Игры конкурсы на рождественских посиделках. Рождественские игры для дошкольников

Игра «Рождественский калейдоскоп» для младших школьников с презентацией

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вам интерактивную познавательную игру – путешествие в православное Рождество для организации и проведения тематического досуга в классе, в группе; для организации праздничных новогодних мероприятий; для проведения занятий внеурочной деятельности по курсу «Патриот». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 7 - 8 лет.
Цель: приобщение к духовно – нравственным традициям и ценностям русского народа.
Задачи:
- дать детям сведения о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях;
- формировать познавательный интерес к истории праздника;
- обобщить и расширить полученные знания о православном Рождестве;
- воспитывать нравственные качества;
- развивать творческий потенциал детей;

Аннотация материала
Рождество Христово - христианский, государственный праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, отмечается в России 7 января по Григорианскому календарю.
На Руси Рождество начали отмечать в X веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах российских императоров, и в избах крестьян.
До нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество ходят по домам и поют славословия Христу или колядки - пожелания, а в ответ обычно получают всякие сладости, деньги или конфеты. Рождество является началом Святок, дней прославления Христа. Святки продолжаются до дня Крещения(19 января). Святки или святочная неделя было посвящена всенародным гуляниям и игрищам, в которых участвовали все: от мала до велика.
Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, палатки с горячими напитками. Знатные вельможи устраивали балы.
Сегодня православное Рождество – великий, популярный и почитаемый православными россиянами праздник. И с каждым годом смысл светлого праздника Рождества Христова понимает все большее количество россиян.
А основы православной культуры лучше всего закладывать с детства.
Предварительная работа
Чтобы ребята успешно прошли все этапы игры, мы на внеурочных занятиях знакомились с толкованием слов и понятий, связанных с Рождеством Христовым.
Толковый словарь
Калейдоскоп – (переносное значение) быстрая смена событий, явлений;
Рождество - церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа;
Святки - промежуток времени от Рождества до Крещения;
Колядки – рождественские обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период;
Рождественский вертеп - модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри;
Иисус Христос - Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель;
Дева Мария - ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА, мать Иисуса Христа, в христианской традиции – Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых;
Иосиф – плотник, благочестивый муж девы Марии;
Архангел Гавриил – ангел, небесный вестник, избранник Бога, который принес всем людям великую радость о рождения Сына Божия;
Ангел – сверхъестественное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается крылатым мальчиком);
Волхвы - мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу;
Вифлеемская звезда - загадочное небесное явление, особый знак Небес человечеству о рождении Иисуса Христа;
Дары волхвов - великая христианская святыня –
Золото - классический «царский подарок», дань, которую платят подданные своему властелину. Оно указывало на то, что Младенец рожден, чтобы быть Царем.
Ладан – ценная древесная ароматическая смола, традиционно используемая в христианских обрядах при рождении, являлся подарком Христу-Богу.
Смирна – дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, принесено Христу, как будущему Спасителю рода человеческого, которому предсказаны «многие страдания и погребение»;
Пещера Рождества - величайшая христианская святыня,православный престол над местом рождения Спасителя.
Хлев - помещение для скота;
Ясли - кормушка для скота в виде решётки;
Описание игры

Игра состоит из 5 этапов
За каждый правильный ответ ребенок получает звезду с указанием заработанных баллов

Ход занятия

1 этап «Что? Где? Когда?»
Включает в себя 4 вопроса:
- Что волхвы принесли в дар Иисусу? 1 балл за каждый названный дар


- Где родился Иисус Христос? 1 балл


- Когда празднуют рождество в России? 1 балл


- Название какого детского учреждения напоминает нам о Рождестве? * 2 балла


2 этап «Подскажи слово»


В целом Мире торжество,
Наступило … (Рождество) 1 балл
Нет смиренней в целом мире
Юной девушки … (Марии) 1 балл
К ней посланник приходил -
Ангел Божий … (Гавриил) 1 балл


Этот Ангел весть принес,
Что родится в ночь … (Христос) 1 балл
Все сомнения отбросив,
В Вифлеем идёт … (Иосиф) 1 балл
Нет пристанища Царю,
Им придётся спать в... (хлеву) 1 балл


