Истерика у ребенка что делать. Ребенок закатывает истерики

Воспитывать малыша - это не только радоваться его первому слову, шагу или улыбке, но и терпеть весьма неприятное проявление характера - детские истерики. Обычно первый раз родители сталкиваются с таким явлением, когда ребенку исполнился год. Ранее детский плач мог обозначать все, что угодно: ему некомфортно, он голоден, что-то болит, а после года объективных причин у истерики может и не быть. Малыш, переживающий свой первый кризис, может впадать в неконтролируемое состояние только потому, что ему чего-то не разрешают. Почему же годовалый ребенок закатывает истерики и как с этим бороться?

Некоторые родители могут путать капризы и истерики. Но это несколько разные понятия. В первом случае ребенок действует продуманно, канючит, требует и твердо стоит на своем. Во втором же случае ребенок теряет контроль над своими эмоциями в результате родительского отказа. Классическим примером может стать требование годовалого ребенка взять родительский телефон. Родитель отказал в удовлетворении требования - и получил добротную истерику с ором, слезами, выгибанием дугой и топотом ногами.

Чаще всего годовалый ребенок закатывает истерики именно по причине того, то ему чего-то не дают или наоборот заставляют делать то, чего он не хочет. Иногда родители вполне понимают, какие их действия могут привести к тому, что ребенок закатит истерику, но порой это является для них большой неожиданностью. На самом деле истерики - это проявление настроения ребенка. Большинство детей любят ходить на улицу, но желание родителей вывести малыша на улицу в момент, когда он смотрит мультик, небезосновательно может быть встречено истерикой, поэтому родителям нужно наблюдать за годовалым чадом и даже в таком возрасте уж считаться с его привычками.


Очень важно также понимать, что годовалый ребенок закатывает истерики из совершенно искренних позывов. Он не играет, не устраивает спектаклей, а просто пытается добиться единственным известным ему способом желаемого. Реакция родителей в таком случае должна быть столь же сдержанной. Есть несколько вариантов поведения, если ребенок закатывает истерику, и их можно категорично разделить на «правильный» и «неправильный».


Если годовалый ребенок закатывает истерики, категорически возбраняется повышать на него голос и тем более бить. Ребенок все равно ничего не поймет, а истерика только усугубится. Кроме того, шаткая детская психика может запомнить этот случай на долгое время.


Также плохо потакать истерикам. Ведь даже годовалый малыш очень скоро все поймет и сделает ор, плач и топот ножками инструментом безотказного влияния на родителей. И потом, если сегодня вы дадите ребенку телефон, где гарантия, что завтра он не захочет проиграться со спичками?


Относительно нейтральным способом успокоения ребенка, закатившего истерику, можно назвать беседу. Но грань между разговором и криком очень тонка. Ребенок, впавший в истерику, едва ли адекватно отреагирует на объяснения родителей, что в свою очередь не очень полезно для психики мамы и папы. Поверьте, любые уговоры и объяснения, скорее всего, пройдут даром.


Истерика - это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети в припадке истерики могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этом состоянии не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.

Причины, по которым дети устраивают истерики

  • Стремление обратить на себя внимание. Чтобы истерика не возникла по этому поводу, нужно заранее предупредить ребёнка, что в какой-то ситуации вы не сможете уделить ему время, и предложить ему альтернативный вариант для самостоятельного занятия.
  • Старание добиться чего-то желаемого. В этом случае не надо немедленно отказываться от своего решения, нужно несколько раз уверенно сказать «нет», если запрет действительно обоснован, и продолжать заниматься своими делами.
  • Неспособность выразить словами своё недовольство. Вы должны научить его выражать свои эмоции другими способами.
  • Утомление, недосыпание, чувство голода. Для детей, склонных к истерикам очень важно соблюдение распорядка дня. Его надо кормить и класть спать вовремя, не допускать переутомления, не играть в активные игры перед сном, не гулять слишком долго, не допускать возле него большого скопления малознакомых людей, не посещать различные новые для него зрелищные мероприятия. Если нужно рано утром идти в детский сад, разбудите ребёнка заранее и дайте ему время окончательно проснуться, иначе, если он закатит истерику, у вас не будет времени применять приёмы
  • Состояние во время или после болезни. Понятно, что мама должна вовремя заметить признаки надвигающейся простуды или наличие у своего ребёнка хронически проблем со здоровьем. В этом случае ему нужно создать щадящий психологический режим и обратиться к врачу.
  • Желание подражать взрослым или сверстникам. Нелепо требовать от ребёнка хорошего поведения, если вы сами часто срываетесь и нервничаете, когда вас что-то не устраивает. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы вёл себя ваш ребёнок. Если он повторяет за истеричными детьми, нужно постараться объяснить ему, что так себя вести нехорошо, и при отсутствии эффекта постараться свести к минимуму подобные общения.

Часто бывает, что мы сами, неосознавая того, провоцируем истерики у детей. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки чересчур опекают или применяют патологическую строгость к ребёнку, что подавляет его самостоятельность и проявление инициативы.

В то же время, отсутствие необходимой родительской опеки, недостаточно отчётливое выражение своего отношения к положительным и отрицательным поступкам ребёнка, а также невыработанная система поощрений и наказаний так же отрицательно влияет на ребёнка - порождает вседозволенность и в тоже время неуверенность в себе, неспособность определить границы поведения, которые нельзя переходить.

Излишняя заласканность, потакание его капризам и отсутствие разумных требований также приводит к воспитанию капризных, истеричных детей.

Ошибки воспитания играют, несомненно, большую роль в формировании поведения ребёнка, однако нужно ещё раз подчеркнуть, что они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.

Различают несколько типов нервной системы ребёнка. Каждый тип имеет свои признаки, по которым можно определить, к какому складу нервной системы относится ваш ребёнок. Определить это нужно как можно раньше, чтобы выработать правильную тактику обращения с ребёнком, и этим помочь ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям, что в конечном итоге, поможет ему вырасти уверенным в себе и способным адекватно переносить стрессы. Разберём основные типы нервной системы у детей и то, как нужно вести себя родителям, чтобы избежать конфликтов.

Итак, слабый тип нервной системы характеризуется замедленными процессами возбуждения и торможения. Такой ребёнок очень впечатлительный, подвержен тревоге и страху. Он необщительный, замкнутый, глубоко переживает обиды. Не любит конфликтов, плохо переносит изменения в своей жизни. Часто у него снижена самооценка, но он адекватно умеет анализировать свои чувства и эмоции. У такого ребёнка часто меняется настроение, его легко вывести из равновесия. Но он никогда не будет проявлять свои эмоции громким криком, недовольство будет выражать упорным хныканьем, которое не прекратится до тех пор, пока вы не обратите на него внимание. В стрессовых ситуациях у него парализуется воля, теряется контроль над своим поведением, он становится невменяемым. В сильном расстройстве такой ребёнок способен на непредсказуемые действия. У такого ребёнка неустойчивый аппетит и некрепкий сон.

Воспитывая, старайтесь относиться терпеливо к его промахам, не скупитесь на заслуженные ласки и похвалы, чаще привлекайте его к общению с близкими людьми. Вместе с ним занимайтесь домашними делами, мотивируя тем, что вам нужна его помощь. Делайте так, чтобы он достаточно отдыхал, максимально оградите его от шумных мероприятий, от резких перемен в жизни.

Второй тип нервной системы – сильный . Процессы возбуждения и торможения уравновешенны. Дети такие редко бывают в плохом настроении. Нервничают только по довольно весомым причинам. Легко сходятся с детьми, спокойно адаптируются в разных ситуациях, конфликты разрешают легко и быстро. Они легко увлекаются, но быстро меняют эти увлечения, в связи с этим часто не держат обещания. Такие дети легки в воспитании, они редко создают проблемы. Однако если систематически нарушать режимные факторы, дети начинают меняться и вести себя, как дети со слабой нервной системой.

Следующий тип нервной системы – неуравновешенный . Процессы возбуждения преобладают над торможением. Такие дети легковозбудимы, даже новая игрушка может вызвать бурную реакцию. Спят они недолго и неглубоко, легко просыпаются от малейшего шороха. В обществе часто ведут себя шумно, любят быть в центре внимания. Легко отвлекаются, поэтому не могут довести дело до конца. Детям с такой нервной системой нравится руководить, так как это получается лучше, чем заниматься однообразным делом. Если ребёнку в резкой форме указать на ошибки, он начнёт злиться и кричать, и, добившись, своего будет использовать скандалы постоянно. Любит всего достигать быстро и обязательно успешно. Если не получается, сразу теряют интерес.

Воспитывайте таких детей ненавязчиво. Помогайте им закончить начатое дело, так они научатся терпению. Научитесь чувствовать момент, когда ребёнок перестаёт воспринимать то, что вы пытаетесь ему донести и начинает противостоять вам - меняйте тему, иначе может начаться истерика. Периодически аккуратно внушайте ему, что его поведение не всегда правильно. Подавайте ему пример своим спокойствием, ведь он любит подражать вам.

И последний тип нервной системы – медлительный . Процессы торможения преобладают над возбуждением. Малыши такие крепко спят, хорошо кушают, до года быстро и выше нормы набирают вес. Эти дети спокойны, рассудительны, у них не бывает необдуманных поступков, ему комфортно в одиночестве, т.к. никто не отвлекает его от раздумий. Он долго «раскачивается», однако если возьмётся за дело, обязательно доведёт до конца. Он опасается резких перепадов настроения других людей. Они сдержанны на эмоции, поэтому часто сложно понять их душевное состояние. Такие дети умеют преданно дружить.

Роль родителей состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка с такой нервной системой к действиям. Выбирайте такие игры, где нужно немного побегать, громко поговорить. Не ругайте их за медлительность - прежде чем что – то сделать ему нужно собраться с мыслями и понять, что от него требуется. Не спешите всё делать за ребёнка (потому что так быстрее). Помогите ему перебороть свою инертность. Подстёгивайте, устраивая соревнования. И, конечно обязательно подыгрывайте.

К серьёзным истерикам склонны в основном дети со слабым и неуравновешенным складом нервной системы.

У детей до года, истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе (мокрые пелёнки, голод, длительный промежуток между периодами сна, погрешности в питании кормящей матери). Их очень трудно успокоить, даже если эти погрешности устранены. Вызваны такие истерики, как правило, повышением внутричерепного давления и помочь в этом случае может только невропатолог. У новорождённых это бывает вследствие нарушения течения беременности и родов у матери, а иногда и проявлением врождённых заболеваний головного мозга.

Стадии истерики

Стадия крика – ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.
Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.
Стадия рыданий – ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Если во второй стадии на ребёнка не обращать внимания, то третья не наступит. В третьей стадии вы обязательно должны помочь ребёнку успокоиться, иначе она может продлиться бесконечно долго, та как ему трудно справляться со своими эмоциями. Обнимите его, прижмите к себе, посадите на колени и покачайте. Обессилевший малыш, успокоившись, скорее всего, захочет полежать или даже поспать.

Что делать, чтобы истерики у ребёнка возникали как можно реже, а со временем и совсем прекратились.

1. Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом лихорадочно думать, что предпринять.
Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Вы должны контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Можно предложить заняться чем-то иным, обратить внимание ребёнка на какой-либо другой предмет или явление. Иногда вспышку удаётся остановить проявлением сочувствия к его плохому настроению, при этом нужно попытаться увести его в сторонку и поговорить с ним, успокоить, обнять, ласково погладить по голове. Ребёнок не всегда может понять и объяснить своё состояние, поэтому, помогая выразить словами то, что он чувствует, вы даёте ему возможность расслабиться, способствуете устранению напряжённой ситуации. Со временем, исходя из темперамента ребёнка, вы успешно научитесь пользоваться этим методом.
Но помните, метод отвлекания эффективен только тогда, когда если истерика находится в начальной стадии, и не работает, если она уже в разгаре. Отвлечь ребёнка в этот период уже невозможно, тщетность попыток лишь выведет вас из себя.

2. Дайте ребёнку понять, что вы не терпите истерик.
Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и шлёпать его - это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, оденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядиться, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.

3. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнка
Отведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться, столько, сколько понадобиться времени, чтобы он успокоился. При повторной истерике, его нужно вернуть на прежнее место и опять оставить там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения. Главное в это время - самому сохранять спокойствие. Однако он должен запомнить, что истерика – не повод, чтобы увиливать от домашней работы или от выполнения уроков и, придя в норму, ему доведётся закончить работу.

4. Ваша тактика действий во время истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.
Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах. Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите в себе силы и будьте уверенны, что делаете это во благо своего ребёнка. Если такие вспышки эмоций возникают и при общении с другими людьми, нужно рассказать им, как правильно себя вести в такой ситуации и предупредить, чтобы не обращали внимания на ребёнка до того времени, пока он не успокоится. Общайтесь с этими людьми, дабы оценить успешно ли идёт перевоспитание.

5. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.
Обычно дети закатывают истерики потому, что не знают, как по - другому выразить свои чувства. Дайте понять, что ничего плохого в его скверном настроении нет, что все люди иногда расстраиваются, но нужно уметь сказать о том, что не нравится. Назовите несколько слов, которые он может использовать (например: я рассержен, я в гневе, я очень недоволен, мне грустно, мне скучно) и прорепетируйте их вместе с ребёнком. Поощряйте его похвалой каждый раз, когда он будет говорить о своих волнениях.

Для борьбы с истериками ребёнка, вам нужно уметь сохранять спокойствие.

Сделать это порой очень трудно, особенно, когда истерика случается в самый неподходящий момент. Но вы должны уметь сдерживать себя. Если всё же вы разгневались, глубоко вдохните, и выйдите на 3 минуты в другую комнату. Вам нужно потерять с ребёнком зрительный контакт. Но перед этим предупредите, что вы даёте ему время успокоиться и сейчас вернётесь. Пользуйтесь одной и той же фразой и больше ничего не говорите. Главное здесь спокойствие и молчание. Готовьтесь к разрухе в комнате, где остался ребёнок, но не наказывайте его за это. Этот метод называется «тайм-аут» . Он прост, универсален и способен помочь в сохранении спокойного расположения духа и контроля над гневом. Однако знайте, что в последующем, вы должны увеличить количество времени, проводимого с ребёнком за совместными играми, иначе, из-за частых тайм – аутов, он может озлобиться и потерять доверие к родителям.
После истерики ведите себя так, как будто ничего не произошло. Не надо комментировать произошедшее. Пусть ребёнок опять заслужит ваше расположение.

Через две – три недели таких приёмов, истерики у вашего ребёнка должны стать реже.

Если, несмотря на ваши усилия и терпение, плохое поведение всё-таки сохраняется, нужно обратиться неврологу, который назначит обследование. Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и надо ли проводить медикаментозное лечение.

Ребёнку с возбудимой нервной системой можно помочь лёгкими успокаивающими средствами. Это могут быть отвары успокаивающих трав, успокоительные сборы.

Успокоительный сбор или чай для детей: Фенхель, ромашку, алтей, солодку, пырей (1:1:2:2:2). Две столовые ложки сбора залить стаканом кипятка, кипятить 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по 1 чайной ложке (детям с 1го года) перед едой 3 раза в день или на ночь 3-4 недели. Если аллергия на травы, их употреблять нельзя.

Можно давать детям просто настой пустырника в такой же дозе.

Грудных возбудимых малышей желательно через день купать в растворе хвойного экстракта в течение 20ти дней.

Из препаратов ребёнку разрешается без назначения врача давать только гомеопатические средства (дормикинд, тенотен, нотта, нервохель). Возможно также применение препарата на основе аминокислоты глицина. Поддержать нервную систему ребёнка поможет витаминный комплекс нейровитан. Дозировки препаратов чётко расписаны в инструкции к ним. Все лекарства нужно давать в течение 4х недель, потом сделать перерыв и вновь повторить курс лечения.

Более серьёзные препараты для лечения детей может назначать только врач.

Врач педиатр Сытник С.В.

Всем привет! Вам знакома такая проблема: ребенок закатывает истерики? Какие чувства тогда охватывали Вас? Что Вы делали в подобной ситуации? Какие методы применяли к своему чаду? Слишком много вопросов? Давайте разберемся с ними.

Любая мама или папа сталкивались хоть раз с таким явлением, как истерики у ребёнка. Да и любой взрослый хотя бы однажды наблюдал такую картину, когда малыш громко плачет, стуча ножками, а окружающие пытаются его утихомирить.

Причины истерики могут быть разные: ребёнок просит купить игрушку, не хочет уходить с детской площадки, требует запрещаемый предмет, не желает делиться игрушками и т. д.

Ребенок закатывает истерики: несколько способов остановить истерику у ребёнка

Все деточки разные, и потому к каждому должен быть индивидуальный подход. Постараемся описать некоторые методы, которые могут помочь разрешить эту нелёгкую ситуацию.

У замечательного детского и семейного психолога Екатерины Кес (Бусловой) есть практический он-лайн курс для родителей с детьми от 1 до 7 лет «Справляемся с истериками и капризами на раз-два-три ».

Этот курс для Вас, если:

— Капризы и истерики Вашего ребёнка беспокоят Вас и Вы хотите хорошо разобраться в этом вопросе.
— Вы хотите точно знать, как правильно реагировать на капризы и истерики так, чтобы они ушли из жизни Вашего ребёнка.
— Вам удобно обучаться через интернет, в домашней обстановке.
— Вы готовы меняться сами, чтобы увидеть результат.
— Вы доверяете профессиональному психологу больше, различным статьям и советам из интернета.

Посмотрите видео «Как реагировать на истерики ребёнка?» — Доктор Комаровский:

Какие бы методы Вы не использовали, главное — не оставаться равнодушным! Найдите способ успокоить ребёнка, а потом уже разбирайте ситуацию, объясняйте детям причины Вашего отказа или почему ребёнок вёл себя плохо. Учите детишек выражать свои эмоции правильно!

А как Вы справляетесь с истерикой ребёнка? Пополните копилку советов из своего опыта!

Не забудьте поучаствовать в

Самые болезненные переживания родителей связаны с моментами, когда дети выходят из-под контроля и ведут себя неадекватно, особенно в присутствии посторонних людей. Ситуации, когда истерика у ребенка проходит настолько интенсивно, что малыш кидается на людей, причиняет себе вред, не слышит обращенных к нему слов, способны вывести из себя даже самую уравновешенную маму. Справляться с подобными приступами бывает сложно, их причины могут быть неочевидны, реагировать спокойно не всегда получается – все это вызывает растерянность, негодование родителей, и никак не решает проблему.

Чтобы понимать, почему ребенок истерит, достаточно посмотреть на особенности его развития. Малыш переходит из одного кризиса в другой практически без передышки, нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в течение первых лет жизни ребёнок получает и перерабатывает огромное количество информации, учится способам взаимодействия с близкими людьми «с нуля».

Как правило, детская истерика проходит через три стадии: крики, двигательная экспрессия, и наконец безутешное рыдание. Сквозь все этапы дитя игнорирует слова, действия, просьбы родителей, ведет себя агрессивно, размахивает конечностями, пытается драться, падает на асфальт. Малоприятное зрелище, знакомое большинству родителей.

Психологи выделяют следующие истоки возникновения истерических приступов:

  • Несовершенство эмоциональной сферы, если речь идет о карапузе младше двух лет;
  • Кризисы: одного года, трёх лет;
  • Неумение рассказать о своих желаниях, словесно выразить недовольство;
  • Плохое самочувствие, голод, усталость, желание спать, сходить в туалет;
  • Состояние нервного перевозбуждения;
  • Стресс, проблемы в семье, серьезные изменения в жизни;
  • Копирование поведения взрослых или других детей;
  • Желание получить родительское внимание по причине недостатка уделяемого малышу времени, когда он чувствует себя ненужным, недолюбленным;
  • Негативные эмоции как ответ на какие-либо действия взрослых или ребенка (обиделся, что не дали игрушку, не купили сладость, заставляют уходить с площадки);
  • Недальновидное поведение родных: чрезмерная опека, несогласованность требований, излишняя строгость или наоборот отсутствие границ;
  • Индивидуальные особенности нервной системы.

Особенность истерик и их отличие от капризов заключается в непроизвольности и полной бесконтрольности. Знаменитый доктор Комаровский отмечает, что к капризам по любому поводу детишки прибегают намеренно, стремясь получить желаемое. Истерики же случаются от невозможности управлять своими эмоциями.

Как себя вести – возрастные особенности истерик

Детские истерики протекают по-разному и требуют разных ответных действий – на это влияет возраст, особенности психики, обстоятельства. Что нужно учесть взрослым, имеющим дело с истеричными детьми разных возрастов?

  • Поведение ребенка 2 лет начинает становиться осознанным. Полуторагодовалый карапуз постигает смысл запретов, постепенно овладевая нехитрым приемом получить желаемое – капризами. Пытаясь пробить стену всевозможных «нельзя», кроха испытывает серьезную фрустрацию. Им овладевает буря эмоций, но он еще не в силах ими управлять, что и приводит к истерикам.

Взрослому нужно помнить о том, что малышок в 2 года даже в спокойном состоянии не всегда способен подчиниться, поддаться уговорам, воспринять наставления. В приступе кроха вас тем более не услышит. Поэтому нужно обеспечить его безопасность и подождать, пока малыш угомонится. Некоторым детям помогают объятия, для других важно, чтобы мама просто находилась рядом, или держала за руку. Третьи затихают на руках. Не стоит пугаться и стремглав выполнять требование маленького упрямца. Взрослые должны быть тверды, спокойны и уверены в своей правоте.

Если скандал происходит в общественном месте, как можно быстрее покиньте его и действуйте так, как вы действуете в подобных случаях наедине. Реакции окружающих посторонних людей разобьются о стену вашей уверенности, если вы сами будете понимать, что все делаете правильно. Почувствовав нестерпимое желание накричать на скандалиста или наоборот уступить ему, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до пяти.

В моменты детских истерик родители также испытывают гамму неприятных чувств: стыд, растерянность, беспомощность, вина, гнев. Таким образом, взрослый сам впадает в состояние ребенка. Обнаружив у себя негативные эмоции в разгар скандала, примите их как данность, на которую вы имеет полное право, но не забывайте о том, что в вашей власти контролировать себя, свои реакции, поведение, слова.

  • Кризис трех лет накладывает свои отпечатки на поведение крохи – появляется осознание себя как отдельной личности. Обычно истерики у ребенка 3 лет проходят под девизом «не хочу и не буду». Маленький бунтарь на все просьбы реагирует отказом, ведет себя своевольно, беспардонно, упрямо. Кроха истерит из-за недостатка опыта, неумения коммуницировать иначе, невозможности справиться с собственным эмоциональным состоянием. Подобное поведение вполне нормально и, при грамотном подходе родителей, через несколько недель сходит на нет.

Что делать родителям, если их отпрыск в 3 года закатывает истерики? Не пытайтесь ругаться или пытаться договориться с малышом, находящимся в истерическом приступе. Переждите этот сложный момент, сохраняя максимальное спокойствие. Не поддавайтесь соблазну прекратить все немедленно, вручив крикуну желаемое – родительское решение должно оставаться неизменным, тогда кроха быстро поймет, что скандалы не работают, и перестанет их использовать, а вместо этого будет учиться договариваться. Если ситуация случилась в людном месте, уведите чадо в сторону, обнимите. Когда увидите, что кроха успокаивается, переключите его внимание на что-то другое: предложите заняться чем-то, что он любит, поехать домой поиграть. С детками обязательно нужно проговаривать случившееся: дома в спокойной обстановке обсудите, что произошло, выслушайте дитя и попытайтесь понять. Расскажите, какие эмоции вызывают у вас подобные происшествия, дайте понять, что это не тот способ общения, который поможет получить желаемого.

Если истерика случилась дома, самым мудрым решением будет игнорирование воплей. Спокойно сообщите чаду, что вы поговорите после того, как он успокоится, и продолжайте заниматься своими делами.

Обычно родители видят заранее, что кроха находится в плохом настроении и настроен покапризничать. В таких случаях сосредоточьтесь на предотвращении конфликта – не допускайте переутомления, по возможности избегайте общественных мест, ставьте отпрыска в ситуацию выбора, лишая его шанса противостоять вам твердым «нет».

Приближаясь к четырем годам, детишки становятся более покладистыми, с ними можно выстраивать полноценный диалог, обсуждать ожидания друг друга, находить компромиссное решение. Капризы и истерики прекращаются сами собой, становясь ненужными.

  • Если с четырехлетними детьми все еще случаются регулярные истерики, обратите внимание на обстановку в семье и свою линию воспитания. Дошкольнику необходимо единство предъявляемых требований и санкций от всех взрослых, четко обозначенные правила поведения, набор непреложных «можно» и «нельзя». Сами родители должны демонстрировать отношения и способы взаимодействия, которых они ждут от отпрыска. Поводом к посещению детского невролога могут стать следующие тревожные признаки: учащение скандалов, их агрессивность, длительность, физиологические проявления вроде задержки дыхания, резкого непроизвольного падения на спину, потери сознания, появление ночных кошмаров.

Ребенка любого возраста нужно учить договариваться и совместно находить выход из затруднительных положений. Быстрее всего детки учатся, наблюдая за близкими взрослыми, поэтому самая мудрая тактика родителей – положительный пример, контроль собственных эмоций. Наказывать малышей за истерики нельзя, такие меры приведут к ухудшению отношений и психологической травме дитя.

Превентивные меры

Впервые столкнувшись с детской истеричностью, взрослые задаются сложными вопросами – как отучить ребенка от истерик, снизить их количество и интенсивность, научить малыша самоконтролю и безопасному проявлению чувств? Детские психологи рекомендуют сосредоточиться на предотвращении конфликтов, создании такой среды, в которой детишкам просто не нужно скандалить:


Знакомьте детвору с альтернативными способами выражения гнева: можно рвать бумагу, рисовать сердитые каляки-маляки, бить подушку или кричать в нее, топать ногами или рычать. Но самый главный способ безопасно выразить свою злость – сказать о ней словами. Этому можно и нужно учить карапуза с самого раннего детства.

  • Готовить к существенным изменениям заранее: рассказывать о скором начале детского сада, переезде, отпуске, командировке папы;
  • Рассказывать план на день, вечер, «после сна», чтобы кроха знал, чего ждать;
  • Слышать и уважать ребенка, откликаться на его потребности, проводить вместе достаточно времени; уделять внимание качеству общения, использовать семейные ритуалы – чтение перед сном, совместное приготовление завтрака, послеобеденная настольная игра;
  • Правильно себя вести при приближении «бури» — предложить крохе попить, покушать, сходить в туалет, обнять, мягко отвлечь его внимание на что-то интересное или на предстоящую активность. «Я вижу, что ты устала, нам нужно немножко дойти до машины, а потом мы поедем домой и вместе поиграем».

В поисках наиболее эффективных способов борьбы с истериками чуткие родители используют все доступные источники информации: советы психолога, воспитателей, друзей, собственные идеи, «подгоняют» рекомендации под индивидуальные особенности своего малыша. Дети разные, каждая ситуация требует особого подхода, и иногда решение находится само в самый неожиданный момент.

Универсальные способы погашения истерики

Что же делать, если не удалось предотвратить истерику, и катастрофа уже в самом разгаре? Ниже представлены советы специалистов о том, как реагировать на истерики ребенка, чтобы максимально быстро их гасить, выходить из них с минимальными потерями для собственной и детской психики.


Если не получилось сдержаться, и вы все-таки накричали или в сердцах ударили малыша, попросите прощения, когда страсти улягутся, объясните, что вы чувствовали, и скажите крохе, что вам очень жаль, что вы не справились со своими эмоциями. Таким образом вы сохраните близость с ребенком, научите его признавать свои ошибки, сожалеть, извиняться.

Если ребенок закатывает истерики, не слушается. Личный опыт психолога

Хороший психолог – это тот, кто прошел, пережил, осознал, преодолел и проработал те задачи, испытания и проблемы, которые дает ему жизнь.

Недавно позвонил один из моих клиентов по моей банковской деятельности, еще с тех времен, когда я работал управляющим в банке. Звонил недовольный обслуживанием в том офисе, где я когда-то был управляющим, говорил, что с моим уходом стало гораздо хуже. В таких ситуациях во мне борется два чувства. Одно говорит: «Вот видишь, какой ты молодец, значит ты хороший руководитель». С другой стороны, становится немного жалко потраченных на работу лет. Хотя клиенты иногда ошибаются, предъявляют завышенные требования к новым сотрудникам. Часто, все не так плохо, просто такое настроение у человека сегодня.

Я рассказал, что уже не работаю в банках и несколько лет занимаюсь психологическим консультированием, и наш разговор плавно перешел на тему отношений в семье между родителями и детьми. Проблема, для нашего времени, стандартная, ребенок не слушается, играет в компьютерные игры, не слушает родителей. Вопрос: что делать? Я, конечно, постарался дать рекомендации, но почувствовал, что они звучат достаточно банально и вряд ли будут полезны ему, и дадут какой-то эффект. В своей частной практике, я не работаю с детско-родительскими отношениями, поэтому этой теме большого внимания не уделил. Однако все в жизни происходит не случайно. Как в этой известной фразе Джона Дона: «…не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол; Он звонит по Тебе». Вчера вечером, когда выдался один из немногих спокойных вечеров, когда мой старший сын не закатывал истерики, был достаточно покладистым и послушным я понял, что это знак для меня что-то понять и в своей жизни.

Старший сын и истерики

Мой первый сын – очень долгожданный ребенок в нашей семье. Больше двух лет мы с супругой, после того как решили, что уже пора, не могли зачать. Правильно питались, вели абсолютно здоровый образ жизни, серьезно занимались йогой. Молились, просили благословения у родителей, ходили к астрологам и экстрасенсам. Кажется, кто-то из астрологов сказал, что ребенка нет потому, что есть родовое проклятие. Но в какой-то момент, то ли благодаря помощи некоторых специалистов, то ли просто пришло время, чудо произошло.

Супруга превратилась в курочку-наседку, полностью посвятила себя рождению ребенка. Мы ходили на специальные курсы перед родами, в Москве есть центр, где преподают православные акушерки, которые затем помогают принимать роды дома. Роды прошли быстро, без осложнений, благодаря йоге, правильному настроению, помощи нашей акушерки и, наверняка, высших сил. Сын родился полностью здоровым и крепким, с весом 4 кг. Несмотря на бесконечные беспокойства бабушек и дедушек о том, что будут проблемы из-за недостаточного количества белков в связи с тем, что мы вегетарианцы.

После рождения мы сразу почувствовали, что парень родился требовательным и достаточно эмоциональным. А к двум годам стал жестко отстаивать свои позиции, и, в случае неудачи, переходил в истерику.

Сразу оговорюсь, бабушка у нас педиатр, поэтому не пройти всех врачей, в том числе и невролога, у нас не было шансов. Ответ такой – все хорошо, глицин, валериана; и вообще, многие дети сейчас не слушают родителей и истерят – это в пределах нормы. А то, что родители от этого «сходят с ума», ну так, что Вы хотели жизнь ведь не сахар, нужно работать над собой. Хотя как это делать не понятно.

Сейчас сыну 6 лет, ребенок закатывает истерики достаточно часто. Причем методы манипуляций с развитием сознания быстро совершенствуются. Супруга теперь уже сама пьет валерьяну. Частично снизить количество истерик помогало соблюдение режима и исключение моментов переутомления, эмоциональной перегрузки из-за высокой чувствительности нервной системы. Чаще всего, такое поведение происходит в момент, когда есть значимые взрослые. Успокаивается только после того, как разыгрываемая драма достигает кульминации. Можно все списать на характер, на особенности нервной системы, что только заводит все в тупик, из которого только один выход – это глицин, валериана и другие, более «сильные», препараты.

Можно предположить, что, наверное, ребенок имеет демонический характер или что-то в этом роде. Сейчас во время развития ведического мировоззрения – это модный термин. Этим, очень удобным, ярлыком пользуются для того, чтобы не искать причины и снять с себя ответственность. Просто характер такой, что поделаешь.

Достаточно продолжительное время я пытаюсь найти разгадку этого явления, пробовал примерять разные концепции, в первую очередь, анализировал роли: «жертва-спаситель-тиран». Можно проследить, как разыгрываются данные сценарии, однако попытки их изменить не дают стойкого результата. Такое ощущение, что какая-то сила возвращает все на свои места, и спектакль продолжается.

В литературе по психологии и психосоматике говорится о том, что ребенок может вести себя истерично от недостатка безусловной любви и внимания. Когда родители проявляют любовь и заботу только тогда, когда ребенок ведет себя хорошо. То есть родители живут по принципу: «Я хочу наслаждаться жизнью, и ты должен мне в этом помогать, а если твое поведение не дает мне наслаждаться, то я не буду тратить на тебя свое время и энергию».

Однако вниманием сын, точно, с детства не обделен, а насчет безусловной любви вопрос открытый. Проблема в том, что даже если это все верно, то где родителю взять такую безусловную любовь, если ее нет. Да и вообще, рассуждения на тему безусловной любви иногда весьма непрактичны, поскольку даже понять, что это такое бывает сложно. А уж откуда и как ее добыть – это вообще большой вопрос.

В какой-то момент мы с супругой решили проанализировать жизнь наших предков, ведь по моему опыту работы над собой и работы с клиентами именно семейно-родовые сценарии часто содержат ответы на многие вопросы, которые кажутся необъяснимыми или неподдающимися коррекции.

Оказалось, что в роду моей супруги и моем роду есть повторяющийся сценарий когда, один из родственников ведет себя жестко, требуя к себе внимания и подчинения своей воле, провоцирует конфликты. И именно так и ведет себя мой сын. Впрочем, здесь никакого инсайта нет, кроме того, что проанализировав и сравнив наши с супругой родовые деревья мы, в свое время, увидели, что встретились и полюбили друг друга совсем не случайно. Но, само по себе, это понимание еще не дает ответ на вопрос «А что теперь с этим делать-то?». Ну, тяжелая была жизнь, революция, войны. Ну, не выдержали некоторые из мужчин в наших родах и поступили предательски по отношению к женщинам. А женщины не святые, конечно, были, всю вину возложили на мужиков, не пытаясь понять и разобраться в обстоятельствах, понять и простить.

Притом, что дети, которые выросли в семьях, где были проблемы во взаимоотношениях родителей, были лишены внимания и любви, внимания даже своих матерей. Их матери, не простившие своих мужей или отцов, не смогли подарить необходимое внимание и заботу своим детям, ведь вынуждены были в одиночку решать многие бытовые и личные проблемы. Дети, не получившие опыта бескорыстной любви своих родителей, не смогли его передать в полной мере своим потомкам.

Дети, растущие в атмосфере, где мало любви, вынуждены как-то бороться за внимание со стороны окружающих. Это и становится причиной формирования характера, склонного к доминированию и отстаиванию своей точки зрения несмотря ни на что. Ведь так восполняется недостающее внимание и человек чувствует, что он небезразличен близким. Целью отстаивания своей точки зрения до последнего является защита себя. Защита, как они считают, от несправедливости этого мира. От неподобающего и неуважительного отношения к их личности. Они всегда воюют за правду, за себя и никогда не сдаются, воюют любой ценой.

Поэтому, обвинять, шестилетнего ребенка, или 80-летнюю бабушку в том, что они провоцируют конфликты, было бы не верным. Разница только в том что, если взрослый человек при желании может попробовать понять причины и скорректировать свое отношение к жизни, то ребенок с не развитым сознанием этого точно сделать не может.

Возникает вопрос, а что делать родителям, если ребенок закатывает истерики?

Можно предположить, что проработав свой родовой сценарий и уделив особое внимание жизни тех предков, которые имели негативный опыт, поможет родителям понять собственную модель поведения, запускающее именно такой сценарий взаимоотношений с ребенком. А осознание программы уже дает возможность ее изменения.

Попробую кратко сформулировать, свои предположения, что делать в ситуации, когда ребенок закатывает истерики и не слушается:

  1. Нарисовать родовые деревья супругов.
  2. Разобраться, кто из Ваших предков получил психологические травмы, связанные с недостатком внимания, чувства любви от одного из родителей или супруга. Возможно, отец стал причиной несчастий дочери.
  3. Понять, в чем причины такого поведения Ваших предков. Нужно воссоздать историческую реальность, в которой произошли эти события, тогда Вам будет проще их понять. Например, во время войны и после все мужчины много пили, пили просто, чтобы снять стресс (не судите их, не дай Бог нам жить в таких условиях), решения принятые в состоянии алкогольного опьянения, часто безответственны, в трезвом состоянии человек, возможно, так не поступил бы.
  4. Возможно, у человека просто не было выбора. Важно учитывать, что семьи не распадаются только из-за одного человека. Всегда оба супруга доводят семью до этого. Один – своими действиями, второй – бездействием или провоцированием ситуации.
  5. Попробуйте простить всех, кто причинил боль другим. Прощать нужно не просто потому, что «Бог прощал и нам завещал», прощение должно быть основано на понимании того человека его личных проблем, жизненных сложностей, непреодолимых обстоятельств с которыми он столкнулся.

Еще один инсайт, который я получил, занимаясь этим вопросом, любовь – это не только наслаждение своим сыном или дочерью, любовь – это еще и инвестирование своей жизненной энергии, сил и времени в воспитание ребенка. Это вкладывать свои силы в работу с ребенком, в том числе, когда ребенок ведет себя не так, как нам нравится. Часто, один из родителей не занимает строгую позицию по ряду воспитательных вопросов, вследствие отсутствия сил и энергии это сделать, чем провоцирует неадекватное поведение ребенка, либо наоборот: ведет себя чрезмерно жестко. Это, также, можно отнести к отсутствию необходимой энергии, желанию отгородиться от проблем. Списать все на характер ребенка, наследственность, отсутствие времени, необходимость зарабатывать. Отговорок для того, чтобы не заниматься ребенком, придумано много.

Однако, как я писал вначале, утверждать, что это эти методы сработают можно только, либо имея личный опыт преодоления ситуации, либо хотя бы опыт других людей, прошедших эту ситуацию. Ни того, ни другого в части работы с 6-летним ребенком у меня нет. Поэтому, я решил сначала сам попробовать «проработать» эту ситуацию, а через месяц сделать небольшой отчет, что получилось и насколько это эффективно.