Интегративные подходы в музыкальном воспитании дошкольников. Воспитание личности через интегративную музыкальную деятельность

6. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: моногр. - СПб.: КАРО, 2006. - 240 с.

7. Кузнецова Л.И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности // Логопед. - 2011. - № 3. - С. 18-24.

8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.

9. Подпругина В. В. Исследование представлений об эмоциях у детей с общим недоразвитием речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2012. - № 2. - С. 59-61.

М. Б. Королёва

Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников как средство гармоничного развития

Современный гуманистический подход к образованию, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности диктуют более внимательное, ответственное отношение педагогов к каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира. Каждый ребенок имеет право на достойное, квалифицированное педагогическое сопровождение для наиболее полного раскрытия своего потенциала.

Важность дошкольного возраста в развитии человека трудно переоценить. Дошкольное детство играет огромную роль в становлении личности, определяя ее развитие на последующих этапах жизни людей, и отличается существенными физиологическими, социальными и психологическими изменениями.

Большую роль в гармоничном и всестороннем развитии детей играет музыка. Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка. Главная задача музыкального воспитания дошкольников -развитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью.

Музыка имеет огромное значение в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности ребенка. Воздействуя на подсознание, она имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу детей, что приобретает сегодня особую актуальность. Музыкальное искусство отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, природе, быте, традициях.

Певческая деятельность способствует развитию речевых и коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Существует взаимосвязь между музыкальным и физическим воспитанием детей. Музыка оказывает влияние на процесс их физического совершенствования, жизненный тонус. В процессе выполнения танцевальных движений формируется осанка, пластичность, выносливость. В процессе певческой деятельности формируются правильное дыхание, улучшается осанка, развивается артикуляционный аппарат.

Каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое специфическое назначение: певческая деятельность способствует развитию психических процессов и свойств личности, развитию речи за счет расширения словаря, развивает познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость, умственные способности, необходимые для научного, математического мышления, способствует формированию правильной осанки, развивает коммуникативные навыки; знакомство детей с нотной грамотой развивает математические способности; музыкально-ритмические движения, совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, воспитывают эстетическое чувство, творческую фантазию и воображение. Интегрируя во все образовательные области, музыка оказывает огромное влияние на весь организм ребенка. Использование всей совокупности названных форм приобщения старших дошкольников к музыкальному искусству в конечном счете приводит к полноценному телесному, душевному и духовному благополучию, способствуя развитию личности.

Интеграция является одним из условий современного образования. Объединение знаний из разных областей на основе общей темы позволяет выстроить ребенку системное видение мира и системное его познание. Интегрированное обучение приобщает детей к дисциплине мышления и помогает овладеть сравнением, сопоставлением, анализом, синтезом, обобщением.

Интегрированные занятия обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным творчеством и литературой. Взаимосвязь этих компонентов дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка.

В работе с дошкольниками мы используем интегрированные занятия, объединяющие слушание музыкального произведения, пение, музыкально-ритмическое движение, изобразительную деятельность и художественное слово. На этих занятиях дети учатся раскрывать музыкальные образы с помощью изобразительного искусства. Процесс интеграции разных видов искусства способствует формированию художественно-творческих способностей детей. В этом процессе искусство выступает фактором формирования лич-

ности. В дошкольном образовательном учреждении традиционно используют изобразительное искусство и музыку, так как данные виды искусства лежат в основе других искусств .

На наших занятиях интеграция объединяет музыку с изобразительным искусством, развитием речи и ознакомлением с окружающим миром. В интегрированных занятиях знания об окружающем мире, природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления материального мира в художественных и музыкальных образах. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний складывается более полное, многогранное представление о мире.

Интегрированные занятия «Мы рисуем музыку», включающие в себя пение, слушание музыкального произведения, ритмику, художественное слово и изобразительную деятельность, помогают создать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. На этих занятиях дети чувствуют себя более раскованными, раскрепощенными, самостоятельными, реализуют свои творческие возможности. Тематика занятий перекликается с темами по слушанию музыки (времена года, образы животных и птиц, сказка в музыке и другие). К этим темам мы добавляем разделы, посвященные русским обрядовым праздникам (Масленица, Пасха), экологическим праздникам (День птиц, День Земли, День цветов), патриотической и военной тематике (День Победы, День снятия блокады Ленинграда, День России, День города, День матери, День защитника Отечества). После таких занятий традиционно устраивается выставка рисунков, которые дети нарисовали.

Например, ко Дню матери мы проводим интегрированные занятия, в которых участвуют и мамы воспитанников. Эти мероприятия включают в себя песни о маме («Я рисую солнышко», «Добрая, милая мама» и другие), танцевальную ритмику («Топ-топ, топает малыш», «Разноцветная игра» и другие), стихи, слушание песен на данную тему («Мама - первое слово», «Песня о мамонтенке» и другие), игры с мамами. В заключение дети говорят своим мамам ласковые слова, рисуют открытки-сердечки, которые затем дарят им.

Обязательно присутствует совместная деятельность: мамы на листе бумаги обводят ладошку своего ребенка, а дети ее раскрашивают. После этого мы прикрепляем все ладошки на лист ватмана, в центре которого нарисовано солнышко без лучиков - и у нас получается веселая разноцветная картинка. Иногда тематика совместной работы с мамами изменяется: дети из своих ладошек составляют красивый букет тюльпанов или выкладывают волшебную птицу.

После знакомства с музыкальной пьесой Э. Грига «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») мы сначала мысленно вместе с ребятами пытаемся представить картину пробуждающейся природы. Для этого вспоминаем знакомые стихотворения и рассказы по данной теме («Утро в горах» Ф. Тютчева, «Утром солнышко проснулось» А. Вишневской, «Утро» И. Бунина, «Ясно утро. Тихо веет» И. Никитина). Дети придумывают свои описательные рассказы (например, утро в горах, утро в лесу и т. д.), после изображают свои фантазии в рисунках. Во время рисования обязательно звучит музыка этого произведения.

После рисования ребята придумывают танцевальные импровизации на музыку этого произведения, превращаясь в бабочек, облачка, солнечные лучики и т. д. В заключение мы устраиваем выставку детских работ, на которую приглашаем всех воспитанников учреждения, и еще раз прослушиваем музыкальное произведение одновременно с просмотром видеоклипа по теме.

Следующее занятие начинаем с рассматривания детских рисунков и обобщения. Это помогает лучшему запоминанию музыкального произведения и способствует расширению кругозора, обогащению словаря и развитию фантазии и воображения старших дошкольников.

Также интегрированные музыкальные занятия с включением изобразительной деятельности всегда предшествуют постановке музыкальных спектаклей. Дети читают сказки, рисуют, лепят, конструируют из бумаги героев спектакля. В течение занятия они придумывают танцевальные композиции, которые могли бы исполнить персонажи.

Вообще, любой детский праздник (особенно выпускной бал) представляет собой интеграцию различных видов детской деятельности. Традиционно используются развитие речи посредством чтения стихотворений, различные виды музыкальной деятельности, музыкально-театральная деятельность. Также добавляются элементы изобразительного творчества (например, в конкурсах «Нарисуй букет цветов для мамы», «Дорисуй картинку» и т. д.), спортивных соревнований, математики (на выпускных праздниках всегда присутствуют математические задачи и примеры в игровой стихотворной форме. Например:

«Возле избушки плачет коза:

"Сбежали козлята мои, кто куда:

Один - в лесок, другой - за стог,

А третий козлёнок спрятался в бочонок!"»

Сколько козлят в избушке сидят?)

Очень любят дошкольники музыкально-спортивные развлечения, посвященные Дню защитника Отечества «А ну-ка, папы», где используются различные виды музыкальной деятельности, элемен-

ты спортивных соревнований, литературное творчество и конструктивная деятельность (например, изготовление вместе с папами бумажных корабликов и самолетиков; военной техники из мягких модулей и т. д.).

Предложенные пути и способы интеграции музыки с изобразительной, конструктивной деятельностью, литературным творчеством позволяют гармонично включить музыку в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Объединение и комбинированное использование всех видов детской деятельности будет способствовать эффективности развития детей во всех направлениях: физическом, интеллектуальном, нравственном развитии и активизации их творческих способностей в процессе межличностного общения.

Список литературы

1. Адамова О. А. Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: сб. науч. ст. / под ред. Л. С. Колмогоровой. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С. 347-353.

2. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

М. Ю. Коршунов

Исследовательский метод как средство развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении географического краеведения

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

В связи с этим задача развития самостоятельной деятельности учащихся и соответствующие личностно ориентированная и дея-тельностная парадигмы образования во всех смыслах и аспектах отражают основные идеи процесса модернизации. Традиционная установка на передачу от учителя к учащимся необходимого запаса знаний становится неэффективной. Важно процесс обучения строить таким образом, чтобы включить учащихся в самостоятельную деятельность познавательного, коммуникативного и праксиологического характера. Это тем более важно, что, какие бы знания и в ка-

Цыпляева Алла Викторовна,

аспирант МГГУ им. М. А. Шолохова
преподаватель Детской школы искусств, Луховицы
[email protected]

Период детства характеризуется объективным проявлением талантов, которые в силу имеющей место общей закомплексованности детей часто бывают скрыты. Выявление индивидуальной одарѐнности ребѐнка в различных областях общественной деятельности является одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Благодаря системе дополнительного образования мы получили уникальную возможность приобщить к художественному творчеству практически каждого ребѐнка. Смогли заниматься творчеством дети из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей, не имеющих возможности оплачивать обучение в платных учебных заведениях.
Музыкальное воспитание можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание еѐ содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека .
Функции музыкальных, и в частности хоровых, занятий многообразны: воспитательная, познавательная, художественно-эстетическая, функции общения и отдыха. Главная задача преподавателя – заинтересовать детей, привить им любовь к музыке. Самое главное, что нужно иметь в виду, – необходимость высокой энергоотдачи со стороны педагога и в учебном процессе, и в общении. Детей гораздо легче настроить на шутку, на игру, на эмоциональный взрыв, чем на серьѐзную изнуряющую работу. Их эмоциональные всплески гораздо труднее успокоить. Их обиды, обоснованные и без оснований, вспыхивают мгновенно, так же, как и реакция на эти обиды. Их внимание кратковременно, их неусидчивость известна. Но все эти и многие другие трудности работы с детьми компенсируются их большой непосредственностью, открытостью, удивительными всплесками откровений в мышлении и совершенно особой красотой звучаний детских голосов.
Музыкальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй ребѐнка, но и на его умственное развитие с учѐтом возрастной психологии. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, воспитание ладового чувства связано с развитием способности нервной системы процессов торможения и возбуждения и других процессов, протекающих в организме.
Эта способность лежит в основе поведения человека и оказывает влияние и на физическое здоровье детей:

  • развивает дыхательные мышцы;
  • укрепляет нервную систему;
  • помогает устранению дефектов речи (заикание, картавость, гнусавость).

