Как научить ребенка выучить цифры. Учимся считать

Цифры — это абстрактные символы мира взрослых. Для малышей важнее понимание количества, на чем и строится, например, изучение математики по методике Домана. Но около 2-х лет можно переходить и к изучению цифр. Это так увлекательно! Предлагаем познакомиться с 10 способами как выучить с ребенком цифры.

1. Игры с пальчиками

Лучшее пособие по обучению счету до десяти — это наши пальчики.
Считаем, поглаживаем, играем в .

2. Наблюдаем и считаем

Обращаем внимание на цифры, встречающиеся дома, на улице, в помещениях…
Например:

  • когда едите в лифте, считайте и называйте цифры на кнопочках или меняющихся этажах
  • номера домов
  • цифры на автомобильных номерах (на первом этапе называем цифры до 10)
  • цифры в номерах телефонов на рекламных щитах

Удивительно, но моему сыну удается замечать цифры на одежде и даже кроссовках прохожих:).

3. Читаем стишки и считалочки про счет и цифры.

Вот одно из любимых стихотворений моего сынишки

Ягодный счет

По опушке шла лисичка:
— Раз, в корзинке земляничка,
Два – как небо голубика,
Три – румяная брусника,
А четыре – вот морошка,
Пять – смородины немножко,
Шесть – как бусинка калина,
Семь – как солнышко рябина,
Восемь – в лапке ежевика,
Девять – синяя черника,
Десять – сочная малина.
Вот и полная корзина!

Читайте также сказки с цифрами «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «12 месяцев», «Про козленка, который умел считать до 10″.

4. Играем в кубики с цифрами.

Вот лишь несколько примеров игр на изучение цифр:

  • выстраивать в ряд в прямом и обратном порядке
  • соотносим число, изображенное на кубике, с количеством. Для этого выстраиваем рядом с кубиком нужное число предметов — игрушек, крышек, фасолек и т.д.
  • находим парочки: кубик с цифрой и карточка с изображением этой же цифры

5. Смотрим детские презентации по математике


6. Используем игры с магнитными цифрами

Пусть магнитные цифры займет достойное место на вашем холодильнике.

Многие игры могут быть аналогичными с играми в кубики, но сам магнитизм очень привлекает малыша.
Не забывайте проговаривать названия цифры.

Нам нравятся магнитики с цифрами от «Растишки».

7. Смотрим развивающее видео для малышей


8. Применяем плакаты по математике

Крупное изображение цифр на детских плакатах будет привлекать внимание малыша и так можно будет быстро выучить цифры.
В настоящее время популярны говорящие плакаты, например .

Ступеньки, голуби, красные машины, аптеки, следы, количество съеденных ложек, йогурты в магазине…
Главное, сохранять и поддерживать интерес к счету.

10. Поем песенки

Очень много веселых песенок про цифры в методике Железновых.
Вы можете послушать одну из них

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

А вот еще один клип с песенкой про цифры, который нам очень нравится

Надеемся, что данные 10 способов как выучить с ребенком цифры помогут вам ненавязчиво, весело и интересно познакомиться со счетом.

Развитие малыша – это интересное и плодотворное занятие для любящих родителей. Их умственные и психические процессы настолько подвижны, а жажда познать мир столь велика, что в обучении дошколят можно достичь невероятных результатов. Знать, как научить ребёнка запоминать цифры – важная задача родителей.

Среди общих развивающих задач для детей дошкольного возраста запоминание цифр должно быть увлекательным процессом. Для этого нужна правильная методика раннего развития, помогающая заинтересовать малышей и сделать эффективным этот процесс.

Множество наглядных материалов и игровая форма – это главные составляющие продуктивного обучения ребенка. Это должны быть развивающие игры, несущие информацию о показателях числа. В счете узнавание цифр является начальным этапом обучения.

Вот некоторые заметки для родителей, которые помогут им в процессе образования их ребенка:

  1. Чем раньше начинать обучение, тем легче оно будет проходить в дальнейшем.
  2. Дети должны запоминать показатели количества предметов при помощи разных рецепторов: слуха, зрения и осязания.
  3. Научить детишек цифрам нисколько не труднее, чем помочь им освоить буквы алфавита или название животных и растений.
  4. Какая бы методика ни использовалась, активное участие родителей в играх необходимо. Чтобы помочь малышу быстро запомнить цифры, родитель должен включать совместную с ним деятельность.
  5. Наши крошки намного логичнее, чем мы думаем.

Условия для запоминания и обучения

Они неограниченны. Это не только специально подготовленные уроки, но и обучение в повседневной жизни. Стоит родителю проявить свою творческую способность, и обнаружатся безмерные возможности окружающего мира для этого обучения.

Можно считать любые окружающие предметы, гуляя на улице, покупая продукты в магазине. Запоминание чисел будет успешнее, если для этого заготовить карточки с цифрами и носить их с собой. Ожидая с малышом очереди в поликлинике, можно с пользой провести время: считать людей, стоящих впереди и сзади, сверяя их количество с карточками. Будет еще лучше, если сравнивать число очередных детей до и после, соотнося их с карточками. Так же весело будет сравнивать, у кого больше пуговиц на одежде: у мамы или ребенка.

Самое простое — счет пальчиков при помощи считалочки с их одновременным разгибанием: «Раз, два, три, четыре, пять; пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять; будем радоваться вместе» Можно положить стишок на любую мелодию и пританцовывать пальчиками. Эта методика поможет ребенку запомнить цифры, начиная с младенческого периода. Через два-три года можно будет увидеть результат, малыш запомнит цифровую последовательность. Здесь задействована и слуховая и зрительная память.

Научить маленького различать цифры можно и через запланированные коротенькие пятиминутки, которые должны быть регулярными. Распространенное занятие: карточки, на которых изображены числа. Нужно быстро показывать карточки с обозначением цифр и кружков, обозначающих состав данного числа. Одновременно должно называться это число. Занятие продолжается, пока малыш внимателен. Постепенно он будет понимать цифры и соответствующие им числа. Позднее можно усложнить занятие, раскладывая карточки в разброс и прося ребенка подавать любую из них, по названию числа, которое он слышит.

Занимательные циферки

Карточки с цветными цифрами можно развесить на видных местах во всех комнатах. Их запоминание будет легче, если просить малыша принести столько, к примеру, фасолинок, сколько изображено на картинке, спрятанной на дверце, внутри шкафа или на потолке в спальне. Неожиданные задания вызывают огромный интерес и облегчают запоминание цифры и соответствующий ей состав числа. Даже просто висящие в разных местах на уровне их глаз разноцветные яркие цифровые знаки обеспечат их запоминание.

Магниты на холодильник – большое подспорье для родителей. С магнитными цифрами можно играть, проявляя много фантазии.

Можно делать из конструктора паровозик , в вагонах которого будут кататься цифры, обозначающие порядковый номер вагончика. А вырезанные из мягкого материала шуточные цифры могут танцевать, оживляя детское восприятие и запоминание. Для желающих совершенствовать своего ребенка в математическом плане полезным будет чтение детских обучающих книжек и просмотр мультфильмов по счету. Это очень наглядное обучение.

Необходимо научить малыша, что цифра «говорит» о количестве чего-то. Самое простое упражнение – писать на отдельном листке цифру и строить соответственно ей башню из кубиков. Цифра два «говорит» о том, что башню нужно построить из двух кубиков, а пять требует для башни пять штук. После этого ребенку весело будет это сооружение уронить.

Различные аппликации, рисунки своими руками, лепка из теста или пластилина разных цифр и элементов, входящих в их состав, дадут толчок для творчества и постижения науки о цифрах и счете.

Научить можно в любом возрасте

Малыш 1-3 лет проявляет живой интерес к цифрам. Важно поддерживать и развивать это любопытство, произнося их вслух, показывая наглядно, прося повторять за взрослыми. Дети от трех до пяти уже могут узнавать цифры и владеть последовательным счетом.

В этом полезном деле важно помнить уникальность каждого ребенка и характерные особенности его психических процессов. Его нельзя сравнивать с другими детьми, а необходимо понимать, какая ведущая память у малыша, слуховая или зрительная, и использовать это в научении. Родители должны ценить и одобрять его усилия по освоению цифр. Такой индивидуальный подход, постоянство и заинтересованность родителей в скором времени помогут ему запомнить все цифры и оперировать ими в жизни.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные . У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

    Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же , сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

    Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же ».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки , морковки , помидорки ; вот еще пример шикарного набора ).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые . Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее : выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

    Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.



9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры . Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

    Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

или рамки-вкладыша (Ozon , My-shop ,Read )

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик» . Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon , Лабиринт , My-shop ), о нем я писала раньше .

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры ». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • . По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

.
  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email , Инстаграм , Вконтакте , Facebook ). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:

Консультация для родителей на тему:

«Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр».

Очень часто бывает так, что ребёнок прекрасно считает от 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображённую на картинке, никак не может. Графический образ цифры для него - это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышления не простой процесс. И без помощи взрослых здесь не обойтись.

Часто дети путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 3 и 8, 4 и 7. И эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Детям нужно помочь разобраться в таких сложных для его восприятия графических образах. Ребёнку будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти её сходство с каким-нибудь предметом или животным: 2 - лебедь, 8 - очки.

Если педагог в детском саду или мама смогут подобрать интересные стихотворения о цифрах, то процесс запоминания будет ещё более лёгким. Главное, не стоит сердиться на детей, если они не схватывает всё "на лету". Это для вас, взрослых, всё легко и просто, а для детей, только приступивших к овладению цифрами и счётом, всё очень сложно. Любой педагог или детский психолог подтвердит, что самым действенным способом запоминания нового материала для детей послужат игровые занятия по математике.

Поэтому были подобраны интересные стихи и игры про цифры и счёт.

Цифры живут на различных предметах:

В календарях и трамвайных билетах,

На циферблатах часов, на домах,

Прячутся цифры в книжных томах,

И в магазине, и в телефоне,

И на машине, и на вагоне.

Цифры повсюду, цифры кругом.

Мы их поищем и сразу найдём.

Цифра 0

Цифра вроде буквы О -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Цифра 1

А похожа единица на крючок,

На гвоздь, на спицу.

А ещё немного, может,

На свечу она похожа.

Цифра 2

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Цифра 3

А вот это - посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков -

Состоит из двух крючков.

Цифра 4

Смотри - 4 это стул,

Который я перевернул.

Цифра 5

А потом пошла плясать

по бумаге цифра пять.

Ручку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра 6

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху - крюк, внизу кружочек

Цифра 7

Семь - точно острая коса.

Коси, коса, пока остра.

На крыше флаг, смотрите все,

Ведь он похож на цифру семь.

Цифра 8

Цифра 8 так вкусна

Из двух бубликов она.

Цифра восемь плюс крючки –

Получаются очки.

Цифра 9

Девять, как и шесть, вглядись.

Только хвост не вверх, а вниз.

Цифра 10

Ноль катился по дорожке

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав 10 из него.

  • Считаем пальчики, используя различные стишки и потешки. Метод хорош ещё и тем, что его можно использовать с самого раннего возраста, буквально с рождения, одновременно развивая мелкую моторику. Сначала считаем до 5, после годика можно переходить на потешки со счётом до 10. По мере взросления ребёнка считать можно не только его пальчики, а пальчики мамы, папы и других членов семьи.
  • Считаем ступеньки – иди из самых простых способов. Когда малыш научился хорошо преодолевать ступеньки хотя бы в одну сторону (например, научился спускаться, можно начинать эти ступеньки считать. Сначала считаете Вы, малыш спускается и слушает, а через некоторое время и он начнёт считать вместе с Вами.
  • Играем в настольные игры с фишками и кубиком. В таких играх тоже присутствует счёт и визуальное количество точек на кубике.
  • Используем "считалки", в которых есть счёт до пяти - десяти для различных игр, чтобы определить кто будет первым ходить.
  • Считаем всё! Считать можно голубей на улице, книжки на полке, любимых кукол или машинки, сколько ложек вымыла мама, сколько мороженого купил папа и т. д.

Если Вы внимательно присмотритесь к Вашим ежедневным делам, то найдёте массу возможностей дать ребёнку новые знания, используя обычные бытовые моменты.

Обращайте внимание ребёнка на цифры везде, где это можно сделать как бы между прочим: позволяйте ему набирать код домофона, переключать каналы телевизора, пусть поможет Вам определить автобус с нужным номером, на котором Вы поедете в гости к бабушке, нажмёт нужную кнопку этажа в лифте и т. д.

Попросите малыша принести Вам определённое количество ложек, когда Вы накрываете на стол. Перед походом в магазин договоритесь с ребёнком, что сегодня Вы купите ему 3 пачки сока, пусть самостоятельно возьмёт с полки нужное количество и т. д.

Главное проявлять свою фантазию!

Математическая игра «Найди цифру»

Для этой игры потребуется:

Нарисованные (напечатанные) на бумаге цифры от 1 до 9

Рисунки, похожих на цифры, предметов.

Малыш смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась. Затем мама показывает цифру 2 и просит малыша найти рисунок, похожий на эту цифру.

Математическая игра «Картонные цифры»

Для этой игры надо будет заранее вырезать цифры из картона. Малыш закрывает глазки, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за циферка.

Математическая игра «Потерянные цифры»

На картоне печатаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Малыш должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3, 4 или 6 частей.

Игра «Что там на спинке»

Малыш ложится на живот, а мама рисует у него на спинке пальчиком цифру. Кроха должен угадать, что же это за цифра.

Игра «На что похожа цифра»

Мама спрашивает у ребенка, на какую цифру похожи очки, и кроха должен показать цифру 8.

Математическая игра «Угадай, что за цифра?»

Мама читает стихотворение, ребенок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать.

Лепите цифры из пластилина, составляйте из счетных палочек, шнурков и фасоли, рисуйте пальчиком цифры в воздухе, на ладони. Каждую цифру учите сначала отдельно, а только потом смешивайте с другими.


Раннее развитие ребенка - одна из главных составляющих его будущего успеха в детском саду, школе, университете и, конечно же, взрослой жизни. Чем больше малыш будет знать в относительно раннем возрасте, тем к большему количеству дополнительных знаний будет готов в будущем, тем проще ему будет усваивать и перерабатывать новую информацию. Сегодня мы постараемся разобраться в том, как научить ребенка цифрам, играя с ним. Игры, с которыми читатель сможет познакомиться ниже, предназначены для детей в возрасте до трех лет, однако их можно применять и для малышей старшего возраста.

Как научить ребенка цифрам? В первые годы своей жизни маленькие дети познают окружающий мир путем наблюдения. Им интересно прикасаться к предметам, созерцать их, запоминать ощущения и делать выводы.


1. Первая игра, которая поможет научить ребенка цифрам, основана на системе Глена Домана и называется «Карты в руки», не игральные карты, разумеется. Приобрести карточки с цифрами можно в любом магазине игрушек и развивающих приспособлений. Обычно на подобных карточках возле каждой цифры нарисовано соответствующее количество точек. Чем чаще предлагать ребенку пересчитывать точки, тем выше вероятность, что очень скоро он запомнит цифру, не считая. Кстати, при желании карточки с цифрами можно сделать самостоятельно, используя цветные фломастеры, краски и обычный картон.

2. Хорошим способом изучения цифр для детей с развитой визуальной памятью станет развешивание карточек с цифрами по дому. Например, красочный плакат или карточку можно повесить на шкафу, холодильнике, в игровой комнате на уровне глаз ребенка. Постоянное столкновение с цифрами вызовет у визуалов незамедлительное запоминание. Цифры можно изготовить самостоятельно или купить в магазине. Например, среди молодых родителей популярна игрушка с домиками, в которых живут цифры от 1 до 9.


3. Как научить ребенка цифрам, если малыш аудиал? Нужно как можно чаще в присутствии ребенка повторять устный счет и вызывать ассоциации. Например, повторять, что дома вокруг стола 4 стула, а на подоконнике в гостиной - 5 вазонов. Отличным методом для запоминания цифр для ребенка с развитой слуховой памятью станут детские стишки о цифрах. Запоминание обязательно подкреплять демонстрацией. Так, например, зачитывая стишок, можете писать на листике звучащие цифры.


4. Даже в самом юном возрасте малышей нужно приобщать к книгам… в том числе к книгам, обучающим цифрам и счету. Такой вариант запоминания цифр подойдет как аудиалам, так и визуалам. Первым можно зачитывать текст, со вторыми - рассматривать картинки, прибегая к объяснениям.


5. Очень важно, чтобы малыш не ассоциировал цифру только с набором звуков или картинкой, необходимо дать ему понять, что с помощью цифр можно вести счет. Как научить ребенка цифрам и счету предметов по количеству? Можно прибегнуть к простой игре. Нарисуйте на листе 10 квадратов, вписав в каждый цифру от одного до десяти. Затем попросите малыша с помощью кубиков выстроить на каждом квадратике башню, соответствующую вписанной цифре.


6. Деткам, которые сильно любят поесть, можно испечь печенье или пирожные в форме цифры. Малышу будет очень приятно не только обучаться счету, но и поедать вкусное лакомство вместе с заботливой мамой.


7. Чтобы обучить ребенка цифрам важно заставить работать его фантазию. Предложите малышу вылепить, вырезать или нарисовать нужную цифру. Кстати, такая методика отлично подходит и для обучения другим навыкам.


Самое важное в обучении ребенка - это проявление заинтересованности и участия. Чем большим будет ваше желание помочь малышу познать что-то новое, тем стремительнее он начнет впитывать знания.