Искусство вырезания из бумаги – «Цзяньчжи. История рукоделий: китайское искусство вырезания из бумаги Китайское вырезание из бумаги схемы

Вырезание узоров из бумаги – «Цзяньчжи» – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.


Вырезание из бумаги – один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера. В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.
по материалам Китайского информационного интернет-центра

Такая картина вырезается за 5 лет.

Вырезание из бумаги – «цзяньчжи» - это один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Из инструментов используется только нож или ножницы и бумага. Вырезанием в основном занимаются женщины-крестьянки. В древнем Китае каждая женщина должна была владеть этим искусством. Раньше вырезанные из бумаги фигурки использовали для различных ритуалов, а в наши дни они в основном служат предметом украшения интерьера.

Вырезание узоров из бумаги - «Цзяньчжи» - один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги - один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Искусство вырезания по бумаге появилось в Китае, ведь она изобретена именно там. До этого азиаты активно резали по золотой фольге, коже и шелку. В Китае вырезание по бумаге считается престижным увлечением, оно даже внесено ЮНЕСКО в список объектов культурного наследия человечества.

Как выбрать инструменты для вырезания?

Очень важно правильно выбрать хороший канцелярский нож. Для создания действительно ровной вырезки, бумага которой не будет лохматиться по концам, одними ножницами не обойдешься. Чем сложнее ваша работа и чем больше в ней мелких, тем критичнее должен быть выбор ножа. Многие люди, пытающиеся начать заняться вырезанием в китайском стиле используют обычные ножницы для бумаги, а потом удивляются почему у них ничего не вышло.

Подходящий нож не должен быть слишком широким или тонким и не должен иметь лезвие больше 20 миллиметров длинной. Такие лезвия используются для монтажных работ, а не для тонкой бумаги. Очень ровные и узкие ножи тоже не подходят, их не удобно держать в руке и это не даст сосредоточиться на процессе вырезания. Лучше всего найти удобный инструмент с расширяющейся ручкой. Хорошо, если у него есть прорезиненная вставки по бокам, тогда нож не будет скользить в руке и пальцы не устанут. Это действительно важно, потому что вырезание большой картины может занять несколько часов. Иногда в продаже встречаются специальные китайские ножи.

По мере процесса вырезания нож всегда должен оставаться острым. Лезвие канцелярского ножа состоит из нескольких секторов, которые надо отламывать по мере затупления, чтобы нож оставался острым и не цеплял бумагу. Будьте осторожны. Когда отламываете лезвие, держите нож далеко от своих глаз.
Держать нож в руке стоит не так, как ручку или ложку. В таком положении рука слишком быстро устанет. Старайтесь при использовании не держать всю руку на весу, а немного положить ее на стол.

Хорошо подойдет плотная цветная бумага для поделок с глянцевой поверхностью. Она должна быть плотнее обычного альбомного листа, но тоньше картона. Из слишком толстой бумаги очень трудно сделать аккуратную вырезку. Бумага должна обязательно иметь красивый и яркий цвет. Идеально подходит самоклеющаяся бумага. Она и плотная, и красивая и можно потом наклеить рисунок. Традиционно используется бумага красного или черного цвета. В различных регионах Китая используется различная цветовая гамма. Настоящие китайские вырезки бывают даже многоцветные. Они делаются путем вырезание нескольких частей рисунка из разных листов и их склеивания.
Перед тем как вырезать рисунок можно либо сделать набросок по бумаге, либо приложить трафарет. В случае использования трафарета вы будете более точно представлять то, что получится в конце.

Под бумагу сделайте твердую подложку. Она должна быть максимально ровной. Обычно люди используют для этого ненужное зеркало, стекло от книжной полки, коврик для мышки. Хорошая подложка очень важна, бумага не должна даже немного погнуться и помяться в процессе.
Начинайте вырезать с верхнего левого угла и двигайтесь вниз направо. Это позволит не испортить случайно работу рукой. Аккуратно доводите линии до конца, иначе кончики бумаги будут лохматиться, оставляя заусенцы. Чтобы сделать сложную картину, китайцы сначала вырезают трафареты нескольких деталей отдельно, потом соединяют их вместе.

Цзяньчжи - традиционный вид декоративно-прикладного искусства Китая

Художественные вырезки - "цзяньчжи" - один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Поднебесной.

Искусство вырезания узоров из бумаги «Цзяньчжи» в городе Хайлунь провинции Хэйлунцзян отличается своим изящным, тонким и свежим художественным стилем и пользуется популярностью среди китайских и зарубежных художников и народа.

В 1993 году город Хайлунь был назван Министерством культуры КНР «Родиной народного искусства вырезания узоров из бумаги».

Уникальность культуры Китая заключается в том, что многие направления в искусстве были изобретены именно в этой стране. А за длительную историю развития Поднебесной достигли своего совершенства.

Китайская архитектура, изделия из фарфора и живопись стали настоящими символами культурного наследия страны.

Кроме всего прочего, одним из самых древних видов искусств в Китае считается мастерство вырезать из бумаги самые разнообразные фигурки, и даже целые картины.

