Импорт ювелирных изделий. Вывоз золотых ювелирных изделий из рф

Центр мониторинга развития промышленности (ЦМРП) и Национальный союз экспортеров подготовили пакет мер для поддержки российской ювелирной промышленности и ее экспорта: с 2013 по 2016 годы он сократился в семь раз с $724 до $106 млн. Пакет из семи мер вместе с письмом директора ЦМРП Ильи Семина направлены первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Среди предложений, с которыми ознакомились «Известия», - обнуление ввозных таможенных пошлин на ювелирные вставки, замена обязательного порядка клеймения ювелирных изделий на добровольный при экспорте, создание «одного окна» для прохождения таможенного контроля и другие инициативы. В секретариате Игоря Шувалова подтвердили получение письма. Гильдия ювелиров России соглашается с предлагаемыми мерами и объясняет падение экспорта в том числе и укреплением рубля.

О том, что экспорт ювелирных изделий из России в период с 2013 по 2016 годы упал в 7 раз - с $724 млн до $106 млн - и показывает тенденцию к дальнейшему падению, говорится в письме на имя Игоря Шувалова. При этом конкуренты России - Индия, Таиланд, Армения, Киргизия и Казахстан - ведут активную политику по размещению ювелирных производств на своей территории.

«Сегодня многие отрасли российской промышленности обладают большим экспортным потенциалом, в том числе и производство ювелирных изделий. По нашим расчетам, она способна расти на уровне 10% в год», - говорится в письме Ильи Семина.

Одна из важных для отрасли проблем - наличие ввозных пошлин на ювелирные вставки. Как указано в документе, в настоящее время при ввозе ювелирных вставок в Армению применяется нулевая ввозная пошлина. При ввозе ювелирных вставок в Казахстан - пониженная. А при ввозе ювелирных вставок в Россию и Беларусь размер пошлины составляет от 10 до 16%. Таким образом, российские ювелиры оказываются в неравном положении по отношению к коллегам из стран ЕАЭС, говорится в письме. По этой причине пошлины предлагается обнулить.

Другая проблема - необходимость клеймения изделий. Согласно действующему законодательству, поставляемые на экспорт ювелирные изделия подлежат обязательному апробированию и клеймению. Однако «пробирные клейма РФ не признаются нигде в мире, в том числе и в других странах ЕАЭС», из-за чего клеймение ювелирных изделий, поставляемых на экспорт, «выглядит абсолютно бессмысленным, но затратным для производителей», что снижает их конкурентоспособность на мировом рынке. 80% стран вообще не имеют обязательного опробования и клеймения. Поэтому требование по клеймению также предложено отменить.

Еще одна важная инициатива заключается в снижении затрат российского ювелирного бизнеса на обслуживание требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эти затраты, по оценкам ЦМРП, составляют более 9 млрд рублей в год. Пакетом мер рекомендовано гармонизировать эту часть законодательства внутри ЕАЭС.

Гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин сообщил «Известиям», что меры, предложенные в письме, в последние годы обсуждались неоднократно, и Гильдия их поддерживает.

Экспорт снижается год за годом. Только за первое полугодие 2017 года по сравнению с прошлым годом вывоз ювелирных изделий сократился на 55%, а импорт вырос на 15%, - рассказал Эдуард Уткин.

По его мнению, тенденция к импортозамещению, которая наблюдалась в последние три года, закончилась.

Это связано с укреплением курса рубля и ростом издержек производства внутри страны. Импортировать изделия теперь выгоднее, чем производить в России, - отметил глава Гильдии ювелиров.

Для роста экспорта нужны реформы, уверен он. И в первую очередь нужно упростить процедуры оформления ювелирных изделий на экспорт и при временном вывозе (на выставки).

Ювелирное производство в стране, поскольку нацелено преимущественно на внутренний рынок, с начала 2016 года также уменьшилось - примерно вдвое, подсчитал директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. По его словам, это произошло из-за падения покупательской способности населения.

Ювелирной отрасли удается вести конструктивный диалог с властью и достигать определенных успехов, напомнил «Известиям» президент компании «Алмаз-холдинг» Флун Гумеров.

Но все-таки некоторые проблемы остаются. Например, 80% ювелирных изделий в мире не имеют проб, а российская Государственная пробирная палата ставит пробы, - рассказал Флун Гумеров.

Международная маркировка изделий обозначается в каратах, а в России проба в граммах - например, 585-я или 999-я золотая, что означает содержание в 1000 г металла 585 г золота или 999 соответственно. Эти цифры иностранным покупателям ничего не говорят.

В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова «Известиям» подтвердили факт получения письма и пакета мер.

