Игры на развитие связной речи у дошкольников. Сборник игр по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Нина Полякова
Игры на развитие связной речи для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Логического мышления

и связной речи для детей среднего дошкольного возраста .

1. Игра «Так бывает или нет?»

Цель. Развивать логическое мышление , умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры . Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры : «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».

Примерные рассказы :

Наступило лето. Ярко светило солнце, и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стали играть в снежки.

Пришла весна. Выпал снег. Дети развесили на деревьях скворечники. Птицы в них поселились и стали в нем жить.

У Никиты сегодня день рождения. Он принес в д/сад угощения : соленые конфеты, яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись?

Наконец пришла зима. Ребята обрадовались первому снегу. Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.

2. Упражнение «Закончи предложение» .

Цель. Учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.

Предлагает детям закончить предложение :

Сначала котенок бывает, а потом вырастает в большую …. Тогда его называют уже не котенком, а … .

У зайца уши очень, а у мышки…. И сам заяц, а мышка… .

Весной трава, а летом вырастает… .

Настоящий стул, а игрушечный… .

Если я говорю «утенок» , то он, а если я говорю «утка» , то она… .

Если я говорю «шарик» , то он, если я говорю «шар» , то он … .

3. Упражнение «Чего не хватает?»

Цель. Учить рассуждать и делать простые выводы.

Игровой материал. Карточки с картинками предметов, у которых чего-либо не хватает.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти, чего не хватает.

4. Упражнение «Что подарили мишке» .

Цель. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качество тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Описание упражнения. Воспитатель рассказывает : «Прислала бабушка мишке подарок. Смотрит мишка, лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыл как это называется» , - подумал мишка. Дети, кто поможет ему вспомнить, как называется подарок бабушки?» Дети отгадывают и сами повторяют какое яблоко.

5. Упражнение «Угадай кто?»

Цель. Побуждать детей вспоминать признаки предметов без опоры на образец.

Описание упражнения. Воспитатель вспоминает : «Однажды в детский сад пришел гость. Он одет был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник?» Ребята отгадывают, кто это, а потом сами повторяют во что был одет гость. Такие разговоры-загадки можно проводить о разных предметах.

6. Игра «Угадай, что мы загадали»

Цель. Учить классифицировать предметы по различным признакам.

Игровой материал. Карточки с изображением разных предметов (чашка, кукла, теплоход, паровоз и др.)

Ход игры . Перед группой детей воспитатель выкладывает несколько карточек с изображениями разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии предмета. Чтобы дети лучше поняли правила игры , воспитатель сам пробует несколько раз отгадать, что загадала команда детей . Вот как может проходить игра :

Воспитатель. Из этого предмета можно пить?

Дети. Нет.

Воспитатель. У него есть ручки и ножки?

Дети. Нет.

Воспитатель. На нем можно плавать по морю?

Дети. Нет.

Воспитатель. На нем можно ездить?

Воспитатель. Он ездит по рельсам?

Воспитатель. Вот этот паровозик вы загадали.

7. Игра «Мебель» .

Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам.

Ход игры игры : «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Мебель» . Вы знаете, как называется различная мебель? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову предмет мебели, вы ответите словом «да» , если же этот предмет не является мебелью, то вы скажете слово «нет» . Кто ошибается, тот проиграет.» Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. (Можно использовать разные обобщающие понятия) .

8. Упражнение «Какое время годы?»

Цель. Учить детей слушать описание природы в стихах. Прозе и соотносить его с определенным временем года.

Игровой материал. Короткие тексты о временах года.

Описание упражнения. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемежку. Воспитатель спрашивает : «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

9. Игра «Когда это бывает?» .

Цель. Тренировать в классификации по различным основаниям.

Игровой материал : 4 карточки с изображением времен года, карточки с картинками природы в разное время года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года» , «Игры детей » , «Одежда» .

Ход игры . Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей» , другим – картинки по теме «Одежда» и т. д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото» .

Игры и упражнения на развитие логического мышления

и связной речи для детей старшего дошкольного возраста .

1. Игра «Отгадай-ка»

Цель. Обучать детей описывать предмет , не глядя на него, находить в нем существенные признаки : по описанию узнавать предмет.

Ход игры . Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает : «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит, Каждый из вас будет выполнять роль какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры : когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовится к ответу) воспитатель дает палочку кому-то. Ребенок встает и описывает предмет, а затем передает палочку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, тот описывает свой предмет и передает палочку другому игроку. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопросы загадывающему : «Где этот предмет находится?» или «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать ребенку возможность самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

2. Игра «Похож – не похож» .

Цель. Учить детей сравнивать предметы , находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.

Ход игры . Воспитатель, усадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру. Обращаясь к ним он говорит : «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем они отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. У меня в руках палочка, кому я ее положу, тот и будет загадывать». Ребенок получивший палочку, загадывает : «Две птицы, одна большая, черная, с толстым клювом, а другая маленькая, с желтой грудкой». Загадывающий после небольшой паузы передает палочку любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупает в конце игры .

В следующий раз воспитатель предлагает выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.

