Из чего состоит роддом в общем. Чем отличается перинатальный центр от роддома

Стационарная акушерская помощь популяции оказывается в родильных домах (самостоятельных) либо родильных отделениях, входящих в состав больниц либо медико-санитарных частей. Организация их работы строится по одному принципу в согласовании с работающим законодательством о положении родильного дома (отделения), приказами, распоряжениями, инструкциями, указаниями вышестоящих органов здравоохранения и реальными методическими указаниями.

В родильном доме имеются последующие структурные подразделения: стационар, женская консультация, лечебно-диагностические подразделения и административно-хозяйственная часть.

Структура родильного дома (отделения) обязана соответствовать требованиям строй норм и правилам лечебно-профилактических учреждений: оснащение - табелю оборудования родильного дома (отделения); санитарно-противоэпидемиологический режим - работающим нормативным документам.

В родильном доме (отделении) нужно иметь: подводку горячей и прохладной воды, кислорода, канализацию, стационарные (переносные) бактерицидные облучатели. Все отделения обязаны быть обустроены соответственной аппаратурой и устройствами, медицинским инструментарием, предметами ухода, медицинской мебелью и оборудованием, а также посудой. Хранение лишней мебели и неиспользуемой аппаратуры в родильном доме (отделении) строго запрещено.

Персонал родильного дома состоит из врачей (акушеров-гинекологов, анестезиологов, педиатров), среднего медицинского персонала (медицинские сестры, акушеркт) и младшего медицинского персонала (санитарки). Естественно, медицинскими сотрудниками персонал роддома не ограничивается. В работе роддома участвует огромное количество вспомогательных служб - аптека, лаборатория, пищеблок, прачечная, автопарк и т.д.
Акушера-гинеколога можно сопоставить с главнокомандующим. Конкретно врач воспринимает все решения по ведению родов, выписывает назначения, реагирует на конфигурации состояния пациентки и берет на себя всю ответственность за течение её родов. Под наблюдением врача дама находится с момента развития постоянной родовой деятельности. При этом врач не должен находиться с будущей матерью постоянно, в первом периоде родов он заглядывает к роженице приблизительно раз в час. Но это не означает, что врач «запамятовал» о пациентке: дама находится под неизменным наблюдением акушерок, и о мельчайшем изменении её состояния они тут же докладывают врачу. Он оценивает результаты анализов, смотрит за состоянием матки и динамикой её раскрытия, за продвижением головки и характером родовой деятельности. Приблизительно раз в 4 часа проводится влагалищное исследование для того, чтоб понять, как идут роды, где находится предлежащая часть, как она движется по родовым путям. Словом, врач вполне контролирует процесс и выбирает лучшую стратегию ведения родов.
Во время фактически рождения малыша врач находится рядом с акушеркой и координирует работу другого медперсонала. Опосля появления малыша на свет конкретно врач фиксирует время рождения, оценивает общее состояние родильницы, осуществляет неизменное наблюдение за появлением признаков, свидетельствующих об отделении плаценты от стены матки. Во время последового периода выбирается традиционно активно-выжидательная стратегия.

Опосля рождения плаценты конкретно врач разглядывает её, оценивая состояние и целостность. В случае, если целостность плаценты либо оболочек вызывает колебание, врач перемещает родильницу в операционную, проводит ручное обследование матки и, при необходимости, ручное отделение плаценты и оболочек.

Врач также заполняет историю родов, фиксирует в ней все аспекты процесса и отдаёт нужные рекомендации.

