Как победить своих врагов. Афоризмы и цитаты о врагах

Дома, среди самых близких людей, мы сдаем свой первый экзамен в духовной жизни.

В Новом Завете заповедь о любви к ближнему – возлюби… ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27), – сочетается с предупреждением о том, что враги человеку домашние его (Мф. 10, 36).

Если кто, – говорит Христос, – приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). И при этом – кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

При всей внешней противоречивости этих слов речь в них идет об одном и том же – о любви: сначала – к Богу, а потом – к ближнему. Возлюбить ближнего, как самого себя,– значит, и желать спасения ближнему, как мы желаем спасения самим себе.

Домашние становятся нам врагами, то есть людьми, которые вольно или невольно желают нам зла, только в том случае, когда пытаются отвратить нас от веры или от жизни по вере. Но и здесь и даже в самых тяжелых случаях остаются в силе слова: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Отсюда заповедь о том, чтобы возненавидеть своих близких, – это не призыв к ненависти в привычном смысле этого слова. Мы призваны лишь отвергнуть пристрастие к своим близким, – ту слепую любовь, которая греется и питается любовью к себе в ущерб любви к Богу.

Один из примеров такой любви как бы к ближнему описан в житии преподобного Амвросия Оптинского, изданном Оптиной Пустынью вскоре после его преставления, в воспоминаниях одной из духовных дочерей старца.

N позднее стала монахиней в Шамордино, но в тот момент она была обычной мирской женщиной. У них с мужем был на примете жених для дочери, «впрочем, – как пишет любящая мама, – не без согласия на то и ее самой» (!). Одним словом, молодой человек понравился прежде всего самой N, и ее дочь «добровольно» согласилась с выбором матери.

N не сообщает никаких подробностей об этом молодом человеке, кроме того, что его занятия «требовали постоянного его присутствия на месте его жительства, обещал ему блестящую будущность, за которой он гнался, как за привидением».

Предполагаемая женитьба, таким образом, все время откладывалась, «отчего, – признается N, – больше всех страдало мое материнское, любившее и самолюбивое сердце».

Казалось бы, все говорило о том, что молодой человек не слишком заинтересован в женитьбе, и не ради кого-нибудь, а ради собственной дочери N должна была отказать ему. Но вместо этого она продолжала лелеять свои мечты, а чтобы над ней не стали смеяться, подготовка к женитьбе была строжайшим образом засекречена.

Между тем время шло, а дело не двигалось. Чем дальше, тем тяжелее ей становилось, и N решила написать в Оптину Пустынь к преподобному Амвросию Оптинскому.

Она уже раньше писала старцу в связи с болезнью мужа, и в тот самый момент, когда он получил письмо, состояние больного начало улучшаться. Теперь, не описывая дела подробно, она лишь назвала в письме имена дочери и ее жениха и просила усердно помолиться о здравии обоих.

Получив письмо, старец (как рассказали ей знакомые, оказавшиеся в тот момент в его приемной), выйдя на общее благословение, сказал при всех: «Я получил письмо от г-жи N (и назвал ее фамилию и город, где она жила). Чудачка! У ее дочери, должно быть, есть жених, а они это даже и от нас скрывают!»

Тогда же N написала и жениху своей дочери, спросив, почему он не едет и молчит. Через некоторое время она «получила ответ, но какой? Это было письмо или пьяного, или сумасшедшего. Оно разрушило, – пишет N, – все наши надежды, оставляя глубокую рану в сердцах наших». И в первых числах июля 1886 года N вместе с дочерью отправилась в Оптину.

Старец пригласил их втроем с родственницей, которая их сопровождала. Вначале он спросил саму девушку: «Ты имеешь что-нибудь сказать мне?» Сильно смутившись, она ответила: «Мать Вам все скажет» (о, бездна материнской любви!). Затем они с родственницей вышли, и N осталась со старцем наедине.

Тут она «начала говорить о неприятном, поразившем ее письме жениха дочери, о непонятном для них его поведении и о своем оскорбленном самолюбии». О тревоге за судьбу своего ребенка N почему-то ничего не сказала, – видимо, не это ее волновало.

Старец сам перевел разговор на эту тему: «Бог отвел его от твоей семьи; он небогомольный, не по твоей семье. Если бы состоялся брак, он через четыре года бросил бы ее». N стала убеждать старца, что он человек хороший, бывает в церкви и из хорошей семьи.

Старец ответил: «Был хорош, – мог измениться. Ходит в церковь, – а зачем? Это не кровь и не плоть твоя, – чего ручаешься? Ты во всем виновата. Какая глупость была – тянуть дело столько лет! Бросить теперь же все, не писать и не узнавать о нем! Забудешь,– все пройдет. Нападет на тебя тоска, читай Евангелие. Ступай! Слышишь? Отнюдь не узнавай о нем!»

N вышла от старца. В душе у нее все перевернулось. Ей казалось, что старец разрушил все ее надежды. Позвали и девушку, но она скоро вышла от старца задумчивая. Выйдя из хибарки, N села на скамейку около скита и горько, неутешно заплакала. Ее сердце разрывалось от разрушенной надежды. Ей казалось невозможным то, что старец велел ей сделать. Дочь же ее была спокойна и весела, у нее как бы вся скорбь отлегла.

Впоследствии она передала такие слова старца, ей сказанные: «Не говори матери, – твой жених пропадет совсем». На следующий день, прощаясь со старцем, N сказала: «Если, Батюшка, устроится все по моему желанию, то я отдам вам свою волю» (какую цену мы бываем готовы платить за исполнение своих пожеланий!) – и попросила его, чтобы никто не знал того, о чем она с ним говорила. Старец, улыбнувшись, ответил: «Твой секрет на весь свет».

N вернулась домой в спокойном расположении духа, но затем ее стала одолевать тоска. Она стала читать Евангелие, но от наплыва мыслей даже не понимала, что читала. В душе ощущалась борьба; ей казалось, что ради послушания старцу она добровольно разрушает счастье дочери.

Вскоре N опять поехала в Оптину. «Ты его любила, – сказал ей старец,– от того и искушение». Она попросила научить ее молиться. Старец сказал: «Молись так: Господи Иисусе Христе, помилуй нас троих и сотвори в нас троих святую волю Свою. Слышишь? Иначе не молись». – «Опять, – пишет N, – мне это было сильно не по сердцу. Я молилась и просила всегда у Господа, чего мне хотелось».

N приехала домой и стала тосковать еще больше. Заботливая подруга предложила узнать, что случилось с молодым человеком, и, вопреки тому, что говорил ей преподобный Амвросий, N дала на это свое согласие. Ответ пришел быстро: «Просили спасти от неминуемой ужасной смерти, для чего требовалась высылка порядочной суммы денег».

С согласия своих домашних N послала ему последнее, что у них было; на этом переписка закончилась навсегда. Как и предсказывал старец, жених пропал совсем и, кроме того, за ним оказалось долгу тридцать тысяч тогдашних рублей.

N поехала к старцу: «Простите, Батюшка, я вам не поверила!» – «Почему же ты мне не поверила?», – с любовью спросил ее старец. N ничего не ответила, однако же ясно, что кумир, созданный ею в лице этого молодого человека, и себялюбивое желание устроить жизнь дочери по своему вкусу заслонили для нее и соображения здравого смысла, и волю Божию, и слова старца.

Сколько подобных историй – и не с таким благополучным концом – знает каждый из нас?

Чтобы не стать главным действующим лицом в одной из них, спросим себя:
Мы любим людей такими, каковы они есть, или какими они «должны быть»? Если мы любим созданный нами образ, а не самого человека при всех его слабостях, то мы любим не его, а себя.

Умеем ли мы слушать: мужа, жену, детей, родителей, друзей, недругов, – стараемся ли их понять? Если мы больше говорим о себе, чем слушаем, то мы сосредоточены на себе и своих чувствах, а не на других людях.

Можем ли мы смириться с тем, что нашим близким иногда хорошо и без нас? Что они и без нас находят добрых советчиков? Что они и без нас иногда поступают разумно? Что они и без нас хорошо себя чувствуют? Что они и без нашей заботы здоровы? Если такая «самостоятельность» наших близких нам не в радость,– мы любим не их, а свои чувства по отношению к ним.

Если нам не воздают «должное», – изменяет ли это наше отношение к этим людям? Если да, то мы больше заботимся о том, что другие о нас подумают, а не о самих людях и не о собственных наших поступках.

Мы заботимся о том, чтобы наши близкие стали лучше, – стали более добрыми, сильными, умными, ответственными и самостоятельными, – или чтобы они прежде всего поступали так, как нам нравится? Во втором случае мы не столько их любим, сколько хотим сделать их для себя удобными.

Итак, кого же мы любим, – ближнего, как самого себя, или себя через ближнего?

И если наши чувства к ближним и дальним мешают нам видеть, принимать и любить их такими, каковы они есть, найдем в себе силы перешагнуть через эти чувства, – и с ними исчезнет одно из препятствий для любви к Богу и к ближнему.

Аудиофайлы предоставлены «Библиотекой Предание»

См. Архимандрит Агапит (Беловидов). Житие преподобного Амвросия старца Оптинского. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 319-395.

Любите врагов ваших: размышления о самой тяжелой заповеди

Однажды Иисус задал вопрос: «Собирают ли с репейника смоквы?» Ответ, конечно, нет, вы собираете урожай, который вы сажаете. Посадите репей и он разрастется, и будет везде. Если вы хотите выращивать инжир, вам нужно начать с фиговых семян. Этим вопросом Иисус косвенно высмеивает идею о том, что добро можно делать, используя зло. Насилие не является средством создания мирного общества. Отмщение не прокладывает путь к прощению. Супружеское насилие не закладывает основу для длительного брака. Ярость не является инструментом примирения.

Тем не менее, в то время как фиги не растут из репейника, в мире человеческого выбора и действия позитивная смена отношения и направления всегда возможна. Грех – стадия, предшествующая стадии святости. Новый Завет переполнен сообщениями об изменениях.

В церкви Христа Спасителя в районе Хора в Стамбуле существует византийская мозаика четырнадцатого века, которая в одном изображении рассказывает историю о маловероятном превращении: превращении воды в вино для гостей на свадебном пире в Кане Галилейской. На заднем плане Иисус — Его правая рука, протянутая жестом благословения — стоит бок о бок с матерью. На переднем плане мы видим, как слуга наливает воду из меньшего кувшина в более крупный. Вода оставляет первый кувшин светло-голубого цвета, а плитка-черепица становится темно-фиолетовой, когда она достигает края нижнего кувшина. «Это, первое из Своих знамений, Иисус сотворил в Кане, в Галилее, и проявил Свою славу; и Его ученики уверовали в Него».

Этот «первый знак», который дал Иисус, является ключом к пониманию всего в Евангелии. Иисус постоянно являет чудеса изменения: слепые глаза становятся видящими глазами, иссохшие конечности становятся рабочими конечностями, болезнь ̶ здоровьем, чувство вины ̶ прощением, незнакомцы ̶ соседями, враги ̶ друзьям, рабы — свободными, вооруженные люди ̶ безоружными, распятые воскресают, печаль ̶ радостью, хлеб и вино Им Самим. Природа не может производить смокву из репейника, но Бог делает это в нашей жизни все время. Постоянное сотрудничество Бога и творения делает что-то из ничего. Как гласит португальская пословица, «Бог пишет прямо с кривыми линиями».

Обращение Павла является архетипом трансформации. Павел, ранее смертельный противник последователей Христа, становится апостолом Христа и самым неутомимым миссионером, пересекающим Римскую империю, оставляя за собой вереницу церквей, которые переносятся по сей день. Это было чудо вражды, обратившееся в дружбу, и это произошло в мгновение ока, слишком маленькое для измерения, путем внезапного озарения. Видение смерти первого диакона, Стефана, забитого камнями до смерти в Иерусалиме, должно было стать ключевым моментом для обращения Павла.

Петр ̶ это другой человек, который резко изменился. Отозвав его от сетей, Христос превратил рыбака в ловца человеков. В Гефсиманском саду тот же Петр отрубил ухо одному из тех, кто пришел арестовывать Иисуса. Не отблагодарив Петра за его мужество, Иисус исцелил рану и приказал Петру сложить свое окровавленное оружие: «возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». На оставшуюся часть своей жизни Петр никогда больше не был угрозой для чьей-либо жизни, ища только обращения противников, а не их смерти. Петр стал человеком, который скорее умрет, чем убьет.

Как происходит такая трансформация сердца? И каковы препятствия?

Это был вопрос, который преследовал русского писателя Льва Толстого, который в течение многих лет пытался превратиться из аристократа в крестьянина, из богатого человека в бедного, из бывшего солдата в миротворца, хотя ни одно из этих намерений не было полностью осуществлено. В детстве Толстому рассказывал его старший брат Николай, что в усадьбе на краю оврага в древнем лесу была зеленая палочка. Это был не обычный кусок дерева, ̶ сказал Николай. На ее поверхности были вырезаны слова, «которые уничтожали бы все зло в сердцах людей и приносили им все хорошее». Лев Толстой всю свою жизнь искал откровения. Даже как старик он писал: «Я все еще верю сегодня, что есть такая истина, что она откроется всем и выполнит свое обещание». Толстого похоронили возле оврага в лесу, именно там, где он искал зеленую палочку.

И.Е. Репин. «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне», 1887 г.

Если бы мы ее обнаружили, я предполагаю, что зеленая палочка, вероятно, оказалась бы в предложении из трех слов, которое мы часто читаем, но оказалось настолько трудным, что мы забросили его в овраг внутри себя: «Любите своих врагов».

Дважды в Евангелиях, сначала у Матфея, а затем у Луки, цитируются слова Иисуса в этом замечательном учении, уникальном для христианства:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»

Любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит, благословляйте проклинающих вас, молитесь за тех, кто вас оскорбляет. К тому, кто ударяет вас по щеке, подставьте и другую; и тому, кто забирает твой плащ, отдай и пальто. Дайте всем, кто просит от вас; у того, кто забирает ваши товары, не спрашивайте их снова. Как вы хотите, чтобы другие поступали с вами, так и вы поступайте с ними.

Возможно, мы, христиане, слишком часто слышали эти слова, чтобы нас ошеломил их простой смысл, но для тех, кто впервые услышал Иисуса, это учение было удивительным и противоречивым. Немногие сказали бы «аминь». Некоторые пожали плечами и пробормотали: «Любить римского солдата? Вы сошли с ума». Зилоты в толпе считали бы такое учение предательским, ибо всякий национализм происходит из ненависти. Бросьте вызов национализму или говорите против ненависти слишком определенным образом, и вы обретете врагов тот час же.

Национализм столь же силен, как океанский поток. Я вспоминаю обмен мнениями после беседы против войны во Вьетнаме, в которой я участвовал в Милуоки, штат Висконсин, еще в 1968 году. Тогда я был вовлечен в боевое сопротивление, которое вскоре привело бы к тому, что я провел бы год в тюрьме, но на тот момент я был отпущен под залог. В ходе вопросов сердитая женщина с маленьким американским флагом встала и бросила мне вызов, чтобы положил свою руку на сердце и прочел текст присяги. Я сказал, что флаги не должны рассматриваться как кумиры и вместо этого предложил, чтобы все мы встали и присоединились к чтению «Отче наш», что мы и сделали. Ее гнев, похоже, немного отступил, но я подозреваю, что я был предателем. Я провалил ее тест на патриотизм.

Мы склонны забывать, что страна, в которой Иисус вошел в историю и собрал своих первых учеников, не была идиллическим местом, из которого сделаны рождественские открытки, изображающие тихую земля, населенную привлекательными овцами, красочно одетыми пастухами и опрятными деревнями, венчающими плодородные холмы. Это была страна под военной оккупацией, от которой пострадали большинство евреев, и где любой, кто воспринимается как диссидент, скорее всего, будет казнен. В римской Палестине голый еврей, прибитый к кресту, был привычным зрелищем. Для первой аудитории Иисуса враги были многочисленны, безжалостны и под рукой.

Мало того, что римляне были ненавидимы со своими армиями, идолами, богами и императорами. Внутри Израиля были враги, не в последнюю очередь из сборщиков налогов, которые вымогали столько денег, сколько могли, потому что их собственная зарплата была в процентах от суммы. Были и евреи, которые подражали римлянам и грекам, одевались и вели себя также, как и они, все время взбирались по лестнице, братаясь и сотрудничая с римскими оккупантами. И даже среди тех религиозных евреев, которые старались оставаться верными традиции, спорили о том, что было и не было существенным в религиозном праве и практике, а также о том, как относиться к римлянам, все большее число евреев, зилотов, не видели возможности для мирной жизни, а были настроено на решительное сопротивление. Некоторые другие, такие как аскетичные ессеи, выбрали монашескую стратегию; они жили в пустыне около Мертвого моря, куда ни римляне, ни их подчиненные часто не вторгались.

Кадр из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы»

Несомненно, в обществе Иисуса также были римляне и агенты Рима, которые слушали то, что Он должен был сказать, либо из любопытства, либо потому что это была их работа. С римской точки зрения евреи, даже подчиненные, оставались врагами. Римляне относились к ним с недоумением и презрением — как к людям, которые заслуживают всех бед, которые получили. Некоторые из них были наказаны римлянами в слепой ярости за то, что они вынуждены были застрять в этом ужасном, некультурном болоте. Иудеи и Галилеяне не были востребованы в качестве римских солдат или римских чиновников во времена Понтия Пилата.

Иисус был революционером. Не только Его учения были революционными, но и более респектабельные члены общества были удивлены тем, что к нему приходили многие люди, имевшие скандальную репутацию: проститутки, сборщики налогов и даже римский офицер, который просил Иисуса исцелить своего слугу, и Евангелие ясно говорит, что Иисус любил грешников, и это создавало скандал.

Многие, должно быть, были впечатлены Его мужеством — никто не обвинял Иисуса в трусости, но некоторые из них судили Его безрассудно, как человека, положившего голову в львиную пасть. Хотя Иисус отказался взять оружие или разрешить его использование, Он не проявлял разумного молчания и выглядел порой как коллаборант. Он не стеснялся говорить и делать то, что было Его целью. Возможно, событие, которое подготовило Его распятие, было то, что Он сделал с менялами денег в стенах Храма в Иерусалиме. Он сделал хлыст из веревок, который жалил, но не причинял им ранений и заставлял торговцев бежать, опрокидывая столы и разбрасывая монеты. Любой, кто разрушает бизнес, быстро наживает врагов.

Многие благочестивые люди также были встревожены тем, что казалось им Его пренебрежением религиозной практикой, особенно не соблюдением Субботы так строго, как по мнению большинства фарисеев, ее должны соблюдать евреи. Люди не были созданы для Субботы, отвечал Иисус, но суббота дана людям. Зилоты ненавидели Его за то, что Он не был фанатиком и привлекал людей, которые могли быть завербованы ими. Те, кто возглавлял религиозный истеблишмент, были настолько возмущены, что им удалось устроить казнь, указав римлянам, что Иисус был создателем проблем и «извратил нацию». Римляне пытали Иисуса и казнили Его.

Любой христианин, который считает Иисуса воплощенным Богом, Вторым Лицом Святой Троицы, Которое вошло в историю не случайно, но целенаправленно, в точное время и выбранное место, становясь полностью человеческом, как дитя Девы Марии, найдет это стоящим для раздумий о воплощении, происходящем именно тогда, а не в мирные времена, происходящего в униженной земле с чрезмерным налогообложением, управляемой жестокими, ненавидящими свою жизнь оккупационными войсками. Иисус родился, жил, распялся и воскрес из мертвых в стране крайней вражды.

Перенося события Евангелия в наш собственный мир и время, многие из нас будут встревожены и потрясены тем, что говорил и делал Иисус, поскольку действия, которые кажутся восхитительными в древнем повествовании, могут быть признаны неразумными и несвоевременными, если не безумными, в том случае если они произойдут в эквивалентных обстоятельствах здесь и сейчас. Любите своих врагов? Означает ли это, что надо любить преступников, убийц и террористов? Можете ли призвать людей избавиться от своего оружия? Можем ли мы сказать, что не скажем ни одного патриотического слова и не отдадим предпочтения национальному флагу? Многие говорили бы, что такой человек сам виноват в своих проблемах.

Это был бы большой и рискованный шаг, чтобы стать одним из Его учеников. Если бы вы жили в Иудее или Галилее, когда происходили события, записанные в Евангелии, вы уверены, что хотели бы, чтобы вас отождествляли с Ним?

Перевод с английского Виктора Щедрина.

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его.
Притчи Соломоновы. 25:21

Ваше сиятельство имеет врагов, но не соперников.
Сардинский генерал граф Сент-Андре - Суворову

Я не нажил себе ни одного нежеланного врага.
Норман Теббит

Мы так похожи на своих врагов, что нас могут похоронить в братской могиле.
Аркадий Давидович

Люди у власти, подобно индейцам, наследуют все качества убитых ими врагов.
Роберт Пиль

Враги - такие же люди, как и мы сами; вот почему им нельзя доверять.

КОШКА: Мой величайший враг - собака. СОБАКА: Мой - тоже.
Карел Чапек

Враг - потенциальный друг.
Я. Кротов

Враг занимает больше места в наших мыслях, чем друг - в нашем сердце.
А. Бужар

Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже!
Уж эти мне друзья, друзья!..
А. Пушкин

Врагов надо иметь, иначе ими станут друзья.
Г. Малкин

Легко прощать врагов, когда не имеешь достаточно ума, чтобы вредить им; и легко быть целомудренным человеку с прыщеватым носом.
Г. Гейне

Больше всего врагов наживает себе в свете человек, который прямодушен, горд, щепетилен и предпочитает принимать всех за то, что они есть, а не за то, чем они никогда не были.
Н. Шамфор

Добропорядочные люди приобретают больше врагов своими речами, нежели дурные - своими делами.
Жан Поль

Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия.
К. Иммерман

Если не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
А. Шопенгауэр

Если у вас нет врагов, вам угрожает такое же положение и с друзьями.
Э. Хаббард

Если у тебя нет врагов, значит счастье от тебя отвернулось.
Т. Фуллер

Если вы хотите возвыситься, наживайте себе врагов.
Ш. Талейран

Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом.
Ш. Руставели

Из врагов наших следует бояться больше всего самых малых.
Ж. Лафонтен

Когда у меня не станет врагов, тогда я пойму, что уже ничего не стою.
Автор неизвестен

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.
Биант

Мало у бедняков врагов, но еще меньше у богача друзей.
Мейдани

Не иметь врагов может лишь предельное ничтожество, так что я никому не советую этим хвастаться.
А. Бужар

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
Антисфен

Не скупись на обещания, но сдерживай лишь немногие из них, и ты будешь торжествовать над врагами.
А. Данте

Ненавидеть врагов легче и увлекательнее, чем любить друзей.
Б. Рассел

От врагов многому научаются мудрые.
Аристофан

От врагов люди терпят меньше зла, чем от друзей, потому что, боясь врагов, их остерегаются, а перед друзьями у них душа нараспашку, и поэтому те могут их легко обмануть и причинить зло.
Демонакт

От непримиримых врагов можно испытать больше радости и добра, чем от единомышленников, которые являются таковыми только рассудком, только на словах.
Г. Гессе

Сочувствие врагам, попавшим в беду, чаще всего бывает вызвано не столько добротой, сколько гордостью: мы соболезнуем им для того, чтобы они поняли наше превосходство над ними.
Ф. Ларошфуко

Мнение наших врагов гораздо ближе к истине о нас, чем наши собственные мнения.
Ф. Ларошфуко

Редко имеют врагов не по своей вине.
П. Буаст

Сильный человек не боится врагов, зато боится друзей. Повергая одним ударом врага, он не чувствует никакого огорчения, но невольно ранить друга боится, как женщина. Слабый не боится друзей, зато боится врагов. И поэтому в каждом видит врага.
А. Рюноскэ

Тот, кто боится нажить врагов, никогда не заведет истинных друзей.
У. Гэзлитт

У честных врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных.
Ф. Достоевский

Человек в самом себе носит самого страшного из своих врагов.
Ж. Ламетри

Человек, у которого нет врагов, действительно беден.
Г. Шоу

Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью.
М. Лермонтов

Все люди находятся в состоянии непрекращающегося поединка.
Новалис

Враг, что мудр и много знает,
Друга может быть ценней.
Мудрость уважать пристало
У врагов и у друзей.
Ас-Самарканди

Враг вблизи лучше, чем друг на расстоянии.
Автор неизвестен

Каждое «я» – враг и желало бы быть тираном всех других.
Б. Паскаль

Самый опасный враг - это бездарный чиновник на высшей государственной должности.
В. Зубков

Бессильный - всем враг.
Абхазская пословица

И в самом верном друге таится верный враг.
В. Георгиев

Дорог мне друг, но враг полезен быть может: друг уважает, на что я способен, враг же научит, как мне поступать.
Ф. Шиллер

Если у вас есть враг, которого вы ненавидите, то пожелайте ему полноты наслаждения, блеска величия, множества молодых и прекрасных любовниц, колоссального богатства, неограниченной власти, – пожелайте, и вы увидите, как он погибнет под бременем бедствий.
Ж. Робине

Тот враг гораздо опаснее, который притворяется твоим другом.
Г. Сковорода

Опаснее всего враг, о котором не подозреваешь.
Ф. Рохас

Покупать у врага мир - значит снабжать его средствами для новой войны.
Ж. Ж. Руссо

Поскреби любовника, и ты найдешь врага.
Т. Паркер

Каждым своим неординарным поступком мы наживаем себе врага. Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью.
О. Уайльд

Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.
Ф. Бэкон

Кто живет борьбою с врагом, тот заинтересован в том, чтобы враг сохранил жизнь.
Ф. Ницше

Легче простить врага, чем друга.
У. Блейк

Лучший способ избавиться от врага - сделать его другом.
Генрих IV

Нет врага более жестокого, чем прежний друг. Чтобы оправдать в собственных глазах плохой поступок, он с удовольствием чернит того, кого предает.
А. Моруа

Среди ненавистных качеств врага не последнее место занимают его достоинства.
Ж. Ростан

Тот, кто врага не добьет, - победитель вдвойне.
Петроний

Человек, неспособный пожалеть врага, не пожалеет и друга.
А. Подводный

Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра.
Эпиктет

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Ф. Ницше

Враги - отличное стимулирующее средство.
Автор неизвестен

Враги - это банщики. Своей злобой против вас они смывают вашу, а не свою грязь.
В. Ключевский

Враги всегда говорят правду, друзья – никогда.
Цицерон

Враги наших врагов в конце концов наши друзья.
Э. Ренан

Худшие враги - из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту.
Б. Грасиан

Многим славу создали их враги.
Б. Грасиан

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья часто прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их… Не пренебрегай суждениями врагов.
Л. Толстой

Наши действительные враги - в нас самих.
Ж. Боссюэ

Наши лета, наши долги, наши враги всегда бывают в большем числе, нежели мы полагаем.
П. Буаст

Люди безутешны, когда их обманывают враги или предают друзья, но они нередко испытывают удовольствие, когда обманывают или предают себя сами.
Ф. Ларошфуко

    Зависть и злость страшней всякого врага.

    Добропорядочные люди приобретают больше врагов своими речами, чем дурные своими делами. Абсолютно верно. Бывает просто ходишь и мешаешь, не понятно чем и по каким причинам, так это ни враг, а ешё страшней любого врага.

    В большинстве данные поговорки на эту тему не имеют ни логики ни здравого смысла, хоть и написаны известными людьми.

В ы хотите знать, каково предназначение вашей жизни? Тогда скажите мне, кто ваши враги.

Человек без врагов - это человек без предназначения! Ваши враги боятся вас, когда вы находитесь на месте реализации своего предназначения. Вы хотите знать, когда ваши возможности совпадут с вашим призванием? Послушайте своих врагов, они знают ваше призвание лучше вас.

Позвольте мне внести ясность: ваши враги не обязательно боятся вашей силы; вместо этого они пытаются запугать вас на дороге к месту реализации вашего предназначения.

Гедеон - отличный пример этому. Бог призвал его повести небольшой отряд из 300 человек против огромной и мощной армии мадианитян. Бог сказал ему спуститься в лагерь врага и послушать, что там говорят о нём. И вот что об этом сказано:

“Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан. Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился [Господу] и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский.” (Суд. 7:13-15)

То же самое происходило в среде бесов, когда Иисус ходил по земле. Смотрите:

Подписывайтесь:

“В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.” (Мк. 1:23-25)

Астрологи, работающие над совместимостью Знаков Зодиака, выявили злейших врагов для каждого представителя зодиакального круга. Эмоциональные антиподы или полные противоположности не уживаются друг с другом и каждый раз хотят чем-то насолить.

Нас повсюду окружают завистливые , злые, высокомерные люди. Они все вокруг нас. Иногда это просто знакомые, а иногда — коллеги, друзья и даже родственники. Думали ли вы когда-нибудь о том, какой Знак Зодиака является для вас злейшим врагом? Астрологи выявили закономерность, по которой сразу понятно, от кого следует держаться подальше и по возможности даже не заводить разговор.

Овен

Представители этого Знака просто ненавидят занудных людей. Овен по гороскопу полон энергии и жизнерадостности. Этот Знак Зодиака не может наладить общение с вялыми, пассивными и ленивыми людьми. Из-за этого Овны постоянно ругаются с Близнецами. Их враждебность основана на депрессивной склонности Близнецов.

Телец

Тельцы — очень серьезные, бескомпромиссные и ответственные личности, которые на удивление терпеть не могут подобных им людей. Тельцам нравятся в людях отзывчивость, доброжелательность и способность поддержать. Такой Знак Зодиака на дух не переносит Козерогов. Все потому, что у них на первом месте деньги, а алчность и жадность затмевает их глаза, заставляя идти по головам.

Близнецы

Близнецы — жизнерадостные, беспокойные и суетливые люди, за счет чего легко могут впасть в депрессивное состояние . Представители этого Знака старается избегать унылых людей. Типичным Близнецам очень тяжело ужиться со скучными и иногда даже мрачными Рыбами.

Рак

Раки чрезмерно невозмутимые и порой отрешенные люди. Им по душе тихое времяпровождение и монотонный ритм жизни. Они никуда не спешат. Для них враг номер один — Скорпионы. Суетливые, живые, полные драмы. Раки не любят чересчур активных личностей.

Лев

Львы полны уверенности в себе . Они вольные, отважные и храбрые люди и на дух не переносят таких же, как они. Их главным врагом является Дева, такая же самоуверенная и высокомерная. Но Лев считает, что существует лишь один Царь, и это — он сам.

Дева

У Дев всегда все должно быть по своим местам. Это касается всего. Больше всего они боятся хаоса — как в вещах, так и в мыслях. Этот Знак Зодиака старается избегать любого беспорядка, чтобы не оказаться на грани нервного срыва, депрессии или вообще душевного расстройства. Поэтому Дева больше всего ненавидит Водолеев , которые сеют повсюду бардак и суматоху.

Весы

Весы излучают безмятежность и гармонию. Они добродушные и миролюбивые личности. Представители этого Знака не переносят тех, кто пытается командовать ими. А больше всего они ненавидят, когда на них кричат. Именно поэтому Весы не дружат с Овнами. Овен — очень властный и импульсивный Знак, который своим напором напоминает танк, а Весы этого не переносят.

Скорпион

До поры до времени этот Знак Зодиака кажется очень тихим и спокойным. Но на самом деле его представители — беспощадные, мстительные и коварные персоны . Скорпионы ненавидят мечтателей-Водолеев. Они для них нелепые, скучные и вообще не от мира сего. Скорпион никогда не станет дружить с Водолеем — и точка.

Стрелец

Стрельцы полны уверенности, энергии и бодрости. Эти люди возглавляют список самых успешных личностей. Стрельцы — безобидные враги. Они не могут долго злиться на тех, кто их обижает. В личной жизни у них всегда все складывается лучшим образом, и на работе их поджидает успех. Вообще Стрельцы среди зодиакального круга довольно уважаемая персона, и врагов как таковых у них нет.

Козерог

Козероги неутомимы и почти никогда не чувствуют усталости. Они никогда не стоят на одном месте, всегда идут только вперед. И поэтому ненавидят занудливых людей, которые не любят активную жизнь и предпочитают сидеть дома. Враг для Козерога — Рак.

Водолей

Водолеям свойственно непостоянство. Они очень любопытны, любят познавать все новое. Они ненавидят людей «старой закалки», которые привыкли ко всему старому и придерживаются строго консерватизма. Водолей начинает паниковать, когда у кого-то все четко запланировано. Врагом номер один для Водолея является Телец.

Рыбы

Это чересчур ранимый, спокойный и, самое главное, творческий Знак Зодиака . Они на дух не переносят непоседливых, шумных и полных бодрости Стрельцов. Рыбы, глядя на Стрельцов, немного завидуют. Ведь им тяжело познакомиться с новым человеком, они боятся, что нарушат свой тихий и уютный мирок.

Как оказалось, враждебные чувства — это астрологическое поле боя. Чтобы не страдать от гнета зависти, злости и недоброжелателей , избегайте своих зодиакальных врагов. Мы желаем вам отличного настроения. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и