Как нельзя разговаривать с детьми. Как правильно говорить ребенку «нельзя

Все говорят о « весенней погодке». И я не могу молчать))) Холодно, дорогие мои, соотечественники! На связи Оксана Султанова))) Второго апреля в нашем Центре, в рамках проекта ДОБРОМАМА, прошёл семинар для родителей "Хватит кричать!" на тему бесконфликтного общения с детьми. И мне хочется продолжить тему и поговорить о том, как нельзя разговаривать с ребенком.

«И в кого ты такой уродился!»

Эти слова мама может с досадой сказать, не задумываясь о чувствах ребенка. Предполагая, что маленький и ничего не понимает. А малыш, услышав, что он родился, каким-то не таким понимает, что:

Я не такой, каким хочет меня видеть мама;

Мама меня не любит;

Мама не в настроении – это все из-за меня.

В данном случае у ребенка подрывается базовое чувство безопасности и любви, которое необходимо каждому человеку. «Я возьму себе другого мальчика (девочку)! Он будет меня слушаться… (есть кашу, не будет баловаться, …).»

Эти ненастоящие фразы ребенок воспринимает довольно серьезно и только маленький человечек знает, как глубоко они западают ему в душу.

«Да я же так не думаю серьезно»! – скажете вы. А ребенок…!? Он это знает?

Этими словами мы сами закладываем в ребенке те комплексы, которые потом (например, в подростковом возрасте) вылезают различными, а иногда очень серьезными, проблемами. «Ты мне не нужен!»

Даже если вы бросили эту фразу в пылу эмоций – она долетела до ребенка.

«Ты мне надоел!»

«Достал!»

«Уйди с моих глаз»!

«Чтобы я тебя не видела и не слышала!»

«Не путайся под ногами»! …

Уже с 1-го года жизни у современных детей есть своя отдельная комната, обставленная занимательной аппаратурой – телевизор, видео, игровые приставки, компьютер. Все для того, чтобы дитя не беспокоило родителей. И через некоторое время у замкнутого, грустного и одинокого ребенка только один собеседник – компьютер или телевизор. Как показывают многочисленные исследования, ребенок очень близок к маме не только в грудном возрасте. Эмоциональная связь между матерью и ребенком остается очень долго и все, что исходит от любимого и близкого человека оказывает огромное влияние на развитие подрастающего человека.

«Какой ты неловкий!»

Когда ваш малыш долго возиться со шнурками, когда его суп из ложки мимо ротика льется на стол… вы нервничаете. Вам так хочется, чтобы у него все получалось сразу, чтобы он был быстрым, ловким, аккуратным … Но подождите еще немного. Он так старается, он так хочет, чтобы вы им гордились и любили его. Немного терпения и ваш малыш будет радовать Вас своими успехами и достижениями.

Ведь вы же его так сильно любите! Ведь это самый лучший малыш в мире! Он так Вам нужен, Ваше милое Солнышко! Ради этого можно «горы свернуть» и прислушаться к своим словам!

Были использованы материалы психолога Сергачёвой Ольги.

Семейный отдых с детьми - это и радость, и отчасти непривычная ситуация, когда родители целые дни проводят со своим ребенком. Обычно он или в детском саду, или в школе, или в детском лагере, или у бабушки, а тут - все время рядом. И это иногда утомляет. Тогда и срываются фразы, которые не способствуют повышению самооценки ребенка и портят отношения с ним. О том, каких слов в адрес ребенка надо избегать, рассказывает Наталья Авдеева основатель event-агентства "Gold Stream". По образованию Наталья - музыкант, а смысл жизни она видит в крепкой семье и воспитании 6-летнего сына.

"У тебя не получится!"

А у вас все сразу в жизни получалось? Вы Ломоносов? Пушкин? Моцарт? Так почему же не дать потренироваться вашему родному созданию? Моцарта не жалел клавесина ⎼ он всегда верил в гениальность сына.

"Не так!"

"Не так стоишь, говоришь, сутулишься, шаркаешь, особенно в присутствии посторонних". Вы видите проблемы - вы, взрослые, и решайте их! Не умеет грамотно и связно высказывать свои мысли ⎼ заинтересуйте чтением (сначала совместным) интересной книги. Не любит читать ⎼ ведем в театральный кружок, их масса. Проблема с осанкой ⎼ в спорт или танцы. Только не нужно говорить дочери, когда ей, например, уже 15 лет, что плохо говорить она стала только сейчас. Раньше как Хакамада выступала. Смотрите, наблюдайте за своими детьми, занимайтесь ими, развивайте их! Задача родителей ⎼ найти то, что вашему ребенку понравится, а не испортить ему жизнь.

"Я разлюблю тебя!"

Не стоит шантажировать ребенка своей любовью. Вы же родители ⎼ ваша любовь должна быть на века! Разве вы перестаете любить своих детей при первой же их оплошности? Любить только за хорошее поведение ⎼ это какая-то странная любовь, больше напоминающая сделку. Помните, душа ребенка все воспринимает всерьез и страдает.

"Даже не мечтай!"

Как это возможно? Вы и мечтать уже запрещаете? Согласна, иногда дети перегибают палку и требуют от нас то, что мы не в состоянии им дать. Как бы то ни было, выбирайте слова. Еще раз повторю: ребенок слишком буквально понимает речь родителей. Все потому, что он очень их любит. Ваше мнение авторитетно до определенного возраста, поэтому следите за словами. Пусть мечтает на здоровье!

"Посмотри на Васю, вот он ⎼ да, а ты?"

Не нужно сравнений. Ваш ребенок уникален. Жаль, если вы этого еще не успели понять. В ребенка нужно верить, даже тогда, когда он сам в себя не верит. Отличный прием ⎼ вспомнить ваши детские неудачи, посмеяться вместе, сказать, что всякое было. Обнять и прижать к себе. Для детей крайне важна любовь и поддержка, а не критика и высокомерные наставления.

"Ты должен(а) быть..."

Скромной, сильной, милой, стройной... Избегайте давления. Таким "правильным" ребенка, увы, можно взрастить еще больше страхов и неуверенности в детской душе. Вы хотите видеть свою дочь стройной? Избавьтесь от булочек, пирожков и сосисок из холодильника и отведите ее на художественную гимнастику или танцы, а сына ⎼ на бокс, если он, на ваш взгляд, труслив. Я уверена, что мы должны своим детям, и от нас зависит, будут ли они счастливы и успешны в этой жизни.

"Отстань!"

Мы нередко устаем от общения с ребенком, когда проводим с ним весь день или несколько дней подряд. И если он начинает настойчиво "мамкать", то на очередное "Мам!" мы можем раздраженно сказать: "Отстань!". Одну и ту же мысль можно донести по-разному, достаточно заменить одно слово. Согласитесь, фразы "Подожди минуточку!" или "Ты взрослый, попробуй справиться сам!" звучат иначе и вызывают совсем другие эмоции.

"Не трогай, сломаешь, это очень дорогое!"

Как то, что очень дорогое и можно сломать, очутилось в руках вашего маленького ребенка? А если ребенок большой, почему он должен это сломать? Ребенок изучает мир ⎼ ну дайте ему свой айфон, пускай поиграет. Жалко? Тогда отдайте старый телефон, который не жалко. Но внушать ребенку, что он недостоин дорогой вещи, ⎼ ошибка. Вещи созданы для того, чтобы делать нашу жизнь комфортнее, красивее, и я считаю, что ребенка с помощью понятных и доступных объяснений нужно приучать пользоваться аккуратно даже дорогими вещами.

И еще два совета. Никогда не обзывайте своих детей. Даже в шутку, даже в игре. Никаких там "толстячок" "дуралей", "Кощей" и т.д. Поверьте, даже если они не подают виду, что обиделись, на подсознательном уровне уже зарождаются комплексы.

Не кричите на детей. Что это дает? Держите себя в руках! Перенесите разговор на то время, когда вы сможете спокойно донести свои мысли и конструктивно поговорить. Тем более, не повышайте голос, когда просто устали или нервничаете. Уже проверено миллион раз, что дети воспринимают информацию только в спокойных и дружественных условиях. Хотите, чтобы они изменили свое плохое поведение ⎼ меняйтесь сами! Разговаривайте, а не отдавайте приказы, срываясь на крик в истерике.

Комментировать статью "8 фраз, которые нельзя говорить ребенку"

Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе А как ваши дети -подростки общаются с бабушками/дедушками? Звонят им спросить, как их дела, здоровье, не нуждаются ли в помощи?

Детско -родительские отношения. Детская психология. предлагаю жить отдельно от бабушек/дедушек, если это невозможно, то пусть дальше папа рявкает, если она его слушается, то почему он не вмешивается каждый раз когда надо ее поставить на место? почему он точно...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Я ей - так нельзя разговаривать, это хамство, больше я не хочу с тобой разговаривать. Я думаю это выражение ребёнком гнева и переживаний, которые она не может сформулировать.

Как разговорить ребенка. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Как разговорить ребенка. Проблемы у ребенка 9 лет 3 класс с английским языком. Не отвечает на уроках, спрашиваю "Почему?" говорит "а они там все по английски говорят, а я же не умею".

Отношения с детьми. Детская психология. МНогократно обсуждаем, что девочек/малышей бить нельзя. И вообще нельзя бить, надо разговаривать. Но умом я понимаю, что бывают такие девочки, которые сами задираются выше крыши...- вот как мальчишкам реагировать?

Как действовать с родителями одноклассников?. Одноклассники. Образование детей. Что говорить ребёнку, если с ней хочет поообщаться чужая мама, бабушка итд? Есть ли какие-то законы, по которым нельзя общаться чужим взрослым с чужими детьми без позволения...

Подросткам нельзя говорить про внешность, только в аккуратной форме, про то, что можно исправить и как. Вы не могли бы объяснить фразу:. По поставленным вопросам:Я не реагировала никак,ни у меня, ни у моих детей никогда не...

Имеет ли он право общаться с ребенком без матери? Я где-то читала, что до трех лет отцы не имеют право забирать у матери ребенка. Помогите пожалуйста 11.04.2018 23:58:57, Фарита. Здравствуйте,не знаю, как правильно здесь >.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Из-за этого ребенок очень боится сказать что-то не то ("спороть [цензура]") и поэтому после высказывания фразы повторяет ее шепотом чтобы удостовериться, что он все-таки сказал то, что нужно.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. повторяет одно слово или фразу - нам логопед говорила, что это логоневроз. У Ульки чут не случился, связан был предположительно с перегрузкой - сад, занятия с логопедом, танцы, в выходные...

7 советов, как общаться с упрямым ребенком. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и Ребенок пукает, причем так,что сама...

Отношения с детьми. Детская психология. Постоянно признается в любви - мне, папе, бабушке, нам говорит о любви к брату (он маленький еще). При чем я заметила, что когда ей хорошо (в парк там повели, на праздник, какие-то другие удовольствия), обязательно скажет...

Ребенок не умеет объяснить. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Оказывается, мой ребенок со мной не разговаривает не потому, что ему скучно и я его достала, а потому, что не может выразить свою точку зрения.

ребенок говорит постоянно. Развитие речи. Детская психология. ребенок говорит постоянно. Младшая дочка (3,2) говорит, не смолкая. Говорит связно, словарный запас наиобширнейший, после каждой фразы добавляет "да, мама?"

Ему (ребенку восемь лет) сниться что он здоров и ходит. Он говорит, что солдату которому ампутировали ноги (последние репортажи из Попросить говорить потише, иначе всем трудно сосредоточиться. Правда работает плохо. 8 фраз, которые нельзя говорить ребенку.

Отношения с другими детьми. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим я не знаю, насколько важно, не тормозит ли, но если ребенок тянется - я бы попробовала предоставить ему возможность общаться с...

Воспитание детей в неполной семье: развод, алименты, общение, бывший муж, бывшая жена. По суду видеться с детьми вашей новой женщине нельзя запретить.Но моральное право она на это имеет. Сама оказалась в ситуации, когда отец ребёнка, приезжая раз в год к...

Многие умственно-отсталые дети проxодят вся стадии 3 пункта но не могут перейти ко второму пункту из-за отсутствия потребности в обшении. Есть дети которыx проше обучить языку жестов (если они видят). Скажите узнает ли Иннессочка свое имя? Ваш голос? узнает ли она...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Только вчера разговаривала с мамой ребенка, попавшей в подобную ситуацию.

Многие «воспитательные» фразочки у нас, родителей, вылетают просто на автомате. Мы их слышали от своих родителей, а теперь наши дети слышат их от нас. Не пытаясь «фильтровать» нашу речь, мы можем нанести ребенку существенный вред, ведь все наши запугивания, упреки и предостережения навсегда останутся «голосом в его голове», который в самый неподходящий момент может сбить человека со своего пути, заставить отказаться от чего-то важного и значимого в его жизни. Попробуем разобраться, на что «программируют» ребенка и к чему приводят хорошо известные родительские слова.

1. «Не будешь слушаться – отдам тебя соседке», «Не будешь спать – тебя заберет серый волк», «Будешь убегать – злой дядька тебя заберет и унесет с собой»

Разные ситуации, разные фразы, но одна суть – испугать ребенка, чтобы добиться послушания. Действует безотказно, ведь для ребенка самое страшное – разлучиться с мамой, но имеет существенный «побочный эффект» — от этих страшилок у ребенка может просто развиться невроз. Такие слова не учат ребенка пониманию, почему опасно убегать или не слушаться маму – они просто наводят страх. Пугая ребенка бабайками, злыми дядьками и другими персонажами, мы можем сделать из него невростеника, который будет пугаться любого шороха, но так и не поймет, что же надо делать, чтобы избежать опасности. Лучше доступно объяснять ребенку, почему он должен что-либо делать, и что будет, если этого не делать.

2. «Будешь плохо кушать – не вырастешь (будешь слабым, девочки любить не будут и т.д.)»

Это та же самая страшилка, ведь мы опять пытаемся запугать ребенка какими-то плохими последствиями от его действий. Если вы хотите привить ребенку привычку к полезной пище и режиму питания – найдите что-то, что будет действительно мотивировать, а не запугивать. Как вариант: рассказывайте истории о богатырях, которые побеждают злодеев только благодаря тому, что кушают полезную кашку по утрам, или ставьте пример сильного и смелого папу, который никогда не отказывается от вкусного обеда.

3. «Будешь строить рожи – навсегда останешься с таким лицом», «Будешь ковырять в носу — палец сломаешь»

Дети на то и дети, чтобы кривляться и озорничать, но иногда это бывает совсем не уместно, поэтому такие привычки надо мягко исправлять. Запугивать ребенка тем, что никогда в жизни не произойдет, совершенно бессмысленно, поэтому выбираем другую тактику: рассказываем ребенку, почему беситься, кривляться и ковырять в носу не правильно. Для убедительности можно рассказать, что настоящие герои вырастают только из послушных и прилежных малышей, а в качестве примера можно назвать положительных персонажей из любимого мультика.

4. «Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь», «Не лезь, я сама сделаю», «Руки у тебя не тем концом вставлены»

По мнению родителей, эта грубая критика призвана помочь ребенку стать самостоятельным, научиться что-то делать самому, не ломать и не портить вещи. Поймите: ломая новую игрушку, проливая молоко или разбивая тарелку, ребенок правда хочет научиться самостоятельности, но он еще слишком мал и ему нужна помощь. Когда в ответ на свои действия он слышит подобные вещи, он наоборот опускает руки: зачем что-то делать, если я все равно сделаю это плохо и мама наругает. Из таких детей потом вырастают апатичные и безынициативные взрослые, которые на полном серьезе считают себя ни на что не способными неудачниками и даже не берутся за дела. Вместо критики и порицания, от родителей требуется терпение и желание прийти на помощь, когда ребенок об этом просит – остальное придет само.

5. «Ваня уже доел кашу, а ты все еще копаешься», «У всех нормальные дети, а ты вечно…», «У тети Маши Петя на одни пятерки учится, а ты…»

Такие фразочки никогда не побудят ребенка подтянуть учебу или чего-то добиться, ведь они для ребенка – знак того, что родители любят его не самого по себе, а за его достижения. Сравнивать детей вообще не результативно: все дети разные, с разными способностями и возможностями. Максимально раскрыть свои таланты ребенок может только тогда, когда он уверен, что его любят и принимают любым: медлительным, неспортивным, с тройками в дневнике. Именно на это принятие и поддержку и надо делать упор. В противном случае самооценка падает, ребенок может замкнуться в себе и очень невзлюбить объект сравнений.

6. «Ты у нас лучше всех», «Из твоего класса никто тебе даже в подметки не годится»

Ясное дело, что для любых родителей их ребенок – самый лучший, но быть лучшим и самым любимым для мамы с папой и быть лучше всех остальных людей – это разные вещи. Кто-то возразит: «Но надо ведь ребенка хвалить?!». Надо, но подобные высказывания не похвала, а просто пустые дифирамбы, которые порождают у ребенка «звездную болезнь». Меж тем, ему предстоит жить в мире, где никто не будет им восхищаться и считать самым лучшим. Начиная со школы ребенка оценивают: сначала учителя, потом преподаватели в школе или вузе, потом потенциальный работодатель. Никто из них не будет выражать бурных восторгов и считать выросшего ребенка уникальным, незаменимым и самым-самым лучшим. К тому же, ребенок тоже не глуп, и если он понимает, что объективно «проигрывает» кому-то в чем-то, такие высказывания будут порождать только разочарование: мама с папой мне врут, никакой я не самый-самый. Если хочется похвалить – нужно хвалить за конкретные дела и действия («Ты такой молодец, что написал контрольную на пятерку»), а о том, что ребенок самый лучший лучше говорить только в контексте того, что лучший он именно для мамы и папы.

7. «Пока не поешь – гулять не пойдешь», «Пока не соберешь игрушки – не включу мультики»

До определенного момента попытка «сторговаться» с ребенком будет приносить плоды в виде желаемого поведения. Но дети растут и учатся, в первую очередь, у родителей. В более старшем возрасте ребенок точно так же начнет «торговаться» с родителями: буду учиться, если купите новый телефон, помою посуду, если отпустите гулять и т.д. Тактика «услуга за услугу» вообще искажает представление ребенка о том, зачем нужно делать те или иные вещи: к примеру, игрушки надо собирать, чтобы в комнате был порядок, а не для того, чтобы мама смиловалась и включила мультик, но с такой тактикой ребенок этого не усвоит. Если ребенок должен или не должен что-то делать, то нужно просто объяснять свою позицию, а не выторговывать у ребенка нужное поведение в обмен на поблажки и разрешения.

8. «Я с таким чумазым ребенком никуда не пойду», «Я тебя такого вредного не буду любить»

Как обычно: цель – послушание и нужное поведение, а вот средство из разряда калечащих жизнь. Дело в том, что ребенку нужна уверенность в маминой любви безо всяких условий. Такие фразы говорят об обратном: ребенка любят, но только хорошим, послушным, спокойным, чистым и т.д. Получается, что задача ребенка в этом случае – не быть самим собой, а соответствовать родительским ожиданиям. А куда прикажете девать ребенку другие свои не менее естественные проявления: капризы, слезы, недовольство? Все это уходит в неуверенность в себе, страхи и обиды, которые ребенок пронесет через всю жизнь.

9. «Зачем я тебя вообще родила», «Лучше бы у нас родилась девочка/мальчик»

Чаще всего такие фразы вылетают в моменты сильного гнева, когда родители не могут справиться со своими эмоциями. Для ребенка это очень страшные слова, ведь в этот момент родители отвергают его на уровне существования, давая посыл: «Лучше бы тебя не было». Жить с таким грузом ребенку просто невыносимо, ведь родители для него – это весь его мир, и этому миру он как будто не нужен.

10. «Я из-за тебя карьеру не сделала», «Если бы не ты – мы бы каждый год на море отдыхали»

Конечно, ребенок сильно меняет жизнь семьи и приоритеты женщины, но сам-то ребенок не виноват в том, что его появление нарушило чьи-то планы. Вы взрослый человек и за свою жизнь отвечаете вы, а не беззащитное и зависимое от вас существо. Такие фразы «награждают» ребенка грузом ответственности за жизнь родителей и чувством вины, за их несбывшиеся мечты и планы.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

11. «Мне без разницы, что ты там хочешь, делай, как я сказала», «Кто тебя вообще спрашивает», «Я сказала так, значит так»

Не самая удачная попытка проявить твердость воли и характер. Такие приказы без попытки обсудить и услышать мнение ребенка – это очень жесткое давление, а чем больше давление, тем сильнее сопротивление. Настаивая на своем, всегда объясняйте ребенку, почему должно быть именно так, и сочувствуйте, если его желания не совпадают с необходимостью что-то делать, а когда-то просто позвольте ребенку сделать свой выбор – так он научится сам решать, что ему нужно, и аргументировать свою позицию. В противном случае вас могут ждать крайности: от безвольного человека, неспособного ничего решить, потому что за него всегда все решала мама, до отчаянного бунтаря, который в любой ситуации «гнет свою линию» и никого не слышит.

12. «Как ты меня измотал, наверное, давление поднялось», «Ты так орешь, что у меня голова трещит от тебя», «Будешь так себя вести – я расстроюсь и заболею»

Эти фразы – попытка сыграть на страхе ребенка потерять маму. Манипулировать этим страхом очень опасно, ведь таким образом вы назначаете ребенка ответственным за свою жизнь и здоровье. При таком раскладе, если с вами правда что-то случится – ребенок всю жизнь будет жить с убеждением, что это произошло по его вине. Если нужно успокоить ребенка – методично объясняйте ему, почему нельзя кричать, топать, стучать, кидать дома мяч и т.д. Это потребует больше сил и времени, но не принесет вреда и не травмирует ребенка.

13. «Лучше не попадайся мне на глаза», «Исчезни, чтобы я тебя вообще не видела здесь»

Этими фразами вы тоже отвергаете ребенка, а для него это очень страшно и болезненно. Когда вы не справляетесь со своими эмоциями — действуйте, как при крушении самолета: «кислородную маску» сначала надо надеть на себя, и только потом заниматься ребенком. Вашей «кислородной маской» может быть уход в другую комнату, медленный счет до 10, глоток воды, то есть то, что вернет вас в нормальное состояние, в котором такие вещи вы точно не произнесете.

14. «Да бери, только оставь меня в покое»

Если для ребенка есть какие-то запреты, они должны быть «железными». Подобные фразы звучат тогда, когда мама долго сопротивлялась, а потом сдалась, лишь бы ребенок отстал. В этот момент малыш начинает понимать: «Если нельзя, но долго просить или жалобно плакать – то можно». Для ребенка это означает, что любой запрет можно сломать определенными усилиями, и эту яму манипуляций и разрушенных запретов роете вы сами.

15. «Еще раз так сделаешь – мультиков больше не увидишь», «Еще раз скажешь такое слово – останешься без прогулок»

Главная проблема в попытках наказать ребенка лишением чего-нибудь в том, что эти угрозы чаще всего не сбываются. А значит, после пары таких случаев ребенок на эти слова даже реагировать не будет: все равно мама ничего не сделает. Либо держите свое слово (но тогда выбирайте наказание, адекватное ситуации), либо не сотрясайте воздух понапрасну.

16. «Сейчас же успокойся», «Ну-ка быстро замолчал!», «Стой нормально»

Эти грубые окрики больше напоминают элементы дрессуры, а не общение с любимым ребенком. Даже маленький ребенок – уже личность, которую надо уважать, а общение в таком тоне с уважением никак не ассоциируется. Имейте в виду, что каждое грубое слово, сказанное ребенку, вернется вам в будущем еще большей грубостью и пренебрежением.

17. «Нашел из-за чего реветь, ерунда какая!», «Ну что ты нюни распустил из-за пустяка»

Взрослые и дети по-разному смотрят на вещи, так что пустяки могут быть действительно целой трагедией для малыша. Такими фразами вы обесцениваете его чувства и показываете, что его проблемы кажутся вам смешными. Ребенок же при этом не получает понимания и принятия, остается невыслушанным и учится прятать свои истинные чувства: все равно их некому излить.

18. «Не куплю тебе ничего, у меня денег нет»

Поход по магазинам часто сопровождается разными «купи» со стороны ребенка, и взрослые часто пресекают это выпрашивание одной фразой «нет денег». Ребенок из этой ситуации выносит только то, что его родители – неудачники, которые ничего не могут ему купить. Лучше научить ребенка контролировать свои желания не отсутствием финансов, а пониманием того, что, к примеру, много сладкого есть вредно, а покупать очередной трансформер, когда их и так уже есть 10 штук, не разумно. Для этого свои отказы нужно логически объяснять, а не отмахиваться фразой «денег нет».

19. «Не придумывай, там никого нет», «Хватит плакать, в темноте ничего страшного нет»

У детей бурная фантазия, поэтому всегда есть какие страхи: шорохи, тени, темнота, монстры под кроватью и бабайки в шкафу. Эти страхи – нормальные чувства ребенка, которые важно принимать, а не игнорировать. Успокойте малыша, проверьте и убедитесь вместе с ним, что бояться нечего. Отмахиваясь от ребенка и даже ругая его за его страхи, вы только подталкиваете его к тому, чтобы ничем не делиться и держать все в себе. Иногда не прожитые детские страхи превращаются в серьезные фобии, которые будут отравлять жизнь даже во взрослом возрасте.

20. «Ой, какой ты невоспитанный», «Ах ты жадина», «Ой, какой грязнуля, как поросенок»

Все эти фразы носят негативный оценочный характер, для ребенка это посыл «Я плохой». Вообще, осуждать ребенка за какие-то несовершенства очень странно, ведь он такой, каким вы его воспитываете. Если хотите, чтобы ребенок вырос культурным, щедрым и аккуратным – учите его этому сами, показывайте, как нужно вести себя, а не критикуйте.

Как нельзя разговаривать с ребенком…

Каждой маме хочется, чтобы ее малыш был совершенством. Она не желает для этого сил и... слов.

Cлова досады, злобы, раздражения, ранят куда больнее безобидного шлепка. Прислушивайтесь к тому, что вы говорите!

"Какой ты неуклюжий!"

Нет, он никогда не научится ходить по прямой, аккуратно есть, самостоятельно одеваться и не спотыкаться на ровном месте! Ну, почему надо просовывать обе руки в один рукав и сжимать ложку всем кулачком! Мама в отчаянии: "Какой же ты увалень!" У других дети как дети - не падают в праздничной одежде в лужу, только ее грязнуля и растяпа рвет колготки, пачкает рубашки, проливает молоко, смахивает локтем со стола сахарницу.

Но обидные слова, которые в сердцах произносит мама, совершенно бесполезны. Более того - они вызывают противоположный эффект: от страха сделать что-то не так малыш допускает ту же оплошность и неправильный навык закрепляется. Конечно, в конце концов он научится держать ложку и даже вилку, но произойдет это позже. Родителей снедает нетерпение, им кажется, это так просто - застегнуть все до одной пуговицы, от верхней до нижней, аккуратно завязать шнурки. Если же ребенок делает это неуверенно, медленно, шиворот-навыворот, - значит, ленится, а может, и назло... Но какой смысл в бесконечных упреках? Пожалейте собственные нервы. В один прекрасный день вы приятно удивитесь, увидев, как малыш съел суп, не пролив на скатерть ни капли, и, что самое интересное, безо всяких понуканий. Просто пришло время, и он научился.

"Не путайся под ногами!"

Упрек из той же серии. Маленький человечек нерасторопен, и, когда вы спешите, он, естественно, попадается вам на каждом шагу, лезет под руку, мешает. Из-за него вы опрокинули стакан с молоком, растянулись посреди темного коридора, споткнувшись о детский грузовичок, упустили пирог в духовке, потому что в решающий момент он отвлек вас дурацким вопросом. Но опять-таки - при чем здесь малыш? Не сваливайте на ребенка свои бытовые неудачи, будьте сами осторожнее и внимательнее.

Если вы работаете или вам надо, побыть одному, отдохнуть, фраза "Выйди и закрой дверь с той стороны", как правило, не помогает. Вернее, помогает, но ровно на пять минут. Маленькая рыбка-прилипала не хочет ни за что существовать без своих мамы и папы, и так просто вы от нее не отделаетесь. Есть, наверное, дети, которые сидят себе в уголке, и часами возятся с игрушками - ваше воображение услужливо рисует вам такого ангела. Увы, ваш не таков, и, чтобы научить его не скучать в одиночестве, нравоучений мало. Раздражение тем более не поможет. Тут нужны фантазия и изобретательность. Восклицания "Как же ты мне надоел!" и "Никуда от тебя не денешься!" слышать очень обидно. Представьте, что вам заявили такое!

"Если не будешь спать..."

Дети боятся темноты. Отнюдь не все засыпают, еле донеся голову до подушки, и вообще они решительно не хотят спать! Угрозы здесь совершенно бессмысленны - они только травмируют психику, усугубляют естественный страх перед мраком и одиночеством. Вообразите, что вы заблудились ночью в лесу - примерно так чувствует себя малыш в преддверии сна, и близость мамы с папой за стенкой его не утешает. "Если не будешь спать, прилетит баба Яга!" - говорите вы, потому что не верите в бабу Ягу. Но ваш-то ребенок верит в добрых и злых волшебников. Не пугайте его злыми, лучше позовите на помощь добрых - например Оле Лукойе с его сказочным зонтиком. Расскажите или почитайте что-нибудь веселое, с хорошим концом. Этот небольшой ритуал отнимет у вас меньше сил, чем ежевечерняя нервотрепка: "Я сказала - спать! Ну, все, гашу свет!" Между прочим, ничего

ужасного, если малыш привык засыпать при ночнике. Не отбирайте у него этот кружок света и не стыдите за трусость.

"Не подходи"

Этот испуганный окрик способен только воспитать труса. Если взрослый человек патологически боится собак, то причина этого, скорее всего в том, что в детстве он слишком часто слышал: "Не подходи! Укусит!".

Так же точно как родители могут обеспечить ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить ему и душевное здоровье.

Что же, позволить несмышленышу лезть в пасть к чужой собаке? На самом деле это куда менее опасно, чем воспитать в нем страх перед животными. Уж если человек боится собаки, что он станет делать в экстремальной ситуации? Не подходи к огню, к воде, не стой на крутом берегу, не лезь в лужу!.. Категорические запреты приучат ребенка бояться всего, за исключением ровного пола в своей собственной квартире. Вам кажется, он еще не дорос до того, чтобы самостоятельно прошлепать ногами по воде и побарахтаться на мелководье. А вы не боитесь, что он так никогда на это и не решится? Дети куда осторожнее, чем нам кажется. Они вовсе не бесстрашные Маугли, и, когда делают новый шаг для постижения собственных возможностей, все, что от нас требуется, - не мешать. Вот подстраховать, не акцентируя на этом внимания, - другое дело.

Если же крик "Не подходи!" вырвался у заботливой мамы, когда ее малыш подошел к другому ребенку в песочнице, такой маме пора пить на ночь валерианку.

"Ты же мальчик!" "Ты же девочка!"

Мальчиков стыдят так, если они плачут, боятся и обижают девочек. Девочек этими слов ми упрекают за неаккуратность неубранные игрушки, за устроенную кучу-малу и драку. Считается, что мальчики не должны плакать, а девочки драться лопатками. Девочкам простительно одно, мальчикам другое и наоборот. Но если злоупотреблять бесконечным напоминанием о том, кто есть кто, ребенок может счесть противоположную половину какой-то ущербной. В особенности если читать мораль от противного: "Ну ты же не девчонка, чтобы хныкать по пустякам!" Мальчик делает вывод, что все девчонки плаксы, одно удовольствие - дернуть за волосы и проверить.

Представьте, что вам заявили такое!

А девочка, устроившая кавардак в комнате, запоминает, что так поступают только мальчишки. Они вообще противные и грубые, ведь мама, услышав от нее "словечко" принесенное из детского сада сказала: "Ты же не мальчишка, чтобы так выражаться!" У девочек с мальчиками в будущем еще столько поводов для ссор и непонимания... Может быть, не стоит обострять их отношения с детства?

"И в кого ты такой уродился!"

Фраза для вас совершенно невинная, просто машинальный вздох, но, безусловно, с негативной окраской. "Родила на свою голову" звучит резче и тоже не несет в себе никакой конструктивной информации. Говоря это, мама часто даже не дает себе труда объяснить, чем она недовольна. Ребенок, услышав, что он уродился каким-то не таким, понимает одно: мама не в настроении. Как же часто она не в настроении, озабочена, расстроена, невесела... Наверное, думает малыш, это из-за меня, я во всем виноват...

А вот ваш "зайчик" действительно провинился: ударил младшую сестренку, взял без спроса конфету, и вы решили поговорить с ним всерьез. Вы говорите, а он не слышит. Чем же его пронять? "Я возьму себе другого ребенка", - произносите вы, естественно, ни секунды не веря собственным словам. И видите, как вдруг испугался и удивился ваш малыш. Помогает!.. "Другой мальчик, - вдохновенно врете вы. - ждет не дождется, когда я поменяю своего, непослушного, на него, хорошего, аккуратного, доброго, не жадину". Эти насквозь фальшивые слова потрясают вашего доверчивого сына или дочку. Неизвестно, как глубоко

они западают в душу и как больно ее ранят. Возможно, комплексы, так грубо вылезающие на свет в подростковом возрасте, были посеяны в детстве, когда ребенку внушили, что он такой плохой, что его могут даже поменять на другого...

"Ты уже большой!"

Фраза полезная, если произносится кстати и не слишком часто. "Большой" мальчик не обидит младшего по возрасту, "большая" девочка сама накроет на стол и помоет за собой тарелку. Словом "большой" мама показывает свою веру в возможности ребенка: он дойдет своими ножками куда надо, потерпит, когда хочется пить, не станет хныкать и капризничать устав. Не забудьте вспомнить эту фразу, когда пойдете с ребенком в театр, в цирк, возьмете его с собой во взрослые гости, чтобы слово "большой" не ассоциировалось только с трудностями, которые надо преодолеть. Ребенок должен знать, что быть большим - это еще и выгодно.

Сложнее, если в семье появился еще один малыш. Тут уж старший автоматически становится большим, даже если ему и трех не исполнилось. Как часто в этом случае родители забывают, что он, в сущности, совсем маленький и безмерно нуждается в ласке и нежности. Апеллируя без конца к его старшинству, можно ненароком поселить в старшем убеждение, что его не любят. Любят только младшего.

Почему всегда должен уступать ему, отдавать лучшие игрушки, убираться за двоих и расплачиваться в одиночку за общие провинности? Почему мама без конца умиляется крохотным братиком или сестричкой, а старшего словно и нет на свете? Вы не боитесь, что ваш полузаброшенный "большой" возненавидит обожаемую всеми кроху - маленького?

"Ты мне не нужен"


Недавно ваш малыш лежал на кроватке и тянул к вам ручки, а теперь он – самый главный затейник и исследователь? Да, малыши стараются как можно быстрее исследовать окружающий мир и им невдомек, почему мама запрещает им лазать в розетки или брать нож. Конечно, для родителей подобное «изучение мира» связано со многими беспокойствами, так как ребенок не только может испортить какую-то вещь, но и может подвергнуть себя опасности.

Именно потому психологи рекомендуют уже начиная с года объяснять малышам, что такое «нельзя» и «нет». Как делать это правильно, чтобы не вызвать агрессию и у малыша не появилось желание сделать все против воли родителей, читайте ниже.

Как дети воспринимают запреты

Родители вынуждены смириться с тем, что кроха, исследуя мир, обязательно полезет и в унитаз, и потянется к миксеру, так как не может сразу же идентифицировать, что эти предметы опасны для него. Ему интересно и потому кроха пытается утолить свое любопытство. Если же мама или папа что-то ему запрещают, сразу же немедля ребенок начинает плакать. Это вполне нормальная реакция, так как таким образом малыш выражает свой протест.

Когда мама или папа запрещают ребенку лезть к микроволновке, они сетуют на то, что он пытается дернуть провод миксера, ведь ему же запрещали трогать технику на кухне. На самом деле это невозможно, так как в раннем детстве дети еще не осознают, что такое запрет и не умеют сопоставлять две аналогичные ситуации. Потому не стоит думать, что таким образом ребенок хочет как-то вам насолить, это не так, это просто особенность детского восприятия, к которой нужно относится с терпением.

Также малыши не воспринимают запрет как нечто постоянное и глобальное, потому удивляться тому, что завтра ребенок может сделать то, что мама запрещала делать сегодня, не стоит.

Не злоупотребляйте запретами

Перво-наперво, следует усвоить – нельзя все запрещать ребенку, так как слыша регулярно «нет» и «нельзя», дети перестают воспринимать их как сигнал немедленно отойти и не продолжать совершать действие.

Свое любопытство ребенок все равно должен утолить, потому пусть бегает по улице, гоняет бабочек и трогает все, что не причинит ему вреда. Помните, что если кроха запачкается, одежду можно будет постирать, а вот успокоить «маленького исследователя», которому снова что-то запретили, удастся не так просто.

Также следует учитывать, что дети до трех лет не понимают, почему на детской площадке они могут играть водяным пистолетом, а дома из него стрелять по стенам нельзя. В таких случаях нужно без запретных слов объяснить, почему действуют такие правила.

Слово «нельзя» до трех лет родители могут использовать, если совершаемое действие может быть опасным для малыша, а также если он кому-то может причинить боль. Нельзя бить кого-то, нельзя кусаться, щипаться, нельзя всовывать вилку в розетку. Если действие малыша не приносит никакого вреда, то тогда запрещать ему что-то только из-за нежелания после убирать, не стоит.

Как только малышу исполнится три года, он будет понимать больше и уже тогда ему можно будет объяснить, почему нельзя рисовать красками на обоях.

Важно объяснять причину запрета

Родителям следует запомнить – одного запрета мало, ребенку нужно обязательно объяснить, почему его действие может нести опасность и что родители не запрещают ему ничего только из-за своей прихоти. Объяснение причины должно быть простым, также можно воочию показать, почему, например, трогать горячую кастрюлю опасно. Можно дать малышу ее коснуться, когда она слегка остынет, чтобы он понял, что так она теплая, а когда стоит на огне, становится очень горячей и касание к ней может закончится ожогом.

Чтобы ребенок понимал значение слова «нельзя», ему следует чаще повторять слово «можно». Прекрасный результат дает их использование в одном предложении, к примеру, можно сказать: «Нельзя трогать руками горячую кастрюлю, но можно взять ложку и поиграть ей!» Когда ребенок услышит, что ему «можно», это отвлечет от того досадного обстоятельства, что родители запрещают сделать что-то другое и будет сопутствовать его развитию и исследованию окружающего мира.

Чтобы ребенка не тянуло к «запретному плоду», следует ему купить вещи, похожие на взрослые. К примеру, игрушечные инструменты или игрушечную посуду. Тогда у девочки будет игрушечная плита, на которой она, как и мама, сможет готовить суп, а у мальчика будет свой молоток, как у папы. Так, интерес малыша к взрослым вещам пропадет, кроме того когда у него появятся свои вещи, он почувствует себя более взрослым.

Запреты должны быть системными

Рассуждая на тему запретов, нельзя не учитывать то, что они обязательно должны иметь системный характер. То есть если мама не разрешила рисовать красками на обоях сегодня, то она не разрешит это сделать и завтра, и это не будет зависеть от ее усталости или занятости. Если же на следующий день после «нельзя» ребенок услышит «можно», тогда он сделает вывод, что запрет зависит исключительно от настроения родителей и на самом деле запретная вещь не несет никакой опасности, а следовательно родителя можно не послушать.

Это же касается таких случаев, когда мама запрещает, а папа – разрешает. Это сразу же понижает авторитет мамы в глазах ребенка, так как теперь все спрашивать он будет именно у папы. Поэтому родители должны быть едины в своих запретах и даже слезы или истерики не должны влиять на это. Тоже самое касается бабушек и дедушек, желая выглядеть более добрыми, чем родители, они не должны разрешать внукам то, что им запрещено дома.

Будьте гибкими

В это же время психологи рекомендуют порой проявлять и некоторую гибкость. Так, когда малыш болеет, ему можно в виду его состояния, разрешить что-то больше, чем обычно. Однако ребенка нужно сразу же предупредить – как только он выздоровеет, запрет снова начнет действовать.

В таком сложном вопросе как запрет важно все делать правильно, в том числе и самим не провоцировать детей на определенные поступки. Так, вполне логично, что если бумаги лежат на столе, то ребенок рано или поздно захочет их посмотреть. Потому, чтобы не запрещать трогать документы, лучше всего их просто убрать в ящик. Подобных ситуаций очень много.

Все вещи, которые ребенку трогать нельзя, следует убрать в недоступные для него места. Особенно это касается ценных и хрупких вещей. Малыша следует оградить от всего, что может стать для него опасным, но что может пробудить его интерес, а именно острые углы, режущие и колющие предметы, стекла и розетки.

Как правильно говорить «нет»

Чтобы запрет не пробуждал истерику или агрессию малыша, нужно следовать нижеуказанным советам.

  • Следите за своим тоном и интонацией. Голос должен быть спокоен, запрещая что-то, нельзя ругаться или кричать, но при этом всем своим видом нужно показать, что мама или папа рассержены и обижены. Также нельзя ребенка запугивать или угрожать ему, так как вместо уважения со стороны малыша, можно пробудить в нем страх. Спокойная интонация увеличит шансы того, что кроха все услышит и поймет, что если он снова сделает что-то подобное, строгого наказания не избежать.
  • Проявите уважение к ребенку. Оскорблять малыша ни в коем случае нельзя, так как это понижает его самооценку. После оскорбительных слов не исключено, что ребенок потеряет доверие к родителям.
  • Вспомните себя в детстве. Желая запретить малышу что-то сделать, подумайте, а хотелось вам того же. Возможно есть варианты удовлетворить интересы крохи.
  • Корректируйте запреты в соответствии с возрастом малыша. Взрослея, ребенок уже сможет и сам залезть на стул и достать что-то с полки, не стоит запрещать ему этого делать, проявляя гиперопеку. Однако это не значит, что нужно забывать про меры предосторожности.
  • Станьте личным примером. Если вы сами постоянно опаздываете куда-то или не уважаете окружающих, то как сможете требовать это от ребенка, который учится у своих родителей?

Перечень запретов должен быть небольшим и включать только то, что действительно несет в себе опасность. Не забывайте про альтернативу – наряду со словом «нельзя», используйте и слово «можно». В скором времени вы увидите и результат такого воспитания, малыш станет более послушным.