Основной формой обучения музыке и музыкального воспитания является хоровое пение, так как оно оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы сплочѐнности, формируя социальную личность. Хоровое пение обладает большой силой эмоционального воздействия и является эффективнейшим средством воспитания эстетического, художественного вкуса, инициативы, фантазии, творческих способностей, определяя, таким образом, моральный облик личности.
Однако, несмотря на важность и актуальность музыкального воспитания и, в частности, хорового пения как неотъемлемую часть комплекса развития личности обучающегося, наша педагогика далеко не исчерпала все формы и методы работы с детьми, особенно на современном переломном этапе развития страны. Поэтому возникает необходимость исследовать, развивать и совершенствовать новые перспективные и более эффективные методы воспитания социально-творческой личности школьника в условиях дополнительного музыкального образования.
Период перестройки приносит нам как положительные, так и отрицательные стороны. Так, в нынешних условиях появилась возможность расширять сеть новых музыкальных учебных заведений различных типов на условиях самоокупаемости (хозрасчѐта), изменять содержание учебных планов, программ с учѐтом возрастающих потребностей в специалистах, разрабатывать самим учебным заведениям новые учебные программы, вводить в учебные планы новые предметы.
Но в то же время большое количество молодѐжи ринулось в коммерческую деятельность. Меняется психология детей. Родителей больше беспокоит финансовое благополучие детей, чем призрачное музыкальное будущее. В связи с этим образовался отток части талантливых детей из учреждений дополнительного музыкального образования (детских музыкальных школ, школ искусств, центров развития творчества и т. д.). Сократилась финансовая поддержка государственными структурами ДМШ.
В этих условиях с особой остротой проявляется проблема интереса, увлечѐнности детей музыкой как фундаментальная проблема учреждений дополнительного образования. Обществу необходимы активные творческие люди. Как же сделать так, чтобы разбудить в детях интерес к самим себе? Какое найти объяснение, что самое интересное скрыто в них самих, а не в новомодных игрушках и компьютерах? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?
Психологи определяют творчество как мощный фактор развития личности, определяющий его готовность изменяться, отказываться от стереотипов, что ведѐт к новым способам решения проблемы или новому способу выражения.
Важными являются особые педагогические условия, способствующие более эффективному и качественному развитию социально-творческой личности. Такими условиями должен стать комплексный подход, выраженный через: обеспечение единства целей, задач, содержания и методов обучения; организация воздействия на все сферы личности ребѐнка. При обучении с помощью комплексного подхода ребѐнок получает возможность воспринимать окружающий мир как поле деятельности для творчества, где пение рассматривается как средство реализации его творчества.
Формирование интереса к музыке и, в частности, к хоровому пению в настоящее время, видится в интегративной музыкальной деятельности. «Интегративное привлечение разных видов искусства, имеющее некоторое родство с идеями К. Орфа, способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей, выявлению общих художественных закономерностей. Стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа – всѐ это включается в поток детского творчества».
Музыкальная деятельность реализуется, как выражался И.М. Сеченов, чувствованиями, т. е. определѐнного рода ощущениями и восприятиями. И.П. Павлов говорил о том, что именно сенсорная часть всякого рефлекторного акта является активной, творческой, а двигательная является служебной, исполнительской. Соответственно, можно полагать, что важнейшее значение в музыкальной деятельности имеют сенсорные процессы, прежде всего процессы развития музыкального слуха. В 20-х годах XX в. С. Т. Шацкий говорил о приоритете труда, игры и искусства при организации видов деятельности в процессе воспитания детей.
На сегодняшнее время необходимы способы реализации остроактуальных и труднорешаемых проблем. Е. И. Юдина отметила такие, как:

  • идея развивающейся личности в развивающемся мире;
  • самодвижение, саморазвитие, самостроительство человека, его духовности в свете восстановления культурообразующей и личностно развивающей функции образования;
  • формирование основ гуманитарной культуры личности;
  • формирование основ детского творчества в спектре композиторской, хореографической, литературной, изобразительной, практически-трудовой, исследовательской видов деятельности.

Любая деятельность должна начинаться с постановки цели. Для чего нужны хоровые занятия? Главная цель – это не отчѐтные концерты, не участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, а развитие творческих способностей детей, эстетических, эмоциональных чувств, нравственной позиции, человеческой морали и активной жизненной позиции. И именно хоровое пение, как самое доступное для детей, является главным, ведущим способом музыкальной деятельности детей. Для этого нужно сделать учебный процесс интересным, увлекательным, показать детям красоту звучания певческого голоса. И подход к развитию личности ребѐнка должен быть комплексным; обучение неразрывно связано с воспитанием, классная и внеклассная работа должны быть подчинены одной цели – комплексному воспитанию личности.
Девиз преподавателя – нести детям радость общения с музыкой, радость познания, радость труда, концертных выступлений, преодолений трудностей, радость успехов и т. д.
Если ребѐнку интересно на занятиях, он не станет отвлекаться и заниматься делами, не связанными с музыкальной деятельностью. Для достижения этой цели необходимо учитывать следующие факторы:

  • основные возрастные особенности детей;
  • знания разносторонних особенностей в преподнесении материала; в понимании того, что преподаватель хочет дать и взять, в умении увлечь ребѐнка своим замыслом;
  • построение, планирование, форма музыкальных занятий;
  • умение подобрать наглядный и дидактический материал, разработка сценария каждого занятия;
  • умение выбрать нужную методическую программу по каждому виду деятельности и правильно воспользоваться ею, грамотно применить в работе.

Виды музыкальной деятельности могут быть довольно разнообразными. Совсем не обязательно, чтобы каждое занятие проходило по одной и той же схеме. Возможен вариант, что один раз будет больше времени уделено пению, в следующий – слушанию, потом – обсуждению музыкального материала и т. д. Главное – дать возможность каждому «побыть» композитором, музыкантом – исполнителем, актѐром, хореографом, исследователем и т. д. При этом можно будет наблюдать, насколько больше становятся творческие возможности детей, богаче фантазия. Содержание таких занятий должно быть образно, наглядно и увлекательно.
По свидетельству учѐных, люди, испытавшие радость творчества, совсем по-другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях.
Неважно, чем в будущем придѐтся заниматься нашим ученикам: строить дома, лечить людей, учить детей и т. д. Значение имеет, что они будут делать это творчески, с фантазией, любовью, выдумкой. Творческий, социально адаптированный человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее общаться.
Приведѐм вкратце некоторые виды деятельности.
Речевые упражнения: поиск рифмы, сочинение стихов, поиск выразительных речевых интонаций и т. д. Движение: координация движений в связи с ритмом, координация движений в связи с звуковысотностью и штрихами и т. д. Театральная, творческая игра: ролевая игра по заданной песне, импровизация на музыкальное произведение без текста и т. д. Импровизация: подбор классического музыкального произведения под определѐнное стихотворение, составить программу концерта из произведений классиков и т. д. Пение: сольное, хоровое, ансамблевое и т. д. Слушание произведений отечественной и зарубежной классики и современных композиторов. Усвоение понятий музыкального, театрального и художественного видов искусства. Кроме таких заданий, в урочное время необходимо также включать задания по самостоятельному слушанию музыки великих мастеров с последующим обсуждением услышанного.
Одним из главных критериев заданий на занятиях должна быть их содержательная сторона, нацеленная на личностную значимость для каждого воспитанника, на поиск личностного смысла.
Из-за склонности детей к активной физической деятельности их внимание во время репетиции трудно сконцентрировать на длительный срок. Это обязывает преподавателя к большой творческой активности. Он должен найти пути интенсивного воздействия на детей, часто менять методы обучения, не терять темпа работы. Во время занятий хорошо проводить в меру подвижные музыкальные игры с обязательным отдыхом перед началом пения.
Таким образом, образовательный материал можно расположить по следующей схеме:

  • творческая деятельность – речевая, пластическая, театральная, музыкальная, иная;
  • творческое самообучение танцу, пению, игре на музыкальных инструментах, дирижированию, в т. ч. средствами аутомоделирования и двигательно-изобразительной наглядности;
  • импровизации – вокальные, инструментальные, пластические;
  • усвоение общих художественных закономерностей через адекватную творческую деятельность;
  • усвоение понятий музыкального искусства через адекватную творческую деятельность с систематизацией круга музыкальных предпочтений.

