Как приучить новорожденного к режиму кормления. Режим дня новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Записывайте режим вашего малыша. Для начала неплохо было бы купить блокнот, в который вы будете записывать ежедневный график вашего ребенка. Это поможет вам определить, работает ли ваш новый режим.

  • На первой странице блокнота нарисуйте простую таблицу со следующими столбцами: время, деятельность, примечание. Записывайте каждое крупное повседневное действие в течение дня, каждый день недели. Например: 6:00: ребенок проснулся, 9:00: ребенок поел, 11:00: ребенок уснул и т.д.
  • Вместо этого, вы можете записывать режим своего ребенка в электронных таблицах на компьютере или использовать онлайн-трекер, например, Trixie Tracker или любой другой.

Составьте расписание согласно биоритмам вашего ребенка. Постарайтесь выяснить, есть ли закономерность в текущем режиме сна и питания вашего ребенка.

  • Если вы заметили, что ребенку нужно заменить подгузник или он становится капризным в определенное время суток, вы можете включить это в свой график.
  • Это поможет составить новый график и спланировать свой день согласно потребностям вашего малыша.
  • Ребенок, который хорошо выспался и не голоден будет гораздо счастливее и будет готов играть, обниматься и узнавать новое.
  • Постарайтесь установить время пробуждения. Младенцы обычно спят много в течение дня. В течение первых нескольких недель они должны спать16 часов в день.

    • Поскольку сон является основным видом деятельности для новорожденных, необходимо ввести некоторый порядок в эту «спящую деятельность», чтобы они не просыпались посреди ночи.
  • Первое, что нужно сделать, это установить время пробуждения. Хотя это может быть сложно, вы должны будить ребенка в одно и то же время каждый день. Если он, как правило, просыпается раньше предпочтительного времени пробуждения, вам придется скорректировать график сна, чтобы он засыпал позже.

    Кормите, заменяйте подгузники и играйте с ребенком. Как только ребенок проснулся, замените подгузники и оденьте малыша. Затем возьмите его к себе и покормите. Не важно, кормите ли вы малыша грудью или смесью, ваш ребенок нуждается в близости.

    • После кормления поиграйте с ребенком. Поговорите с ним, спойте ему песенку, обнимите его. Он будет наслаждаться вашим запахом, голосом и близостью.
    • После этого положите ребенка в кроватку, пусть он поспит. Делайте это, как только заметите признаки усталости, например, ваш малыш зевает, раздражен, плачет, потирает носик.
  • Пусть ребенок поспит 2-3 часа. Вероятно, что малыш проснется сам через 2-3 часа. Если он не просыпается, нужно разбудить его. Ребенок, который спит слишком много, не ест достаточно в течение дня; это может привести к обезвоживанию и потере веса.

  • Повторяйте этот цикл в течение всего дня. Вы можете повторять вышеупомянутый цикл в течение всего дня, за исключением того, что покормите ребенка, прежде чем заменять подгузники и играть. Многие дети снимают пеленку во время еды. Таким образом, вам не придется пеленать малыша дважды. Итак:

    • Разбудите малыша
    • Покормите
    • Замените подгузник, поиграйте с ребенком некоторое время, поговорите с ним, спойте песенку, потискайте его.
    • Положите ребенка спать.
  • Различайте дневной и ночной сон. Для того, чтобы приучить ребенка к режиму, важно различать ночной и дневной сон.

    • Вы можете сделать это, укладывая ребенка спать в комнате с ярким освещением в течение дня и в темной комнате в ночное время. Если уложить малыша спать днем в темной комнате, вы просто запутаете его и весь режим нарушится.
    • Кроме того, не бойтесь шуметь, когда ребенок спит в течение дня - он должен привыкнуть к этому. Оставьте радио включенным, пылесосьте и говорите как обычно.
  • Кормите ребенка, когда он голоден. Важно отметить, что вы всегда должны кормить ребенка, когда он голоден, даже если это не вписывается в ваш график.

    • Несправедливо оставлять новорожденного голодным только потому, что сейчас не время кормления согласно режиму.
    • Признаки того, что ваш ребенок голоден, - он плачет и сосет руку.
  • Режим дня ребенка – это определенный распорядок действий, составленный с учетом возрастных особенностей и потребностей и направленный на здоровое физическое и интеллектуальное развитие. Некоторые мамы думают, что режим необходим только ослабленным, часто болеющим детям, но это не так. Приучать малыша к распорядку дня необходимо с первых месяцев жизни. Не стоит рассчитывать, что новорожденный ребенок с первых дней будет засыпать и просыпаться по часам, но определенные навыки, которые составят основу детского режима в старшем возрасте, можно выработать уже в первый месяц жизни младенца.

    Режим кормлений: по часам или по требованию?

    Если ребенок находится на грудном вскармливании, педиатры советуют кормить его по требованию. Если ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе и развивается согласно установленным нормам, такого режима можно придерживаться до трехмесячного возраста. Если мама и дальше продолжит давать грудь ребенку, когда он этого попросит, могут возникнуть осложнения в работе пищеварительной системы, связанные с перекормом. Это могут быть кишечные , болезненные спазмы, расстройство стула, боли в животе.

    Кормление по требованию имеет свои плюсы и минусы, поэтому каждая мама сама должна принять решение о том, как организовать кормление ребенка, чтобы обеспечить его потребности и не ущемить интересы остальных членов семьи.

    Доктор Комаровский о режиме кормления

    Среди плюсов кормлений по требованию специалисты выделяют:

    • более гармоничное развитие ребенка за счет частого и длительного контакта с мамой;
    • стабильная (при таком режиме кормления молоко в молочных железах вырабатывается в количестве, необходимом для обеспечения потребностей конкретного младенца);
    • снижение риска гнойного мастита, развивающегося на фоне застоя молока.

    Если мама решит кормить малыша по требованию, она должна понимать, что такой режим дня новорожденного в первый месяц имеет и существенные минусы. Один из них – невозможность отлучиться из дома в первые недели жизни ребенка. Большое значение имеет и организация кормления: если ребенок берет грудь неправильно (захватывает не ареолу, а только сосок), слишком частые кормления могут привести к образованию долго заживающих трещин, которые могут инфицироваться при недостаточной личной гигиене.

    Кормление на искусственном или смешанном вскармливании

    Если новорожденный в качестве основного или дополнительного питания получает молочную смесь, кормить грудного ребенка следует по установленному распорядку. В отличие от материнского молока, состав , их жирность – показатели постоянные и не меняются в зависимости от внешних факторов. Основным отличием молочной смеси от является наличие в составе сложных белков (лактоглобулинов), для расщепления и переваривания которых требуется больше времени. Если ребенок получит новую порцию смеси раньше, чем его организм переварит предыдущее питание, могут возникнуть расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта, например:

    • и рвота;
    • (ребенок плачет, отказывается от бутылочки, живот напряжен, может возникать болезненность при пальпации);
    • запор (может сохраняться до 3 дней).

    Примерный график кормлений по часам

    Родители новорожденных детей, находящихся на искусственном или смешанном вскармливании, при организации питания могут придерживаться графика, приведенного в таблице.

    Ночью ребенок может проснуться в любое время, так как режим ночных кормлений устанавливается обычно только к 2-3 месяцам. Объем одной порции смеси для новорожденных в первый месяц составляет 90 мл (с третьей недели жизни этот объем можно увеличить до 120 мл). Нормой для детей на грудном вскармливании является объем от 50 до 90 мл на одно кормление.

    Важно! Интервал между кормлениями смесью должен составлять около 3 часов, то есть ребенок должен получать питание до 8 раз в день. Дети, находящиеся на грудном вскармливании по требованию, могут получать материнское молоко до 8-10 раз в день (промежутки между кормлениями – не менее 2-2,5 часов).

    Ночные кормления

    Дети первого месяца жизни могут просыпаться до 3-4 раз за ночь. Если малыш получает грудь по требованию, допускается такое количество кормлений в ночное время, но важно следить, чтобы у ребенка не было признаков перекорма (обильное срыгивание после еды, вздувшийся живот и т.д.). Не стоит ограничивать сосание груди ночью, так как именно в это время в организме женщины вырабатывается повышенное количество гормонов, необходимых для продуцирования молока.

    Важно! Новорожденных детей, получающих молочные смеси, нельзя кормить больше 1 раза за ночь.

    Если ребенок просыпается чаще, важно выяснить причину. Это может быть неудобная одежда, холод (или, наоборот, слишком высокая температура в помещении), сухой и пыльный воздух. обычно начинаются в начале третьей недели жизни и могут продолжаться до 3-4 месяцев (реже – до полугода).

    Чтобы помочь малышу, можно использовать следующие способы борьбы с повышенным газообразованием:

    • сухое тепло на живот (сложенная в несколько слоев фланелевая пеленка, проглаженная утюгом, );
    • (выполняется по часовой стрелке поглаживающими движениями);
    • специальная гимнастика (подведение согнутых в коленях ног к животу).

    Если альтернативные методы не помогают, можно воспользоваться ( , ).

    Нужно ли давать воду при грудном вскармливании новорожденному

    Материнское молоко на 87-88 % состоит из воды, поэтому дети с хорошим аппетитом не нуждаются в дополнительном допаивании. Малышей на искусственном вскармливании можно допаивать водичкой с ложки или из бутылочки. Норма ее зависит от веса ребенка, темпов общего развития и других факторов и может составлять от 30 до 70 мл в день. Давать лучше бутилированную воду, предназначенную специально для детского питания. Не стоит добавлять в нее сахар, так как потом ребенок может отказаться от пресных продуктов прикорма, например, овощных пюре. Некоторые дети охотнее пьют подогретую водичку, но важно следить, чтобы ее температуры не превышала 28°-30°.

    Бывают ситуации, когда воду необходимо давать даже новорожденным, питающимся только грудным молоком:

    • заболевания, сопровождающиеся обильной рвотой и диареей (для предотвращения обезвоживания);
    • слишком сухой воздух в детской комнате.

    Важно! Опасными признаками обезвоживания является сухие губы и редкие мочеиспускания (в норме новорожденный должен мочиться не меньше 8 раз в день).

    Сколько должен съедать ребенок за одно кормление в первые месяцы жизни

    Как приучить к режиму новорожденного?

    Начинать приучение новорожденного ребенка к определенному распорядку необходимо с двухнедельного возраста. В 2-3 недели у ребенка уже устанавливаются определенные биологические ритмы, которые необходимо учитывать при составлении режима. Проще всего в этот период организовать дневной сон, так как у новорожденных детей он обычно совмещен с прогулкой.

    Важно! Начинать приучать ребенка к режиму дня проще всего с организации режима сна.

    Прогулки с новорожденным можно начинать на 3-5 день после выписки из роддома (после того, как кроху осмотрит патронажная медсестра и даст необходимые рекомендации). Лучше всего выходить на улицу в одно и то же время: в период утреннего и вечернего сна. Вечерние прогулки особенно важны для приучения к режиму: насыщение кислородом поможет ребенку быстрее уснуть во время ночного укладывания и обеспечит более здоровый и длительный сон ночью.

    Укладывать новорожденного спать также лучше в одно время. Даже если малыш капризничает, не стоит доставать его из кроватки и долго укачивать на руках. Чем раньше ребенок поймет, что кроватка ассоциируется со сном, тем проще будет в дальнейшем наладить правильный режим.

    Педиатры советуют перед отходом ко сну соблюдать определенный ритуал, который может быть примерно таким:

    • и вечерний массаж (поглаживания, растирания);
    • переодевание в пижаму или спальный комбинезон (важное действие, помогающее быстрее выработать привычку засыпать в кроватке);
    • кормление и спокойное общение с ребенком;
    • укладывание в кровать.

    Мама может побыть с ребенком, пока он не заснет, но не рекомендуется брать ребенка на руки после того, как его уложили в кровать.

    Как приучить к режиму — мнение врача педиатра

    Как спит ваш ребенок в этом возрасте

    Надеемся, что к этому времени бессонные ночи, когда вам приходилось вставать каждые два-три часа, остались позади. Достигнув возраста трех-четырех месяцев, большинство детей спят по 15 часов в сутки, из которых около 10 часов приходятся на ночное время, а оставшиеся пять часов делятся между тремя дневными «сеансами» сна (количество дневных «сеансов» сократится до двух примерно к шести месяцам).

    В начале этого периода вам, возможно, все еще придется вставать один-два раза ночью для кормления, но когда ребенку исполнится шесть месяцев, он уже физически будет способен проспать всю ночь, не просыпаясь. Как все будет на самом деле, зависит от того, насколько успешно вам удастся приучить ребенка к режиму.

    Как приучить ребенка к правильному режиму сна

    Вот несколько проверенных способов уложить ребенка спать в этом возрасте:

    Установите определенное время дневного и ночного сна, и старайтесь его придерживаться.
    Новорожденный малыш четко дает понять маме, что он устал и хочет спать - он трет глазки, тянет себя за ушко и так далее.

    Теперь, когда ребенок немного подрос, вам нужно установить определенное время отхода ко сну по вечерам, а также более или менее стабильный распорядок дневного сна, чтобы как-то упорядочить его режим.

    В этом возрасте детей хорошо укладывать на ночь в промежутке между 7 и 8.30 вечера. Более позднее укладывание приведет к тому, что ребенок переутомится, и заставить его заснуть вам будет непросто. При этом совсем не обязательно ребенок выглядит усталым. Наоборот, он может просто искриться энергией, но чаще всего это означает, что вы пропустили время, когда надо было уложить его спать.

    Распорядок дневного сна можно устанавливать так же, как и распорядок отхода ко сну по вечерам. Можно укладывать малыша всегда в одно и то же время днем, или просто быть внимательной и класть ребенка, когда вы видите, что он устал и должен «подзарядить батарейки». Оба способа хороши при условии, что ваш ребенок .

    Начинаем создавать «вечерние ритуалы»
    Если вы не сделали этого раньше, то сейчас самое время приступить к установлению вечерних ритуалов. Они могут включать в себя следующие пункты (все сразу или только некоторые из них):

    • спокойные игры
    • купание в ванне
    • подготовка ребенка к укладыванию в кровать
    • чтение одной-двух сказок на ночь
    • пение ему колыбельных
    • поцелуй малыша на ночь

    Что бы вы из этого не выбрали, главное, чтобы все это повторялось каждый вечер в одном и том же порядке в одно и то же время. Постоянство необходимо детям любого возраста, и этот возраст не составляет исключения.

    Будите ребенка по утрам, чтобы его «физиологические часы» не сбивались
    Если ваш ребенок склонен проспать дольше 10 часов подряд, лучше его будить по утрам, чтобы его «физиологические часы» не сбивались. Ребенок должен засыпать и просыпаться в одно и то же время. Восстановить силы он сможет во время дневного сна. Если вы станете будить его по утрам в одно и то же время, вы сделаете его дневное расписание предсказуемым.

    Проблемы со сном

    Проблем со сном в этом возрасте две – во-первых, уложить ребенка и, во-вторых, приучить его Если ребенок не засыпает вовремя или плачет по ночам, не отчаивайтесь. Существуют добиться того, чтобы сон вашего ребенка (и ваш сон тоже) нормализовался.

    Сторонники организованного распорядка дня утверждают, что режим необходим ребенку для общей организации, приучает к пунктуальности, порядку и дисциплине. Противники жизни по расписанию говорят, что режим подавляет индивидуальность и ограничивает личную свободу. Детские психологи, врачи и педагоги считают, что истина, как обычно находится посередине.

    Конечно, режим дня очень нужен. И не только детям, но и их родителям, так как помогает организовать свой день. Привычный распорядок включает время на кормление, прогулки, игры и занятия, на необходимый дневной отдых и крепкий ночной сон.

    Однако при этом, нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и родителей, их привычки и желания. Это очень важно, чтобы всем было удобно и комфортно жить в заданном ритме, соблюдая заведенный в семье распорядок.

    Для чего нужен и как в течении дня приучить ребенка к режиму дня и режиму сна? Поговорим об этом подробнее на сайте «Популярно о здоровье»:

    Для чего нужен режим ?

    Каждая мама знает, что маленькому ребенку очень нужен дневной сон. Если, по какой-то причине, он днем не поспал, становится капризным, трудноуправляемым и быстро утомляется. И чем младше ребенок, тем труднее он переносит его отсутствие. При этом у многих малышей потребность в дневном сне сохраняется до 5-6 лет.

    Поэтому просто необходимо определить час, когда малыш будет спать днем. На это время мама может запланировать какую-либо работу по дому, заняться любимым делом, либо также просто отдохнуть.

    И вообще, чтобы всем было удобно и комфортно, полезно распланировать свой день заранее: определить время для занятий с малышом, игр, прогулок, дневного отдыха, ночного отхода ко сну и конкретный час приема пищи.

    Установленный и контролируемый родителями режим ночи и дня для ребенка помогает его организму равномерно распределить силы в физиологическом, физическом и психическом плане, устанавливает и выравнивает биологические ритмы.

    А кроме того, вырабатывает условные рефлексы: к определенному часу принятия пищи возникает чувство голода, вечерние гигиенические процедуры, выключение света в комнате служит сигналом ложиться в постель и т.п.

    В дальнейшем, приученный к режиму ребенок лучше адаптируется к распорядку в детском саду и школе, легче усваивает новые правила и переносит нагрузки. А главное, режим формирует у подрастающего человека психологическую уверенность в собственных силах.

    Как же ребенка приучать к режиму дня и сна ?

    Нужно определить постоянное время для основных мероприятий, которые вы проводите каждый день. Завтрак, обед, ужин, прогулки, игры, дневной и ночной сон - должны иметь свой час, который следует соблюдать беспрекословно. Малыш постепенно привыкнет и у вас появится свободное время.

    Укладывая ребенка вечером спать в определенное время будьте тверды и настойчивы. Никаких «ну, мамочка, еще пять минут...». Спать, значит, спать. Если он ни как не хочет ложиться, а, наоборот, втягивает вас в игру, начинает баловаться, показывайте всем свои видом, что наступило время подготовки ложиться в постель, поэтому играть с ним вы будете завтра.

    При этом ведите себя не только твердо и настойчиво, но и спокойно. Это очень важно для психологического настроя малыша. Ваши крики только спровоцируют слезы, а то и истерику. В дальнейшем такое в давление вызовет у него отторжение к режиму вообще.

    Поэтому будьте мудры и настаивайте твердо, но мягко. Спокойный, ласковый голос передаст ему сигнал о спокойствии и он быстро поймет, что вы от него хотите. Постепенно он привыкнет и будет ложиться спать безо всякого давления.

    Не стоит также практиковать ночные кормления, так как это не полезно малышу, а для его мамы ежедневное прерывание сна на ребенка - большой стресс для организма. Для кормящей женщины очень важно высыпаться.

    Неоднократно вставать ночью по первому требованию малыша вскоре вызовет нервное истощение и другие негативные последствия для здоровья.

    Чтобы малыш быстрее приучился спокойно спать на протяжение всей ночи, несколько ограничивайте его дневной сон.

    Чтобы малыш меньше капризничал и нервничал во время приучения его к распорядку дня, увеличьте в его рационе количество продуктов, богатых кальцием. Вообще, следите за питанием - оно должно быть сбалансированным, разнообразным, витаминизированным и вызывать аппетит.

    Чаще гуляйте, увеличьте время прогулок. Подышав свежим воздухом, малыш лучше поест днем и обязательно захочет спать. Прогулки, подвижные игры, занятия, походы на детскую площадку - все это очень нужно для привыкания к режиму. Чем насыщенней его день, тем быстрее и спокойнее он уснет вечером.

    Только, все перечисленные мероприятия должны происходить в одно и тоже, строго определенное время.

    Однако при составлении общего распорядка дня, важно оставить часы для свободного времяпрепровождения, когда ребенок может заниматься тем, чем хочет. Тогда режим не будет его тяготить, а значит, легче сформируется привычка к дисциплине, появятся навыки ответственности и организованности, необходимые для будущего ученика.

    И еще, чтобы малыш быстрее привык к режиму, ему необходим психологический комфорт. Поэтому постарайтесь создать в семье максимально спокойную обстановку. Крики, ссоры, разговоры на повышенных тонах этому не способствуют.

    Многие детские психологи настаивают, что правильно составленный распорядок дня, в значительной степени способствует правильному физиологическому развитию детей до трех лет.

    Более старших детей он приучает к самостоятельности, ответственности и дисциплине. Важно сохранить заранее заведенный распорядок. Однако при необходимости, вносите в него корректировки, в зависимости от меняющихся биоритмов, нагрузок и желаний ребенка.

    К семи годам он должен укладываться спать сам, в определенное время. Утром самостоятельно вставать по сигналу будильника. К десяти годам ответственным за соблюдение режима становится сам ребенок. Роль родителей должна отводиться только к периодическому контролю.

    В заключение отметим, что не стоит составлять слишком плотное, строгое расписание дня, которое будет утомлять ребенка и в конце концов, он взбунтуется. Первым делом присмотритесь к его пристрастиям и привычкам, прислушайтесь к его желаниям. Определите его биоритмы. Так вы наилучшим образом определите самое комфортное для ребенка время кормления, игр и прогулок. Соответственно, легко удастся приучить ко сну и бодрствованию.

    Е.Н. Корнеева «Эти загадочные малыши»
    (100 ответов на родительские «почему»).
    Ярославль, «Академия развития», 1999.

    Приучение ребенка к режиму - это не просто формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, кушать и гулять по часам.

    Приучение ребенка к условиям детского сада

    Попробуем разобраться в ней вместе. На каждые сто детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации ребятишек к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой.

    Мой сын так и не смог привыкнуть к детскому саду. Туда отправляешь со слезами, приходишь забирать, говорят, он с 11 часов лежит в кроватке, ни с кем не играет, кушать отказывается. Три недели промучались, так и сняли. Сколько же можно ребенку нервы трепать? Пришлось свекрови с работы уходить, чтобы с ним сидеть.

    В группе у меня есть одна девочка, умненькая такая, рассуждает как взрослая. А что делать с ней, не знаю. Сидит целыми днями у окна и только всех спрашивает: «А когда за мной мама придет?» Сядешь с ней, почитаешь, книжки посмотришь, вроде успокаивается на какое-то время. А потом опять за свое. Но я ведь не могу только ей одной заниматься, у меня другие, дети в группе брошены.

    Лучший момент для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду - это возраст в два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, обычно именуемый психологами кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности, относительной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.

    Наименее благоприятный период - это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

    Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, непрестанного нытья по выходным, а иногда и соматических расстройств - повышения температуры, появления болей в животе и жидкого стула, обострения хронических заболеваний.

    Дети прибегают к манипулированию, проливают горючие слезы, ластятся к родителям, требуя возврата к прежней вольготной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос, кто кого, решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они, остается еще одно средство - болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей относительно его остаются непоколебимыми и они опять собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.

    Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь - выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и работающим персоналом о необходимой длительности вашего пребывания в саду.

    Вы должны будете находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совершенно спокойно оставлять своего ребенка в саду.

    Либеральные же действия лишь усугубляют ситуацию ломки. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего ребенка или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе с другими ребятами до полутора-двух часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для вас, для ребенка и для воспитательного персонала детского сада.

    Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Лучше потратьте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам.

    Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.

    Теперь поговорим немного об организации подъемов и отбоев

    Родители часто беспокоятся о том, как поднять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до 11-12 часов и ложатся отдыхать вместе с взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму поэтому начинается с попыток уложить таких детишек в кровать чуть ли не в 8 часов вечера. Даже если это удается, то сон не наступает и родители вынуждены провести несколько малоприятных часов у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и спать.

    Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Тогда режим засыпания и просыпания будет без уговоров и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой - медвежонком, котиком или мартышкой.

    То же касается и нелюбимых блюд

    Первое время можно давать малышу с собой яблоко или морковку. Если, отказавшись от нелюбимого кушанья, он проголодается, то сможет съесть этот запас. Только не давайте ему шоколад, конфеты и печенье. Наевшись сладкого, ребенок вряд ли будет с аппетитом есть даже любимые блюда. Да и другие ребята станут смотреть на него с завистью. Впоследствии же дети привыкают к употреблению непривычной пищи и за компанию съедают все, даже то, что дома не едят.

    Несколько советов по приучению детей к режиму от доктора Комаровского