Как называется аппликация из бумаги. Нетрадиционные техники аппликации в детском саду

Аппликации для детей – это особый способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон. Аппликация является одной из разновидностей декоративно-прикладного искусства. Методом аппликации создаются открытки, картины, панно, модные платья и аксессуары из совершенно разных по фактуре и формам материалов. Объединяющим фактором в создании работ является сходная техника выполнения. Во всех случаях материал приклеивается к основе или пришивается.

Чем полезны для детей занятия аппликацией

Почему-то родители не всегда выделяют достаточно времени для занятий ребенка аппликацией. Возможно, это связано с тем, что аппликация требует немного больше времени для подготовки, чем, к примеру, рисование. А, возможно, не всем известна польза от таких занятий. Поэтому, мамам и папам нелишним будет знать, что аппликация:

  • развивает художественное воображение и эстетический вкус
  • способствует лучшему изучению цветов и форм предметов
  • развивает моторику рук и усиливает тактильные ощущения
  • помогает развитию конструкторского мышления.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется вкус и раскрываются первые творческие способности. Аппликация способствует расширению кругозора, учит рассматривать предметы и явления окружающего мира, формирует настойчивость, аккуратность и трудолюбие.

Родители, зачастую не задумываются над тем, что аппликация – это не просто примитивное наклеивание кусочков бумаги, это создание мировоззрения ребенка.

Существует огромное количество увлекательных техник создания шедевров методом аппликации.

Виды аппликации для детей

Существуют различные виды аппликаций. Их можно разделить по тематике на три основные группы:

Предметную аппликацию считают несложным видом аппликации для детей . Из бумаги, ткани, или какого-либо материала вырезаются фигурки, и приклеиваются на основание. Изображение может быть чего угодно, листа, зверя, птицы, дома и т.д.

Сюжетная – это когда картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом. Сюжет может отображать какое-либо событие или действие.

Декоративная используется для оформления альбомов, рамок, предметов домашнего обихода. Чаще всего состоит из узоров или орнаментов.

Помимо этого, виды аппликаций подразделяются по:

  • цвету (цветная, черно-белая, одноцветная)
  • объему (плоская, выпуклая)
  • материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни, и т.д.).

Для того чтобы было понятней, насколько многообразен этот вид творчества, достаточно ознакомиться с наиболее популярными, а также наиболее интересными видами аппликации для детей.

Плоская аппликация — простой вид аппликации для детей

Достаточно нарисовать на листе разноцветной бумаги силуэт объекта, по контуру осторожно вырезать, и наклеить его на фон-основу. Самое главное в этой работе, чтобы очертания контура предмета соответствовали действительности.

Объемная аппликация

Для этого вида аппликации сначала на основу наносится схематический рисунок будущего изображения. Затем, подготавливаются объемные элементы. Это могут быть: бумажные комочки или шарики, гармошки, спиральки, пружинки и любые другие элементы. Объемные элементы сначала выкладываются на рисунок, а затем приклеиваются. Один из видов объемной аппликации — аппликация пластическая.

Пластическая аппликация

В отличие от плоской аппликации, для создания пластической потребуется приложить немного больше труда и фантазии. Возьмите лист разноцветной бумаги, хорошо скомкайте его, чтобы он стал пластичным. Теперь попробуйте осторожно расправить мятую бумагу, так чтобы придать ей очертания предмета. Когда цель будет достигнута, намажьте клеем внутреннюю поверхность бумаги, и приклейте ее на основу. В процессе приклеивания можно подкорректировать изображение, добавить в нужных местах складочки, или наоборот, разгладив их.

Занимаясь с ребенком, предложите ему сделать для начала самые простые предметы, например, фрукты. После, можно будет перейти к более сложным изображениям: фигуркам животных, людей, или созданию целых композиций.

Геометрическая аппликация

Такую аппликацию составляют из всевозможных геометрических фигур. Составление геометрических орнаментов, является отличных упражнением для полета творческой фантазии и развития логического мышления ребенка. Перед малышом ставится задача самостоятельно продумать чередование фигур с различными размерами, формами и цветами. Для детей постарше можно предложить конструирование сложных фигур, а также создание сюжетных картинок.

Обрывная аппликация

Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Получать изображения этим методом можно двумя способами: без предварительной прорисовки контура, и с предварительным нанесением рисунка. Чтобы сделать аппликацию с предварительной прорисовкой, лист разноцветной бумаги следует положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка.

Аппликация из салфеток

Особая структура бумажных салфеток позволяет создать нежную пушистую поверхность аппликации. Для создания пушистых цыпляток, котиков, собачек и цветов, салфетки разрываются на кусочки, а затем, приклеиваются таким образом, чтобы оторванные пушистые края торчали наружу.

Аппликация из круп и семян

Чрезвычайно увлекательным занятием для детей может оказаться Вы можете использовать любую крупу из своего кухонного шкафчика, кофейные зерна или семена растений. Если ваш ребенок еще слишком мал, чтобы самому нарисовать контур изображения – сделайте это сами. А затем, предложите малышу наклеить зерна на картинку.

Аппликация для детей из листьев

Для создания потребуется запастись материалом. Красивые листочки с различных растений собирают и высушивают. Сушить листья можно, положив их аккуратно между страничками книги. Для быстрой сушки можно использовать утюг. При сушке утюгом листочки лучше помещать для проглаживания между листами бумаги или газеты. Идею картинки следует сначала хорошенько продумать. Затем скомпоновать композицию на бумаге, и после этого приклеить на основу.

Аппликация из ткани

Для данного вида аппликации можно применить накрахмаленную и проглаженную горячим утюгом хлопчатобумажную ткань. Для обработки ткани подойдет картофельный крахмал или жидкий клейстер. Если для аппликации будет использоваться синтетическая ткань, то ее лучше пропитать раствором желатина. Из подготовленной ткани вырезаются детали будущей аппликации, намазываются с изнаночной стороны клеем, и наклеиваются на основу.

Аппликация из яичной скорлупы

Скорлупу для аппликации можно использовать как от вареных, так и от сырых яиц. Главное, она должна быть хорошо вымыта и просушена. Скорлупу можно просто покрошить на кусочки, а можно вырезать из нее ножницами небольшие фигурки. Для того чтобы она не крошилась при резке, ее с обеих сторон покрывают тонким слоем любого эластичного клея. На плотном листе бумаги сначала нарисуйте контур рисунка. Затем покройте участок изображения клеем, приложите на него кусочек скорлупы нужного размера. Слегка придавите скорлупу, чтобы он растрескалась, и получился естественный сетчатый узор. Когда скорлупа будет приклеена на всей поверхности рисунка, дайте клею просохнуть, а после раскрасьте гуашью, или акварельными красками.

Воспитатель разновозрастной группы № 2

Кизилова Е. Г.

  1. Расширить представления о видах аппликации.
  2. Познакомить с особенностями аппликации из цветной бумаги.
  3. Углубить знания о разных техниках работы с бумагой.
  4. Показать приемы изготовления домика, цыпленка и растительности.

Вызвать положительные эмоции от работы и желание применить предложенный материал в работе с детьми.

План проведения:

  1. Рассказ «Аппликация в детском саду. Виды аппликации.»
  2. Подготовка фона для картины.
  3. Изготовление объектов:

— облака, солнце;

— дерево елка или вишня;

— цыпленок;

— скамейка;

— трава, цветы.

  1. Рассматривание готовых работ.

Аппликация в детском саду. Виды аппликации.

В детском саду дети не просто проводят время под присмотром в ожидании того, что родители заберут их домой. Все физические упражнения, подвижные игры, творческие задания помогают детям развиваться с удвоенной силой. Занятия аппликацией в детском саду развивает мелкую моторику, дети учат цвета, геометрические формы, законы симметрии. Да и, кроме того – им очень нравится, наклеивая различные фигуры получать красивые картинки, которыми потом так гордятся их родители. Начинают обычно с самых простых аппликаций. В детском саду, в младшей группе аппликации обычно включают два-три элемента простых геометрических фигур, в старшей группе это уже могут быть сложные работы, использующие много элементов различных форм.

Всяческие поделки из цветной бумаги любимы детьми и родителями уже многие и многие годы. Ведь работая с этим материалом можно забыть про краски и с помощью ножниц и клея создавать самые причудливые работы. Очень нравится делать аппликации из цветной бумаги и самым младшим детям. Порой им доставляет удовольствие сам процесс ее вырезания, такой яркой, красивой. Безусловно, цветная бумага бывает разного качества. Пока вы только тренируетесь работать с ней, вам подойдет и самая простая, тонкая бумага шести основных цветов. Но чем старше будет становиться ребенок, тем более сложные поделки ему захочется выполнять и в ход пойдет уже плотная бумага, а также бархатная бумага, бумага для квиллинга и цветной картон. Все эти материалы, по сути, и являются цветной бумагой, но мы обратим внимание на самые несложные поделки.

Среди огромного числа видов аппликаций из цветной бумаги, геометрическая аппликация занимает особое место. Ведь именно с нее начинается развитие малышей, зачастую все самые первые поделки сделаны именно с помощью геометрических фигур. Ребенку на самом деле не составляет особого труда научиться различать геометрические фигуры. Конечно, этому можно учиться и на картинках в книжке, а можно и с помощью аппликации из геометрических фигур. Ведь так он не просто будет знать, что три угла – треугольник, а четыре – квадрат. Он еще и научится составлять из простейших элементов сложные картинки, поймет, что в жизни очень многие предметы состоят из различных геометрических фигур.

Очень увлекательными для малышей могут стать ладошковые аппликации – использование в работах отпечатков ладошек детей. В таких работах увлекательно все, и сам процесс вырезания формочек, и дальнейшее их декорирование, собирание в различные узоры. Можно из большого количества зеленых ладошек сделать новогоднюю елочку, а можно сделать лучики солнца. Особенно такой вид творчества подходит для создания коллективных аппликаций в детском саду, когда на большом куске ватмана собираются «заготовки» всех деток группы в одну большую картину. Ладошки можно потом подписать и с удовольствием рассматривать на выпускном в детском саду. Индивидуальной работой может стать бабочка, сделанная из четырех отпечатков ладошек разных цветов.

Для детей поделки из цветной бумаги являются любимым занятием. Ведь сама по себе такая бумага уже наталкивает их на творчество, ее так приятно резать, мять, складывать, она ярких цветов, уже не нужно возиться с красками, чтобы добиться необходимого оттенка. Если вы только начинаете делать поделки из бумаги, то для начала, если ваш малыш еще не умеет самостоятельно вырезать ножницами или умело загибать листы, пусть лучше освоит технику «рваной» аппликации. Для этого дайте ребенку кусок цветной бумаги и поручите ему отрывать кусочки и сминать их. После того, как все кусочки пройдут такую сложную технологическую обработку, можете наклеить их на заранее нарисованный листе контур. Таким образом, у вас получатся прекрасные фактурные, выпуклые работы – зеленое дерево, поле с цветами, ночной город, полный желтых огоньков-окошек и еще много другое.

Для детей постарше поделки из цветной бумаги, картона, гофрированной бумаги могут хорошо способствовать как развитию мелкой моторики, так и формировать правильное цветовосприятие. В этом возрасте ребенок может уже сам вырезать детали аппликации из цветной бумаги (конечно, при соблюдении всех мер предосторожности и техники безопасности), вначале самые простые, геометрические, а потом уже и сложные. Из таких деталей он может создавать, например, цветок, а может наклеить одну заготовку цветка на другую и получить объемную, красивую работу.

Наклеивать ведь можно не только бумагу, поэтому аппликации в детском саду могут использовать и другие материалы. Может быть аппликация из ткани, листьев, яичной скорлупы, пластилина.

Работать с пластилином всегда доставляет деткам огромное удовольствие. Самые разные детские поделки не обходятся без участия пластилина. А оказывается, что пластилином еще и можно рисовать. Такая техника выполнения аппликации из пластилина называется пластилинография . Это занятие наверняка увлечет вас не меньше, чем ваших детей. Пластилин -материал очень двойственный. С одной стороны он пластичный, гибкий, поделки из пластилина красивы и очень просты. С другой стороны — это все-таки продукт искусственный, который содержит большое количество красителей, ароматизаторов, которые могут вызвать аллергию у ребенка, раздражение на коже и тому подобное. Поэтому очень тщательно отнеситесь к выбору материала, к его качеству. Он не должен красить руки при работе, не должен вкусно пахнуть. Для детских аппликаций из пластилина лучше выбрать плавающий пластилин, так как он хорошо лепится и не прилипает к рукам. Пластилин используется в очень интересной технике обратной аппликации. Это наклеивание на основу маленьких шариков из пластилина, образующих мозаичный рисунок. Работы могут быть как простые, так и сложные. Вначале нарисуйте на листе картона рисунок-основу, затем заклейте лист картона скотчем. Заламинировав лист таким образом, на него можно прикреплять пластилин. Плюс такой техники заключается в том, что шаблон может стать многоразовым, на нем легко исправлять ошибки.

Развивая творческие способности наших деток, в детском саду им дают самые разные задания. Чем старше ребенок, тем более сложные работы он может выполнить. Темы поделок для детского сада могут быть самые разные, например праздничные даты или времена года. Вот приходит черед и поделок из листьев. В детском саду время таких поделок приходит осенью, когда исходного материала очень много вокруг. Конечно, помогать своим малышам в выполнении поделок из листьев для детского сада стоит, мы должны дать им идею, толчок для дальнейшего творчества. Но и превращать поделки такого рода в соревнование мам не стоит, ведь вы делаете вашу аппликацию или композицию не ради первого места, а для гармоничного развития вашего ребенка, чтобы он научился видеть красоту осенних листьев и всего того, что с помощью них можно создать.

Пусть аппликации из ниток и не так популярны, как аппликации из цветной бумаги, но, наверное, это пока. Ведь такие работы не только красивы и увлекательны, они еще и невероятно просты. Не зря они любимы педагогами и руководителями кружков детского творчества, даже четырехлетним малышам под силу сделать настоящие шедевры. К плюсам подобной техники можно отнести также хорошую доступность всех материалов. Для работы вам потребуются различные нитки, которые возможно остались от вязания или вышивания, а также клей, ножницы и бумага. Выбирать для работы вы можете любой понравившийся рисунок, но чем меньше ребенок, тем проще должен быть рисунок. В идеале начинать следует с использованием ниток одного цвета, постепенно переходя к многоцветным панно.

Материалы и инструменты: цветная бумага: голубая или синяя, зеленая, картон, клей, кисточка, салфетка, ножницы, трафарет домика.

  1. Приклеить к верхней части картона лист синей или голубой бумаги – изобразить небо.
  2. Приклеить к нижней части картона лист зеленой бумаги – изобразить землю.
  3. Граница голубого и зеленого цветов проходит произвольно.

Деревенский домик.

Материалы и инструменты: цветная бумага, круглый карандаш, тонкая палочка, клей ПВА, кисточка, тканевая салфетка, ножницы.

  1. Вырезать 2 полосы красного цвета 12*1,5 см. Сложить полосы пополам по долевой линии и наклеить на скаты крыши.
  2. Вырезать 1 или 2 красных прямоугольника 3*2,5 см, нарисовать перекладины.
  3. Приклеить готовые окна на места.

Облака и солнце.

Материалы и инструменты: бумажные столовые салфетки желтого, белого, голубого цвета, клей ПВА, кисточка, ножницы, тканевая салфетка.

  1. Вырезать из белых салфеток овалы диаметром 5*2,5 см в 4 сложения.
  2. Тонкими ножницами сделать надрезы, не дорезая до середины.
  3. Склеить серединки салфеток между собой.
  4. Получившееся облако приклеить на поверхность картины в области неба.
  1. Дать салфеткам высушить и распушить их.
  2. Также, но из салфеток другого цвета сделать еще одно облако или солнышко.

Деревья: вишня и елка.

Елка.

Материалы и инструменты: бумага зеленого цвета, ножницы, клей ПВА, кисточка, тканевая салфетка.

  1. Сложить 4 листа зеленой бумаги пополам. Вырезать 4 елки.
  2. Разъединить елочки. Карандашом провести по сгибам, чтоб они были более жесткие.
  3. Развернуть елочки, склеить их между собой – приклеивая половинки, друг к другу.
  4. Приклеить елку на картину.

Вишня.

Материалы и инструменты: цветная бумага, трафарет «круги», клей ПВА, ножницы, кисточка, тканевая салфетка, тонкая палочка.

  1. Вырезать из бумаги коричневого цвета ствол и ветки, приклеить.
  2. Взять бумагу красного цвета, сложить ее гармошкой и нарисовать на ней круги диаметром 2 см.
  3. Вырезать 20 таких кругов.
  4. Сложить круги пополам. Склеить между собой 4 круга, приклеивая половинки.
  5. Вырезать маленькие полоски и приклеить их к ягодке.
  6. Получившиеся вишенки приклеить на дерево.
  7. Взять бумагу зеленого цвета и сложить ее гармошкой.
  8. Вырезать листья овальной формы с черенком общей длиной 2 см. Понадобится 6-7 листьев.
  9. Каждый лист немного выгните при помощи тонкой палочки. За счет выгиба листа и точечного соединения с основой получается объемная композиция.
  10. Приклеить листья к веточкам.

Цыпленок.

Материалы и инструменты: цветная бумага, трафарет «круги», клей ПВА, ножницы, кисточка, тканевая салфетка, тонкая палочка, столовые салфетки желтого цвета.

Скамейка.

Материалы и инструменты: цветная бумага, тонкая палочка (зубочистка), клей ПВА, кисточка, тканевая салфетка, ножницы.

  1. Взять 6-7 полос бумаги желтого цвета размером 1*5 см. Сделать из них трубочки.
  2. Разрезать трубочки так, чтобы из них получились тонкие бревнышки следующей длины: 2 трубочки – по 7 см, 4 – по 2,5 см и 2 по 2 см.
  3. Вырезать 2 красные полосы 6* 0,5 см.
  4. Приклеить бревнышки к картине.
  5. Наклеить красные полосы – перекладины скамейки.

Трава, цветы.

Материалы и инструменты: цветная бумага, клей ПВА, кисточка, тканевая салфетка, ножницы.

  1. Траву сделать из полос зеленой бумаги.
  2. Вырезать из цветной бумаги цветочки разных размеров и цветов.
  3. Приклеить траву и цветы на картину.

В результате проведенной работы получились интересные картины!

Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»

1. Становление опыта.
Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то, что дети испытывают:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
- затруднения в проявлении творчества;
- не хватает уверенности в себе;
- плохо развито воображение;
- мало самостоятельности;
- плохо развита моторика руки.
Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей с помощью нетрадиционной аппликации.
Как писал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».

2. Актуальность опыта
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

3. Цель и задачи опыта
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Целью моей работы является: создать условия для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

4. Формы работы
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из конфетти;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из крупы и семян;

Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Оригами.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходимо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки, создавать аппликации. Для этого манку, рис, пшено, рожки раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из конфетти еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

5. Результаты работы
Результаты моей работы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

6. Проблемы и творческие перспективы
Проблема:
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
- некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- плохо развита моторика руки;
- у некоторых детей плохо развита фантазия, выполняют работу так же как педагог.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы создать условия, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник аппликации, которые развивают мелкую моторику руки.

Работы моих детей

«Бабочка» Аппликация из листьев

«Зимний лес»
Аппликация приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое


«Морозные узоры на окне»
Аппликация, выполненная в технике обрывная аппликация


«Осеннее дерево»
Обрывная аппликация, пазлы


«Снеговик»
Обрывная аппликация


«Мухомор»
Аппликация из салфеток


«Ракета»
Обрывная аппликация


«Пасхальное яйцо»
Пластилинография


«Котенок с клубком»
Аппликация из ниток


«Ракета»
Техника Оригами

Аппликация (от латинского applicatio – прикладывание) – это один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, или различных природных материалов.

Аппликации из цветов получили название «флористика».

Для создания своих композиций вы можете использовать засушенные листья, плоды и цветы, солому, тополиный пух, ракушки, шишки, семена, косточки, травы и т. д. Каждый материал имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

Аппликация бывает трех видов:

Декоративная, объединяющая различные элементы украшения;

Предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, грибок, домик и т. п.);

Сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка на лужайке, корзина с цветами).

Декоративная аппликация

Это наиболее простая и доступная техника, даже малыши с ней справляются. Поверхность каждого материала своеобразна и неповторима: мягкие листья, шершавые шишки, гладкие камни, пушистые перышки и тополиный пух. Составляя украшения, узоры из разных материалов, ребенок учится объединять различные формы и цвета, декоративно преобразовывать формы по законам ритма и симметрии.

Для декоративной аппликации характерны ленточная и центрально-лучевая композиции .

В ленточной композиции отдельные элементы повторяются по горизонтали или по вертикали. В центрально-лучевой композиции узор составляется от центра к краям, углам или сторонам выбранного фона (это может быть круг, прямоугольник, ромб, квадрат, треугольник).

Предметная аппликация

Для предметной аппликации лучше всего отобрать материал, который представлен большой формой. Хорошо использовать листья разных растений. Например, это могут быть крупные листья дуба, клена, вяза, осины, каштана. Форма этих листьев отличается отчетливой конфигурацией, которую нужно обыграть.

Последовательность работы: выбирается большой лист и закрепляется на основном фоне, а затем располагаются более мелкие листья, которые передают характерные особенности изображаемого предмета. Например, форма листа дуба напоминает причудливую фигуру человечка. Достаточно добавить маленький лист вяза, и у человечка появится голова. Если расположить большой лист вяза горизонтально, то выйдет туловище рыбы, а плавники ей можно сделать из маленьких листочков тополя.

Сюжетная аппликация

Здесь требуется соблюдение некоторых правил.

Следует подобрать природные материалы, которые будут сочетаться между собой по цвету и фактуре. Возможны сочетания: листья и травы, ракушки и камушки, лёгкие крупные семена и чешуйки шишек. Обратите внимание и на сочетание цвета материалов и основного фона. Цвет очень важен, так как он помогает передать настроение картины, время года, характер персонажей работы.

Необходимо сделать акцент на основных действующих лицах сюжета. Главные персонажи выделяются из общей картины более крупным размером, ярким цветом, композиционным решением.

Композиция обычно строится с учетом перспективы. Детали располагаются не «в ряд». Все, что ближе, будет выглядеть больше, а что дальше – меньше. Это классические правила рисунка и живописи, поэтому для создания этого вида аппликация нужно хоть немного быть художником. Очень важны подбор и целесообразное использование цвета материалов и его сочетания с основным фоном.

Фоны для аппликаций

Выбор фона определяется природным материалом, на котором он будет особенно ярко «звучать». Белая бумага, например, подчеркивает контур растений, цвет и форму. Цветной, серый и бежевый картон может служить фоном для листьев лавра, серебристого тополя, кукурузы, которые становятся продолжением цветовой основы. Бархатная бумага обладает мягкой поверхностью, на которой легко закрепляются тополиный пух и перья. Классическое сочетание - чёрный бархат и соломенные аппликации.

Сизофлор (на фото слева) – это прессованные волокна разных оттенков. Его можно приобрести в цветочных магазинах. Этот материал особенно хорошо смотрится, если его закрепить клеем на белом или цветном фоне, получается удивительный эффект.

Кружево и белый тюль также являются прекрасным фоном. Рекомендуется использовать белое широкое кружево. Тюль может быть с разным заданным рисунком, мелким или крупным; главное, чтобы он гармонично сочетался с природным материалом. Закреплять тюль и кружево можно клеем на цветном или белом фоне.

Кора березы (или береста) – прекрасный фон для сюжетных аппликационных композиций. Для основания используют фанеру или плотный картон, на который наклеивают бересту. Для подготовки фона необходимо время, примерно сутки, чтобы береста окончательно закрепилась.

В качестве фона используют даже высушенные листья кукурузы. Они могут быть закреплены клеем на картоне как самостоятельный фон. В то же время листья кукурузы хорошо сочетаются с берестой.

Фото работ - из книги: Наталия Вадимовна Дубровская. Большая книга аппликаций из природных материалов.

Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста

Салова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ - детский сад №7, г. Екатеринбург
Описание: данная консультация о нетрадиционных техниках аппликации предназначена для родителей воспитанников дошкольных групп. Будет интересна для воспитателей,педагогов дополнительного образования и родителей.
Цель – ознакомление родителей с видами нетрадиционной аппликации и ее значении в развитии дошкольника.
Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации;
- проинформировать о роли аппликации в развитии детей.
Развивающие задачи:
– развивать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные задачи:
– воспитать чуткость к восприятию искусства.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для развития творческих способностей ребенка заключен в изобразительной деятельности дошкольника, в частности занятиях аппликацией.
Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно работе с бумагой. В свою очередь, работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста, поскольку у них происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело.

Цель работы с детьми: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;
– научить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;
– обогатить знания детей о временах года;
– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;
– развивать познавательную активность детей.
Развивающие:
– развивать композиционные умения;
– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;
¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.
Воспитательные:
– воспитывать у детей художественный вкус;
– развивать эстетическое мировосприятие;
– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;
– воспитывать зрительскую культуру.

Таким образом, значимость занятий нетрадиционными видами аппликации для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:
- развитие художественного вкуса;
- формирование художественных и графических навыков;
- становление эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии;
- воспитание культуры зрителя;
- формирование знаний о мировой художественной культуре;
- развитие мелкой моторики.
Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к окружающему миру.

Существуют следующие техники нетрадиционной аппликации :

Аппликация из круп и семян.
Крупа и семена – прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки пригодятся для работы.
Крупа – доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества. Начинать работать с крупой можно в 1,5-2 года. Даже в таком раннем возрасте дети при помощи родителей способны создавать очень милые аппликации из круп. Аппликации из круп хороши и тем, что для их создания не требуются ни особые материалы или инструменты, ни специальные условия или навыки.

Аппликация из осенних листьев.
Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т.п. Так что предоставьте детям возможность подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями.

Аппликация из яичной скорлупы.
Аппликация, сделанная из яичной скорлупы относительно дешевый вид рукоделия. Ведь этого материала в каждом доме предостаточно. В работе можно использовать скорлупу, как от вареных яиц, так и от сырых; цвет скорлупы также не имеет значения – белая или цветная.
Чаще всего яичная скорлупа используется для выполнения мозаики в технике кракле, когда отдельные кусочки скорлупы наклеиваются на поверхность. При распрямлении скорлупки разламываются на множество мелких кусочков, которые удерживает тонкая пленочка, находящаяся с внутренней стороны. Кракелюры – трещинки образуют на различном материале причудливые сетчатые узоры, но они почти незаметны. Стоит покрыть скорлупки лаком или краской, как сразу же проявляется рисунок, и обычная скорлупа превращается в великолепный материал для творчества.
Эта техника очень древняя, в восточной лаковой живописи мастера наклеивали яичную скорлупу в тех фрагментах рисунка, где нужно было изобразить скалу или каменную стену, покрытую трещинами, а россыпью мелких цветных скорлупок в точности имитировали цветение весенних садов.
Яичной скорлупой можно задекорировать самые разные предметы – вазы, тарелки, бутылки, шкатулки, рамочки для картин и фотографий. Материал очень пластичный в работе, мелкими кусочками заполняются самые сложные узоры и места в композиции, и сама техника такой мозаики не сложная, но работа очень кропотливая. Оформить можно любую поверхность – от дерева и металла до плотной бумаги и стекла.

Аппликация из ваты.
Аппликация из ваты однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из ваты, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно-белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.
С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк.
Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.
Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Аппликация из ниток.
Удивительный материал – нити! Что только с ними ни делают: шью, вяжут, плетут: ковры, гобелены, панно; вышивают удивительные по красоте картины. Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.
Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная, доступная людям разного возраста. Освоив элементарные приемы работы в данной технике, на основе полученных знаний можно создавать собственные работы. Проявляя в этих работах креативность, творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Виды аппликации:
– предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
– сюжетная, отображающая те или иные события;
– декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Нетрадиционная аппликация играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Изучив возможности нетрадиционной техники аппликации, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.