Актуальной в педагогическом процессе является возможность вызвать эмоциональный отклик на музыку, пробудить интерес к искусству, воспитать способность чувствовать в красоте музыкальной интонации отражение духовности человека. Сопричастность к ней через механизмы музыкального восприятия создаѐт необходимые предпосылки для эстетического воспитания ребѐнка средствами музыки.
Важным является активное посещение экскурсий, концертных залов и театров. Приобщение как к классической, так и к современной музыке является средством формирования художественно-эстетической культуры. Необходимо участие в различных конкурсах и концертах. Коллективная творческая работа детей не только способствует их всестороннему развитию, но и формирует их нравственные качества, идейные убеждения, а сознание того, что участник хора – это частица одного большого коллектива, благотворно влияет на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у детей на всю их сознательную последующую жизнь.
Немалую роль играют также беседы с родителями воспитанников о значении музыкальных занятий для общего воспитания ребѐнка. Вызвать уважение родителей к занятиям пением не менее важно, чем воспитать у самих детей привязанность к нему. Дети в своих увлечениях подчас непостоянны, поэтому твѐрдая заинтересованность родителей в посещении их ребѐнком хоровых занятий часто определяет долголетнюю работу воспитанника в коллективе. Важно, чтобы родители убедились в положительном воздействии занятий музыкой на развитие их ребѐнка.
Все преграды в работе с детьми преодолимы, если преподаватель любит своих воспитанников, постоянно совершенствуется в профессии и обладает незаменимым для учителя качеством, о котором великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Важнейшей добродетелью педагога, было, есть и будет – терпение» .

Литература

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1–7 классы. – Волгоград: «Учитель», 2009.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.
3. Олейник М.А. Формирование личностно-ориентированного профессионального мышления будущих учителей музыки. Автореферат. – Волгоград, 1996.
4. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приѐмы и задания. – Ярославль: «Академия развития», 2007.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.
6. Шацкий С.Т. Что такое клуб?// Избр.пед.соч. в 2 тт., т. 1 – М., 1980.
7. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества – М.: «Аквариум ЛТД», 1999г.
8. Развитие детского голоса. Под ред. В.Н. Шацкой. Изд-во «Академия педагогических наук РСФСР». – М.: 1963.

Интегративный подход в музыкальном воспитании дошкольника

Валитова Лариса Владимировна
Описание: статья информирует читателей о значимости интегративного подхода, как одном из основополагающих принципах ФГОС и пропагандирует его значение в общем развитии ребенка.
Цель: развитие творческого потенциала ребенка
Задачи : - развивать кругозор детей;
- развивать творческие способности детей;
- мотивировать детей и педагогов на разнообразие творческой деятельности.
В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющая доступ к разнообразным формам проявления культуры. Георгий Александрович Струве в своей статье «Духовность – это бескорыстие» рассматривал культуру, как способ жизнетворчества народа. Он подчеркивает, что нельзя осваивать культуру формально, отстраненно.

Освоение молодым поколением нашей национальной культуры должно соответствовать самой ее природе: это должна быть деятельно – созидательная жизнь в культуре, живое, творческое погружение в нее. Только тогда ее традиции и ценности не будут восприниматься как музейное достояние, а будут поняты и приняты как идеалы созидательной деятельности. Только тогда возможно будет воспитать человека – творца.
По – настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность – нелегкая задача для педагога. Для этого необходимы два условия: наличие педагога – мастера и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребенка.


Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве.
Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке, как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам; задачи развития сенсорного и интонационного опыта.


ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которые должны соответствовать программе дошкольного образовательного учреждения и решать, в том числе, задачи музыкального воспитания. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификацией и возможностями.
В педагогической науке понятие « интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования вносит в содержание образования (за счет интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.


Интегрированный подход позволяет:
обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, способствующие развитию;
строить учебный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями развития детей, спецификой и возможностями основных направлений развития ребенка;
основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности ребят не только в рамках НОД.


Об эффективности этого подхода свидетельствуют исследования, выполненные под руководством Т С. Комаровой на кафедре эстетического воспитания В МГТУ им. М. А. Шолохова. Высокая результативность при этом обеспечивается, по ее мнению, за счет:
интеграции разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно – образного и логического мышления, интеллектуально – эстетическому развитию;
взаимосвязи различного материала и содержания, что повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно – значимой для каждого ребенка;
формирования у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостного представления о мире и взаимосвязи всех его составляющих;
включения в процесс эстетического воспитания разных видов искусства и соответствующей художественной деятельности (что предопределяет развитие разнообразных художественных способностей);
более эффективного формирования эстетических качеств личности ребенка;
сокращения количества занятий и времени их проведения, что имеет большое педагогическое значение, т. к. предотвращает перегрузки детей, высвобождает время для самостоятельной деятельности;
осознанного формирования обобщенных представлений, знаний и умений, повышения эффективности воспитания и развития детей.


В образовательных областях, обозначенных в стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Социализация и коммуникация:
1. Формировать представление о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, развивать навыки игровой деятельности, формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу.
2. Развивать свободу общения о музыке со взрослыми и сверстниками.
3. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.


Познавательное развитие.
1. Расширять музыкальный кругозор детей о музыке, как виде искусства.
2. Развивать сенсорику.
3. Формировать целостную картину мира средствами музыкального искусства, творчества.


Речевое развитие.
1. Развивать устную речь в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений.
2. Учить детей практически овладевать нормальной речью.
3. Обогащать «образный» словарь.


Физическое развитие.
1. Развивать физические качества в ходе музыкально – ритмической деятельности.
2. Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
3. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
4. Формировать представления о здоровом образе жизни, релаксации.


Механизмом интеграции на интегрированных музыкальных занятиях является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности: игровой
(как основной вид), коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Такая деятельность соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.


Требования к структуре интегрированных занятий:
четкость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
взаимообусловленность, взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии;
систематичность и доступность изложенного материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.


Наиболее эффективные методы и приемы интеграции: сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (мыслительная, творческий характер мышления), проблемные вопросы, задания типа «как ты узнал», «объясни», разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно – речевым эталоном, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребенку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: «Метр и ритм – сердце музыки», «Мелодия – душа музыки».
Ребенок на занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребенка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы, самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребенке.


Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке и других видах искусства, изыскивает приемы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.

Такая форма и есть творческое, живое погружение в культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения. Развивается эмоционально – волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Кроме тог, решаются задачи воспитания общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формируются предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранения и укрепления здоровья, коррекции недостатков в физическом или психическом развитии.

Использование интегрированного подхода в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей 1 .

Интеграция, понимаемая нами как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывает все виды музыкальной деятельности детей. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетического восприятия, образного мышления, воображения, эмоционального отношения к деятельности, а также память и внимание).

Как указывает Т.С.Комарова, интеграция содержание эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передача образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально- игровой).

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

    формирование эстетического восприятия окружающего мира;

    приобщение к миру искусства;

    воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

    развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

    детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности 2 .

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ).

Отличительные особенности.

Четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства, данные для занятия музыкальной деятельностью.

Необходимыми условиями для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции различного содержания и разных видов художественной деятельности являются:

    Приоритетная внимание к специфической детской деятельности: музыкальной, театрализованной, конструктивной, изобразительной, игре, которая может при условии оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь дошкольника интересным содержанием;

    Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построена на основе интеграции, а так же к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом на правлении.

Основными особенностями интегрированных занятий с музыкой, где последняя является тематическим стержнем, являются:

    Восприятие музыки как искусства, когда ребенок подчиняется своему эмоциональному состоянию, актуализирует проблему. Композитор незаметно для воспринимающего склоняет его к диалогу, творческому мышлению, заставляет пережить то волнение, которое испытал сам. Гармонизация индивидуального чувства, переживаемого в момент восприятия музыкального произведения, порождает эстетические чувства.

    Осознание ребенком своих эстетических эмоций и как следствие – развитие его художественного вкуса и эстетического сознания. Развитие музыкального вкуса и сознания зависит от педагога - музыканта, который так строит свою работу, чтобы ребенок постигал художественный образ. В итоге он приобретает знания, навыки и умения чувствовать этот образ и передавать его с помощью разных видов художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления разных видах искусства создается специфическим для того или иного вида искусства средствами.