Не в дворцах, и не в шатрах,
Спит малыш Христос в… (яслях) 1 балл
И с восточной стороны
К малышу идут… (волхвы) 1 балл
Как же им найти Христа?
Путь укажет им… (звезда) 1 балл


Есть еще для вас вопрос:
Кто для нас Иисус Христос?*
(Господь Иисус Христос – Спаситель Мира) 3 балла
3 этап «Рождественский вертеп»


В течении 1 – 2 минут ребята рассматривают персонажей Рождественского вертепа и запоминают, кто под какой цифрой изображен.


Затем по памяти вписывают всех персонажей в клетки Рождественского кроссворда. За каждый правильно угаданный ответ ребенок получает 2 балла.


4 этап «Книгочеи»
Ребятам предлагается прочитать отрывок из Евангелие от Луки
2, 1-3 - 19 и вставить подходящие по смыслу слова.


За каждое правильное слово дети получают 2 балла.


5 этап «Кто лишний?»
На экране герои известных рождественских сказок. Ребятам надо внимательно прочитать название сказки, имя автора и назвать героя, который не является персонажем представленного произведения.
Повесть-сказка Э.Т. А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 2 балла


Г.Х. Андерсен «Снежная королева» 2 балла


С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» 2 балла


Из какого произведения строки?
«Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки той камешки посыпались.
Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие».*
(Павел Бажов «Серебряное копытце») 3 балла


6. Музыкальная пауза «Рождественские колядки»


За угаданное слово и прочтение ребенок получает 2 балла, за музыкальное исполнение – 3 балла.
1.К нам приходит коляда
Накануне … (Рождества)
Просит, просит коляда
Хоть кусочек … (пирога)
2.Напечем мы … (пироги)
В час Великой Коляды,
И семьей к семье пойдем,
Радость людям … (понесем)


3.Открывайте …(ворота)
Коляде идущей,
Накануне … (Рождества)
Счастье вам несущей.
4.Коляда, коляда,
Приходи издалека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом …, (трескучим)
Со стужей …, (колючей)
Со снегами …, (белыми)
С вьюгами, с … (метелями)
7. Работа в мастерской


Учимся рисовать Рождественскую елочку


Вот какие красавицы получились у ребят!

Участники по очереди подходят к ведущему и достают из мешка записку. ней указан один из признаков зимы или зимних праздников. К примеру, снег, лыжи, санки, елка, Снегурочка, снеговик и так далее. Без слов, только жестами участник должен объяснить остальным, что написано в его записке. Побеждает тот, чью загадку отгадали быстрее.

Загадай желание

Всем игрокам предлагают написать на одном листочке свое имя, а на другом - желание. Имена складывают в одну шляпу, шуточные желания - в другую. Затем ведущий по очереди достает листочек из первой и из второй шляпы и зачитывает вслух предсказание для участника. Побеждает тот, кому попадется собственное желание.

Весёлые Солохи

Вспомним старую добрую рождественскую сказку и устроим конкурс Солох. Участвуют по два конкурсанта одновременно. Понадобится компьютерный стул на колёсиках и метла. По команде «старт» наши Солохи только с помощью метлы должны добраться до цели быстрее остальных. Для красоты и веселья Солохам можно повязать платки на голову. Самой быстрой и ловкой ведьме вручают приз, но только не черта в мешке.

В поисках рождественской вкусняшки

Рождество - это чудесный праздник, когда все близкие собираются вместе и каждый из них заслуживает особого внимания, подарка. Для этого конкурса ответственный за проведение праздника должен подготовить вкусняшку для каждого гостя, к примеру, рождественские пряники или печенье с именем каждого гостя из глазури. Вкусняшки прячутся по комнате, в разных её уголках. В начале конкурса объявляется, что нужно найти рождественскую вкусняшку со своим именем, и, кто первый справится с заданием, тот победит. Также существует правило: если нашёл вкусняшку не свою, говорить о ней ничего никому не надо, просто пусть лежит на том же месте. Кто первым найдёт свой пряник или печенье, тот ещё и приз получит.

