Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения. Детская агрессия: советы психолога

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии , когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит . Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей...
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Купить эту книгу

Обсуждение

Здравствуйте! Спасибо за статью, нашла ответы на интересующие вопросы! 😊

10.07.2018 23:47:19, Любовь

Комментировать статью "Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей"

Агрессия ребенка!. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Агрессия ребенка! Всем привет! Давно читаю, вот решила зарегистрироваться, может быть коллективный разум поможет разобраться!

Обсуждение

После школы опросите детей как было. Не пытайтесь подсказывать. Пусть озвучат свою версию. По несоответствию, расхождение уже тогда выявляющие вопросы.Видя проявление участия без агресии, считаю они искренне расскажут. Думаю учитель вполне может быть малодушной, озлобленной личностью. Попытайтесь выяснить кто провокатор, зачинщик. Как начинается. Но без оценки произошедшему. Просто собирите факты.
У нас в саду была очень способная девочка, ну очень хорошо соображала как кого подстрекнуть, что б тот на мяч накинулся, что б хозяин тогда конструктор начал отнимать и тогда велосипед освободиться ей покататься. Такие комбинации строила, диву даешься. Я по часу уйти не могла, ребенок как уходить, так разгуляется. Ну и сидишь наблюдаешь. Ваш ребенок вполне может оказаться инструментом изощренного манипулятора.

16.05.2018 16:14:36, Акела

Мне трудно поверить, что учитель будет врать, что ваш ребенок кричал "всех убью". Это за гранью разумного. А главное, зачем это учителю? Я понимаю, что учитель мог несправедливо обвинить вашего сына в истории с ручкой, которую просто ему кинули и именно в этот момент вошел учитель. Но выдумывать, что ребенок кричал всех убью - не верю. Скорее всего, он действительно кричал. Возможно от безысходности, потому что его снова несправедливо обвинил учитель и мальчик разозлился. Но тем не менее, он это кричал. Одноклассница просто покрыла его, так бывает у детей. У меня сын в детском саду, они уже там могут друг друга защищать. Поверьте, учителю совершенно все равно, кто именно кидался ручкой. Кого он засек, тот и виноват. То есть в том смысле, что застал учитель Васю или Петю, учителю без разницы, вряд ли учителю прям хочется, чтобы именно ваш сын был обвинен. Если учитель не разобрался в ситуации и обвинил вашего сына, то лучше спокойно поговорите с учителем, расскажите, что на самом деле ваш сын не был зачинщиком кидания ручками.
Проблема в том, что дети действительно бывают агрессивны, а мать никогда в это не верит. Она звонит ближайшему другу своего сына, тот подтверждает, что ничего не было, и мать с новыми силами идет на защиту дитятко. А на деле этот дитятко третирует весь класс, организовывает травлю, бьет, портит вещи и прочее. Реагировать на это обязательно надо. Но именно реагировать, а не говорить учителю, ах, вы придираетесь, ничего такого он сделать не мог. Общайтесь с сыном, уделяйте ему больше внимания. Несмотря на младенца. Вся агрессия детей идет из семьи. Либо от безнаказанности и безнадзорности, либо от дефицита внимания.

16.05.2018 13:24:29, пвапв

агрессия в 1 классе. Нужна консультация психолога. Детская психология. агрессия в 1 классе. Учителя жалуются на агрессивное поведение ребенка.

Обсуждение

Вы наверное удивитесь, но совсем недавно на пару с мамой учили её мальчика 11 лет ругаться матом и давать отпор. Поверьте гораздо хуже, если ребенок не находит сил постоять за себя. Считаю, что у вашего ребенка совершенно адекватное поведение на период адаптации. Обсуждайте все такие случаи, пусть говорит, что он чуствовал на момент агрессивного поведения. Можно попробовать дать одному в лесу прокричаться матом - выкричать их все и попращаться с этими словами. Потом ввести запрет на эти слова.

Не всегда проблема в ребенке. Может в классе так принято, а ваш просто больше других бросается в глаза. Надо выяснять с другими родителями и с учителями.

агрессия 8 лет. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детская психология. +1, поведение ребенка вызвано поведением папы. Не сравнивайте детей, у Вашего ребенка такого папы нет, и слава...

Обсуждение

Сделать в такой ситуации ничего нельзя, если не рассматривать серьезно вариант воздействия на отца через опеку. Ограничьте общение своего ребенка с этим мальчиком, это лучшее, что Вы можете.