3. Игра «Отвечай поскорей» .

Цель. Закрепить умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству.

Игровой материал. Мяч

Ход игры . Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила : «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-то из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет такого цвета, после чего сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь еще. Тот ловит мяч и называет предмет, и т. д. Например, я говорю : «Зеленый» (Воспитатель делает маленькую паузу, давая возможность вспомнить предметы зеленого цвета.) – и бросаю мяч Роме. Рома должен ответить : «Лист» . После такого ответа он бросает мяч следующему игроку и говорит : «Голубой» , - и т. д. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много».

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце» , - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный» , бросая мяч следующему игроку, который называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму.

4. Игра «Что кому нужно?»

Цель. Продолжать упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры . Воспитатель : «Сегодня мы поиграем в игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой работы». Можно предложить другой вариант : воспитатель называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

5. Упражнение «Сравни картинки» .

Цель. Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки.

Игровой материал : «Домик» для 3 картинок (из счетных палочек, картинки : собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где они будут учиться сравнивать картинки. На столе перед ними он раскладывает все картинки в 3 ряда в любом порядке. Ниже кладет домик для картинок и говорит : «Здесь я буду класть картинки, которые чем-нибудь похожи! (Кладет картинки собаки и пчелы) . Чем они похожи?» Дети отвечают : «Собака и пчела похожи тем, сто они – животные, пчела и собака приносят пользу. Также они могут причинить боль.

Затем воспитатель убирает эти картинки из домика и кладет картинки с рыбкой и курицей и просит найти, что у них общего. Дети отвечают : «Курица и рыбка – живые. У них есть голова, рот, глаза, хвост, живот, спина.

6. Игра «Вершки и корешки»

Цель. Упражнять детей в квалификации овощей (по принципу : что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Ход игры . Воспитатель уточняет с детьми, что «вершки» , а что – «Корешки» : «Съедобный корень овоща будем называть «корешки» , а съедобный плод на стебле – «вершки» . Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно : вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет : «Морковь» . Дети отвечают : «Корешки» , «Помидор» - «Вершки» . «Лук» - «Вершки и корешки» .

7. Игра «Что было, а что будет» .

Цель. Уточнить представление детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры . Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели. Например :

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу :

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду» .

Дети говорят : «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет». Или :

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Дети говорят : «Уронили и оторвали» - это было, «не брошу» - это будет

8. Игра «Наоборот»

Цель. Воспитывать у детей быстроту мышления .

Игровой материал. Мяч

Ход игры . Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель объясняет правила игры : «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь мяч, тот должен сказать слово, противоположное по смыслу.

9. Игра «Придумай предложение» .

Цель. Развивать речевую активность , быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель объясняет правила игры : «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы придумаете с ним предложение. Придумывание предложения происходит с передачей палочки друг другу.

Работа над связной речью предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру.
Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи. Их предлагается проводить на основных логопедических занятиях.

Игра «Почемучка»
Цель: Научить пользоваться союзом «потому что».
 Дети спрашивают логопеда. Логопед отвечает на вопросы детей, использую союз «потому что».
 Логопед спрашивает детей, требуя употребление данного союза.
Образцы вопросов: Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?

Игра: «Сравни и расскажи»
Цель: Учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать два предмета.
Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей.
Логопед просит сравнить две юбки (два фартука, двое брюк и т. д.) Сказать, чем они отличаются.
Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом.

Игра: «Четвёртый лишний»
Цель: Учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбирается соответственно лексической теме.

Игра: «Один – много»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания о повадках диких животных, названия их детёнышей.
Дети надевают маски. «Медведь» говорит: «Я медведь, я живу в берлоге. А кто мои детки?» Выбегают другие дети и говорят: «Мы твои детки – медвежата».

Игра: «Машенькино угощение»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.
Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».

Игра: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: Упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.
Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.

Игра «Правда – неправда»
Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.
Логопед читает стихотворение, дети говорят, что в нём правда, а что нет.
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей
«Га – га – га, пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Игра «Кто больше?»
Цель: Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:
Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…
Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…
Влажный – мокрый, сырой…
Красивый – прекразный, замечательный, хороший…

Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.

Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.

Игра «Что лишнее?»
Цель: Найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:
Гусь, гусеница, гусиное.
Больной, большой, больница.
Баран, баранка, бараний.
Дождик, дождливый, дожидаться.
Море, морковь, моряк.
Выяснить, почему данное слово лишнее.

Игры и упражнения для развития связной речи.

«Исправь ошибку»

Цель : учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Сравни разных зверят»

Цель : учить сравнивать разных « животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных - лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка - это... одежда; кукла, мяч - это игрушки; чашка, тарелка - это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса - поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула - ножка стола - ножка у гриба; ручка у сумки - ручка у зонтика - ручка у чашки; иголка швейная - иголка у ежа на спине - иголка у елки).

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

«Кто что умеет делать»

Цель : подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка - мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака - лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

«Кто назовет больше действий»

Цель : подобрать глаголы, обозначающие действия.

- Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

«Как сказать по-другому?»