Здесь был ангел

Для этого конкурса нужно запастись перьями (с подушки или купить в любом магазине декоративных украшений для рукоделия). Перья раскладывают в различных уголках комнаты. По команде «старт» все участники приступают собирать перья «ангела». Кто из участников сможет собрать больше остальных перьев за одну минуту, тот победит и получит приз, например, брелок с ангелком на счастье.

На Рождество должен быть снег

Рождество - праздник чуда и добра, и так радостно, когда в этот день за окошком идёт снег, так красиво, когда кружатся в воздухе искристые снежинки. Но, чтобы снега стало больше, каждый участник должен нарисовать ровную и красивую снежинку, но не просто это будет сделать, ведь, прежде чем приступить к рисованию, участники закружатся в своём танце. Итак, участники становятся в круг и по команде ведущего начинают вращаться вокруг себя до тех пор, пока ведущий их не остановит. Как только ведущий скажет: всё! - участники бегут к своим листикам, берут карандаши и рисуют снежинки (на весь лист). Участник, который быстрее и ровнее нарисует снежинку (4 скрещенные палочки), победит и получи приз.

Рождественский паровоз

Гости делятся на две равные команды. Участники команд становятся в ряды. Каждый из участников получает ложку, а первым участникам вручают по миске с кутьёй (в одинаковом количестве). По команде «старт» первые участники набирают ложку кутьи и кушают, после чего передают миску вторым участникам, вторые также набирают полные ложки и кушают, а потом передают третьим и так до последних участников. Последним участникам предстоит доесть всё до конца и быстро оббежать свою команду, став перед первыми участниками и показав ведущему пустую миску. Команда, которая справится первой, победит и будет признана самым быстрым и ловким рождественским паровозиком.

Собери в сугроб снежинки

Каждому участнику дают пластиковую бутылку и одинаковое количество вырезанных заранее снежинок. По команде ведущего участники начинают по одной снежинке засовывать в бутылку. Кто из гостей быстрее остальных соберёт все снежинки в сугроб, то есть засунет в пластиковую бутылку, тот и победил.

А кто ещё родился в этот день?

Ведущий по очереди зачитывает варианты знаменитостей из различных областей и сфер деятельности, среди которых есть человек, которому посчастливилось родиться в этот светлый и радостный день - 7 января, например: Кто родился в этот день?
А) Кристиан Диор
Б) Джанни Версаче
В) Кристиан Лубутен (верный ответ - в) или
А) Джон Траволта
Б) Джимм Керри
В) Николас Кейдж (верный ответ - в).
Гость, который первый поднимает руку и правильно отвечает - получает балл, а за самое большое количество баллов полагается приз.

Игру прислала в Копилочку Коринна Чеботарева: "Эту игру мы делали у себя на новогоднем вечере. Цель игры в том, чтобы проверить участников, насколько они знают библейскую историю (в данном случае Рождественскую историю) и также повеселить всех присутствующих. Выбирая людей для интервью, нужно учесть их сообразительность и смелость отвечать на неожиданно заданные вопросы. Желательно выбрать людей для интервью заранее."

Игру желательно снять на видео, а потом показать ролик. Хорошая память о Рождественском вечере!

Ведущий: Добрый вечер уважаемые телезрители! Вас приветствует (имя ведущего) с программой «Concord youth news». Сегодня с нами в прямом эфире события Вифлеема, во время которых мы будем подводить итоги прошедшего года. Я вам представляю нашего специального корреспондента, который будет опрашивать очевидцев происшедших событий. Говорят, за некоторое время до рождения Христа священник Захария во время со своей службы в храме потерял дал речи.

Корреспондент:
К Елисавете: Сразу ли ты поверила словам Захарии о том, что в вашей семье скоро будет ребенок?

Ведущий: Во время всех происходящих событий, Волхвы с востока заметили странные проявления на небе.