Акушерками именуются все медицинские сестры родильного отделения. Они выполняют все назначения врача: измеряют артериальное давление и пульс, устанавливают КТГ-аппарат для контроля за схватками и сердцебиением плода, устанавливают катетер для внутривенного введения фармацевтических средств (не анестезии!).
Они также часто определяют, где находится головка малыша, на сколько раскрылась ли шея матки, можно ли переходить ко второму периоду родов. Конкретно акушерку (либо врача) необходимо звать, если роженицу начинает «подтуживать». Если шея матки еще не раскрылась на 10 см, акушерка попросит даму не тужиться и научит специальному дыханию, которое поможет потуги сдержать: торопливость в данном вопросе чревата травмами и матери, и малыша.
Наконец, дама оказывается на Рахмановской кровати, и наступает второй период родов. Опосля того, как головка малыша прорезалась - то есть меж потугами не уходит обратно - наступает самый напряженный момент для акушерки. Чтоб головка не продвигалась вперед очень скоро и сильно, она сдерживает её пальцами правой руки. Тем самым защищается промежность дамы, так как кожа растягивается равномерно. Акушерка осторожно направляет головку малыша, а потом, опосля её рождения, помогает малышу развернуться и высвободить плечики. Конкретно в эти минуты от акушерки роженице непременно поступит команда «Не тужиться»: это означает, что головка разгибается, рождается и переворачивается, и давление сейчас недопустимо.
Сразу же опосля рождения малышу отсасывают особым аспиратором слизь и околоплодные воды из ротика и носика, и помогают сделать первый вдох. Потом обрабатывают глазки и ушки (у девченок и вульву) особым веществом для профилактики офтальмобленнореи. В течение 2-3 минут, пока проводится профилактика, пульсация в пуповине прекращается. Как только это происходит, на нее на расстоянии 10-15 см от пупочного кольца накладывают зажимы, протирают спиртом и пересекают. В тех вариантах, когда на родах находится супруг, время от времени доверяют перерезать пуповину ему. Одна из замечательных обязанностей акушерки - непременно показать маме ребеночка, обратив особенное внимание на половые признаки. Мать обязана сама назвать пол малыша: «Кто родился, мамочка?» - «Девченка/Мальчик». После чего малыша кладут на несколько минут на грудь маме, а потом забирают на обработку на стол с лучистым теплом.
Акушерки в родзале делают множество дел, успевая сразу ухаживать и за роженицей, и за новорожденным. Пока врач-неонатолог выставляет малышу первые оценки, акушерка меряет маме давление, опорожняет мочевой пузырь с помощью катетера (это помогает матке сокращаться), подставляет специальную емкость для учета кровопотери, а потом помогает родиться плаценте. Взвесить и измерить «детское место» - также задачка акушерки.Даже если дама рождает без обезболивания, в ходе родов - к примеру, при неких осложнениях - оно может пригодиться. Потому анестезиолог и медсестра отделения анестезиологии-реаниматологии - анестезистка - постоянно находятся в составе дежурной бригады, принимающей роды.
Если дама рождает кесаревым сечением, анестезиолог разрабатывает стратегию введения наркоза, смотрит за его введением, за реакциями роженицы на анестезию в ходе операции. Если дама рождает с применением эпидуральной анестезии, ей придется познакомиться с анестезиологом за несколько дней до родов. Врач непременно изучит анамнезом, поглядит результаты обследований, узнает аллергию на лекарства, подробности о хронических заболеваниях, о прошлых реакциях на наркоз. Все это необходимо, чтоб нормально подобрать вид анестезии и дозу анестетика.
Во время введения анестезии конкретно врач (не медсестра) устанавливает спинальный катетер, по которому к нервным окончаниям будет поступать лекарство. Во время установки катетера необходимо непременно слушать команды врача: не шевелиться, находиться в определенной позе, время от времени даже определенным образом дышать.
Потом врач при необходимости будет добавлять лекарство.
Медсестра-анестезисткаассистирует врачу: набирает анестезию в шприц, вводит её в вену, меряет давление и т.п.Педиатр-неонатолог непременно находится на родах и оценивает состояние новорожденного по шкале АПГАР в первую минуту опосля рождения и спустя 5 минут. За каждый из характеристик - частота сердцебиения, дыхание, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы - выставляется от 0 до 2 баллов. Традиционно новорожденные получают первую «оценку» в 7-8 баллов, спустя 5 минут она увеличивается до 8-10 баллов.
После чего ребенком занимается акушерка. Она обмывает его теплой водой с детским мылом, удаляя кровь, слизь, меконий, вытирает теплой стерильной пеленкой, кладет на подогреваемый пеленальный столик и приступает к обработке пуповины. К данной процедуре готовятся как к хирургической операции: руки моются, обрабатываются антисептиком, надеваются стерильные перчатки. На пуповину на расстоянии приблизительно 0,5 см накладывается зажим, а потом железная скоба Роговцева. Остаток пуповины отсекают, обрабатывают марганцовкой, накладывают стерильную марлевую повязку. С кожи малыша ватным тампоном, смоченным в вазелиновом масле, убирают остатки смазки, взвешивают новорожденного, измеряют его длину, размер головки и окружность плечевого пояса. На ручки новорожденного надевают браслеты с фамилией, именованием и отчеством мамы, датой рождения, номером истории родов и номером новорожденного. Малыша заворачивают в стерильные нагретые пеленки, одеяло и отдают маме либо отцу.

По материалам сайта: http://maminportal.ru/2008/11/09/chto-takoe-roddom.html

Какими бывают роддома в России и что в них осталось от советской медицины, почему врачи относятся к пациенткам как к «поломанному механизму» и насколько женщины в городах и селах готовы к родам?

Анастасия Новкунская, научная сотрудница программы «Гендерные исследования» Европейского университета, во время своего исследования разговаривала с роженицами, врачами и акушерами. Она рассказала «Бумаге» , как в России оказывают медицинскую помощь женщинам во время беременности и родов и с какими проблемами они сталкиваются в роддомах.

Анастасия Новкунская

Социолог, научная сотрудница программы
«Гендерные исследования» Европейского университета

Как устроены роддома в России и почему
не везде могут помочь женщинам со сложной беременностью

В течение последних 20–30 лет российская система родовспоможения (оказание медицинской помощи женщине во время беременности, родов и после них - прим. «Бумаги» ) постоянно реформируется. Есть довольно удачные структурные решения - например, администраторы больниц положительно оценивают систему маршрутизации, которая была введена в 2012 году. Эта система предполагает, что все родильные учреждения внутри региона делятся на три уровня.

Первый - это маленькие родильные отделения, где принимают не более 500 родов в год. Они находятся в 200–300 км от города, и там работает трое-пятеро акушеров-гинекологов и столько же акушерок.

Ко второму уровню относят роддома, которые оснащены реанимационными койками, большими бригадами специалистов и серьезным оборудованием. Таких роддомов два-четыре на регион. Учреждения третьего уровня - это перинатальные центры и институты акушерства и гинекологии. Они имеют дело со сложными родами.

Если у женщины беременность [протекает] с рисками, то ее доставят в госпиталь и обеспечат супертехнологическую помощь. На каком сроке женщину доставят на третий уровень - зависит от патологии. Порой информантки лежали [в госпитале] четыре месяца до родов и еще столько же - после.

Учреждения первого уровня не подготовлены для того, чтобы ассистировать в случае серьезной патологии. Такие случаи невозможно предусмотреть. Вы не можете, как только женщина забеременела, положить ее в перинатальный центр.

С 2006 года ввели систему родовых сертификатов, которая позволяет любой женщине, где бы она ни находилась, родить в том учреждении, где ей хочется. Родовые сертификаты - это эфемерная сумма денег, выделяемая ОМС на женщин. Роддомам интересно, чтобы как можно больше женщин рожало у них, потому что так они получат больше компенсаций от ОМС. Однако это не всегда работает - например, в федеральный центр можно попасть либо по квоте, либо по хозрасчету.