Этот вид декоративно-прикладного творчества получил свое название - Цзяньчжи. Многие историки и исследователи считают, что первые Цзяньчжи появились в эпоху правления династий Шан и Чжоу. Это приблизительно VI столетие. Но есть мнение, что вырезать из бумаги китайцы начали задолго до этого времени.

Первоначально такие вырезанные из бумаги фигурки использовались для религиозных целей. Бумажные предметы, фигурки людей и животных клали рядом с умершим человеком во время его похорон. Иногда их сжигали на похоронах. Все это имело символическое значение, и было частью ритуального обряда. В древние времена бумажные фигурки использовались также для украшения во время исполнения ритуального действа подношения богам даров.

Позднее искусство Цзяньчжи потеряло свою обрядовость, однако это не значит, что фигурки из бумаги были забыты китайцами. До сих пор изделия, вырезанные из бумаги, используется в качестве декоративного элемента интерьера помещения.

Кроме того, бумажными фигурками обклеивают торшеры ламп и зеркала, колонны и окна, двери и фонари для придания им уникальности и красоты. Раньше искусство Цзяньчжи было незаменимым в других видах прикладного творчества. Вырезанные из бумаги узоры являлись своеобразной калькой при вышивании или изготовлении орнаментов на других предметах обихода.

Для того, чтобы вырезать из бумаги настоящее произведения искусства требовалось достаточно много времени, ведь в этом деле главное точность и продуманность всех линий. Именно поэтому, возникнув в древности, этот вид декоративного творчества свято оберегался и передавался от матери к дочери. Чаще всего Цзяньчжи занимаются деревенские женщины.

В настоящее время бумажные узоры «Цзяньчжи» используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

Современные китайские мастера Цзяньчжи

Чжанпуская продолжательница искусства вырезки из бумаги- Линь Тао

Она родилась в 1903 г., в ее жизни были неудачи и крушения. С 16 лет Линь Тао начала учиться искусству вырезки из бумаги, а сейчас ножницы и цветная бумага уже стали ее кистью, которой она отображает счастливую жизнь.

Старушка Линь Тао с помощью ножниц и бумаги рисует жизнь такой, какой она себе представляет. Ныне ее искусство широко популярно. Например, некоторые ее работы включены в книгу «Полное собрание китайского народного искусства. Орнамент», изданную издательством «Изобразительное искусство» провинции Цзянсу. В этой книге о Линь Тао сказано следующее: «У нее удивительно богатое воображение, прирожденное чувство и способность управлять красотой орнамента... ее произведения представляют собой вершину китайского народного искусства вырезок из бумаги». Специалисты из Нанкинского художественного института, приезжавшие в Чжанпу в этнографическую экспедицию, с восторгом говорили: «Она китайский Пикассо из народа!»

В 2004 г. Центральный художественный институт дал ей такую оценку: «Она талантливый представитель продолжателей китайского народного искусства вырезок из бумаги в приморских районах». Кроме того, этот институт организовал выставку ее работ в Музее изобразительных искусств Китая под названием «К матушке-реке - жизнь и творчество талантливого продолжателя искусства китайских народных вырезок из бумаги». Позднее сюжет о выставке был включен в телефильм «Исчезающая матушка-река», снятый совместно Центральным художественным институтом и представительством ЮНЕСКО в Пекине, для включения в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Познав превратности судьбы, горе и радость, пожилая женщина говорит: «Самая большая радость - это быть вместе со всеми членами семьи». Теперь в ее родной деревне и даже в уезде, когда отмечают свадьбу, люди обязательно обращаются к ней за вырезками, изображающими красивые цветы, дракона и феникс, уток-мандаринов, которые символизируют счастье и радость, с тем чтобы приклеить их на подарки и на приданое. Иногда молодые люди приходят к ней учиться искусству вырезки, она всегда передает свои секреты мастерства без утайки. Теперь почти во всех средних и начальных школах есть группы любителей вырезок из бумаги, которые в свободное от занятий время, в летние и зимние каникулы приглашают ее и других мастеров прочитать лекции и дать конкретные советы.

Никто не может ответить на такой вопрос: как же она, пожилая женщина, нигде и никогда специально не обучавшаяся этому искусству, смогла добиться таких достижений?

Вырезанные ею изображения цветов и людей выглядят как живые; жизнь, отраженная в ее работах, прекрасна, как мелодия песни. «До тех пор, пока буду в состоянии держать в руках ножницы, я намерена ежедневно и из года в год воспевать эту счастливую жизнь в своем вырезках из бумаги!» - говорит замечательная старушка Линь Тао.

Огромная картина выполненная в технике “цзяньчжи” с пионом в центре была представлена посетителям в государственном парке пионов города Лоян, расположенном в китайской провинции Хэнань.

В центре картины вырезан цветок пиона диаметром 1, 5 м, по краям около ста маленьких пионов, а также десять не похожих друг на друга драконов.

Произведение из бумаги шестидесятичетырехлетняя китаянка Ли Цзинчжу - вырезала пять лет!

Современный мастер Цзяньчжи - Jiakai Yin

Художник Цзяньчжи - Yongshou Zhang

Вырезание узоров из бумаги – цзяньчжи – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.

Искусство вырезки из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги — один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый — вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ — вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.