Как изменить мышление на позитивное. Позитивное мышление - успех в жизни! Убить иллюзии

Остается изменить свое отношение к жизни: вместо огорчения или негодования попробовать видеть пользу. Только взять и начать видеть хорошее не так просто. Личностный тренер и блогер Марк Чернофф дает несколько советов, как этому научиться. Фактрум публикует подборку его советов.

1. Для начала успокойте разум

Чтобы контролировать мысли, нужно научиться их осознавать. Давайте попробуем: сделаем глубокий вдох и постараемся освободить разум от всех разговоров. Так мы создаем пространство для чего-то нового, непривычного. Мы делаем перерыв.

Не говорите, что не можете или времени нет. Да, каждый день приходится выигрывать маленькую битву. Но перерывы необходимы: если мы не отдыхаем, то незаметно «сжигаем» самих себя.

Отдыхать нужно регулярно: выбирать время тихо посидеть в тишине, понаблюдать за самим собой и понять, какие мысли крутятся в голове. Самое важное - понять, где наши собственные мысли, а где навязанные извне. Не жалейте времени - даже если вы не разберетесь за один раз, не страшно. Главное начать.

2. Постепенно, но сознательно отказывайтесь от плохих мыслей

После того как мы научились осознавать свои мысли и эмоции, время учиться сознательно переключать внимание с одной мысли на другую: найти мысль, которая нам мешает, и заменить ее на вдохновляющую, полезную.

Безвыходных ситуаций не бывает - бывают люди, которые уверены, что выхода нет. Не позволяйте мрачным мыслям сделать мрачной всю жизнь. Постепенно заменяйте плохие мысли на хорошие, и реальность со временем изменится.

Мысли задают наше настроение. В наших головах рождаются самые смелые мечты, которые можно воплотить в жизнь. Именно поэтому мы должны внимательно изучить, что творится в нашей голове, и сознательно сосредоточиться на полезном. Скорее всего, сделать это сразу тоже не получится, но постепенно к такому привыкаешь.

3. Отбросьте заботы хотя бы на минутку

Внутри каждого из нас живет другой «я», который всегда пребывает в покое. Он появляется, когда мы отбрасываем заботы.

Наш мир не зависит от внешних условий. Покой можно найти в любом месте и в любое время - достаточно оказаться целиком и полностью, физически и эмоционально там, где мы сейчас находимся.

И здесь поначалу будет сложно. Не сдавайтесь: выделяйте минутку посреди рабочего дня или бытовой суматохи, чтобы почувствовать, что вы просто есть.

4. Скажите «спасибо»

Может, сейчас у нас и нет заводов, газет, пароходов, но того, что есть, достаточно для нормальной жизни.

Будьте благодарны за это и за то, чего пока нет. У каждого из нас миллионы возможностей, но нужно понять, что ни один человек никогда не будет владеть всем или знать все на свете.

Мы всегда были и будем только частью большого целого и при этом всегда останемся уникальными. Цените все, что уже знаете, и то, чего еще не понимаете. Цените огромные возможности, которые у вас есть.

Жизнь всегда будет не совсем такой, как нам хочется, и надо это понять и принять.

5. Признайте, что трудности тоже полезны

Счастье, страсть или успех редко достаются просто так, без борьбы. Если дорога легка, мы, возможно, идем не туда. Трудности помогают нам развиваться, даже если прямо сейчас мы все проклинаем. Трудности направляют, исправляют и совершенствуют нас, но на это нужно время, много времени.

Иногда будет казаться, что все не так, что мы топчемся на месте. Но на самом деле это просто часть жизни: порой на пути к мечте приходится пройти через ад.

Говорят, «ночь темна перед рассветом», и это правда: труднее всего обычно как раз перед тем, как случается чудо.

6. Когда что-то закончите, оглянитесь и осознайте, с чего начинали

Все рано или поздно заканчивается, и это тоже важно признать.

Мы должны научиться закрывать дверь, переворачивать страницу и идти дальше. Не важно, какую метафору придумать - важно оставить прошлое в прошлом и наслаждаться настоящим.

Конец на самом деле не конец, а место, где все начинается сначала. Это последнее слово в одной главе и начало другой.

7. Когда все валится из рук, обратитесь за помощью к своему телу

Разум зависит от тела. Он реагирует на напряженность мышц, скорость дыхания или шагов. Точно так же тело зависит от мыслей и чувств, реагирует на состояние ума и даже на слова, которые мы произносим.

Это значит, что одно можно контролировать через другое. Так что если все валится из рук и сосредоточиться никак не получается, хитрите: используйте тело.

Представьте на минутку, как вы выглядите со стороны, когда настроение у вас отвратительное: плечи ссутулены, дыхание прерывается, вы хмуритесь. Попробуйте, сядьте так прямо сейчас. Что чувствуете?

А теперь сделайте прямо противоположное: сядьте прямо и улыбнитесь, глубоко вдохните и выдохните несколько раз, хорошенько потянитесь. А теперь что чувствуете?

Наше тело - хитрый инструмент, с помощью которого можно изменить свое отношение к жизни буквально за минуту (может, надолго и не подействует, но собраться поможет). Полезно уметь им пользоваться.

Постскриптум

Я говорил об этом раньше и скажу снова: именно в голове происходит большинство конфликтов, которых в реальности не будет никогда. И если мы позволяем таким мыслям поселиться в голове, они отнимут у нас самое ценное - покой, довольство, время и в конечном итоге жизнь. Мы окажемся на грани нервного срыва, скатимся в депрессию. Я знаю, я там был.

Честно говоря, в жизни полно вещей, которые мы способны взять под контроль. Например, мы можем решать, на что тратить время, с кем общаться, с кем делить жизнь. Мы можем выбирать, что, как и кому говорить, что есть на обед, читать и изучать. Мы можем выбрать, как реагировать на неудачи.

А самое главное: мы можем выбирать, как относиться к жизни. И от этого в итоге зависит все остальное.

В жизни происходят разные моменты, как положительные, так и отрицательные. Иногда происходит такое, что депрессия преобладает и человек не знает, как ему быть. Ничего не хочется, ничто не радует. Пропадают оптимизм и жизненная позиция, все валится из рук. Именно в такие жизненные моменты каждый начинает задумываться, что же делать дальше и как изменить жизнь свою. Кто-то меняет обстановку, кто-то окружение, а кто-то просто уходит в себя. Но что бы ни случилось, нельзя опускать руки. Ведь если относиться ко всему позитивно, делать все с оптимизмом, то и жизнь начинает налаживаться.

Сколько бы ни было лет человеку, никогда не поздно изменить себя, свою жизнь и отношение к ней. А вот с чего начать и как это делать, подскажет эта статья.

Изменение обстоятельств - первый шаг к успеху

Чтобы понять, как свою жизнь изменить, начните со смены обстоятельств, которые вас окружают, а именно.


