Из развода можно сделать праздник. Почему развод уже давно пора отмечать как праздник? Одна супружеская чета отметила балом свой развод

Развод у нас принято считать чем-то вроде конца света, который нужно несколько месяцев оплакивать, мысленно настраиваясь на печальную старость в одиночестве. Пожалуй, нынешнее поколение 30-летних индивидуалистов будет первым, которое докажет на своем примере, что развод – это такое же нормальное событие, как переезд или смена работы, поэтому углубляться в продолжительную депрессию с его наступлением не стоит. А стоит лучше закрепить обоюдно принятое решение совместной смешной фотографией и закатить по поводу нового витка личной свободы небольшой праздник.

1 Сен 2015 в 6:02 PDT

Идея с селфи после развода, или #divorceselfie, на прошлой неделе стала обсуждаемым трендом в Интернете благодаря веселой канадской парочке Крису и Шэннон Нейман, которые вместо того, чтобы «по-нормальному» развестись с грустными минами и дележом свадебных сервизов, сделали это с достоинством, с юмором и с фронтальной камерой своего смартфона, увековечив момент позитивным селфи. В подписи к фотографии, где уже бывшие супруги улыбаются, как будто они только что обручились, Крис и Шэннон поделились своими мыслями на тему развода как «чего-то замечательного» и пообещали воспитывать общих детей так, чтобы тем не пришлось разрываться между живущими по отдельности и враждующими родителями. Судя по комментариям в соцсетях, наша русскоязычная аудитория такой инновационный способ расторжения брака (о боже, они что, даже в волосы друг другу не вцепились?) не оценила и тут же назвала моду на #divorceselfie клоунадой и скрытой пропагандой распада семьи, а самих радостных экс-супругов на фото – лицемерами и селфи-маньяками. Кто же здесь все-таки прав и неужели развестись «элегантно», то есть без мордобоя, оскорблений и злобных взглядов Медузы Горгоны, – это какое-то недоступное пока в нашей стране (которая, к слову, лидирует по мировому количеству разводов) искусство?

1 Сен 2015 в 10:32 PDT

Впрочем, разбирая по полочкам патриархальную логику, все можно расставить на свои места: если в нашем обществе замужество для женщины – это единственная форма жизни (а иначе «старая дева», «никому ты такая не нужна», «не состоялась как женщина»), то логично, что развод – это такая «маленькая смерть», крах самого важного для многих наших девушек социального статуса, на котором (скрыто или открыто) базируется и финансовое положение, и жилищный вопрос, и даже такая черта характера, как самолюбие («если меня ВЫБРАЛИ, значит, я хорошая/красивая/умная/добрая; если не выбрали, значит, я НИЧТО»). То есть, апеллируя к дурацкому сравнению с железной дорогой, нам не нужна свадьба, чтобы отметить, что мы нашли себе прекрасного попутчика по жизни, нам она нужна, чтобы «зацепиться», «прикрепиться» и потом проехать на ком-то как можно больше времени, желательно без особых встрясок и аварий. Отсюда и развод выходит не как вполне себе житейское событие с поездами, которые спокойно разошлись в разные стороны, а как настоящая железнодорожная катастрофа, коллапс всей системы движения на недели (а то и месяцы и годы), который никому уж точно не придет в голову увековечить картинкой в «Инстаграм».

Таким образом, если вы с самого начала подходили к будущему мужу как к спасительному канату, то такое происшествие, как развод, приобретает высшую степень драматичности: все летит в тартарары, и ваш мир никогда не будет прежним. А что если вы с самого начала воспринимали его как равного партнера, с которым хотели бы идти вместе по жизни (в течение какого срока, тут и гадалка не предскажет) и не собирались умирать за любовь, ежевечерне ставить драмы на кухне и превращаться в тень собственного мужа? Тогда и конец этой истории можно воспринять не как апокалипсис, а как переход в другое состояние, а селфи у дверей ЗАГСа – как проверку на цивилизованность отношений. Подумайте, ведь если вы прожили какое-то количество счастливых дней вместе, то, значит, вам есть что вспомнить, и эти воспоминания будут даже ценнее, чем импульсивные приступы обиды и ненависти. Да, вы не вместе, но продолжаете жить дальше и, может быть, даже встретитесь однажды на кассе супермаркета или на террасе ресторана, или даже онлайн на Facebook. Может быть, кто-то и скажет, что счастливый развод – это такой же оксюморон, как и счастливые похороны, но сравнивать их глупо. Потому что развод уж точно не имеет ничего общего со смертью – это скорей новая жизнь, которую уже давно пора отмечать не менее пышно, чем свадьбу.

ФОТО Getty Images

Сотни историй о любви, которые я выслушала, пока писала книгу «The Secret Lives Of Wives», постоянно напоминают мне о том, какая незаметная грань, тонкая как яичная скорлупа, разделяет любовь и ненависть. Я знаю также, чего стоит остаться в браке. Летящие тарелки, слезы одиночества, слишком много вина и поиски старых бойфрендов в «Фейсбуке» в 3 часа ночи. Кто останется в браке и кто нет – это часто не вопрос любви или обязательств. Это вопрос выносливости.

Особенно часто мне задают этот вопрос молодые жены, которые учатся одновременно справляться со многими вещами в своей жизни, переходя от медового месяца к отношениям «в режиме реального времени». Неслучайно пик решений о разводе приходится на первые 2-3 года брака.

Новую и довольно значительную часть тех, кто спрашивает меня об этом, составляют женщины около 80 лет. Это чертовски долгое время, чтобы провести его с одним человеком.

Кто останется в браке и кто нет – это часто не вопрос любви или обязательств. Это вопрос выносливости

Пока я писала книгу, я брала интервью у многих женщин, включая жену бывшего вице-президента США Альберта Гора, которая ушла от него после 40 лет совместной жизни и которой, как оказалось, завидуют многие из оставшихся в браке. Я услышала столько невероятных историй, что меня уже, наверное, ничем не удивишь.

Адюльтеры и тройственные союзы. Почтенная жена в возрасте 61 года, муж – известный хирург, который ездит с лекциями по всему миру, и их садовник. Они по-прежнему вместе, как и та пара, где муж успел обнаружить свои новые грани сексуальности в беседах с... пастором. Меня больше не способно шокировать ничто из того, что происходит за закрытыми дверями спальни. Меня шокирует не это – меня удивляет, как много внешне благополучных пар думают о разводе если не каждую неделю, то раз в месяц точно.

Все же большинство из них остается по эту сторону тонкой скорлупы. Одна из таких женщин рассказывала, что «постоянно задает себе вопросы, но пока еще не отчаялась». Так продолжается все 25 лет ее супружеской жизни. В их отношениях нет насилия. У них хорошая сексуальная совместимость, и ее муж отнюдь не скряга. Ее печалит другое: «Я устала. Я устала от него. Я хочу страсти. Но я остаюсь с ним по инерции, я знаю, что новый путь таит много неизвестного».

Пик решений о разводе приходится на первые 2-3 года брака

Все эти женщины, которые сомневаются, оставаться ли им в браке, имеют одну общую черту. Они не страдают в браке по какой-то серьезной причине. Жизнь под одной крышей с одним человеком очень долгое время, вот что заставляет их терять силы. Это мелкая и монотонная ежедневная работа, рутина (но в то же время и стабильность) заставляет их думать: «И это все? Я хочу большего. Я хочу приключений. Я хочу перемен».

Некоторые браки несомненно должны распасться, если в них есть унижение и насилие. Я лишь напоминаю тем, кого неожиданно настигла «настоящая любовь» у офисного кулера и они теперь готовы на все, об одной вещи. Я говорю им, что это новая любовь, а все новое когда-то неизбежно становится старым.

Браки, которые подрывают вашу уверенность в себе, не нужно искусственно реанимировать. Но скука – это недостаточно хороший повод для развода.

Я хочу страсти. Но я остаюсь с ним по инерции, я знаю, что новый путь таит много неизвестного

Те, кому удалось прожить вместе долгие годы, не задавались вопросом: «И это все?» Они знали, что отвечают за свое счастье, и имели тесный круг подруг, с которыми можно отправиться путешествовать, пройтись за покупками и выпить бутылочку вина. Они не ждали, что муж откроет им весь мир и заменит всех близких людей.

Мы с моим мужем вырастили четверых детей и прошли через огонь и воду. И я знаю совершенно точно, что мы бы не справились, если бы не моя сестра и близкие друзья.

Свадьбы замечательны. Невесты кажутся самыми красивыми и полными надежд. Но если хотите остаться вместе, нужно учиться принимать несовершенство.

Я знаю от тех, кто прошел развод, что они открыли для себя много неожиданного, проводя дни с новыми родственниками и пытаясь наладить отношения с детьми новых партнеров.

Вы не можете любить свой брак все время. Но если вы любите его больше, чем ненавидите, даже если это соотношение 51 к 49 процентам, это лучше , чем начинать новое приключение с незнакомцем, чьи недостатки вам только предстоит открыть.

Айрис Краснов (Iris Krasnoff), профессор журналистики в Американском университете (Вашингтон), автор бестселлеров об отношениях в паре.

Далеко не главный фактор, определяющий продолжительность семейных отношений. Зато такие, как возраст супругов, опыт предыдущих отношений, благосостояние и даже вредные привычки, по мнению австралийских ученых, напрямую влияют на "брачный стаж".

Сотрудники Австралийского национального университета проанализировали статистические данные доклада о домашнем хозяйстве, доходе и занятости.

Читайте также:

Исследователи опирались на информацию о двух с половиной тысячах пар — как зарегистрированных официально, так и живущих в гражданском браке.

Работа под оригинальным названием "What"s Love Got to Do With It" ("Какое отношение к этому имеет любовь?") приоткрыла завесу над тайной счастливого брака.

Обо всем по порядку. Выяснилось, что пары, в которых мужчина на один год младше женщины или же старше ее на один-три года, разводятся в два раза реже по сравнению с семьями, где мужчина старше на девять и более лет.

Пары, в которых мужчина младше на два года и более, тоже разводятся довольно часто. Кроме того, обнаружено, что браки особенно крепки, когда жениху в момент свадьбы или начала совместной жизни исполнилось по крайней мере 25 лет. То же можно сказать и о парах, где оба партнера или хотят, или не хотят иметь детей.

Дети "в нагрузку" также влияют на продолжительность официального и гражданского браков: одна из пяти опрошенных пар, у которой были добрачные дети, развелась. Если детей не было, разводились только девять процентов.

Сказывается на взаимоотношениях супружеской четы и семейная жизнь родителей. Среди расставшихся пар оказалось около 16 процентов тех, чьи родители в свое время тоже пережили развод; при этом только 10 процентов разведенных признались в том, что браки их родителей были крепкими.

Если для обоих партнеров их брак является вторым или третьим, в 90 процентах случаев они разведутся — по сравнению с теми супругами , для обоих из которых этот брак — первый.

Влияют на продолжительность брака, что, в общем-то, не удивительно, и деньги. Около 16 процентов разводов произошло по причине низких доходов или отсутствия работы у партнера-мужчины.

Отношения пары, в которой у одного из партнеров есть вредные привычки (например, он курит), а у второго — нет, скорее всего тоже закончатся разводом.

Факторы, которые исследователи отнесли к несущественным для продолжительности брака, — количество и возраст детей, рожденных в нем, наличие работы у супруги и продолжительность трудового стажа каждой из половин.

"В принципе я согласна с этим исследованием, — говорит медицинский и семейный психолог Ольга Мартынова. - Однако есть несколько "но". Во-первых, я бы не подписалась с такими категоричными возрастными критериями.

В моей практике встречалось очень много случаев, когда партнеры, несмотря на большую разницу в возрасте, чрезвычайно дорожили друг другом, потому что долго искали свою половинку и наконец-то встретили "нужного" человека. Во-вторых, я бы поставила под сомнение и важность того, что у супруга есть ребенок от предыдущего брака.

Дети быстро улавливают суть отношений между взрослыми, и если брак удачен, ребенок, порой неосознанно, помогает его сохранить — он ведь тоже тянется к счастью.

И в-третьих, в социуме есть некий миф о том, что мужчине, прежде чем жениться, нужно как следует погулять. И нагуливается он годам к 25-30. Но есть и такие, кто в силу разных причин делает это всю жизнь. Одни — из-за неуверенности в себе, другие — из-за слишком большой любви к женскому полу…

С другой стороны, мужчина вполне обдуманно может вступить в брак и в 22-23 года.

И самое главное — счастливый брак невозможно измерить, взвесить и вывести его точную формулу. Крепким делают его наличие общих интересов у партнеров, умение сразу договориться о том, как молодые будут строить жизнь, талант уступать другому и, конечно же, любовь.

А вот погубить отношения может как полное несходство характеров и интересов, так и стопроцентное их совпадение".

Умение договориться, особенно "на этом берегу" — одно из самых важных в браке. Отсутствие дипломатического таланта способно убить даже самую нежную, самую страстную любовь. Если вы дорожите друг другом, научитесь договариваться и уступать — и наслаждайтесь семейным счастьем!

Свадьбу принято отмечать шумно и весело, а праздник в честь развода скорее исключение, чем правило. Тем интереснее нам было найти подобные примеры.

ВАРИАНТ 1: С ТЕМ ЖЕ УСПЕХОМ

« Мы с экс-мужем и друзьями отпраздновали наш развод: белая машина с лентами, я в красном платье(в том самом, в котором выходила замуж) с букетом из бело-красных цветов, он — в смокинге. Мы ездили по традиционным свадебным местам Москвы, фотографировались, пили шампанское. Ближе к концу прогулки на Воробьевых горах торжественно сняли обручальные кольца и бросили их в Москву-реку. Сели в разные машины с надписью« Только что разведенные!» и разъехались в разные стороны, чтобы встретиться на застолье в холостяцкой квартире его папы. А дальше — поздравления: «С началом новой жизни!», цветы, подарки, крики« Сладко!», в финале вечера — салют. Были и слезы. От счастья и благодарности, что близкие люди поддержали нас в тот день в нашем решении. Теперь мы с экс-мужем лучшие друзья, нередко часами болтаем по телефону, смеемся, из наших разговоров почти исчезли претензии, мы перестали себя считать чем-то обязанными друг другу. На вопрос окружающих: «А не сойтись ли вам снова?» я отвечаю: «А зачем портить такие прекрасные отношения?» Светлана, 27, Москва

ВАРИАНТ 2: ПО‑ДЕВИЧЬИ

« Когда я получила решение суда, буквально танцевала. Моя сестра врубила звук магнитолы на максимум и закричала: «Ты вернулась! Ура!»(экс-супруг ограничивал мое общение с друзьями). Вечером друзья собрались около моего дома. У подъезда — сюрприз, такой же автомобиль, как на моей свадьбе, только черный. На мне черное платье, черные ботфорты. Выхожу, мои девчонки набрасываются на меня с поздравлениями, вспышки фотоаппарата(я заказала фотографа), затем едем кататься по городу. Потом — ресторан. Зал украшен шарами и свечами. А над столом — большой воздушный шар с надписью« Костя»(имя бывшего мужа). В конце праздника я кинула дротик и проткнула этот шарик. Сестра подарила мне букет из желто-синих цветов и футболку с надписью« Ivanova I»(моя девичья фамилия). Кульминацией вечера стал торт в виде Lexus IS 250(его хотел отсудить у меня муж). На крыше фигурка девушки в черном платье, похожая на меня. Под колесами в варенье лежал жених. Идею оценили! Праздник удался!» Елена, 23, Иркутск

ВАРИАНТ 3: ТИХО-МИРНО

« Мы разводились с мужем(иностранцем) по моей инициативе. Я влюбилась в другого и хотела быть с ним. В суд я пришла с любимым мужчиной, а муж с переводчиком. Судья посмотрела на мужа, перевела взгляд на меня(в тот момент я была на шестом месяце беременности от любимого), выслушала объяснения: «Разводимся из-за разных жизненных взглядов», мы также сообщили, что достигли мирных договоренностей по проживанию общих детей и в вопросах имущества. Вердикт: «Виноваты в равной мере». Выписала штраф. И все. После суда я, любимый мужчина, бывший муж и переводчик зашли в кафе и отпраздновали развод в уютной атмосфере. Пили чай с пирожными, говорили, вспоминали пережитое. Спустя несколько лет бывший муж уехал со второй женой(он снова женился на русской) и нашими двумя дочерьми на родину. Но мы до сих пор дружим семьями». Людмила, 39, Калининград

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Психолог и автор книги« Семь шагов к успешному разводу» американка Лара Дэвис считает, что бывшим супругам полезно устраивать общую вечеринку по случаю развода: «Ваша общая жизнь принадлежит не только вам, но и вашим друзьям, родным. Они имеют право знать о том, что происходит». Лара уверена: если супруги в этот день будут на виду, им будет проще пережить развод, и не придется ощущать себя хрупкой статуэткой, которую близкие боятся уронить, поранить. Еще один аргумент в пользу вечеринки: «С ее помощью у супругов больше шансов сохранить дружеские отношения и общение».

70% РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН ДОЛГО ЦЕПЛЯЮТСЯ ЗА ПРОШЛОЕ И НЕ РАЗРЕШАЮТ СЕБЕ НАСТРОИТЬСЯ НА НАСТОЯЩЕЕ И СМЕЛЕЕ ВЗГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ.

ВАРИАНТ 4: ВСЕ В КЛОЧЬЯ

« В этот день я взяла отгул, хорошо выспалась и рванула в другой город — разводиться. Отношения сошли на нет, но мы продолжали дружески общаться. Муж встретил меня в аэропорту с букетом роз и огромной мягкой игрушкой, серым волком(его Сергеем зовут). После оформления документов мы с друзьями отправились за город на шашлыки. На песчаном берегу провели фотосессию и сняли видеоролик в стиле Trash the Wedding Dress(«Выбрось свадебное платье»). Мы дурачились, катались по песку, раскрасили друг друга бутафорской кровью. Когда стемнело, сожгли свадебные наряды на костре и запустили в небо два шара в форме сердца. В знак того, что наши сердца свободны для новой любви. Мне этот день понравился больше, чем наша свадьба». Екатерина, 26, Санкт-Петербург

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  • В Италии популярны антисвадебные фотоальбомы, в них бывшие супруги хранят кадры, сделанные в день их развода.
  • В Канаде не редкость открытки с надписью« Счастливого развода!».
  • В США на звание бестселлера смело претендуют две книги: «Планируем вечеринку по случаю развода»(The Divorce Party Planner) и «Семь шагов к успешному разводу»(Seven Steps to Separating with Success).

ВАРИАНТ 5: ЗА СВОБОДУ

« В день своего развода подруга пригласила меня в бар, была прямолинейна: «Хочу напиться». Как не поддержать подругу?! Посетителей в заведении было много. Официант принес наш заказ, мы подняли первый тост: «За нее, за свободу!» Потом второй: «За него, пусть будет счастлив!» После двух бокалов подруга оживилась, осмелела и… пошла к сцене. Я видела, как она говорит о чем-то с музыкантом. Тот в ответ улыбается и кивает головой. И вот она уже перед микрофоном: «Дорогие друзья! Сегодня я развелась. По этому случаю я заказала песню Валерия Кипелова« Я свободен». Пусть мой, теперь уже бывший, муж найдет свое счастье — такое, какое он сам хочет, а главное, заслуживает!» Поначалу в зале воцарилась гробовая тишина, которую через мгновение взорвал шквал возгласов, аплодисментов и выкриков« Поздравляем!». Публика поддерживала выбор песни, потом она была заказана еще дважды. …Во время третьего по счету исполнения после слов« В моей душе нет больше места для тебя» подруга заплакала. Иногда развода хочет кто-то один из пары, и нужно время, чтобы это пережить. К нашему столику одна за другой подсаживались женщины, успокаивали, что-то советовали, делились своими историями. Мужчины участливо молчали и пили. Но это еще не конец истории! Через несколько часов в том самом баре моя подруга встретила Его, как вскоре оказалось, будущего мужа!» Софья, 31, Екатеринбург

ПОДСЛАСТИТЬ ПИЛЮЛЮ

Кондитеры США и Европы обладают рецептами антисвадебных тортов. Все ингредиенты в них такие же, как и в свадебных, а вот декоративные элементы позволяют разгуляться фантазии. По словам Сюзанны Максвелл, владелицы пекарни в Техасе, такие торты можно украсить и упавшими обручальными кольцами, и перевернутыми голубями, и сломанными свадебными колокольчиками, и шаржевыми фигурами бывших жен и мужей. Кондитер из Флориды Ларри Бач предлагает экс-супругам свадебный торт вверх тормашками или украшает десерт сценами убийства(в них обычно не везет мужчине). Георгиус Василиу, пекарь из Берлина, готовит подобные торты с 2005 года. Вместо розочек — съедобный портрет бывшего супруга. Англичанка Фэй Миллер творит марципановые сцены супружеских скандалов, собранные чемоданы, невест с ружьями и ножами. Цены за ее креатив — от $100 до $1300.

Половая потребность и блудная страсть составитель Ника

О разводе по вине прелюбодеяния

О разводе по вине прелюбодеяния

До закона Моисеева прелюбодеяние наказывалось смертью или телесными наказаниями.

Дмитрий Ростовский (Летопись, гл. События в 6-ом столетии 4-го тысячелетия): «Прелюбодеяние и в Ветхом Завете не удостаивалось помилования и прощения и никакими жертвами не могло быть очищено: не упомянуто о сем в Книге Левит, в которой описывается, какие жертвы нужно приносить за какие грехи. За прелюбодеяние не было назначено жертвы или очищения, но что же? - казнь смертная, и не каким-либо иным способом этот грех истреблялся и очищался в людях Божиих, как только смертною казнью. В Книгах пишется следующее: "Человек, иже прелюбы деет с мужатою женою, смертию да умрета и прелюбодей, и прелюбодейца" (Лев. 20,10); и еще: "Аще муж лежати дерзнет с женою мужатою, да убиют оба с мужатою и лежащаго с нею, да отъимут злое от Израиля" (Втор. 22, 22). Столь велик грех - прелюбодеяние, что ни от кого не удостаивается помилования! …В законе Моисеевом повелевалось камнями побивать мужа и жену, уличенных в прелюбодеянии (Ин. 8, 5). Если же какая-либо жена мужем своим заподозривалась в прелюбодеянии, то давалась ей священником для питья вода, наводящая проклятие, как об этом пишется в Книге Числ, в пятой главе; и если и она оказывалась повинна во грехе, то терзалась ее утроба (Чис. 5, 27). - Среди древних язычников также был закон - предавать огню прелюбодея и прелюбодейцу. Сим древним языческим законом, бывшим прежде закона Моисеева, и Иуда, сын Иакова, осудил свою невестку Фамарь на сожжение. Опилий (он же и Макрин), римский царь, повелел прелюбодея и прелюбодейцу связывать вместе и бросать в огонь. Август Тиверий, Домитиан, Север и Аврелий установили за прелюбодеяние следующее наказание: сгибать вершины двух деревьев, привязывать к ним за ноги виновного во грехе человека и затем отпустить деревья! Так же поступали и с повинной женой, привязывая ее за ноги к двум наклоненным деревам. Таким образом тело грешника или грешницы разрывалось на части. Другие римские цари допускали безнаказанно мужу, когда он застанет свою жену прелюбодействующею с иным, убивать обоих, прелюбодея и прелюбодейцу. Древнегреческий царь Сенедий издал закон - секирою отсекать голову мужу и жене, взятых на месте прелюбодеяния. Пример такого суда он показал на своем сыне, впавшем в сей грех, и не пощадил своей крови. В Аравии и Парфии прелюбодействующие бывали наказываемы смертною казнью. Саксоняне, бывшие еще в идолопоклонстве, убеждали прелюбодейцу, чтобы она сама, обвязав свою шею веревкою, повесилась и удавилась, а затем ее труп сжигали и вешали прелюбодея над ее костром. Прочие же народы, хотя они и не предавали смерти таковых грешников, однако не оставляли их без жестокого наказания. Египтяне прелюбодея били железом, нанося ему тысячу ран, а прелюбодеице отрезали нос. Куманы, посадив жену нагою на осла, возили ее по всему городу и били. Бразилийцы тех жен, которых заставали на месте прелюбодеяния, или убивали, или продавали как рабынь. В иных местах отрезывали женам нос и уши, а мужам - уды прелюбодеяния. Многие и другие лютые наказания прелюбодействующих были в различных странах».

А теперь скажем о разводе. В Ветхом Завете развод был разрешен следующей заповедью: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, - то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим)…» (Втор. 24, 1–4).

В Новом Завете названа одна причина развода - прелюбодеяние. Почему же такая разница в отношении одного и того же развода?

Исидор Пелусиот (Письма, п.166): «Почему законодатель дозволил давать книгу отпущения женам, ненавидимым мужьями? (Втор.24:1)»…Не потому, что должно изгонять жен, которые не нарушали брачного закона, но в намерении уменьшить зло большее и тягчайшее, он не узаконил, а лишь дозволил зло меньшее, не только отдавая предпочтение явному второму браку пред тайным прелюбодеянием, на которое бы отважились мужья (потому что не замедлили бы пользоваться женами друг друга), но и признав лучшим, чтобы жены были изгоняемы из дома, а не умервщляемы в доме. Поэтому и разлучил он тех, которые не могли жить вместе».

Евфимий Зигабен (Толкование по Ев. от Матфея): «Древний закон приказывал, чтобы ненавидящий почему бы то ни было свою жену не удерживал ее, но отпускал, дав ей разводное письмо, чтобы не случилось убийство. Иудеи были почти непримиримы не только по отношению к женам, но и к детям. Посему Христос и сказал им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф.19,8), но дать разводное письмо, чтобы впоследствии, когда отпущенная выйдет замуж за другого, отпустивший не мог взять опять ее, как свою жену, и чтобы отсюда не происходили беспорядки и раздоры. Научая вышеупомянутыми словами быть более кроткими, Христос теперь повелевает не только не отпускать жены, «только по вине прелюбодеяния», … но и отпущенной не позволяет выходить за другого мужа. Кто отпускает свою жену не за вину любодеяния, тот делает ее прелюбодейною, если она соединится с другим мужем; а кто женится на отпущенной другим, тот прелюбодействует с чужою. Узаконив это, Он сделал и жену благоразумнее. Слыша, что никто не возьмет в жены отпущенную, она будет любить своего мужа и угождать ему. Таким образом, напоминая о вине прелюбодеяния и тому, кто без причины отпускает свою жену, и тому, кто женится на отпущенной другим, Он укрепил мир супругов и позаботился, чтобы не допускалось прелюбодеяние. Кто не отпускает и любит свою, тот не пожелает чужой. И тот, которому запрещается жениться на отпущенной другим, не отпустит своей».

Итак, развод по вине прелюбодеяния прямо разрешен Господом, но для большей ясности мы рассмотрим это разрешение подробно.

«В собственном смысле нравственною причиною к разводу может быть неверность супружеская: «кроме вины прелюбодеяния» (Мф.5,32). Вот самое главное, что дозволяет быть разводу и вместе с тем подтверждает строгость супружеских отношений! Но, вообще говоря, в православии супружеский развод не должен быть. Почему же? Потому, во-первых, что муж и жена составляют из себя «плоть едину», две половины целого человеческого существа, так что к первой чете супружеской (Адаму и Еве) было отнесено одно имя «человека»: «и сотворил Бог человека… мужчину и женщину» (Быт. 1, 27). Затем, христианские супруги несут на себе знамя союза Христова с Церковью, который никогда не расторгается. И, наконец, развод всегда вредит и тяжкою обидою отзывается половине слабейшей, которую без сомнения, составляет жена. Посему «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19,6). Развод тогда бы был терпим или полезен в виде временной меры, когда бы люди не понимали в муже и жене единства по плоти и по духовной тайне брака, когда бы не признавали по невежеству своему за женщиною общечеловеческих прав, были бы близки по грубости своей к тому, чтоб лишать жизни своих жен. Таково и было невежественное состояние (жестокосердие)евреев (и то в позднем времени) (Втор. 10, 16), для которых законом Моисеевым разрешен был развод. «А сначала (до грехопадения) было не так (Мф.19,8). …Неверность супружеская, по крайней мере, первый дознанный опыт ее, не извиняют развода и не принесут пользы». Евангельское учение: «кроме вины прелюбодеяния» еще не непременный закон для развода, а только позволение или оправдание его. Муж, без сомнения, согрешит, если не примет жены, которая раскаивается и дает обещание быть верной. Если не будет прощена первая неверность в супружеском ложе и не будут приняты разумные меры против этой неверности со стороны другого лица, которое остается невинным: тогда с разводом повторится много неверностей. О древнем пророке Осии известно, что он взял в замужество блудницу, но потом совершенно исправил свою жену. …Кратко: христианский брак так нравственно высок, что муж ли будет развратный или только неумный и ленивый, жена ли дойдет до нетрезвости или только будет непривлекательна своею наружностью, только лишь крайне досаждает мужу своим строптивым характером - всем этим супруги должны жертвовать другой высшей цели брака, о которой говорит Апостол: «тайна сия велика есть; аз же глаголю во Христа и во Церковь» (Ефес. 5, 32). А таким образом, и развод в христианском браке не должен быть «по всякой вине» (Мф.19,3), т. е. ради каждой неприятности или по произволу. Таким образом, в полном смысле или решительно прелюбодеями считаются как тот, кто отпустив или удалив от себя жену, берет себе другое женское лицо для сожития, так и те, которые живут с изгнанными женами, так равно и жена, после развода с мужем живущая нечестно (Мк.10,11–12). А в Ветхом Завете был такой карательный закон на сей раз: когда бы жена, выгнанная мужем, снова была выгнана и другим мужем, который принял ее, или же овдовела после этого второго мужа, первый муж, даже и чувствуя жалость к ней или нуждаясь в сожительстве с нею, не имел права возвратить ее к себе (Втор. 24, 2–4). И так лучше всего не быть разводу между православными. А если есть для него законная или уважительная причина, то он не может произойти самовольно, но только с разрешения той же Христовой власти, которая сочетала его. Ни священник отнюдь не может никому дать, так называемое, «разводное письмо», ни вся местная церковная власть (исключая разводов по ссылке и безвестной отлучке) не решает сама по себе вопросов о разводе. Решение этих вопросов принадлежит высшей духовной власти (св. Синоду) (Уст. д. конс., гл.6)».

В тех случаях, если супруг решил развестись, не по «вине прелюбодеяния», а «по всякой причине» (Мф.19,3), то Господь говорит, что «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Святые отцы объясняют эту заповедь отдельно для мужчин и для женщин следующим образом:

Иоанн Златоуст (т.3, беседа: «Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен»): «Если ты увидишь, что он (апостол) предоставляет тебе власть отвергать одну жену, когда найдешь в ней один из этих недостатков (жена злобная, коварная, преданная пьянству, злословная, безумная, или имеющая какой-нибудь другой подобный недостаток), и брать другую, то благодушествуй, избавившись от всякой опасности; а если он не позволяет этого, но повелевает жену, имеющую все прочие недостатки, кроме прелюбодеяния, любитьи держать в своем доме, то охрани себя так, чтобы быть готовым переносить всю злобу жены. Если же это тяжело и трудно, то сделай все и прими все меры, чтобы взять жену добрую, благонравную и послушную, зная, что должно быть одно из двух, или, взяв дурную жену, переносить ее злобу, или, не желая этого и отвергнув ее, быть виновным в прелюбодеянии. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует»(Мф.5:32). Обсудив это хорошо прежде брака, и узнав эти законы, будем всячески стараться, чтобы вначале брать жену с добрым настроением и соответствующую нашим нравам; взяв такую, мы получим не только ту пользу, что никогда не отвергнем ее, но и будем любить ее с великою силою - так, как повелел Павел. …Как в телах наших, когда случится болезнь, мы не отсекаем члена, но истребляем болезнь, - так будем поступать и с женою. Если будет в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй этот порок».

Иоанн Златоуст (том.3, беседа на слова: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» (1Кор.7:39–40)): «Какой же это закон, который предложил нам Павел? "Жена",говорит он, "связана законом". Итак, она не должна отделяться от живого мужа, принимать другого супруга, или вступать в другой брак. И заметь, с какою точностью он употребляет сами выражения. Не сказал: пусть живет вместе с мужем, пока он жив, но что? "Жена связана законом, доколе жив муж ее", так что, хотя бы он дал ей запись отпущения, хотя бы она оставила дом и ушла к другому, она связана законом, она и в таком случае - прелюбодейка. Поэтому, если муж захочет отвергнуть жену, или жена оставить мужа, то пусть вспомнит это изречение и представит присущим Павла, который, осуждая ее, вещает: "жена связана законом".Как беглые рабы, хотя оставляют господский дом, влекут за собою и свои цепи, так и жены, хотя бы оставили мужей, имеют вместо цепей закон, который осуждает их, обвиняет в прелюбодеянии, осуждает и тех, которые берут их, и говорит: муж еще жив, и дело это есть прелюбодеяние. "Жена связана законом, доколе жив муж ее".И "кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Мф.5:32). Когда же, скажешь, можно будет ей вступить во второй брак? Когда? Когда она освободится от цепей, когда умрет муж. Объясняя это, апостол не прибавил так: когда скончается муж ее, она свободна выйти, за кого хочет, но: "умрет"(упокоится), - как бы утешая ее во вдовстве и внушая оставаться при прежнем и не соединяться со вторым супругом. Не умер муж твой, а спит. Кто не ожидает спящего? Поэтому он и говорит: "если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет" не сказал: пусть вступает в брак, чтобы не показалось, будто он заставляет и принуждает; он и не препятствует желающей вступить во второй брак, и не заставляет нежелающую, но сказал закон такой: "свободна выйти, за кого хочет".Называя ее свободною после смерти мужа, он выразил, что прежде этого, при его жизни, она была рабою; а, будучи рабою и подчиненною закону, хотя бы она получила тысячу раз запись отпущения, она по закону виновна в прелюбодеянии. Рабам позволительно переменять живых господ, а жене непозволительно переменять мужей, при жизни мужа, потому что это - прелюбодеяние. Не указывай мне на законы, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постановил. И мирские законы дозволяют это не просто и не без ограничения, но и они наказывают за это дело, так что и отсюда видно, что они неблагосклонно смотрят на этот грех, потому что виновницу развода они лишают имущества и отпускают без всего, и того, кто подает повод к разводу, наказывают денежным убытком; а они, конечно, не поступали бы так, если бы одобряли это дело».

Следует сказать, что Церковь определила несколько поводов к расторжению брака.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

О других причина развода более подробно будет сказано в теме «О любви в христианской семье», а сейчас скажем о разводе по причине физической неспособности одной из сторон.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-й заповеди, грех - самовольный развод): «…один из супругов может законно начать дело разводное по причинам или физическим или нравственным. Физическую сторону здесь составляет физическая неспособность к супружескому сожитию, если впрочем эта неспособность от природы и до брака оставалась затаенною (Св. зак.т.10,ч.1, ст.46–49), а не произошла в самом браке, как несчастье. Но и тут кто может вместить, да вместит» (Мф.19,12), т. е. лучшею жертвою Богу со стороны обиженного лица была бы решимость не требовать дозволяемого развода, но оставаться в бракедля одного дружества и взаимной помощи: живут же вместепрестарелые муж и жена, которые не имеют более между собой плотского сообщения и может быть так же не имели никогда детей. В смыслефизической причины к разводу можно принять ссылку такого рода, когда виновное лицо лишается всех прав состояния или безвозвратно ссылается: другому (невинному) лицу, конечно, нельзя вменить в нравственную обязанность нести ту же участь. (Если без всякой вести остается муж или жена, то также возможен по снисхождению развод этого брака через 5 лет (Уст. конс.п.231–237); а в случаебезвестной отлучки на войну (далеко зашел муж и не уведомляет о себе) или захвата в плен (дорогой на окраинах где-либо неверные отняли у мужа жену и увлекли ее в свои пределы), в этих случаях, так как они подают более надежды на возвращение безвестного лица, срок для расторжения брака полагается двойной, или 10-летний (Ук. син.1855). Но и самою безвозвратною ссылкою, при видимом расторжении брака, внутренне не всегда расторгается брак. В благоприятных на сей раз обстоятельствах брак может возобновиться, например, если ссыльный будет неожиданно прощен или окажется невинным, а оставшийся дома супруг раньше не искал законным порядком развода».

Выше уже было сказано, что после развода (по любой причине) христианин или христианка должны оставаться одинокими до смерти бывшего супруга.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (второе послание, ст.48)): «Оставленная мужем, по моему мнению, должна пребывать безбрачною. Ибо когда Господь сказал: «"кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Матф.5,32): то назвав ее прелюбодеицею, тем самым воспретил ей сожитие с иным. Ибо как возможно, чтобы муж был повинен, как виновник прелюбодеяния, а жена неповинна, быв от Господа названной прелюбодеицею за совокупление с иным мужем?».

В «Пастыре» ап. Ермы говорится, что и муж должен оставаться один. Но опять таки у Василия Великого есть поучение, в котором мужчине дается снисхождение в том случае, если его оставит жена.

«Женам же обычай повелевает удерживать мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде суть. Посему не знаю, может ли прямо прелюбодейкой наречься живущая с мужем, оставленным своею женою: ибо здесь обвинение падает на оставившую мужа, по какой причине она отступила от брака. Ибо если потому, что была бита, и не стерпела ударов: то следовало претерпеть, нежели разлучатся с сожителем; или потому, что не стерпела утраты имения, и этот предлог не достоин уважения. Если же и потому, яко муж ее живет в блуде, наблюдения этого не имеем в церковном обычае, но и от неверного мужа не повелено разлучатся жене, а пребывать с ним, по неизвестности, что последует. «Почему ты знаешь, не спасешь ли мужа?» (1 Кор. 7, 16) Поэтому жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодейка, если перешла к другому мужу; а муж оставленный, достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается».

Но если муж сам оставит жену, то не имеет снисхождения.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах, (первое послание)): «Если же муж, отступив от жены, поимеет иную: то и сам он есть прелюбодей, потому что творит с нею прелюбодеяние, и живущая с ним есть прелюбодейка; поскольку отвлекла к себе чужого мужа».

Что касается развода по причине бесплодия, то:

Блаженный Августин (Супружество и похоть): «…высший закон не позволяет оставить бездетную супругу и взять в жены другую женщину - плодовитую».

Также хотелось бы отметить, что на эти заповеди и поучения у христиан существуют различные реакции, начиная от покаяния, заканчивая самооправданием и нежеланием их исполнять. Вот что говорит Иоанн Златоуст о тех, кто сокрушался о своем грехе:

Иоанн Златоуст (т.3, Беседа: похвала Максиму и о том, каких должно брать жен): «В самом деле, когда мы много говорили вам о браках, доказывая, что отвергать жен или брать отвергнутых, при жизни прежних мужей их, значит, несомненно, прелюбодействовать, и читали закон Христов, который говорит: "кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует"(Мф.5: 32), - тогда я видел, как многие, поникнув головою, ударяли себя по лицу и не могли подняться, - тогда и я, воззрев на небо, сказал: благословен Бог, что мы проповедуем не мертвым ушам, но слова наши достигают души слушателей с великою силою. Гораздо лучше - вовсе не грешить; но немаловажно для спасения и то, чтобы согрешивший сокрушался, осуждал душу свою и с великим тщанием наказывал совесть свою; такое осуждение есть часть оправдания и конечно ведет к тому, чтобы больше не грешить. Поэтому и Павел, произведши печаль в грешниках, радовался, не тому, что опечалил их, но что посредством печали исправил их. «Теперь я радуюсь», говорил он, «не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:9,10). Поэтому, о своих ли, или о чужих грехах вы скорбели тогда, вы достойны бесчисленных похвал. Кто скорбит о чужих, тот показывает апостольское сострадание и подражает тому святому, который говорит: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?»(2Кор.11:29). А кто терзается за свои грехи, тот избавляется от наказания за дела, уже совершенные, и в будущем становится безопаснее посредством этой скорби. Вот почему и я, видя поникших головою, воздыхающих и ударяющих себя по лицу, радовался, представляя плоды этой печали».

А вот увещевание к тем, кто не желает исполнить эти заповеди.

Платон, Митр. Московский (т.2, Слово при посещении церквей Божиих Тверской пасты): «Сохраните верность в святом супружестве вашем, и друг друга взаимно любите, как возлюбил Христос церковь свою. Блудодеяния же и всякого беззаконного плотоугодия отвращайтесь. Ибо это тягостно для совести, и опасно для спасения нарушить клятву данную пред лицем алтаря, засвидетельствованную Богом и Ангелами Его».

Нравственное Богословие (грехи против 7-ой заповеди, грех - самовольный развод): «Супруги, живущие в самовольном с которой либо стороны разводе! Зачем же это вы остаетесь противниками христианского закона? Если хотите быть в числе истинных христиан, то поспешите исполнить заповедь Божию, которая относится к вам: «если же разведется (жена), то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим» (1Кор. 7, 11), т. е. да «помирится». А если вы не хотите и возвратиться к прежнему браку, который самовольно одним из вас расторгнут, т. е. если вы знаете посторонних: где же в таком случай ваша вера, где уважение ваше к имени христианина? Не насилуйте же после этого священника, как духовного отца, придя к нему для исповеди и требуя себе разрешения во грехах и дозволения приступить к святым тайнам. Оставьте напрасное самооправдание, что «вы поневоле делаетесь грешниками-прелюбодеями, так как сердце ваше кипит при одной мысли об обидах со стороны того лица, с которым решились развестись, и так как в то же время не можете воздержаться от беззаконного совокупления». Господь Бог никогда не поставляет человека в такое состояние, чтоб человек непременно грешил тяжкими грехами. Коли не хотите смириться друг пред другом, как огорченная так и огорчившая сторона, и в то же время не храните себя в целомудрии: то еще повторяем вам закон о правильном разводе. Просите-просите развода, раскрыв искренно свои причины. Но если Церковь не признает ваших причин уважительными, то вам больше и выхода нет в своем положении, как возвратиться к прежнему браку, а во всяком случае оставить постороннюю связь или только по времени грех прелюбодеяния. О, ради Бога, ради души своей исправьте же свою жизнь!».

Если же христиане не захотят оставаться одинокими и жить с прежними супругами, то им обоим необходимо понести епитимию.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (второе послание, ст.26)): «Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше разлучать, если возможно. Если же все равно держатся сожития, то да примут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет».

Из книги Десять Заповедей под ударом автора Финли Марк

Проблема прелюбодеяния Происхождение слова «прелюбодеяние» связано с глаголом, выражающим смысл разбавления вина водой, что означает подделывать или фальсифицировать, «заменить на что–то менее ценное или засоренное посредством добавления несоответствующего

Из книги Развод и повторный брак в церкви автора Инстон–Брюер Давид

Возврат после прелюбодеяния Но если ты уже оступился? Есть ли выход из пропасти прелюбодеяния? Не ново то, что человек, пытаясь жить на высоте Божьих стандартов, терпит неудачу. В Римлянам 3:23 сказано: «Потому что все согрешили и лишены славы Божьей», но 24 стих продолжает,

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

«Кроме вины прелюбодеяния» Не все приняли этот новый вид развода. Ученики раввина Шаммая (соперник Гиллеля, который часто не соглашался с ним), говорили, что Гиллель неправильно истолковал Писания, и что эта фраза «по любой причине половой распущенности» не значит ничего

Из книги Добротолюбие. Том I автора Коринфский Святитель Макарий

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Слово двенадцатое О вине 1. Таинство вина. (Оно есть образ) человеческого естества (или человека), желающего сретить Бога (угодить Богу) и для того в чистоте соблюдающего дело свое целым, чтоб Бог принял его (дело) с радостию.2. Сосуд (для вина) бывает осмолен надлежащим

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

О новом вине и старых мехах 18 В другой раз, когда ученики Иоанна и фарисеи постились, пришли к Иисусу люди и спросили Его: «Почему ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, а Твои - не постятся?»19 Иисус им ответил: «Разве могут поститься гости на брачном пире в

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

Отвращение от прелюбодеяния 15. Узнав об этих беззакониях, муж, уподоблявшийся Иисусу Христу и, сколько возможно, всегда явно исполнявший всякую правду и заботившийся об единоплеменном народе с отеческим сочувствием, скорбел, негодовал в себе и оплакивал всеобщую

Из книги Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов автора Палладий епископ Еленопольский

Облатки на вине ИнгредиентыМука – 1/2 стакана, масло сливочное – 50 г, вино белое – 300 мл, миндаль измельченный – 1 стакан, пюре яблочное или грушевое – 1 стакан, сахар – 100 г.Способ приготовленияБелое вино смешивают с мукой и 50 г сахара. Формы для выпечки облаток смазывают

Из книги Соборный двор автора Щипков Александр Владимирович

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

О боге, вине и о трезвых христианах 1994, январь. Полный текст публикуется впервые. Частично опубликовано: Церковно-общественный вестник, № 24, 2 октября 1997 (приложение к Русской мысли № 4191)Немцы винопитие, а с недавних пор и виноторговлю, считают излюбленным занятием

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Телячий язык в вине 3 телячьих языка (1 кг), 1 стакан красного сухого вина, ? стакана кукурузного (или соевого) масла, 1 луковица, 1 лавровый лист, 1 очищенная морковь, 2 зубчика чеснока, рубленая зелень петрушки, черный перец молотый, соль.1. Языки залить в кастрюле 2 л воды и

Из книги автора

Свиной окорок в вине? свиного окорока (до 2 кг), 2 стакана сидра, ? стакана сухого хереса, ? стакана сахарного песка, 1 ст. ложка готовой горчицы, 1 ст. ложка тертого хрена, в-8 бутонов гвоздики, 2 лавровых листа, 6 горошков черного перца, соль.1. Окорок положить в большую кастрюлю

Из книги автора

Об одинаковой вине мужчин и женщин в прелюбодеянии Для прелюбодеяния нет оправдания как мужчинам, так и женщинам, а значит не верно мирское мнение, что мужчине измена свойственна по его природе.Феофан Затворник (Толкование на посл. 1Коринфянам, 7,4):«В некоторых местах

Из книги автора

Прелюбодеяния при разлуке с супругом Некоторые христиане оправдывают свою измену разлукой со второй половиной.Нравственное Богословие (Грехи против седьмой заповеди, грех - прелюбодеяние):«Грех прелюбодеяния (как и всякий другой) стараются извинить. На первом

Из книги автора

Прелюбодеяния при болезнях супруга Следующее оправдание связано со здоровьем одного из супругов. При этом оправдывающийся, обычно произносит фразу типа: «мне ничего не оставалось делать, т. к. природа требует своего» (ответ на это оправдание уже дан выше). Прискорбно еще

Из книги автора

Виды нетелесного прелюбодеяния Итак, понятно, что если семейный христианин не нарушает заповедь: «не прелюбодействуй», то половые отношения с женой являются благословенными Богом. В 1–5 главах мы не говорили о телесных отношениях человека с противоположным полом, и на