Как научить ребенка справляться с негативными эмоциями. Как научить ребенка контролировать свои эмоции


Все, что происходит с ребенком, окрашивается определенными эмоциями. Все воспоминания у малышей ассоциируются с эмоциями. Эмоциональная сфера помогает детям выражать свои чувства, которые проявляются с помощью жестов, мимики, слов, взглядов, движений.   Эмоции – это совокупность переживаний, связанных с наличием или отсутствием удовлетворения определенных интересов. Под воздействием эмоций дети совершают как положительные, так и отрицательные поступки.

Дети должны учиться правильно проявлять как положительные, так и отрицательные эмоции, чтобы впоследствии не жалеть. Ученые пришли к выводу, что нельзя сдерживать эмоции, в особенности отрицательные. Такие эмоциональные состояния следует проявлять конструктивно, чтобы не задевать самолюбие окружающих.

Важно! С особой осторожностью относитесь к эмоциям маленьких детей, поскольку они тесно связаны с их чувствами. Не забывайте, что малыши очень тонко чувствуют эмоциональное состояние взрослых. Эмоции, которые выражают родители, сильно влияют на детей.

Когда малыши начинают проявлять эмоции?:

Дети проявляют свои эмоции с первых минут жизни. Новорожденные общаются с окружающим миром с помощью эмоций. Таким же образом родители учат малютку реагировать на различные события. Если мама пугается громких звуков, то и малыш будет демонстрировать эту эмоцию на громкость. Если в ответ на внезапный звук мама будет смеяться, то и ребенок будет также реагировать на данную ситуацию. Так мама учит ребенка реагировать на разные события: тревожиться, смеяться, плакать, улыбаться.

Дети учатся проявлению различных эмоций у взрослых, которые находятся рядом с ними. Главными людьми, которые учат детей различать и контролировать эмоции, являются родители.

Что означают детские эмоции?:

Существует несколько видов эмоций у детей. К ним относятся состояния:

Радости
гнева
интереса
удовольствия
удивления
горя
страха
вины
стыда
презрения

Каждое эмоциональное состояние играет свою роль. Отрицательные эмоции сообщают, что человека что-либо не устраивает. Положительные говорят о том, что все устраивает, малышу что-то нравится. Удивление возникает, когда реальность не соответствует ожиданиям, интерес возникает в предчувствии хорошего события, страх предупреждает о надвигающейся опасности. Каждому ребенку хочется переживать только положительные эмоции. Для этого он должен делать все, от чего они возникают.

Как научить малыша различать эмоции?:

Называйте собственные эмоции и эмоции малыша
рассказывайте ребенку о разнообразии эмоций
показывайте ребенку картинки с эмоциями, изображайте их на своем лице. Предлагайте это повторить малышу
играя с ребенком, изображайте поведение разных животных: злого волка, хитрой лисы, трусливого зайца, радостного котенка
просматривайте с ребенком фильмы, в которых персонажи ярко проявляют свои эмоции
анализируйте с ребенком поведение героев сказок, стихов, рассказов

У детей дошкольного возраста психика еще не сформирована, поэтому им тяжело учиться управлять своими эмоциями. Очень важно научить малыша безопасно их проявлять. Не существует плохих и хороших эмоций. Они могут быть только приятными и неприятными.

Плохие эмоции полезны:

Причины, по которым негативные эмоции играют положительную роль на развитие ребенка:

Страх предупреждает об опасности
неудовлетворенность побуждает к действию
благодаря негативным эмоциям ребенок ощущает всю полноту жизни
агрессия может помочь достичь победы в спорте

Многие родители совершают ошибку, если поощряют проявление только положительных эмоций и отрицают проявление негативных. Прислушиваясь к пожеланиям родителей, дети скрывают страх, гнев, злость, что может привести к психическим расстройствам. Во время сильного эмоционального напряжения у ребенка снижается познавательная потребность, ему ничего не интересно.

Важно! Давайте возможность выходу всех эмоций у ребенка!

Запрещать проявление негативных чувств нельзя!:

Если взрослые постоянно препятствуют выражению малышами негативных эмоций, это может привести к таким последствиям:

Ребенок учится подавлять собственные эмоции, а не контролировать их
происходит накопление отрицательных эмоций, что приводит к неадекватному поведению
сдерживание отрицательных эмоций может привести к заболеваниям, психическим нарушениям
подавление эмоциональных проявлений приведет к игнорированию детских проблем
у малышей формируется комплекс неполноценности
неумение управлять эмоциями формирует импульсивное поведение у детей

Ребенку сложно научиться управлять своими эмоциями, если родители сами не овладели такими навыками, а выражение эмоций происходит в форме агрессии и крика.

Важно! Взрослые должны начать с управления собственными эмоциями, прежде чем приступать к работе над эмоциональной сферой своего малыша!

Влияние на детей негативных эмоций родителей:

Проявление гнева взрослых на маленьких детей провоцирует цепочку негативных ощущений
при постоянном проявлении взрослыми отрицательных эмоций происходит нарушение контакта и взаимосвязи с детьми
у малыша формируется негативное отношение к окружающему миру и собственному "Я"
запреты на проявление детьми чувств (например, "Не плачь", "Не смейся", "Не кричи", "Не разговаривай") лишают малыша индивидуальности, детской непосредственности
проявление отрицательных эмоций у взрослых формируют у ребенка неуверенность в своих силах, чувство вины
Негативные эмоции взрослых могут появляться в качестве ответа на плохие действия ребенка с помощью:
выразительной мимики
внятного голоса
тоном, который не пугает малыша

Влияние на ребенка положительных эмоций взрослых:

У ребенка формируется стойкая эмоциональная связь со взрослым
положительные эмоции взрослого побуждают у ребенка интерес
жизнь ребенка наполняется радостью, становится полноценной

Только родители смогут научить малыша полноценно чувствовать, ощущать и правильно реагировать на разные ситуации!

Как научить ребенка выражать эмоции?:

Взрослым необходимо уметь выслушать малыша обо всех неприятностях, которые у него произошли
повышенное внимание следует уделять положительным эмоциям ребенка
с целью обучения управлению эмоциями используйте игры

Родители должны учиться осознанию своих чувств. В этом помогут такие занятия, как йога и медитация, ведение дневников, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах, рисование
использовать отрицательные переживания малыша с целью сближения с ним
выслушивать малыша, проявлять сочувствие
учить малыша назвать словами свои эмоции
установить грани плохого поведения: зеленая – разрешается, желтая – с действиями можно смириться, красная – недопустимые действия. Объясняйте ребенку, что существует множество способов проявления чувств. За плохое поведение применяйте систему наказаний – отсутствие наград, лишение чего-то, отказ от внимания к ребенку и т.д.
помогать ребенку в решении его проблем, но не делать все вместо него

Если малыш переживает такие отрицательные эмоции, как злость, раздражение, недовольство, необходимо родителям вместе с ним:

Потопать ножками
побегать и попрыгать
глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть
побить подушку
подраться подушками
замесить тесто
надуть воздушный шарик
потанцевать
скомкать кусок бумаги и бросать его
нарисовать обидчика, смять лист, потоптаться по нему
порвать листок бумаги на маленькие кусочки
громко кричать
поплакать

Волшебные предметы, помогающие освободиться от негативных эмоций:

"сказочная" коробочка, в которую можно кричать
бумага, которую можно смять, порвать, побросать в цель
карандаши, которыми можно рисовать неприятные ситуации, а затем зачеркнуть или смять изображение

Приемы обучения контроля эмоционального состояния ребенка:

Упражнение "Счет". Закрыть глаза и мысленно посчитать до 10

Упражнение "Мой досуг". При накоплении негативных эмоций предложите ребенку собрать пазлы, нанизывать бусинки, сложить свои игрушки, принадлежности

Упражнение "Глубокое дыхание". На вдохе говорить: "Спокойно", на выдохе говорить медленно: "Злость прочь"

Упражнение "Быстро – медленно". Сначала движения выполняйте в быстром темпе, затем – в медленном (приседание, хлопки, ходьба)

Упражнение "Шепот". Лечь рядом с ребенком и разговаривать с ним шепотом

Прослушивание спокойной музыки

Накопившиеся эмоции ребенка можно выразить с помощью игр, в которых он никому не причинит вреда, а освободится от негативных переживаний. Необходимо учить малыша выражать отрицательные эмоции в приемлемой словесной форме: "Я расстроен", "Меня это огорчило" и т.д.

Игры для обучения ребенка управлению своими эмоциями:

Игра "Робот". Представить себя роботом, напрягая руки и ноги. Затем робота "выключили" и он резко расслабился (упасть, сесть, наклониться)

Игра "Злюка". Ребенок "разозлившись", сильно бьет подушку

Игра "Снежные бои". Изготовить бумажные снежки и устроить сражение

Игра "Весело – грустно". Предложить малышу вспомнить веселую историю и улыбнуться, а затем грустную – сделать печальное лицо

Игра "Рисуем эмоцию". Предложить ребенку нарисовать лица, выражающие разные эмоции: грусть, радость, удивление, печаль, злость, счастье

Уделяйте внимание эмоциональному развитию своего ребенка! Обучая ребенка навыкам управления эмоциями, научитесь сами владеть ими. Побольше вам положительных эмоций!


Рождение ребенка - поистине настоящее чудо. И большинство из нас, дорогие взрослые, имеет эту счастливую возможность - воспитывать это маленькое чудо. И так хочется, чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым! Конечно, иногда, нас одолевает множество страхов и разного рода тревоги - как же малыш справится со всеми теми проблемами, которые могут встретиться на его пути? Получится ли у него?

Помню, множество опасений, возникло у меня, как только я приехала домой из роддома… Я просыпалась ночью, прислушивалась к дыханию малыша; подбегала к кроватке, внимательно высматривала все ли у него в порядке. Когда малыш пошел в садик, я стала переживать по другому поводу: как он наладит общение с детками? хорошо ли проводит время? Может, нужно было вообще дома оставить до школы (отдать позже/раньше в садик)?

В какой-то момент я поняла, что мои опасения были напрасными и, скорее всего, были лишь моей тревогой. Дети намного мудрее, чем мы о них думаем . Я тогда поняла: главное - чтобы ребенок чувствовал любовь родителей. При таких отношениях ребенок (независимо от возраста) понимает, что его принимают и любят таким, какой он есть!!!(без всяких там уберешь в комнате - пойдем гулять в зоопарк или я тебя обниму….)

Здоровый ребенок-дошкольник не может быть спокойным , тихим, сидящим на одном месте и внимательно рассматривающим картины Пикассо или там где мама посадила (помните песенку про обезьянок из мультфильма? - это как раз про милых ребятишек этого возраста). Малышу постоянно нужна информация, в нем бушует весь спектр эмоций от радости до злости. А вот задача взрослого, помочь своему милому сокровищу научиться регулировать эти эмоции, удовлетворить потребность в знаниях, но при этом не перегружая малыша.

Бывает так, что мы сильно возмущаемся (слишком активны) и откровенно капризничаем. Бывает, мы робеем перед кем-то (становимся замкнутыми), а бывает - нам хочется поплакать (или проявляем агрессивность). Это все признаки психоэмоционального напряжения. И если взрослый еще кое-как сам в состоянии справится с эмоциями, то ребенок не всегда может решить такую задачу. И в первую очередь, нужно научиться успокаиваться…

Предлагаю упражнения для деток от 4 лет. Упражнения следует выполнять в тех случаях, когда Вы заметили в поведении ребенка признаки эмоционального перенапряжения.

Так как игра является основной деятельностью дошкольника, то и упражнения, на снятие напряжения, естественно, проводятся в игровой форме.

Упражнение «Я — сильный и могучий»

Гуляя с малышом в парке, обратите его внимание на большое дерево (дуб например). Скажите: «Посмотри, какое это большое, могучее и сильное дерево! Если подует ветер — только верхушка дерева колышется, а само оно сможет выстоять. Ты знаешь, человек тоже может иногда быть таким же сильным и могучим…Если тебе вдруг захочется когда-нибудь кого-то ударить или сказать грубое слово, что-то сломать - представь, что ТЫ ЕСТЬ ТАКОЕ ЖЕ МОГУЧЕЕ И СИЛЬНОЕ ДЕРЕВО!».

Поиграйте с ребенком: поочередно представляйте себя могучим деревом. Спросите, что чувствует малыш? Что, по его мнению значит быть сильным и могучим? Что значит сохранять спокойствие в сложных ситуациях?

Упражнение «Взял себя в руки»

Расскажите малышу о том, что Вы знаете, как ведет себя выдержанный человек. Затем объясните: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, нервничаешь или тебе захотелось нагрубить или ударить кого-то: обхвати ладошками локти и сильно прижми руки к груди».

Упражнение «День безобразия или разрешается пачкаться»

Внимание!!! Родителям рекомендовано морально подготовиться к данному упражнению. На это упражнение трудно решиться и тяжело сохранять спокойствие…))) Но зато очень весело проведете время!!! А также приготовить пальчиковые краски, старые губные помады, тюбики с кремами и зубной пастой. Расстелить на полу клеенку, одеть ребенка (и самому) в ту одежду, которую не жалко будет испачкать.

Выполнять упражнение стоит в хорошем настроении! Разрешается рисовать помадой и краской на ножках и ручках спинках и животиках. Можно макать в краску ручки и пяточки. Обрисовывать носики и щечки. Разрешается обрисовывать взрослых!

Не забудьте после этого веселого упражнения помыться (лучше конечно подобные упражнения выполнять на даче, возле бассейна или озера).

А закончить я хочу стихотворением, которое мне очень понравилось, автор мне, к сожалению неизвестен.

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их.

Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.

Истерика у детей – это то, что чаще всего вызывает истерику у взрослых. Тавтология, но, по сути, это так и есть: состояние детской истерики может вводить родителей и окружающих взрослых в состояние «душевного волнения» или аффекта. Конечно, это, к счастью, не та форма, когда совершаются страшные вещи, но часто взрослые не могут себя толком контролировать. Что делать с родителями – мы разбирали и будем разбирать еще. А вот что же происходит с детьми?

Симптомы истерик бывают разные, они зависят от возраста ребенка и от причин, которые эту истерику вызвали:

Падение на пол с криком;
падение на пол молча;
битье головой об стену и об пол;
дети могут закрываться и уходить ото всех, находясь в одиночестве;
дети просто визжат и кричат, не падая;
дети проявляют агрессию по отношению к окружающим.

Причина истерики ребенка от 1 года до 3 лет может скрываться в отсутствии психической перезагрузки, в том, что его не слышат и не понимают. А также и в том, что малыш не может объясниться с окружающими, ведь его речь еще не развита. По мере взросления и приближения к 3 годам причины постепенно меняются и переходят к необходимости получения обратной связи от родителей. У ребенка накоплен достаточный опыт для манипуляции окружающими, и он входит в состояние «я правлю миром». У детей более старшего возраста причины истерик надо искать в усталости, желании добиться своего, гормональных изменениях, недостатке родительского внимания. Конечно, причины разные, и методы вывода из этих состояний тоже разные! Разберем их по порядку.

Но прежде хочу обратить внимание, что есть симптомы, при которых обязательно надо обращаться к врачу-неврологу или психоневрологу.

1. Ребенок теряет сознание во время истерик.
2. Выход из истерики (всхлипывание, страдания, переживания) продолжается более часа.
3. Ребенок пытается нанести себе травмы.

Самое важное – любую истерику лучше не допускать.

Как правило, родители могут заметить, в каких ситуациях происходит этот выплеск. Если не можете сказать так сразу, то советую в течение 2–3 недель вести дневник дня ребенка. Так вы сможете понять, как проходил его день и что стало спусковым механизмом для истерики. Это скучное занятие, но зато оно поможет вам не допускать этих состояний у ребенка, придумать ритуал сглаживания ситуации и сберечь свою психику. Ведь если вы знаете, что ребенок упадет и сломает что-нибудь, вы же этого не допустите? Здесь работает тот же самый принцип.

Второй важный момент – истерики не надо закреплять. Если в результате своих эмоций ребенок будет каждый раз получать желаемое – истерики будут продолжаться и нарастать.

Еще одно важное условие – фиксируйте достижения: и ваши, и ребенка. Ведь так вы узнаете, что ваша линия поведения верная, и вам будет за что поощрить и себя, и малыша.

Помните, что у любой истерики есть три стадии. Стадия крика – ребенок кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать все, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Стадия рыданий – ребенок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом. Наша задача – не допускать третьей стадии, она самая травматичная для малыша.

Поговорим об основных методах борьбы с истерикой у ребенка:

1. Пожалеть. Подходит для детей любого возраста, при условии, что они дают это сделать. Помните, что ребенку в этот момент не просто, он эмоционально страдает!
2. Метод «Эффект присутствия». Подходит для детей до 3 лет. Надо вспомнить о том, что ребенок устал, ему требуется 3–4 минуты на перезагрузку. Дайте ему поплакать. Строго по часам. В это время молча сидите рядом. После того, как время истечет, не начинайте никаких обсуждений, а просто переходите к нормальному разговору, теперь можно и пожалеть.
3. Метод «Разговор шепотом». Подходит для детей от 3 лет. В моменты истерик, капризов или эмоциональных всплесков у ребенка – переходите на шепот. Это и вас успокоит, и приведет ребенка в чувство.
4. Научите ребенка сообщать об усталости, раздражении или внутренней агрессии. Например, подойти ударить по подушке или креслу-груше, произнести некое кодовое слово или фразу: «Мама, я устал!», или попросить помощи. Подходит для детей от 3 лет.
5. Давайте задания и поощряйте за их выполнение. Это тоже метод профилактики истерик, работает для детей от 2 лет. Например, малыш привык, что мама просит «три притопа, три прихлопа» – он это делает, а мама радуется. Тогда он проще реагирует на ваш голос и легче дает обратную связь на ваш эмоциональный призыв. По мере взросления усложняйте задачи.
6. Метод «Отвлечение» – для детей до 3 лет. То есть переключаем внимание ребенка на что угодно: птички полетели, пузыри надули и т. д.
7. Метод «Соревнование» работает с детьми с 2 до 4 лет. Предложите ребенку что-то сделать наперегонки («Кто первый добежит до подъезда» и т. п.).
8. Метод «Лжевыбор» подходит с 2 до 5 лет. Предложите выбор из двух вариантов, каждый из которых вас заведомо устроит: «Давай будем печь печенье или лепить из пластилина».
9. Метод «Прожить на шаг вперед». Вы не замечаете происходящее, а вслух говорите о том, что будет дальше: «Ой, пойду одеваться, скоро на машине надо ехать». Метод подходит детям от 2 лет до бесконечности. И мужьям тоже!
10. Метод «Игнорирование». Выходите из помещения и не наблюдаете истерику. Используется только в знакомой для ребенка среде и никогда – в чужой и незнакомой обстановке! Можно оставить ребенка старше 3 лет на количество минут, равное его возрасту (3–4 минуты для ребенка 3 лет). Выйти из помещения или оставить ребенка в его комнате (обязательно освещенной). Не говорите ничего обвиняющего, не успокаивайте. Вами будет запущен режим тишины.
11. Придумайте кодовую фразу фиксации внимания, например: «Наша Дуня громко плачет». Когда ребенок к ней привыкает, она его тормозит.
12. Улыбнитесь, переведите все в шутку! Ведь вам должен быть важен не сам анализ ситуации и порицание ребенка, а то, чтобы истерика прекратилась. Подобный метод замечательно работает на детях до 5 лет.
13. Помните, что ребенок в момент истерики тоже страдает, отнеситесь к нему с пониманием и снисхождением просто потому, что вы старше и мудрее!

Детские истерики - явление довольно частое. Редко какая семья может их избежать. Иногда причина детского гнева кроется в реакции родителей. Но даже если взрослые ведут себя спокойно, утихомирить ребенка бывает непросто. Каким же образом помочь чаду справляться со своими эмоциями?

Большинство родителей не пытаются разобраться в причине детских истерик. Ребенку предлагают уйти в другую комнату, встать в угол, подумать о своем поведении. В более запущенных случаях применяются шлепки по попе и иные методы рукоприкладства. Все эти способы воспитания учат ребенка одному - загонять свой гнев внутрь, не афишировать его. «Ты плохой, если ты злишься» - такой невербальный посыл взрослые направляют детям своими действиями.

Правильная позиция

Какую же позицию должны занять родители, желающие обучить свое чадо управлению раздражением? Ребенок, не умеющий контролировать свой реактивный гнев, во взрослой жизни будет так же кричать на своих детей. Либо заедать свои эмоции пищей. Важно научить ребенка принимать гнев, а не выплескивать его на близких.

Любые эмоции и чувства - это нормально. Но выражать их можно по-разному. Чтобы научить ребенка эмоциональной грамотности, родителям стоит поменять тактику поведения во время детских капризов, и стать ребенку не опасным противником, а доброжелательным другом. Кстати, такая позиция важна как в общении с маленькими детьми, так и с подростками.

Как известно, дети учатся на примере родителей. Поэтому спокойствие взрослых во время детских истерик крайне важно. Родительский гнев, как и любая другая форма агрессии, нередко рождается мгновенно. Мать или отец начинают кричать, злиться, прежде, чем они сами осознают свою реакцию. Всего доли секунды требуются на то, чтобы отлаженный механизм реагирования сработал, и взрослый начал выходить из себя.

Именно поэтому очень важно остановиться. Даже если уже какая-то часть агрессии проявлена, стоит постараться сделать паузу и прекратить сердиться на ребенка и на себя самого. Для этого полезно уйти в другую комнату, хотя бы несколько минут побыть наедине с собой. Необходимо отыскать ту точку отсчета, с которой все началось. Какие именно слова или действия ребенка спровоцировали реакцию? Какие чувства переполняли вас в тот момент? Когда родитель сам находится в контакте со своими эмоциональными переживаниями, помочь ребенку ему становится значительно проще.

Гнев можно проявлять по-разному, но не каждый способ приемлем. Физические проявления недопустимы, потому родители должны сразу пресекать попытки вымещать гнев кулаками. Объяснять это ребенку следует спокойно, но твердо. Гнев для ребенка - это естественно. Маленькие дети плохо отвечают за контроль своих эмоций, их мозг еще не достаточно развит для этого. Даже взрослым бывает трудно справиться с сильным гневом, что говорить про детей.

Нужно понимать, что гневом ребенок защищается от внешней либо внутренней угрозы. Подавляя в себе те или иные чувства, чувства страха или обиды, ребенок провоцирует в себе гнев. Поэтому вполне естественно, что малыш хочет избавиться от этих переживаний, выплеснуть их. Чтобы выместить злость приемлемым способом, можно попробовать один из методов арт-терапии. Для этого ребенка просят нарисовать самое «ужасное» животное. Затем родитель берет в руки эту картинку, и дорисовывает, делая из него «прекрасное». Действия выполняются несколько раз, после чего ребенку дают сделать из «ужасного» «прекрасное» животное уже самому.

Каждому человеку важно быть услышанным - не имеет значения, ребенок это или взрослый. Малыш, которого пытаются понять, чувствует это и успокаивается быстрее.

Также родителям крайне полезно постараться встать на место ребенка. Любую ситуацию можно рассмотреть с разных ракурсов. Ребенка будет легче понять, если взглянуть на все его глазами. При этом родители должны показать чаду, что им его чувства небезразличны.

Малышу нужна родительская любовь, как воздух. Особенно в те моменты, когда ему тяжело, и он испытывает гнев. Когда ребенок успокоится, стоит поговорить с ним о чувствах и о том, что он испытывал. Но не нужно читать ему нотации. Он и так понимает, что не прав.

Ребенка необходимо целенаправленно обучать правильному выражению эмоций. А для этого родитель и сам должен быть близок к переживаниям чада. Начать можно с того, чтобы малыш обучился не копить в себе агрессию, а сообщать другим людям о ней.

Проще всего сделать это, проговаривая вслух чувства ребенка. Например: «Ты сердишься», «Ты расстроился», «Вижу, тебе это не понравилось...». Также родитель может сообщить ребенку и о собственных переживаниях: «Вижу, что ты сердишься. А мне грустно».

Малыша стоит сделать «экспертом» в сложившейся ситуации. Например, сказав: «И что же теперь мы будем делать? Как тебе снова повеселеть (отыскать хорошее настроение)?». При этом необходимо прислушиваться и к своим чувствам, и к ребенку, отбирая самые подходящие варианты. Даже сам процесс поиска хорошего расположения духа может стать очень увлекательным как для чада, так и для его родителя.

Процесс поиска можно подкрепить и материальным способом. Например, составив список всех тех вещей, которые приносят малышу радость. Психологи рекомендуют выполнять каждый день одну пятую часть способов, перечисленных в этом списке. Но делать это стоит без привязки к возникновению стрессового состояния - и в те дни, когда ребенок капризничает, и в те, когда у него хорошее настроение. Это позволит сформировать у малыша очень полезную привычку - радовать себя. В стрессовой ситуации ему будет проще согласиться на предложение переключиться с травмирующих обстоятельств на приятное занятие.

Дополнительная рекомендация: метод олицетворения в борьбе с агрессией у маленьких детей

Если малышу еще меньше трех лет, то для его успокоения можно применять прием олицетворения чувств. Если чадо начнет сердиться, родителю рекомендуется помочь ему подобрать правильную метафору для обуревающих чувств: «Ты сердишься, как тигр? Или как дракон? А может быть, как бык?». Взрослый может даже продемонстрировать, как мог бы злиться тот или иной представитель животного царства.

После этого можно задать вопрос: «А что стоит сделать, чтобы это животное успокоилось, повеселело?». И ребенок может сам подсказать способ, с помощью которого можно нейтрализовать его раздражение.