Изменение отношения к жизни и обстоятельствам

Бывает такое, что за один день, неделю, месяц невозможно изменить то, что скопилось годами. Не всегда можно избавиться мгновенно от своих привычек и желаний, нечасто выпадает возможность попробовать что-то новое, тогда следует изменить отношение к ситуации. Как говорится, не можешь изменить ситуацию - поменяй отношение к ней. Это очень помогает для достижения умиротворения и позитивного настроения.


Изменение внешнего вида - шаг навстречу себе

Как говорится, встречают по одежке. Каждого счастливого и довольного своей жизнью человека видно издалека. Он просто светится от радости, излучает свет и тепло. Поэтому одним из шагов на пути изменения себя и своей жизни является смена внешнего вида. Ведь только полный баланс внешнего и внутреннего сможет помочь в достижении целей.


  • Соблюдайте баланс между работой, учебой и развлечениями. Всего должно быть в меру. Если вы с головой погружаетесь в работу или живете в мире вечного отдыха, рано или поздно все это наскучит и станет неинтересным. Нужно уметь работать, но и про отдых нельзя забывать.
  • Жизнь в браке может превратиться в рутину. Следует всегда разговаривать со своим партнером, чаще проводить время вместе, организовывать совместные поездки, гуляния или просто тихие вечера перед телевизором. Разнообразьте вашу интимную жизнь. Будьте открытыми и решайте проблемы по мере их поступления. Никогда не откладывайте эти решения в долгий ящик, не вспоминайте старые обиды. Живите сегодня и будьте счастливы.
  • Общаться рекомендуется с успешными и положительными людьми. Равняйтесь на них, ведь при общении с лучшими вы, сами того не подозревая, становитесь лучше. Выберите для себя положительный образ, равняйтесь на него. Это может быть член вашей семьи, учитель в школе, университете, коллега по работе и прочее. Не старайтесь перепрыгнуть через голову. Просто маленькими шагами улучшайте свою жизнь.
  • Старайтесь ложиться спать пораньше. Вставайте тоже рано. Дополнительные часы можно использовать с пользой: потратить на себя (уход за собой), творчество, помощь близким, друзьям, выйти на прогулку с собакой или пробежку. Все это поможет вам быть лучше и счастливее.
  • Если вы не знаете, как именно изменить прическу или одежду, посоветуйтесь с родственниками или друзьями, сходите к стилисту, парикмахеру, визажисту. Они, безусловно, смогут дать дельный совет, подсказать, как будет лучше и что вам подойдет больше.
  • Мыслите позитивно, вставайте с улыбкой и надеждой на новый день. Старайтесь радоваться мелочам.

Эти советы предназначены для всех, кто хотел бы изменить себя и свою жизнь, почувствовать себя нужным миру и окружающим. Не вините во всем прошлое, жизнь, погоду, работу, общество. Чтобы все изменить, всегда следует начинать с себя. Выходя из зоны комфорта, делая что-то новое, знакомясь с новыми людьми, вы научитесь ценить себя и жизнь, будете востребованны и желанны, вас начнут звать в гости - и жизнь заиграет новыми красками! Умейте не только работать, но и веселиться, улыбаться. Хмурых и злых людей не любят, они, как правило, одиноки и несчастны. Научно доказано, что оптимисты и позитивно мыслящие люди намного удачливее, у них в жизни все получается.

Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости превращают неприятные ситуации в возможность научиться чему-то новому. Только вот не все мы оптимисты. Однако наш мозг устроен таким образом, что его можно перепрограммировать и намного легче переживать жизненные неурядицы. Вот несколько советов от Джона Ардена, опытного нейрофизиолога и автора книги «Укрощение амигдалы» .

Оптимизм и стрессоустойчивость: где их искать

Эмоционально устойчивые люди адаптируются к обстоятельствам, концентрируясь на скрытых возможностях. Например, из-за нехватки финансов вы устраиваетесь на новую работу и обнаруживаете, что она намного труднее, времени и энергии уходит уйма, приходится работать сверхурочно. Вам тяжело выйти из зоны комфорта, потому и копится недовольство. Но, вероятно, спустя время вы обнаружите, что новая сфера деятельности интереснее и лучше прежней.

Возможно, вам повезло и произошло что-то весьма близкое к вашим ожиданиям, но действительно ли это принесло вам удовольствие? Вполне вероятно, что вы оказались слишком занятым ожиданием следующего конкретного результата.

Если вы привязаны к ожиданию конкретного результата, а получается что-то другое, вы испытываете разочарование.

Как правило, все получается не совсем так, как вы того горячо желаете, и у вас есть два варианта действий: смириться с тем, что получилось, или сожалеть о том, что желаемый результат не достигнут. В любом случае вы лишаете себя возможности жить настоящим и получать удовольствие здесь и сейчас.

Душевная стойкость заключается в том, чтобы сохранять надежду перед лицом сложностей и делать то, что нужно, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Такого рода оптимизм - часть .

Вредный для здоровья пессимизм

Пессимистичный настрой плохо влияет не только на душевное, но и на физическое здоровье. Мартин Селигман из Пенсильванского университета выдвинул предположение, что пессимизм негативно влияет на здоровье по следующим причинам:

  • вы не верите, что ваши действия могут изменить ситуацию;
  • в вашей жизни случается больше плохого, потому что вы отрицательно реагируете на нейтральные ситуации, а также потому что напрасно или неправильно прикладываете усилия;
  • пессимизм подавляет иммунную систему.

Пессимисты сами себя загоняют . Их негативное восприятие мира не оставляет им возможности положительно оценить хоть какое-то событие.

Нейронауки и радость жизни

Оптимизм - это не просто уверенность в том, что стакан наполовину полон. Стресс дает вам шанс попытаться сделать что-то по-другому, по-новому - так, как никогда раньше. И если вы сфокусируетесь , то кто знает, к чему она приведет? Не зря говорят, что нет худа без добра. И что самое интересное, эта поговорка все чаще подтверждается наукой.

Способность к восстановлению после негативного эмоционального состояния - важная характеристика стрессоустойчивости.

Межполушарная асимметрия - она подразумевает, что в разных процессах (творчество, восприятие, речь) полушария участвуют по-разному, - связана и с эмоциями человека. Ученые выяснили, что люди, у которых доминирует левая область лобной доли, как правило, отличаются оптимизмом, активно действуют и верят в то, что их усилия принесут результат. А вот те, у кого «главнее» правая лобная доля, склонны к негативному эмоциональному стилю в поведении. Они больше подвержены тревожности, грусти, беспокойству, пассивности и отказу от активных действий.

Хорошая новость в том, что существуют способы «перепрошить» мозг. Люди, у которых доминирует левая лобная доля («позитивная»), умеют нейтрализовывать негатив. Получается, что стрессоустойчивость человека зависит от способности подавлять негативные эмоции, включая эмоцию страха, за проявление которой отвечает миндалевидное тело (или амигдала).

Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина одним из первых начал исследовать явление межполушарной асимметрии и ее влияние на эмоциональное состояние человека. Он выдвинул предположение, что люди, практикующие позитивный эмоциональный настрой и отношение к жизни, например, с помощью медитации осознанности, становятся более стрессоустойчивыми.

Как изменить отношение к жизни

Подход к жизни и отношение к событиям, которые с вами происходят, сильно влияют на уровень стресса и на способность менять свою эмоциональную установку. Вот несколько советов, которые помогут перенастроить мозг на позитивную волну.

1. Не надевайте «футболку жертвы»

У людей, которые позитивно смотрят на мир и легче справляются с проблемами, есть реалистичное осознание, что то, что они делают, находится в области их контроля. Они считают себя активными участниками процесса, а не беспомощными жертвами сложившихся обстоятельств. Они не демонстрируют выученную беспомощность и умеют вовремя снимать .

2. Ставьте cебе амбициозные цели

В соответствии с тем принципом, что умеренный уровень стресса помогает перенастроить мозг и обеспечивает «прививку» от более серьезного стресса, ставьте перед собой цели, требующие от вас дополнительных усилий

3. Относитесь к переменам как к шансу на лучшую жизнь

Старайтесь расценивать изменения, пусть даже плохие (хотя это вероятнее всего так кажется на первый взгляд) как возможность действовать по-новому, а не как кризис, от которого нужно защищаться.

4. Не забывайте о социальной медицине

Поддержка друзей и семьи намного важнее, чем вы думаете. Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости активно используют социальную поддержку, что смягчает для них последствия стрессовых ситуаций. При этом она должна быть направлена на заботу и поощрение, а не вызывать в человеке жалость к себе и зависимость.

5. Занимайтесь тем, что вам по душе

Ученые выяснили, что стрессоустойчивые люди вкладывают свои усилия и время в то, чем занимаются. Они полны энергии и интереса к своей работе.

6. Не давайте себе скучать

Умеренный уровень стресса не позволит вам заскучать от повседневной рутины. Профессор психологии Чикагского университета Михай Чиксентмихайи описал, как можно избежать состояния тревожности от чрезмерного стимулирования и в то же время не поддаться скуке. Нахождение баланса между двумя этими состояниями вызывает у человека состояние «потока», приносящее настоящее удовольствие.

7. Будьте любознательным

Любопытство играет важную роль в том, насколько эффективно работает мозг. Если вы разовьете в себе ненасытное любопытство, любая среда, в которую вы попадаете, станет для вас источником новых впечатлений и знаний. Эмоционально и интеллектуально богатая среда стимулирует свойство нейропластичности головного мозга, тогда как лишенная этих характеристик среда ведет к деградации.

Есть люди, которые после серьезных травм благодаря своей стойкости начали . Они не забывают, через что им пришлось пройти, но не сидят сложа руки в ожидании, когда произойдет что-то хорошее. Вместо этого они упорно работают. И надо собой в том числе. Ими стоит восхищаться и вспоминать о таких примерах, когда попадаешь в череду неудач. Перенастройку мозга можно начать с того, чтобы самому создавать у себя позитивный настрой, - и все получится.

P.S. Понравилось? Под писывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога

Время никого не ждет, жизнь течет свои размеренным потоком, беспощадно направляя нас к конечной точке бытия. Неужели это все? Осмотритесь вокруг себя, что вы сейчас чувствуете? Если все не так, как вы планировали или ожидали, то стоит просто изменить свое отношение к собственной жизни.

Зачем менять отношение к жизни?

Хотите я сейчас прочту ваши мысли: «Цены поднялись выше некуда!», «Что эти политики себе думают? Никому не верю!», «Как дальше жить?», «Достала эта работа!», «Мне уже надоел быт!», «Я не такого хотел/-а». Хоть один вариант я на 100% угадала. Знаете, это не сама ситуация так сложилась, это отражение вашего отношения к жизни.

Вот приведу небольшой пример, зачем нужно менять отношение к жизни на себе и своей подруге. Зарабатывает она грубо говоря в два раза больше чем я, но экономит просто безбожно. Учитываем тот факт, что основные траты у нас одинаковые, я не экономлю ни на чем, просто трачу свои финансы по своему желанию. «Есть деньги – хорошо, нет денег – значит будут» .

В итоге мы получаем: у моей подруги вечные заботы о распоряжении своими средствами, в результате постоянной экономии возникает недовольство, вечные жалобы, которые приводят к негативному восприятию жизни и окружающего мира. Во втором случае, то есть моем, мне все равно где, что и сколько стоит, я принимаю мир таким какой он есть и точно знаю, что все самое лучшее меня окружает здесь и сейчас. Вот такой краткий пример пользы правильного отношения к жизни.

По большому счету, наше отношение к жизни это реакция на происходящие события. Представьте, что ваш сосед через стенку затеял ремонт. Ремонт, то происходит у него, но штукатурка со стенки облетает у вас.

Теперь есть несколько вариантов развития событий вы можете вежливо попросить исправить конфуз, или же разругаться с соседом в пух и прах, или же промолчать и все исправить самостоятельно. Как поступите?

Чем вы лучше относитесь к жизни, тем она лучше относиться к вам!

На таком вот простом примере и видно обобщенное отношение людей к жизни. Если вы спокойны, вежливы и доброжелательны, то в принципе и в жизни у вас происходит все спокойно, а если и случаются непредвиденные обстоятельства, то они так же быстро разрешаются. Можно сказать, что чем вы лучше относитесь к жизни, тем она лучше относиться к вам.

Если же из-за каждой мелочи вы хотите кому-то насолить, доказать свою правоту и потешить свое эго, то жизнь превращается в постоянную борьбу, вечное соперничество с невидимым врагом.

Если вы привыкли все делать самостоятельно не выказывая ни досады, ни раздражения, то в жизни вы чувствуете себя одиноко и отвержено, занимаясь на досуге самобичеванием по этому поводу. Можно навести еще множество примеров, но для начала возьмем самые распространенные.

Как наша негативная реакция на жизнь портит саму жизнь?

Соответственно, если вы не сможете изменить свое отношение к жизни, то ваша негативная реакция на жизнь будет портить саму жизнь. Наша реакция на происходящие события связана с простыми человеческими слабостями – почувствовать свою правоту, потешить эго, услышать похвалу в свой адрес.

Продолжая концентрироваться на том, что снаружи, мы часто не обращаем внимание на то, что происходит внутри нас самих. А бывают моменты, когда непредвиденные ситуации заставляют выплеснуться наружу нескольким каплям грязи, которые вы бережно копите и храните в виде обид, ненависти, алчности, зависти.