С 2015 года у нас одноканальное финансирование, то есть учреждение не может получить деньги от администрации города или района. Роддом получает столько денег, сколько принял пациенток. Поэтому маленькие отделения, которые принимают 200–300 родов в год, стали невыгодными. Больница не может позволить себе содержать пять штатных гинекологов, пять акушерок и поддерживать оборудование, получая за это в год совсем ничего.

Еще одна проблема: врачи, работающие на первом уровне, теряют квалификацию. До 2012 они могли принимать сложные роды. Сейчас же, когда женщина должна попасть в крутой перинатальный центр, но за день до этого у нее начинаются роды, она оказывается на этом первом уровне, где врачи не готовы с ней работать, потому что давно не принимали сложные роды. Кроме того, у них может просто не оказаться каких-то препаратов, которые не положены роддому из-за присвоенного уровня. Например, в госпитале может не быть легочного сурфактанта, который расправляет легкие и нужен, если ребенок родился преждевременно.

Есть регионы, в которых работали мои коллеги - например, Ямало-Ненецкий округ или места обитания кочевых племен. Там есть два-три госпиталя на регион, а маршрутизация реализуется на вертолетах. Проблема в том, что это кочевые племена, которые занимаются оленеводством. Это целый квест - подобрать беременную женщину, доставить в больницу. По закону санавиация в госпиталь оплачивается, а обратно - как хотите, где бы вы ни жили. Но понять, куда ушло твое племя, пока ты месяц лежала в госпитале, довольно сложно. Мне рассказали историю, как женщину приземлили на одну станцию, а потом она на собаках с новорожденным по снегам искала своих ребят.

Почему в России такие дорогие роды
и как они проходят в других странах

Наша система родовспоможения не чувствительна, потому что модель перенесена с западноевропейских стран. В Канаде такая система работает, но там по-другому налажено транспортное сообщение, [санитарная] авиация. Помимо того, у них на первом уровне работают только акушерки. В Голландии еще несколько лет назад 40 % родов происходили дома под руководством акушерки. Если у беременной нет никаких проблем, то акушерка принимает роды без врачей. Это просто дешевле.

У нас же по законодательству акушерка не может независимо вести практику, поэтому роды в России дорогостоящие. Даже если у вас беспроблемные роды, нужна вся бригада: врач-неонатолог, детская сестра, акушер-гинеколог, акушерка, - а также пять дней стационара, питание и прочее. В России всегда подразумевается, что может что-то пойти не так.

Мы можем предполагать, что [роды] - это естественный физиологический процесс, где не нужен врач. Это голландская система родовспоможения. Или мы можем описывать роды как проявление болезни, как что-то сильно отклоняющееся от нормы человеческого тела. В советской медицине существовала именно такая модель здравоохранения: когда пациент понимался как поломанный механизм и не так было важно знать, что он чувствует, переживает, комфортно ему или нет.

А может быть третий подход, который, с одной стороны, предполагает, что может что-то случится, а с другой - что человеку нужно обеспечить комфорт не только физический, но и психологический.

Анастасия Новкунская выступает на Science Slam «Бумаги» в июне. Фото: Александр Палаев

На микроуровне моего исследования я рассматривала опыт и переживания информантов. Если случается негативный опыт [родов], то включается механизм поиска виноватого. Очень сложно в такой ситуации сказать: «это моя вина» или «я сама довела ребенка до такого состояния, что он погиб во время беременности». Это почти невозможный нарратив, даже если по медицинским показаниям так и произошло.

Но для самой женщины сложно допустить эту мысль в таких обстоятельствах, и поэтому идет поиск виноватого. Под горячую руку попадают врачи, акушерки, неправильно выстроенное здравоохранение. Но когда мы говорим с медиками и профессионалами, они отвечают, что всё понимают. Понимают, почему пациентке важно сказать, что виноваты они.

Почему российские роддома придерживаются советского подхода и как врачи относятся к своим пациентам

Россия во многом наследует советский подход [к родовспоможению], советское здравоохранение. Это происходит, потому что сами здания остались теми же, а с ними - и технические возможности. Многие профессионалы работали еще в советском роддоме и продолжают воспроизводить советский подход, потому что они именно его считают верным. Это и про централизованную систему, и про отношение к пациенту. На всех уровнях воспроизводится советская модель.

В одной из своих статей я сравнивала родильные отделения ЦРБ (центральных районных больниц - прим. «Бумаги» ) - формально похожих учреждений. Но у врачей были кардинально противоположные взгляды на то, кто такой врач, как он должен взаимодействовать с пациентом, что такое роды, как их надо принимать, какая модель идеальная и так далее.

Одну модель я назвала «консервативная просоветская»: ее приверженцы утверждают, что в СССР была идеальная система здравоохранения, идеальное медицинское образование и что переучиваться смысла нет. Они немного старше тех, кто готов переучиваться. И они будут описывать отношение с пациенткой так: «она меня не слушает», «все рожали, и она родит», «чего там у вас особенного».

Специалисты с другим подходом смогли интегрировать новые знания в свою практику не потому, что пришел приказ сверху, а потому, что они сами захотели и сами научились. Мои коллеги и я наблюдаем, что в тех ситуациях, когда акушерке или акушеру-гинекологу удается проявить инициативу, система становится более гибкой, открытой и комфортной.

В каждом государственном роддоме есть хозрасчет. Надо скорее сравнивать платные услуги в разных роддомах, чем говорить о том, чем отличается частный роддом от нечастного. Деньги вам помогут обеспечить более комфортное пребывание: вы оплачиваете палату и внимание специалистов, которое не будет разделяться с другими.

Еще один момент, за который платят, хотя законодательно это бесплатно, - возможность привести партнера [на роды]. С 2012 года вы можете рожать не одна в любом роддоме по ОМС. Проблема в том, что устроенные по советской системе роддома и часто не перестроенные до сих пор, представляют из себя родзал с несколькими койками. И если вы рожаете одновременно с кем-то еще, то вполне очевидно, что другая роженица не захочет видеть вашего мужа рядом. Поэтому если вы не заплатили за отдельную палату, где будете рожать только вы и никто другой, то технически может оказаться так, что вашего мужа, маму или подругу не пустят. Поэтому часто оплачивают роды не потому, что хотят люксовую палату и врача рядом, а просто чтобы была гарантия того, что муж может с вами находиться.

Насколько женщины подготовлены к родам и почему подросткам становится сложнее попасть в консультацию

Женщины с высшим образованием более осведомлены о разных нюансах, больше готовятся к родам, читают, больше знают о сфере полового воспитания.

В сельской местности женщины, я бы сказала, готовятся в меньшей степени. Они просто живут в таких условиях, где это гораздо сложнее. У меня были информантки, которые живут в 270–300 км от Петербурга. Там нет школ подготовки женского материнства - ни в женских консультациях, ни частных. Женщина может только почитать интернет или журнальчик. А в женской консультации в Петербурге предложат разные курсы. У нас среда открытая и свободная.

Другой тренд связан с неоконсервативным ренессансом, большей роли церкви в культурной жизни России. Этот тренд довольно влиятельный. Наши информанты-врачи говорят о том, что 20 лет назад им было гораздо проще получить доступ к школам, приходя туда один раз в год, а сейчас доступ к школам затруднен.

У меня была информантка-акушерка, работавшая в подростковой молодежной консультации Адмиралтейского района. Она рассказывает, что за последние годы резко сократилось число приходящих школьников - во многом потому, что родители пишут отказы по религиозным соображениям. Если есть один–два ребенка, которым родители написали отказ, то и весь класс привести невозможно, а в частном порядке это сделать довольно сложно.

По мере развития медицины государство стремилось взять такую важную область, как деторождение, под свой контроль. О том, как это происходило в дореволюционной России, и пойдёт речь в этой статье Ирины Мартыновой. Текст взят из её книги "Родиться по собственному желанию".

---
В конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, так называемый Аптекарский приказ. Традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали повитухи.

Повивальные бабки славились своим умением, основанным на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века.

При Петре I в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Так начался формироваться медицинский научно-обоснованный "мужской" подход к процессу родоразрешения, вытесняя естественно-интуитивное "женское" ведение беременности и родов. Хотя до начала XIX века "врачам не только не разрешалось изучать акушерство на человеческом теле, но если врач исследовал роженицу без повивальной бабки, то его отдавали под суд" (В.П.Лебедева, 1934).

В 1754 году Павел Захарович Кондоиди, лейб-медик при императрице Елизавете Петровне, подал в собрание Правительствующего Сената "Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества". Все "бабки российские и иностранные" должны были, согласно этому "Представлению", пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, "кои по аттестатам явятся достойны", приводились к Присяге - отчего и звались такие бабки присяжными. Список присяжных бабок, имеющих разрешение на самостоятельную практику, предполагалось подавать в полицию "для народного известия".

Принимая Присягу на Библии, каждая повивальная бабка обещала, среди прочего:

- "днемъ и ночью, немедленно ходить къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были";
- "ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться";
- "къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ" и др.

29 апреля 1754 года Правительствующий Сенат утвердил Представление Медицинской Канцелярии, со всеми его приложениями, издав Указ "О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества".

Первым профессором и преподавателем "бабичьего дела" в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус, вызванный Кондоиди из города Пернова (нынешний Пярну).

В 1757 году в Москве и Петербурге основываются первые школы для подготовки квалифицированных повитух. Обучение вели акушерки (иностранные, в основном немки), а не врачи. Мужчинам-врачам пока еще было запрещено прикасаться к беременной женщине.

С началом развития капитализма вчерашние крестьяне, попадавшие в город, обитали в несравнимо более скверных условиях, чем в деревне. С укрупнением городов начинают понемногу меняться нравственные устои, происходит размывание статуса семьи. Именно в городах растет число внебрачных беременностей. Государство было вынуждено организовывать родильные приюты для самых бедных городских жительниц. Родовспомогательные заведения изначально предназначались исключительно для женщин из беднейших слоев населения, а также для незамужних рожениц в качестве тайного убежища. Рожать в больнице было как бы зазорно, поэтому многие из тех, кто желал воспользоваться медицинской помощью, приглашали повивальных бабок на дом.

В 1764 году по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом и при нем Родовспомогательное отделение для незамужних рожениц, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение - Родильный госпиталь - для бедных родильниц.

В 1771 году по предписанию Екатерины II в Санкт-Петербурге был открыт воспитательный дом, и при нем был учрежден первый повивальный госпиталь - для незамужних и неимущих родильниц (ныне - Родильный дом №6 им. проф. В. Ф. Снегирева).

В царской России было принято жертвовать изрядные суммы на благотворительность. Родильные приюты создавались подобно ночлежкам и богадельням из человеколюбивых побуждений, а не из-за медицинской необходимости.

Научное становление акушерства и улучшение преподавания "бабичьего дела" в Петербурге произошло благодаря Н. М. Максимовичу-Амбодику (1744-1812), которого справедливо называют "отцом русского акушерства". В 1782 году он первым из русских врачей получил звание профессора повивального искусства. Н. М. Максимович-Амбодик ввел занятия на фантоме и у кровати рожениц, использовал акушерский инструментарий. Он написал первое русское руководство по акушерству "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле", по которому обучались многие поколения русских акушеров.

Н. М. Максимович-Амбодик, широко образованный врач, талантливый ученый и педагог, горячо любивший свое дело, первый ввел преподавание акушерства на русском языке, боролся против иностранного засилья в русских медицинских учреждениях. Он был горячим патриотом, проявляющим заботу о росте населения России: Эпиграфом к своему "Искусству повивания" он поставил выведенные жирным шрифтом слова: "Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, полезным содержанием новорожденных детей, чем населением необработанной земли немецкими чужеземными пришельцами".

С другой стороны, именно с этого времени к беременной женщине и на роды стали допускаться мужчины-врачи - всего 200 лет тому назад дали им "дотронуться" до беременной. Эти 200 лет характеризуются непрерывной борьбой врачей за усиление своего влияния на рожающую женщину. Сначала они передавали повивальным бабкам лишь азы научных знаний, позже активно начался процесс вытеснения повитухи с ее законного поприща, где она исправно трудилась тысячелетиями.

При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан "Устав повивальным бабкам", по которому к "бабьичему занятию" допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую Присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость, "дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять". Важно отметить, что присяжные бабки "недостаточным родильницам" должны были "услуживать безденежно". В столицах присяжная повивальная бабка числилась в штате каждой полицейской части наряду с пожарными, фонарщиками и т. д.

В 1797 году в Петербурге по инициативе императрицы Марии Федоровны был открыт третий родильный госпиталь на 20 коек. Это было первое в России родовспомогательное и вместе с тем образовательное учреждение - Повивальный институт (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Отта). "Родильня" принимала беременных женщин в любое время суток. Родовспоможение и пребывание в стационаре осуществлялось обычно безвозмездно, и предназначалось в основном для замужних бедных рожениц. Повивальное искусство в институте читал Н.М. Максимович-Амбодик.

После смерти Марии Федоровны Николай I Указом от 6 декабря 1828 года объявил Повивальный институт государственным учреждением и согласно желанию усопшей матери назначил его покровительницей великую княгиню Елену Павловну. Учреждение получило название "Императорский Институт повивального искусства с родильным госпиталем". При нем в 1845 году начала работу первая в России школа сельских повивальных бабок.

В 1806 году при Московском университете был открыт новый Повивальный институт и родильный госпиталь на три койки для бедных рожениц (ныне Московское Медучилище №1 "Павловское"). В 1820 году число коек увеличилось до шести.

После отмены крепостного права в 1861 году повивальная бабка работала как в системе вновь образованной земской медицины, так и в государственной системе здравоохранения. За свою работу повивальным бабкам назначалось жалование и повышенная пенсия, а также "за долговременное рачительное исполнение обязанностей" они отмечались знаками отличия и правительственными наградами.

В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "сельская повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование).

Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание повивальная бабка выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия "Присяги повивальных бабок о должности их".

На повивальную бабку возлагалось "подавание пособий" и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний.

Повивальные бабки ежемесячно предоставляли во врачебные управы отчеты о проделанной работе, сельские повивальные бабки - раз в квартал.

Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет.

Сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти.

Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства.

Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень.

Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.

Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения, быть честной и уважаемой в обществе. Она получала благословение у священника, регулярно исповедовалась и причащалась. Как уже отмечалось, согласно Уставу, "всякая повивальная Бабка должна быть <...> благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, <...> должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно". В учебном пособии "Полное руководство к изучению Повивального Искусства" от 1886г., докотора П.И.Добрынина, доцента при "Санкт-Петербургском Родовспомогательном Заведении" указано: "Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чем всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства".

С развитием общества росло и число подготовленных повивальных бабок, а не просто случайных помощниц - родственниц и соседок. В 1757 году по регистрации в Москве работало 4 повивальных бабки. В 1817 их было в Москве уже 40, а в 1840 году - уже 161 повивальная бабка. А в 1899 - 1900 учебном году одна только Военно-медицинская академия в Петербурге готовила около 500 повивальных бабок. В 1902 было уже 9000 повивальных бабок, из которых 6000 жили и работали в городах, а 3000 - в сельских местностях.

В XVIII веке начинают открываться родильные дома (Страсбург,1728; Берлин,1751; Москва,1761; Прага,1770; Петербург,1771; Париж,1797). Родовспомогательные заведения и родильные приюты устраивались для помещения на время родов и послеродового периода беременных из недостаточных классов населения или для предоставления возможности за плату провести роды в обстановке, соответствующей научным требованиям антисептики и асептики. Но вскоре после их организации врачи встретились с тяжелым, часто смертельным осложнением - "родильной горячкой", т. е. послеродовым сепсисом. Массовые эпидемии этой "горячки" были бичом родильных домов и в первой половине девятнадцатого века. Летальность от послеродового сепсиса колебалась в отдельные периоды XVIII - первой половины XIX веков от 10 до 40 - 80%.

В XIX веке два крупных научных открытия - введение эфира и хлороформа в целях обезболивания, - а также изучение путей распространения инфекции во время и после родов и первых средств борьбы с ней, сильнейшим образом отразились на судьбе родовспоможения. Развитие акушерства пошло по пути все большего внедрения в практику лекарственных и хирургических принципов и научных методов. Среди прочих можно назвать операцию кесарева сечения, разрушительного действия которой на развитие физиологии и психики ребенка еще не было известно (см. Заметки повитухи. Кесарево сечение.). Опасность сепсиса снизилась, вследствие чего эта операция нашла широкое распространение в акушерской практике.

Оперативное акушерство (посредством хирургического вмешательства) в России также имело национальные особенности. Основными отличительными чертами русского акушерства являлись забота об интересах как матери, так и ее ребенка и высокое сознание ответственности по отношению к судьбе обеих жизней. Удалось избежать крайностей отдельных европейских акушерских школ (ультраконсервативной венской школы и чрезмерно активной немецкой школы Озиандера) и выработать самостоятельное направление, рассчитанное на максимальное использование физиологических усилий самой женщины в течение акта родов и разумное ограничение оперативных вмешательств размерами действительно необходимого в интересах матери и ребенка. Отдельные операции (например, рассечение лона, или кесарево сечение) с самого начала не встретили сочувствия со стороны большинства русских докторов-акушеров в силу калечащих результатов этих операций.

И все-таки большинство населения России скептически относилось к практике родильных домов. До начала ХХ века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома - по бедности или потому, что ребенок был незаконнорожденный. Так, в 1897 году на праздновании 100-летия Императорского Клинического повивального института Вел. Кн. Елены Павловны его директор лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт с печалью отмечал: "98 процентов рожениц в России по-прежнему остаются без всякой акушерской помощи!", или, другими словами, предпочитали рожать дома.

В 1913 году на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% [БМЭ, том 28, 1962]. Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок, или приглашали к себе повивальную бабку, повитуху, а в сложных случаях - врача-акушера.

После революции 1917 года происходит разрушение сложившейся системы родовспоможения.

Государственная система подготовки повивальных бабок, сложившаяся при царизме, по инерции продолжала работать до 1920 года. Большевикам поначалу было просто не до нее. В 1920 году грянула реорганизация здравоохранения. Повивальные институты и школы были перепрофилированы - там перестали готовить специалистов по нормальной физиологии. Был взят курс на всемерный охват рожающих женщин врачебными услугами.

На IV всероссийском съезде здравотделов в декабре 1922 года был поднят вопрос о введении уголовной ответственности за незаконное врачевание. С этого времени начался отход от практики домашних родов, и был взят курс вначале на колхозные родильные дома, а затем на полное стационарное медицинское родовспоможение. Повивальные бабки, продолжавшие практику ведения нормальных родов, подвергались судебному преследованию и последующей ссылке.

Вместо родильных приютов для неимущих и безмужних рожениц в стране развернулось грандиозное строительство родильных домов для всех женщин без исключения. Так к 1960 году по Советскому Союзу родильных коек насчитывалось уже более 200"000. По сравнению с царской Россией произошло 30-кратное увеличение количества коек при одновременном падении рождаемости.

Устав Повивальным Бабкам

1. Всякая повивальная Бабка должна быть в звании своем испытанна, удостоена и присягою обязана; притом благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять.

2. Повивальная Бабка должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, не взирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно, наблюдая всегда молчаливость, особливо в таких случаях, кои не терпят разглашения.

3. Когда Бабка будет позвана к какой роженице убогой, или низкого состояния, которая или только еще собирается родить, или уже точно мучится, то она не должна, ежели в тоже время потребуется к какой богатой, почетной, или знакомой своей, ни под каким видом, оставя первую, отлучаться, разве, по согласию родящей, другую присяжную и искусную Бабку вместо себя при ней оставить

4. Так же повивальная Бабка не должна оставлять роженицу прежде, нежели роды совершенно кончатся, и мать и дитя приведены в надлежащее спокойствие.

5. Когда Бабка приметит, что роды предстоят тяжелые, то должна или другую искусную Бабку, или повивальной науки Профессора, или подчиненного ему Акушера призвать в совет немедленно, дабы чрез долговременное тщетное ожидание оттоде не терялось время, а чрез то и опасность не увеличилась.

6. Долг бабки есть объяснить Акушеру или Врачу все происходившее и настоящее состояние родящей, и что он по своему благоусмотрению прикажет, то бабка повинна во всей точности исполнять.

7. Когда родится странный, и не обыкновенный урод, то бабка об оном немедленно и обстоятельно рапортовать должна по удобности места, или Медицинской Коллегии, или оной Коллегии Канторе.

8. Когда Родильница, не разрешась от бремени, скончалась не задолго до прибытия бабки, в таком случае должна сия немедленно об оном дать знать Акушеру, либо в близ находящемуся Доктору или Лекарю дабы чрез искусное вскрытие утробы, вынув младенца, сохранить его жизнь, буде возможно.

9. Повивальные Бабки должны иметь при себе Помощниц, но оных без себя к родам не допущать, пока не получать о своем искустве свидетельства.

10. Дабы Помощницы вящшее прилагали к повивальному делу рачение, должна бабка в подаваемом Профессору повивальной науки, или Акушеру, по прошествии каждаго месяца рапорт, показывать их имена, поведение и прилежность.

11.Бабка в ежемесячных рапортах обязана по присяжной должности показывать, при коликих числом родах была сама, или ее помощница, сколько, и какого полу родившияся, были ли из оных мертвые, и были ли трудные роды, требовавшие помощь Акушера.

12. Каждая ученица повивальнаго искуства, должна знать Грамоту; не быть моложе осмьнадцати, ниже старше тридцатя лет.

13. Как скоро ученица по отаменной способности в повивальной науке довольно успеет, и знание свое на испытаниях, и при действительных родах покажет, то, не взирая на кратковременность обучения, будет повивальною бабкою удостоена.

14. Бабкам позволяется в сходных данных им при обучении, выписывать для роженицы и новорожденному самые легкие лекарства, как то розмарин, ромашку, миндальное масло, манну, ревенный сироп, коричную воду, также потребное на припарки и для промывательных.

15. В трудных родах не должна бабка отваживаться приступать к операции, а повинна немедленно от определенного на то Акушера, или в отлучке его по законным причинам, от Профессора Повивальной науки потребовать помощи.

16. Бабкам наистрожайше запрещается вступать в лечение от других болезней.

17. Каждая бабка не должна ни по чьей просьбе, приступать к поспешествованию преждевременнаго от беременности разрещения, и повинна о таковом беззаконном намеренни доносить куда следует.

18. Каждая Бабка, усердно и верно звание свое исполняющая, имеет ожидать от Государственной Медицинской Коллегии надлежащаго покровительства; с нерадивою же и предписания, в сем Уставе изображенные, престутившею, поступлено будет по строгости законов.

Из Государственной Медицинской Коллегии в Град Святаго Петра. Сентября 9 дня 1789 года.

ПРИСЯГА ПОВИВАЛЬНЫХЪ БАБОКЪ О ДОЛЖНОСТИ ИХЪ.

Я нижепоименованная обещаюсь и клянусь Всемогущимъ моимъ Богомъ, предъ Святымъ Его Евангелiемъ, въ томъ, что я должность мою, въ которой я по Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА определена, со всякой ревностiю и исправностiю противъ предписаннаго мне порядка данной Инструкцiи исправлять; къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были когда востребована буду, днемъ и ночью, немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердiе имъ оказывать, а ни которую злоумышленнымъ образомъ пропускать, ниже пренебрегать, ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться; къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ, ежели же случится противной и опасной случай у какой либо рожаницы, то не только заблаговременно более градскихъ повивальныхъ бабокъ, но по требованiю нужды доктора и акушера просить и къ тому неотменно востребовать имею. Когда же въ равномърныхъ случаяхъ и къ другимъ роженицамъ призвана буду, то верно и прилежно къ лучшему советовать буду, и ничего что полезно, успешно и способно къ рожденiю быть можетъ, ни отъ какой либо злости, зависти, ненависти, ниже другихъ причинъ ради, скрывать не стану; когда же я употреблена буду къ такой рожанице, о которой или по месту, где находится, или по другимъ обстоятельствамъ, никому ведать не надлежитъ, и о такой рожанице не разглашать мне, и никому не сказывать; ежели же приключится странный и необыкновенный какой уродъ, то того-жъ часа Медицинскому начальству о томъ доносить буду и ежели у которой либо рожаницы имеется какое увечье, или какая иная скорбь, того всего никому объявлять не буду, а совершать буду въ совершенной тайности разве однимъ пользующимъ ту особу доктору или лекарю, и то съ осторожностiю объявлять буду; сверхъ же сего надъ определенными при мне ученицами прилежно смотреть буду, чтобъ были поведенiя тихаго, трезваго, честнаго и благонравнаго житiя; притомъ же накрепко того наблюдать стану, чтобъ оныя ученицы къ ученiю прилежно ходили и отъ себя ихъ со всякою ревностiю и раденiемъ обучать и къ тому побуждать буду, а о неприлежающихъ и непотребныхъ Медицинскому Начальству представлять истину должна; по прошествiи каждаго месяца во Врачебную Управу неотменно должна рапортовать письменно и безъ утайки имена и достоинства рожаницъ, коимъ я въ томъ месяце, служила, и освободились или умерли, а ежели гдъ уведаю, что неосвидетельствованная и неопробованная отъ Медицинскаго Управленiя женщина бабечье дело управляетъ, то тотчасъ о томъ съ точнымъ доказательствомъ доносить не премину своему Начальству. Въ заключенiе-же сей моей клятвы, аще все вышеписанное ненарушимо сохраню, Господь Богъ да поможетъ мне въ семъ и будущемъ веке спасенiемъ и благополучiемъ и въ деле званiя моего успехомъ; буде же что нарушать буду умышленныя, да последуетъ мнъ противная, и въ томъ целую слова и крестъ Спасителя моего. Аминь."

(Собственноручная подпись).

Пережив первые дни эйфории по поводу будущего материнства, осчастливив всех родственников и друзей радостной вестью, женщины, как правило, начинают планировать: что купить, как сделать ремонт. О самом главном – где произойдет радостное событие – думают в последнюю очередь. А ведь выбрать роддом, в котором ваш ребенок появится на свет, очень важно.

Перед принятием решения, стоит разобраться, что и в какой момент происходит с роженицей в роддоме.

Приемное отделение
Первое отделение, в которое попадает будущая мама – приемное. Здесь у вас попросят документы: паспорт, обменную карту, родовой сертификат и полис медицинского страхования. В третьем триместре беременности они всегда должны быть у вас под рукой.
Одна моя подруга, родом из Мурманска, жила в Москве, а рожать собиралась в Белгороде, где был прописан отец будущего ребенка. На восьмом месяце беременности ребята, наконец, решили, что пора ехать, упаковали чемоданы и купили билеты в Белгород, где должны были пройти последнее обследование перед родами. Но накануне отлета будущая мама проснулась оттого, что отошли воды. Пока супруги спорили, что делать, у роженицы начались схватки. Сумка в роддом не собрана, даже халат затерялся где-то на дне чемодана, на руках 500 рублей, паспорт и полис медицинского страхования, никаких анализов на руках. Из медицинских документов только справка от врача о том, что девушке необходимо кесарево сечение из-за плохого зрения. «Беременной навсегда еще никто не оставался», – успокаивали врачи «скорой» будущую маму, переживающую из-за отсутствия обменной карты (документа, содержащего сведения о вашем здоровье и состоянии ребенка). Роды прошли успешно, врачи сделали кесарево без лишних вопросов. Более того, подруга признается, что отношение медперсонала к тем, кто платил за роды, и к тем, кто не смог этого сделать, было абсолютно равное.

Это удачный пример, но не всегда все проходит гладко. Например, из-за отсутствия обменной карты врачи, не имеющие информации о состоянии здоровья беременной, обязаны отправить ее в инфекционное отделение. Это не столько опасно, сколько неприятно. Так что держите бумаги на видном месте.

Кстати, отправляясь в роддом, вы должны захватить с собой сумку с необходимыми вещами. Соберите ее заранее! Когда моей соседке пришло время рожать, она, беременная первенцем, постеснялась будить среди ночи семью мужа. Сообщила всем, что рожает, когда процесс уже шел полным ходом. Ее свекровь кинулась к нам – моя мама не медик, но часто делала уколы и ставила капельницы соседям. Вызвали «скорую», но тут показалась головка малыша. Дело осложнилось тем, что будущая бабушка падала в обморок при виде крови. Схватив домашнюю аптечку, вооружившись спиртом и обычными ножницами, моя мама отправилась принимать роды. К счастью, все прошло успешно, врачи приехали в тот момент, когда новорожденному перевязывали пуповину. И тут выяснилось, что молодая мама совсем не готова к поездке в роддом. Полотенца, прокладки, носочки, халатик собирали всем подъездом. Если не хотите таких родов, готовьте все необходимое заранее!

Изучив ваши документы, врач приемного покоя осмотрит вас, послушает сердцебиение плода, определит его предлежание. Если у вас на руках нет обменной карты, придется взять необходимые анализы. После осмотра вас будут готовить к родам – переоденут, сделают клизму, обреют промежность. Не хотите проходить эти процедуры в больнице – сделайте все дома сами заранее, как только почувствуете схватки.

Предродовое отделение
После осмотра роженицу переводят в предродовое отделение. Здесь за ней будут наблюдать акушеры – контролировать артериальное давление, раскрытие шейки матки. При необходимости вызывают врача, который делает свои назначения: возможно, будущей маме нужна стимуляция родовой деятельности или другая медицинская помощь.

Последнее время многие будущие родители находятся в предродовом отделении вместе – муж поддерживает жену, делает ей массаж или отвлекает от схваток разговорами. Но вот подходит время самих родов, женщину переводят в родильный блок. Стоит ли будущему папе присутствовать при родах — это важный вопрос. С одной стороны, для роженицы это может стать огромным облегчением. Рядом любимый человек, который держит тебя за руку, вытирает пот со лба, успокаивает и вторит врачам «тужься!». С другой, не каждый мужчина готов выдержать такое зрелище. Один мой друг признался, что развелся с женой после того, как присутствовал на родах – разлюбил: «Умом я понимаю, что это естественное явление, что это появление новой жизни, что она мучалась ради нашего ребенка. Понимаю, что я выгляжу подлецом в глазах многих, но пересилить себя и преодолеть отвращение не могу. После всего, что видел, так и не притронулся к ней больше». Конечно, все зависит от мужчины, но от таких сюрпризов никто не застрахован. И парень этот шел на роды, будучи уверенным, что все будет отлично и процесс ему даже понравится. Другая моя знакомая рассказала о том, что рожать второго ребенка они с мужем решили вместе. Их опыт семью только укрепил, а главное, она призналась, что сильно меняется отношение к женщине врачей, принимающих роды в присутствии благоверного. Если первенца она рожала одна, и медики на нее могли даже прикрикнуть, то здесь акушеры были более чем обходительны, даже нежны, как будто у своей дочери роды принимали. Так что думайте, решайте вместе с мужем, но не переоцените его силу и стрессоустойчивость.

Родильное отделение
Когда происходит полное раскрытие шейки матки, роженицу переводят в родблок. Здесь после потуг на свет появляется чудо – ваш малыш. Новорожденного осматривает врач, и, если с крохой все в порядке, выкладывают на живот матери. В некоторых роддомах ребенка разрешают сразу приложить к груди. Потом новорожденного ждет более подробный осмотр, обработка пупочной ранки и наблюдение медиков. В течение двух-четырех часов вы еще остаетесь в родильном зале, где за вашим состоянием будет следить врач. Только после этого маму и ребенка переводят в палату.

Послеродовое отделение
Сейчас большинство женщин предпочитают, чтобы ребенок находился с ними в одной палате. Но бывает, что малыша вам приносят только на кормление, каждые два-три часа. Если роды прошли без осложнений, то выписка происходит на третьи-пятые сутки. Имейте в виду, что на выписку наверняка приедут ваши родные и друзья, с фотоаппаратами и видеокамерами. Так что к встречающим вы должны выйти красивой и счастливой. Лучше позаботиться о своем внешнем виде заранее – попросите близких принести вам подходящую одежду и косметику. Ведь теперь вы – прекрасная мама самого лучшего в мире малыша!

Катя Федорова

Родильный дом I Роди́льный дом

лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания стационарной и амбулаторной помощи женщинам во время беременности, родов и при гинекологических заболеваниях, а также медицинской помощи новорожденным до момента выписки из родильного дома.

Основными задачами родильного дома являются оказание женщинам стационарной акушерской помощи в период беременности, родов и после родов; обеспечение надлежащего выхаживания новорожденных и квалифицированной лечебно-диагностической помощи заболевшим и недоношенным детям; оказание лечебно-диагностической помощи гинекологическим больным; работа по гигиеническому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни; перевод больных по показаниям в другие лечебно-профилактические учреждения; осуществление реабилитационных мероприятий и выдача рекомендации по их проведению после выписки из акушерского стационара.

II Роди́льный дом

лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской помощи женщинам и их лечения во время беременности, родов и в послеродовом периоде; в состав Р. д. входят стационар и .


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :

Смотреть что такое "Родильный дом" в других словарях:

    Медицинское учреждение, оказывающее помощь беременным, роженицам и родильницам. Обычно при родильном доме имеются женские консультации, в крупных родильных домах гинекологические отделения … Большой Энциклопедический словарь

    Медицинское учреждение, оказывающее помощь беременным, роженицам и родильницам. Обычно при родильных домах имеются женские консультации, в крупных родильных домах гинекологические отделения. * * * РОДИЛЬНЫЙ ДОМ РОДИЛЬНЫЙ ДОМ, медицинское… … Энциклопедический словарь

    Самый первый роддом в Северодвинске, ныне Северодвинский городской краеведческий музей Родильные дома обеспечивают квалифицированную медицинскую помощь женщинам во время … Википедия

    Лечебно профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской помощи женщинам и их лечения во время беременности, родов и в послеродовом периоде; в состав Р. д. входят стационар и женская консультация … Большой медицинский словарь

    В СССР, лечебно профилактическое учреждение, обеспечивающее квалифицированную медицинскую помощь женщинам во время беременности (См. Беременность), родов (См. Роды), послеродового периода (См. Послеродовой период) и при гинекологических… … Большая советская энциклопедия

    Лечебно профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь беременным, роженицам и родильницам. (