Исследовательская работа по литературе «Тема воспитания в зарубежной литературе XVIII века. Тема воспитания и образования в русской литературе ХVIII – ХIХ веков

Одной из самых важных проблем воспитательного процесса является задача нравственного становления каждой личности. К этому стремилось общество на протяжении всей своей многовековой истории. Для достижения поставленной цели многие столетия вырабатывалась особая форма регуляции в поведении людей. И в доказательство этому могут быть приведены весомые аргументы. Проблема воспитанности всегда решалась при помощи морали, общечеловеческих ценностей и норм, принятых в обществе. Все эти факторы и в настоящее время являются определяющими в процессе деятельности человека и его взаимодействии с другими людьми.

Значение термина «воспитанность»

В педагогической практике это понятие трактуется неоднозначно. Если рассматривать процесс формирования нравственной личности, то воспитанностью можно считать достижение определенного уровня социального, интеллектуального и духовного развития человека. Однако данный термин может быть рассмотрен и в более узком смысле. Уровень воспитанности в таком случае определяется как соответствие поступков и поведения человека существующим в обществе нравственным принципам и нормам. При этом судить об индивиде можно по его культуре общения и поведению. Другими словами, по внешним формам взаимодействия с другими людьми.

Истинный уровень воспитанности можно определить лишь при полном осознании специфики морали как фактора нормативной регуляции поведения человека. И это задача педагогической науки.

Основные черты воспитанного человека

Из чего складывается нравственная личность? Какие черты ей присущи? Это:

  1. Вежливость . Она способна усмирить раздражение и ненависть, предупредить ссору, заставить сдержаться и стать источником любви и уважения.
  2. Тактичность . Это своеобразная моральная интуиция каждого воспитанного человека, которая всегда подсказывает ему верный подход в той или иной ситуации и позволяет выработать деликатную линию поведения во время его общения с окружающими.
  3. Пунктуальность . Ее присутствие свидетельствует о наличии хороших манер.
  4. Скромность . Имея ее, человек никогда не будет стремиться показать себя умнее, лучше и способнее других. Однако не стоит путать скромность с застенчивостью и робостью, которые не позволяют людям твердо отстаивать свои принципы.
  5. Услужливость . Это добродетель, но только до того момента, пока она не станет навязчивой. Воспитанный человек оказывает услуги только в том случае, когда его об этом попросят.
  6. Хорошие манеры.
  7. Самообладание . Оно присутствует в том случае, когда воля человека стоит выше его инстинктов и культурно обусловленных навыков поведения.
  8. Коммуникабельность, сочетающаяся с доброжелательностью и заботливостью. Это качество позволяет легко войти в общение с другими людьми.
  9. Эффективность культуры мышления, чувств и личностных навыков. Эти черты воспитанности присутствуют у творческих людей, которые применяют их не только в работе, но и в оказании помощи окружающим.
  10. Наличие стандартного образования и владение общекультурными навыками.

Эффективность работы педагогов

Воспитание личности является процессом очень трудным и весьма противоречивым. В связи с этим учесть его результаты довольно сложно. Начинается этот процесс с самого раннего возраста. Затем он продолжается при поступлении в школу. С определенного момента человек начинает заниматься самовоспитанием.

Разумеется, педагогам необходимо знать, достиг ли процесс формирования личности (или отдельный его этап) нужной цели. Для того чтобы определить уровень воспитанности детей, необходимо провести сопоставление запроектированного с полученными результатами. Без этого становится невозможным управление дальнейшим процессом формирования личности.

Установить степень соответствия желаемых и полученных результатов позволит диагностика нравственной воспитанности. Она представляет собой определенную оценочную процедуру. Ее выполнение позволит выявить истинный уровень воспитанности. Разница же между конечным и начальным результатом является важным критерием педагогического процесса.

Для получения необходимых данных проводят тест на воспитанность. Однако это не теоретическое задание. По практическому поведению детей в тех или иных ситуациях и выполнению ими определенных действий определяется уровень воспитанности учащихся. Методика диагностики предполагает и изучение представлений детей об определенных правилах и нормах поведения. Часто на практике педагог задает детям прямые вопросы. Среди них:

Что такое честность?

Зачем человеку быть добрым?

Почему нельзя ябедничать? и т.д.

В качестве доказательств собственной правоты воспитанник должен привести весомые аргументы. Проблема воспитанности, если таковая имеется, станет тут же очевидна.

Для диагностики эффективности педагогической работы нередко применяют написание сочинений на определенную тему. Каждое из них - это своеобразная анкета. Уровень воспитанности определяется при раскрытии того или иного вопроса, что ярко характеризует внутренний мир ребенка. В перечне тем может быть описание собственного видения такой проблемы, как «Вежливость и я», «Каково мое понимание дисциплины» и т. д. При написании таких сочинений учащиеся также должны привести свои аргументы. Проблема воспитанности ребенка может быть выявлена и другими эффективными способами диагностики поведения. Для этого педагог должен искусственно создать ситуацию, при которой выявятся

Определить уровень формирования личности выпускников помогает сочинение. Проблема воспитанности (ЕГЭ часто предлагает абитуриентам подобные темы), раскрывается молодыми людьми на основе литературных произведений и реалий современной жизни.

Анализ проведенного исследования

Показатели воспитанности, полученные в результате оценочной процедуры, разносятся по шестибалльной шкале. В ней есть три положительные и столько же отрицательных оценок. Первые из них отражают, какова воспитанность личности, а вторые указывают на уровень ее невоспитанности. О чем свидетельствуют положительные оценки? Итак:

  • +3 говорит об устойчивой готовности к совершению морального поступка;
  • +2 свидетельствует о стремлении к положительному действию в той или иной ситуации;
  • +1 подтверждает понимание у ребенка необходимости совершения хороших поступков.