Для четкого, единственного ответа не хватает информации. А описывать все возможные варианты бессмысленно – их слишком много.
Но, действительно, к специалисту следует обратиться. Это, кстати, не обязательно должен быть «семейный» психолог. С детской агрессией работают и детские психологи и клинические.
Психолог и с мамой пообщается и ребенка обследует. Возможно, это классический случай, когда агрессивное поведение у ребенка связано с чрезмерно ограничивающим, холодным или жестоким обращение значимых для него взрослых, отвержением со стороны сверстников. А возможно, это последствия поражения ЦНС или травмы.
В любом случае, пусть мама не пренебрегает возможностью проконсультироваться со специалистами.
Это кстати, совет всем родителям: если Вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка, обращайтесь к психологу. Тем более, как правило, первая консультация у них бесплатная!

А агрессия у ребенка и дома проявляется, на любой запрет, абсолютно любой. У моего агрессивность уменьшилась на диете. Но мой не аутист, только аутичные черты.

Обсуждение

В мое отстутствие дискуссия развилась. Попробую еще раз сакцентировать какие-то моменты, которые как мне кажется недопоняты. Вот уж действительно аутист аутисту рознь. Нам повезло очень - мы имеем замечательнейшую смесь - и гиперактивность, и отсутствие речи, и далеко не отличное ее понимание (абстрактные вещи вне нашего разумения), и неврологические проблемы тоже. Проводить беседы о хорошем поведении безрезультативно, к великому моему сожалению. Стояние в углу для него продолжение игры..С терапистами АВА мы занимаемся почти 3 года, да, они не сертифицированы, но, по-моему, таковых в России и нет. Мы пытаемся переводить его агрессию на что-то другое. Когда он злится на занятиях что у него что-то не получается можно подсунуть ему мячик, чтобы он его помял. Иногда срабатывает. НО там обстановка немного другая, он занимается вообще-то с удовольствием и критические моменты не так часто возникают. Пробовали озвучить эмоцию, тк повторять он, в принципе, повторяет, типа - Я злюсь. Ну говорит он эту фразу, но слово для него ничего не значит:(Оно его ощущение не передает. У меня, у взрослого и контролирующего свое поведение человека иногда возникает желание хлопнуть дверью или грохнуть тарелку об пол, если меня не очень понимают. Ну а это ребенок, который по-другому донести до нас свои чувства и ощущения не может.... Ему хочется показать что он недоволен, но у него нет других способов... Я ведь вроде нигде не написала что с завтрашнего дня сажаю его на нейролептики и ничего больше делать не планирую... тем более я НЕ собираюсь класть его в больницу. У меня есть опыт лежания в стационаре психически здорового, но маленького ребенка, одних суток, пока я собирала анализы - удручающее было зрелище. Этого дитенка я не отдам, минусы для меня перевешивают все плюсы. Меня интересует, вдруг у кого-то был опыт применения каких-то лекарств, о которых я еще не знаю, котрые немного бы сгладили "бурность проявления чувств". Ведь какие-то ситуации я все равно изменить не смогу..

У меня ребенок-аутист, 6 лет, тоже оформляем инвалидность через 6ую больницу. Был там в июле-августе, во 2м отделении. Вот честно: Ничего ужасного я в больнице не увидела. Очень хорошие воспитатели, стараются детей разговорить как могут. Тима стал после больницы стихи читать - до этотго не слышала от него, движения повторять, и, самое главное: очень хочет ходить в сад. Все спрашивает, когда пойдет. Предыдущая попытка похода в сад была очень неудачной. Вообще это отделение - не знаю как другие - похоже на очень хороший детский сад. Нигде не видела, чтобы так с детьми носились.
Насчет медикаментозной загрузки - разницы не заметила. Ни в худшую, ни в лучшую сторону. Эффект от препаратов заметен через длительное время.
Я не жалею, что ребенка положила. Он там детей заметил, сейчас пытается "вступить в контакт".
Еще положительная сторона, очень важная для нас - он там стал спать по часам. Это так удобно, когда в 9 ребенок уже в постели спит, раньше до 12 по дому болтался.
Единственное, у меня ребенок спокойный довольно, бьет редко и несильно, а агрессивных, кто не может с другими детьми - сажают в "наблюдалку", одних. Наверно, это не здорово.

Агрессия у 5-летней девочки. Нужна консультация психолога. Детская психология. Агрессия у 5-летней девочки. Всем добрый день! Дочке 5 лет, девочка очень сильная,с характером...

Обсуждение

У нас такая же ситуация, дочке 4,5, причина агрессии как мне кажется в том, что дочь так защищается, т.е. она теряется в новой обстановке, или в новой ситуации и начинает хамить. Меня саму удручают такие моменты, просто вам нужно такие моменты заранее проговаривать, "то если ты стесняешься, то лучше ничего не говори, или просто поздоровайся и молчи". Нам вообще психолог в 3 года сказала, что у нее первая реакция на все новое негативная, поэтому и надо проговаривать все новые обстановки и события. Нам например это помогло, когда дочь с мамой поехали в дом отдыха, дочь начала дичиться от девочек, все у нее плохие и дуры, а по большому счету дочь не знала как с ними общаться, и бабушке пришлось все проговаривать и объяснять о чем можно спросить новую подружку и как с ней общаться. Зато потом когда я приехала на выходные, она гордо показывала мне своих подруг. Сейчас она опять поехала в санаторий с бабаушкой и все по новой. Короче это очень сложно воспитывать такого ребенка и это постоянная работа. А причины агрессии в неуверенности ребенка.
Р.S/ С площадки я бы дочь не уводила, а помогла бы наладить контакт с детьми.

Имхо, это по принципу нападение - лучшая защита. Как только девочка попадает в ситуацию, которая ее беспокоит, что она не может держать под контролем, вылазит агрессия. Уходить с площадки в данном случае, по моему, не лучший вариант, потому что ситуация не становится привычной и не исчезает причина проявления агрессии. Я думаю, тут стоит просто переводить в социально приемлемые нормы, но по сути ничего страшного нету. Просто она еще маленькая и не умеет по другому реагировать на непривычную обстановку.

агрессия к сестре. Отношения с детьми. Детская психология. 2.Сын бывает очень агрессивен по отношению к сестре. Огорченный чем-либо может пройти мимо нее и ударить в...

Обсуждение

1. если видите что она порывается взять игрушку, которую он заранее понятно не даст - самой пресекать попытку взять. выделить сыну место, где он сможет хранить то, чем делиться не намерен. и если не убрал - сам виноват, сестра поиграет 2 минуты и отдаст, потерпи. а еще лучше - поменяйся с ней, дай вот это и возьми то, во что она играет. получится мирно и все довольны, видишь?
2. за подобный удар я бы влепила слету, папа ваш поступает правильнее (не по форме - по содержанию). да, могу принять тапок от тех, кто не сторонник "физических наказаний", но и я не сторонник. но мы ж не о систематическом избиении младенцев ведь говорим, правда? есть вещи, на которые я не могу не реагировать жестко. и реагирую. справедливости ради надо сказать, что такая моя реакция была за почти 6 лет ребенкиных максимум раза три. влепила куда попала, потом разбирались в устной форме и объясняли что произошло. я была далека от состояния аффекта и силу строго контролировала конечно. острота реакции лечит гораздо быстрее чем бесконечные разговоры о том, "что такое хорошо и что такое плохо". это не тот случай

а вообще в садик вам конечно надо бы или компанию какую, скучно ребенку и единственная эмоция - сестра

В таких случаях я инстинктивно действую. Боюсь, но я бы отшлепала.

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница агрессия. У меня Васик почти 7 лет аутист... живем вдвоем,я работаю сутки/трое дома, в это время с ним...

Обсуждение

Агрессия, по-моему, такой этап развития, в общем-то, необходимый аутисту:(У нас агрессия четко связана со школой - и именно тогда, когда он начинает особо умнеть:) и социальность развивается - тогда и развивается агрессия. То есть, по моим наблюдениям, это желание!!! контакта, но неумение его, этот контакт, осуществить.
Способ как пережить такой период? Наверное, искать причину. А что еще? Лично для нас такая причина как ревность маловероятна. Не то у него отношение к жизни:) Многие наши грехи для него вообще не понятны:), например, жадность, трусость...
У нас на первом месте среди причин - нарушение традиций,его аутичных я имею ввиду, ну и еще режима питания:)
То есть схема примерно такая, у нас. Есть какое-то нарушение привычного уклада, а куда без этого денешься в жизни-то. И есть желание приблизить кого-то. Одно накладывается на другое, и получается агрессия.
Если нарушение его правил жизни происходит в спокойном периоде, то он просто с удовольствием уходит в себя:) Или если нарушений привычного нет(с чувством защиты все в порядке), и вдруг захотелось с кем-то подружить, то он просто совершает всякие глупости - может крепко обнять незнакомого человека, или например, подарить слегка объеденное мороженое:)
А когда все-таки идет агрессия, наверное главное, не бояться. Если он будет чувствовать что есть кто-то, кто может им руководить, ему будет легче справиться. У нас по-моему, есть тут прогресс, тф.тф.тф. Хотя он может вертеть в руках не только вилку. Вот тут на днях в лагере были, так он топором играл как карандашиком. Ну просто забылся человек, задумался:) А в руках любит что-то вертеть.
Я, кажется, тут уже рассказывала, что у меня такой своеобразный инстинкт грибника выработался с годами. Что-то делаю, а глаза сами собой по сторонам зыркают. Подсознательно любые острые, опасные и прочие вещи наблюдаю - просчитываю траекторию - вероятности - подбираю - на место кладу. В принципе это нужно только в период роста. Но уж...Муж все удивляется, говорю о чем-то, вдруг вскакиваю, куда-то бегу, прихожу, - и как ни в чем не бывало, продолжаю дальше говорить:)
А вообще о кошмарах лучше не думать. В жизни кошмаров много, обо всех думать, головы не хватит:(Лучше на автопилоте пролетать. Желаю чтобы все у вас было хорошо. Держитесь.

ксения*вася, мои знакомые с ребенком-аутистом выходят из положения следующим образом: обыгрывая ситуацию "злым тигром": ребенок на четвереньках медленно крадется как Тигр и в момент выплеска эмоции вытягивает "передние лапы" по ковру, "распускает когти" (пальцы рук очень напряжены) и издает громкое рычание "ррррр!". не сразу пришли к этому, но сейчас помогает после эмоциональной встряски. Это упражнение еще используют и в психомоторной коррекции.

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей Агрессивность -- это свойство личности, выражающееся, в готовности к агрессии.

Обсуждение

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже - отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ре­бенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на дей­ствия родителей.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее - не­удовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой про­теста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не зна­ют, что дети-дошкольники не могут длительно за­ниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скру­чиванию пружины; чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Таким образом, первым шагом психолога в работе с агрессивным ребенком должно стать выяс­нение возможных причин его поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более пол­ную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

Изменение стиля взаимодействия с детьми;

Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Независимо! от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5. Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:

а) развитие умения понимать состояние другого человека;

б) развитие умения выражать свои эмоции в со­циально приемлемой форме;

в) обучение ауторелаксации;

г) обучение способам снятия напряжения;

д) развитие навыков общения;

е) формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

Подраться с подушкой;

Использовать физические силовые упражнения;

Рвать бумагу;

Нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

Использовать «мешочек для криков»;

Поколотить стол надувным молотком и т. д.
Овчарова Р. В. предлагает использовать в це­лях коррекции агрессивного поведения детей:

Занятия психогимнастикой;

Этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

Этюды и игры релаксационной направленности;

Игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотера-пии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.
15.12.2005 17:43:27, Илария

Агрессия в 4,5 года - что делать?. Капризы и истерики. Детская психология. Агрессия в 4,5 года - что делать? Мальчик 4,5 лет, всю жизнь бывший абсолютным ангелом, стал проявлять...

Обсуждение

Агрессию можно победить только лаской и вниманием. Если более конкретно, то при общении стараться выяснять причины подобных поступков, не давая им плохую оценку, иначе ребенок либо замкнется, либо будет протестовать дальше и устранять именно причины агрессии, а не следствие.
Например, в случае с игрушками ребенку явно не хотелось убираться в комнате, к тому же, возможно, он совсем не хотел прихода Ваших гостей, а в результате - протест. Можно было бы, во-первых, убирать игрушки вместе с ним, а во-вторых, заинтересовать его тем, что по окончании уборки, когда придут гости, он будет смотреть интересный мультик. Конечно, до конца ситуация не ясна, но все же самый верный путь не обвинять ребенка в агрессии, а стараться понять, почему вдруг у бывшего ангела она стала интенсивно провляться. Просто так дети плохо себя не ведут. Плохое поведение ребенка зачастую является результатом неправильного поведения родителей. Мне, например, в подобных ситуациях помогает анализ именно своего поведения: что и как я делаю не так. Попробуйте, разобраться: может быть Вы много с него требуете (а ему всего 4.5 года), может быть ребенок сильно скучает и ревнует Вас к каждому приходу гостей, может быть Вы слишком мало уделяете ему внимания или часто приглашаете гостей?

Родители, столкнувшиеся с агрессивным поведением своих детишек, часто впадают в панику. Вопрос, который чаще всего их волнует: «Что делать, как реагировать, когда дитя начинает истерически орать, падает на пол, бьется, кусается»? Для этого нужно постараться понять причины агрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детская агрессия: как вести себя родителям?»

Агрессия - это нормальное проявление детской психики, которое в раннем возрасте практически неконтролируемо и связано с взрослением малыша и становлением его как личности.

Причинами детской агрессии может быть что угодно и родителям особенно важно уметь в них разбираться, чтобы агрессивность не стала привычкой.

Психологи выделяют две основные группы причин детской агрессии - внутренние и внешние.

К внутренним относят особенности темперамента и нервной системы, личностные черты, к внешним - условия конкретной ситуации, влияние социума и окружающей среды.

Попробуем систематизировать самые распространённые причины, которые вызывают агрессию:

Физическое наказание.

Ребёнок всегда будет желать вам отомстить, если вы его шлёпнули или накричали за плохое поведение (через крики, укусы, протесты). Ведь глупо пытаться отучить детей от агрессивного поведения с помощью самой агрессии. Потом ребёнок, естественно, будет переносить такую модель поведения и на других.

Стресс и усталость.

Часто причиной агрессии является физический дискомфорт, переутомление или сильные переживания. И дети «выпускают пар», расшвыривая игрушки, топая ногами, падая на пол, крича.

Ограничение физической активности.

Проводя большую часть времени в ограниченном пространстве, когда детям запрещается бегать, играть в подвижные игры, прыгать, нельзя избежать естественной ответной реакции на ограничение двигательной свободы.

Cтили воспитания в семье.

При строгих наказаниях детей за любое проявление агрессивности, дети скрывают свои эмоции в родительском присутствии, но это не гарантирует отсутствия эмоций в иных ситуациях. И наоборот, причиной агрессивности может быть и родительская чрезмерная уступчивость, неуверенность, а иногда и беспомощность во взаимоотношениях, когда дети не могут чувствовать себя в полной безопасности. Дети могут использовать непослушание и агрессию, чтобы привлекать к себе внимание близких.

При усталости, голоде, испуге, ограничении свободы, психологическом давлении ребёнок может «вспыхнуть» в одну секунду.

Агрессия у ребенка выражается по-разному:

Он дерется,
-кусается,
-бьет родителей,
-говорит обидные или грубые слова
-причиняет боль себе – бьется об пол головой, кусает себя, царапает,
-он не идет на компромисс с друзьями, ни в чем никому не уступает,
-он любит отрицательных героев (Кащея, Бабу-Ягу), старается им подражать, не замечает положительных героев.

Что делать с детской агрессией?

Что в таких ситуации могут сделать родители, чтобы контролировать формирующиеся «бессознательное Я» ребёнка; как можно избавиться от детской агрессии?

Нельзя сознательно отрицать факт наличия у ваших детей агрессивных наклонностей. Если внутри вашего малыша родился «злобный динозаврик», то надо попытаться его усмирить. Вообще, в педагогике и психологии существует множество воспитательных приёмов при отрицательном поведении детей.

Прежде всего, вы должны дать ребёнку понять, что любите его всегда, чтобы он ни делал, что вы понимаете его чувства, что принимаете его даже тогда, когда у него не получается справиться с собой и когда он дерётся, или портит в гневе окружающие вещи.

Можно даже проговорить: «Я понимаю, почему ты сердишься (обижен). Я бы тоже сердилась из-за этого. Но давай вместе разберёмся (помиримся) и т.д.» Иногда даже такая реплика поможет ребёнку овладеть собой. Дайте ребёнку понять, что с ним все в порядке, что «мама поможет!», «мама рядом!». Но при этом вы также можете гневаться, показывать свою обиду, но только цивилизованно, подавая пример.

Для того, чтобы помочь ребёнку избавиться от нежелательных форм поведения, научите его выражать свои эмоции. Каждый раз, сдерживая свои агрессивные эмоции, ваш малыш «загоняет» их внутрь. Установите с ребёнком зрительный контакт, спокойно посмотрите на него и дайте ему выговориться. При этом выясните причину агрессии и устраните её в кратчайшие сроки. После этого объясните, как можно выразить злые эмоции по-другому - в позитивной форме, подайте положительный пример, образец зрелого поведения. Кстати, старайтесь не прикасаться к детям в минуты раздражения, они не должны ничего почувствовать.

Попробуйте перенести негативные чувства на неопасные объекты - подушки, каучуковые шарики, резиновые игрушки, кусок мягкого бревна, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», спортивный инвентарь и др. Пусть ребёнок направляет гнев не на людей, а переносит его на неодушевленные предметы, выплескивая его в игровой форме. Этот способ особенно полезен для робких, неуверенных в себе детей, но недопустим для чрезмерно открытых.

Необходимо учитывать недопустимость частых запрещений и не допускать срыва деятельности ребенка. Вы не сможете запрещать детям что-то всю жизнь, ваши авторитарные методы воспитания особенно ярко проявятся в подростковом возрасте. Лучше с ранних лет заложить в детях механизм самовоспитания и самоконтроля, пусть у детей войдёт в привычку анализ собственных поступков с точки зрения хорошо - плохо, воспринимая плохие поступки как проявления слабости. Кроме того, если постоянно запрещать, можно развить в детях комплекс неполноценности и отбить всякое желание заниматься какой-либо самостоятельной работой.

Научите ребёнка в момент агрессии улыбаться и расслабляться. Поговорите с ним о том, какими злыми и некрасивыми «бяками» становятся люди в порыве гнева. - Можете научить его снимать агрессию с помощью битвы подушками, можете выбрать мягкую игрушку и назвать её смешным именем «Бу-Бу», и сказать, что нельзя драться, но есть Бу-Бу, который любит поиграть в «толкалки».

Чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике. Чем большим количеством времени вы располагаете, тем лучше: малыш первое время будет подолгу заигрываться в «Салют» и «Упрямого барашка».

«Обзывалки»

Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» - «А ты помидор!» и т.д.

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.

«Борьба на подушках»

Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила – не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.

«Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.

«Мячик, катись!»

Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

«Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас – мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

«Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».

«Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отнимать, пинать, бросать – главное, соблюдать все правила.

Делайте малышу «сказочный массаж», рассказывая какую-то сказку или историю из жизни и одновременно похлопывая его по спинке.

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите нарисовать «закорючки». По силе нажатия на карандаш и степени «размашистости» вы увидите, как постепенно напряжение исчезнет. После этого можете «яростно» разорвать вместе «злую» бумагу.

Вообще каждый родитель волен сам выбирать стиль воспитания своих детей, ведь все дети уникальны. Главное - это ваше желание воспитать детей хорошими и добрыми и ваш творческий подход. И запомните, там, где есть любовь - там нет места агрессивности. Любви вам и терпения!


Статье мы уже рассматривали природу детской агрессии. Сегодня поговорим о том, как правильно вести себя с агрессивно настроенным малышом.

Повышенная агрессивность детей. Каковы причины?
  1. Трудности общения в семье. Это когда с ребёнком – только о делах (уроках) и почти никогда про настроение. Родители не соприкасаются положительными эмоциями с ребёнком. Можно и во время помывки посуды успеть поговорить, и время на совместное разгадывание кроссворда найти. Но очень часто семьи ритмично функционируют исключительно по делам. Этому есть название: «эмоционально холодное воспитание».
  2. Невнимание взрослых к нервно-психическому состоянию детей (быстрая утомляемость, неустойчивость к стрессу, спрос как со взрослого);
  3. Сложные роды, оставляющие последствия в виде особенностей функционирования головного мозга ребенка. Агрессия, невнимательность, хроническая подавленность настроения.
  4. Средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные меры.

Вмешательство при агрессивных проявлениях
  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие стратегии:
  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
  • выражение понимания чувств ребенка (“Конечно, тебе обидно…”);
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания (“Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня”);
  • позитивное обозначение поведения (“Ты злишься потому, что ты устал”).

Агрессия естественна для людей. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, выпустить «пары», внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

  1. Важно акцентировать внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью – это даёт ребёнку надежду, что в другой раз будет легче понять себя. После того, как ребенок успокоится, обсудить с ним его поведение. Описать, как он вел себя, какие слова говорил, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Проговаривая поведение ребенка, важно ограничиться только тем, что произошло “здесь и сейчас”, не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он вряд ли захочет меняться. Обида бывает сильнее желания быть хорошим. Вместо “чтения морали” лучше показать ему, что агрессия больше всего вредит ему самому. «Тебя будут бояться… Играть одному не интересно». Дать инструктаж, как надо вести себя в такой ситуации без драки и ругани.

Ещё хорошо бы взрослым научиться быть «чутким зеркалом» для ребёнка. Просто озвучивать его действия и чувства, чтобы он осознал, увидев себя со стороны:

  • констатация факта (“Ты ведешь себя агрессивно”);
  • констатирующий вопрос (“Ты злишься?”);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения (“Ты хочешь меня обидеть?”, “Ты хочешь продемонстрировать силу?”);
  • обозначить свои чувства (“Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне”, “Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит”);

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, – “отрабатывать” свое агрессивное поведение (“А теперь иди, извинись”, – “погладь по голове”, – “пожми руку”, – “предложи игрушку обиженному тобой ребенку” и т.п.).

  • апелляция к правилам (“Мы же с тобой договаривались!”).

Ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

  1. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям очень важно не «заражаться» агрессией в таком напряжённом разговоре. А это значит, что тон голоса, взгляд должны быть устойчиво-спокойными. Постарайтесь тщательно контролировать свой праведный гнев, возмущение, страх или беспомощность.

Именно это позволяет сохранять с ребёнком хорошие отношения и показывает, как нужно владеть собой.

  1. Типичные ошибки взрослого, усиливающие напряжение и агрессию:
  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти (“Будет так, как я скажу”);
  • агрессивные позы и жесты: разговор “сквозь зубы”;
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка друзей ребенка;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • нотации, проповеди, “чтение морали”,
  • наказания или угрозы наказания;
  • обобщения: “Вы все одинаковые”, “Ты, как всегда…”, “Ты никогда не…”;
  • сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;
  • оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но разрушение самооценки приносит куда больший вред, чем само агрессивное поведение.

Продолжение следует…

Агрессивное поведение и упрямство не только вид негативного и враждебного расстройства социальных взаимосвязей, но и отстаивание своего права на защиту от вмешательства или оскорбления со стороны других. Упрямый и агрессивный ребенок обычно склонен вступать в ссоры с взрослыми, часто пренебрегающими его достоинством, ругающими его, склонными с легкостью давать волю гневу или агрессии. Что делать, если у вас агрессивный ребенок, расскажет наш психолог.

Что делать, если ребенок агрессивный?

Очень важно, чтобы психотерапевт уделял больше внимания работе с родителями, так как их поведение оказывает прямое влияние на детей. Все участники терапевтического процесса должны понимать цель лечения и свое собственное мнение направлять на достижение лучших результатов.

Специалисты единодушны в том, что асоциальные расстройства, в том числе и если ребенок агрессивный, чаще возникает в семьях, где поведение родителей не знает границ. Оппозиционное поведение распространено также среди гиперактивных детей. В этих случаях успешное лечение гиперактивности, как правило, снимает и другие поведенческие проблемы.

В отношении детей, чье оппозиционное поведение не связано с гиперактивностью, основой лечения является терапевтическая работа с ребенком и его семьей. Родители должны обучиться вести себя правильно и понимать, что следует отказаться от негативных выводов в отношении детей, протестующих против грубого поведения родителей.

Большинство агрессивных детей, по всей вероятности, убеждены, что их поведение приемлемо и эффективно. Маленькие дети постоянно испытывают свое окружение действием, так как не могут четко выразить свои намерения в словах. Если это им разрешается, они выражают свое раздражение, разбрасывая игрушки или бросая их в товарищей по игре, которые отвечают им тем же. Дети мягкие и нерешительные по натуре, глубоко воспринимают поучения взрослых и при повторении подобной ситуации прекращают поддерживать агрессивное поведение других детей.

Особенно вредна непоследовательная реакция на агрессию ребенка, которая иногда наказывается, а иногда игнорируется. Дети не могут понять смысл столь противоречивого поведения взрослых. Возникающее в таких случаях разочарование может в дальнейшем привести к агрессивному поведению.

Как вести себя в момент приступа агрессии ребенка

Чтобы справиться с агрессией ребенка, необходимо налаживать и сохранять контакт с ним. Зрительный контакт - важное лекарство, благодаря которому вы даете своему ребенку любовь. При зрительном контакте вы благосклонно глядите на малыша, а ребёнок глядит на вас.

Визуальный контакт с ним легкий и обычный, как например, когда вы смотрите на младенца, который в ответ вам улыбается. Правда, он может быть очень сложным.

Когда ваш ребёнок злится на вас и шумно выражает собственную ярость, а у вас проблемы и вы ощущаете что еще капля – и ваше терпение лопнет, то и мыслить не захочется о том, чтоб с любовью глядеть ему в глаза. Но сделать это нужно из-за себя и ребёнка. Так как это чрезвычайно тяжело, во время возмущенных вспышек ребёнка вам нужно будет разговаривать с собой. То есть успокаивать себя.

Это, несомненно, поможет не утратить самоконтроль, даже в состояние злости. Когда вы в разгневанном состоянии, тяжело уверить себя в этом. Однако, это единый метод обучить его управлять собственной яростью. Этот беседа с собой вам, несомненно, поможет наладить дружественный визуальный контакт с ним в этот тяжелый, принципиальный момент.

Невзирая на действия агрессивного ребенка, контакт действительно работает. Если ваш ребёнок безжалостно глядит на вас, то вы, может быть, захотите увести взор. Но избегая контакта взором, вы лишь увеличите его ярость.

Конечно, ни в коем случае, не изливайте свою злость на него. Детки воспринимают это посильнее чем душевную или физическую боль.

Физический контакт

Когда агрессивный ребёнок не хочет входить в визуальный контакт, то есть ещё физический. Изучения демонстрируют, что немногие детки имеют довольно много таких контактов, которые способны пополнять его эмоциональность. Когда всем отлично и славно, то он воспринимается и детками и родителями как заслуга. В тяжкие дни физический контакт становится спасением.

Когда ребенок разгневан, он так поглощен своими мыслями, что утрачивает ориентацию и не соображает, что происходит вокруг. В такие периоды ласковые, лёгкие, скорые прикосновения помогают. Правда, если агрессивный ребенок ещё разгневан на вас, то лучше обойтись без физического контакта, пока он не упокоится.

Любому ребенку необходимо уделять время. Причем уделять ему очень много времени, чтобы он знал, что он самый важный человек для вас во всем мире. Чтобы справиться с гневом ребенка, нужно для начала знать, какой он сам. А потом уже применять характерные способы.

«Моей дочке четыре с половиной года. В последние несколько недель я стала замечать ее агрессивное поведение (в детском саду укусила и ущипнула девочку, да и сама часто приходит в синяках). Дома мы поговорили об этом, а через пару дней все повторилось снова.

Когда начинаешь ей объяснять, что это нехорошо, закрывает уши руками, и говорит: «Хватит, я все поняла», - но потом все начинается снова. Ребенок агрессивный, упрямый, часто делает вид, что не слышит, когда я ее зову или что-то прошу сделать.

Еще в раннем детстве проявляла независимость и самостоятельность, сейчас же надевает только то, что выберет сама. Гиперактивна, ни минуты на месте и ни минуты тишины, хотя это и не плохо. Но очень беспокоит ее агрессия и упрямство, как с этим справиться, именно справиться, а не бороться. Мы пробовали, но ничего не помогает, становится еще хуже... Лала Григориадис».

Что делать, если у вас агрессивный ребенок, отвечает психолог Елена Порываева:

Умение постоять за себя, в общем-то, полезно детишкам, в том числе и девочкам; однако вы описываете несколько иное поведение - в первую очередь достаточно неадекватное. К примеру, вы говорите, что девочка приходит из садика в синяках - и не делает из этого никаких выводов, продолжая поступать точно так же.

Значит, есть какой-то стимул, который провоцирует и даже заставляет ее так себя вести. Не забывайте, что дети являются своеобразным барометром погоды в доме, то есть зеркалом, отражающим взаимоотношения в семье, в первую очередь между значимыми взрослыми.

В вашем случае девочка неконтактна даже по отношению к родителям - когда ей пытаются что-то сказать, зажимает уши и т. д. Агрессивный ребенок при этом не может спокойно посидеть, потому что... Обратите внимание на свое поведение... Поинтересуйтесь, может быть что-то провоцирует вашу дочку на такое поведение в детском саду...