История возникновения головного убора. Дело в шляпе: история женских головных уборов

Когда появились головные уборы? История головных уборов

Обыкновенная шляпа может многое рассказать. Еще древние люди понимали, что голову нужно беречь от холода, дождя и солнца. Поэтому придумывали самые разные приспособления, которые на эту голову надевали. Например, японские самураи носили шляпы с забралами, на которых были нарисованы лица. В Египте все должны были носить специальные платки, два конца которых свисали по бокам. А древние римляне предпочитали венки, причем самые разные. Новорожденный младенец получал венок из петрушки, победители спортивных состязаний - из лавра, военные герои - из ветвей дуба.

В странах Азии популярна была чалма - длинная полоса ткани, намотанная на голову поверх тюбетейки. Ее владелец мог использовать это полотно как пояс или даже как скатерть.

Несколько столетий шляпа без слов рассказывала о том, на чьей голове она была надета. Франкский король Карл Великий (742–814), например, издал правила: как шляпу носить, перед кем снимать с помахиванием у пола, перед кем - с глубоким поклоном. Тогда достойные люди носили на шляпе перья фазана, а те, кто провинился - ощипанные тушки лесных птичек.

Вспомни, как раскланивались мушкетеры при дворе французского короля Людовика XIII. При этом они часто «подметали» шляпами пол.

А богатые дамы в средние века носили генины - высокие конусообразные колпаки.

Чем знатнее была дама, тем выше ее генин. Некоторые с трудом проходили через дверь, так как высота генина достигала одного метра.

В 18 веке были придуманы цилиндры и котелки - круглые высокие шляпы. В Англии котелок считался шляпой серьезных деловых людей. А в России круглые шляпы запрещал царь Павел I. Тех, кто не подчинялся, было велено бить по голове.

Знаменитую ковбойскую шляпу придумал Джон Стетсон в 1865 году. Он показывал своим друзьям, что можно сделать из шкуры добытых на охоте животных. Он вымачивал мех в горячей воде и расплющивал. В результате получался замечательный материал - войлок, из которого Стетсон изготовил широкополую шляпу. Вскоре обнаружилось, что для ковбоев она просто незаменима. Ею не только закрывали голову от ветра, зноя и ливня, но даже использовали как ведро, из которого поили лошадь. Подобные шляпы носят на западном побережье Америки до сих пор.

Женщины всегда любили шляпки. Раньше было принято, что у каждого платья должна быть своя шляпка. Сейчас нет таких строгих правил, но все же любую девочку и женщину подобранная со вкусом шляпа всегда украсит.

История головного убора

Нет предела разнообразию того, что люди в разных уголках мира водружают себе на голову — от легких шапочек, закрывающих только темя, до громоздких уборов чуть ли не в метр высотой. Объединяет их лишь одно — все они служат не только защитой от холода и солнца, но и показателем статуса своего обладателя .
Когда и кто первым надел головной убор, можно определить лишь примерно. С окончанием ледникового периода людям, избравшим местом жительства север, пришлось придумывать защиту от холода и ветра. Наряду с шубами и накидками появились меховой капюшон и шапка-малахай. Тогда же степные кочевники создали войлочный колпак с наушниками - прототип знаменитого русского треуха или шапки-ушанки. У жителей южных стран была другая проблема — жаркое солнце, от которого спасали шляпы с широкими полями. Первой такой шляпой стал греческий петасос, который, согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света. Азия изобрела другой фасон — маленькую шапочку, закрывающую лишь темя, тюбетейку и кипу.
Но задолго до всего этого головные уборы выполняли другие задачи, например, удерживали волосы, которые нельзя было остригать как источник силы (у мужчин) или плодородия (у женщин). Отросшие волосы мешали видеть, есть и работать, а порой и угрожали жизни, как это было с библейским Авессаломом, который, убегая от погони, запутался волосами в ветвях дерева. Поэтому их начали стягивать в узел, заплетать в косы, склеивать в причудливые прически, украшенные бусами, ракушками и перьями. Первые головные уборы были сделаны из собственных волос, подобные и сейчас существуют у нуэров и лангов Южного Судана . Высота их достигает полуметра, а вес — нескольких килограммов. С появлением ткани стали скреплять волосы лобной повязкой или платком, а бедуины Аравии соединили и то и другое, придумав исключительно удобную в условиях пустыни куфию. Дальше к востоку платок превратился в многослойный тюрбан, или чалму.

По другому пути шло развитие головных уборов в Древнем Египте, где шапки по-прежнему делались из волос, но только чужих. Все египтяне и египтянки, кроме рабов, брили головы, а из отходов делали парики, которые на ночь снимали — гигиенично и удобно. Правда, жрецы парики не носили, а фараон вместо него надевал клафт - бело-голубой полосатый платок, символ власти. Была у него и настоящая корона, сделанная из тыквы-горлянки, предтеча всех последующих корон, венцов и тиар. Во все века их старались делать более дорогими и громоздкими, короли и особенно королевы порой буквально теряли сознание от тяжести этих драгоценных «шапок». Так случилось с королевой Викторией, когда ей во время коронации в 1838 году водрузили на голову золотую корону весом семь килограммов. Кстати, русская шапка Мономаха, изготовленная в XV веке, весит всего 698 граммов, хотя ее украшают более 6о драгоценных камней и соболья опушка.
Египтяне изобрели и другую функцию головных уборов - определять место их носителя в табели о рангах . Вельможи фараона сообразно своему статусу украшали парики яркими перьями и самоцветами. Позже китайский император уже официально присваивал своим придворным право носить на шапке перья павлина, жемчужины, шарики из нефрита и коралла, чтобы важную персону было видно издалека. Индейцы Северной Америки гордились не придворным рангом, а числом снятых скальпов, которое определяло количество воткнутых в волосы орлиных перьев. Правда, вожди, независимо от своей храбрости, надевали целый перьевой венок - тот самый, что сегодня продается в любой сувенирной лавке американского Запада. Убор символизировал Солнце, а также, как считалось, защищал от стрел и даже от пуль, правда, в войнах с бледнолицыми индейцы быстро убедились, что это не так.
У некоторых племен орлиные перья заменялись рогами бизона, а у семинолов Флориды - шапкой из кожи крокодила. В Африке вожди украшали голову ермолкой из шкуры леопарда, на Гавайях — шапкой из перышек красного кардинала, в Новой Гвинее - перьями райской птицы. Были и менее эстетичные головные уборы. Воины разных народов носили маски, сделанные из снятой с головы кожи или черепа убитого животного, от которых, по преданиям, они вели свой род (например, волка, медведя или льва). Тем самым воины не только обеспечивали себе связь с предками, но и запугивали врагов оскаленными мордами хищников. В дальнейшем изображения этих животных начали делать из металла, дополнительно защищая голову от удара. Так появился шлем, превратившийся позже в солдатскую каску, — еще один головной убор, востребованный, к сожалению, и в наше время .
Не так-то легко, особенно в бою, носить на голове череп быка, да еще с рогами. Но не легче и священнослужителям разных религий, например тибетским монахам, носящим войлочные шапки высотой до метра. По цвету шапок различаются буддийские секты, в том числе желтошапочная гелугпа, к которой принадлежит далай-лама. В исламе зеленую чалму носят только паломники, побывавшие в священной Мекке, а у сикхов тюрбан (обычно синего цвета) — непременный признак мужчины, наряду с гребнем и кинжалом. В Средней Азии по узору тюбетейки еще недавно можно было определить не только национальность человека, но и область, из которой он приехал. Есть народы, тесно связанные в массовом сознании со своими головными уборами. К примеру, вьетнамца обычно изображают в конусовидной соломенной шляпе, араба — в куфии, турка — в феске. Хотя на самом деле феска родилась в Марокко, а туркам запрещено носить эти круглые шапочки со времен основателя республики Ататюрка. И если киргизский колпак или грузинская сванка легки и удобны, то национальный убор индийской народности нага, похожий на индейский - с перьями и рогами, весит до восьми килограммов.
Однако первое место по тяжести прочно удерживают женские головные уборы, особенно свадебные . У народа гереро в Намибии женщины надевали на свадьбу кожаный шлем, увешанный спадающими до пят бусами из раковин и слоновой кости, — все это весило до 10 килограммов. Не меньше был вес двурогих шапок монгольских невест и казахских саукеле - высоких войлочных тиар, щедро украшенных серебром, жемчугом и кораллами. Высота их достигала 70 сантиметров, а стоили они дороже сотни лошадей — при том, что их надевали всего один раз и никогда не передавали другим, чтобы не отдать вместе с ними свое счастье. Китаянки, обычно не носившие головных уборов, на свадьбу надевали «фениксову шапку» из шелка, расшитого золотыми фениксами и драконами. Не менее колоритны уборы невест у народностей Южного Китая — ли и чжуанов — большие шляпы-венцы, украшенные бумажными цветами, монетами и колокольчиками. Их носили и после свадьбы; по мелодичному звону муж всегда мог догадаться, где находится его благоверная.
На Руси свадебный венец с лентами был легким, зато головные уборы замужней женщины отличались тяжестью, а главное, носились постоянно - появиться на людях без них, опростоволоситься, считалось позором . Уборов было великое множество: высокие кокошники, островерхие шишаки, рогатые кики, сороки в форме каблука. Их украшали жемчугом, бисером, цветным стеклом, а то и драгоценными камнями. Чем богаче была женщина, тем тяжелее и выше делали ее головной убор. Впрочем, у мужчин было то же самое — бояре гордились своими «горлатными» шапками высотой в полметра.