Корреспондент:
К Волхву 1: Какие значения имели дары, которые вы принесли для Сына Божия?
К Волхву 2: Как вы узнали, что это именно эта звезда? (на чем было основано ваше доверие звезде, за которой вы последовали?)
К волхву 3: К кому вы обратились, чтобы найти царя?

Корреспондент: Чтоб нам было немного понятней, давайте потревожим царя.
К Ироду: Зачем ты искал Младенца, о котором тебе рассказали люди с Востока? Удалось ли тебе убить Его?

Корреспондент: Здесь также находятся исполнители закона.
К Воину: В Библии написано: «Не убивай…». Почему ты послушался приказания царя Ирода, чтобы убивать детей?
В будущем история нам рассказывает об удивительном открытии при раскопках захоронения тел убитых младенцев. Ученые, делая раскопки, обнаружили два цвета костей. Одни кости были черного цвета, другие были белые. Удивленные таким открытием, археологи не могли определить, какие кости девочек, а какие мальчиков. Как ты думаешь, какие кости к какому полу относятся? (это провокационный вопрос, так как были убиты только младенцы-мальчики)

Ведущий: (читает из Библии Лк. 2.25) «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон.» О, Он тоже был очевидцем, а давайте Его тоже спросим?

Корреспондент:
К Симеону: Симеон, что вдохновило Вас прийти в храм? Ожидали ли Вы пришествия Миссии? Как Вы узнали Младенца в храме?

Ведущий: В народе ходят толки, что самое красивое пение в мире слышали пастухи.

Корреспондент: Пастухи, где вы?
К Пастухам: Какая была ночь? Расскажите о том, как Ангел возвестил вам весть о рождении Христа? Поверили ли вы словам Ангела о том, что Христос должен лежать в яслях?

Ведущий: Давайте посмотрим, что происходило в это время в городе.

Корреспондент: Вот мы видим хозяина гостиницы. Довольно интересно узнать от хозяина гостиницы, отчего они были переполнены.
К Хозяину Гостиницы: Знал и ожидал ли ты пришествия Мессии? Что ты испытывал, когда узнал, что отказал Царю царей в услуге?

Ведущий: А теперь давайте обратим внимание на необычную молодую пару

Корреспондент:
К Иосифу: Почему ты сначала не хотел брать Марию себе в жены? Почему тебе понравилась Мария? Какие качества были в Марии?

Корреспондент:

К Марии: Расскажи, как тебе явился Ангел? Почему ты думаешь, Бог избрал именно тебя быть матерью Сына Божьего?

Корреспондент: «Новости Вифлеема». С вами был специальный корреспондент (имя). Благодарю за внимание.

Все ближе и ближе праздник Рождества Христова.

Вы уже, наверное, выбрали пьесу для рождественской школьной или семейной постановки; дети уже учат песни, колядки и стихи к елке. Организаторам же праздника надо продумать еще и ту его часть, в которой смогут активно поучаствовать все, и подготовить к утреннику игры.

Сегодня мы предлагаем вам подборку игр (их без труда можно провести в помещении). Игры помогут сделать детский праздник веселым, непринужденным и наполнить ребячий досуг содержательной деятельностью.

Метелица

Начнем с сюжетной малоподвижной игры “Метелица”. Это своеобразная игра-сценка для детей дошкольного возраста. До праздника ее еще можно разучить с ребятами.

По считалке выбираются Метелица, Морозец и Тучка. А остальные ребята – кто Снежинки, кто Кустики. Все, кроме Метелицы, становятся в круг, а Метелица входит в него и задумчиво останавливается.

К ней подходит Морозец и спрашивает:

– Метелица, красавица,

Ты что невесела?

Метелица отвечает:

– Погода мне не нравится –

Морозна и светла.

– А ты взмахни-ка ручками,
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились –
Им холодно, поди.

Метелица, повеселев, отвечает:

– Ну что ж, всплесну ладошками,
Притопну-топну ножками,
С ветрами в пляс пойду! –

В это время из круга выходит Тучка.

– А вон и Тучка стелется!..

И Тучка нежно, как будто издали ей говорит:

– Иду к тебе, Метелица,
Иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся,
Давно на землю просятся –
Попробуй удержи!
Мне с ними и не справиться...
Метелица, красавица,
Возьми их, покружи!

