Как прекратить издевательства в вашем классе. Что делать, если над тобой издеваются Почему надо мной издеваются в школе

  • Следите за поведением. Если вы учитель, то для борьбы с издевательствами и травлей важна бдительность. Следите за поведением ваших учеников не только в классе, но также в коридоре и на улице. Так вы сразу заметите агрессивное поведение.

    • Следите за учениками, отдыхающими на перемене. Слушайте, как они общаются друг с другом. Прислушивайтесь к наличию в речи оскорблений и уничижительных реплик. Также нужно следить за их физическим взаимодействием – щипание, шлепки, толчки и другие признаки агрессии.
    • Следите за местами, где ученикам кажется, что их никто не видит. Травля одних учеников другими чаще всего происходит в туалетах, на лестницах и в коридорах. Вы не сможете неотрывно смотреть за ними, но всегда ходите по этим местам в свободную минуту. Также попросите об этом других учителей и делитесь друг с другом информацией о замеченных проблемах.
  • Обходитесь без ярлыков. Ученики чувствительны к ярлыкам вроде “задира”. Если происходит разговор с родителями, то многие займут оборонительную позицию, если вы обвините их ребенка в агрессивном поведении. Заметив такое поведение, говорите именно о конкретных действиях такого ученика. Не называйте его травлей, чтобы предотвратить ненужное сопротивление, которое помешает вам найти эффективное решение проблемы.

    • Говорите о конкретных замеченных действиях и почему вы считаете это проблемой. Например, не нужно говорить “Андрей, я заметила, что ты издевался над Максимом в спортивном зале”. Вместо этого скажите непосредственно о проблемном поведении: “Андрей, я заметила, что ты комментировал вес Максима, когда вы занимались в спортивном зале”.
    • Важно, чтобы ученик, который ведет себя неподобающе, осознал неправомерность своего поведения и возможные последствия. Например, скажите ему: “Вес – это весьма щекотливая тема, а обращать внимание на вес другого человека очень некрасиво и оскорбительно”. Если у вас в школе предусмотрены конкретные наказания за неподобающее поведение, то сообщите о них. Скажите следующее: “Согласно памятке о поведении учащихся, ты будешь должен поговорить со школьным психологом и принести письменные извинения Максиму”.
    • Также необходимо понимать, что забияки могут воспитываться в разных условиях. Возможно, такое поведение вызвано проблемами в семье. Проявляйте терпимость. Представьте это как возможность исправиться. Например: “Я знаю, что ты не хотел никого оскорбить. Полагаю, что наш разговор позволит тебе сделать выводы и не допускать подобных оплошностей в будущем”.
  • Хвалите за хорошее поведение. Всегда проще указывать на недостатки. Ученикам необходимо поощрение за хорошее поведение. Помимо разговоров после инцидентов, не забывайте хвалить учеников за хорошее поведение. Отмечайте доброту и сострадание и приводите такое поведение в качестве примера.

    • Дети и подростки могут обозлиться, если всегда наказывать их за плохое поведение, но никогда не хвалить за хорошее. Вам может показаться, что нет смысла хвалить детей, поступающих как должно, но следует понимать, что задиры часто проверяют границы. Они могут не понимать, что такое правильное поведение. Этому также нужно учить.
    • Всегда отмечайте учеников, которые ведут себя хорошо. Например, можно сказать следующее: “Андрей, я видела, как ты помогал Алине решить задачу по математике. Просто прекрасно, что ты помогаешь другим. Ты поступил очень хорошо, ведь Алине иногда неловко, когда у нее что-то не получается”.
    • Отмечая хорошее поведение, вы показываете, как ученики должны вести себя. Если хвалить их за добрые дела, то повышается вероятность, что ученики будут обходиться без агрессии и вести себя хорошо.
  • Разговаривайте с родителями. Если агрессия не прекращается, то пора посвятить в это родителей. Это непросто, ведь родители часто не хотят признавать, что их ребенок ведет себя неподобающе. Но без участия родителей в решении ситуации не обойтись.

    • Не используйте в беседе с родителями слова вроде “задиры” и “забияки”. Они несут целый ряд негативных оттенков. Даже если это слово точно описывает вашего ученика, оно препятствует эффективному решению проблемы. Сосредоточьтесь на конкретных аспектах поведения.
    • В беседе с родителями используйте разносторонний подход. Говорите об отношении ребенка к школе и друзьям, поведении и успеваемости. Все эти факторы влияют на отношения между учениками. Задавайте родителям вопросы о ребенке и предлагайте свои варианты решения.
    • Разговаривая с родителями, старайтесь выглядеть союзником, а не судьей. Направляйте разговор в положительное русло. Подчеркивайте, что вы хотите помочь ребенку справляться с эмоциями положительным образом. Можно начать разговор так: “Я переживаю за всех своих учеников, включая вашего сына. Хотелось бы, чтобы он поменялся в лучшую сторону и стал примером для других учеников”.
  • Поощряйте открытое общение. Наконец, поощряйте открытое общение в классе и за его пределами. Ученики и родители должны видеть в вас заслуживающего доверия человека, к которому они могут обратиться за советом или помощью. Так вы будете лучше контролировать ситуацию в классе.

    • Не откладывайте решение. Поговорите с родителями сразу при возникновении проблемы. Если ученик расстроен или раздражен, узнайте, в чем дело. Отнеситесь к нему с сопереживанием. Повторяйте услышанное, чтобы показать свое понимание.
    • Приглашайте родителей к диалогу. В начале учебного года сообщите всем родителям свой номер телефона и адрес электронной почты. Скажите, что они могут обращаться к вам по любому вопросу. Так родители смогут оперативно связаться с вами, если над их ребенком кто-то будет издеваться. Даже самый бдительный человек иногда упускает детали.
  • Все началось с начальных классов - меня морально унижали. Учительница провела беседу с одноклассниками, а потом отвела меня в сторону и сказала, что в этом моя вина. Она посоветовала следить за собой и больше стараться. Издевательства не прекращались до пятого класса. Потом обо всем узнала мама, встретилась с родителями одноклассников, и от меня отстали. В оставшиеся 6 лет настоящих друзей я не завела, только немного общалась с одной девушкой. Я стала ко всем относиться настороженно, стараюсь не подпускать близко, потому что боюсь, что опять будут издеваться. Сейчас учусь в мединституте на 1 курсе, но так и не могу найти общий язык с одногруппниками. Проблема усугубляется тем, что я считаю себя уродом. Даже не пытаюсь что-то предпринять, потому что уверена, что ничего не получится.

    Елена, 18 лет

    Школьные годы закончились, но вы продолжаете жить под воздействием старой детской травмы. Раньше у вас не было сил и психологических инструментов, чтобы выйти из изоляции, в которой вы оказались по ряду причин. Сейчас вы окружаете себя недоверием, словно защитной броней. Но эта броня перестала оберегать, она доставляет страдания.

    Пока вы только на первом курсе, впереди еще много лет, когда вы можете наслаждаться общением с одногруппниками. У вас есть шанс убедиться, что коллектив может принять и понять вас.

    Самое время начать жить по-другому, не так, как вы привыкли. Начните с самого простого - заговаривайте с другими ребятами, во время выполнения учебных заданий присоединяйтесь к обсуждению. Найдите людей, для начала одного человека, кто, возможно, пока не успел влиться ни в одну из неформальных групп. Возможно, вы уже пытались так сделать, но вам было так же трудно и страшно, как в школьные годы. Постарайтесь найти возможность поработать с психологом, чтобы понять, насколько сильно продолжает влиять детская травма.

    Задайте вопрос эксперту online

    Травля в школе или, как сейчас говорят, буллинг явление повсеместное, оно встречается во всех странах мира. Наверно, полностью искоренить его нельзя, хотя многое зависит от социальной среды и доминирующих в ней ценностей. Но что делать, если именно над вашим ребенком издеваются в школе?

    Почему это происходит?

    Раньше считали, что издеваться над сверстниками склонны неуспешные и неуверенные в себе дети, которые таким образом компенсируют собственные страхи и комплексы. Но исследования такое понимание ситуации не подтвердили. Напротив, агрессоры очень самоуверенны и амбициозны. Похоже, что единственная причина их неэтичного поведения заключается в том, что оно соответствует системе ценностей подростковых сообществ и поощряется в них. Не зря подростки-булли социально успешны, а их жертвы стыдятся даже признаться в том, что подверглись травле. Дополнительно способствуют буллингу и особенности организации школьных коллективов, в которых взрослые не включены на постоянной основе в круг социальных взаимодействий школьников и обладают только формальным авторитетом.

    Кто становится объектом травли?

    При неудачном стечении обстоятельств жертвой буллинга может стать каждый, но над некоторыми детьми издеваются в школе гораздо чаще, чем над другими. По статистике типичная жертва травли это тревожный, депрессивный, неуверенный в себе и физически слабый ребенок, у которого нет друзей. Агрессоры видят его очевидную неспособность постоять за себя и пользуются удобной ситуацией. Реже подвергаются буллингу те, чье поведение кажется сверстникам вызывающим и провокационным, а также дети слишком независимые, равнодушные и отстраненные от коллектива. Дополнительным фактором риска служат любые особенности поведения и внешности, которые выделяют ребенка среди одноклассников. Это может быть что угодно: слишком дорогая и слишком дешевая по местным меркам одежда, национальность, веснушки, низкая и высокая успеваемость, манера говорить и многое другое.

    Чем помочь ребенку?

    Травля в школе это тот случай, когда навредить легко, а помочь сложно. Естественная реакция родителей в ситуации, когда они узнают, что над их ребенком издеваются в школе, это немедленно отправиться к учителю, директору или домой к обидчикам самолично наводить порядок и восстанавливать справедливость. Понять этот душевный порыв можно, однако жертве после такой помощи становится еще хуже. Взрослые не могут повсюду водить ребенка за ручку, и рано или поздно ему все равно приходится остаться один на один со своими обидчиками, жаждущими отомстить за причиненные неприятности. Таким образом реализуется старый добрый педагогический прием «наказание коллективом», причем в роли наказанного опять оказывается жертва! Поэтому напрямую вмешиваться в ситуацию стоит только тогда, когда речь идет о физическом насилии и серьезной угрозе жизни и здоровью.

    Противоположный родительский стиль поведения – не вмешиваться и позволить ребенку самому учиться налаживать контакт со сверстниками и находить выход из конфликтных ситуаций. Этот несомненно мудрый и дальновидный воспитательный подход прекрасно работает, когда дело касается банальных детских конфликтов. Однако систематическая травля означает, что ситуация вышла из под контроля, и собственных внутренних ресурсов ребенку недостаточно для ее решения. Издевательства в школе ничему не учат и не закаляют характер. Наоборот, они часто становятся причиной тяжелейшей психологической травы, усугубляют тревожность и неуверенность в себе, формируют .

    Так как же остановить травлю в школе? Важно научить ребенка защищать себя и отстаивать свои права. Будет полезно подробно разобрать ситуацию, обсудить, как надо реагировать на те или иные действия обидчиков, может быть, даже разыграть сценку в лицах. Еще лучше, если этим займетесь не вы, а профессиональный психолог. Важна и физическая подготовка, способность дать сдачи. А потому будет нелишней – как для мальчика, так и для девочки – какая-нибудь спортивная секция, где ребенок сможет приобрести навыки самообороны.

    Наконец, можно просто перевести ребенка в другую школу. Это кажется бегством от проблемы, но часто является единственным разумным выходом. Булли неохотно расстаются с полюбившейся жертвой, и даже если ее стиль поведения кардинально изменится, так просто ее не оставят в покое. Строить отношения со сверстниками с нуля, на новом месте, намного проще.

    Хотя школьные годы – веселое и крайне важное время для формирования характера, они также могут оказаться очень трудным периодом в жизни (особенно учитывая хрупкую подростковую психику).

    16-летняя Хлоя Робсон из графства Дарем в Великобритании может подтвердить этот факт, поскольку над ней издевались с 7 лет, пишет Bored Panda.

    Она пережила тяжелые времена, вплоть до физического насилия: ее толкали, бросали в нее разные предметы и всячески оскорбляли.
    "Они убеждали меня, что я никто", - говорит она.
    Неудивительно, что девушка боялась и не хотела появляться на выпускном.Она очень сильно волновалась, как отреагируют на нее одноклассницы.
    К счастью, 28 июня ее дядя Грант Робсон с сообщества байкеров «Северо-восточные байкеры против хулиганов», пришел ей на помощь!
    Изобретательный мужчина организовал группу из 126 байкеров, которые сопровождали его племянницу.
    "Я была настолько шокирована, когда услышала звук двигателей и когда появились все эти байкеры - я не ожидала, что их будет ТАК МНОГО!", - рассказала девушка.
    "Я сразу же почувствовала себя очень смелой и уверенной в себе. Ох, какое же это было зрелище!"
    "Этот момент просто невозможно описать словами: все мои друзья подбежали ко мне и заорали: «Ничего себе, вот это ты эффектно появилась!»", - вспоминала девушка.
    Девушка была очень вдохновлена этим поступком и заверила: больше никогда не позволит кому-то указывать, что ей делать.
    Этот акт поддержки очень помог Хлое, но она не единственный человек, который нуждается в чем-то подобном.
    Члены «Северо-восточных байкеров против хулиганов» часто выезжают, чтобы вдохновлять и поощрять детей, которые подвергаются издевательствам.И это поистине круто!
    Все, кто когда-либо сталкивался с издевательствами со стороны окружающих, должен знать – хулиганы не определяют, кем вы есть!
    Так же как и Хлое, эти байкеры хотели бы помочь всем, над кем когда-нибудь издевались в школе.
    Все должны вспомнить свои подростковые годы и понимать эту проблему.
    Помогите своим родным и близким! Не допускайте несправедливости!
    Посмотрите полное видео о том, как все происходило (не помешает знание английского)!А вот как отреагировали на событие пользователи Сети:

    "Ха! Уверен хулиганы уже не были такими смелыми, когда увидели всех этих байкеров".

    "Просто до слез. Молодец девочка - выстояла! Издевательства порождает неуверенность в себе - таким людям можно только посочувствовать. Приятно смотреть, когда что-то меняется в лучшую сторону. Поистине вдохновляюще!"

    "Благослови Господь таких добродушных байкеров. Делают хорошее дело".

    А что вы думаете по этому поводу? Сталкивались с издевательствами со стороны других?

    О том, что делать, если над ребенком издеваются в школе расскажет психолог Елена Смирнова. Как правильно вести себя родителям, чтобы издевательства прекратились.


    Она бывает нескольких видов:

    • Вербальная . Жертве придумывают оскорбительные прозвища, унижая ее и оскорбляя этим. Обидные слова тут – главное оружие. При
    • вербальной травле возможно параллельный кратковременный бойкот врагами или же полный отказ от общения с изгоем.
    • Физическое насилие . Избиение жертвы, ежедневные удары как бы «невзначай», порча или отнятие у изгоя личных вещей.
    • Киберзапугивание . Этот метод достаточно распространен в последнее время. Травля в интернете проявляется через анонимные угрозы,
      с помощью взлома страниц и через публикацию скриншотов и видео с жертвой запугивания.

    Но чаще всего эти виды насилия идут в совокупности.

    Как распознать потенциального агрессора?

    Если внимательно проследить за компанией или классом, то агрессора легко вычислить невооруженным глазом. Он чаще смеется над коллективом или отдельными людьми. Возможно, просто подхватывает смех одним из первых, если зачинщиками травли являются разные люди. Именно такие активные дети склонны к насилию.

    На желание поиздеваться влияют социальные, экономические и даже климатические обстоятельства. Но чаще всего ребенок способен вымещать свои проблемы на других, если к нему так же относятся дома, он имеет сложности в семье или живет в неблагоприятных условиях. Отсюда выливается и еще одна причина – недостаток внимания в семье. Ребенок таким образом пытается обратить на себя внимание, и травит своей агрессией других.

    Часто в роли агрессоров выступают лидеры, которые реализовывают себя не за счет действительно положительных качеств, а за счет издевательств над сверстниками. И очень печально, что другие дети подхватывают его действия. Такие лидеры не в состоянии реализоваться в учебе или спорте, они способны лишь травить более слабых детей. Никогда они не будут приставать к сильным или старшим, потому что быстро лишатся лидерского качества, пусть и такого сомнительного.

    Агрессорами могут быть не только парни, но и девочки. Мужская агрессия проявляется чаще всего драками, а женская – сплетнями и издевательствами.

    Как бороться с агрессией?

    Пресекать такое поведение нужно при первых же проявлениях. Если травля происходит в школьных стенах, учительница должна встать , над которым издеваются сверстники. С агрессором и заводилой необходимо поработать отдельно.

    Родители обеих сторон должны быть введены в курс проблемы сразу же, потому как они чаще всего узнают о травле своего ребенка или своим ребенком последними. И уже тогда, когда ситуация слишком запущена.

    Почему родители узнают об этом последними? Тут все просто. Агрессоры дома ведут себя иначе, а пострадавшие могут просто промолчать о таких ситуациях перед родными.

    Как понять, что ваш ребенок стал объектом издевательств?

    Если у вас появились подозрения, что ребенка травят в школе, поговорите с ним об этом, но осторожно. Разговор ведите в спокойном тоне, видел в вас защитника. Расспросите его об отношениях с одноклассниками, учителями и другими детьми. Если в семье царит доверие, то ребенок не будет скрывать информации об издевательствах, ведь увидит в лице родителей поддержку.

    Жертвы агрессии жалуются на плохой сон и аппетит, могут развиться проблемы, которые касаются не только психики. У ребенка может резко меняться настроение, появляется тревожность, заикание и нервный тик.

    Если каждое утро ребенок отказывается идти в школу и плачет при расспросах – это прямой признак травли. Обратите внимание на шарканье ногами. Оно указывает на то, что ребенок испытывает стресс. При физическом насилии на теле можно обнаружить синяки, ссадины, порезы.

    Действия ребенка, если его или его друзей травят в школе

    В первую очередь – рассказать родителям, не обращая внимания на то, что сверстники припугнули о том, что если он расскажет – будет хуже. При активном и адекватном подключении родителей обеих сторон будет наказан виновный, а травля закончится, практически и не начавшись. В ином случае родители помогут с переходом в другое учебное заведение, что поможет решить проблему.

    Если травля вербальная , главное – не поддаваться на провокации. Не отвечайте грубостью на грубость. Игнорирование поможет вам оставить ни с чем обидчиков.

    Если травят друга – не бросайте его. Переметнуться на вражескую сторону проще простого, но ничего героического в этом нет. Когда жертва чувствует поддержку, ей пережить издевательства намного легче, чем когда она одна. Всегда защищайте друг друга.

    Не нужно терпеть травлю. Если у вашего ребенка обнаружились такие проблемы в школе, а учителя не реагируют, единственный выход — перевод ребенка в другую школу. Повышайте самооценку ученика, не критикуйте. В запущенном случае будет верным показать психологу.