Кавказские горцы старались перещеголять друг друга высотой папах, мексиканцы - шириной полей сомбреро. А в средневековой Франции знатность дам определяла высота их эннена — высокого колпака с вуалью. Эннены делали из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Мужчины в ту эпоху носили внушительных размеров бархатный берет, украшенный жемчугом и страусовыми перьями.
На смену берету пришли треуголка, цилиндр, боливар, а сменившая эннен дамская шляпка стала настоящей царицей моды. Еще в XVIII веке шляпы парижских модниц стали если не самыми тяжелыми, то уж наверняка самыми громоздкими головными уборами за всю историю . Отпуская на волю фантазию, их обладательницы носили на своих прелестных головках корабли под всеми парусами, многобашенные замки и целые композиции наподобие «Изгнания Адама и Евы из рая». Часто все это великолепие помещалось не на шляпах, а на громадных пудренных париках. Не раз накануне бала слугам приходилось срочно расширять парадные двери, иначе дамы с громоздкими прическами просто не смогли бы туда войти. В следующем столетии нравы стали скромнее, но любое светское мероприятие все равно превращалось в состязание модных шляпок. Их было бесчисленное множество - чепцы, тюрбаны, маленькие «токи» с перьями-эгретами, крохотные «биби» и алые мушкетерские береты (в таком блистала на балу Татьяна Ларина). Мужчины были куда скромнее: цилиндры, котелки, а на отдыхе — соломенные канотье. Западная мода проникла в самые отдаленные уголки мира, правда, в довольно неожиданных сочетаниях . Например, цилиндры, расшитые бисером, приобрели популярность у африканских вождей, а индеанки аймара в Боливии до сих пор носят такие же черные котелки, как лондонские клерки.
Мы считаем, что мода двадцать первого века самая быстроногая: цвета, фасоны, ткани меняются каждый сезон. Но, оказывается, в начале девятнадцатого века женская шляпка могла сменить фасон тридцать раз за один сезон! Если бы платья претерпевали такие же головокружительные изменения, ни женским портным, ни кошелькам мужей было бы за такой модой не угнаться. Сделать шляпку по болванке, преобразив ее модным атрибутом, удлинив или укоротив поля, было все же проще и намного быстрее.
В середине девятнадцатого столетия наблюдается расцвет шляпного искусства, перенятого модистками у мастеров шляпных дел, мужчин . Шляпа классической формы с полями пришла к нам безусловно из мужского гардероба. К концу девятнадцатого века она стала уступать свое место разнообразным необычным фасонам, а потом опять вернулась. Коко Шанель на мужской шляпе загнула побольше поля по всей окружности и оживила цветами, лентами и пряжками.
Русские дамы любили шляпы и шляпные магазины. Вот как иронизирует над страстью к шляпной моде Тэффи: «Самый центр, самый пульс жизни представляют шляпные магазины, где перья, птицы, цветы, ленты и еще многое, „чему названья нет“, вертится, поднимается, опускается, примеряется. Странные шляпки бывают на белом свете. Иная, посмотришь, шляпа, а вглядись в нее — целая трагедия: на отогнутых полях, конвульсивно подняв лапы, беспомощно раскрыв клюв, умирает какая-нибудь белая или желтая птица. А тут же рядом, „сияя наглой красотой“, расцветает букет гвоздики».
Шляпное искусство в Европе продолжает процветать и удивлять публику. Но на наших улицах женщина в шляпе — экзотическая птица. Надеть настоящую шляпу, а не бейсболку или простенькую нашлепку из соломы от солнца, может позволить себе только женщина с безупречным вкусом . Если вы все же решили надеть шляпу, следует знать, что маленькие поля не способны украсить женщину небольшого роста с округлым овалом лица. Ей нужны поля пошире. А ковбойская шляпа подходит и пышечкам, и дамам высокого роста, но не непременно скуластеньким. Вообще женщинам почему-то чисто мужские шляпы идут даже больше, чем женские, украшенные цветами и прочей нежной атрибутикой.
Суть самой распространенной мужской шляпы, ковбойской, совсем не в том, чтобы придать бравый вид или показать его социальный статус. Это обязательная часть костюма ковбоя, иными словами, пастуха. Она защищала его голову от дождя и снега, спасала на скаку от хлещущих веток, служила хлыстом, котелком для воды и помогала раздувать костер. Вдруг эти знания вам, рискнувшим надеть ковбойскую шляпу, когда-нибудь пригодятся?
За многие тысячелетия человеческой истории головным уборам приходилось быть и предметами сугубо практическими, и символическими, и комическими, и патриотическими, шутовскими и политическими. Их то преследовали, а то надолго предавали забвению. Редко какая другая деталь одежды выражала с такой силой дух времени, вкусы и представления людей и особенно их социальное положение и социальные претензии .
Если в древности головной убор являлся символом положения человека в обществе, то сегодня это просто необходимая деталь нашего гардероба, которая может быть красивой и приятной. Она, как мы выяснили, имеет длительную и интересную историю происхождения.

Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму». Она состоит из донышка, тульи и поля. Для изготовления шляп используют соломку, фетр, сукно, кожу, мех, ткани и др. Благодаря варьированию размеров тульи, поля и донышка, существует множество фасонов шляп. В настоящее время любая мужская шляпа может быть женской.

Древний мир

Шляпа, как и многие другие предметы одежды, появилась на свет с чисто практической целью. Так, на юге от палящих лучей солнца могла спасти только шляпа с огромными полями. Первой такой шляпой стал греческий петатос , который согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. Он представлял собой головной убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петатос отбрасывали на спину, так как он был подвешен на ремне или ленте. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света.

Древние греки и римляне не носили головные уборы в повседневной жизни (о чем свидетельствуют многочисленные изображения), но все же те существовали в их культуре. В основном в Древней Греции шляпы использовались не как украшение, а во время работы. Люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами . Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Также не редко женщины покрывали голову просто куском ткани.

Средневековые шляпы

Свое новое назначение – декоративное – шляпа получила в период Средневековья. В это время выбор фасонов, цветов и украшений шляпок был по-настоящему велик. Головные уборы носили как мужчины, так и женщины. Выбор фасонов головных уборов стал по-настоящему велик, их стали декорировать: плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями.

Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон . Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.

Головные уборы также определяли вид деятельности обладателя. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку.

Замужние женщины были просто обязаны покрывать голову. Они прятали волосы под специальными повязками или шляпками. Незамужние девушки могли ходить и с распущенными непокрытыми волосами, вплетая в них цветы.

Во времена Наполеона в моду вошли мужские треуголки, которые вскоре стали элементом военной формы. Нередко шляпы украшались перьями, мехом и драгоценными камнями, расшивались золотыми нитками, свидетельствуя о состоятельности хозяина или хозяйки.

Классическим головным убором того времени был и генин – высокий конусообразный убор. Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. Лишь через сто лет он исчез из светской одежды, но не перестал существовать совсем – его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см). Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее генин приобрел форму полумесяца или двухугольную.

В 18 веке (называемом Галантным) место шляп с успехом заняли огромные напудренные парики. Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.

ХIХ век

В 19 веке в шляпном искусстве наступила настоящая эпоха Возрождения. Шляпка стала чуть ли не главным предметом женского туалета. Вот такое определение дал ей В.Даль: «…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень». И действительно, в то время один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30 моделей за сезон). Именно шляпа создала образ Прекрасной Дамы – нежной, воздушной, изящной, утонченной.

Фасоны были самые разнообразные: плотно прилегающий к голове чепец с множеством кружев и лент; крохотная женская шляпка «биби»; украшенный драгоценностями и пером тюрбан; соломенная шляпка с мантоньерками под игривым названием «гнездо шута»; популярный среди русских модниц малиновый берет, в котором, кстати, Татьяна Ларина блистала на балу…. Всего не перечислишь.

«Гнездо шута»

Поводом для создания новой шляпки могли стать политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка «Ромео» свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а «Франциск» – о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах могли украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось дамам, находящимся в партере. Одновременно это указывало на материальное положение дамы.

Шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины и означала, что девушка или дама образованны и знают правила светского этикета. Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении. Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

Шляпки в начале XX века

Начало 20 века – рассвет модерна, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом – они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.

Однако уже в 1909-1911 поля женских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции.

Влияние Первой мировой войны

Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все упростилось, в том числе и шляпки, на них остались лишь скромные ленты и перышки.

Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности. Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение или райский цветок. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное – локоны и кудри.

Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности – она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них. Очень модной стала шляпка «клош », по форме напоминающая колокольчик.

До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.

Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну – правую сторону.

Возвращение женственности и вязанные шапочки

С середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место – женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец – о ужас! – натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье . Привычная форма канотье изменяется, остается только материал – солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.

Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки – совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями – одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой».

Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому – свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам.

Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка , которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке во фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора – это верх неприличия.

Шляпки периода Второй мировой войны и в послевоенное время

В военные годы вновь наступает «спокойный» период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый». Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.

Появившийся в конце 40-х “нью лук” принес шляпки больших размеров.

В 50-е годы правил, пожалуй, один из самых женственных образов моды 20 века. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, стремились быть хрупкими и женственными. Очень популярны были миниатюрные шляпки, крошечные сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.

Модные шляпки конца XX века

В 60-х годах идет так называемая “переработка” стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые Жаклин Кеннеди и удивительные шляпки Одри Хепберн.

Главные головные уборы женщин в 70-х – маленький прелестный беретик, шляпа с широкими полями и платок.

В 80-е шляпки носили редко: трудно было на такой начес надеть шляпку. 90-е можно назвать расцветом спортивных бейсболок. Казалось, что время шляп миновало. Однако пришел 21 век, и интерес к шляпке вернулся.

Слово «шляпа» с немецкого переводится как «головной убор, сохраняющий устойчивую форму». Действительно, с течением времени шляпа кардинально не меняла свои основные составляющие: донышко, тулью и поля. Этот предмета гардероба имеет богатую историю: шляпку то боготворили и были готовы тратить на нее огромные деньги, то отказывались полностью в сложные времена истории человечества, ограничиваясь косынкой. Однако, всегда шляпка была символом женственности, придавала ее обладательнице шарм и загадочность.

В наши дня с каждым годом увеличивается шляпный интерес, дизайнеры лучших домов моды делают в своих коллекциях акцент на оригинальных шляпках, для изготовления которых используются разнообразные материалы: соломка, кожа, мех, ткань, фетр.

Шляпы во время и после Второй мировой войны

Во время следующей мировой войны снова становится не до шляп. Тем не менее головной убор сохранялся, самым популярным был платок. Тот небольшой объем шляпок, который продолжал продаваться в Англии разрешено было реализовывать только лысым дамам – по причине нехватки материалов для производства.

После окончания войны женщины, уставшие от мужских костюмов и грубых нарядов, вновь стремятся к моде, изяществу, женственности. Снова в моду возвращаются миниатюрные шляпки, которые сопровождаются перчатками и сумочками.

В 60-е годы на популярность шляпок влияет высший свет и Голливуд: в ходу знаменитые шляпки-таблетки, которые часто носила Жаклин Кеннеди и изысканные шляпки Одри Хепберн.

В 80-е модно стало делать прически с помощью начеса, и от шляпок и вовсе практически отказались. Зато происходит расцвет спортивной моды, и на замену им приходят бейсболки. Благодаря во многом принцессе Диане и королеве Англии, которые обожали различного вида шляпки, интерес к этому предмету гардероба сохранялся, но не был значительным.

Самые популярные шляпы современности

Однако, в 21 веке интерес к шляпному делу снова вернулся как в женской моде, так и в мужской. Коллекции именитых домов моды таких, как Диор, Ланвин, Гермес, Армани пополнили белые, черные и цветные модели.

Самыми популярными моделями шляп сегодня являются несколько, о которых стоит сказать отдельно:

  • Федора – считается царицей всех головных уборов, пользуется популярностью не только мужчин, но и женщин. Она была изобретена в 1880-х годах, изготавливается из фетра, обвивается атласной лентой один раз. Поля шляпы можно регулировать по высоте. На тулье находятся три вмятины. Федора была любимой шляпой Майкла Джексона

  • Панама - похоже на федору, но изготавливается не из фетра, а из переработанной бумаги. К любителям таких шляп относится Мадонна и Шон Коннери

  • Шляпа Трилби – в 60-х годах ее носили мужчины, затем ее надели музыканты джазовых концертов. Традиционно в такой шляпе появляются на английских скачках. Такие шляпы носят: Кейт Мосс и Френк Синатра

  • Широкая шляпа – создается из любых материалов, используется как для светских мероприятий, так и для пляжного отдыха. Пример: Мерлин Монро и Ванесса Хадженс

  • Клош – расцвет популярности этой модели в 1920-х, имеет форму колокольчика. Пример: Анджелина Джоли в фильме «Подмена»

  • Котелок – раньше его носили только мужчины, сейчас пользуются большой любовью у женщин. Пример: Чарли Чапли, Мадонна

Самые дорогие шляпы в мире

Шляпка любви: Луи Мариетт, дизайнер из Франции, специализирующийся на создании эксклюзивных шляп для звездных персон, изготовил шляпку стоимостью в 2,7 миллиона долларов из платины и бриллиантов. Как признался Луи, вдхновением для него послужили образы плюща и колокольчика. К сожалению коллекционеров, к продаже такая шляпка не предназначена.

"Шляпка любви" оценена в 2,7 миллиона долларов

Шляпа под названием «Глубокое голубое море» является настоящим произведением искусства. Его дизайнер Энн Мари Вилетт использовала для этого изделия 26 опалов, их общий вес составляет 1 447 каратов, а стоимость достигает 200 тысяч долларов.

Шляпа "Глубокое голубое море"

Шляпка для скачек: Royal Ascot – самые известные английские скачки. Более того, также это место считается скоплением лучших в Мире шляпок, куда дамы со всего мира съезжаются, чтобы покрасоваться. Продолжительность скачек – 5 дней, и в каждый день на скачки нужно приходить в новой шляпке.

  • В Мехико полицейские охраняют центр города в традиционных сомбреро и национальных костюмах
  • В Швеции в 18 веке было две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые выступали за политику Франции, второе – России
  • Устойчивое выражение «безумный, как шляпник» сформировалось на реальных исторических фактах: дело в том, что при обработке меха шляпник использовал вредные химические элементы, которые негативно сказывались на работе мозга. Это приводило к слабоумию и галлюцинациям
  • Считалось, что если королевскую шляпку примерит человек некоролевской крови, то он умрет от мучительной смерти
  • В 19 веке дамы носили шляпки с прикрепленными искусственными локонами, но на самом деле под шляпой волосы не укладывались вообще никак
  • Выражение «эх ты, шляпа» возникло от военных, которые по головному убору называли гражданских

Фильм о производстве шляп