Тут выбегают Снежинки, а Кустики выравниваются в цепочку и стоят пока на месте.

Морозец, Тучка, Снежинки берутся за руки и быстро кружатся вокруг Метелицы, которая в это время пляшет под русскую народную мелодию.

Все поют:

– Как пошла, пошла
Метелица мести!
Заметает все дороги,
Все пути.
Сыплет снегом
На озябшие поля,
Согревается
Замерзшая земля.
Ты пляши, пляши,
Метелица, пляши!
Урожаи нынче
Будут хороши!

Потом Снежинки растягиваются в шеренгу, берутся за руки и идут к Кустикам, приговаривая:

– Посмотрите, кустики!
Кустики!

Возвращаются (пятятся) назад, говоря:

– В самом деле кустики,
Кустики!

Опять идут стеной:

– Тут их раньше не было,
Не было!

Снова пятятся:

– Право слово, не было,
Не было!

Снежинки останавливаются. Теперь Кустики идут на них, приговаривая:

– Мы густые кустики,
Кустики!
Право слово, кустики,
Кустики!
Нас тут раньше не было,
Не было!
Право слово, не было,
Не было!

Теперь снова начинают двигаться Снежинки:

– Вы зачем посажены,
Кустики,
Вы зачем взлелеяны,
Милые?

Тут Морозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают Снежинок, говоря:

– Чтоб Снежинок удержать,
Чтобы им не убежать,
А пушистым одеялом
До весны-красны лежать!

Кто первым выскользнет из круга, тот – Метелица в новой игре!

Чего на елке не бывает?

Чтобы провести эту игру, ведущий заранее должен выучить приведенные ниже нехитрые стишки и обратиться с ними к играющим. Задача такая: когда услышишь название елочной игрушки, надо поднять вверх руку и сказать: “Да!” Когда же называют что-то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. А это не всегда легко: кто-нибудь обязательно ошибается, вызывая общий смех. Ведущий читает, не давая играющим особенно задумываться:

Вот и праздник наступает,
Каждый елку наряжает.
Кто, ребята, подтвердит:
На ветвях ее висит:
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-петрушка,
Старая кадушка,
Белые снежинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки,
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Зимние палатки,
Красные фонарики,
Хлебные сухарики,
Яркие флажки,
Шапки и платки,
Яблоки и шишки,
Колины штанишки,
Вкусные конфеты,
Свежие газеты?..

Успей передать

Играющие встают в круг. Под музыку они передают из рук в руки небольшую игрушку (например, пластмассовую Снегурочку). Как только музыка обрывается, передавать игрушку прекращают. Тот, у кого в руках окажется Снегурочка, выбывает из игры. После этого игра продолжается. Музыку обрывать надо часто и внезапно, но через разные промежутки времени. Побеждает тот, кто останется последним.

Можно внести в игру такое изменение.

Всякий раз, когда музыка прекращается, тот, у кого в руках окажется игрушка, а также тот, кто ему ее передал, делают шаг вперед, ставят игрушку перед собою на пол, становятся возле нее спиной друг к другу и по знаку руководителя бегут каждый в свою сторону. Обегают круг и стараются успеть схватить игрушку. Тот, кто успел, встает на свое место, неуспевший выбывает из игры. Этим вариантом пользуются, когда в игре участвует немного детей.

Что изменилось?

Это игра, развивающая зрительную память. Водящим по очереди предлагается такое задание: в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной или двух ветках елки, и запомнить их. После этого тем, кто будет угадывать: “Что изменилось?”, надо выйти из комнаты. В это время несколько игрушек (три-четыре) перевесят: какие-то можно убрать, какие-то добавить. Войдя в комнату, надо рассмотреть свои ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста детей задания можно или усложнять, или упрощать.

Чем число известно?

На бумажных карточках заранее написаны цифры. Карточки лежат у водящего в небольшом мешочке или разложены на столе (цифрой вниз), как экзаменационные билеты. Игроки по очереди вытягивают карточки и поскорее стараются сообразить, чем какое число известно: в каком устойчивом словосочетании, библейском изречении, пословице, загадке оно упоминается.

Например, вытянув карточку с цифрой “3”, можно вспомнить о трех волхвах, принесших новорожденному Спасителю свои дары, вспомнить о троекратном пении петуха и отречении апостола Петра, а потом о троекратном вопрошании его Спасителем: “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” – и троекратном утвердительном ответе апостола.

Достав листочек с цифрой “4”, можно вспомнить о четырех евангелистах, о четырех многодневных постах в течение года.

А посмотрев на карточку с цифрой “7”, сказать о Семи Днях творения, о семи таинствах Церкви, семи днях недели, семи цветах радуги.

Стоит, впрочем, заранее подумать, какие числа лучше исключить из заданий, поскольку быстро придумать к ним ответ может оказаться слишком уж трудным делом.

Отгадай пословицу

В отсутствие водящего задумывают какую-нибудь пословицу. Слова этой пословицы раздаются по одному всем играющим. (Если всем не хватит, одно слово могут представлять двое ребят.) Играющие рассаживаются по порядку слов.

Водящий возвращается и начинает задавать вопросы. В ответах, которые будут давать играющие, должно содержаться слово из загаданной пословицы – в той же форме, в какой оно стоит там (в том же падеже, числе и т.д.); предлоги, союзы и частицы отдельно не называются, только со значащими словами.

Бывает, что водящий отгадывает пословицу быстро, после первого же или второго ответа. Но бывает иначе: все ответы получены, а пословица так и осталась неотгаданной. Тогда водящего вновь отправляют из комнаты и задумывают новую пословицу: ему придется отгадывать еще раз. Ну а если пословица отгадана, следующим водить будет тот, после чьего ответа это случилось (видно, он плохо замаскировал свое слово).

Примечание. Ответ может состоять из нескольких фраз (но не более, допустим, трех), поскольку часто бывает, что в одной фразе слово просто невозможно спрятать.

Кузовок
(Из народных игр, записанных В.И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на ок: “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок...” Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще).

По окончании разыгрываются залоги: вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть песенку.

Почта

Дети выбирают по жребию почтальона, ставят его в середине комнаты, а сами садятся вокруг, называясь именами разных городов. Почтальон подходит к кому-нибудь из играющих и спрашивает:

– Нет ли писем?
– Есть, – отвечает ему играющий.
– Какие?
– А вот в Рим, чтобы выслали оттуда рыбы, рябины, раков, рису.

Словом, следует произнести названия нескольких товаров, начинающиеся с той же буквы, что и название города, в который посылается письмо. Почтальон должен, не перепутав, повторить письмо, подойдя к Риму, то есть к играющему, назвавшемуся именем этого города.

– Хорошо, – отвечает Рим, – теперь отправьте, пожалуйста, письмо в Берлин, я посылаю туда заказ на булки, баклажаны, банты и бусы.

Все это говорится быстро, иначе платится фант; почтальона штрафуют, когда он перепутает послание. Остановки и обдумывание не допускаются.

Веселые художники

В игре участвуют две команды по 9 человек в каждой. К доске или большому планшету, расположенному перед детьми, прикалывают картинку с изображением нарядной рождественской елки. Картинка разделена на 9 клеток, клетки пронумерованы. На доске под картинкой перед началом игры надо начертить два квадрата (или закрепить на планшетах два ватманских листа) и каждый разделить линиями на 9 клеток (как на картинке сверху), и в том же порядке клетки пронумеровать.

По сигналу первые номера бегут к доске и в клетках своих квадратов под номером 1 срисовывают ту часть картинки, которая помещена в клетке с таким же номером на образце. Затем бегут вторые номера и в клетках с номером 2 срисовывают то, что на образце помещено в этой же клетке; и так один за другим, пока все клетки не будут заполнены, а рисунок завершен.

Зрители коллективно определяют победителя с учетом того, какая команда раньше закончила и чей рисунок получится более аккуратным, похожим.