Цель : заменять многозначные слова в словосочетаниях.- Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Кто у кого»

Цель : соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) - животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант - играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант - лают), корова и теленок щиплют траву (вариант - мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант - скачут), утка и утенок плавают (крякают).
- Назови животных и их детенышей.
- Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Составь описание»

Цель : учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

- Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Придумай рассказ»

Цель : учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

- Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

- Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
- Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
- Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
- Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».

- Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

Игры и упражнения для развития связной речи детей старшей группы

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание о литературном персонаже проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучениям разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи- «Мне нравится слушать сказки, потому что…). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они глубже осознают структуру, т.е. компазиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды…», «Дело было летом…» и т.п.) Взрослый давая зачин рассказу, предлагает ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-раз… собрались звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И тогда…») Заполнение схемы ребёнку закрепить представления о средствах связи между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу».

Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.
- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек…(много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку…(увидела волка). Но белочка…(не испугалась). Она бросила…(шишку прямо на волка). На лбу у него…(выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога…(широкая). Деревья в лесу высокаие, а кусты…(низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк…(мелкий).

Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:

Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Пересказ текста «Тук-тук»

(«Покажи сказку руками»)

Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.

Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения Л.Успенской «Тук-тук» с помощью рук.

Тук-тук

Тук-тук! Тук-тук!

Кто там?

Это я, зайчик.

Если зайчик, покажи свои ушки.

Вот мои ушки.

Тук-тук! Тук-тук!

Кто там?

Это я, коза.

Если коза, покажи свои рога.

Вот мои рога.

Тук-тук! Тук-тук!

Кто там?

Это я, ветер.

Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку.

Вопросы и задания

  1. Спросите ребёнка: « Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».
  2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.

Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность переключения с одного движения на другое.

«Тук-тук!»-руки сжаты в кулак.

«Зайчик»-локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести, остальные сжать в кулачок.

«Коза»- пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.

«Ветер!»- расслабляющие движения для пальцев.

Упражнение на словообразование

Для того, чтобы рассказ про осень получился образным, предложения в нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.

Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Солнце осенью- осеннее; Пальто осенью-

Ветер осенью- Сапоги осенью-

Небо осенью- Одежда осенью-

Туча осенью- Куртка осенью-

Дождь осенью- День осенью-

Лес осенью- Утро осенью-

Аллея осенью- Роща осенью-

Погода осенью- Парк осенью-

Игра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

Упражнение «Что будет?...»

Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Варианты вопросов.

  • Что будет, если Буратино научится летать?
  • Что будет, если исчезнут все книги?
  • Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
  • Что будет, если ты научишься читать и писать? И т.п.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников.

При проведении игр ставились следующие задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения

Игры для закрепления формы множественного числа:

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

1. Игра "Один - много".

Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.

Педагог показывает картинку и называет: шар.

А у тебя, - спрашивает педагог, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра "Лови и называй".

Педагог: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Педагог бросает мяч ребенку, называя слово "дом"; ребенок возвращает мяч, называя слово "дома". Учить ребенка сочетать движение со словом. Педагог называет от пяти до восьми слов.

3. Игра " Играем со словом"

Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием "ы".

4. Игра "Измени слово".

Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

5. Игра " Назови одним словом"

Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Игры для уточнения формы родительного падежа:

1."Угадай, чьи это вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Педагог называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. "Угадай, чьи это хвосты". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Педагог показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".

Игры для уточнения формы дательного падежа:

1. Игра "Кому нужны эти вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Игра "Подарки" Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

3. Игра "Гости". На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: "Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.".

Игры для уточнения формы винительного падежа:

1.Игра "Кто самый наблюдательный". Дети должны называть, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.

2.Игра "Ответы на вопросы" Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Игры для уточнения формы творительного падежа

1. "Профессии" Ответы на вопрос "кто чем работает?" по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.).

2. Игра "Назови слова" Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3. Игра "Назови пары" Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Игра для уточнения формы предложного падежа:

Игра "Помоги животным найти свой домик". Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

1. Игра "Большой маленький".

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов "большой" и "маленький".

Это? - показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? - показывает педагог на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.

Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч, елочка, шарик, мячик.

Игра в образовании сложных слов игра "Эхо".

  • листья падают - листопад
  • сам ходит - самоход
  • снег падает - снегопад
  • мед носит - медонос
  • вода падает - водопад
  • звонит попусту - пустозвон
  • звезды падают - звездопад
  • сено косит - сенокос
  • разводит сады - садовод
  • везде ходит - вездеход
  • разводит лева - лесовод
  • база для нефти - нефтебаза
  • перевозит лес - лесовоз
  • ходит на атомной
  • энергии - атомоход
  • сам летит - самолет
  • пыль сосет - пылесос
  • воду возит - водовоз.

Игра "Назови сколько".

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Педагог предлагает назвать, что на карточке.

Это: (ребенок наугад называет любой предмет).

Педагог переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Педагог: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - педагог предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Педагог: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Педагог кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Педагог: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки:продолжай.

Педагог меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Педагог: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Педагог: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Педагог предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.