Если на шкале значения опустятся ниже нуля, то это будет говорить:

  • -1 - о готовности к отрицательным проявлениям;
  • -2 - о стремлении к отрицательным действиям;
  • -3 - об антиобщественном поведении.

Ноль на шкале станет свидетельством нейтральной позиции.

Важность диагностирования воспитанности

В основе эффективности педагогической работы лежит понимание нравственной направленности ребенка, а не отдельных его качеств. При рассмотрении последних важно сопоставить их связи с мотивацией поведения. Это весьма важный момент. Ведь в тех или иных случаях даже гуманные поступки совершаются далеко не с лучшими намерениями.

Главной задачей диагностирования воспитанности является установление социальных и моральных качеств учащихся. При этом определяются рискованные и критические аспекты педагогического процесса. Использование данных проведенной диагностики позволяет выработать программу а анализ полученных результатов определит то количество времени и усилий, которые должны быть потрачены учителем для достижения учащимся нужного уровня определенных нравственных качеств.

Чувство собственного достоинства и самоуважение

Формирование личности является процессом сложным и многогранным. Одной из его основных задач является воспитание в маленьком человечке чувства уважения к себе. Это важно для каждого человека. Чувству уважения к себе необходимо научить ребенка уже с самого раннего возраста. Оно должно быть вложено в сознание ребенка уже в первые годы его жизни, на самом раннем этапе формирования личности. Значительная роль в этом процессе принадлежит родителям, родственникам и тем социальным группам, в которых находится человек.

Чувство собственного достоинства и самоуважения - это особые нравственно-ценностные категории. Их можно назвать нематериальными благами, не связанными с деятельностью человека.

Чувство собственного достоинства и самоуважения - это необходимое и нормальное Его можно также назвать положительным души, которое имеется у воспитанного индивида. При этом следует осознавать тот факт, что все эти чувства противоположны чувству собственной значимости.

Достоинство и самоуважение - это нравственный стержень любого человека. Имея его, не страшно попасть в глупую ситуацию и казаться смешным для окружающих. Человек с развитым чувством собственного достоинства всегда способен извиниться за свои ошибки. При этом он не будет испытывать ущербность собственной персоны.

Самоуважение и чувство собственного достоинства необходимо сохранять на протяжении всей своей жизни. Это несложно. Нужно только оставаться нравственной личностью, поступая с людьми по совести и в соответствии с моралью, принятой в обществе.

Реалии сегодняшней жизни

Современный период нашего государства характеризуется новым социально-историческим поворотом в жизнедеятельности людей. Все общество буквально поглощено проблемами нестабильности экономики и сложностями политических отношений, а также освоением еще новых для нас рыночных отношений. Это все больше и больше колеблет нравственные и социальные устои.

Постепенно нарастает регресс гуманности, люди становятся более нетерпимыми и ожесточенными. Возникает вакуум духовности и происходит дезинтеграция внутреннего кризис современной России - это проблема воспитанности человека.

Наиболее уязвимые сферы

Кризису межчеловеческих отношений наиболее подвержены патриотизм и духовность, культура и нравственное здоровье. Какие в доказательство этому могут быть приведены аргументы? Проблема воспитанности, особенно в молодежной среде, выражается в потере жизненных ориентиров. Это нередко используется оппозиционерами и экстремистами при достижении ими деструктивных целей.

Ценности, являющиеся для нас традиционными, на сегодняшний день уже почти полностью отошли на второй план. Новых же мы пока не имеем. Именно поэтому люди не способны четко разграничить зло и добро, достоинство, совесть и честь. Все эти понятия значительно искажены.

Проблемы педагогики

Сложившаяся на сегодняшний день система образования не способна чутко отреагировать на происходящие в обществе перемены и удовлетворить все грани потребностей духовной сферы человека. Ее рамки не позволяют в полной мере решить вопросы правовой и информационной культуры, экологического и санитарного просвещения и т. д.

Школьная система образования не имеет четких понятий о формировании личности. Термин «воспитание» постепенно переводится в идею «адаптации к социуму». Отстает и качество образования, влияющее на уровень развития личности. Еще не так давно Россию признавали одним из самых читающих государств в мире. Сегодня же данные социологических опросов утверждают, что мы интересуемся различными публицистическими и литературными изданиями меньше, чем люди в странах Европы.

Серьезную озабоченность государственных деятелей, ветеранов и педагогов вызывает незнание учащимися истории Великой Отечественной войны. И виной этому выступает система образования. Она отводит всего пять часов на изучение огромной вехи в истории нашего государства.

Пути выхода из кризиса

Нравственность не дается человеку при рождении. Формирование личности является сложным воспитательным процессом. Именно поэтому человека необходимо обучать моральным ценностям, являющимся традиционными для общества. Кроме того, огромную роль призвана сыграть консолидация и солидарность здравомыслящего и прогрессивного населения, а также интеллектуальных ресурсов общества.

Все это в совокупности позволит преодолеть ту негативную тенденцию с воспитанностью, которая имеется на сегодняшний день в России. Других путей выхода из духовно-нравственного кризиса нет.

Проблемы воспитанности в литературных произведениях

Проблема во многом состоит в недостатке тех исторических основ и моральных принципов, которые были основой жизни России в уже ушедшие времена. Именно поэтому выпускникам школ нередко предлагается к рассмотрению проблема воспитанности. Аргументы из литературы по этой теме приводятся ими в сочинениях ЕГЭ.

Отсутствие духовности - это также проблема воспитанности. Аргументы из литературы, которые можно привести в доказательство этому, присутствуют в романе «Мы» Е. Замятина. В своем произведении автор повествует о «нумерах», живущих в идеальном математическом государстве. Жизненный ритм этих главных героев отточен до совершенства, однако души у них нет. В связи с этим «нумерам» не интересна красота мира и у них нет желания стремления к высокому.

Примером духовной личности является герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - Алешка. Этого молодого человека посадили в тюрьму, пытаясь лишить веры. Но это не сломило Алешку. Он каждый день читал Евангелие и пытался довести свою правду до других заключенных.

По мотивам произведений классиков также нередко пишут выпускники сочинение. Проблема воспитанности ЕГЭ поднимается довольно часто. Так, о нравственных качествах человека нередко пишет в своих произведениях Л. Н. Толстой. Рассматривается эта тема и в романе «Война и мир». Одна из его героинь - Анна Михайловна Друбецкая. Для этой женщины основной жизненной целью является устройство собственного материального благополучия. Ради этого Друбецкая идет на все. Она применяет грубую силу, занимается унизительным попрошайничеством и т. д.

Текст из ЕГЭ

(1)Образованные нам не нужны. (2)Только лишь образованные. (3)Если начинать с вывески, то в ней должна быть отображена иная, более верная суть становления человека. (4)Не министерство образования, а министерство воспитания здоровой, гармоничной личности. (5)Наобразовывали уже мы чиновников, строителей финансовых пирамид, нечистоплотных политиков, преступников, пора уже и понимать, что во главу угла нужно поставить нравственность. (6)Так как ненравственный человек — это не совсем человек, ибо живёт, разрушая общество, то есть вовсе не человек. (7)3ачем он нам такой нужен? (8)И зачем нам сама эта система, что воспитывает обществу преступников? (9)О воспитании, термине, которым лично для себя раз и навсегда заменяю термин ‘образование’, говорить очень тяжело. (10)Велика ответственность перед этой, самой главной, темой, самым главным делом в жизни и деятельности людей. (11)Если учитель не вложит в душу ученика всё лучшее, что выработало человечество, человека не будет. (12)И какое ныне отношение к этому, самому важному для нашего будущего, делу? (13)По расходам из бюджета страны на одного учащегося средней школы в процентах к ВВП мы занимаем аж второе место в мире. (14)Не радуйтесь. (15)Второе место наше — это место от конца. (16)3а нами только африканская страна Зимбабве. (17)Как изменился мир в ответ на такую ‘заботу’? (18)Ныне 800 000 детей школьного возраста безграмотны, более 3 миллионов не посещают школу..

(19)Остальным же стандартное среднее, усреднённое образование сваливается в душу кучей ненужных, обременяющих знаний. (20)Не культивируют каждого индивидуально, как куст, лелея сильные стороны личности, устраняя мягко недостатки, а стригут все кусты одинаково — прямоугольником. (21)Самая лучшая пора года — каникулы, самое лучшее время в школе — перемена, самая большая радость в школе — ура, учительница заболела. (22)Или — меня сегодня не спросили. (23)Отчего? (24)Оттого что душа отворачивается от знаний, потому что не подогревается ни интересом индивидуальным от сродства души с изучаемым предметом, ни видимой очевидной пригодностью этих знаний в будущем. (25)Чувство тошноты появляется по отношению к этим бесконечно впихиваемым в голову серым, усреднённым знаниям. (26)Чувство протеста. (27)Иногда протест проскальзывает в поведении. (28)Объединяет учеников, противопоставляя их педагогам. (29)Убивается любознательность, присущая детям в начале учёбы. (30)Знание тяготит, ибо не обогащает. (31)3атем подрастающему недорослю (душевному, имею в виду, ростом-то он под два метра) попадаются сигареты, пиво, затем иные быстрые способы получения удовольствия, он скатывается до порочных, неправильных привычек, и они ведут по жизни уже до конца. (32)Для познания этот человек уже потерян. (33)Знания его уже не интересуют. (34)Они тяготят — вбила в него школа. (35)Он не стремится к расширению знаний, своего кругозора; выпить, покурить, секс, танцы — только эти источники получения удовольствия, удовлетворения от проживаемой им жизни у него и остаются. (36)Навсегда. (37)Тридцать лет назад услышал, как ведущий передачи ‘Очевидное — невероятное’ сказал: (38)Большая часть знаний, что даёт нам школа, не нужна нам в институте. (39) Большая часть знаний, что даёт институт, не нужна нам в жизни. (40)Вот так, проблему вроде бы понимаем, но с тех лет ничего не изменилось. (41)Но это не означает, что и дальше не нужно ничего менять. (42)Нужно срочно начинать создавать светлый мир будущего уже сегодня.

(По И. Ботову)

Вступление

Знания имеют первостепенное значение для современного человека. Россия во все времена славилась высоким уровнем образования, предоставляемого в школе. Однако в последнее время, в период реформы системы образования, поднимается все больше споров и разногласий по поводу качества полученных знаний, системы их оценивания.

Немаловажным является и вопрос воспитания, становления гармонично развитой личности, максимально подготовленной к жизни в обществе. При решении всех этих проблем огромное значение приобретает образ преподавателя, учителя, и влияние нынешней школы на подрастающее поколение.

Проблема

Проблема качества, актуальности и полезности знаний, неразрывно связанная с проблемой воспитания и образования в современных учебных заведениях, поднимается И. Ботовым в предложенном тексте. Рассматривается роль учителя и школы в целом при становлении человека как личности.

Комментарий

Автор начинает повествование с утверждения, что только лишь образованные люди, при этом не обладающие должным воспитанием, совершенно не нужны нашему обществу. В нем и так хватает бесчестных, преступных индивидов. Поэтому главным лозунгом современного образования должно стать воспитание нравственного, гармонично развитого человека, приносящего стране и своему народу лишь благо.

За воспитание такого человека в первую очередь ответственен учитель, который просто обязан вкладывать душу в своих учеников, отдавать им часть самого себя. Без этого не получится настоящего человека.

Государство не видит столь важной проблемы. Наша страна находится на предпоследнем месте по количеству потраченных на одного ученика денег. После нас только Африка, страны третьего мира. Вследствие этого, сильно упала грамотность, многие просто не посещают школу.

Автора волнует вопрос о том, что нынешняя система слишком уравнивает детей, усредняя их способности и наполняя одними и теми же знаниями. Причем качество этих знаний оставляет желать лучшего. Все вместе приводит среднего человека к чувству отвращения от знаний. Большинство молодежи ищут развлечения совершенно в других областях жизни. Знания их не волнуют, зато алкоголь, наркотики, секс, танцы становятся неотъемлемой частью их жизни, способствуя деградации личности.

Автор сетует на то, что на протяжении нескольких десятилетий ситуация в образовании не меняется: школьные знания не нужны для вузов, вузовские знания – не пригодятся в жизни. Необходимо срочно что-то менять.

Авторская позиция

Автор пытается донести до читателя первостепенное значение для общества идеальной личности, нравственной, всесторонне развитой, образованной. Он призывает к необходимости скорейших перемен, которые обязаны привести к светлому будущему.

Своя позиция

Не могу не согласиться с автором. Образование, действительно, неоднозначно на сегодняшний день. Он сильно упрощено с одной стороны – схематичность, однозначность материала. С другой стороны, появляется множество ненужных предметов – введение второго иностранного языка, планирование введения третьего. Школьные знания иностранных языков настолько поверхностны, что изучение нескольких иностранных будет лишь отнимать время от подготовки к реально необходимым предметам.

Изменения необходимы, но они должны быть максимально обдуманными. И начинать нужно с подготовки преподавательского персонала. Учитель обязан не только нести знания, но воспитывать своим примером.

Аргумент №1

Если у человека присутствует тяга к знаниям, он способен развиваться. Проблема познания поднимается в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Главной задачей главного героя – молодого недоросля Митрофанушки становится получение знаний. На самом деле, его учителя столь неглубоки, что дают ему лишь поверхностные знания, но он даже это не способен усвоить.

И тут дело не только в преподавателях. Многое зависит и от материнского воспитания Простаковой, которая внушает сыну, что ему образование не нужно. Мы видим, что знания, упавшие в неплодотворную почву, не смогут дать должных плодов. Образование без воспитания теряет половину своей пользы.

Аргумент№2

Если же человек стремится к глубоким знаниям, увлечен наукой и самим процессом познания, он может добиться очень многого. Таким человеком показал себя Евгений Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.

Заключение

Образование играет первостепенное значение для развития человека. Оно создает фундамент для становления личности, формирования жизненных стремлений и убеждений, духовного развития людей.

Доброго времени суток, дорогие друзья. В данной статье будет рассмотрена проблема воспитания: аргументы из литературы и авторское сочинение для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:
– А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»
– И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

В становлении личности важную роль играет воспитание. С малого возраста родители учат нас манерам поведения, принятым в обществе, что очень важно для дальнейшей самореализации. Вежливый культурный человек вызывает расположение. Сдержанность, контроль над своими эмоциями и красивая речь помогают человеку по жизни, в то время как отсутствие перечисленного отталкивает.

Воспитание ребенка – это большая ответственность, с которой справляется не каждый родитель. Одновременно с семьей, школой и другими социальными институтами каждый человек должен учиться нести за себя ответственность самостоятельно и заниматься саморазвитием. Обучение ребенка с детства моральным устоям и правилам этикета, а главное, развитие в нем благородных качеств поможет вырастить достойного человека.

В одноименном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой получил домашнее воспитание и образование. Такой вид обучения был типичен для его положения в обществе. Евгения сначала обучала французская гувернантка, а после гувернер. Для того чтобы ребенок не скучал и не мучился, его обучали в легкой «шуточной» манере, не делая акцентов на строгой морали. В итоге, познания юноши охватывали различные науки, но были поверхностны. Он мог поддержать разговор на различные темы, но лишь на начальных этапах.

Однако у Евгения был талант непринужденно касаться в разговоре разнообразных областей с видом просвещенного знатока, а во время дальнейших бурных споров хранить молчание с задумчивым видом. В аристократическом обществе требования были невысокими, благодаря чему Онегин в глазах окружающих выглядел просвещённым человеком.

Героиня романа Татьяна Ларина противоположна Евгению. Детство Татьяны прошло в патриархальной обстановке, большую роль играли предания и привычки деревенской жизни. Родители девушки не уделяли много внимания её воспитанию и образованию, она была предоставлена сама себе. Татьяне очень близка деревня и та жизнь, что в ней протекает; она с трудом прощается перед отъездом с друзьями и окружающей природой.

Увлечение работами Руссо и Ричардсона оказало влияние на характер героини. Девушка смело призналась в чувствах Онегину, что нарушало те устои, что господствовали в то время в дворянском обществе. Несмотря на отсутствие должного внимания со стороны родителей в детстве, в характере Татьяны присутствуют такие качества, как ответственность, верность и честность. С детства героиня занималась самовоспитанием и придерживалась своих принципов в дальнейшей жизни даже в сложных ситуациях. Поведение Татьяны Лариной вызывает искреннее уважение.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» проблема воспитания является первостепенной. Один из примеров – отношения между Аркадием и его отцом Николаем Кирсановым. Николай Петрович – веселый светлый человек, вдовец, дворянин и помещик. Он ожидает приезда своего сына Аркадия Кирсанова, который хочет казаться нигилистом, сдержанным и взрослым, хотя в душе он добрый и сентиментальный юноша. На него оказывает влияние друг Евгений Базаров, склоняя к скептицизму и развязному поведению.

Николай Кирсанов при встрече с сыном горячо расцеловывает его и не хочет отпускать. Он краснеет перед Аркадием и стесняется своего нового семейного положения. Но его привязанность к Фенечке настоящая и искренняя, далекая от поверхностной интрижки. Жизнь Николая Петровича не наполнена яркими событиями: она простая и деревенская, но это не мешает сохранности свежих чувств и тяге героя к прекрасному. Несмотря на мягкость и деликатность, Николай Кирсанов не поддается влиянию со стороны. Он живет, руководствуясь своими понятиями и принципами.

В этом различие Николая Петровича и его сына. Если отец кажется очень мягким, хотя его характер достаточно тверд, то у Аркадия ситуация обратная. Он старается производить впечатление взрослого и серьезного человека, когда в душе очень мягкосердечен, пытается подражать другу, а также ему не хватает уверенности в себе. Он сдерживает проявления своих бурных эмоций, которые все же дают о себе знать. Главный герой ценит и уважает отца и дядю, заступаясь за них перед Базаровым, и оправдывает некоторые проявления их характеров. Когда заходит разговор о возлюбленной Николая Петровича, Аркадий пытается его успокоить и показывает, что ни в коем случае не осуждает. Главный герой считает своего отца достойным человеком и благодарен за свое воспитание.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность воспитания в характере и дальнейшей жизни человека. От этого зависит, какое впечатление мы произведем на окружающих людей, как проявим себя в дружбе и любви. Навыки и умения, присваиваемые в ходе воспитания, играют ключевую роль во всей нашей жизни.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема воспитания: аргументы из литературы ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Проблема воспитания в литературе часто затрагивалась разными писателями, ведь данная проблема одна из самых важных. Именно воспитание и образование можно назвать настоящим фундаментом в жизни и судьбе каждого человека, поэтому очень важно правильное воспитание и та атмосфера, в которой будет взрослеть человек. Только благоприятная семейная атмосфера позволит правильно поставить цели, выделить приоритеты и построить свое счастье.

Как без воспитания, так и без образования, человек не сможет добиться поставленных целей и не сможет самореализоваться. По этим причинам, проблема воспитания и образования является актуальной во все времена. А чтобы донести ее важность, писатели на примерах героев своих произведений показывают к чему может это привести. Давайте же поговорим о проблеме воспитания, приводя аргументы из литературы для ЕГЭ.

В каких произведениях поставлена проблема воспитания и образования

Если говорить о роли детства в становлении личности, то хорошим примером может оказаться произведение Обломов. Здесь мы видим, насколько губительно может сказаться излишняя любовь к ребенку, когда мать начинает его оберегать, лелея, подобно цветку. Илье Обломову запрещали даже одеваться самостоятельно, за него все делали слуги. В итоге, когда тот вырос, он не смог построить счастливую жизнь. Потому что все также продолжал лежать на диване и ждать пока за него кто-то все сделает.

Очень важно, чтобы в семье были хорошие взаимоотношения между детьми и родителями. У детей не должно быть страха перед родителями, а взаимоотношения между ними стоятся на доверии. Родители должны слышать детей, как и дети своих родителей. В противном случае получится, как в произведении Островского, где мать подчинила всех своей воле. В итоге, дочь постоянно врет, а Тихону ненавистен родительский дом. Между матерью и детьми нет уважения и понимания. Но так не должно быть, и Островский показывает, к чему приводят такие отношения.

Семья — это место, где начинается воспитание и образование детей. А чтобы все было благополучно, дети должны расти в крепких семьях, где царит любовь и дружба. В противном случае, все может завершиться очень плачевно, как в произведении Франсуа Мориак Мартышка. Там ребенок заканчивает свою жизнь самоубийством, считая себя ненужным, не выдерживая извечную атмосферу жестокости и скандалов вокруг себя.

Фонвизин в своей работе показал ошибки родителей, которые сами же и выращивают детей избалованными, невежественными и очень глупыми. Вот только осознание своих неправильных действий и неправильного воспитания часто приходит запоздало. Как в случае с госпожой Простаковой, когда в итоге от нее отказывается собственный сын. А вот в произведении Пушкина отец как раз вовремя отправил сына на службу, да не в Петербург, а в Оренбург, дав напутственные слова беречь честь смолоду. Это и помогает в будущем недорослю Петруше Гриневу превратиться в настоящего мужчину.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема воспитания в произведениях русской литературы 19 века

Введение

Освоение литературной классики учащимися является непременным условием сохранения единства национальной культуры. Формирование нравственно-активной личности - главная задача обучения и воспитания на уроках литературы.

Российское общество в данный период переживает глубокий нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия. Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Реалии современного российского общества - рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни, разрушение национального самосознания, основ бытия народа. Подлинно активная личность умеет свободно, т.е. сознательно выбирать линию своего поведения. Поэтому в качестве основной задачи обучения и воспитания надо рассматривать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития. Именно все эти качества стали основой произведений классиков русской литературы 19 века.

Данная работа посвящена теме воспитания в произведениях русской литературы 19 века, в работе рассматриваются основные аспекты содержания воспитания на уроках литературы, анализируется тема воспитания в произведениях Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Фонвизина Д.И., Островского А.Н. и других выдающихся мастеров слова 19 века.

1. Основы нравственного воспитания на уроках литературы

Период юношества является периодом быстрого “заражения” новыми идеями, периодом смены чувств, настроений, мысли, увлечений, веры в свои идеалы и в свои собственные силы, интересом к собственной личности, проблемам времени, поиском идеала, цели в жизни, неудовлетворенностью собой. Все это служит мощным двигателем нравственного развития.

Развитие автономной морали, связанное с критическим осмыслением норм общественной морали, объяснением моральных коллизий, поиском и утверждением собственных моральных принципов особенно стимулируется творческими актами морального выбора Гончаренко Т.И. Эстетическое воспитание учащихся в литературно-творческом обществе. - М.: Гардарики, 2003, с.67 . Поэтому моделирование и применение в обучении и воспитании ситуаций морального выбора оказывается необходимым условием нравственной активности школьников.

Ситуация морального выбора - это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.

Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам и о своем поведении (“Как мне поступить?”).

Принять альтернативное решение - это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д. Выбрать правильное моральное решение - это значит совершить поступок.

Чтобы эффективно использовать ситуации морального выбора в воспитании и развитии школьников, нужно знать типы морально-этических проблем, поднимаемых в них. Морально-этические проблемы могут быть направленны на познание широких мировоззренческо-этических явлений, понятий (человек и природа, человек и общество, искусство и жизнь, красота и добро, смысл жизни и т.д.), на познание отношений и поведения людей, собственных моральных качеств.

Нравственность - это система внутренних правил человека, в основе которых гуманистические ценности, определяющие его поведение и отношение к себе и другим людям.

Нравственность - фундаментальное качество человека, его позитивное начало, вырастающее из чувства любви к людям, независимо от их национальности, и понимания свободы как личной ответственности.

Критерием нравственности является способность человека в сложной жизненной ситуации сделать выбор в пользу творения, а не разрушения.

Становление нравственности происходит в процессе личного самосознания и приобщения к духовности общества.

Проблемы могут быть связанны с выбором поведения и принятием морального решения, с оценкой и самооценкой нравственных достоинств личности, с принятием решения в конкретной ситуации, могут требовать объяснения морального явления.

Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом развития этической культуры и нравственного самосознания школьника.

Нравственные примеры и ситуации необходимо брать из произведений художественной литературы. Формирование нравственности средствами художественной литературы в новых социокультурных условиях является управляемым процессом и зависит от работы учителя по отбору литературного образования в свете культурных, национальных и общечеловеческих ценностей Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом. Пособие для учителя. - М.: АСТ, 2002, с.121 . Поэтому необходимо обновлять содержание литературного образования и включать для изучения произведения с острой нравственной тематикой, поднимающие важные философские и нравственные проблемы, вечные вопросы. Именно эти вопросы, столь важные для нравственного воспитания и развития школьников, освещаются авторами произведений литературы 19 века.

Главная задача преподавателя на уроках литературы - добиваться неформального решения нравственных проблем, осуществления морального выбора с учетом всего разнообразия сопутствующих ситуации условий, вынося для обсуждения и анализа все более сложные нравственные проблемы и более сложные морально-этические ситуации.

Художественная литература, обращаясь не только к разуму, но и к чувствам юного читателя, развивает и духовно обогащает формирующуюся личность. Очевиден огромный воспитывающий материал, который несут в себе уроки литературы. Пробуждая чувства и проживания читателя - школьника, они совершенствуют культуру восприятия художественной литературы в целом. Задача словесника - научить детей сопереживать, размышлять над произведением, понимать красоту слова Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. Формирование идейно-нравственной позиции подростков средствами литературы// Совершенствование преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1986, с.78 .

В школьном анализе литературного произведения важен сам процесс общения с искусством. В ходе его учитель помогает детям увидеть то, что прошло незамеченным при первом прочтении, постепенно вскрывает различные пласты художественного текста, ведет учеников к постижению смысла произведения. Это формирует ученика как читателя, делает его эмоционально более чутким.

Искусство воспитания - это, прежде всего, искусство говорить, обращаться к сердцу ребенка. Следует воспитывать духовные ценности. Исходя из каждой конкретной темы урока, необходимо определить, какие учебные навыки будешь развивать, какие нравственные качества этот урок поможет воспитать в учениках. Воспитывающая роль урока более важна, чем просто изложение учебного материала.

нравственный обучение литература воспитание

2. Тема воспитания в произведениях русской литературы 19 века

2.1 Характеристика литературы 19 века

В начале XIX в. возникает сентиментальное направление. Наиболее видные представители его: Карамзин ("Письма русского путешественника", "Повести"), Дмитриев и Озеров. Возникшая борьба нового литературного стиля (Карамзин) со старым (Шишков) оканчивается победой новаторов. На смену сентиментализма является романтическое направление (Жуковский - переводчик Шиллера, Уланда, Зейдлица и английск. поэтов). Национальное начало находит выражение в баснях Крылова. Отцом новой русской литературы явился Пушкин, который во всех родах словесности: лирике, драме, эпической поэзии и прозе, создал образцы, по красоте и изящной простоте формы и искренности чувства не уступающие величайшим произведениям всемирной литературы Базанова А. Е. Русская литература 19 века. - М.: Право и закон, 2001, с. 83 . Одновременно с ним действует А. Грибоедов, давший в ком. "Горе от ума" широкую сатирическую картину нравов. Н. Гоголь, развивая реальное направление Пушкина, изображает с высокой художественностью и юмором темные стороны русской жизни. Продолжателем Пушкина в изящной поэзии является Лермонтов.

Начиная с Пушкина и Гоголя, литература делается органом общественного сознания. К 1830-40-м годам относится появление в России идей немецких философов Гегеля, Шеллинга и др. (кружок Станкевича, Грановского, Белинского и др.). На почве этих идей появились два главных течения русской общественой мысли: славянофильство и западничество. Под влиянием славянофилов возникает интерес к родной старине, народным обычаям, народному творчеству (труды С. Соловьева, Кавелина, Буслаева, Афанасьева, Срезневского, Забелина, Костомарова, Даля, Пыпина и др.). Вместе с тем, в литературу проникают политические и социальные теории Запада (Герцен).

Начиная с 1850-х гг., широкое распространение получают роман и повесть, в которых отражаются жизнь русского общества и все фазисы развития его мысли (произведения: Тургенева, Гончарова, Писемского; Л. Толстого, Достоевского, Помяловского, Григоровича, Боборыкина, Лескова, Альбова, Баранцевича, Немировича-Данченко, Мамина, Мельшина, Новодворского, Салова, Гаршина, Короленко, Чехова, Гарина, Горького, Л. Андреева, Куприна, Вересаева, Чирикова и др.). Щедрин-Салтыков в своих сатирических очерках бичевал реакционные и эгоистические тенденции, возникавшие в русском обществе и мешавшие осуществлению реформ 1860-х гг. Писатели народнического направления: Решетников, Левитов, Гл. Успенский, Златовратский, Эртель, Наумов.

Историческая стадия возникновения реалистического метода и соответствующего ему направления. 19 век воспринял все лучшее, что было в романтизме, возникшем на рубеже 18-19 в.в.: идея свободного развития личности, творческое преображение жанрово-стилевого своеобразия литературы. 19 век дал разные национальные варианты подлинно социального романа, где человек представал в глубокой внутренней связи с общественными обстоятельствами и подчинялся им, хотя у многих художников литературный персонаж представал и как борец против этих обстоятельств Педчак А.Н. Русская литература конца 18 начала 19 века. - М.: Феникс, 2003, с. 29 . Как ни одно столетие, 19 век отличался необычайным разнообразием жанровых, тематических форм литературы, а в такой области, как стихосложение, дал бесчисленное количество ритмических и строфических модификаций в каждом национальном литературном языке. В начале 19 века И.В.Гете сформулировал принцип «всемирной литературы». Это не означало потерю национальной специфики литератур, а лишь свидетельствовало о процессах интеграции в словесном искусстве мира. Вторая половина 19 века была названа «русским периодом» в мировой литературе.

2.2 Нравственно-художественное и эстетическое воспитание на примерах литературных произведений классиков 19 века

Осмысливать философские проблемы, активно применять свои знания, свой жизненный опыт, используя свои убеждения, ставить проблемы, анализировать различные морально-этические коллизии, сложные проблемы человеческих отношений, принимать самостоятельные решения, развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащиеся учатся на произведениях таких известных авторов 19 века как Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Фонвизин Д.И., Островский А.Н., Гончаров. С помощью анализа произведений авторов возможно объяснение таких понятий, как конфликт, нравственность, патриотизм, преданность, предательство. В произведениях перечисленных мастеров слова 19 века невидимой нитью проходит тема воспитания.

Например, произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» можно по праву считать энциклопедией воспитания современной жизни. Это вечное произведение, сочетающие в себе все основные традиции русского народа. Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга. Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной. Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина. главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства. Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

И буду век ему верна

Тема воспитания в данном произведении выражена воспитанием чувства долга и ответственности. Честь и смысл жизни - вот основные воспитательные проблемы, освещенные в романе. Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести. Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем. Каждая женщина (будь она политический деятель, учитель или журналист) должна быть любима, любить, растить детей, иметь семью. Для Пушкина Татьяна - идеал молодой русской женщины, которую, встретив, невозможно забыть. Так сильны в ней чувство долга, душевное благородство Воловой Г.Н. Евгений Онегин А.С.Пушкин - Тайна романа. Критика. - М.: Академия, 2004, с.138 .

В произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» основной воспитательной темой является проблема личности. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время противодействии им - таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность - все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение. “Герой нашего времени” - первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь как процесс Аношкина В.Н., Зверев В.П. Русская литература ХIХ века. 1870-е - 1890-е годы: Воспоминания. Литературно-критические статьи. Письма. - М.: Высшая школа, 2005, с. 14 . В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Вся система образов этого произведения, как и вся художественная структура романа, построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разным углом зрения осветить центрального героя.

Данное произведение воспитывает в читателе умение полноценно существовать в обществе, умение разбираться в противоречиях, часто возникающих в душе любого человека, умение находить баланс между психологическими трудностями и препятствиями, встающими на пути.

Значение романа «Герой нашего времени» в последующем развитии русской литературы огромно. В это произведение Лермонтов впервые в «истории души человеческой» вскрыл такие глубинные пласты, которые не только уравнивали ее с «историей народа», но и показывали ее приобщенность к духовной истории человечества через ее личностно-родовую значимость. В отдельной личности высвечивались не только ее конкретно-временные социально-исторические признаки, но и всечеловеческие.

Не менее значимой воспитательной ценностью обладает произведение Фонвизина Д.И. «Недоросль». Оно особенно ценно для периода юношества, когда молодых людям так необходима помощь в выборе своего дальнейшего жизненного пути. В комедии Фонвизина тема воспитания выражена в противоборстве добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности Педчак А.Н. Русская литература конца 18 начала 19 века. - М.: Феникс, 2003, с. 54 . «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых - невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков - хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана:

«Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги - ни с кем не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».

А теперь вспомним сцену, где Стародум говорит с Софьей:

«Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».

Произведение наглядно показывает разницу между добром и злом, благородством и невежеством, читатель имеет возможность оценить все эти качества, сделать вывод, что по истине является ценным в жизни. комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающая великодушием, невежество, претендующее на образованность. Комическое основано на нелепость, несоответствие формы и содержания. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородных, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро действует при этом весьма энергично, разными способами.

Тема воспитания не менее отчетливо прослеживается и в произведении великого русского драматурга 19 века А.Н. Островского «Гроза». Драма рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла переступить через патриархальные устои домостроя, не смогла сражаться за свою любовь, и поэтому добровольно ушла из жизни. Данное произвдение с трагическим концом воспитывает у читателя силу духа, умение находить выход из сложнейших ситуаций, сохранение самообладания в тяжелые моменты жизни Пальховский А.М. Драма А. Н. Островского "Гроза" в русской критике. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2001, с.42 . Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство - тяжкий грех, самоубийцу даже не отпевают. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкает ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставит Бориса быстрее ее забыть.

Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыносима. И в этом поступке - сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Драма «Гроза» показывает всю силу влияния на человека и его душу таких отношений как предательство, презрение, пренебрежение. Воспитание учащихся на примере этого произведения проходит в русле формирования чувства справедливости, уважения, преданности к ближнему.

В произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» теме воспитания также уделялось пристальное внимание. Николай Васильевич, будучи человеком честным, умным, чувствительным, религиозным видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной быстротой, и человек с ним уживается. Ужившись с человеком оно начинает процветать и торжествовать. Зло начинает распространятся с такой быстротой, что трудно определить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них. Когда читаешь страницы произведения, все кажется серым, пошлым, ничтожным. Именно серость и пошлость - это зло, и оно само по себе страшно. Именно пошлость рождает низменные чувства, тупость и безразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибо оно беспредельно.

Главный вопрос, который задает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»: «Есть ли в этом мире что-то светлое, какое-то хотя бы обращение к свету?» Нет, здесь служат другим идолам: желудку, вещизму, сребролюбию. Но это все ложные ценности, и у каждого из героев они свои. В поэме “Мертвые души”, автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе “что-то наводящее ужас”. Основной воспитательной идеей произведения можно назвать учение о нравственных и духовных ценностях человека в противоположность материальным ценностям. Человек нуждается в возвышенных идеях, устремлениях, эмоциях, постоянное стремление к накоплениям, материальным благам просто уничтожают человеческое «я».

Система персонажей была произведения сделана по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения от героя к герою. Так, хозяйство Манилова "шло как-то само собою". При чтении произведения воспитывается заинтересованность ко всему, что есть вокруг, и указывается на огромный вред и разрушительное действие безразличия и апатии. Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

Не менее важным для воспитания читателя является и произведение Гончарова И.А. «Обломов». Главные черты обломовского характера заключаются в совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете Писарев Д.И. Роман И. А. Гончарова Обломов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1975, с.96 . Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению - он барин; "у него есть Захар и еще триста Захаров", по выражению автора. Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе: но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.

Заключение

Итак, проанализировав тему воспитания в произведениях классиков русской литературы, можно сделать вывод, что художественная литература 19 века представляет собой важнейшее культурное наследие, помогающее воспитывать нравственно и духовно богатое поколение.

Выдающиеся литературные произведения помогают читателю анализировать собственные поступки, воспитывает в них умение принимать правильные решения, когда человек стоит перед моральным выбором. Литература 19 века учит нас основополагающим качествам человеческой души, таким как честь, достоинство, верность, преданность, духовность, человеколюбие, гуманность, трудолюбие. На примерах героев своих произведений авторы невольно воспитывают в читателях нравственные качества человеческой личности, руководствуясь поступками и взглядами своих персонажей.

Тема воспитания активно проходит через основную часть произведений литературы 19 века, формирующей также патриотизм и любовь к Родине у читателей. Таким образом, можно сказать, что воспитательная тема является эффективным методическим средством формирования у читателей собственных морально - этических взглядов, убеждений, отношений, идей в процессе решения морально - этических проблем.

Список литературы

1. Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом. Пособие для учителя. - М.: АСТ, 2002.

2. Аношкина В.Н., Зверев В.П. Русская литература ХIХ века. 1870-е - 1890-е годы: Воспоминания. Литературно-критические статьи. Письма. - М.: Высшая школа, 2005.

3. Базанова А. Е. Русская литература 19 века. - М.: Право и закон, 2001.

4. Воловой Г.Н. Евгений Онегин А.С.Пушкин - Тайна романа. Критика. - М.: Академия, 2004.

5. Гончаренко Т.И. Эстетическое воспитание учащихся в литературно-творческом обществе. - М.: Гардарики, 2003.

6. Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. Формирование идейно-нравственной позиции подростков средствами литературы// Совершенствование преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1986.

7. Педчак А.Н. Русская литература конца 18 начала 19 века. - М.: Феникс, 2003.

8. Писарев Д.И. Роман И. А. Гончарова Обломов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1975.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Роль литературы в формировании человека. Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах средней школы на примере произведения Набокова "Обида". Разработка системы изучения отдельных произведений писателей в условиях классного коллектива.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2008

    Исследование взаимосвязи литературы и химии на примере художественных произведений, химические ошибки в литературе. Художественные образы металлов в лирике Лермонтова. Анализ влияния художественных произведений на познавательный интерес учащихся к химии.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2014

    Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов средствами художественной литературы, принципы реализации данных задач на соответствующих уроках. Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников, разработка урока.

    реферат , добавлен 29.11.2013

    Мораль как категория нравственного воспитания. Методы, средства и содержание нравственного воспитания школьников, особенности его применения на уроках литературы. Анализ ценностных ориентаций (нравственных категорий) учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1 26.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Народное творчество как средство нравственного воспитания дошкольников, роль художественной литературы на примере пословиц, поговорок, сказок. Разработка педагогических условий нравственного воспитания в процессе деятельности по развитию речи в ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Связь литературы и музыки на уроках в коррекционной школе. Использование литературы на уроках музыки. Музыка и литература на праздниках и развлечениях. Знакомство с музыкальными терминами через литературное слово. Влияние музыки и литературы на человека.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2010

    Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы. Методика использования художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2004

    Методологическая проблема формирования понятия "антиутопия" на уроках литературы. Факторы эволюции утопии к антиутопии. Изучение в средней школе антиутопических произведений русских и английских писателей ХХ века с учетом их жанрового своеобразия.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2012

    Эстетическое воспитание: понятие, характеристика, основные критерии. Возраст, сопутствующий развитию эстетического воспитания. Серия практических работ для изучения графического редактора Inkscape, направленная на эстетическое воспитания школьников.