Для ребят постарше можно внести такое изменение: рисуют не подряд в одной клетке за другой, а в разных местах квадрата, в тех клетках, которые называет ведущий (сначала, допустим, в пятой, потом в первой, девятой и т.д.).

Разнообразят праздник и различные игры, которые можно предложить детям.

В них можно играть даже в небольшой комнате.

Жужжи, пчела, жужжи

Для этой игры надо вырезать из цветной бумаги цветы и прикрепить их клейкой лентой к полу. (Это с удовольствием сделают сами дети.)

Играющие танцуют, пока играет музыка. Когда она неожиданно кончается, они, жужжа, бегут к своим цветам. При этом цветов должно быть на один меньше, чем игроков. Не успевший подбежать к цветку выходит из игры. (Позаботьтесь об утешительных призах.) После этого убирают один цветок. Победитель получает титул короля пчел и главный приз, например, съедобный марципановый цветок или баночку с медом.

Сохранив принцип, игру можно изменить. Например, вместо цветов вырезать острова, на которые запрыгивают пираты, и тогда выигравшему можно будет подарить что-нибудь подходящее.

Свинка хрю-хрю

Завяжите резинками уголки наволочки, а розовыми фломастерами или красками нарисуйте глазки и пятачок. Когда наволочка подсохнет, вложите в нее подушку. «Шею» свинки обвяжите широкой яркой лентой, прикрепив ее в нескольких местах ниткой, чтоб не сползала. Под музыку игроки передают свинку Хрю-хрю по кругу. Музыка неожиданно прерывается. Тот, кто последний успел передать свинку соседу, кричит «Хрю-хрю» и затем получает приз из стоящего в центре тазика.

Ветер, ветер, ты могуч

Играющим раздаются соломинки для коктейлей. Дуя через соломинку, игроки должны загнать мяч от пинг-понга в перевернутую коробку. При этом прикасаться к мячу не разрешается.

Путешествие с водой

Участники делятся на две равные команды. Они встают в ряд друг напротив друга. Первый из каждого ряда получает по два стакана: один пустой и один наполненный водой. По команде игроки переливают воду из полного стакана в пустой и быстро передают оба стакана следующему по ряду. Та команда, чьи стаканы быстрее дойдут до последнего участника, и при этом проливается меньше воды, объявляется победителем. Игру можно проводить под фонограмму песни на «водную» тематику. Например, «Закаляйся, если хочешь быть здоров, обливайся...», или «Вода, вода, кругом вода...»

Лети, мой шарик!

Играющие делятся на две или несколько команд. Каждая команда получает воздушный шарик. Задача игроков — не касаясь шарика руками, удерживать его в воздухе. Делать это можно, дуя на шарик, поддерживая его головой или плечом. Чтобы не перепутать шарики, они должны быть разного цвета. Следите, чтобы в комнате не было хрупких, легко бьющихся предметов.

Глаз-алмаз

На край стола кладут легкий шарик, например, от пинг-понга. Водящему завязывают глаза и ставят его спиной к столу. По команде он должен сделать пять шагов вперед, трижды повернуться на месте и, возвратившись к столу, сдуть на пол шарик. Естественно, правильное направление теряется, и под общий смех водящий сдувает шарик оттуда, где его и в помине не было.

Дзинь, колокольчик

Участвуют два и более игроков. Выбирается водящий, он выходит из комнаты, а остальные прячут сувенир-сюрприз где-нибудь в комнате. Водящий возвращается и начинает бродить по комнате. Все остальные игроки произносят «Дзинь, колокольчик» тише или громче в зависимости от того, далеко или близко находится игрок от спрятанного подарка. Естественно, нашедший подарок его и получает в качестве приза.

Елочка

Участвует любое число игроков. Один игрок задает вопросы каждому по кругу. Каким бы ни был вопрос, отвечающий должен на все говорить одно слово: «Елочка». Если кто-то засмеялся во время ответа, он считается проигравшим и выходит из игры. Затем в течение игры он будет стараться рассмешить тех, кто еще держится. Таким образом, побеждает самый стойкий. (Призом может быть изящная елочная игрушка.)