    Воплощение переживаемого в творческой деятельности. Для ребенка-дошкольника, как целостной натуры, этот момент является обязательным и представляет интерес. Он мобилизует свое восприятие, синтезирующее имеющийся художественный опыт и новое только что пережитое чувство по поводу искусства. Ребенок испытывает потребность воплотить свое воображение, придумать к нему объективную форму. Причем эта форма каждый раз индивидуальна, что и отличает творческий тип деятельности от исполнительского.

Для развития музыкальных способностей используются и такие приемы интеграции, как применение компьютерных технологий, аудио и MP3 записей, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.

Применение компьютерных технологий, аудио и MP3 записей обогащает процесс интегрированного музыкального занятия. Особенно эффективно ее применение в сравнении с «живым» исполнением. Так, исполнение музыкального произведения педагогом на фортепиано можно сравнить с записью с оркестровым, с хоровым. Показать на мониторе видеозапись данного произведения в исполнении знаменитых пианистов, солистов Большого театра, концерты и т.д. И это в данный момент является основным, согласно ФГТ п.II «Требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (2.4 – обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста), в нашем случае к развитию музыкальных способностей.

Объединения различных видов искусства (музыки, поэзии и живописи) всегда желательно. Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения.

Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыкой. Чтение стихотворения можно предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера.

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправдано. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично можно сопоставить и музыкальное произведения со стихотворениями. Примерами таких сопоставлений могут быть песни Т.Попатенко «Листопад», М.Красева «кукушка», пьесы С.Прокофьева и т.д.

Оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения к ним. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятие. Выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонации, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов. Прием оркестровки побуждает детей вниманию вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющие у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.

Применение оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкальных занятия, так как объединяет его отдельные разделы – слушания музыки и игру на детских музыкальных инструментах.

Данный прием хорошо использовать в пьесах «Походный марш», «Клоуны» Д.Б.Кабалевского, «Шарманка» Д.Шостаковича, «Маленький вальс» Н.Ливе и другие.

Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений).

Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акцент, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.).

Сложный процесс развития музыкальных способностей предполагает методы и приемы.

Наглядно – слуховой метод – один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнитель воссоздает произведение, написанное композитором. Это накладывает на него большую ответственность за качество прочтения авторского текста. По мнению Б.В.Асафьева, именно исполнительская интонация приносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актерском сценическом искусстве.

Применение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком – либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми.

Приемы развития музыкальных способностей необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, и инсценировкой песен (дети делятся на две группы – одни оркеструют, другие инсценируют песню). В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально – ритмические движения. Такие варианты, отход от стереотипной структуры, придают занятию живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки и фантазии.

Данные, перечисленные выше, методы и приемы, хорошо сочетаются, взаимодополняют друг друга. Но при этом нельзя забывать, что все методические приемы будут эффективными лишь в том случае, если музыкальное деятельность будет построена на грамотном исполнении музыкального произведения, и будет вызывать у детей сопереживание, эмоциональный отклик, затрагивать их сердца, побуждать к высказываниям.

Таким образом, интегративное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей выявлению общих художественных закономерностей и направлено на активизацию и развитию музыкальных способностей.

Тем самым, для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности необходимо создать определенные педагогические условия:

    Специально организовать виды музыкальной деятельности, которые будут построены на принципе интеграции, определяющие активные позиции ребенка;

    Использовать задачи творческого характера по созданию нового синтетического музыкально-художественного деятельности, согласно поставленной задачи в ФГТ п.3.3.10;

    Использовать личностно-ориентированнные приемы раскрывающие познавательно-эстетический смысл.

И так, проблемы развития музыкальных способностей является одной из идей многих прогрессивных педагогов и психологов. Успешность восприятия музыки у детей зависит от их уровня развития музыкальных способностей. Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальных способностей является дошкольных возраст, и только активное обучение музыкальному восприятию с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных способностей детей, может способствовать успешному решению этой проблемы и задач, встающих перед современным обществом.

1 Е.В. Авдонина, ст. воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы

2 Е.В. Авдонина,ст. воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы