История создания оригами. Оригами история появления


История возникновения оригами
тесно связана с историей бумаги. Она была изобретена в Китае более двух тысяч лет назад. Лишь пять столетий спустя она появилась в Японии. В Европу же бумага попала усилиями Марко Поло, он привез ее из путешествий в Азию.
В Испанию бумага была привезена арабами,

И именно в Испании в провинции Валенсия в городке Хатива была открыта первая бумажная фабрика в Европе. А испанцы уже привезли бумагу в Америку.

Оригами — искусство складывания фигурок из бумаги — пустило корни в культуру Японии много веков назад. В Японии оригами связано с религиозной символикой, японцы наделяют бумагу и фигурки из нее особым значением.

В эпоху Хэйан (794 — 1185) оригами приобрело важное значение в церемониальной жизни знати Японии. В то время бумага
оставалась очень ценным и редким товаром, и складывать фигурки из нее могли себе позволить лишь богатые люди. Воины-самураи обменивались ими как подарками, украшали ноши.

Ноши — это съедобные подношения, которые делались в буддийских храмах. Именно ноши дали толчок к развитию оригами. Для более привлекательного вида, ноши заворачивали в искусно сложенную цветную бумагу. Со временем сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, и они превратились в основную составляющую подношений, получивших сверхъестественное значение.

Когда бумага стала относительно дешевой, и приобрести ее мог каждый, получило новую церемониальную функцию. Оно стало средством отличия разных социальных классов. Со временем появлялись все новые и новые фигурки. Японцы передавали искусство их складывания устно из поколения в поколение, от старших к младшим. Первые письменные инструкции датированы 1797 годом, когда была издана Хидэн сембадзуру ориката (Тысяча способов сложить журавля). Позже, в 1845 году, была напечатана книга Кан-но мадо (Окно в середине зимы).

Название закрепилось за искусством в 1880 году. Оно состоит из двух слов — ору (складывать) и ками (бумага). Раньше это мастерство имело название ориката — занятие складыванием.

Вероятнее всего, арабы вместе с технологическими тонкостями производства бумаги привезли и некоторые несложные способы ее складывания.

Арабы были математиками и астрономами, ведь именно от них к нам пришли цифры и наука алгебра, и они применяли к фигуркам из бумаги принципы геометрии. Они исследовали много особенностей складывания квадрата.

В Европе предшественником было искусство складывания салфеток, которое берет свое начало в шестнадцатом веке. Хотя до сих пор точно не известно, как точно возникли из бумаги, уже найдены доказательства их существования в те далекие времена.

Большинство историков склоняются к теории о двойном происхождении бумажных фигурок — европейском и японском. Считается, что поделки из бумаги в Европе развивались сами по себе. Самой популярной была фигурка , которая появилась сначала в Испании. В девятнадцатом веке складыванием бумажных фигурок увлекались многие известные люди. Среди них Льюис Кэрол — британский писатель, Фридрих Фрёбель (1782 — 1852) — немецкий педагог, который заново открыл это искусство и совершенствовал его в процессе занятий со школьниками, так как он считал, что поделки

из бумаги развивают логическое у детей.

Фигурка птички, машущей крыльями, скорее японского происхождения. Инструкции, описывающие процесс изготовления птички, были опубликованы в Европе лишь в конце девятнадцатого века. Есть основания считать, что появилась впервые в Европе на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., на которой японцы показали европейцам процесс ее складывания. Вот с этого момента, наверное, объединились западная и восточная традиции, которые до тех пор развивались абсолютно самостоятельно. Это дало толчок к распространению и развитию поделок из бумаги во всем мире.

Великий испанский писатель и философ Мигель де Унамуно тоже любил делать птичек из бумаги. Он даже написал юмористическое эссе на тему оригами — «Заметки к трактату о Курологии», которые стали дополнением к книге «Любовь и педагогика» (1902 г.).

полностью. Она переиздается даже в наши дни и содержит множество инструкций по складыванию бумажных фигурок. Во второй половине двадцатого века наблюдался расцвет оригами. Издание многих книг способствовало распространению увлечения оригами по всему миру.

Акира Йошизава создал международный устав обозначений и сгибов. Это привело к унификации инструкций по складыванию фигурок оригами. Количество изданий по оригами с тех пор значительно выросло во всем мире, но особенно в Японии, Англии, соединенных Штатах. С каждым днем книг по оригами издается все больше и больше, на разных языках мира.

В наши дни оригами любимо во всем мире, хотя в Японии оно наиболее распространено. Там занятия по оригами проводятся практически во всех школах для матерей. Более того в Японии открыты специальные центры по обучению оригами, где преподают настоящие мастера своего дела.

Японец Акира Йошизава (1911-2005) известен как величайший оригамист современности. Опубликовано множество его книг, в которых он раскрывает некоторые секреты своего мастерства.

В наши дни стало известно множество техник складывания оригами. В основе каждой из них лежит превращение листа бумаги без ножниц и клея в замысловатую фигурку только лишь посредством складывания определенным образом.

Оригами считалось всегда игрой, в которой рождаются достаточно простые фигуры, которые ассоциируются с живыми существами. Однако на сегодняшний день размеры этих фигурок варьируются от огромных слонов высотой 2,7 метра до махоньких птичек, сложенных из квадрата со стороной 0,004 сантиметра! Существуют также и фигуры на создание которых может понадобиться несколько часов (а иногда и дней) работы!

Одни люди любят создавать простые модели с несколькими сгибами, другие — очень
реалистичные трехмерные фигуры, в которых нужно сделать несколько десятков последовательных сгибов. Кто-то делает миниатюры, а кто-то любит фигуры огромных размеров.

В последнее десятилетие двадцатого века особо популярными стали модульные оригами. В основе модульной техники лежит создание трехмерных фигур путем соединения нескольких, (иногда нескольких сотен) бумажных деталек.

Основной материал для оригами — бумага. Бумага сначала производилась из растительных волокон. В Японии делают рисовую бумагу. Ее называют татамигами орисуэ, ками-оримоно, оригата. И другую белую квадратной формы, ее называют ваши. В конце девятнадцатого века в Японию была привезена ранее неизвестная цветная бумага. Она существенно улучшила качество оригами и быстро стала популярна. Кроме того, со времени появления цветной бумаги стандартным форматом бумаги для оригами стал квадрат.

В основном для фигур с большим количеством сгибов рекомендуется использовать тонкую и гибкую бумагу, а простые фигуры получаются лучше из плотной бумаги. Она позволяет фигуре надолго сохранить форму.

Почему же оригами так популярно сегодня? Бумага сегодня достаточно дешевый материал. Схемы для изготовления фигурок найти легко. Их многообразие позволяет подобрать фигурку в соответствии с вашими возможностями, уровнем подготовки и наличием свободного времени.

О пользе оригами для детей не поленюсь опять написать несколько строк. Оригами позволяет детям оценить своих рук, помогает приобрести очень важные навыки: , . Развиваются креативное и пространственное мышление, пальцев, координация движений, воображение, тонкая психомоторика. Малыш лучше воспринимает точные знания, например в области геометрии. На практике изучает, что такое диагональ, угол, вершина, медиана, кроме того улучшается зрительное восприятие геометрических фигур. В процессе создания фигурки оригами подключается воображение, аналитическое мышление, сообразительность, вырабатываются стратегии решения логических задач. Это очень важно для развития ребенка. Взрослые тоже находят немало положительных моментов в занятиях оригами. Это помогает отвлечься от будничной суеты, потренировать мозги приятным способом и провести некоторое время с детьми за интересным занятием.

Все что нужно для занятий оригами — бумага, ножницы, желание и немного терпения. Если вы будете внимательно следовать инструкциям, то станет очень полезным и интересным занятием для вас и ваших деток !

Желаем успехов в творчестве!

Наверняка многие видели красивые фигурки сложенные из бумаги. А иногда есть и такие фигурки, которые могут двигаться. Кто же их делает? А делают их мастера оригами.

Что такое оригами?

Классическое оригами – это умение сложить модель из одного листа (квадратного) без применения ножниц и клея.

Изначально оригами представляло собой искусство красивого складывания бумаги для создания фигурок, которые применялись в религиозных обрядах. В Древнем Китае складывать оригами разрешалось только представителям высшего сословия. Более того, владение этим искусством считалось признаком хорошего тона.

История оригами

Существует множество различных теорий происхождения оригами. Мы расскажем о самой распространенной.

Оригами — удивительное искусство! Умение красиво сложить лист бумаги появилось еще в далекой древности. Традиционно родиной этого декоративно-прикладного искусства считается Древний Китай. Скорее всего главной причиной такого умозаключения является тот факт, что непосредственно была изобретена в Китае.

В дальнейшем большое развитие оригами получило в Японии. Это искусство стало одним из основных в японской культуре уже в начале 9 века. Так, например, самураи часто обменивались подарками, которые украшали специальными бумажными лентами символами удачи – носи. Также оригами использовались для украшения и обрядного сопровождения свадеб синто.

Также не стоит забывать и об автономном развитии искусства оригами в Китае, Испании, Германии и Корее. Развитие европейских традиций было слабо задокументировано, но известно, что бумага появилась в Испании в 11 веке.

В Германии оригами начало развиваться с 15 века. А уже в 19 веке, с подачи Фридриха Фёбеля, искусство складывания бумаги сделало сильный качественный скачок. Этот немецкий педагог предложил развивать у детей моторику рук путем преподавания искусства оригами в школах и детских садах.

Сейчас оригами – это международное искусство, одно из самых распространенных в мире. Особенное развитие оно получило после публикации в шестидесятых годах системы условных обозначений Есидзавы – японского мастера оригами. После этого разъяснить процесс складывания фигурок стало значительно проще. Кроме того, теперь научиться складывать модели стало возможным и без присутствия учителя.

Виды и техники оригами

  1. Простое оригами – стиль, в котором применяются только складки горой и долиной (приложенный рисунок). Разработан Джоном Смитом.
  2. Модульное оригами – множество отдельных фигурок, сложенных по правилам простого оригами (модулей), соединяются друг с другом методом простого вкладывания.
  3. Мокрое складывание – техника складывания, которая была разработана Есидзаваой. В ней для создания моделей применяют смоченную специальными растворами бумагу. Это позволяет добавить плавности и выразительности линиям. С помощью этой техники фигурки животных получаются гораздо более реалистичными.
  4. Складывание по паттерну – оригами складывается согласно нанесенным заранее чертежам линий изгиба, в соответствии с фотографиями автора.

Материалы для оригами

Для того, чтобы сложить красивое оригами, очень важно выбрать правильный материал. В целом для этих целей можно использовать любой листовой материал, но все-таки от него очень сильно зависит окончательный вид модели, поэтому и выбирать его нужно «с умом».

Для того чтобы сложить простые фигурки достаточно взять обычную бумагу для принтера с невысокой плотностью. Если вы хотите испытать технику мокрого складывания, то вам понадобится уже более плотная бумага.

Сейчас можно найти в магазинах специальную бумагу для оригами. Она называется «ками», что означает «бумага» на японском языке. Как правило она цветная с одной стороны и имеет форму квадрата.

В последнее время получила распространение фольгированная бумага. Она обладает важным преимуществом – умеет хорошо держать форму. Это значительно упрощает процесс проработки мельчайших деталей в любой модели.

Японские мастера используют в искусстве оригами более плотную бумагу, которая называется «васи». Чаще всего васи производят из коры, бамбука, пеньки и пшеницы.

  1. Журавлик из бумаги является символом мира наравне с голубем. Таковым он стал с 1999 года, когда публике на стадионе был представлен самый большой журавль из бумаги в мире.
  2. Акира Найто создал самого маленького журавлика. Для его производства он использовал бумагу размером 0,1 мм на 0,1 мм.
  3. Первая книга об искусстве складывания оригами была опубликована еще в 1797 году. Ее автором стал Акисато Рито.
  4. Парапсихологи утверждают, что помещения, в которых расположено достаточное количество оригами, обладают значительно более высоким энергетическим фоном.

Оригами – это отличная идея для хобби. Если вы любите кропотливую работу, а также хотите создавать прекрасное, то это занятие именно для вас!


29.08.2013 г.

25434 0

Краткая история оригами. В статье приведены сведения о древнейших фигурах оригами и их использовании в религиозных культах.

А началось все, как ни странно, вовсе не в Японии, а в Китае…

История возникновения оригами

Считается, что бумага была впервые изобретена в Китае в в начале нашей эры и секрет ее изготовления хранился в строжайшей тайне. Виной ли тому промышленный шпионаж, или японцы с их страстью к письменности решили не отставать от соседей в столь полезном изобретении, но примерно через сотню лет в Японии изобрели бумагу, превышающую по качеству китайскую. Нужно отдать должное фантазии японцев, сразу смекнувших, что новый материал может быть использован не только в сугубо практических целях – для записи священных текстов и другой информации, – но и для создания нового искусства. Впрочем, бумага поначалу была чрезвычайно редким и дорогим материалом, поэтому все изделия из нее, в том числе и оригами, использовались исключительно в религиозных обрядах буддистов. Кстати (не беремся сказать, как так получилось), но по-японски слова «бумага» и «Бог» имеют схожее звучание: «kami», что, очевидно, весьма способствовало приданию фигуркам из бумаги религиозного смысла. Использование первых фигур оригами для богослужений наложило отпечаток и на технику: классическое оригами изготавливается из квадрата, а эта фигура уже сама по себе является сакральной в японской культуре.

Некоторые отголоски той, давней сакральности чувствует каждый, кто любит работать с бумагой. Складывание оригами требует от человека настоящей медитации, он отвлекается от посторонних мыслей, сосредотачивается, объектом его размышлений становится красота геометрических форм, чистота и точность линий, строгая последовательность действий. Это ли не лучшее лекарство от нервотрепки нашего бешено несущегося мира?

Но вернемся к древним фигурам оригами . Что же они из себя представляли?

Самый ранний из известных примеров использования оригами - катасиро . Катасиро - это что-то вроде кукол, символические изображения божеств-«козлов отпущения», которых вырезали из специальной бумаги - дзингу ёси («храмовая бумага»). Именно на катасиро древние японцы мистически переводили все пагубные влияния, «порчу» и «сглазы». После религиозной церемонии фигурки сжигались или спускались священнослужителями в реку, которая уносила все плохое в небытие. (Забавно, но некоторые современные психологи для избавления от навязчивых негативных мыслей советуют почти такой же метод: смотреть на дорогу, «записывать» плохие мысли на воображаемых стикерах и «клеить» их на уносящиеся вдаль машины).

Также в древней Японии большое распространение имели, да, впрочем, имеют и до сих пор, коробочки из бумаги. В небольших бумажных коробочках кусочки еды приносились в жертву японским божествам. В обмен на эту жертву люди ожидали благополучия в доме, богатства на столе, мира и спокойствия.

Важную роль оригами играло и в области формального этикета. Подарки, вручаемые во время различных церемоний и праздников, могли быть завернуты десятком различных способов, каждый из которых нес определенное значение. А на свадебных и похоронных обрядах использовались искусно сложенные бумажные орнаменты, например, бабочки, которыми украшали бутылки с сакэ.


Позднее, когда бумага стала более общедоступной, традиционные коробочки из бумаги стали частью украшения японских домов и играли важную практическую роль в быту. Многие из древних форм коробочек дошли до наших дней.

Одной из древнейших является фигурка журавля оригами (Цуру). Она описывается в двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами. Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни, символом бога долголетия Фуцурокудзю. Фуцурокудзю обычно сопровождали журавль, олень и черепаха. Отсюда, возможно, и пошел обычай дарить бумажного журавлика с пожеланием счастья и долгой жизни.

Сложно сказать, когда оригами из религиозного искусства превратилось в развлечение. По всей вероятности, это произошло в эпоху Хэйан (794 - 1185) (слово «хэйан» означает «мир, спокойствие»). С тех пор оригами стало активно развиваться. Сначала оно стало занятием для придворных. Умение создавать из листа бумаги различные фигуры считалось показателем образованности, тонкого вкуса, изысканных манер.


Позже, в эпоху Эдо и Адзути-Момояна, оригами покинуло пределы придворного искусства и вошло в «широкие массы», стало общедоступным времяпрепровождением. Именно в это время были придуманы новейшие фигурки, которые позже стали классическими. Искусство оригами передавалось из поколения в поколение по женской линии.

Фигурками оригами декорировали свадебный пир, самураи развлекали своих дам, даже письма складывали определенным образом и декорировали оригами, бумажные фигурки использовали в народной медицине и верили в их магическую силу, в которую верят и ныне. Даже сейчас в некоторых областях Японии изготавливают амулеты, символизирующие семейную гармонию (нагаси-бина и гофу).

Следующий период в развитии этого искусства наступил после 2-й мировой войны, когда оригами вышло далеко за пределы Востока, попав в Америку и Европу.


Но искусство складывания бумаги, аналогичное оригами, возникало самостоятельно и в других странах. Например, известна испанская школа оригами , которая связана с именем Мигеля Уманумо , которая распространилась и в страны Южной Америки. Испанцы придумали свои методы складывания классических фигурок, а также изобрели совершенно новые. Например, метод складывания птичек из бумаги – «пахарит » (в Мексике такую птичку называют «паярит »).

Поклонниками этого увлекательного вида творчества были Леонардо да Винчи, иллюзионист Гуддини, а также писатель и математик Льюис Кэрролл.

В России же большим любителем оригами был не кто иной, как Лев Толстой. Незатейливое искусство складывания бумажных журавликов великий писатель, впрочем, известный и другими своими парадоксами, ставил едва ли не выше, чем творения профессиональных поэтов и музыкантов. Вот как он писал об этом:

«Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дёргаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями.

Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передаётся, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство. Не могу не заметить при этом, что это единственное новое произведение в области бумажных петушков (cocottes), которое я узнал за 60 лет. Поэм же, романов и музыкальных пьес я за это время узнал сотни, если не тысячи. Мне скажут, что это произошло от того, что петушки не важны, а поэмы и симфонии важны. А я думаю, напротив, петушки содействуют развитию и радости многих детей, поэмы и картины ни на что не были нужны. Если так долго не было ничего в области петушков, то я думаю, что это произошло скорее оттого, что написать поэму, картину, симфонию гораздо легче, чем выдумать нового петушка».

В детстве простые бумажные поделки приводили нас в восторг. Бумажные самолетики, кораблики, хлопушки прочно осели в наших детских воспоминаниях. Удивительно, насколько детей радуют простые вещи, несмотря на то, что подрастающее поколение удивить уже ничем не возможно. Компьютерные игры, машинки и самолетики на пульте управления уже не будоражат их воображение. И как радуется ребенок, когда запускают в небо бумажный самолет! Потому что сделал его сам!

"Сложение бумаги" – целое искусство. История происхождения оригами уходит своими корнями в глубокое прошлое. Знакомство с ним следует начать с древнего Китая, где начиная со 105 года н.э. появились первые предпосылки для возникновения оригами. В этом году чиновник Цай Лунь официально доложил императору о том, что создана технология производства бумаги. Многое годы создание белого листа хранилось в строжайшей тайне. Но постепенно тайна стала путешествовать в Японию вместе с китайскими монахами. В VII веке странствующий монах Дан-Хо пробрался в Японию и обучил монахов делать бумагу по китайской технологии. В Японии быстро наладили производство бумаги, которое во многом обогнало Китай.

История возникновения оригами - искусства складывать из квадратного листа без помощи ножниц любые фигурки, начинается в Японии. Самые первые листочки бумаги, сложенные в фигурки, появились сначала в монастырях. В японском языке "Бог" и "бумага" звучат одинаково. Поэтому, такие фигурки из бумаги имели символическое значение. Ими украшали храмы, они участвовали в религиозных церемониях, их помещали на жертвенный костер. История оригами сохранила нам первые бумажные фигурки - коробочки "санбо", куда японцы складывали кусочки овощей и рыбы для жертвоприношений. Это не было настоящим искусством. Это был просто лист бумаги, отмеченный именем бога и стоящий по тем временам не малых денег.

История появления оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора в периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.). Придворные монахи были обязательно обучены "искусству складывать". Многие семьи использовали оригами как герб. Затем началось массовое производство бумаги, цены на нее упали, и оригами проникло в быт дворянства. Именно тогда появилось искусство самураев. Знание оригами стало признаком образованности и хороших манер. Записки, сложенные в форме бабочки, цветка или журавля были символом дружбы и любви. Они выражали то, чего порой не скажешь словами. Иногда записку сворачивали таким образом, что только посвященный мог ее развернуть. Признаком хорошего тона считалось, когда дворянин мог развлечь свою даму на балу умением складывать бумажные фигурки. Оригами использовали для украшения дома, на свадьбах или праздничных шествиях. Многие семьи использовали оригами как герб.

В периоды Адзути – Момояма (1573-1603 гг.) и Эдо (1603-1867 гг.) оригами было обычным способом времяпровождения. Изобретаются новые фигурки и среди них знаменитый японский журавлик - символ счастья и долголетия. Считалось, что если больной сложит тысячу журавлей из бумаги, то все его болезни пройдут.

Во второй половине XIX века история развития оригами выходит на европейский уровень. Европейцы познакомились с японскими бумажными фигурками: цветком риса, рыбой, лягушкой, журавликом. История оригами из бумаги относится не только к Японии. Испанцы, например, самостоятельно додумались смастерить некоторые бумажные фигурки. Среди них выделяются испанские птички – "пахариты". В странах Южной Америки распространилась "испанская школа" . В ней выделяется имя Мигуеля Уманумо, который является создателем множества фигурок. Он даже выпустил две книги по оригами. Во Франции оригами появилось на сцене. Чистый лист бумаги в руках фокусника превращался в птичку с машущими крыльями. История возникновения оригами в России до конца не исследована, но известно, что оригами было одним из любимых детских занятий. Из-за дороговизны бумаги, история оригами шла очень медленными шагами навстречу своему дальнейшему развитию. Вместо бумаги складывали ткань, например воротники, чепцы, чаще головные уборы, которые носили горничные, монахи, сестры милосердия.

Стоит отметить имена известных людей, любителей оригами, из рук которых вышло множество замечательных бумажных фигурок. Это Леонардо да Винчи, Льюис Кэррол, Гудини. Известно, что Лев Толстой большой знаток оригами.

Настоящая история создания оригами началась после Второй мировой войны благодаря деятельности Акиры Йошизавы. История происхождения оригами связана с именем этого всемирно признанного мастера. Во время войны он был служащим военного завода и мечтал заняться оригами профессионально. После войны, перенеся голод и нищету Акира Йошизава изобрел сотни потрясающих фигурок. Он доказал, что искусство может быть авторским и изобрел условные знаки складывания, которые можно представить в виде рисунков - чертежей. Таким образом, на бумаге был зафиксирован процесс складывания определенных фигур. Навыки игры можно было фиксировать и передавать другим людям. В любом профессиональном издании книги по оригами можно найти описание этих знаков.

История возникновения модульного оригами относится опять же к Японии. Техника складывания такого вида оригами использует несколько листов бумаги. Каждый лист складывается в отдельный модуль, а затем модули соединяются между собой, путем складывания их друг в друга. Это сложный, но очень красивый вид оригами. История модульного оригами частично отражена в книге "Ranma Zushiki" Хаято Охоко в 1734 году. В ней содержится гравюра, которая изображает группу традиционных моделей оригами. Одна из таких моделей - куб. Он показан в двух ракурсах, а в пояснении назван "сундуком волшебного сокровища". История модульного оригами отмечена в книге Исао Хонда "Мир Оригами", где также упоминается модель куба, но называется эта модель "Кубической коробкой". Примечательны модели китайского модульного оригами - лотос и пагода.

История развития оригами продолжается до сих пор.

Взято с http://www.vlasta-idea.ru/articles/istoriya_origami.htm

Сегодня оригами можно смело назвать одним из самых популярных видов творчества. Приемам сложения бумажных поделок научиться достаточно просто, и сможет это каждый.

В статье мы расскажем историю оригами кратко, остановимся на происхождении искусства, а также рассмотрим некоторые другие его техники.

В японском языке слово это буквально означает "сложенная бумага". Но само название "оригами" появилось лишь в конце XIX века с изданием первых книг по оригамистике. А до того приемы изготовления бумажных поделок передавались друг другу наглядно и назывались "ориката" ("занятие складыванием").

История возникновения

Конечно, оригами - это в первую очередь бумажные поделки. А первая бумага, как известно, появилась в Древнем Китае в самом начале второго века нашей эры. Следовательно, историю оригами из бумаги надо связывать с этой страной.

Но не все так просто. Есть мнение, что оригами появилось в Японии. Якобы первые фигурки зародились из искусства драпировки тканей, что было необходимо при изготовлении традиционной японской одежды.

Кроме того, пока бумага была дорогой и доступной лишь храмам, и в Китае, и в Японии оригами использовались лишь священнослужителями для проведения религиозных культов.

Со временем поделки оригами появились и в японских дворянских семьях. Истинный дворянин даже считался теперь таковым, если мог развлечь скучающую даму складыванием этих угловатых, но вызывающих живой интерес фигурок. А самураи использовали поделки для сворачивания записок. Прочесть это послание, развернув фигурку, мог только "свой" человек. Еще позже оригами стали украшать помещения при проведении всякого рода праздничных торжеств.

Существенный вклад в историю оригами для детей внес немецкий теоретик дошкольного воспитания, основатель системы детских садов Фридрих Фребель. Он еще в XIX веке работал над развитием логического мышления ребенка, складывая простейшие фигурки. Основы геометрии, воплощенные в хитрости складывания квадрата из бумаги, были заимствованы немецким педагогом, вероятно, из учений древних арабов.

XX век стал в истории искусства оригами настоящими открытыми воротами для слияния всех его традиций и объединил любителей-оригамистов всего мира. По сей день на многих языках мира издаются учебники, открываются центры, в которых преподают мастера оригами, происходит развитие и усложнение его форм и методик. Впрочем, и базовые модели, которые искушенным мастерам кажутся простейшими, способны вызвать у новичков, делающих первые шаги в мире оригами-поделок, живой интерес и даже восхищение.

Базовые модели классического оригами

Очень возможно, что именно благодаря Фребелю сегодня так просто рассказать историю возникновения оригами для детей на примере таких простых моделей, как пилотка, кораблик, стаканчик. Ну, уж самолетики и прыгающих лягушек хотя бы раз в детстве, скорее всего, делали все.

А вот еще одна модель, которая в обучении начинающих занимает начальную позицию. Сегодня в учебниках ее называют "коробочка Санбо". В ритуальную Санбо когда-то помещали различные приношения богам в храмах. В дальнейшем же она, перешагнув храмовый порог, стала использоваться при сервировке стола. Это вполне себе универсальная емкость для хранения, например, орехов, конфет или скрепок.

А одной из самых популярных моделей оригами стала миниатюрная птичка с расправленными крыльями. Вероятно, она появилась в Японии, ведь инструкция по сборке этой фигурки появилась в Европе только ближе к концу XIX века. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1878 году, на которую японцы привезли эту фигурку и раскрыли секрет ее складывания, стала стимулом к объединению традиций Запада и Востока и к развитию нового мирового оригами.

Модульное оригами

Эта техника выглядит как естественное продолжение классического оригами. В отличие от него, для создания модели используется не один, а несколько листов бумаги, причем ограничение на их количество все-таки было снято, что позволило значительно расширить возможности и фантазию их создателей.

С помощью модульного оригами собирают объемные фигуры: шары, короба, звезды, цветы. Затем они собираются в соответствии с замыслом в еще более сложные и замысловатые модели.

История модульного оригами называет имя Мицунобу Сонобе, который стал основоположником этой техники и пользуется в Японии заслуженным признанием до сих пор. Различные вариации базовых моделей, собственно, даже и называются "сонобе" (или "соноб").

А вот американский математик Роберт Лэнг взглянул на эту технику с особой, инженерной точки зрения и разработал алгоритмы построения фигурок, которые до сих пор поражают точностью своих форм и филигранностью исполнения.

Его гению принадлежат и изделия технического оригами: подушка безопасности, сложенная с помощью приемов этого искусства, и разработка космического телескопа с огромной линзой, выполненной в виде тонкой мембраны. В сложенном виде с ней ракеты транспортировали в космос, где она могла быть развернута и использована без каких-либо повреждений и складок.

Кусудама

В основу техники модульного оригами положено изготовление кубиков-сонобе. Чаще всего они имеют два "кармана", в которые вставляются края других моделей. Так складывается классический шарик-кусудама. Иногда составляющие его модели склеиваются или даже сшиваются друг с дружкой.

Из листов бумаги разных цветов (некоторые в качестве основы для изготовления используют конфетные фантики или даже денежные купюры) можно сложить двухцветные или многоцветные кусудамы, похожие на кристаллические шары или соцветия шаровидной формы. Их еще сравнивают с правильными кристаллами и молекулами.

Множество повторяющихся цветочных сегментов с восемью объемными лепестками - одна из самых модных цветочных моделей в этом виде техники.

В Стране восходящего солнца всегда любили фигурки, которые можно было использовать на практике, в повседневной жизни. Так, в кармашки кусудамы японские целители вкладывали ароматические травы и подвешивали над кроватью больного. А из цветочных кусудам составляли букеты для невесты на свадебные церемонии.

Другие виды техник оригами

Истории оригами известно большое количество методик складывания бумажных поделок. Самая простая из них - обычное оригами - предназначена для делающих самые первые шаги. Она помогает освоить наиболее простые модели, такие как коробка, цветок, заяц, кошка и др.

А вот "мокрое" оригами. Его изобрел неутомимый оригамист Акиро Йошизава. Для работы в этой технике требуется бумага повышенной пластичности, для чего листы смачивали водой из пульверизатора. Либо на них наносили тонким слоем клеевой раствор. Фигурки, выполненные по этой технике, немного похожи на поделки из папье-маше.

Техника киригами, появившаяся благодаря Масахиро Чатани, японскому архитектору, позволяла использовать при изготовлении поделок ножницы. Плотные листы бумаги надрезают и складывают особым образом, что помогает в изготовлении не только открыток, но и архитектурных моделей, и объемных орнаментов.

Существует еще складывание по развертке или паттерну - то есть по чертежу, где отмечены все складки, которые должны присутствовать в готовом изделии. Чертеж содержит множество линий, и работа с ним предполагает навыки опытного оригамиста.

О пользе оригами

О том, что оригами - совершенно бесценное занятие для малышей, многие педагоги говорили и еще будут говорить. Во-первых, оно развивает мелкую пальцевую моторику и воображение, воспитывает такие важные навыки, как усидчивость и терпение. Во-вторых, маленький оригамист на практике изучает начальные геометрические понятия, такие как квадрат, треугольник, диагональ, вершина, угол, медиана. Техника складывания фигурок ставит перед ним конкретные логические задачи, которые, будучи решены, непременно вознаградят ребенка очередной изящной моделью. Наконец, оригами малозатратно. Все, что нужно - подходящая по размеру бумага и немного терпения, чтобы следовать инструкциям.

Впрочем, почти все из сказанного можно отнести и ко взрослым. Тем более что поле оригами, похоже, никогда не оскудеет и постоянно будет преподносить своим последователям все новые и новые техники и варианты для воплощения их фантазий и смелых проектов.