различать звуки и определять их источник.

Сухая фасоль (1,5–4 года)

Возьмите большую стеклянную или керамическую салатницу и наполните ее наполовину сухой фасолью. Выбирайте крупную фасоль: ребенок не засунет ее в нос или ухо, а при ее пересыпании из большой ложки в миску получится приятный звук. Дайте ребенку большую ложку и покажите, как зачерпывать фасоль и высыпать обратно в миску.

Малышу можно разрешить просто поиграть с фасолинами. Когда он зачерпывает их ладонями, получается интересный звук. Если ребенок просыпает фасолины мимо, покажите ему, как их поднять и положить в миску. Подчеркните, как важно, чтобы все фасолины были в миске. Будьте готовы к тому, что сначала фасолины могут рассыпаться вокруг миски. Не ругайте ребенка, а покажите ему, как все исправить.

Пересыпание фасоли. - Иллюстрация из книги.

Одинаковые колокольчики (2–5 лет)

Для этой игры нужно подготовить 8 или больше пар колокольчиков, чтобы каждая пара звучала одинаково. Поскольку колокольчики могут выглядеть по-разному, ребенок должен играть с закрытыми или завязанными глазами. Колокольчики могут быть двух видов: с ручкой и, например, на ленте. Ребенок одной рукой поднимает колокольчик за ленту и трясет его или ударяет другой рукой, чтобы он зазвенел. Ребенок звонит в колокольчик и откладывает его. Затем берет второй и звонит в него, чтобы проверить, не совпадает ли звук. Он может захотеть еще раз позвонить в первый колокольчик, чтобы вспомнить звук.

Если первый колокольчик не парный, ребенок его откладывает, берет еще один и слушает, не подходит ли его звук. Когда малыш находит пару, он откладывает ее в другую сторону. Затем он выбирает следующий колокольчик. Игра продолжается до тех пор, пока он не найдет все пары колокольчиков.

.

Звуковые цилиндры (3–6 лет)

Еще одно упражнение, которое помогает детям развить способность различать звуки, основано на использовании звуковых цилиндров. Сделать их можно из любых деревянных, пластиковых или стеклянных контейнеров. Они должны быть непрозрачными, чтобы их содержимого не было видно. Также контейнер при потряхивании должен производить четкий звук, когда внутри него находится какой-то предмет.

Можно использовать маленькие стеклянные баночки из-под детского питания: нужно закрасить их или закрыть цветной бумагой, чтобы стенки стали непрозрачными. Шесть контейнеров должны быть одного цвета, еще шесть - другого. Попарно наполните контейнеры (пара разных цветов) предметами, издающими интересные звуки (сухим горохом, фасолью, рисом, песком). Ребенок должен совместить контейнер одного цвета с парным другого цвета, издающим тот же звук. В монтессори-школах наборы из 6 контейнеров помещаются в отдельную коробку, крышка которой выкрашена в тот же цвет.

.

Занятия на развитие тактильных ощущений

Есть много способов развития тактильной чувствительности ребенка .

Выбор предметов с одинаковой текстурой (2–5 лет)

Эта игра подходит для развития тактильных ощущений. Вам понадобится набор деревянных квадратов или кругов, одна из поверхностей которых имеет отличающуюся текстуру. Создать ее можно, если нанести тонкий слой клея и приладить кусочек ткани, липучку, семена, песок или что-то еще. Предметы должны быть парными - чтобы текстура поверхности двух кругов или квадратов была одинаковой на ощупь. Если же их перевернуть, все они должны выглядеть одинаково.

Предложите ребенку с закрытыми или завязанными глазами «увидеть» предметы кончиками пальцев и найти парные. При переворачивании предметов ребенок сможет наглядно убедиться, насколько верным был его выбор.

Выбор одинаковых лоскутков (2–5 лет)

Еще один вариант упражнения - корзина с лоскутками разных видов тканей: шелк, шерсть, хлопок, твид и т. д. Подготовьте парные лоскутки каждого вида. Попросите ребенка с закрытыми или завязанными глазами найти пары, одинаковые на ощупь, и положить их вместе на стол. Когда ребенок откроет глаза, он сможет увидеть, правильно ли он выбрал.

.

«Волшебная сумка» (3–6 лет)

Это одна из любимых детских игр. Обычно для нее нужна простая матерчатая сумка или коробка с дыркой, куда ребенок может засунуть руку и пощупать предмет, который он не видит. Потребуется набор небольших предметов, хорошо знакомых малышу. Попросите его закрыть глаза и положите любой предмет в сумку или коробку. Пусть он на ощупь узнает, что это. Если он угадает, поменяйтесь ролями. Для детей постарше игру можно усложнить, используя, например, шишки, ракушки или геометрические фигуры.

Волшебная сумка. - Иллюстрация из книги.

Игра на развитие обоняния

Как правило, у детей обоняние развито гораздо лучше, чем у большинства взрослых. Этоу пражнение поможет ребенку развить его и научиться узнавать и называть разные запахи.

Баночки с запахами (3–5 лет)

Вам нужен набор из 12 маленьких одинаковых пластиковых или стеклянных контейнеров с крышками. Хороши цилиндрические баночки для специй с закручивающимися крышками, но можно использовать и баночки из-под детского питания. Нужно сделать два одинаковых набора по 6 баночек в каждом. Декорируйте один набор синей бумагой, а второй - зеленой. Поместите в каждую баночку ватный шарик с нанесенным на него запахом. Шарики должны быть парными: один - в синей баночке, а второй - в зеленой. Для каждой пары используйте свой запах.

Можно использовать жидкие ароматизаторы, например ваниль, миндаль, мяту, лимон, или духи. В некоторые баночки вместо ватного шарика можно положить кусочки настоящих продуктов с сильным и приятным запахом, например кусочек лимона или апельсина, специи, такие как гвоздика или корица. Тогда убедитесь, что ребенок не видит, что в банке. Со временем эти вещества теряют запах, и периодически их нужно будет заменять. Ребенок берет баночку из одного набора, открывает крышку и нюхает. Его задача - найти такой же запах в баночке из второго набора. После этого он отставляет найденную пару и продолжает с оставшимися баночками.

1. «Бумажные шарики и улитки»

Игры с бумагой — также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание — открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.

Вполне возможно, что после такой «бумажной» игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки — кому как нравится!

2. «Веселые прищепки»

Прищепки — это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке.

Чтобы ваши занятия были более увлекательные — сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке — иголки из прищепок, а солнышку — лучики.

3. «Коробочка с тканями»

Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

4. «Больше и меньше»

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

5. «Цветные дорожки»: бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

6. «Разложим по порядку»: высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”.

Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник.

Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

7. Игра c цветами Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу.

Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра «Мытье посуды»

Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего сред- ства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу.

Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью.

Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

9.Игра «Уборка» Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.

10. «Не просыпь и не пролей»: сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.)

Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

11. «Волшебное сито»: скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе по- может сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус.

Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.