У каждого они есть у кого-то больше у кого-то меньше, но беда в том, что многие даже не подозревают о том, что творится у них внутри. И когда окружающие начинают смотреть исподлобья, когда лучший друг перестает брать трубку, когда больше не зовут на веселые гулянки и неоднократно намекают на увольнение, тогда мы начинаем искать виновных.

Естественно, при таком отношении к жизни виновными оказываются все. Все, кроме вас, ну как же мы можем быть виноватыми, когда постоянно настаиваем на своем при этом не прислушиваясь к остальным?

Почему все вокруг виноваты кроме меня?

Как мы можем быть виноватыми, когда агрессивное поведение считается у вас защитной реакцией? Как вы можете быть виноватыми когда много-много раз не сдерживали слово данное другу, ведь форс-мажор не получилось?

И еще множество таких «как я могу быть виновным/-ной?», бросьте, можете. Хотите увидеть своего главного врага, посмотрите в зеркало.

Да, идеальных людей не бывает, не стоит пытаться загнать себя в рамки общественного идеала. Не нужно посещать тренинги и курсы, брать уроки о молчаливости и кротости, это не поможет изменит отношение к жизни. Отношение к жизни это то, что внутри вас, а на данный момент у нас нет хирургов для души, что бы там отрезать, там пришить.

Как же все-таки изменить свое отношение к жизни?

Изменять отношения к жизни лучше постепенно, чтобы «не надорваться» и не сорваться на старое поведение, вернувшись к старому несчастливому образу жизни.

Начните менять свою жизнь с мелочей, сущих пустяков на которые раньше не обращали внимания – поздоровайтесь с соседом, сдержите свои комментарии если кто-то не прав, согласитесь с хорошей идеей своего сотрудника (примите то, что ваша идея не очень), доведите начатые дела до конца, поверьте, когда поставленное задание завершено, то чувствовать вы будете себя гораздо лучше. Не переступайте через себя, просто немножко отойдите в сторону и посмотрите, что с этого выйдет.

Организуйте свое свободное время, уверенна есть много дел, которые можно решить на четверть часа, но они вот уже который месяц откладываются на завтра. Лично для меня это было самым сложным организовать свое время, сделать то, что нужно, ведь когда у тебя выходной каждый день, то ты расслабляешься и ничего не можешь заставить себя сделать, а если и берешься за что-то, то постоянно отвлекаешься, а потом уже ночь, а потом уже спать.

Я начала себя учить — сделала список дел на день и указала время начала выполнения задания. Ох, и трудно было поначалу заставить себя что-то делать в определенное время. Но спустя 9 дней все как-то нормализовалось, важные дела начали решаться быстро и доводится до конца, и откуда-то взялось свободное время, которого раньше из-за не структурирования и суматохи всегда не хватало.

Пробуйте новое и меняйте свою жизнь

Сделайте, то чего раньше не делали друг любит суши, от которых вас воротит, но вы их раньше не пробовали – пробуйте вдруг понравится. Любите конные прогулки, но как то не принято это в вашем окружении – вперед на ипподром (в городе тоже не принято содержать корову, но меня это не остановило), любите удобную одежду – попробуйте совместить ее с красивой, или наоборот.

Пробуйте то, что раньше не пробовали, вас никто не заставляет кардинально менять свой образ жизни, просто попробуйте, возможно что-то и понравится, но в любом случае это наполним вашу жизнь интересными моментами.

Наша жизнь состоит из множества мелочей, если начать хоть понемногу менять реакцию на некоторые из них, то изменится и сама жизнь, и спустя время вы даже не заметите, как изменилось и ваше отношение к жизни.

Не нужно начинать жизнь с чистого листа, не стоит все перечеркивать, ведь если ваше отношение к жизни останется прежним, то какой уж тут новое начало. Попробуйте посмотреть на мир по-другому и он тоже посмотрит на вас другими глазами и будет преподносить только приятные неожиданности, чего я вам и желаю.

Относиться к жизни можно по-разному. Мысль банальная, но не лишенная назидательности, которая необходима, на наш взгляд, для начала серьезного разговора об отношении к жизни и взаимопонимании.

Проще всего жить, как живется, и не задумываться о том, что непосредственно не касается насущных проблем. Но чем проще живет человек, чем меньше усилий затрачивает он на организацию своей жизни, тем бесцветней, тем незаметней для других людей он становится.

Чтобы окружающие смогли нас понять, нужны определенные человеческие качества, но чтобы они захотели понять, мало быть просто неплохим человеком, вызывающим смутную симпатию. Необходимо пробудить интерес к себе, к своим замыслам, поступкам, творческим и общественным достижениям. И если человек сам не может понять, для чего он живет, трудно ожидать, что смысл его существования будет понят другими людьми.

Не умея так организовать свою жизнь, чтобы она была интересна ему самому и окружающим, человек, как правило, ссылается на обстоятельства - житейские неурядицы, непонимание близких, отсутствие необходимых условий для самореализации. Но какими бы ни были внешние условия, решающее слово в организации жизни принадлежит разуму. «Нельзя жить приятно, не живя разумно»,- утверждал древнегреческий философ Эпикур. Непримиримую позицию к тем, кто не способен следовать голосу разума, занимал Диоген Синопский: «Для того, чтобы жить как следует, нужно иметь или разум или петлю».

Нельзя, конечно, буквально понимать древних мыслителей. Каждый из них имел свое представление о разуме и мере его участия в организации человеческой жизни. Вопрос этот относится к категории вечных. О нем спорили в прошлом, спорят и сейчас. Бесспорной остается только необходимость в определении тех жизненных принципов и оценок, без которых существование человека утрачивает индивидуальный смысл и социальное значение.

При всем многообразии индивидуальных представлений о жизни в них всегда можно найти общие черты, связанные с наиболее типичными жизненными позициями при восприятии, осмыслении и освоении действительности. Если рассматривать отношение к жизни в целом, то на основании общего мировосприятия можно выделить две позиции: оптимизм и скептицизм. Оптимисты видят в жизни преимущественно хорошую сторону. В самых тяжелых обстоятельствах оптимист находит утешение и поддержку в надежде на лучшие времена. Особенно сильны оптимистические тенденции в юношеских представлениях о жизни. В одном из наших исследований мы просили юношей и девушек 15-17 лет назвать события, которые они ожидают в будущем. Были названы сотни различных событий, среди которых практически отсутствовали жизненные ситуации, связанные с поражениями, утратами, неудачами. Среди пожилых людей тоже немало оптимистов. По нашим данным, свыше 60 % видят в будущем больше положительных событий, чем возможных утрат и неудач.

Оптимизм не всегда уживается с реализмом. В этом его благо, но в этом и его слабость. Зато скептики - реалисты до мозга костей. Их кредо - сомнение. От их придирчивого взгляда не ускользнут ни один недостаток, ни одна трудность, ни один повод для сомнения. Скептик часто видит столько трудностей на пути к самой привлекательной цели, что начинает сомневаться в необходимости ее достижения. Крайний скептицизм превращает человека в пессимиста, способного замечать в жизни только худшую ее сторону и не верить, что в будущем что-либо может измениться. Пессимист-философ обычно приходит к выводу о бессмысленности существования мира и всех его обитателей. Если же пессимист не склонен к философскому восприятию действительности, то он просто досаждает окружающим его людям постоянным нытьем и жалобами на беспросветное существование. Однако скепсис не всегда достигает крайней степени. В умеренном количестве он так же необходим для нормальной жизнедеятельности, как и одтимизм. Потому и чувствуют необходимость друг в друге оптимисты и скептики для гармоничного, уравновешенного совместного представления действительности.

По способу осмысления картины мира различают рационалистов (людей с логическим складом ума) и иррационалистов (людей с преимущественно художественным типом мышления). Иррационалист мыслит образами, он не любит, не понимает и не принимает логику. Вся совокупность причинно-следственных связей между различными явлениями окружающего мира не интересует его, кажется ему упрощением богатства внешнего и внутреннего мира. Абстрактные схемы, лишенные образности, вызывающей эмоции, раздражают его; поэтому он не понимает и не любит абстрактные знания, например, математику. Люди этого типа научным объяснениям непонятных явлений предпочитают мистическое толкование, имеющее покров таинственности и принципиальной непознаваемости. Главной двигательной силой их деятельности являются эмоции, вызванные целостными образами в конкретном месте и в конкретный момент времени. Они, как правило, хорошо чувствуют различные нюансы человеческих отношений, но хуже справляются с управлением собственным поведением в моменты общения, т. к. собственные эмоции выступают на первый план.

Рационалист анализирует мир явлений логически, стараясь каждому определить место в сложной системе причинно-следственных связей. Не беда, если элементы схемы трудно обнаружить в реальной жизни. Стройность концепции, гармония построенной схемы сами по себе вызывают положительные эмоции. Недостаточность или несогласованность фактов, опровергающих умозрительную концепцию, вызывает отрицательные эмоции и побуждает к поиску возможностей расширения знания. В отношениях с людьми в конкретной ситуации рационалист в большей степени опирается на собственную концепцию характера данного человека, чем на конкретные проявления его поведения.

Но человек не только воспринимает и анализирует окружающий мир, он по мере своих способностей и объективных возможностей преобразует его. По способу преобразовательного отношения к жизни, освоения окружающего мира существуют два основных типа людей: созерцатели и практики.

Для людей с созерцательным типом активности преобладающей является внутренняя активность, «тот процесс, который,- по определению Э. Фромма,- происходит в людях, которые действительно «видят» дерево, а не просто смотрят на него, или в тех, кто, читая стихи, испытывает те же движения души, что и поэт, выразивший их словами, этот процесс может быть очень продуктивным, несмотря на то что в результате его ничего не «производится». Созерцательная жизнь, посвященная поискам истины, по представлению Аристотеля, является высшей формой активности.

Практический тип отношения к жизни характерен для людей, предпочитающих реагировать на внешнее влияние непосредственным действием. Практик нередко начинает действовать, не тратя времени на обдумывание плана действий. Он корректирует свои поступки непосредственно в процессе деятельности, не анализируя причин и не задумываясь над последствиями. Действия его, как правило, решительны, и если он не «наломает дров», то может совершить много полезных дел, пока созерцатель будет обдумывать проблему со всех сторон и осмысливать ее в глобальном масштабе.

Невозможно, да и не нужно оценивать, какой из этих типов отношения к жизни лучше. Каждый из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Но одно несомненно: в поисках смысла жизни, своего места, роли и миссии в ней человек должен организовать свою жизнь таким образом, чтобы его индивидуальные особенности и способности получили развитие и могли в полной мере раскрыться и реализоваться в продуктах деятельности. Какого же, собственно, результата вправе ожидать человек, затрачивающий усилия разума и воли на организацию своей жизни? По каким критериям можно делать выводы о разумности или неразумности принципов распоряжения собственной жизнью, своими способностями и объективными возможностями?

Одним из важнейших критериев является социальная оценка продуктивности человеческой жизни, под которой понимается все то, что создано человеком для блага других людей. Как правило, результаты деятельности находят заслуженный отклик, высоко ценятся окружающими, поднимают авторитет человека, вызывают уважение к нему.

Но даже в тех случаях, когда современники не способны оценить по достоинству опережающее время открытие ученого или произведение мастера, мысль о благодарных потомках окрыляет его, результаты труда видятся ему признанными и служащими человечеству. Каждому человеку знакомо, как возрастают его силы и энтузиазм, когда он знает, что результат его работы действительно кому-то нужен, и как опускаются руки от бессмысленного труда. Не формальные лозунги типа «Во благо общества» повышают отдачу человека, а чувство личной уверенности в том, что все им сделанное сегодня, сейчас, в данную минуту, кому-то нужно и кто-то с нетерпением этого ждет. Речь идет о необходимости создания таких экономических и психологических условий, в которых каждый человек может ощущать полезность для других затраченных им душевных, интеллектуальных и физических усилий.

Степень удовлетворенности человека своей жизнью (как в целом, так и ее различными сторонами) является вторым критерием разумной ее самоорганизации. Как показывают социально-психологические исследования, в том числе и проведенные нами, жизненная удовлетворенность. тесно связана с продуктивностью. Причем не только той, которая уже достигнута, но и планируемой. Может ли быть удовлетворен своей жизнью человек, отдавший все свои силы достижению материального благосостояния или сумевший таким образом организовать свою жизнь, что развлекательный досуг имеет в ней первостепенное значение? Можно иметь разные гипотезы, особенно наблюдая или испытывая все тяготы отсутствия не только комфортных, но и мало-мальски нормальных бытовых условий. Однако данные опроса более чем тысячи людей пенсионного возраста показывают, что решающую роль в удовлетворенности жизнью играют не материальные факторы и не благоприятные условия отдыха и развлечений, а продуктивность жизни.

Чтобы правильно оценить эти данные, необходимо различать чувства удовлетворенности и удовольствия. Чувство удовольствия выступает положительным эмоциональным фоном потребительской деятельности, в результате которой человек имеет возможность удовлетворить свои первичные потребности. Но основной характеристикой этого чувства, отличающей его от удовлетворенности, является кратковременность. Удовлетворенность является значительно более устойчивым эмоциональным состоянием. Возникает и формируется оно в результате продуктивной преобразовательной деятельности, направленной на производство материальных и духовных ценностей и далеко не всегда сопровождающейся непосредственным чувством удовольствия. Устойчивость чувства удовлетворенности порождается, с одной стороны, тем, что результат труда является реальным подтверждением ценности, небессмысленности собственной жизни.

Мне есть, что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним.

Так выразил Владимир Высоцкий желание подвести итог, которое возникает практически у каждого человека на разных этапах жизненного пути.

С другой стороны, результат труда, особенно если в нем испытывают заинтересованность другие люди, вызывает одобрение, похвалу, признание особых способностей и мастерства часто не только в момент его достижения, но и спустя определенное время. Чем долгосрочнее продукт деятельности, тем более длительный положительный отклик со стороны других (все новых и новых) людей испытывает человек. Это создает условия устойчивости чувства удовлетворенности.

Человек может испытывать чувство неудовлетворенности не только собой, но и собственной жизнью. Он может быть неудовлетворен своей работой, людьми, с которыми общается, их деловыми или нравственными качествами и т. п. В основе этого, как правило, лежит защитный психологический механизм проекции. Фактически это неосознаваемая неудовлетворенность собственными качествами. Травмирующая неудовлетворенность работой - это, по сути, неудовлетворенность своей способностью справляться с трудностями, которые возникают в процессе ее выполнения. Неудовлетворенность другим человеком - это в основном неудовлетворенность своей линией поведения по отношению к нему. Ведь в ситуациях, в которых удалось дать достойный отпор недоброжелателю или просто неприятному человеку, возникает чувство глубокого удовлетворения.

В нашем сознании формируется идеальный образец собственного поведения - представление о том, как надо держаться, говорить, поступать в различных ситуациях. Если удается повести себя в соответствии с этим идеалом, человек испытывает чувство удовлетворенности собой. Если реальное поведение не соответствует образцу, то чувство неудовлетворенности чаще всего переносится на тот объект, по отношению к которому не удалось повести себя должным образом. В целом этот механизм выполняет определенную защитную функцию, так как люди, склонные к постоянному самообвинению, по данным известного польского специалиста в области психологии эмоций Я. Рейковского, в значительно большей степени подвержены болезням стресса.

Третьим важным критерием разумной организации жизни выступает такой весьма значимый для каждого человека показатель, как состояние его здоровья. Разумеется, не все люди имеют равный исходный уровень: одни рождаются более ослабленными, с наследственной предрасположенностью к тому или иному заболеванию, другие подрывают свое здоровье в силу вынуждающих причин или по собственной халатности. На многое ли способен человек и может ли он иметь высокую степень удовлетворенности, если состояние его здоровья оставляет желать лучшего? Конечно, есть примеры высоких образцов мужества и воли, когда, преодолевая тяжелую болезнь, люди создавали замечательные творения. Но чаще всего человек, ослабленный болезнью, малопродуктивен, малоинтересен окружающим, которые только из вежливости или из сострадания будут стараться понять его. Да и он сам, в силу естественных причин, сферу своих интересов, мыслей и чувств сосредоточивает на том, где болит сегодня и чем это вызвано.

О разумной организации жизни можно говорить лишь в том случае, когда состояние здоровья, независимо от исходного уровня, улучшается или не ухудшается. Даже замедление темпа ухудшения в некоторых случаях может свидетельствовать о том, что принципы организации жизни выбраны правильно. Таким образом, состояние здоровья и, даже точнее, самочувствие человека является важным медико-биологическим критерием разумности организации жизни.

Обобщая опыт собственных исследований и многочисленные социально-психологические, социологические и геронтологические данные, мы предлагаем читателю ряд основных принципов разумной организации жизни:

  • перспективность,
  • определенность,
  • ритмичность,
  • тренировка,
  • общительность.

Перспективность является принципом номер один и подразумевает обязательное наличие у человека жизненных целей. Ставя перед собой долговременные цели, человек определяет те ориентиры, стремясь к которым, он наполняет свою жизнь индивидуальным смыслом, отвечает себе на вопрос, ради чего он живет. Г. Селье отмечает, что отдаленная цель, которую ставит перед собой человек, позволяет устранить ведущие к дистрессу постоянные сомнения в правильности своих решений и поступков.

Конкретное содержание целей может быть различным, оно зависит и от возрастного этапа жизненного пути человека, и от его личных интересов, уровня культуры, способностей, жизненных ориентации. Но существуют и некоторые общие закономерности, свидетельствующие о том, каким образом наличие и содержание жизненных целей влияет на продуктивность, удовлетворенность и самочувствие.

В 1978-1979 и в 1981-1983 годах нами проводилось социально-психологическое исследование людей в возрасте 50- 70 лет, проживающих в Киеве. Данные этого исследования убеждают, что люди, жизненные цели которых носят общественно значимый характер или отражают индивидуальные духовные интересы, направленность на творческие занятия, имеют заметно более высокие показатели жизненной удовлетворенности, самочувствия, настроения. Они гораздо реже вступают в конфликты с близкими людьми, жалуются на непонимание со стороны окружающих. Однако нельзя не отметить тот тревожный факт, что таких людей было очень мало - от 4 до 13 % в различных социальных группах.

Значительно большее число людей в качестве основной жизненной цели указало, что они хотят «спокойно дожить» или даже - «спокойно умереть». Отсутствие жизненной перспективы существенно влияет и на отношение людей к долголетию. На вопрос: «Хотите ли Вы дожить до 100 лет?» 55 % женщин и 39 % мужчин дали отрицательный ответ. На уточняющий вопрос: «Почему же?» люди, как правило, отвечали: «Не хочу быть беспомощным», «не хочу быть в тягость детям», «не хочу быть в тягость самому себе», «не хочу быть обузой», «не хочу быть немощной старухой» и т. п. Не имея перед собой жизненной цели, не зная, чему посвятить свободное время, силы и способности, многие, еще практически здоровые люди мысленно живут будущей беспомощностью, негативными переживаниями будущего. Именно будущего, а не настоящего, поскольку в нашей выборке были люди, 70 % из числа которых не достигли 60 лет, а остальные - 70 лет; причем большинство из них не относило себя не только к категории старых людей, но и пожилых.

Уже по характеру ответов на вопрос о причинах нежелания жить долго можно видеть влияние на оценку жизненной перспективы взаимоотношений с близкими людьми. Это не случайно. Дело в том, что жизненные цели многие пожилые люди тесно связывают с делами и заботами своих детей и внуков: «Хочу, чтобы сын поменял место работы», «чтобы дочь разошлась с мужем», «чтобы внучка поступила в институт» и т. п. Происходит своего рода компенсация отсутствия жизненных целей, связанных с самореализацией, целями устройства жизни взрослых детей. Однако такого рода компенсация, содержание которой часто вступает в противоречие с планами самих детей, часто приводит к напряженности в семейных отношениях.

Тесно связывая свои жизненные цели с судьбой детей, пожилые люди практически пытаются разумно, с их точки зрения, организовать не свою жизнь, а жизнь других членов семьи. При этом типичными в нашем исследовании являлись жалобы на несамостоятельность взрослых детей (в материальном отношении, в сфере домашнего хозяйства и т. п.). В данном случае налицо очень противоречивое отношение: с одной стороны, стремление опекать, с другой - недовольство несамостоятельностью. Такое психологическое состояние, предрасполагающее к конфликтам, часто усугубляется и тем, что отсутствие собственных жизненных целей, связанных с самореализацией, само по себе вызывает неудовлетворенность жизнью, хотя причины этой неудовлетворенности, как правило, не осознаются.

При постановке жизненных целей прежде всего необходимо руководствоваться реальной возможностью их достижения. В противном случае возникает вероятная угроза стресса «рухнувшей надежды». Г. Селье подчеркивает, что стресс «рухнувшей надежды» с значительно большей вероятностью приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень, высокое давление или же повышенная раздражительность), чем чрезмерная физическая работа. Поэтому необходимо всесторонне оценивать реалистичность намечаемой перспективы и концентрировать усилия на том, что имеет объективные основания для реализации в будущем.

Содержательная реалистичная перспектива необходима на каждом этапе жизненного пути. И впервые человек учится овладевать перспективой собственной жизни в юношеском возрасте. При исследовании жизненной перспективы старшеклассников нами было обнаружено, что подавляющее большинство юношей и девушек 15-17 лет имеет достаточно отдаленные жизненные цели, связанные с будущей работой, продолжением учебы, социальным продвижением, семьей и материальным потреблением. Основная проблема формирования жизненной перспективы молодежи состоит не в дефиците «перспективного» взгляда на будущую жизнь, характерном для представителей старших поколений, а в несогласованности отдаленных жизненных целей с актуальной жизненной ситуацией и ближайшими жизненными планами - учебой и выбором профессии*.

*Подробнее об этом исследовании см.: Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. К., 1988.

Обнаруживая реализм в последовательности будущих жизненных достижений, юноши и девушки вместе с тем проявляют чрезмерный оптимизм в определении сроков, с которыми связывают эти достижения. Буквально все, что намечают, они надеются иметь к 30-35 годам. Дополнительным источником, к которому предполагают обратиться молодые люди, планируя крупные материальные приобретения, оказывается прежде всего помощь со стороны родителей - на нее рассчитывает большинство старшеклассников. Около 80 % школьников в осуществлении своих материальных планов учитывают даже помощь родителей будущего супруга. Так что жалобы людей старшего поколения на несамостоятельность детей имеют под собой очень конкретную почву. Сопоставление данных исследования молодежи и людей старшего возраста позволяет сделать вывод о существующем ныне не очень благоприятном симбиозе материального иждивенчества молодежи и духовного иждивенчества родителей, концентрирующих свои жизненные цели на организации жизни детей.

Разумная организация жизни в каждом возрастном периоде требует обязательной реализации принципа перспективности с учетом возрастных особенностей человека и специфики той жизненной ситуации, в которой он находится. Отсутствие развитой перспективы - предпосылка принятия импульсивных жизненных решений, приводящих к психологическим кризисам, нравственной и физической деградации. Реализация принципа перспективности обусловливается тем, насколько последовательно в организации жизни человек придерживается принципа определенности, который характеризует возможности осуществления жизненных целей.

Определенность - наличие жизненных планов как конкретных программ реализации целей. Каждая более или менее значимая жизненная цель требует определенной последовательности действий, направленных на ее достижение, а следовательно, необходим предварительный план этих действий.

Собственно, планы и помогают человеку оценить реальность целей. Самые возвышенные цели не будут иметь никакой ценности, если неопределенными останутся планы их реализации. Неопределенность жизненных планов приводит к снижению продуктивности деятельности и негативно сказывается на жизненной удовлетворенности людей. И наоборот, даже самая труднодостижимая, на первый взгляд, цель является реальной, если человек достаточно конкретно представляет каким способом он собирается ее достигнуть, какие способности и качества необходимо развивать, чем можно пожертвовать во имя намеченной цели.

Как мы уже отмечали, для юношеской жизненной перспективы характерна недостаточная согласованность отдаленных целей и ближайших планов, связанных с выбором профессии. Возникает своеобразный феномен обратной перспективы, когда более отдаленные предметы видны отчетливее, чем близкие. Неопределенность планов даже при наличии цели лишает человека самостоятельности, делает его зависимым от обстоятельств и, как показали наши исследования, снижает уверенность в возможности достижения жизненных целей.

Неопределенность планов - проблема в большей мере социальная, чем индивидуально-психологическая. Если в обществе не созданы объективные условия для реализации тех или иных целей, то трудно ожидать, что большинство людей будет вовлечено в конкретную деятельность. Абстрактность профессиональных намерений старшеклассников - не столько проявление их легкомыслия, сколько отсутствие целенаправленной профориентационной работы, отсутствие системы профессиональной ориентации молодежи. Но у молодежи, по крайней мере, есть общая схема жизненной самореализации - окончание школы, поступление в вуз, техникум или профтехучилище, начало работы, профессиональное продвижение, создание семьи и т. д. В этом отношении в наиболее, невыгодном положении находятся пожилые люди, для которых выход на пенсию фактически обрывает перспективу, поскольку в обществе отсутствует институализированная система вовлечения пенсионеров в различные формы социальной активности. Поэтому не случайно для большинства пожилых людей характерна неопределенность жизненных планов в связи с пенсионным периодом жизни.

Мы нередко сетуем, что в нашей стране много творчески одаренных людей в научной, инженерной, художественной деятельности, чьи открытия, изобретения, произведения искусства не становятся общественным достоянием. Их печальный пример, когда на пути творческой личности возникают непреодолимые бюрократические барьеры, - не лучший стимул для повышения массовой творческой активности. Человек не станет стремиться к высоким целям, если не увидит общественно поощряемых путей их реализации. В настоящее время предпринимаются шаги для создания социальных условий, способствующих повышению определенности планов самореализации личности в общественной и творческой деятельности. Атмосферу гласности и демократизации, поощрения инициативы и различных форм общественной и творческой самоорганизации наше общество выстрадало дорогой ценой, одна из составляющих которой - пассивность большинства людей, в том числе и пассивность в отношении к собственной жизни, неумение и нежелание серьезно и заинтересованно относиться к ее планированию.

Есть, конечно, и психологические факторы неопределенности жизненных планов - инфантилизм, детская уверенность взрослого человека в том, что все в мире происходит в соответствии с его желаниями и надеждами, фаталистический взгляд на происходящее, изначально отвергающий любые попытки повлиять на собственную судьбу. Может быть, и проще жить, не заботясь о будущем, и делать первый шаг, не думая о том, сколько еще нужно пройти до цели. Но менее всего подобное отношение к жизни опирается на разум. Руководствуясь сиюминутными настроениями, капризами и житейской изворотливостью, человек может как-то устраивать свою жизнь, но расплачиваться за это приходится главным - смыслом жизни, который вынесен далеко за пределы непосредственных побуждений. Определенная последовательность жизненных планов требует соответствующего ей жизненного ритма.

Ритмичность - временной режим реализации жизненных планов, способствующий их согласованию. Планы осуществления различных жизненных целей, как правило, конкурируют, накладываясь на один и тот же период времени. Кроме того, человеку необходимо постоянно решать непредвиденные проблемы, выполнять неожиданные задания. Если у человека нет хотя бы ориентировочного режима дня, то буквально ежечасно ему приходится решать проблему выбора - чем заняться сейчас, а что отложить на будущее. Физиологи экспериментально установили, что ситуации принятия решения, связанные с возможностью выбора, приводят к резкому повышению нервно-психической активации. И если активация превращается в перманентное состояние, это вызывает перегрузки, чреватые болезнями стресса. Чтобы ситуации выбора свести к необходимому минимуму, следует ряд постоянно планируемых действий автоматизировать, т. е. регулярно выполнять их в одно и то же время. При этом необходимо приспосабливать их к индивидуальным психофизическим ритмам. Известно, что одни люди более продуктивны в первой половине дня, другие - в вечернее время. Исходя из этого, можно наиболее простые действия, доведенные до автоматизма, выполнять в наименее продуктивные периоды, оставляя для творческих занятий время лучшей работоспособности.

Это не значит, что человек постепенно превращается в автомат, работающий в строгом временном режиме. Наоборот, сэкономленная нервно-психическая энергия в этом случае будет направлена дополнительно на решение творческих задач и неожиданно возникающих проблем выбора. Так, например, двигательный автоматизм освобождает нас от необходимости следить за каждым своим шагом.

Ритмичность - это не только ситуативный режим деятельности, распорядок дня. Это и определенный ритм движения по жизненному пути. По наблюдениям советского ученого Н. Пэрна, на протяжении всей жизни происходит волнообразное изменение творческой активности человека с периодами подъема и спада. Причем с возрастом ритм жизни изменяется.

В молодости человек легко приспосабливается к смене ритмов жизнедеятельности. Отсюда тяга к перемене мест, отсутствие устойчивых стереотипов поведения. Для молодых, писал С. Цвейг, покой - это всегда само беспокойство. С годами человеку все сложнее адаптироваться к изменению привычного жизненного ритма. Эту возрастную психологическую особенность отмечал М. Монтень: «Я не в том возрасте, когда нам нипочем резкие перемены, и мне не сжиться с новым и неизведанным образом жизни».

Попытки пожилых людей полностью воспроизводить молодежный ритм жизни, как правило, заканчиваются разрушительно для здоровья. С точки зрения проблемы взаимопонимания, в той же мере неоправданными являются попытки представителей старшего поколения вынудить молодежь к принятию собственного привычного ритма жизни. Отголоски именно этой тенденции звучат в набившей оскомину борьбе с молодежной модой, свободной манерой общения, стремлением к переменам в собственной жизни и в жизни общества.

В свою очередь, молодые люди далеко не всегда считаются с возрастными особенностями ритма жизни и деятельности пожилых людей, что, по данным нашего исследования, является одной из причин возникновения конфликтов между представителями младшего и старшего поколений.

Поддержание рационального жизненного ритма - необходимая предпосылка для эффективной деятельности и рационального образа жизни. Необходимая, но не достаточная. Многое зависит от уровня функциональной подготовленности человека к той или иной деятельности. Хотя следующий принцип организации жизни мы назвали принципом тренировки, его смысл и значение охватывают не только физические кондиции человека, но и способность к активной деятельности в других сферах, в том числе в сфере духовной жизни.

Тренировка - постоянные упражнения, способствующие повышению уровня функциональной подготовки человека к деятельности. Для успеха в любой сфере жизни необходим определенный уровень подготовленности. Ни у кого не вызывает сомнений полезность тренировки для поддержания и развития физической (мышечной) активности. Всем известно, что регулярные физические упражнения способствуют профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

Древнеримский врач Гален во II в. до н. э. писал, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье своим больным посредством упражнений. Но принцип тренировки не может быть ограничен только физическими упражнениями. Уже в античной культуре в рамках философских концепций развивались идеи сознательного жизнестроительства, одним из принципов которого являлось регулярное упражнение. «Есть два рода упражнения,- говорил Диоген Синопский,- одно - для души, другое - для тела... Одно без другого несовершенно: те, кто стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и телом.

Интересный анализ социального значения античной аскезы (дословно - упражнения) проведен Е. Г. Рабинович. Аскеза, которая, как и всякая тренировка, имеет своей основной целью предельное развитие способностей, в кастовом обществе является преимущественным правом господствующей касты. Усложненное дополнительными обязательствами поведение становится самоцельным средством демонстрации превосходства над окружающими. Чем более высокий социальный статус стремился приобрести человек, тем более сложные дополнительные правила собственной жизни он принимал. Именно этим, с точки зрения автора, объясняются усложненные, необычные правила жизни многих философов, в частности пифагорейцев, стремившихся к статусу богоравных.

Данные многих современных исследований подтверждают, что постоянная упражняемость сказывается на ряде психических, в том числе и интеллектуальных, функций. Как правило, с возрастом у людей лучше сохраняются те функции, на которые ложилась основная нагрузка при выполнении профессиональной деятельности. Например, у водителей с возрастом острота зрения снижалась меньше, чем у других людей в целом. Измерение интеллектуального уровня пожилых людей разных профессиональных групп выявило не столько количественные, сколько качественные различия: бухгалтеры и преподаватели математики обнаружили более высокие показатели сохранности интеллекта по результатам счетных тестов, а редакторы и преподаватели литературы получили более высокие баллы по вербальным (речевым) тестам. Следовательно, тренировка тех или иных функций обеспечивает их развитие и возрастную сохранность.

Устойчивость к стрессам также достигается тренировкой. У животных, которые долгое время переносили небольшую боль (несильные удары током), лучше идет заживление ран, они быстрее адаптируются к стрессам, чем животные, не подвергавшиеся такому воздействию. Есть предположение, что спортивные болельщики, переживающие во время соревнований, испытывают мини-стрессы, и это является своего рода стрессовой тренировкой. Активная тренировка как существенная возможность предотвратить неблагоприятные последствия сильных стрессов положена в основу метода «скоростной терапии». Пациента призывают мысленно представить и почувствовать какую-нибудь (опасную) ситуацию, и в момент кульминации, когда возникает паническое состояние, учат расслабляться и глубоко дышать, так как при сильном стрессе перехватывает дыхание, наступает гипоксия. Тренировка позволяет приучить организм к борьбе с ней, что повышает устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Постоянные упражнения полезны не только с точки зрения повышения физической, эмоциональной и интеллектуальной готовности к деятельности. Не менее важна и тренированность в сфере общения между людьми. Каким бы разумным ни представлялся человеку его образ жизни, если в нем нет места полноценному общению, душевные травмы и глубокая внутренняя опустошенность неизбежны. Поэтому общительность является одним из ключевых принципов разумной организации жизни.

Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.