При вывозе товаров в страны — участницы Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан) таможенное оформление не проводится и таможенный сбор не уплачивается. На каждую партию товаров оформляется статистическая форма, которая ежемесячно сдается в специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни (ЦАТ). Таможенное оформление ювелирных изделий по-прежнему осуществляется исключительно на специализированных таможенных постах ЦАТ в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Калининграде и Екатеринбурге. Обязательным условием для компании-экспортера является постановка на учет в региональной Государственной инспекции пробирного надзора Пробирной палаты Министерства финансов РФ и прохождение государственного контроля вывозимой партии ювелирных изделий, который осуществляется контролерами — сотрудниками указанных региональных инспекций. В целом, вывоз (экспорт) ювелирных изделий регламентируется следующими правовыми актами:
1. «Таможенным кодексом Таможенного союза», ратифицированным ФЗ от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ (гл. 31).
2. ФЗ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (гл. 28).
3. «Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы», приведенным в Приложении № 2, утвержденном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 (п.п. 2.9, 2.10).
4. Приказом Федеральной таможенной службы от 12 мая 2011 г. № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней».
5. Инструкцией Центрального банка РФ от 4 июня 2012 г. № 138-и «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». Алгоритм действий российской компании — экспортера ювелирных изделий может быть следующим:
. постановка на учет в региональной Государственной инспекции пробирного надзора;
. поиск иностранной компании, желающей покупать российские изделия, и заключение с ней контракта (договора);
. оформление паспорта экспортной сделки в уполномоченном банке;
. получение заказа на изготовление конкретной партии товара, его изготовление и оформление спецификации к контракту (договору) с описанием в ней условий сделки и изделий на ассортиментном уровне с указанием их количества и веса;
. оформление счет-фактуры (инвойса) на поставляемую партию товара;
. оформление сертификата о происхождении формы СТ-1 на вывозимую партию товара при экспорте в страны СНГ;
. оплата сбора за таможенные операции;
. государственный контроль партии товара в региональной инспекции пробирного надзора с оформлением акта установленного образца;
. таможенное оформление партии товара на одном из специализированных таможенных постов в электронном виде с использованием сети Интернет и выдачей двух бумажных копий декларации о товаре;
. отправка «затаможенной» партии товара с таможенной территории Таможенного союза выбранным транспортом (авто-, авиа- или морским).
Период таможенного оформления не превышает четырех часов. Товар при этом может храниться на складе экспортера или перевозчика.
Физическое размещение партии товара в зоне таможенного контроля требуется только по требованию таможенного органа при срабатывании Системы управления рисками ФТС. В этом случае проводится таможенный досмотр. Однако такое происходит крайне редко. Необходимо отметить, что существующее российское законодательство не позволяет реализовывать ювелирные изделия за рубежом в розницу на выставочных мероприятиях. Для целей изучения иностранных рынков сбыта и продвижения на них российской продукции существует таможенная процедура «временного вывоза». Но этот вопрос требует отдельного и не очень короткого разговора.
Таким образом, существующий порядок экспорта изделий из драгоценных металлов способствует активному росту внешнеэкономической деятельности российских ювелирных предприятий и, на наш взгляд, не должен вызывать у них особых затруднений в организации этого процесса. А в случае возникновения оных наша компания всегда готова дать понятную и подробную консультацию.

Юрий Антонов, заместитель генерального директора ООО «Адмирал»

Жypнaл "Ювeлиpнaя Poccия", №42"2012

Нередко при пересечении границы граждане «забывают» декларировать провозимые изделия из драгоценных металлов. Такая забывчивость является серьезным нарушением таможенного законодательства, и поводом для возбуждения административного производства. Так, в 2014 году сочинскими таможенниками возбуждено два дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) в отношении лиц, пытавшихся ввезти в Россию партию незадекларированных ювелирных изделий.

Оба правонарушения были выявлены на таможенном посту Аэропорт Сочи в ходе таможенного контроля рейсов из Еревана.

В первом случае пассажир пытался провезти в багаже и в карманах одежды 63 ювелирных изделия, во втором случае гражданка везла в дамской сумочке 47 изделий. Общая масса обнаруженных незадекларированных драгоценностей составила 630 граммов.

Судя по количеству и характеру товара, он предназначался не для личного пользования, как уверяли нарушители, и подлежал таможенному декларированию.

Согласно законодательству, на сегодняшний день ювелирные изделия ввозятся в страну на общих основаниях, как и прочие предметы. Ввоз драгоценностей без уплаты таможенных пошлин возможен для товаров, которые относятся к категории личных. Но только в том случае, когда стоимость этих товаров, перемещаемых авиатранспортом, не превышает сумму в 10 тысяч евро (другими видами транспорта – 1,5 тысячи евро) и вес товаров не более 50 кг. При превышении стоимостных или весовых норм декларирование товаров осуществляется в письменной форме с уплатой таможенных пошлин по единой ставке 30% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм. Количественные нормы ввоза коммерческих партий товаров законодательством не ограничиваются.

При вывозе изделий из драгметаллов, драгоценных камней товарами для личного пользования могут быть признаны только ценности, стоимостью не более 25 тысяч долларов США. В случае превышения стоимостной нормы товары подлежат таможенному оформлению в общем порядке.

Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года;

2) характера и количества товаров;

3) частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

30.01.2015

Соблюдайте правила перемещения ювелирных изделий через таможенную границу

Порядок перемещения физическими лицами ювелирных изделий, камней и драгоценных металлов для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза предусмотрен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 года и Таможенным кодексом Таможенного Союза.

Согласно законодательству, ювелирные изделия ввозятся в страну на общих основаниях, как и прочие товары. Ввоз драгоценностей без уплаты таможенных пошлин возможен для товаров, которые относятся к категории для личного пользования. Но только в том случае, когда стоимость этих товаров, перемещаемых авиатранспортом, не превышает сумму в 10 тысяч евро (другими видами транспорта – 1,5 тысячи евро) и вес товаров не более 50 кг. При превышении стоимостных или весовых норм декларирование товаров осуществляется в письменной форме с уплатой таможенных пошлин по единой ставке 30% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм. Количественные нормы ввоза коммерческих партий товаров законодательством не ограничиваются.

При вывозе изделий из драгметаллов, драгоценных камней товарами для личного пользования могут быть признаны только ценности, стоимостью не более 25 тысяч долларов США. В случае превышения стоимостной нормы товары подлежат таможенному оформлению в общем порядке.

Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года;

2) характера и количества товаров;

3) частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Между тем, некоторые россияне везут из-за рубежа ювелирные украшения и другие изделия из драгметаллов, многократно превышающие разрешенный объем, «забывая» декларировать товар в установленной форме, тем самым нарушая таможенное законодательство. Вот несколько примеров. Более подробную информацию можно найти на сайтах таможенных органов.

В 2014 году отделом по борьбе с особо опасными видами контрабанды Центральной оперативной таможни успешно проведен ряд операций по выявлению и пресечению незаконного ввоза в Россию ювелирных изделий, драгоценных камней и товаров из драгметаллов.

Так, реализация оперативно-розыскных мероприятий совместно с Домодедовской таможней позволила возбудить два уголовных дела (ч.1 ст.194 и ч.1 ст.226.1 УК РФ) в отношении гражданина России, который пытался контрабандным путем ввезти в нашу страну 44 бриллианта. При личном досмотре пассажира, прибывшего из Израиля, в специально изготовленных потайных карманах нижнего белья таможенники обнаружили 44 драгоценных камня. Экспертиза оценила общую стоимость контрабанды в 6 миллионов 600 тысяч рублей. Сумма неуплаченных таможенных платежей соответственно составила 2 миллиона 382 тысячи рублей.

Не отличилась оригинальностью и гражданка России, которая незаконно привезла из Европы в Россию четыре единицы ювелирных изделий стоимостью свыше четырех миллионов рублей. При проведении личного досмотра женщины были обнаружены в потайных карманах нижнего белья 4 предмета с драгоценными камнями в обрамлении бриллиантовой россыпи. Сумма неуплаченных таможенных платежей – один миллион 300 тысяч рублей.

Сотрудники Шереметьевской таможни в апреле 2014 года при таможенном контроле рейса Нью-Йорк – Москва обнаружили в багаже у гражданки России две бриллиантовые подвески стоимостью около 20 млн рублей. Соответствующих документов на изделие не было. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 194 УК РФ (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). Сумма неуплаченных таможенных платежей составила 5 миллионов 737 тысяч рублей.

Сотрудники Аэропорт Астрахань Астраханской таможни в мае 2014 года при попытке пересечения таможенной границы через «зеленый» коридор задержали трех гражданок России, уроженок Дагестана, прибывших авиарейсом из Турции (Стамбул). Женщины пытались провезти без декларирования около 9 килограммов ювелирных украшений – цепочки, кольца, серьги, колье, подвески, часы, браслеты. Также, в багаже были обнаружены подставки, вазы, шкатулки, изготовленные из белого и желтого металла. Изделия были спрятаны среди детской и женской одежды, постельного белья и обнаружены при таможенном досмотре. По данному факту возбуждены дела об административных правонарушениях по ч.1 ст. 16.2 (недекларирование в установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию), украшения и другие предметы (подставки, вазы, шкатулки) были изъяты и отправлены на экспертизу. На данный момент по двум делам об АП состоялись судебные заседания, суд постановил привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения и избрать меру пресечения – конфискация.

В начале ноября 2014 года на таможенном посту Аэропорт Волгоград Астраханской таможни в ходе таможенного контроля должностными лицами поста были задержаны жительницы Волгограда, прибывшие рейсом из Египта (Хургада). В багаже был обнаружен незадекларированный товар – ювелирные изделия (перстни, цепочки, браслеты, серьги, колье), общий вес которых составил 2,6 кг. Все украшения были изъяты и отправлены на экспертизу. По данным фактам возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 16.2 ч.1 КоАП (недекларирование в установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию).