Как приучить ребенка к горшку: в каком возрасте, советы и рекомендации. Выбор горшка для ребенка

И правилам личной гигиены является важным этапом воспитания. Перед всеми родителями однажды встает вопрос: с какого возраста этим нужно заниматься и какие методики использовать? Некоторые мамочки хвастаются, что их малыш научился пользоваться горшком еще до года. На самом деле речь скорее идет о выработке у грудничка бессознательной реакции, а не осознанном осуществлении нужных актов. Приучать детей нужно только после выработки у них определенных навыков, и специалисты определили оптимальное время для начала занятий.

Время, рекомендованное специалистами для приучения ребенка к горшку

По мнению педиатров, ребенка нужно сажать на горшок не ранее чем в 1,5 года. Именно с этого возраста малыш уже способен осуществлять контроль над актами опорожнения мочевого пузыря и кишечника. В это же время появляется и осознание природных желаний.

Стоит учесть, что данная цифра является условной. В некоторых ситуациях с выработкой навыка придется повременить.

  1. Если малыш недавно перенес заболевание или болеет. Апатичного и капризного ребенка невозможно научить ничему. Придется дождаться полного выздоровления.
  2. Если в семье очень напряженная обстановка, связанная с кризисом отношений у родителей, болезнью или смертью кого-то из близких людей. Дети прекрасно чувствуют настроение окружающих, поэтому не стоит приучать их к чему-то в тот момент, когда мысли посвящены совсем не воспитанию.
  3. Если семья переехала на новое место или кардинально поменяла обстановку в квартире. Такие изменения не могут не отразиться на состоянии ребенка, лучше подождать, когда он привыкнет к новому окружению.
  4. Если в семье родился еще один малыш. При появлении двойной нагрузки родителям не стоит надеяться на собственную уравновешенность. Нет смысла приучать старшего малыша к горшку, когда все силы отданы на уход за младшим.

Процесс обучения будет успешен только в том случае, если карапуз уже обладает множеством полезных навыков, которые могут ему пригодиться.
По статистике, по достижению полуторагодовалого возраста, дети должны уметь следующие вещи:

  • ходить, садится, снимать и даже надевать штанишки;
  • понимать обращенную к нему речь, адекватно реагировать на указания;
  • выражать свои желания и эмоции, формулировать вопросы с помощью слов, интонации, жестов;
  • подражать действиям взрослых, повторять то, что от них требуют;
  • выполнять простейшие указания;
  • понимать, что такое похвала, и стараться ее заслужить правильными действиями.

Если малыш уже умеет все перечисленное, то проблем с привыканием к горшку возникнуть не должно. Если есть сомнения по поводу своевременности развития навыка, можно обратиться к педиатру, который вел ребенка с младенческого возраста.

Никто не запрещает родителям знакомить своего карапуза с основами личной гигиены и использования туалета в более раннем возрасте, даже до года. Но стоит подготовиться к тому, что успехи малыша будут незначительными. Как показывает практика, те дети, с которыми начали заниматься очень рано и те, с которыми были соблюдены все рекомендованные нормы, достигают одинаковых результатов. Это проявляется в том, что контролировать свое тело малыши начинают примерно в одно и то же время.

  • До 2-2,5 лет появляется контроль над опорожнением кишечника.
  • К 2,5-3 годам дети уже могут контролировать дневное мочеиспускание.
  • В 3-4 года у ребенка уже не возникает проблем с контролем над мочевым пузырем в ночное время.

Не стоит пугаться, если у малыша это происходит с небольшой задержкой. Представленные цифры не являются общепринятой нормой и могут быть другими. Если же данный вопрос очень тревожит родителей, можно обратиться за консультацией к педиатру, но ни в коем случае нельзя срывать злость на ребенке и считать, что он отстает в развитии.


Этапы обучения, их особенности

Важно понять, что приучить ребенка к использованию нового устройства всего за несколько дней не получится. Процесс обучения нужно проводить медленно, плавно переходя от одного этапа к другому. Не стоит давить в случае протестов, это ни к чему не приведет. Со стороны родителей требуется предельное внимание и безграничное терпение.

Этапы выработки привыкания к горшку

  1. Прежде всего ребенка нужно познакомить с новым предметом в обстановке. Устройство должно быть ярким, устойчивым и удобным, без острых краев. Начинать нужно понемногу, пару раз в день усаживая малыша в подгузнике и штанишках на его новый «стул». Через какое-то время можно начать снимать штанишки.
  2. Через 1-2 недели, если протестов от малыша не поступает, можно высаживать его на горшок уже без подгузника. Нужно проследить, чтобы стульчик не был холодным и неприятным на ощупь. Не стоит сразу же приучать карапуза «сделать все дела», он не поймет. Просто дважды в день его нужно сажать на яркий «стульчик». Если в какой-то момент тренировка совпадет с испражнением кишечника или мочевого пузыря, ребенка нужно обязательно похвалить.
  3. Обязательно нужно показать своему чаду предназначение нового устройства. Хорошо, если в семье есть ребенок чуть постарше, это намного облегчит процесс. Если же нет – просто нужно пытаться объяснить все простым и доступным языком. В подтверждение слов можно даже выкинуть в горшок использованный подгузник.
  4. Когда малыш привыкнет к новому «трону» и начнет спокойно на него садиться, можно начать подлавливать удобные моменты и понемногу приучать его к новому способу «сходить в туалет». Главное, не проявлять никакой агрессии и излишнего рвения. Просто после сна, прогулки или приема пищи можно предлагать ему посидеть на стульчике. Иногда родители улавливают сигналы, которые дети подают перед тем, как освободить кишечник или мочевой пузырь. Они прекращают играть, замирают, сосредотачиваются на одной точке. В этот момент им лучше всего ненавязчиво предложить горшок.
  5. Далее настает время заключительного этапа, на котором ребенка нужно приучить использовать новое приспособление самостоятельно. Предмет всегда должен быть в зоне доступности, на самом видном месте. Придется еще какое-то время напоминать малышу о том, что он теперь может использовать горшок тогда, когда пожелает. Как показывает практика, дети очень любят делать что-то без помощи взрослых и еще и получать за это похвалы.

В среднем, на весь процесс развития навыка уходит от 6 до 12 месяцев. Все это время можно использовать одноразовые или многоразовые подгузники, на скорость формирования привычки это не повлияет.


Специалисты выделили основные правила работы с ребенком при формировании у него «туалетных навыков».

  1. Насильно на горшке удерживать нельзя, не рекомендуется даже сильно уговаривать малыша. Он в любой момент может встать и пойти заниматься своими делами.
  2. Нельзя приучать детей к новому способу опорожнения кишечника и мочевого пузыря, ругая их за то, что они забыли о горшке и намочили штанишки.
  3. Правильные действия должны сопровождаться похвалой.
  4. Если в процессе приучения к горшку у малыша возникло стойкое неприятие нового устройства, необходимо сделать перерыв и только через какое-то время попробовать снова.

Важную роль играет и само приспособление. Выбирая оптимальный вариант, нужно обратить внимание на некоторые моменты.

  • Важно учесть, какого пола малыш. Для мальчиков существуют специальные устройства с завышенной передней частью. Эта деталь скоординирует направление струи и не позволит забрызгать пол.
  • Предмет должен быть удобным. Если он не подходит ребенку по росту или размеру, давит или натирает, малыш к нему никогда не привыкнет.
  • Сейчас появился широкий выбор «ночных ваз» с музыкой, подсветкой и другими развлекательными деталями. От таких моделей лучше сразу отказаться, дети должны понимать назначение предмета и не принимать его за игрушку.
  • Устройство должно быть ярким и привлекательным, так оно быстрее привлечет внимание малыша.

Относиться к обучению карапуза новым навыкам нужно с удовольствием. Дети это прекрасно чувствуют и делают все возможное, чтобы порадовать родителей.

Родители часто сталкиваются с проблемой того, что не могут приучить малыша к горшку. Особые сложности возникают у детей, которые привыкли к памперсу. Однако это можно легко и быстро сделать, если запастись терпением, регулярно показывать и рассказывать, как правильно ходить в туалет. Давайте узнаем, как приучить ребенка к горшку и как выбрать горшок для грудничка. Прежде всего, нужно понять, когда следует это делать.

Когда приучать к горшку

Некоторые высаживают грудничка на горшок уже после полугода. Однако педиатры утверждают, что приучать ходить в туалет ребенка до года нет смысла, так как психологически не готов контролировать мочеиспускание и акты дефекации. Такой контроль появляется только после 1,5 лет и формируется к 2-2,5 годам. В каком возрасте малыш будет готов, зависит от психологического и физического развития, к которым относят следующие навыки и умение ребенка:

  • Умеет ходить и нагибаться;
  • Поднимает с пола предметы;
  • Понимает речь взрослого и сам произносит некоторые слова;
  • Примитивно объясняет, чего хочет;
  • Остается сухим не менее двух часов;
  • Неуютно чувствует себя в мокрых штанишках и может примитивно объяснить это;
  • Дефекация происходит примерно в одно и то же время.

При перечисленных критериях развития физиологии и нервной системы начинают высаживать малыша. Известный детский педиатр Комаровский рекомендует приучать кроху ходить в туалет после двух лет, когда головной мозг уже осознает и контролирует выделительные функции.

Как считает Комаровский, именно в 2,5-3 года приучение пройдет легко и быстро. До двух лет добиться надежных и продолжительных результатов сложно. В этом возрасте у детей только вырабатываются рефлексы, при этом они не понимают и не осознают, когда хотят в туалет. Даже если вам удалось научить ходить малыша на горшок, в скором времени он может просто забыть и потерять навыки, а процесс обучения придется начинать заново.

Чем старше малыш, тем быстрее он научиться ходить в туалет. Так, двухлетний ребенок освоит процедуру уже через одну-две недели, а годовалому на это потребуется около месяца.

Правила приучения ребенка к горшку

  • Высаживайте ребенка на горшок по 4-5 минут перед и после дневного, ночного , кормления, до и после прогулки, перед купанием;
  • Покажите, как пользоваться горшком, на примере другого маленького ребенка. Если такой возможности нет, используйте игрушку того же пола и показывайте сами;
  • Перед тем, как справить нужду, ребенок затихает или проявляет недовольство (напрягается или кряхтит). В это время и предложите горшок;
  • Объясняйте и поясняйте ребенку, зачем нужен горшок;
  • Первые две-три недели обучения обязательно не используйте днем! Оставляйте одноразовые подгузники только во время сна и прогулок;
  • Каждый раз, когда малыш “сходил” в штанишки напоминайте, что нужно ходить в горшок;
  • Не заставляйте садиться на горшок против воли и не ругайте ребенка, будьте спокойны и терпеливы! Иначе можете вызвать отвращение у грудничка к этому предмету, и процесс приучения усложниться. Если он в очередной раз “сходил” штанишки, он еще не готов;
  • После того, как малыш намочил одежду, дайте походить ему так минут пять-семь, чтобы он понял и ощутил дискомфорт. Затем подмойте грудничка и смените штанишки. Придется запастись сменными штанишками и колготками!

  • Обязательно похвалите ребенка, когда тот попросился или самостоятельно сходил в туалет;
  • Горшок всегда должен стоять в пределах видимости и досягаемости. (Желательно, на полу в детской комнате);
  • Учтите, что горшок не должен быть холодным, иначе это отпугнет малыша. Поэтому выбирайте пластиковые модели, а не металлические или керамические;
  • Важно выбрать устойчивый горшок. Падение может спровоцировать отказ использовать предмет на долгое время. Поэтому лучше выбрать изделия со спинкой и подножкой;
  • Горшочек всегда должен быть чистым, поэтому обязательно мойте его после каждого изделия. Когда малыш, научиться ходить в горшок самостоятельно, приучите его и выливать содержимое самому. Покажите, как это делать на собственном предмете. Чтобы упростить процедуру, выбирайте изделия с ручкой;
  • Не поощряйте игры с горшком, так как он не должен восприниматься, как игрушка!;
  • Под горшочек можно постелить мягкий непромокаемый коврик, который обеспечит комфорт и тепло для ножек. Кроме того, он защитит пол, если вдруг малыш пописает мимо;
  • Вместо горшка можно использовать специальные детские сидения на унитаз. Особенно этот вариант подходит для мальчиков. Однако в первое время использование горшка – более эффективный и легкий метод, так как обучение происходит в привычной детской. Кроме того, горшочек всегда под рукой.


Как отучить от памперса

Когда вы используете памперсы, будьте готовы, что ребенок будет тяжело отказываться от них, особенно от использования ночью и на прогулках. Днем не используйте памперс вообще и говорите о том, что теперь ребенок должен ходить без них.

Постоянно объясняйте малышу, что когда он хочет в туалет, нужно ходить в горшочек. Когда выработаются устойчивые навыки использования горшка, вы начнете замечать, что ночью ребенок остается сухим. К 2-2,5 годам навыки закрепляются, и ребенок все реже хочет в туалет ночью.

Чтобы малыш спал спокойно и не просыпался, не поите его перед сном и всегда предлагайте горшок. Первое время оставляйте в детской комнате ночник, чтобы кроха мог самостоятельно сходить в туалет, если проснется. Утром после сна обязательно сажайте ребенка на горшок в независимости от того, пописал он ночью или нет.

Когда грудничок просыпается сухим или самостоятельно сходил в туалет ночью, обязательно похвалите малыша! Если ребенок долгое время писается в постель и не ходит в горшок ночью, лучше пока не отказываться от памперса.

От подгузника на улице отучайте ребенка в теплое время года. Перед прогулкой обязательно предлагайте малышу горшок и берите с собой запасные штанишки. Кроме того, можно брать и складной горшочек. Через некоторое время ребенок начнет терпеть и научиться проситься в туалет. Как организовать прогулку с грудничком и что взять с собой, читайте .

Повторное приучение

Будьте готовы, что ребенок может регулярно ходить в горшок, а потом вдруг отказаться от процедуры. Причин такого поведения может быть масса. Прежде всего, это раннее приучение, когда малыш ходит в туалет только рефлекторно, а к 2-3 годам при развитии психики он может легко отказаться от горшка.

На малыша может негативно повлиять смена обстановки. Поход в детский садик, переезд или появление второго ребенка в семье – стрессовые ситуации для грудничка. Семейные проблемы тоже негативно сказываются на психике даже такого маленького ребенка. В этих случаях важно дать понять ребенку, что он также любим, проявить терпение и снова приучать малыша к горшку. Кроме того, для трехлетних детей характерно такое поведение, когда они хотят сделать наоборот и выразить протест. Это временное явления, которое скоро пройдут.

Какой горшок выбрать

Сегодня рынок предлагает массу вариантов и моделей горшков для детей любого возраста. Важно сделать удачный и правильный выбор, ведь предмет может оказать прямое влияние на то, как скоро малыш научится ходить в туалет. Изделие должно быть комфортным и безопасным для грудничка. Давайте разберемся подробнее, как выбрать горшок для ребенка.

  • Для девочек берите круглые горшки, а для мальчиков – овальные;
  • Отдавайте предпочтение изделиям из пластика, так как железные и керамические предметы холодные и тяжелые. Легкий пластиковый горшок удобно мыть и брать с собой. Учтите, что это должен быть качественный и экологически чистый пластик!;
  • Для поездок, прогулок, походов в гости и берите складные модели с крышкой;
  • Выбирайте устойчивые модели, чтобы малыш вдруг не упал во время важного процесса;
  • Спинка способствует комфортному и устойчивому расположению ребенка;
  • Модели с подножкой обеспечат устойчивость предмета в то время, когда малыш встает или садится;
  • Модели с ручкой упростят процедуру уборки. Кроме того, такие изделия очень удобны, когда малыш самостоятельно убирает горшочек;
  • Выбирайте такие размеры, которые соответствуют размерам ребенка. Не берите модели с музыкальными сопровождением и световыми эффектами, в форме машинки, животного и пр. Иначе малыш будет воспринимать горшок, как игрушку, которая уведет от понимания, зачем нужен этот предмет.

Доктор Комаровский тоже не рекомендует брать изделия с музыкой, подсветкой и прочими эффектами. Он считает, что цвет и количество “прибамбасов” не играет особого значения. Важно, чтобы ребенок не воспринимал горшок, как игрушку! Поэтому лучше выбирать классические детские горшки.

Если вы приучайте ребенка к унитазу, а не к горшку, важно правильно выбрать детские сидения. Они должны быть мягкими и прочными. Выбирайте жесткие конструкции, которые не прогибаются и не ломаются. Используйте изделия с гладкой и ровной поверхностью, обязательно с антибактериальным покрытием. Правильно подберите размер, важно, чтобы сиденье перекрывало контур чаши унитаза минимум на 0,5 сантиметров.

Время неумолимо бежит и вот уже подросшую малютку следует знакомить с новым для него еще аксессуаром.

Рано еще или нет? С какого возраста приучать ребенка к горшку и когда нужно приучать ребенка к горшку?

Как выбрать «трон» для дитяти? О некоторых полезных рекомендациях каждая мама узнает из нижеследующей статьи.

Во сколько месяцев или лет приучать ребенка к горшку?

Официальная медицина и детская психология едины во мнении.

Приучение ребенка к горшку возможно в том случае, когда у малыша более или менее созревшая нервная система (в головной мозг поступают определенные сигналы) и он лучше понимает свое тело, чувствует возникший дискомфорт и может контролировать позыв, чтобы сообщить о своих «делах» и добежать до «мини-унитаза».

Ни один педиатр или психолог с точной уверенностью не сообщит мамам и бабушкам конкретный возраст и точные правила приучения ребенка к самостоятельному туалету. Наилучшее время варьируется в пределах 1,5 – 2 лет. Возраст условный, ведь каждый малыш уникален, физиологические особенности организма крох различны и у них собственные индивидуальные этапы взросления.

Воззрения медицины и возможности ребенка чаще всего не совпадают. По этой причине желательно с некоторым чувством сомнения знакомиться с мнениями педиатров и ни в коем случае не сверяться с таблицами и торопить чадо.

Всегда следует помнить о том, что в обществе нет ни одного здорового взрослого человека, который не умел бы контролировать свои естественные позывы.

Что показывает практика?

На деле все оказывается индивидуально, и готовность малыша к контролированию своих ощущений в большей степени зависит от психологического развития ребеночка и его осознанности.

Кроха готов к горшку, если выражает недовольство мокрым или испачканным бельем, выполняет несложные действия (самостоятельно садится и встает, снимает и надевает трусики, подражает старшему братику, сестричке или взрослым).

Хорошими показателями считаются также умения оставаться чистеньким в течение 2 часов; моменты мочеиспускания и дефекации становятся предсказуемыми и сопровождаются мимикой или жестами.

Чуткие и наблюдательные мамы могут определить позывы ребенка к испражнению уже с 3 месяцев, другие начинают приучать крох к горшку приблизительно с 9 – 10 месяцев, когда ребенок может устойчиво сидеть.

Ни в одной стране мира нет единого правила. В африканских племенах действует естественный подход: внимательная мама носит малыша в слинге и приучает новорожденного к горшку, начиная с 3 дней. В европейских странах ребенка учат проситься на горшок в 2 года, в США – к 2,5.

С возникновением многоразовых подгузников время приучения к горшку неумолимо отодвигается на более поздние сроки.

Грамотная покупка горшка

Немаловажное значение имеет сам «предмет торжества». Когда бы ни началось приучение ребенка к самостоятельной процедуре гигиены, нужно с особой щепетильностью отнестись к покупке горшка.

Основные особенности аксессуара:

  • Когда малыш сидит, то ножки у него должны быть под прямым углом. При несоблюдении этого правила может возникнуть давление на диафрагму и, как следствие, – геморрой и трещины прямой кишки.
  • Горшок должен устойчиво стоять на полу и ни в коем случае не шататься, в противном случае могут быть падения малютки.
  • Дизайн горшка должен быть выполнен в классическом стиле. Ребенку не следует воспринимать аксессуар в качестве игрушки – ему нужно спокойно делать свои дела и не отвлекаться на игровые моменты.
  • Наилучший материал – пластмасса, она не бывает холодной и кроха не будет чувствовать дискомфорт в осенне-зимний период.

Форма и цвет горшка не имеют значения. Но на аксессуаре могут быть дополнительные ручки, чтобы малыш мог опираться на них. Мамам и папам желательно отказаться от горшков в форме стульев, кресел, машинок, так как кроха может путать свой объект гигиены от настоящих предметов, которые изначально не предназначаются для испражнений.

Перед тем как приобрести понравившийся горшок, родителям следует определиться с его местом использования. Существует огромное количество детских горшков, которые незаменимы при путешествиях.

  1. Разборные аксессуары в форме чемоданчика. Материл – комбинированный: чаша производится из плотной ПВХ пленки, спинка, ножки сидения и круг – из пластмассы.
  2. Надувные приспособления. Основа – плотная медицинская резина. Бывают мягкими и пружинящими.

У ребенка нет психологической устойчивости к частой смене привычных приспособлений. По этой причине нужно за несколько дней до использования ознакомить малыша с другим горшком и дать ему время привыкнуть к новому предмету.

Как приучить ребенка какать на горшок? Если кроха стойко не переносит даже внешний вид горшка и наотрез отказывается от него, то родителям следует сменить тактику.

Самый лучший выход – это гибкость: надо «забыть» о важном инструменте и вспомнить о нем через 2 – 8 недели.

В противном случае нечуткие мамы, бабушки или няни вызовут у ребеночка стойкую неприязнь к горшку и последующим гигиеническим процедурам. У крохи могут возникнуть и функциональные запоры.

Детские психологи советуют перед приучением к горшку провести с малышом ролевые игры. Вначале в игрушечный горшочек садятся медвежонок, зайчик, тигренок, а в настоящий – главный герой. При правильной организации игры малыши должны чувствовать удовольствие от забавного процесса.

Взрослым обязательно нужно поощрять и хвалить ребеночка за любые достижения (чмокать в щечку, хлопать в ладоши, звать в свидетели маму или бабушку). Даже если он описается, не добежав до горшка, то ни в коем случае нельзя ругать малыша. Надо выразить радость, одобрить его поступок и сообщить, что в следующий раз он вспомнит о нужде заранее и вовремя успеет сделать свои дела.

У детей очень развит механизм подражания. Ребенок быстрее приучается к горшку, если в семье есть старшие братья и сестры.

Что не следует делать?

Нельзя отчитывать малыша, унижать его перед другими детьми или ставить ему в пример братика, сестричку, соседского ребенка, которые уже давно не писают и не какают в штанишки. Доброжелательная атмосфера в семье – залог быстрого приучения крохи к горшку.

Нельзя разрешать малютке засиживаться на горшке. Максимальное время для сидения – 10 минут.

Нужно отказаться от гениальной мысли приобрести маленькое сидение на унитаз. Ребенок, сидя на аксессуаре, должен крепко ставить пяточки на пол, так как при опорожнении кишечника очень важное значение имеет чувство уверенности.

В этом случае у крохи смешиваются понятия горшка, места игры, отдыха и общения.

Стратегия поведения при приучении ребенка к горшку должна быть одинаковой у всех взрослых: мама, папа, бабушка, няня и другие люди, принимающие непосредственное участие в воспитании и уходом за крохой, должны соблюдать единые правила.

Приучать ребенка к горшку – процесс, не требующий особых усилий. Простой набор сведений и основных правил помогает родителям грамотно организовать практический процесс без хаотичности и ненужных действий.

Видео на тему

Рутина и привычки у детей, в том числе выполнение работы по дому и другие обязанности, как правило, формируются к 9 годам и больше не меняются значительным образом. У большинства детей к третьему классу уже устойчиво формируется понятие о том, что ему нужно делать, а что - нет. В ходе данного исследования американские специалисты опросили около 50 000 семей.

Поэтому психологи рекомендуют приучать ребенка к порядку с ранних лет. Многие родители пытаются как можно больше продлить счастливое детство своих чад, объясняя это тем, что в дальнейшем им придется еще хлебнуть взрослой жизни, так пусть отдыхают, когда есть время. Конечно, благие намерения родителей можно понять. Помимо этого, родители боятся доверять ребенку те или иные домашние обязанности, потому что они переживают за безопасность своих детей или что ребенок будет расстроен, если у него что-то не получится.

Однако необходимо понимать, что неудачи - это неотъемлемая часть любого процесса обучения. И говорить "Я не хочу, чтобы моего ребенка расстраивали неудачи" - все равно что сказать "Я не хочу, чтобы мой ребенок учился". И дети, и взрослые учатся на ошибках. Поэтому не бойтесь понемногу учить ребенка быть самостоятельным и ответственным.

Домашние обязанности ребенка - это неотъемлемая часть воспитания и формирования самостоятельности и ответственности. А чтобы родители могли ориентироваться в том, в каком возрасте и что ребенок должен уметь делать самостоятельно, а также как правильно приучить ребенка к порядку и самостоятельности, психологи рекомендуют использовать нижеприведенную схему.

Ребенок дошкольного возраста:

Детям такого возраста родители представляют понятие совместное ответственности за поддержание порядка в доме и уходом за собой. В таком возрасте для детей уборка - это игра. Не забывайте хвалить малыша за выполненное задание. Чему необходимо научить ребенка дошкольного возраста:

  • убирать игрушки;
  • самостоятельно выбирать одежду (из предложенных Вами вариантов);
  • помогать убирать со стола;
  • чистить зубы;
  • накрывать на стол;
  • вытирать пыль;
  • застилать свою постель.

Не критикуйте ребенка за неидеально проделанную работу и не заставляйте его переделывать то, что он сделал не совсем так, как Вам бы этого хотелось. Помните, что в процессе обучения навыки совершенствуются, а способствует этому не критика, а похвала. Чему необходимо научить ребенка 5 - 7 лет:

  • накрывать на стол;
  • убирать со стола после еды;
  • сортировать грязную одежду (белые и цветные вещи отдельно);
  • доставать книги и тетради из рюкзака; выбрасывать мусор из рюкзака;
  • одеваться (со сложными пуговицами и шнурками помогают родители).

Это время очень важно для обучения ребенка путем проб и ошибок. Что должен уметь ребенок в первом классе: с вечера выбирать себе одежду; полностью одеваться самостоятельно; аккуратно заправлять постель; самостоятельно собираться в школу до завтрака; выносить мусор; вытирать пыль в своей комнате; самостоятельно собирать рюкзак в школу; самостоятельно складывать одежду в шкаф (под руководством родителей).

  • готовить простой завтрак;
  • определять время по обычным часам;
  • самостоятельно собирать и разбирать рюкзак;
  • мыть посуду;
  • пылесосить и вытирать пыль в нескольких комнатах;
  • пользоваться микроволновкой.
  • писать список необходимых продуктов;
  • готовить простую еду для семьи (например, яичницу);
  • самостоятельно убираться в шкафу;
  • знать, что ему нужно в школу и покупать некоторые предметы самостоятельно.

Приучить ребенка к самостоятельности не так уж сложно. Главное - начать делать это в соответствующем возрасте и всячески поддерживать ребенка, не перегружать его и объяснять в доступной форме, что его помощь в выполнении домашних обязанностей Вам просто необходима.